16 декабря 2023 16.12.23 26 7968

Глубокий японский символизм. Культурный код Sekiro: Shadows Die Twice

+66
Лучший блог недели
2000 ₽
«Сегодня, когда высококлассные игры производятся в разных странах, эта работа берет культуру и искусство уникальной для Японии темы и заново включает ее в мир через видеоигру»

Japan Media Arts Festival, 2020

 Sekiro: Shadows Die Twice — уникальный проект для Хидетаки Миядзаки. Даже не берем в расчет геймплей, который впервые в истории соулсов убрал стамину, заставил играть от парирования и был таким резким, как первая ассоциация пришедшая вам в голову. Дизайн игры впервые был основан на родном для разработчиков сеттинге, а не скрещивал в себе готику, средневековье, Лавкрафта и «Берсерка» . Ладно, на мангу отсылки есть, но совсем немного, а вот сеттинг выдержан в японских традициях. Никакого смешения культур, как потом будет в Elden Ring, о чем я писал в недавнем блоге. Только сакура, только пагоды и только «трунь» на японской скрипке (Сямисэн).

Отсылки, Дима, отсылки. Они везде. Даже на деревьях.
Отсылки, Дима, отсылки. Они везде. Даже на деревьях.

От этого у меня создается ощущения, что это самый личный проект Миядзаки, в который он вложил свою любовь к родине. Разработчики не первый раз популяризируют традиционную Японию через видеоигры. Позже с продаж  Ghost of Tsushima были собраны средства для реставрации одной из достопримечательностей острова Цусима — ворот тории ватариуми-дзиндзя, святилища в море. Эти традиционные красные ворота, известные как «тории», считаются символическим порталом между материальным и духовным мирами в японской культуре и играют значительную роль в синтоизме.

Впервые в основу истории легли реальные исторические события — гражданская война в эпоху Сэнгоку. И у нас был внятный сюжет. Персонажи все также могли говорить непонятными формулировками, но обусловлено это было не заумностью и высокопарностью, а национальными особенностями.

И проработанность исторического сеттинга поражает. Если вы до этого не интересовались этой частью мировой истории, то вряд ли найдете какие-то знакомые события или имена, а вот если начать изучать, то окажется, что клан Асина имел реальный прообраз, красные самураи — это солдаты Министерства, которые были и в реальной жизни, а еще, что почти у каждого полководца мини-босса есть реальный исторический прототип.

Работ, в которых Sekiro препарирую в историческом контексте, предостаточно даже на просторах русскоязычного интернета. Даже на этом сайте есть два замечательных блога:

Дух эпохи в Sekiro: Shadows Die Twice
Исторические прототипы Волка в Sekiro: Shadows Die Twice.

Поэтому на историческом контексте я останавливаться не буду.

Сегодня, для меня больше интересен мифологический контекст игры. Какие существа перекочевали из японского и китайского фольклора? Кто послужил прототипом для создания того или иного босса? И как Sekiro относится к культуре и традициям Японии. Об этом и будет этот блог. Приятного чтения. А начнем мы с демонов и духов.

Японский фольклор

Многоножки

Многоножки в Sekiro — результат действия вод Божественного Дракона, дарующих бессмертие. Они живут в Вечных Монахах. Ох, как долго я пытался понять, почему я никак не могу убить этого моба, пока не прочитал на Вики, что это можно сделать только клинком, который я еще не получил.

Эти чудовищные Многоножки имеют под собой реальную основу: мукадэ, или гигантская ядовитая сороконожка, родом из Японии. Как и у всех мифических насекомых, существует множество историй о гигантских вариантах. В то время как реальные многоножки вырастают максимум до двадцати сантиметров, их мифические собратья ёкаи, известные как Ёмукаде (大 百足, おおむかで), по слухам, способны вырастать до титанических размеров, а старшие особи обвиваются вокруг горных хребтов и отпугивают даже драконов. Увидеть такого монстра можно в аниме «Onimusha».

Подобная многоножка живет и в боссе Обезьяна Страж. Чтобы одолеть его, необходимо извлечь насекомое из шеи обезьяны. Визуально это очень похоже на паразитов, которые жили в инфицированных в серии Resident Evil.

На многоножку отсылает и мини-босс Многоножка-длиннорукий Жираф и его собрат Сэнъун. И хотя никаких многоножек в них нет, а название такое они получили из-за «лапок» на броне, они очень похожи на Ашинага-тенага (足長手長) — ёкая, чье имя переводится буквально: «Длинные ноги Длинные руки»

Великий змей

В японской мифологии змеи наделены почти таким же значением как и драконы, а значит, они полубожественные. В Sekiro есть целых два громадных змея, которые выглядят настолько эпично, что неподготовленного игрока могут вогнать в панику. Напоминаю, что когда вы впервые запускаете игру, то первое время ваши враги — сельские самураи, а потом ХРЕНАК и змея размером с автобус, и не декорация, а враждебно настроенная рептилия. Гигантские змеи напоминают йокай Увабами (蟒蛇, うわばみ), олицетворяющего круговорот жизни и вечную молодость, которые являются основной темой игры.

Но особо внимательные знают, что на самом деле змей всего один, просто он двухголовый. Это можно разглядеть в долине под мостом в момент, когда змей будет уползать.

Корни змея с двумя головами можно отыскать в древнегреческой мифологии и называется это существо — Амфисбена. Оно также упоминается в древнеримской и средневековой европейской мифологиях.

Божественный дракон

Длинный, змееподобный дракон появился в Китае тысячи лет назад. Один из четырех благоприятных хранителей или богов (наряду с фениксом, тигром и черепахой). Считается, что божественный дракон Sekiro не только прибыл в Японию с Запада, но и имеет четкую ассоциацию с весной, поскольку связан с цветением сакуры. Существует даже теория, что дракон — это Вечноцветущий — вымышленное дерево, которое всегда цветет, а значит, бессмертно.

Драконы также ассоциируются со стихией воды (в отличие западных, которые дышат огнем). Поэтому вполне логично, что Божественный дракон находится на вершине затопленного Дворца Первоисточника и является источником омолаживающих вод, которые стекают с его небесного места. Как это часто бывает в работах From Software, традиционный дракон, могущественный и божественный, перевернут и показан больным и развращенным.

Дракона из Sekiro можно сравнивать с Кураоками (闇龗) — легендарным японским драконом и синтоистским божеством дождя и снега. Они похожи не только визуально, но и стихийно.

Примечателен и меч, которым сражается Дракон. Форма меча явно отсылает к национальному сокровищу Японии — Семизубому мечу.

Великий Карп

Мэджикарпа из Покемонов помните? Так вот, он подрос и уплыл в Sekiro. Карпы кои (鯉) — символ процветания и удачи в Японии. Их золотые чешуйки можно использовать в качестве валюты в игре, чтобы покупать предметы у двух NPC. Они могут рассказать вам о Великом Карпе, живущем во дворце, и попросят уничтожить его, чтобы один из них смог перевоплотиться и занять его место.

Гигантские рыбы не чужды японским мифам. Онамадзу (大鯰) — гигантский сом, чьи удары, как говорят, вызывают землетрясения. С большим карпом бился и Бенкей — популярная фигура для адаптации, фигурирующая везде — от пьес Кабуки до фильмов, манги и аниме.

Тенгу

Тенгу (天狗) из Ашина — персонаж, чье имя происходит от красной длинноносой маски, которую он носит. Могущественные, богоподобные демоны, тэнгу — это что-то вроде нашего лешего. Существо селится в удалении от людей, чаще всего в деревьях. Тенгу морочит голову путникам. Раньше оно изображалось как крылатая лисособака. Со временем это существо стало изображаться более человеческим. Его длинный клюв превратился в вытянутый нос, который мы видим сегодня. Образ персонажа достаточно популярный, его можно увидеть и в популярном аниме «Клинок Рассекающий Демонов»

Считается, что тенгу — отличные мастера боевых искусств, а внушительный воин из Sekiro владеет двумя писаниями, которые обучают шиноби различным боевым техникам. Буддисты также считают этих существ предвестниками войны, что более чем актуально для Sekiro, когда вы узнаете истинную сущность Тенгу.

На картине изображены Тенгу и крысы, что весьма забавно, учитывая, что в игре он дает квест на убийство «крыс», у которых тоже есть прообраз.

Низкорослые убийцы

«Крысы» — это разновидность моба «Низкорослые убийцы». Маленькие, но очень доставучие воины в непробиваемых шляпах, которые, если соберутся вместе, становятся очень грозным противником. В их арсенале: ядовитые дротики, быстрые удары и захват, которым они ломают спину главному герою. После того, как эти карлики прыгают вам на спину, остается только с грустью смотреть. Тактикой с захватом пользуется и ёкай Конаки‑дидзи (子泣き爺). Они выглядят как маленький ребёнок или вовсе младенец, но с лицом старика. Правда, он всегда предусмотрительно располагается таким образом, чтобы его можно было рассмотреть, только когда уже совсем поздно. Совсем как наши «крысы». Путники, увидев брошенного ребёнка, берут его на руки, чтобы успокоить. Как только конаки‑дидзи отрывают от земли, он резко приобретает дополнительную массу (пару сотен кило), и намертво впечатывает человека в землю.

Безголовый — Нукэкуби

Один из самых противных для неподготовленного игрока мини-босс — безголовый убивается только с помощью божественного конфетти — редкого ресурса, который не валяется на каждом углу. И хоть в японской мифологии нет демона похожего на безголового сумоиста с огромным мечом наперевес, безголовые ёкаи присутствуют. Один из них — Нукэкуби (抜首). Этот ёкай может самостоятельно отделять голову от тела, чтобы та охотилась за людьми.

Падшая монахиня

На живописнейшем мосту игрок встречает бессмертного врага по имени «Истинная монахиня», которую на русский перевели как «падшая». Монах носит маску Ханьи (抜首), владеет нагинатой и является хранителем моста. Монаха называют жрицей Яо или Яо Бикуни (八百比丘尼). Согласно фольклору, когда Яо Бикуни съела мясо нингё (японские изображения русалок), привезенное ее отцом из-за границы, она обрела бессмертие и затем странствовала по Японии в качестве жрицы.

В мире Секиро она изображена странствующей по миру; теперь она покоится между смертным и бесплотным царствами, вечно охраняя врата и препятствуя проникновению людей. Поскольку эта монахиня бессмертна, она не может умереть и перейти в бесплотный мир. Поэтому она носит маску Ханьи. Эта маска используется для изображения ревнивой женщины-демона и символизирует ее зависть к людям, которые в отличие от нее могут умереть и перейти в бесплотное царство. Эта же маска была вновь использована девушкой в классическом японском фильме «Женщина-демон».

Демон ненависти

Наряду с Падшей Монахиней, «секретный» босс — Демон Ненависти основан на Они. Эти большие свирепые демоны печально известны в японском фольклоре, они никогда не приносят хороших новостей и часто обвиняются в том, что приносят всевозможные беды. По слухам, они — капитаны подземного мира, рождаются из злых людей, чьи души не поддаются искуплению.

Демон ненависти в Sekiro, безусловно, сохранил многие из этих элементов, и хотя он напоминает несколько других существ из предыдущих игр From Software, таких как Манус и демон-клерик, он также имеет поразительное сходство с они, изображенными на ксилографиях эпохи Эдо. Огненные, агрессивные, с большим количеством волос.

Скульптор по кличке Орангутанг

Очевидно, что Демон Ненависти — это измученный Скульптор, который помогает вам, улучшая протез руки. Он также известен как Сэкидзё (関城), или «однорукий орангутанг». Хотя тайна происхождения Демона раскрыта, мы можем только догадываться об источнике прозвища примата Скульптора. Он объясняет, что тренировался как шиноби среди макак затонувшей долины, но более вероятным объяснением его прозвища является его внешность и характер.

В молодости Скульптор мог напоминать йокай, известного как Сёдзё (猩猩). Эти человекоподобные существа обладают длинными лохматыми рыжими волосами, как у орангутангов, и известны своей любовью к алкоголю.

Аналогично, Скульптор — волосатый и любит сакэ и обезьянье вино. Находя алкогольные напитки и даря их персонажам, мы часто узнаем их предысторию в Sekiro. Скульптор особенно скрытен в отношении своего прошлого, но стоит ему выпить достаточно, и он раскрывается, как заряженный зонтик. Он любит крепкие напитки, а «сёдзо» — термин, которым в Японии часто обозначают сильно пьющих людей.

Обезьянки

Обезьянам в Sekiro уделено очень много внимания. Приматы могут быть рядовыми противниками, боссами и важными символами (вспомним кличку резчика). Я просто на 100% был уверен, что найдется хотя бы одна одна обезьянка, которая сбежала в игру из мифов, но тщетно. Взять обезьяну-стража. Ближайший ее мифологический родственник — китайский Сунь Укун. Он же Король Обезьян, про которого сейчас делают  Black Myth: Wukong. Мимо. Если мы просто ищем большую белую обезьяну, то можно уткнуться в Ханумана — обезьяноподобное божество из индуизма. То же не то. Да и визуально обезьяна с воткнутыми в шею мечом похожа на персонажа из Берсерка или, когда отрывает голову, на Нукэкуби. Должна же быть хоть какая-то параллель?

А она пряталась в ширме. Точнее, в ширмах. В игре есть босс-пазл Обезьяны в ширме. Я не придал им особого значения в своих поисках, а зря. Всем известны три обезьяны, которые закрывают уши, рот и глаза, но их три, а боссов — четыре, значит, опять мимо? Нет. Нужно обратиться к оригинальному имени босса — «見る猿、聞く猿、言う猿、, » — Видящая обезьяна, Слышащая обезьяна, Говорящая обезьяна. Это и есть отсылка на «Трёх мудрых обезьян», воплощающих собой принцип «Не вижу зла, не слышу зла, не говорю о зле». В имени босса есть пробел, который говорит, что существует четвёртая, невидимая обезьяна, которая воплощает собой принцип «Не делаю зла». Она то и сбивала меня с толку. Рельеф с обезьянами можно увидеть в Тосёгу в Никко.

Веревочный человек

Один из самых зрелищных моментов в игре — это прогулка на огромном веревочном человеке. Нет это не босс. Задача этого гиганта донести вас до божественного острова и замереть. На нем даже на вики какой-то однозначной информации нет. А вот культурное значение у него огромное.

Есть в синто (он же синтоизм) — Симэнава — это священный веревочный обруч. Он обычно изготавливается из рисовой соломы и иногда украшается полосками белой бумаги, известными как шидэ (紙垂). Симэнава традиционно используется для обозначения священных мест или предметов, и его присутствие символизирует границу между священным и реальным мирами. Обычно, чем больше симэнава используется или чем сильнее обвязано симэнава место, тем более священным оно является. Представьте насколько священна локация, в которую он нас переносит.

Sekiro — как один большой миф

В Японии существует множество легенд о сражениях между гигантскими змеями и чудовищными многоножками. Два таких примера — легенда о Тавара Тода (田原藤太), а также о битве богов горы Акаги и горы Футара. В легенде о Тавара Тода герой Фудзивара-но Хидэсато пришел к мосту, на котором лежала гигантская змея. Не побоявшись, он перешагивает через змею, но она исчезает в воде и возвращается в образе прекрасной женщины. Она отмечает его храбрость и просит помочь уничтожить гигантскую сороконожку Oмукадэ, которая убила ее детей. Согласившись помочь, он убивает чудовище, пустив стрелы в глаза или горло (в зависимости от сюжета), и получает в награду подарки от женщины, в том числе мешок риса, который никогда не опустеет. Между тем существует еще одна подобная легенда, в которой боги японских гор Акаги и Футара принимают облик сороконожки и змеи соответственно и сражаются. В этой версии Змей прибегает к помощи мастера стрельбы из лука по имени Сарумаро, чтобы уничтожить Сороконожку аналогичным способом. Так что, зная эти истории, уже очевидна связь между многочисленными отсылками к сороконожке и змее в Sekiro, но давайте сделаем еще один шаг вперед.

Тавара Тода 
Тавара Тода 

Как мы знаем, в Sekiro много встреч со змеями и сороконожками, но в основном они происходят в двух местах. С одной стороны, змеи явно представляют Ашина, поскольку в замке Ашины и его окрестностях можно найти множество их упоминаний. Гигантские змеи, наследие драконов, вплоть до божественного дракона в Фонтанном дворце, а также Великий Карп (существо, которое также имеет связь с драконами в мифологии). Связь между Ашиной и змеями вполне очевидна, как и их связь с бессмертием. С другой стороны, сороконожки встречаются в основном в одном конкретном разделе игры — храме Сэмпо. Монахи храма Сэмпо на горе Конго явно имеют глубокую связь с сороконожками, которая, связана с их стремлением к бессмертию. Начиная с неумирающих монахов, зараженных гигантскими сороконожками, и заканчивая врагами, которые, кажется, пытаются подражать самим сороконожкам (Многоножка Жираф), — между храмом Сенпоу и сороконожками прослеживается явная связь. Игра также дает понять, что между монахами храма Сэмпо и Ашиной нет никакой любви, поскольку сам Исин пренебрежительно отзывается о монахах и «крысах», которых они посылают шпионить за ним. Но эта, казалось бы, легкая разлука между ними намекает на гораздо более глубокий конфликт, который разгорается между ними, Золотом и Железом.

Тавара Тода 
Тавара Тода 

Чтобы понять этот следующий шаг, нужно немного разобраться в истории Японии. В период Воюющих государств в Японии было два драгоценных металла, которые значили больше всего на свете, — золото и железо. С помощью таких драгоценных металлов, как золото, военачальники могли покупать припасы, солдат и даже подкупать врагов. Железо оказалось не менее важным, поскольку было необходимо для создания оружия, с помощью которого можно было защищаться. В Японии было много золотых рудников, которые могли обеспечить достаточную казну. Яркий пример — золотые прииски Такэды Сингэна, которые подпитывали его военные действия. На золотых приисках работали шахтеры, которые сражались и защищали шахты, которые они бесконечно рыли в горах. Группу специалистов стали называть «сороконожками». Эти «сороконожки», похоже, считали сороконожек своим покровителем, поскольку золотые жилы тоже называли сороконожками из-за сходства их внешнего вида со следами жуков.

Железо в чистом виде было дефицитом и получалось в основном из Железного песка. Железный песок получали, собирая осадок с корней речных растений или отфильтровывая горные отложения в стремительных реках. Реки, которые с древних времен считались владениями змей и драконов. Зная это, можно сказать, что какая группа известна в первую очередь благодаря горам, на которых они обитают, а какая имеет почти зависимую связь с водой? Монахи Сэмпои клан Ашина соответственно.

С этими знаниями история Sekiro вдруг обрисовывается более четко. Обе группы связаны либо с сороконожками, либо со змеями и используют их в своем стремлении к бессмертию. У обеих групп есть «божественный» ребенок, на которого они полагаются как на средство достижения этой цели, и обе группы имеют связь с драгоценным металлом. Ашина, как представители Змеи, являются покровителями войны. Они полагаются на железо, чтобы подпитывать свою войну, в которой они находятся на грани проигрыша, и в значительной степени полагаются на воды Первоисточника как на свой путь к бессмертию через Змей. Монахи Сэмпо, как представители Сороконожки, покровительствуют жадности. Они сбились с пути в своем стремлении к бессмертию и хранят свои богатства в роскошных храмах на своей горе, получая бессмертие через Сороконожек. Вместе у них было бы золото и железо, необходимые для защиты земель Ашина. Но вместо этого сороконожки горы Конго конфликтуют со змеями Ашина, и они обречены на падение, так как уничтожают друг друга. Возможно, именно поэтому концовка «Возвращение» считается лучшей концовкой игры: «Божественные» дети Змея и Сороконожки объединяются, чтобы найти другой путь.

Я остался в абсолютном восторге от Sekiro: Shadows Die Twice. Игра принесла мне массу удовольствий своей боевой системой (не без очаговых возгораний в области жопы), но главное — она покорила меня своим стилем. Я неравнодушен к японской тематике. В свое время забил достаточно гигабайт скриншотами Призрака Цусимы на своей четвертой PlayStation. Я играл и в  Nioh и он тоже имеет свой колорит, но почему-то Sekiro мне кажется куда более утонченный и знающей себе цену. Не в обиду фанатам последней, но Nioh, как будто просто использует сеттинг, а Секиро знает, как им воспользоваться. Перед началом работы я и представить себе не мог, сколько культурного кода прячется за невероятной сложностью этой игры.

Хочу признаться в восхищении к реддитору @Sarumaro, который провел просто колоссальную работу по изучению Sekiro.

P. S.
Пользуясь случаем расскажу, что я завел свой канал в Telegram. В нем я буду выкладывать небольшие отзывы об играх, кино, комиксах, а также пивные топы по пятницам) Если вам интересно мое творчество и вы хотите видеть его не только в форме блогов, то буду рад подписке. Так же там есть ссылка на Boosty для тех кто захочет поддержать мой контент.


Sekiro: Shadows Die Twice

Платформы
PC | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | Stadia
Жанр
Дата выхода
22 марта 2019
3.2K
4.4
1 751 оценка
Моя оценка

Лучшие комментарии

А я долго поглядывал в сторону секиро, поскольку меня очень привлекала возможность убить врага одним ударом, после череды парирований. Я мечтаю о хардкорной самурайской игре, где и герой и враги будут помирать от одного меткого взмаха меча. Пока что приблизиться к этому смогли Призрак Цусимы на максимальной сложности и непосредственно Секиро.

Хотя в остальных соулсах я практически не играл от парирования. Когда в Elden Ring видел Рыцаря Горнила (на начальных этапах проходится только париророванием), то в панике убегал)

Я проходил все игры Фромов, начиная с Демонов. Но Секиро откладывал очень долго. Каково было мое удивление, когда эта игра стала одной из моих любимых в принципе. Уже сотню раз читал интересные факты и т.п., но автор вновь добавил парочку интересных вещей в мое представление общей картины, так что гран мерси за труд!

P.S.

Нио вообще никогда не заходил, я старался пару раз поиграть — игра, особенно 2 часть, выглядит как корейская мморпг. Я не считаю даже нужным сравнивать эти игры.

Ещё один блог о том, «что вы зря пропустили Sekiro». Прошёл три раза и хочется ещё и ещё. Нравится каждая мелочь в этой игре, а этим блогом ты открыл мне глаза на многие вещи и дал ещё повод повосхищаться этой игрой)

Очень интересно, блин теперь перепройти захотелось

Ох, Sekiro: Shadows Die Twice — сколько боли кроется для нас в этом названии. )) Ибо пару лет назад мы, наконец, поняли, прониклись и полюбили игры жанра соулс. Однако есть одно но, которое среди наших знакомых никто не разделяет. Мы любим соулсы, да только проходим их исключительно на перекатах. Ей року, мы, как бы не старались, не умеем в парирования. Хотя казалось бы, отличий между перекатом и парированиями не так уж и много. Просто, тупо нажми в нужный тайминг кнопку. В итоге, мы отступились от Sekiro, победив Яростного Быка, и оказавшись на пороге перед Госпожой Бабочкой. Надеемся, когда-нибудь мы одолеем столь чудную игру. Но чуточку позже, когда немного пятая точка остынет от неполучившегося прохождения)

Я играл и в Nioh и он тоже имеет свой колорит, но почему-то Sekiro мне кажется куда более утонченный и знающей себе цену.

А мы, пожалуй, пойдем в Нио))) Он нам по душе пришелся)) Что же по статье, то было очень интересно почитать)

Я мечтаю о хардкорной самурайской игре, где и герой и враги будут помирать от одного меткого взмаха меча.

Хм… Как понимаем, тут дело еще и в жанре. Ибо, к примеру, есть Ghostrunner или Katana Zero, которые можно, в принципе, натянуть под тезис про самурая и один смертоносный удар) Но это только то, что мы прямо сейчас вспомнили. Если подумать, не исключаем, что еще что-нибудь найдётся.

Кстати, про самурайскую тематику неплохая еще Trek to Yomi. Однако до момента пока не начинается фантастика всякая) Ибо, к этому времени мы не только потеряли связь с сюжетом, но и подустали от виузала игры. В общем, до фантастики играется хорошо. Хотя и без убийственного одного удара)

C Trek to Yomi знакомился в начале года. Поскольку являюсь фанатом творчества Курасавы, ловил эстетический оргазм. Но только первое время. Уж очень оттолкнул основной геймплей. Поэтому дропнул и не прошел до конца. Лучше в Цусиму с графическим фильтром поиграть:)

Вот, кстати. Раз такое дело подвернулось. Вы не думали написать блог по этой теме? Просто как раз подходящая под Ваши материалы тематика. Игра, кино. Просто в чем соль?

Интернет был буквально завален хвалебными текстами о визуале Trek to Yomi, который вдохновлялся творчеством Курасавы. Мы, конечно, не знатоки его работ, да и в кино не разбираемся особо. Однако, Вам не показалось это натянутым? Просто есть подозрения, что игра пропитана больше эстетикой старых фильмов. Кинолент тех годов. А Курасаву приплели, по больше части ради привлечения внимания.

Само собой, мы сейчас не утверждаем, ибо не смыслим в этом. Но такая назойливая мысль у нас есть. А материалов, которые бы опровергли этот тезис или подтвердили — нет. Одни только хвалебные оды, с небольшими сравнениями кадров игры и фильмов.)

Очень радует, что много людей не боятся сложности и проникаются игрой.

Начинала и забросила секиро, надо начать заново) а ты как всегда молодчина!

Была такая мысль, была. Даже, лучше сказать, есть. Но это надо дотошнить игру до конца. Может вернусь к этой идее, когда будет соответствующее настроение. А пока есть более приоритетные темы. Но я обязательно задумаюсь об этом! Спасибо)

Замечательная статья, замечательная игра. Абсолютно согласен с теми, кто не полюбил ниох, тоже напоминает перегруженную ммо-дрочильню, а в секиро как зашел, так и не смог остановиться. Великая и символичная игра.

Только скорее всего через эмуляторы, не могу сказать точно. В своё время играл на пуристейшон 2.)

Вот это подгон. Сначала сладкий Карамышев своими стримами байтит все-таки поиграть в Секиру. Сидишь после этого, смотришь всякие разборы сюжетов — вдруг что-то упустил (естественно я упустил). А теперь еще и СГ подкидывает интересный блог про мифологию.

Dushnila mode ON

исправь пожалуйста «ты» на «та»

отделять голову от тела, чтобы ты охотилась за людьми.

Dushnila mode OFF

Автор, вы в статье используете 8 — 9, иногда даже 13 строчные абзацы. Но это не делает статью неинтересной. Почему так?

Скорее второе. Просто объясните, Дмитрий, как ваш многострочный текст удерживает внимание читателя?

Читай также