6 октября 6 окт. 8 2079

I'm chippin' in! Что мне рассказал Найт-Сити

+21

Если бы мы были в самой игре Cyberpunk 2077, то на чипе, описывающем мою историю с этой игрой, было бы следующее:

  • я абсолютно ничего не знал ни о разработке игры, ни о переносах, ни о том, что обещают разработчики;
  • когда игра вышла, я об этом слышал, видел мемы, отражающие техническое состояние игры, но по-прежнему не видел ни роликов, ни видео с игровым процессом, тем более не играл сам, потому что у меня был только древний ноутбук для учебы;
  • прошло два года, на протяжении которых я периодически натыкался на то, что игра в довольно плохом техническом состоянии, сырая, наконец вышло дополнение Phantom Liberty вместе с патчем 2.0, после которого все чаще начали появляться новости о том, что Cyberpunk 2077 уже наконец-то стала игрой, в которую можно поиграть, да и вообще производит вместе с дополнением очень и очень хорошее впечатление;
  • прошел еще примерно год и у меня наконец-то появилась PS5 и диск Cyberpunk 2077 Ultimate Edition, включающий Phantom Liberty.

Итак, на всем протяжении разработки игры и несколько лет после ее выхода, я был почти что в вакууме относительно ситуации с этой игрой. Я не смотрел ни ролики разработчиков, ни видео из игры, ни летсплеи, ни прохождения, ни — прости господи — обзоры и видео-эссе на StopGame. Не потому что мне не было интересно, а потому что я надеялся добраться до нее с нулевыми начальными условиями и полностью самостоятельно составить о ней мнение. Недавно закончил проходить игру, включая дополнение (но концовку выбрал из основной игры). И она меня поразила. Настолько, что захотелось поделиться впечатлениями и мыслями, которые появились у меня под ее влиянием, и уже долго не дают покоя, и, похоже, еще какое-то время не будут давать.

Однако есть одна загвоздка. После того, как я закончил проходить игру и захотел поделиться мыслями, я наконец-то посмотрел видео, посвященные игре, которые есть у StopGame. Если вы вдруг их не смотрели, то настоятельно рекомендую. Оказалось, что почти все, что мне хотелось изначально сказать, уже сказано в этих видео (и на самом деле во многих блогах, которые тоже рекомендую к прочтению). Поэтому если вдруг в дальнейшем тексте будут проскакивать схожие мысли, пусть это будет «ссылкой на литературу» или «ссылкой на классические работы», а не повторением.

Ролики, о которых идет речь:

  • Здравый смысл и Cyberpunk 2077: о том, насколько близок мир игры к нашему миру (как в техническом плане, так и в моральном, эмоциональном и философском);
  • Что не так с саундтреком Cyberpunk 2077: видео, посвященное музыке игры (именно музыке игры, то есть музыке, отражающей и создающей мир игры, а не, к примеру, внутриигровому радио);

Сердце тьмы в Песьем городе

Хочется начать с разговора про дополнение Phantom Liberty. Про то, какое впечатление производит сюжет, какие изменение вводило и как улучшило игру обновление 2.0, включающее и дополнение, сказано в соответствующем ролике. Мне же хотелось обратить внимание на следующее. Именно, на сразу бросившиеся мне в глаза параллели и отсылки к произведению «Сердце тьмы» Джозефа Конрада. Если вы с ним не знакомы, то настоятельно рекомендую. Джозеф Конрад — английский писатель польского происхождения. В 1899 году он написал повесть «Сердце тьмы» («Heart of Darkness»), в котором рассказывается о моряке Марлоу, отправившемуся по поручению некоторой влиятельной Компании в экспедицию в глушь Центральной Африки во времена, когда на карте этого региона было множество неизвестных областей. По мотивам этой повести был снят горячо мною любимый фильм Фрэнсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня» (на основе которого, как оказалось, была сделана Spec Ops: The Line, но я в нее не играл, поэтому подтвердить не могу). Одна из ключевых фигур в Phantom Liberty это полковник Курт Хенсен, чаще всего которого называют полковник Курт. Одна из ключевых фигур в Сердце тьмы это мистер Куртц, а в «Апокалипсисе сегодня» полковник Куртц. Последнего в фильме сыграл великий Марлон Брандо, и трудно не заметить сходства между его героем и полковником Куртом из Phantom Liberty.

Стоит также привести одну реплику Джонни Сильверхенда, которую он произносит в квесте Взгляд в бездну (Somewhat Damaged) — до которого правда, я не дошел, потому что выбрал исключающий его вариант развития событий: «И вот мы спускаемся все ниже и ниже в кроличью нору, в самое сердце тьмы» («And here we are, going down, down the rabbit-hole into the heart of darkness»).

Очень важно, на мой взгляд, упомянуть следующее. Джозеф Конрад пережил множество приключений, бывал в огромном количестве путешествий, одно из которых было по реке Конго во времена, когда этот регион был частной собственностью короля бельгийцев Леопольда II. Именно на основе этого своего опыта Конрад написал «Сердце тьмы». Как сказано в предисловии к одному из изданий этой повести, в то время и в том месте происходил первый в современной истории геноцид. Вспомним, что в «Апокалипсисе сегодня», действие которого происходит не в Конго, а во Вьетнаме во времена войны, полковник Куртц, согласно сюжету, дезертировал, взял под контроль группу местных жителей и устроил там свою власть. Ровно такая же история происходит в Phantom Liberty: полковник Курт, бывший на службе НСША (Новые США), дезертировал из Милитеха во время одной из операций и устроил в одном из районов Найт-Сити своего рода собственное государство, Песий город.

Конечно, помимо похожих имен и людей, а также сюжетных моментов, во всех произведениях, связанных с повестью Конрада, поднимаются схожие темы. На мой взгляд, одна из ключевых тем Cyberpunk в целом (и основной игры и вселенной вообще), так и дополнения, это человечность и ее сохранение в жестком и, может быть даже, диком мире, природа сущности человека, и его жестокость как неотъемлемая часть. Мир Cyberpunk полон насилия и преступлений, и персонажи, которые в нем живут, этому соответствуют. Многие из них стремятся к власти, к самому высокому статусу, а как мы с вами помним «власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно». Что касается Песьего города, то там конечно и речи не идет о геноциде местного населения. Некоторые люди находят там убежище, начинают новую жизнь. Но сама по себе концепция, в которой бывший полковник захватывает власть в районе города, устанавливает там свою диктатуру и, к примеру, торгует оружием, звучит не очень хорошо. И то, что такая концепция реализовалась, лишний раз подчеркивает плачевное состояние дел в мире Cyberpunk.

Главный персонаж игры и Джонни

Переходя к основной части игры, мне хотелось подробнее обсудить не то плохое, что есть в мире игры и в целом во вселенной Cyberpunk, а заострить внимание на том, что важного может сказать нам игра, конкретно моя история в ней и что мне кажется особенно актуальным в современном нам мире. Для этого хочется поделиться некоторыми картинами, которые мне удалось запечатлеть в Найт-Сити (в том числе, и в Песьем городе).

Конечно, приведенные выше скриншоты могут быть далеко не самыми лучшими. И конечно, в этом городе поистине огромнейшее количество очень красивых мест, красоту многих из которых просто не передать с помощью фотографии (скриншота, фоторежима), а многие и не надо передавать, потому что лучше наблюдать самому. И несомненно, что в пестроте Найт-Сити очень много неприятных, темных, мрачных и отталкивающих мест, но эти контрасты являются частью вселенной. Особенно актуальными истории, которые рассказывает нам Cyberpunk 2077, делает на мой взгляд их — иногда пугающая — правдоподобность. Все чаще я наблюдаю и слышу и, в некотором смысле, ощущаю набирающую обороты контрастность окружающего нас мира, рост количества разногласий и противоречий. Кому-то может показаться это банальным, но все больше выходят на передний план материальные ценности, что очевидно имеет место и в мире Cyberpunk. Есть ли в этом что-то плохое — каждый решает сам для себя, равно как каждый сам для себя решает, что важно в его жизни. Но, как мне кажется, Cyberpunk с его миром корпораций, для которых как раз весь смысл в деньгах, рекламой, уходящей в небо и бесконечной гонкой за статус и власть, показывает, что в этом мире могут происходить ужасные вещи. Так вот, то, что могут сделать люди в этом мире, чтобы не утонуть в его безостановочном бешеном потоке, это остановиться. Остановиться и посмотреть по сторонам, чтобы увидеть, как может быть прекрасен мир вокруг. На мой взгляд, один из основных героев игры, а может и главный — это именно Найт-Сити. И если не спешить, изучать его, просто гулять по нему, гонять на мотоцикле с видом от первого лица, то игрок узнает его, познакомится с совершенно разными его сторонами. Ведь, кажется, единственное, за что с самого начала все хвалили игру, и в чем сходились во мнении все, кто ее обозревал, это то, с какой любовью и как круто сделан город. А если постоянно спешить на очередное задание, то и не заметишь всей окружающей красоты. Не всегда нужно бежать и стремиться ввысь. Важно иногда остановиться и оглядеться. Тогда, при должном внимании, я уверен, будет очень красиво. В конце игры появляется окошко с надписью, предлагающей продолжить свою историю в Найт-Сити. Там сказано, что-то вроде того, что хоть основная история и закончена, но город продолжает жить своей жизнью, и мне кажется, что это правда.

Похожее ощущение у меня возникло от персонажей. Наверное, это первая игра, в которой я поймал себя на следующем, немного странном, ощущении. Я думал о том, что делают персонажи, когда меня нет рядом и иногда даже немного сожалел, что не продолжаю с ними взаимодействовать, узнавать их истории. И от этого кажется немного парадоксальным, что под конец игры, как и в основной ее части, так и в дополнении, я начал немного от нее (игры) раздражаться. Потом я понял, что раздражение идет от того, что игра нагнетает обстановку, заставляя делать какой-то выбор, принимать решения, которые явно повлияют на судьбу персонажей. Почему игра не даст мне снова повеселиться с/за Джонни вместе с его друзьями (хоть он и не раз говорил, что нет у него друзей)? Почему я не могу снова пойти понырять с аквалангом вместе с Джуди? Почему не могу поездить по пустыне с Панам, посидеть в баре с Алекс, выпить пива с Ривером? Почему мне больше не приходят хохмы от Горо? Я понимаю, что, скорее всего хорошего конца не будет, потому что Cyberpunk это очень жестокий мир, поэтому я не хочу решать судьбу персонажей. И одновременно удивительно и совершенно ожидаемо, что самым запоминающимся и затронувшим меня персонажем, стал Джонни. Совершенно ожидаемо потому что он с самого начала был лицом игры. И раз его таковым сделали, то ожидаемо, что он будет самым проработанным. Но совсем удивительным для меня стало, то, как менялось на протяжении игры мое отношение к нему.

Далее, к сожалению, я не могу избежать некоторых спойлеров. Приведу несколько фактов:

  • равно как я был почти что в информационном вакууме относительно ситуации с игрой до и после выхода, точно так же я был в вакууме относительно сюжета, вариантов прохождения, возможных концовок;
  • напомню, что Джонни хоть и самый известный рокер и самый крутой панк в мире Cyberpunk, он участвовал в нападении на Арасака-тауэр, внутри которой взорвал атомную бомбу;
  • в результате нападения на Арасака-Тауэр Джонни был убит, а его личность скопирована на флешку, что в терминах игры можно невероятно круто сформулировать как «в результате действия программы Душегуб была создана энграмма (конструкт) его личности»;
  • спустя почти полвека биочип с личностью Джонни попадает главному герою игры, который вынужден вживить его себе; из-за этого личность Джонни начинает завладевать главным героем, вытесняя его собственную личность.

Итак, чуть ли не с самых первых минут игры, мы узнаем, что Джонни это террорист. Но при этом, даже спустя полвека есть его поклонники, как в плане творчества, так и в плане его «деятельности». Хотя лично мне Джонни и кажется привлекательным персонажем как панк и музыкант, это полностью перекрывается тем, что он взорвал атомную бомбу в центре Найт-Сити. Из-за этого для меня с самого начала игры он был полностью отрицательным персонажем. Это усугубляется тем, что он прямо говорит, что завладеет телом нашего героя и сделает абсолютно все, чтобы выжить. При этом очень важный момент состоит в том, что именно биочип в завязке игры спасает жизнь нашему герою. И вот тут история с Джонни начинает подкидывать очень интересные вопросы и повороты. Конструкт личности Джонни спасает жизнь нашему герою. Делает это Джонни намеренно или нет, и если да, то по каким соображениям — вопрос для размышлений. Но факт в том, что теперь от него никуда не деться, он всегда будет с нашим героем.

Как-то близко к началу игры Джонни заметил на улице музыканта, играющего на гитаре. Он вдруг остановился и сказал, что в этом парне есть душа, есть нерв. Вообще он часто останавливался и смотрел на что-то, замирал, наверное, размышляя над чем-то важным. И все эти кадры, как и множество моментов с другими персонажами, были очень красивы. Но особенно много таких моментов было с Джонни. Может быть, прожив полвека в Тюрьме Душ, он что-то понял? Часто его появления сопровождались лишь едкими замечаниями и шутками над нашим персонажем, особенно поначалу. Но с самого же начала кадры, в которых был Джонни, были очень красивы, и мне хотелось ради них останавливаться. А еще они очень часто были сложными и многозначными. И наверное, это послужило тому, что я проходил все связанные с ним квесты, старался понять его. И как-то так вышло, что к концу игры я стал для него единственным другом, а он стал другом мне.

Джонни был настоящим рокером, панком. Изначально рок, как я его понимаю, это индивидуальность, выделение из толпы. Делать что-то отличное от всех. А в мире Cyberpunk хоть каждый и может принять какой угодно вид, сделать со своим телом все, что угодно, в этом мире индивидуальность теряется. Как цвета в радуге, которых всего семь (по крайней мере как нас учат с детства), но они состоят из сплошного спектра цветов, в котором для каждого найдется что-то уникальное, но бесконечно близко будет такое же уникальное. И в таком мире особенно важно не забывать про людей. Стараться не утонуть в безостановочном бешеном потоке заданий, квестов, работы, погони за статусом и достатком. Конечно, во всех этих вещах самих по себе нет ничего плохого, но в бездумном и конвейерном темпе можно пропустить не только окружающую красоту, но и людей, своих близких, не заметить возможных друзей и пропустить момент, когда им нужно уделить время, побыть с ними, поговорить и понять. Так получилось, что в моем прохождении Джонни кардинально изменился от террориста, которому не может быть оправданий, до друга, который ради меня готов пожертвовать собой и если обещает что-то, то держит слово. И на мой взгляд, Джонни-террорист умер в 2023, а после этого, возродившись в 2077, стал совсем другим.

Итак, то, что я вынес для себя из этого произведения, этой игры, знакомства с этой вселенной, и что мне кажется очень важным и актуальным, так это то, что иногда нужно останавливаться, выдыхать, смотреть по сторонам, наблюдать красоту окружающего мира. И что еще важнее, уделять достаточное и искреннее внимание людям. С таким подходом в игре вы сможете как минимум избежать скомканного повествования и заметить вокруг себя множество историй, важных людей, которым вы можете помочь, и интересных мест. Этим и хотелось с вами поделиться.

И напоследок. В какой-то момент Джонни произнес длинную речь, смысл которой в том, что он боролся с корпорациями, потому что они представляют истинное зло, желающее заполучить наши личности и души ради собственной выгоды. С Джонни произошло именно это. И если задуматься, это очень страшно. Вообще концепция личности и того, что она представляет, а также ее оцифровки, очень интересный предмет рассуждений. Было бы любопытно следующее прохождение Cyberpunk 2077 сделать за корпорацию, заодно посмотрев, насколько все-таки меняется при этом игра. В связи с этим мне вспомнился скетч про Очень большую корпорацию Америки из замечательного фильма «Смысл жизни по Монти Пайтону», вышедшего в 1983 году, за 5 лет до первой настолки Cyberpunk 2020 Майка Пондсмита. Достаточно привести один кадр, на котором сотрудники Корпорации обсуждают, чем еще они не владеют и что им стоит поглотить.

А вообще, Cyberpunk 2077 это Finding Paradise. И там, и там герой на грани смерти. И там, и там есть какая-то непонятая личность, которая сильно мешает. В обеих играх технологии будущего — в Finding Paradise почти что брейнданс. А еще Finding Paradise не тормозит и (почти) без багов, а запустится где угодно.

Прошел Finding Paradise и Cyberpunk 2077 в 2024 и вот что мне есть вам сказать
Прошел Finding Paradise и Cyberpunk 2077 в 2024 и вот что мне есть вам сказать

Cyberpunk 2077

Платформы
PC | Mac | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | Stadia
Жанры
Дата выхода
10 декабря 2020
8.8K
4.4
5 572 оценки
Моя оценка

Finding Paradise

Платформы
PC | Mac | NSW
Жанр
Дата выхода
14 декабря 2017
509
4.4
290 оценок
Моя оценка

Cyberpunk 2077: Phantom Liberty

Платформы
PC | Mac | PS5 | XBOXSX
Жанры
Дата выхода
26 сентября 2023
2.7K
4.6
1 379 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Потому что в нашем мире пока что нет таких киберимплантов, такого количества оружия на руках у населения и транснациональные корпорации не устраивают ядерных взрывов.

С Cyberpunk 2077 была схожая история. Смог прикоснуться через полгода после релиза, хотя сделал предзаказ. 

Да и в целом это отличная игра выполняет роль зеркала, пусть немного кривого. 

Ну что ж, спасибо за прочтение и комментарий! А за орфографию и пунктуацию какая оценка?)

Зеркало — да, как и любое хорошее произведение. А почему кривое?

Не знаю, я за идеей следил. Я кстати не увидел отсылки к Апокалипсис сегодня, потому что сам фильм не смотрел. Еще один + в пользу того, что игра несколько глубже, чем кажется на первый взгляд.

Фильм без каких-либо преувеличений великий и культовый, поэтому очень рекомендую. Вот кстати — извиняюсь за маленький спойлер, если что — я в дополнении выбрал развитие событий за Сойку, то есть сбежать с ней, а не предать ее. И квест, где Джонни говорит эту фразу про сердце тьмы, он как раз будет, если Сойку предать. И интересно пройти эту линию сюжета, может там больше отсылок к повести и фильму

Ну в этом плане да, не поспоришь

Похоже на школьное сочинение на тему «Смысл жизни глазами Джонни Сильверхэнда» и «Тема „большого города“ в произведении Cyberpunk 2077». 
Но мне понравилось, я бы 4 с минусом поставил за тему.Снизил, потому что маловато написано, и концовка с потолка упала :)

Вообще все концовки привносят тоску, наверное, это самая крутая вещь, чтобы была в игре. Я не остался равнодушным.

Читай также