Привет! Как вы думаете, за что любят GTA 4? Как мне кажется, ответов на этот вопрос столько же, сколько и геймеров, которые в нее сыграли. Кому-то нравится мрачный город, который резко контрастирует с солнечными Майами и Лос-Сантосом. Кому-то — персонажи, которые больше похожи на настоящих людей, а не сборники клише и юморесок. А кто-то даже получает наслаждения от физики «четверки».
Но я люблю эту игру за то, без чего бы не работала ни одна из упомянутых особенностей. Я без ума от аудиодизайна GTA 4. Я могу часами просто кататься по городу, вслушиваясь в скрип подвески и визг шин, когда машина Нико входит в поворот. Я специально еду в парк во время дождя, чтобы послушать, как шумит листва. Во время перестрелок я довольно часто погибаю, потому что не слежу за противниками, а наслаждаюсь лязгом затворов и звоном падающих гильз.
Кто-то скажет, что звук не играет никакой важной роли. Ведь гораздо важнее история, прописанная мотивация у персонажей и все в таком духе. Но я с этим абсолютно не согласен. Каждый год выходят десятки игр, которые могут похвастаться необычным сеттингом, приятной физикой, увлекательным сюжетом. Но о них забывают спустя несколько месяцев после релиза. А «Четверка» остается на слуху даже через 16 лет. По традиции напомню, что вы смотрите Дыши Глубже, и сегодня я объясню, почему именно звук сделал GTA 4 великой игрой, а столь любимое радио Vladivostok FM чуть все не испортило.
Город, который никогда не спит
Как житель мегаполиса я с уверенностью могу сказать, что крупные города не замолкают ни на секунду. С улицы постоянно доносятся крики детей, рев моторов, громкая музыка и прочее. Ночью часть звуков уходит, но их место тут же занимают другие. Например, у меня под окнами в течение пары недель после полуночи ремонтировали дорогу, так как днем это сделать невозможно из-за слишком плотного трафика.
Город в GTA 4 также не умолкает ни на секунду. И это оказывает невероятно сильный эффект погружения. Ты чувствуешь себя маленькой букашкой среди этих огромных и пугающих небоскребов. Над головами часто пролетают вертолеты. Возле памятников можно встретить щелкающих фотоаппаратами туристов. А в подворотнях копошатся бездомные. Город живет своей жизнью, и, кажется, совсем не замечает Нико.
Как рассказывал в одном из интервью сотрудник Rockstar Audio Мэтью Смит, в GTA 4 реализована так называемая «система источников окружающего звука». Именно она заставляет игрока поверить в то, что мир игры может существовать без его участия. К примеру, во время спокойной прогулки по улице есть шанс услышать, как где-то вдалеке на вызов едет полицейская машина с включенной сиреной.
Кроме того, звуки сильно зависят от времени суток и погоды. Если вы решите прокатиться после полуночи, то «шума» в городе будет не только гораздо меньше, но звучать он будет совершенно иначе. Вы почти не встретите бибикающих таксистов, и реже будете слышать проклятия от пешеходов, реагирующих на агрессивную езду.
Кстати, о пешеходах. Знаете, меня всегда очень веселило, как в старых частях серии NPC во время хождения по улице начинали внезапно разговаривать сами с собой, при этом активно жестикулируя. В ремастерах, как мне кажется, это пытались поправить, но что-то пошло не так.
Подобное поведение в Rockstar посчитали странным и вырезали эту механику из четвертой части. Чтобы пешеходы не выглядели немыми манекенами им «выдали» мобильные телефоны. И вот я только недавно понял, как, казалось бы, такая незначительная деталь влияет на атмосферу. Поиграйте в GTA III или San Andreas, и вы поймете, насколько сильно выбивает из погружения, когда NPC начинают разговаривать сами с собой. Кажется, будто попал в сумасшедший дом. Впрочем, возможно, это была пасхалка от разработчиков. Ведь в интернете полно видео с довольно странными людьми на улицах американских городов.
А вот что мне не понравилось, так это озвучка некоторых пешеходов, а также сюжетных персонажей в районе Хоув-бич. Часть из них говорит нормально, и видно, что Rockstar пригласила русскоязычных актеров. Но остальные озвучены явно иностранцами, потому что иностранный акцент сложно с чем-то спутать.
Также на звук сильно влияет место, в котором вы сейчас находитесь. И я даже не про уникальные для каждого отдельного района звуки. Понятно, что промышленная территория имеет собственный фон, отличный от того же Алгонквина. Но даже внутри одного района аудиодвижок игры учитывает ваше окружение. К примеру, заехав в тоннель, вы услышите как шум двигателя отражается от стен, многократно усиливаясь.
Разработчики отмечали, что каждый звук имеет свой собственный фильтр, который меняется в зависимости от того, на каком расстоянии вы находитесь от источника. То есть даже самый обычный автомобильный гудок, доносящийся с расстояния в 100 метров, звучит не просто тише, он звучит совершенно иначе, по сравнению с тем, что вы слышите, если в этот момент находитесь рядом с машиной.
Всего для GTA 4 было записано около четырех с половиной тысяч отдельных звуковых файлов (речь об эффектах), которые могли собираться в 19 тысяч различных комбинаций. В том же интервью Мэтью Смит признавался, что лишь на запись звуков дождя они потратили треть всего аудиобюджета GTA: San Andreas!
Но что-то мне подсказывает, что большинство наших геймеров не смогли оценить все разнообразие звука, так как играли на старых, пузатых компах с ужасными колонками. И тут могла бы быть реклама каких-нибудь крутых наушников, но мне, увы, никто не заплатил. Поэтому я лишь могу искренне посоветовать вам перепройти «четверку» сейчас, когда у вас есть возможность услышать качественный звук. Поверьте, даже если вы не оценили игру в детстве, она раскроется для вас с новой стороны.
Лицензия на убийство
Но, разумеется, GTA — это не симулятор современного мегаполиса. В первую очередь — это криминальная история! А без чего не может обойтись ни одна криминальная история? Правильно, без пушек.
И я, пожалуй, могу назвать от силы несколько игр, где оружие настолько инертное, а эффект от попаданий пуль столь реалистичный. Но мы сегодня говорим все же не о физике, а о звуке.
Как рассказывал Мэтью Смит, каждый выстрел, не важно, совершаете ли его вы или ваш противник, состоит из примерно 10 отдельных компонентов. И, соответственно, звучит совершенно по-разному в зависимости от типа оружия, расстояния и локации.
А вот о следующей настройке лично я слышу впервые. Но, если таковая где-то встречалась, то, пожалуйста, напишите об этом в комментариях. Оружие противников в онлайне звучит максимально громко лишь в том случае, если ваш персонаж находится в зоне поражения и может быть убит. Таким образом игроки понимали, что нужно спрятаться в укрытие без текстового оповещения на экране.
Но так это или нет, мне проверить не удалось. Найти живой сервер еще пару лет назад было той еще задачкой. А сейчас их и вовсе отключили.
Водка, матрешка и Серега
В чем каждая часть GTA не отличается от предыдущей, так это в качестве и разнообразии композиций, звучащих по радио. Вспомните рон-н-ролл в Вайс-сити или гангста-рэпчик в San Andreas. Играть в GTA 4, особенно русскоязычным геймерам, было гораздо прикольнее из-за Басты, Цоя или Зверей по радио. Насчет последних, кстати, не уверен. Вообще на тему музыки и радио во франшизе GTA у Дмитрия Бурдукова есть отличное видео. Всячески рекомендую!
Но меня всегда интересовал один вопрос, почему русскоязычные исполнители появлялись только в четвертой части? Кто-то говорит, что только в Нью-Йорке есть крупный район Брайтон-Бич, где живут выходцы из бывших советских республик. И поэтому, чтобы передать этот национальный колорит, в игру добавили музыку на русском. Но мне такое объяснение всегда казалось натягиванием совы на глобус. Ведь встретить русскоговорящего человека в США можно, кажется, по всей стране. Не верите? Загуглите «русскоязычная община», а затем вбейте название любого штата.
Вторая возможная причина кроется в том, что изначально роль Нико должен был сыграть российский актер Владимир Машков, который отказался от предложения студии.
Сколько бы я не искал ответ, результаты моих поисков рано или поздно сводились к интервью разработчиков, которые ничего толкового не рассказывали. Все их заявления ограничивались стандартными фразами в духе: «Мы стремились добиться максимального разнообразия и аутентичного звучания». Поэтому сейчас давайте попытаемся сопоставить некоторые известные факты и выдвинуть пару теории.
Во-первых, Сэм Хаузер с самого начала разработки хотел, чтобы в игре было много русской музыки. И этот факт мог бы косвенно подтверждать версию с Машковым если бы не одно «но». Rockstar очень понравилось то, как наш актер исполнил роль сербского снайпера в фильме «В тылу врага».
То есть, как ни крути, но главный герой в любом случае не был бы русским. А когда команда получила отказ от главного кандидата (Машкова), то решила не менять общую концепцию игры, а лишь пригласила другого артиста. Напомню, что роль Нико озвучил американец Майкл Холлик. А, собственно, русскоязычная музыка была нужна, чтобы подчеркнуть тот факт, что герой является выходцем из Восточной Европы. Почему? Ну, возможно, по мнению студии, именно сербские артисты не столь известны. По крайней мере, я склоняюсь к такой позиции.
Во-вторых, одним из тех, кто отвечал за саундтрек в GTA 4, был Иван Павлович, занимающий пост руководителя музыкального подразделения студии. Сейчас буквально пару слов о нем. Мужчина довольно неплохо разбирался в музыкальной сцене Нью-Йорка и специально искал популярных местных диджеев, чтобы те создали для игры уникальные миксы. Кроме того, почти все песни, звучащие по радио, написали малоизвестные музыканты, опять же найденные Павловичем. Конечно, звезды первой величины тоже присутствовали. Но их было гораздо меньше.
Я перерыл кучу сайтов, форумов и социальных сетей в попытке найти биографию Павловича. Но информации, увы, практически нет. Известно, что он присоединился к студии 20 лет назад и успел поработать над музыкой для San Andreas, «Четверки», ее DLC, а также других игр Rockstar. Я могу лишь предполагать, что сам Павлович или его родители являются выходцами из какой-то бывшей советской республики. И именно он убедил Хаузера, что музыка на русском идеально дополнит историю. А вполне возможно, что Vladivostok FM — это своеобразная дань уважения его прошлому.
Казалось бы, вполне рабочие версии. Каждая из них в той или иной степени имеет право на существование. Да? Хрен там. Пожалуй, мне нужно вычитывать материал до записи видео. Я не очень хочу употреблять такие слова, как «схалтурили», «забили» по отношению к Rockstar, особенно в контексте радио. Ведь транслируемая музыка всегда отлично передавала дух эпохи, дух города. Vladivostok FM могло развить эту тенденцию. Но вместо этого мы получили русское радио, которое было добавлено, чтобы хоть как-то связать протагониста с культурой восточной Европы. Сейчас все объясню.
Знакомьтесь, это Серега — самый популярный русскоязычный рэпер в нулевых! Если вы о таком даже не слышали, то, скорее всего, в этом году вы впервые пошли в школу. Старички, конечно, помнят такого артиста, а некоторые особые извращенцы, вроде меня, даже периодически слушают.
Еще до выхода игры трек Сереги King Ring звучал в одном из трейлеров. А вот, как сами разработчики объяснили, выбор белорусского артиста.
Серега — с отрывом самый популярный рэпер в России. И мы выбрали его отчасти потому, что «Кинг Ринг» отлично отображает дух игры, а русский танцевальный рэп передает атмосферу сплава культур в Либерти-Сити.Rockstar
Я не буду спорить, что «Кинг Ринг», что «Вторжение» — классные песни, которые (без шуток) отлично помогают раскрыть характер Нико, пытающегося выжить в чужом городе. Просто послушайте один из хуков. Но точно ли Серега был самым популярным рэпером в России того времени?
По мнению редакции журнала Палач, такой вывод студия сделала на основе того, что песни Сереги постоянно крутили на ТВ и радио. Но на улицах и в наушниках у молодежи играли другие исполнители, вроде Centr, 1.Kla$. Но если вы не разбирались в русском рэпе тех лет, то выбрать нужных артистов для игры было не так-то просто.

Поэтому Rockstar пошла по самому простому пути — надергать популярное из разных жанров. Где-то они попали — Кино, Баста, Сплин давят на игрока, еще глубже вгоняя его на дно каменного мешка под названием Либерти-Сити. Но Ранетки, Глюкоза, Звери… Поймите меня правильно, я не имею ничего против этих артистов. Но их песни совершенно не вписываются в эту мрачную историю. А о треках, которые добавили после истечения лицензии в 2018-м, я даже не знаю, что говорить. Казалось бы, прошло 10 лет. За это время можно было изучить музыкальный рынок или хотя бы нанять человека, который разбирается в российской музыке и поможет вам подобрать правильные песни. И если раньше хотя бы половина композиций подходила под настроение истории, то после обновления их число снизилось до 2-3, написанных опять же Серегой.
А как же другие игры?
Заканчивая монтировать ролик понял, что у вас может возникнуть вполне логичный вопрос. Мол, Лех, ты столько наговорил про «уникальность» звука «Четверки», но вообще не упомянул никакие другие игры, вышедшие с ней в одно время. Может быть, каким-то студиям удалось превзойти Rockstar? Вообще 2008 год был довольно богатым на релизы. В конце лета на PC заглянул S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky, а осенью геймеры смогли отправиться на исследования Столичной пустоши в Fallout 3 и бескрайнего космоса в Dead Space.
Каждая из этих игр совершила маленькую революцию в собственном жанре, в том числе и с точки зрения саунддизайна. И уж точно каждая из них заслужила отдельного материала с детальным разбором. Но это видео я хочу посвятить именно GTA IV по одной конкретной причине.
Как звук спас GTA 4 от забвения?
Смотрите, что я имею в виду, глава о похождениях Нико Беллика получилась спорной во многих аспектах. К примеру, многие геймеры жаловались на неудобное положение камеры во время движения на автомобиле. Да и к физике самих машин нужно было долго привыкать. Но хрен с ним с тачками, Ubisoft вообще до сих пор не научилась их делать. Главное в игре, ее двигатель, ее сюжет был написан абсолютно не по канонам серии. В нем было гораздо меньше сюра, каррикатурных персонажей, высмеивания американского образа жизни.
Наоборот! Сценаристы написали серьезную, полную драмы историю, которая больше бы подошла Red Dead Redemption. Назовите мне хоть одну запоминающуюся миссию из четвертой части? Мне вспоминается лишь ограбление банка и, пожалуй, все. А вы помните мотивацию Нико? Мне пришлось перепройти игру, чтобы вспомнить, о чем там вообще шла речь. А финал? Кто сейчас может сказать, чем закончилась игра? То есть, получается, «четверка» запросто могла кануть в лету как, например, Chinatown Wars. Помните такую? Я едва ли.
К чему я все это рассказываю? GTA 4 не похожа ни на одну другую часть серии. Rockstar дала геймерам совсем не то, чего они ждали. Да, игра окупилась, она поражала воображение игроков своим размахом, своей проработкой. Но если смотреть на «четверку» через призму времени, то она, увы, устарела во многих аспектах. А некоторые элементы признали неудачными и сами разработчики. Это я говорю про слишком серьезный сюжет и физику автомобилей. Но один аспект, и я думаю, вы уже догадались какой, они не смогли превзойти даже в великолепной, по мнению многих, GTA V.
Сегодня хочу познакомить вас с девушкой под псевдонимом Roxolana Ridel. Уверен, образ вы уже угадали
Лучшие комментарии
Достаточно странная претензия к РАДИО в GTA. Оно и не должно передавать настроение сюжета. Музыка на радио — фон, другой голос города, этого мира, так похожего на наш. Как будто на других радиостанциях все треки нагоняют мрачнухи, под стать серому Либерти Сити. Если бы я выставлял какую-то претензию к Владивосток ФМ, то это была бы на самом деле недостаточная популярность выбранных песен и исполнителей. Если цель была взять разную и крайне известную музыку, то в этом случае, как раз Рокстар слегка недоработали.
Ты как-то все в кучу мешаешь. Про настроение, еще раз повторю, на мой взгляд, у радио в ГТА никогда нет задачи попасть в тональность игры, потому что разброс треков просто огромный. Даже 3 часть возьмем: туманный пейзаж, практически с нуарным настроем соседствует с саундтреком Лица со Шрамом, долбящем Джанглом и поп-музыкой, Вайс-Сити — Нью-Вейв, Хэви-Метал и зарождающийся хип-хоп (продиктовано временными рамками, нежели настроением). Вот и в четверке также. На радиостанциях играет самая разная музыка и в жанрах, и в настроении. Почему вдруг Владивосток ФМ должен вдруг вписываться в окрас сюжета игры?
Вот что не стали копать глубже и искать хидден гемы, ну возможно и правда промах. Спекулировать можно долго. Может не стали искать консультанта на нашей стороне, поленились или не посчитали нужным. Может идеи искать новые таланты в восточной Европе и не было, может цель была осветить именно популярных исполнителей. К сожалению, узнать конкретику мы не можем, если только кто-то из причастных когда-нибудь в каком-нибудь интервью не позволит себе ответить на эти вопросы.
Так и не понял как гта 4 спас звук. Ну то есть допустим там с ним было все хорошо, но как именно произошло спасение, многие туда возвращаются ради звука что ли?
Звук конечно может быть важной частью игры, и самой важной, если это ритм игра или мюзикл какой, но тут это была часть и далеко не главное. Как верно замечено — не у всех вообще есть колонки или наушники, у многих колонки в мониторе вообще.
А 4 часть гта самая нормальная именно по сюжету и запомнилась она куда сильнее 5й, в которую играл позже, из последней вообще ничего не помню кроме того что реднек вечно кричал куда-то.
Видимо автор не играл в четвёрку на релизе. Или вообще находился в пространственом вакууме в момент выхода. Единственное, что чуть не угробило 4 часть, это гребаный windows Live !!!!!
Необходимость создавать учетку в сервисе микрософт бесила абсолютно всех!!! Отвязаться от этого получилось
только в патче 1.0.7.0.
Автор, ты находился в коме, когда столько говна в сторону микрософт выливалось с выходом игры!!???
Касательно физики авто, это было как раз главной фишкой в 4 части. И она была просто охренительной! Это лучшая физика авто в серии на мой взгляд! У авто ощущалась инерция, масса, а расчёт повреждений был процедурным. А применение «ейфории» в физики человеческих тел? Для того времени это смотрелось настолько круто, что ни одна игра не могла похвастать такой реалистичностью. Даже графика была посредственной, по сравенинию с другими играми, но физика — супер.
Именно физический движок вытащил Gta4 в топ, но точно не звук. А если ты играя в серию, так и не научился управлять авто, и физика четвёрки для тебя слишком «сложная», то попробуй Mario Kart.
Приятно было почитать лестные слова о любимой части гта, но тема статьи по-моему не раскрыта. Как звук спас гта 4 и от чего вообще нужно было спасать гта 4 — непонятно. Владивосток ФМ могло быть гораздо лучше как радио, согласен, и добрая половина треков (до обновления) вообще невпопад. Делать драйв-бай под «ранетки» это даже не кринж, а какой-то абсолютный уровень безвкусицы имхо. Собственно возвращаясь к теме статьи, то возможно если бы заголовок звучал как-то типа «за что я люблю гта 4 больше всего (ответ: за звук разумеется)» то все было бы в порядке. Не вижу ни одной причины по которой игра нуждалась бы во спасении. Ни на релизе, ни через года сквозь призму времени этого не ощущалось — игра была и остаётся целостным, законченным произведением, в котором просто все работает как надо. Я так могу сказать про любую игру от Рокстар.
Уважание конечно, за упоминание короля мэшапов, но тут уже готов поспорить я. Рокстар брали музыку для РАДИО внутри игры. В данном случае ориентироваться на ТВ и РАДИО имеет смысл. Первый Клас играющий на радио в либерти сити так же невозможен, как и Бабангида. Это чисто интернет тема «для шарящих» того времени.
Подборку треков для ВладивостокФМ делала Руслана (у нее же там играет и Wild Dances). Так что претензии к ней.
Вот кстати интервью с ней тех лет
Интересное название для журнала.
Ну ладно. Если ставить вопрос таким образом, как вы, то вроде получается) я просто тоже придерживаюсь непопулярного мнения, что гта 4 со всей ее нарочитой серьезностью (по сравнению с безумными другими частями серии) наоборот только выигрывала от этого. К слову, Эпизоды из Либерти-Сити сполна компенсировали недостаток безумия. Триатлон для мажоров, снайперку габаритами словно она из мира final fantasy, и бтр который превращает автомобили в блинчики — всё это я запомнил надолго.
Т.е. «Город дорог» Центра не крутили по радио и тв, и к 2008 году он не достал всех своим «спасибо Центру за это»? А про 1.Kla$ я в первый раз слышу, но, посмотрев текст трека «Твою мать», который вышел в альбоме 2007 и был заглавным треком альбома, я думаю все бы были счастливы, если бы песни Сереги заменили этим. Или треком «Я хочу». Или треком «Не конкурент».
Я даже не говорю про то, что у нас в стране основная часть игроков сидела на ПК, а значит для нас игра вышла не в начале 2008, а в конце. А к концу 2008 года народ на улицах уже почти год слушал Ноггано, т.е. опять мимо с музыкой на улицах.
Именно 4-ая часть является любимой. И да, в-основном именно из-за физики, анимаций и звука. И даже управления транспортом.
Вчера смотрел его и не услышал там, что она подбирала.
Ничего подобного. У споткаров крен есть, это так, но он минимальный. Возьми инфернус, туризмо, или комету, так там крена почти нет, или он мизерный. Зацеп на асфальте разный, это да, и порой там есть очень «дрифтовые» тачки, типо того же султана Rs. Но в целом в четвёрке полностью соблюдается отклик массы авто и его инерции при торможении как плавном, так и резком.
В «пятёрке» в этом плане к сожалению произошёл даунгрейд, и разница в вождении кавалькады, или скажем буллета, ощущается практически только в скорости. На бездорожье в гта5 совсем все грустно, а про то, что у некоторых авто есть недеформирующиеся части, например крыша, то я вообще молчу. Разница ощущений от вождения в 4 в отличии от 5, это как небо и земля.
Я тоже большой поклонник мрачного тона четверки) Это моя любимая часть
Разговорное радио там лучшее)
Для меня сюжет в ГТА (да и в РДР2) — это что-то что вроде есть, вроде ок, но уже спустя пару лет вспомнить в чём там была суть, что были за персонажи, я решительно не могу. Даже если говорить про SA, которую я прошёл буквально раз 5 в школьные годы, я помню чем история начинается и чем она заканчивается. Что там происходит в середине игры в Сан Фиерро и Лас Вентурас — я вообще не помню
Спасибо за видос. Дрочу на 4. Сам нихера видос не могу сделать уже 12 лет) про почему 4 лучше 5, хотя таких видосов уже много, но всегда есть недосказанности, а как на старом компе монтировать, когда даже редактор фото лагает)
Физика машин хорошая, но не всегда реалистичная — не могут спорткары так крениться в поворотах.
Позвольте немного поспорить) Я указал в статье, что четвертая часть меньше всего похожа на «ГТА». То есть в ней меньше всего того, за что эту серию любят — сумасшедших персонажей, сатиры и тд. Она гораздо серьезнее, мрачнее и с точки зрения истории ближе к RDR, чем, собственно, к GTA. В игровой индустрии есть примеры, когда резкая смена вектора в сиквелах отпугивала аудиторию. Но четверку «спасла» аудиосоставляющая, которая, по моему мнению, лучшая среди вышедших игр франшизы
Не любо не слушай, «русское народное».