Прежде чем начать хочу заметить, что я знаю о том, как раздута данная тема в некоторые кругах. Однако не смотря на распространённость данного вопроса, все равно находятся люди которые не способны дать на него конкретный ответ, а если и способны, то без какой либо аргументации. К тому же я не хочу выставить себя каким то надутым эстетом, а всего лишь выражаю свое, скромное видение данной ситуации. И так, приятного чтения… или просмотра.
Видео версия.
Текстовая версия.
Представьте картину Мона Лиза, написанную художником Леонардом Да Винчи. Что вы чувствуете рисуя в голове её образ? Восхищение? Спокойствие? Чувствуете ли вы то, на сколько был велик человек написавший её? А знаете почему вы все это чувствуете, потому что Моня Лиза — это произведение искусства, шедевр существующий вне времени.
А теперь вспомните например… ну например игру Fallout 1997-го года. Что если я скажу вам, что между Мона Лизой и Fallout-ом куда больше общего, чем вы можете себе представить. И возможно вы спросите, как игру, можно поставить на ровне с творением одного из величайших художников? Я же отвечу вам, что для того, чтобы понять всю глубину Fallout-а, необходимо не смотреть на него, а поиграть, потрогать так сказать, собственными руками. И что, если я вам скажу, что игра и есть – произведение искусства? Единицы из вас согласятся, но большинство будет готово поспорить со мной. Так давайте выясним, можно ли назвать компьютерные игры искусством.
Прежде чем начать вести разговор о принадлежности игр к искусству, стоит в начале выяснить, а что же представляет из себя искусство как таковое (это все понадобится в дальнейшем, и без ниже изложенной терминологии мы не поймем часть доводов). В чем разница между Ромео и Джульетта, и например Пяти десятью оттенками серого? Только в дате написания? Или может быть в ценности произведения для всего человечества? И поскольку в дальнейшем такие термины как произведение искусства будут звучать здесь часто, то давайте как выясним что они конкретно обозначают.
Искусство – это образное осмысление действительности, результат выражения внутреннего или внешнего мира в художественном образе. И при этом этот самый художественный образ отображает интересы не только самого автора, но и других людей.
Произведением искусства в свою очередь является материальное воплощение художественного творчества, при этом обладающее эстетической ценностью.
Важно отметить и тот факт, что любое произведение искусства должно носить в себе некий, эмоциональный заряд. Человек, смотрящий на произведение искусства должен испытывать чувства, сходные с чувствами автора.
Ну и что так же стоит заметить, любое произведение искусства определяется временем. То есть должно пройти некоторое время, прежде чем люди смогут признать то или иное произведением, проявлением искусства. Стоит при этом понимать, что если то или иное произведение не претендует на что то высокое, то этих высот оно и не достигнет. Это касается массового продукта призванного приносить прибыль. Но об этом мы поговорим позже.
Теперь, когда мы имеет образное представление о том, что такое произведение искусства, следует перейти к классификации. Всего существует три вида искусств: изобразительно искусство, зрелищное и выразительное. К первому виду относится живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, фотоискусство и комиксы. К зрелищным относятся театр, опера и киноискусство. Ну и к выразительным видам искусства относятся архитектура, литература и музыка.
Заметьте, нигде нет компьютерных игр. Значит ли это, что их нельзя отнести к произведениям искусства. Нет, не в коем случае. Просто люди этого еще пока либо не осознали, либо просто не готовы осознать. Как я сказал выше, искусство определяется временем. То есть взяв к примеру ту же картину Мона Лиза, мы с уверенностью скажем – что это искусство, ибо миллионы людей до нас, на протяжение нескольких веков считали так же.
А теперь позвольте вам кое что прояснить. Все вышеприведенные виды искусства можно расположить в линию, друг за другом. Их порядок будет определяться временем. Давайте для простоты понимания возьмем только некоторые виды. Так например живопись будет стоять в самом начале, ибо истоками она уходит в наскальные рисунки пещерных людей, далее будет идти архитектура, после можно расположить литературу, далее киноискусство и под конец мы поставим компьютерные игры.
И так, я более чем уверен что никто, абсолютно никто не станет спорить с тем, что живопись можно проявлением искусства, даже малообразованные человек, имеющий малое представление о культуре, не станет ставить под сомнение правильность отношения работ Сальвадора Дали или Карла Брюллова к произведениям искусства. Почему? Потому что так считают все. Эти работы были признаны произведением искусства еще задолго до нашего рождения. Художники написавшие эти картины вложили в них не только свои силы, но и идею, которая дошла до нас сквозь не одну сотню лет. Причем идея это хранилась в максимально изощрённой форме.
Хорошо, мы выяснили что принадлежность живописи к искусство некто не осмелится поставить под сомнение. Тоже самое можно сказать и про архитектуру. Греческий парфенон, Нотердам Де Пари, собор Святой Софии. Эти постройки не только поражают своей красотой и величием, но и рассказывают нам историю того периода, в котором они и были построены. Они показывают предпочтения людей того времени, их культуру, образ жизни. Здесь так же некто не усомнится в том, что здания приведенные в примере выше, являются произведениями искусства.
Но стоит уже взять литературу, как тут же появляются первые сомнения. Людей, ставящих под сомнения правильность в принадлежности книг к произведению искусства очень мало, но таковы имеются. Их основным аргументом является тот факт, что между рассказчиком и читателем имеется посредник в виде самой книги, то есть читатель может неверно истолковать посыл автора, что является неверным, ибо в той же самой архитектуре, самое здание, стиль в котором оно построено, является посредником между архитектором и простым человеком.
Переходим дальше, и уже в кинематографе мы видим куда больше людей, готовых заверить, что кино нельзя назвать произведением искусства. Причиной тому является тот факт, что кинематограф зародился в конце 19-го века, и он еще не успел так сильно закрепиться в культуре людей. Однако уже, многие могут подтвердить, что кино можно назвать искусством. В качестве примера обычно приводится Космическая одиссея, Побег из Шоушенка, Форест Гамп и Унесённый призраками. Хотя последний по сути своей и является анимацией, но его так же можно отнести и к кинематографу. То есть замете, здесь прослеживается четкая закономерность. Чем моложе, так сказать, вид искусства, тем находится больше людей готовых его критиковать и оспаривать. Почему? Потому что как я сказал ранее, произведение искусства определяется временем, однако бывают и исключения, когда появляется нечто, что в миг обретает статус культового, и находит всеобщее признания не по истечению определенного срока.
И вот мы дошли до компьютерных игр. Первые игры начали появляться еще в середине прошлого века, однако в массовую культуру они начали просачиваться только в семидесятых – восьмидесятых годах, с изобретением аркадных автоматов и первых домашних консолей.
То есть компьютерным играм по большому счету еще и пятидесяти лет нет. Однако при этом, игры обладают всем тем, что делает такие вещи как архитектуру, литературу и кино искусством. Вопреки ошибочному мнению – игры это не просто программный код, призванный развлекать игрока. В большинство из них заложена некая идея, которую пытается донести разработчик до игрока, здесь можно найти историю способную задеть самые тонкие струны вашей души, здесь может быть прекрасный визуальный стиль. Помимо этого, есть одна вещ, которая способна поставить компьютерные игры на ровне с архитектурой. Игры, а точнее история их развития, показывает нам и историю развития человечества в последний период времени. Взглянув на то, какой путь проделали игры, как сильно они изменились, можно сделать вывод, что за почти пол века человечество сделало невероятно скачек в технологическом развитие. И все это развитие прослеживается именно в играх.
Кроме того, компьютерные игры, а если быть точнее, то программный код, это такой же способ донести посыл до игрока как и холст картины, книжная страница или же кинопленка. Нет по большому разницы в том, в каком формате автор, а в данном случае разработчик, преподносит игроку идею. Важнее сама идея, то как она преподносится, каким языком, какими приемы для этого используются.
Хорошо, давайте перейдем от скучной терминологии к конкретным примерам, ибо как давно известно, теория теорией, а знания закрепляются за практикой. И на примере нескольких «шедевральных» игр, я покажу вам, почему их можно назвать произведением искусства.
Видео я начал с игры Fallout, и не спроста, ибо по мнению многих это отличнейший пример не просто хорошей, а изумительной RPG, где принадлежность к жанру оправдана на все сто. Что же такого особенного в этой игре? Графика? Нет. Сам игровой процесс? И снова нет. Ответ кроется в отыгрыше роли. Fallout – это игра в которой ты можешь отыгрывать абсолютно любого персонажа. Ты можешь пройти игру десять, двадцать, нет, да хоть тридцать раз, и каждое твое новое прохождение будет выглядеть по другому, в зависимости от типа игра.
Вот вам более очевидный пример, игра Journey. Она проходится за какие то пары часов, но за эти пару часов вы испытаете радость, надежду, дружбу, печаль, переживете смерть и наконец рождение. Что не менее важно, вы узнаете как все это может быть тесно взаимосвязано. И все это в игре без диалогов, в игре, где все что нам нужно – это идти вперед. Можно много рассуждать о посылах этой игры, что позволяет без сомнения назвать Journey настоящим произведением искусства, ибо она заставляет задуматься о главной идеи игры даже после её прохождения. Этим эффектом философского послевкусия могла похвастаться игра Bioshock Infinite. Здесь есть много вещей, способных заставить игрока задуматься. И речь идет не только о главном сюжете и концовки, после просмотра которой игрок будет еще пол часа прибывать в ступоре. Я говорю про такие подымаемые игрой темы, как антиутопия, роль науки и религии в жизни общества, моральные ценности и то, на сколько они важны для поддержания благосостояния общества.
Из относительно недавних примеров можно выделить такие игры как Valiant Hearts или же Last of us. Первая – это пример трогательной истории способной заставить выдавить слезу даже самого скупого на чувства человека. Last of us же не просто рассказывает трогательную и жестокую историю, здесь пытаются показать истинную сущность человека, указать на то, как низко мы способны пасть. Кроме того, в конце игра поднимает очень сложную тему: на что мы готовы ради тех, кого любим. Главный герой в конце игры может спасти все человечество ценой жизни горячо любимого им человека, однако он поступает иначе. Обрекая на смерть последние остатки рода людского, главный герой спасает того, ради кого он готов жизнь отдать. И с одной стороны, финал игры плох и печален. Но с другой стороны, а как поступили бы в этой ситуации? Какой выбор совершили бы вы? Смогли бы вы так просто пожертвовать жизнью дорогого вам человека?
И подобных примеров у меня найдется не мало. Любой человек хорошо знакомый с игровой индустрией сможет привести еще не один десяток игр, которые можно было бы назвать произведением искусства: To the moon с её драматичным сюжетом, Morrowind с его дивным и сказочным миром, Limbo с неповторимым визуальным стилем, или же серия Metal Gear с её размышлениях о патриотизме, и о том, какие же вещи стоят того, что бы за них бороться. Но на все это ушло бы слишком много времени.
Ну а если и эти аргументы являются для вас не очень то и увесистыми, то вот вам еще одно доказательство, почему игры являются искусством… процесс их разработки. Предположим, что никто из нас не спорит с тем, что кино является произведением искусства. Но суть в том, что процесс разработки большинства современных игр почти не чем не отличается от сьёмок кино. Здесь так же пишется сценарий, здесь так же важна игра актеров, здесь так же идет большой упор на режиссуру и операторские планы. Это достаточно примитивный пример, но он наглядно показывает на сколько тонка грань между играми и фильмами. А это значит, что раз вы можете назвать кино произведением искусства, то и игры вы также не обделите данным титулом.
Я же хотел вам рассказать и показать, что за играми кроется нечто большее, чем просто развлечение для детей. Конечно это касается не всего. В играх, как и в кино или же в литературе, есть примеры продукта созданного с одной целью, заработать как можно больше денег. И такие игры никогда не приведут в пример произведения искусства, как некто не назовет трансформеров или же форсаж великим творением. Этот продукт занимает свое, особенное место, и за его пределы выбираться не собирается.
К сожалению пока что слишком мало людей имеют полное представлением о том, что же такое компьютерные игры на самом деле, какие порой произведения рождаются руками талантливых программистов. И в этом нет по сути их вины. То есть это вполне естественно, что пока что компьютерные игры пока массово не признаны как искусство. И пускай в 2011-м году Национальная программа поддержки искусства в лице правительства США и признала компьютерные игры произведением искусства, многие продолжают считать что это не более чем развлечение для молодежи. Должно пройти больше времени, прежде чем игры будут признаны большинством. Однако уже сейчас они начинают проникать глубоко в нашу культуру. По сути повторяется та же самая история, что когда то приключилась с комиксами или же кинематографом. А ведь вспомните, в начале некто не воспринимал ни кино, ни комиксы всерьез. Пляшущие на экране человечки и цветные картинки… что может быть в этом высокодуховного? Однако прошло время, и только единицы готовы поспорить с тем, что Зеленая миля или Лабиринт Фанта являются произведениями искусства. Не стоит забывать, что люди, весьма и весьма консервативны, и им очень тяжело принять что то новое. Сменится пару поколений, прежде чем компьютерные игры не начнут считаться примерами проявления искусства.
Что же, думаю что я вполне развернуто ответил на этот вопрос. А поскольку более мне сказать нечего, я буду заканчивать. Спасибо всем за внимания и надеюсь что я вам не наскучил за все это время. Удачи вам и до встречи…
Лучшие комментарии
Искусство — это взрыв.
Взрыв — это бум.
Поезд сделал бум.
То же самое с фильмами, большинство смотрит ради спецэффектов и чтобы было, куда глаза деть, пока попкорном желудок набиваешь. И тем не менее, думаю, ни у кого сомнений не возникает, что киноискусство есть. А еще раньше так было с театром, во времена Шекспира в театр приходил уличный сброд, который любил кидаться помидорами. И тем не менее театр — искусство. Суть не в том, кто потребитель, автор блога правильно все расписал.
Да, но нет. Ибо:
Да — т.к. есть люди, которые считают игры искусством. И таких немало.
Нет — т.к. далеко не все игры имеют хоть сколь-нибудь большую фанбазу из людей, считающих вот именно этого представителя искусством.
Так что, отдельные игры — да. Но в массе своей — нет. Т.к. малая толпа почитателей, из двух с половиной человек, явно не может диктовать что есть искусство массовое, а что нет. Впрочем, так же как и с остальными видами искусства. Не массовое — даже говно размазанное по стене — искусство, если найдётся хоть один отморозок, называющей это таковым.
Вот и всё. Не надо растекаться в какие-то временные рамки и прочее (хотя мысли интересные, безусловно). Тем более, какие вообще могут быть сомнения, когда игры могут содержать в себе и литературную, и графическую, и архитектурную, и звуковую, и бог весть какую ещё составляющую?
З.Ы. Проведите, пожалуйста, нормальную вычитку. Даже мне читать больно.
Да и, допустим, The Stanley Parable можно сравнить с книгой, но где человек сам решает в какой последовательности увидеть историю в историю.
Только читал. видео версию не смотрел.
Байошок Инфинит такой супер-пупер? Нет, боевик на вечер, как верно заметили в комментариях выше. Он не плох, но всё портит боевая система и сражения, быстро надоедает. А рассуждения о времени и пространстве вкупе с моралью науки и религии, видел и лучше. Эт оя так, к слову, надоели восхваления 3-го байошока.
Приведу примеры, которые по моему наиболее отвечают определению искусства:
Анабиоз. Сон Разума
The Path
Фобос 1953
Тургор
SOMA
Бесконечное Лето
Можно и больше, но не все я прошёл/помню. В написанных выше, я уверен что это именно те игры, которые разрабатывались не только для звонкой монеты. (Наверное по этому непонятно что с Action Forms и Tale of Tales, которые умирант.)
atomgrib