7 мая 2019 7.05.19 20 6424

Дух эпохи в Sekiro: Shadows Die Twice

+32

Всем привет, друзья! Заранее хочу предупредить данный текст не обзор и не гайд, как победить того или иного босса. Эта статья одновременно и рассказ о истории, культуре и традициях Японии, и моя рефлексия тезисно объясняющая почему игра Sekiro: Shadows Die Twice прекрасно передаёт дух эпохи воюющих провинций.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ, КОТОРОЕ МОЖНО ПРОЛИСТАТЬ, НО ЛУЧШЕ ПРОЧИТАТЬ.

Прежде чем начать небольшое лирическое отступление. Признаюсь я не играл не в один из соулсов и Секиро стала для меня откровением. Я застрял на 40 минут на первом же элитном мобе, а когда дошел до первого босса сидел на нем несколько часов (первым моим боссом была Бабочка если что, к коню я пришел уже после неё). Сначала я был возмущен такой неоправданной сложностью. Затем мой внутренний баран сказал: “Нет, ты должен пройти этого босса во что бы то ни стало, это уже дело принципа”. Еще черезе два часа баран сдался, я выключил компьютер и погрузился в глубочайшую депрессию. Я успокаивал себя и говорил: “Да нахрен надо такие игры, это не для меня”, запустил ассасина и начал чилить дальше. Но где-то в голове засело зерно раздора, которое как раковая опухоль разрасталось и пожирало меня. Той ночью мне снились кошмары. Жена собрала чемоданы и хотела уйти от меня. Она говорила “Слабак, не смог пройти босса в Секиро, разве ты мужчина после этого?”. В поту я проснулся и пообещал себе, что завтра возьмусь за игру всерьёз. С утра я сел на своё проперженное кресло, вознес молитву Будде и снова запустил Секиро. Босс был убит через пол часа, и удовлетворение которое я испытал после его убийства не сравнится ни с чем. Теперь игра пройдена, счетчик часов в стиме перевалил за четыре десятка, а я ощущаю себя настоящим киберсинобисамураем.

Так вот к чему всё это. Игра на первый взгляд кажется никак не связана с реальной историей Японии, и по сути правильнее было бы рассказать о Сэнгоку Дзидай в рамках какой нибудь Total War: Shogun, Samurai warriors или даже NIOh, но в этих играх итак всё лежит на поверхности, а Секиро просто изобилует отсылками, которые не знакомому с Японией человеку понять вряд ли получится. Тем интереснее выглядит данный материал именно в рамках Sekiro: Shadows Die Twice, ну и в конце концов не зря же я потратил столько времени и нервов на эту игру.

И да кстати тут будут спойлеры, впрочем основные твисты сюжета я постараюсь не раскрывать. А теперь давайте начнём.

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА НИХОН

Что такое Япония? Страна восходящего солнца, родина самураев и ниндзя, странных телешоу и анимэ, забавных, но дисциплинированных азиатов. Но так было не всегда. 14 тысяч лет назад на территории японских островов жили Айны. Рослый, светлокожий народ с густой растительностью и европеоидными чертами лица. Племена Айнов жили также на Камчатке, Сахалине, Курильских островах и даже в низовьях Амура. Интересно то, что у Айнов уже в те времена было широко развито производство керамических изделий.

керамика Айнов

Примерно в четвертом тысячелетии до нашей эры Японские острова начинают заселять мигранты из юго-восточной Азии и с Корейского полуострова. Ведя постоянные войны и смешивая кровь друг с другом и с айнами, в том числе, происходит образование новой нации. К началу третьего века на юге Японии эта нация образовывает государство Ямато, которое основывается на рисово-рыбной экономике и агрессивной захватнической политике. С IV по VI века яматоские монархи подчиняют себе западные, центральные и большинство восточных земель острова Хонсю, завоевывают остров Сикоку и ставят под свой контроль север острова Кюсю.

Большое влияние на развитие Ямато, как впрочем и Японии в дальнейшем, оказывает Китай — считавшийся в те времена высокоразвитой восточной сверхдержавой. Под влиянием китайской философии, правители Ямато начинают рассматривать соседние племена как варваров, которых необходимо приручить аки животных либо истребить. С VI века яматосцы ведут постоянные войны на севере острова Хонсю с племенами айнов. Результатом такой политики стало полное уничтожение и ассимиляция последних.

В игре одним из первых полубоссов является как раз таки существо сильно похожее на одного из представителей племени айнов. Термин Эбису или “Дикарь-великан” применяемый яматосцами в отношении айнов как нельзя лучше характеризует этого монстра. Вот как описывают Айнов в японской летописи “Нихонги”:

«Среди восточных дикарей самые сильные — эбису. Мужчины и женщины у них одинаково крупны и друг от друга не отличаются. Они соединяются беспорядочно, кто отец, кто сын — не различается. Зимой они живут в пещерах, летом в гнёздах. Носят звериные шкуры, пьют сырую кровь… Издревле и поныне они не подчиняются владыкам Ямато»

В VIII веке начинается период Нара, а государство Ямато, под влиянием пришедших из всё того же Китая буддизма, письменности, законов, философских и культурных идей превращается в сильное централизованное государство Нихон, которое приобретает черты знакомой всем нам сегодня Японии.
К концу восьмого века окончательно утверждается власть императорской династии в столице Киото. Начинается период Хэйан во время которого рождается и расцветает японская культура, изобретается собственная слоговая азбука — кана, а нация окончательно приобретает самоидентичность.

К концу XII века Япония приобретает отчетливые черты феодализма. Централизованная власть императора отходит на второй план, а фактическое управление страной переходит к правящему классу даймё и сёгунату. Подробно об этом поговорим чуть позже, а пока перенесемся на полтысячелетия вперед, в период который интересует нас больше прочих.

В 1467 году сёгунат теряет авторитет, происходит децентрализация власти и вспыхивает гражданская война, которая погрузит страну в столетнюю пучину хаоса и смуты. Этот период и называется Сэнгоку Дзидай — эпоха воюющих провинций.
Вот так вот выглядит Япония к концу 15 века.

карта из сёгуна наглядно и точно демонстрирует раздробленность периода Сэнгоку

Каждая цветная область это по сути отдельное мини-государство стремящееся, путем союзов и завоеваний, расширить свои границы и подняться как можно выше в “пищевой цепи”. Я мог бы минут сорок рассказывать вам о расколе в клане Хосокава, об изгнании сёгуна Ёсихару, о возвышении Ода Нобунага, называть какие-то значимые даты и перечислять заковристые имена, но всё это не имеет прямого отношения к нашей сегодняшней игре, да и вообще все эти события можно охарактеризовать одним лишь словом — ХАОС. Сильнейшие кланы боролись за власть в центральном регионе Кинай, а тем временем на периферии, какие-то мелкие землевладельцы, опальные самураи и просто главари банд объявляли себя Сэнгоку даймё и образовывали собственные княжества, таким образом еще сильнее раскалывая страну.
И всё это безобразие длилось до 1590 года, когда небезызвестный Тоётоми Хидэёси, проявил чудеса социальной мобильности, и от простого крестьянского сына и разносчика сандалий, дошел до императорского регента и объединителя всей Японии под своей властью.

А теперь немного статистических цифр, которые помогут наглядно показать что-такое гражданская война по Японски. Османский султан Мехмед Второй при взятии неприступного Константинополя имел 20-ти тысячное войско, объединенная армия крестоносцев взявшая Иерусалим в первом крестовом походе составляла 30 тысяч пехоты и 5 тысяч кавалерии, армия золотой орды покорившая практически весь цивилизованный мир, во времена своего расцвета, доходила до 230 тысяч воинов. А теперь внимание! Для завоевания острова Сикоку

вот этого небольшого клочка земли

Тоётоми Хидэёси направил экспедиционную армию, под командованием своего младшего брата, которая по разным источникам насчитывала от 80 до 100 тысяч голов. Гигантское войско по меркам тех лет.

Теперь просто представьте масштабы сражений и армий, которым приходилось разворачиваться и маневрировать вот на таком пятачке. Война была повсюду. Само собой и жертв было огромное множество, земля буквально пропитывалась кровью, а трупы валялись повсюду. Это очень важно понимать, потому как подобные события не могут не повлиять на менталитет всей нации. Когда смерть повсюду вокруг тебя, сама жизнь обесценивается, а философия войны искажается, и это очень ярко отображено в сформировавшемся в те годы самурайском кодексе Бусидо, но об этом чуть позже. В то время, как в Европе гуманизм полным ходом набирает обороты, а человеческая жизнь становится во главе угла, в Японии жизнь, которую потерять можно легко и быстро, не стоит ровным счетом ничего, а в абсолют возводятся честь и достоинство.

ТЕЗИС#1 ИСТОРИЧНОСТЬ

Нас же в первую очередь интересует провинция Асина.

В то время, как Тоётоми Хидэёси ведёт на юге агрессивную политику по объединению страны, на севере провинции всё еще расколоты. В начале игры нам показывают сражение клана Тамура родственного клану Датэ с кланом Асина. В этой битве Асина Иссин, глава клана и мастер меча, убивает лидера клана Тамура, таким образом завершает многолетний конфликт и становится единственным правителем на севере.
Интересно то, что клан Тамура действительно был уничтожен в этот период. Тоётоми Хидэёси ликвидировал его в 1590 году за то что глава клана опоздал на осаду замка Одавара. Вот так забудешь завести будильник, а наутро обнаружишь что весь твой род ликвидировали. В 1598 году земли Тамура присоединились к владениям Датэ, как и все выжившие члены павшего клана.

Но у нас всё таки история альтернативная, и после убийства Тамуры, главенствующим на севере становится клан Асина. Провинция в следующие 20 лет пребывает в мире и благосостоянии, ровно до тех пор пока, над кланом Асина не нависает угроза, которая и ляжет в основу главного конфликта игры. Именно из-за этой угрозы Асина Генитиро, внук Иссина, решает похитить драконорожденного мальчика Куро, чтобы воспользоваться его силой, остановить угрозу и не позволить погибнуть своему клану.
Так в чём же заключается эта угроза? В игре об этом говорят смутно. Тэнгу из Асина упоминает о шпионах — министерских крысах, и он даже попросит нас убить парочку таких крыс, чтобы доказать свою верность клану Асина.

По ходу прохождения игры мы снова встретим этого персонажа, и каждый раз где-то неподалёку от него будет непременно находится парочка трупов ниндзя в фиолетовых костюмах. Этих ниндзя мы будем встречать и живьём, не так часто и каждый раз они буду представлять довольно серьёзную угрозу. Однако в самом конце игры, они наводнят локации вместе с чуваками в красной военной форме и будут истреблять всех прочих обитателей дворца и окружных земель. Теперь уже и Эмма скажет, что это войска министерства. Получается, что угроза, к которой готовился Гэнитиро и есть это самое министерство.
Возможно я что-то пропустил, но нигде в игре нет информации о том, что это за министерство и какова его цель. Чтобы ответить на этот вопрос обратится к истории.

豊臣 秀吉 — Тоёто́ми Хидэёси

Вернемся к Тоётоми Хидэёси одному из великих мировых полководцев, если вы играли в Нио, то возможно помните его. Вообще мы еще не раз вспомним его сегодня. Я уже говорил о том, что Хидэёси сделал головокружительную карьеру поднявшись с низов до самой вершины. Однако крестьянское происхождение не позволяло ему занять пост Сёгуна, тогда Хидэёси фактически силой присвоил себе титул императорского регента-кампаку и титул Дайдзё-дайдзин, что буквально переводится как министр высшей политики. Таким образом Хидэёси собрал в своих рука всю полноту военной и экономической власти, а его министерство стало фактически управлять всей страной, дергая за ниточки Сёгуната и императорского двора. Именно с этого момента Хидэёси начал объединение страны и положил конец затяжной раздробленности периода Сэнгоку.

Политика Хидэёси была весьма агрессивна. Он требовал полного повиновения и признания себя сюзереном от всех даймё без исключения. Если раньше земли принадлежали кланам и их главам, то теперь все эти земли входили в состав единого Японского государства, а заправлявшие на них князья стали вассалами Тоётоми.
Хидэёси внедрял шпионов и доносчиков в те кланы, которым не доверял, и если выяснялось, что какой-то клан отзывается о его власти недобрым словом, он отправлял свои министерские войска дабы урезонить своенравных вассалов. Зачастую такое урезонивание заканчивалось полным уничтожением всего клана, как вышло с вышеупомянутым кланом Тамура.

Очевидно клан Асина в игре, каким-то образом попал в немилость к министру Хидэёси. Сначала он направлял шпионов в лице ниндзя и нэдзуми, которых старательно истреблял Тэнгу, да и наш герой помог ему не мало, а затем, когда окончательно убедился в вероломстве Гэнитиро, начал полномасштабное вторжение.

Вывод: Хоть игра и не берет за основу события увековеченные в анналах, всё же она во многом опирается на исторические явления тех лет, что добавляет большей атмосферности. И министерство — это не единственный пример.

САМУРАИ

Первая ассоциация, которая приходит на ум у большинства людей при упоминании Японии — это самураи. И действительно Самураи — это ключевая сила, которая на протяжении практически тысячи лет формировала образ той страны восходящего солнца, какой мы знаем её сегодня. Самураи оказывали влияние не только на военную и политическую жизнь, но также и на духовную и на культурную. Так кто же они такие?

Самураи — это военно-феодальное сословие, которое можно сравнить с европейским рыцарством, но с некоторыми отличиями. В отличие от своенравных рыцарей, которые служили сюзерену лишь в военное время, самураи находились на службе у господина постоянно, в мирное время выступая в роли телохранителей, стражников или даже просто слуг.

Самурайство зародилось еще в VIII веке, когда император Камму издал указ о создании постоянных региональных армий, задачей которых была борьба против айнов. В X — XII веках происходит окончательное феодальное деление на владетельные кланы, а также формируется свод самурайских правил, который в будущем станет основой кодекса Бусидо. Самурай теперь предан только своему господину и никому другому, если господин говорит иди и убей правителя соседней провинции, то самурай обязан пойти и выполнить приказ, даже если это пойдет вразрез с его волей. Естественно многие стали злоупотреблять такой властью, что привело к необходимости создания Сёгуната — органа правления самурайского сословия с верховным военачальником сёгуном во главе. Должность Сёгуна с этого момента и на многие века станет фактически должностью главы государства.
Власть Сёгуната еще больше укрепится после удачного отражения монгольского вторжения в 1274 и 1281 годах.

Золотым веком самурайства считается период от первого сёгуна до начала периода сэнгоку. В это время власть сёгуна преобладает над властью императора, а самураи превращаются в элитарное уважаемое всеми сословие.

Но, как говорится ничто не вечно под луной. Закономерным итогом любых феодальных отношений становится раздробленность и политическая нестабильность. Короче говоря при отсутствии тотального контроля над всеми слоями населения, получается так, что власть конкретного феодала оказывается куда значительней на местах, нежели власть какого-то императора или сёгуна, которого вообще то в душе не волнуют проблемы какого нибудь клана Маеда или Чосокабе. Государство начинает разваливаться на множество независимых провинций, которые не гнушаются воевать друг с другом, захватывать земли бывших соседей и издавать собственные законы.

Именно в период Сэнгоку Дзидай окончательно формируется традиционный образ самурая и создается кодекс бусидо, вместе с тем количество самураев возрастает в десятки раз. Если раньше титул самурая передавался исключительно по наследству, то теперь любой вооруженный оборванец мог назвать себя самураем, достаточно было того, что его господин признавал это. При этом, как я уже сказал ранее, сами господа зачастую были мелкими феодалами, землевладельцами или даже главарями банд. Впрочем настоящего самурая легко можно было отличить от таких самозванцев по нескольким признакам.

ПРИЗНАК №1
Настоящий самурай с самого раннего детства обучался всем направлениям будо (боевые пути) — комплекс боевых искусств. В состав которого входят:
Дзю-дзюцу — ударная и борцовская техника безоружного боя.
Кюдзюцу — искусство стрельбы из лука.
Содзюцу — искусство владения копьём.
Бодзюцу — искусство владения боевым посохом.
— И самая важная дисциплина Кэдзюцу — искусство владения мечом.

Пара мечей Дайсё была основным видом вооружения воина, каждый уважающий себя самурай должен был в превосходстве овладеть фехтованием, поэтому проводил за тренировками с дайсё по нескольку часов ежедневно.

Дайсё состоит из двух мечей — дайто (длинного меча) и сёто (короткого меча). Длина дайто — от 60,6 см. и более, длина сёто — в два раза короче.

Благодаря постоянным тренировкам и спаррингам настоящий самурай был истинным воином и профессионалом обученным убивать, чего не скажешь о большинстве самозванцев, которые и меча то удержать толком не могли.

ПРИЗНАК №2
Второй признак это доспехи. Доспехи были лицом самурая. Пару мечей в эпоху Сэнгоку мог приобрести каждый, именно в этот период катаны начинают производится в производственных масштабах, что отрицательно сказывается на качестве оружия. А вот хороший доспех был доступен лишь богачам и настоящим самураям, которым он доставался по наследству. Логика тут простая, чем красивше и помпезнее доспехи, тем богаче и знатнее самурай.

ПРИЗНАК №3
Третий признак следование пути воина — соблюдение предписаний кодекса Бусидо, который возводит в абсолют храбрость, верность господину и готовность умереть в любой момент.

Эти три постулата в самураях воспитывались с детства. Для воспитания храбрости зачастую отцы отводили своих детей ночью в лес или на кладбище и оставляли там в одиночестве до рассвета. К смерти тоже приучали с ранних лет, самурайские дети в качестве зрителей присутствовали на смертельных дуэля и ритуалах сэппуку (ритуальное самоубийство совершаемое путем вспарывания живота), морщится и отводить взгляд строго запрещалось. И конечно верность и преданность господину и отцу были наиболее важным пунктом из всех. Перечить воле отца было запрещено законом. Любой даже самый абсурдный приказ должен быть незамедлительно исполнен. Наказание за пренебрежение приказам отца или господина смерть.

Надпись Бусидо на титульном листе кодекса

Один из интересных пунктов кодекса гласит

“Обладающий лишь грубой силой не достоин звания самурая. Не говоря уж о необходимости изучения наук, воин должен использовать досуг для упражнений в поэзии и постижения чайной церемонии”

И действительно среди самураев было множество ученых, философов и поэтов. Они увлекались театром Но, каллиграфией и изобразительным искусством. По неписаной традиции многие из них оставили нам свои предсмертные стихи, сочинённые перед совершением сэппуку.

Моя жизнь выпала как роса
И ушла — как капли росы исчезают…
Все Нанива! — это мечты после сна…

Эти строки оставил перед смертью Тоётоми Хидэёси. Думаю нет смысла говорить, что большинство из тех, кто считал себя самураями в эпоху Сэнгоку и читать-то не умели, не то что писать стихи и следовать предписаниям Бусидо.

ТЕЗИС#2 КРИЗИС САМУРАЙСКОГО СОСЛОВИЯ

Как я уже сказал в эпоху Сэнгоку с падением власти сёгуна, ранее привилегированный класс самураев, переживает кризис и становится открытым практически для каждого. В пример опять же можно привести Тоётоми Хидэёси, который начинал как мелкий служка при Ода Нобунаге, а в итоге стал его преемником. Но Хидэёси такой один на миллион, обычно же подобные ему оставались в самом низу социальной пирамиды в звании Кэнин — рядовой самурай. Сословие самураев наводнила безродная, беспринципная и невежественная деревеньщина, которая зачастую лишь порочила доброе имя самураев, а в бою применялась в роли пушечного мяса.

В игре это очень хорошо показано. Рядовые враги, которых мы будем встречать на уровнях дворца и в его окрестностях — это и есть то самое мясо, а мини боссы и боссы встречающиеся тут же, — это как раз настоящие потомственные самураи. И тому подтверждением являются все три названные мной выше признака.

Давайте по пунктам.
Во-первых умение сражаться и убивать. Мастерское владение мечом, луком и копьем присуще только настоящим самураям, рядовые же враги умирают довольно быстро не в состоянии оказать серьезного сопротивления, а какую-то угрозу представляют лишь навалившись толпой.

Во-вторых доспехи, ну тут и объяснять нечего. Достаточно взглянуть на арты брони рядовых соперников и мини-боссов и всё становится понятно без лишних слов…

Ну и в-третьих следование главному принципу Бусидо, беспрекословное повиновение господину. Подслушивая разговоры рядовых врагов, мы можем зачастую услышать, как они вслух ставят под сомнение решения Гэнитиро, при этом настоящие самураи, такие как Гёбу Онива, будут преданно выполнять свой долг до самой смерти, никаких сомнений в приказах господина он не испытывает.

Вывод: Игра прекрасно показывает социальное расслоение внутри самурайского сословия, и снова опирается на историческое явление, без апелляции к точным событиям, именам и датам, и это опять таки не последний пример.

В завершении темы самурайства хочу сказать, что после объединении Японии Тоётоми Хидэёси начал реформу воинского сословия. Сначала он распорядился изъять всё оружие у мирного населения (в том числе косы, серпы, вилы и ножи), затем провел чистку среди самураев, изгоняя из касты всех, кто встал на путь воина неправомерно.
А уже при его приемнике новом сёгуне Токугава Иэясу, произойдет классическое европейское разделение на сословия с самураями-управленцами и гражданскими подданными крестьянами, мещанами и торговцами.

НИНДЗЯ

Если первая ассоциация возникающая при упоминании Японии самураи, то вторая — это несомненно ниндзя. Таинственные скрытные убийцы, получившие огромную популярность в мировой поп-культуре, что закономерно породило множество ложных мифов о них.

Главный герой Sekiro: Shadows Die Twice — Волк или Секиро принадлежит к ордену ниндзя. Я уже представляю, как многие из вас сейчас кинулись строчить гневные комменты, мол он не ниндзя он синоби, ничего ты не понимаешь, ты в игру то вообще играл? Не спешите, уберите пальцы от клавиатуры, и давайте вместе попробуем разобраться, кто такие на самом деле эти ниндзя и синоби, и что между ними общего и отличного.

На ряду с формированием кодекса Бусидо в Японии формировался другой кодекс Ниндзюцу. И если Самураи и их путь воина были у всех на виду, то ниндзя и их учение ниндзюцу оставались в тени. Каждый средневековый японец слышал о ниндзя, но никто не видел их. Поэтому часто можно столкнуться с мнением, что на самом деле ниндзя существовали лишь в японском фольклоре, и лишь в эпоху Эдо на основе мифов и легенд были сформированы школы ниндзя. Такое утверждение в корне не верно. На данный момент существует немало подтверждений того, что уже в XVI веке ниндзюцу полностью сформировалось в своем текущем виде, а количество кланов раскиданных по всей территории Японии в эпоху сэнгоку доходило до 70.
Вообще именно в эпоху воюющих провинций ниндзя и услуги, которые они предоставляли стали востребованы, как никогда раньше, что способствовало и росту кланов ниндзя. И только после объединения Японии и установления власти сегуната Токугава к их услугам прибегали всё реже, большинство кланов попросту исчезли, а сохранившиеся преобразовались в другие организации с совершенно иными целями и принципами. Сегодня роль «Ниндзя» играют ученики высшей школы карате Хан Чи Суна.

Но давайте всё таки вернемся к тем ниндзя, что существовали в интересующую нас эпоху Сэнгоку Дзидай. Само слово ниндзя можно перевести, как скрывающийся или прячущийся, и выступали ниндзя в роли наёмников. За деньги либо другую плату кланы ниндзя выполняли практически любую работу связанную со шпионажем, диверсией, терроризмом, скрытным убийством и разного рода подставами, в общем всё за что благородный самурай бы никогда не взялся.

Грубо говоря, если философия Бусидо учит, как не потерять честь и умереть достойно, то ниндзюцу учит прямо противоположному, как достигнуть цели и выжить любыми методами. Для ниндзя не было запретных действий, не существовало нравственных и религиозно-этических ограничений в методах ведения войны. Для достижения победы хороши любые средства, и ниндзя успешно все их использовали.

Семьи ниндзя представляли собой тесно сплочённые коллективы, интегрированные в более крупные группы — кланы. Посторонний человек практически не имел возможности присоединиться к такой группе и стать ниндзя, для этого нужно было родиться в семье профессионалов. Искусство ниндзюцу и другие хитрости хранились под секретом и передавались только от отца к сыну. Раскрытие секрета означало смерть от руки своих же собратьев.

А теперь давайте всё таки разберемся в чём собственно разница между ниндзя и синоби и есть ли она? На самом деле вроде как разница есть, а вроде как и нет. Что это значит? Ну смотрите. Изначально слова ниндзя и синоби были полными синонимами, но с течением времени понятие ниндзя приобрело более негативный и даже оскорбительный окрас. Но всё же и тем и другим словом называли одних и тех же людей. Однако примерно к концу эпохи сэнгоку в письменных источниках всё чаще ниндзя называют именно наёмников работающих на кого попало за деньги, а синоби те кланы ниндзя, что присоединились к феодалам и по сути стали не отдельной группой, а вошли в состав армии этого феодала. Естественно ни о каком постоянстве и речи не шло. Синоби часто предавали и убивали своих же господ становясь ниндзя, а ниндзя в собственных целях присоединялись к тем или иным даймё превращаясь в синоби. Поэтому жесткого разделения между ниндзя и синоби ни когда не было и нет.

ТЕЗИС#3 СИМУЛЯТОР НИНДЗЯ

Итак, как я уже сказал главный герой игры по прозвищу Волк или Секиро, кому как удобней. В общем он ниндзя, точнее синоби, причем по всей видимости самый преданный синоби во всей Японии, по тому как защищает своего господина Куро (если конечно вы пошли по хорошему пути развития сюжета), как настоящий самурай и как самурай даже готов умереть за него, собственно он и умирает, и не раз.
А вот приемный отец Волка Филин не такой преданный и в один момент проявляет всю свою ниндзячью сущность, впрочем это уже излишние спойлеры. Давайте лучше попробуем выяснить насколько геймплей и механики игры схожи с настоящей работой ниндзя тех лет.

В основе учения всех школ ниндзюцу лежат три взаимосвязанных блока навыков и умений, которые вместе образовывают гибкую систему противостояния любой мыслимой опасности.

БЛОК №1
Первый блок легко охарактеризовать одним словом — Адаптация. Этот блок учит адаптироваться к любой ситуации, прибегать к любым доступным средствам, использовать окружение себе на пользу. Если можешь спрятаться в траве, спрячься и напади внезапно когда противник отвернется, если можешь проникнуть к нему в дом и устроить там засаду, используй эту возможность, если можешь дождаться ночи и убить спящего, так и поступи.

На мой взгляд умение адаптироваться это вообще первоочередной принцип игры в Секиро. Поиграв буквально пару часов приходя в новую локацию вы уже не будете переть на пролом, потому как поймете что в этой игре ничем хорошим подобная модель поведения не закончится. Вы будете оценивать ситуацию и составлять в голове план: Так, тут возможно лучше прокрасться мимо врагов в кустах, а тут запрыгнуть на крышу и пробежать по ней, а здесь я постараюсь выманить рядовых врагов, расправится с ними по одному, чтобы остаться лицом к лицу с боссом, а здесь можно переманить одного ниндзя на свою сторону и натравить на своего же товарища. И так далее. Всё это и есть основа первого блока ниндзюцу — адаптируйся, подстраивайся под ситуацию и используй окружение себе на пользу.

БЛОК №2
Второй блок включает правила и искусство борьбы с оружием и без него. Этот блок во многом схож с первым признаком настоящего самурая. Как и самураи ниндзя должны были в совершенстве владеть всеми видами будо, просто потому, что целями ниндзя зачастую становились именно самураи, и если дело доходило до открытого поединка ниндзя должны были ни в чем не уступать самураям.
Однако философия ниндзя наложила на этот блок свой отпечаток.

Во-первых изменениям подверглась сама манера ведения боя. Давайте разберем её подробней и сравним с боевой системой в игре. Если самураи привыкшие вести бой на открытой местности больше полагались в нападении на силу, а в защите на выносливость, то ниндзя вынужденные зачастую драться в тесных условиях (зарослях бамбука, узких коридорах и традиционных японских комнатах с низким потолком) предпочитали мощным размашистым ударам в нападении, короткие но быстрые порезы и уколы, а в защите полагались больше не на блокирование, а на увороты и технику Ёсин-рю.

Сегодня данная техника лежит в основе современного джиу-джитсу, но тогда она только зарождалась и основателем её стал японский врач Сиробэе Акаямэ. Существует предание, что однажды зимним утром Акаямэ вышел в сад и увидел, что толстые ветки большого дерева под шапками снега сломались, а упругие ветки ивы прогнулись и сбросили снег. Вдохновленный этим наблюдением врач основал школу Ёсин-рю, основной принцип которой звучит так:

“Не иди на прямое противостояние, чтобы победить. Не сопротивляйся, а уступи натиску противника, лишь направляя его действия в нужную сторону до тех пор, пока тот не выдохнется и не загонит себя в ловушку, и тогда обрати силу и энергию врага против него самого”

И если вы играли в Секиро, то наверняка уже поняли, что данный принцип, как нельзя лучше описывает боевку игры, завязанную на разного рода парировании и истощении вражеской выносливости-концентрации.

Во-вторых по тем же причинам что и в первом случае, на смену стандартному оружию самурая копью, длинному луку и катане пришли более подлые и экзотические виды оружия и экипировки.
Основным оружием ниндзя впрочем оставался меч. Называется он ниндзято и отличается от самурайского лишь тем, что не превышает в длине 60 см. Меч Волка — Кусабимару всё же является скорее самурайской катаной, нежели ниндзято, но не забывайте, что этот меч был дарован ему господином Куро и является реликвией рода Хирата, а так как род Хирата принадлежал к аристократии, то оружие ниндзя никак не могло стать реликвией такого клана.

Помимо меча ниндзя использовали широкий арсенал разнообразного специфического вооружения, которое пряталось в одежде, было малозаметным или маскировалось под безобидные предметы, поэтому чаще имело малые габариты.
Весь арсенал Волка умещается в одном протезе, который изготавливает для него резчик, после того как протагонист теряет руку в первой битве с Гэнитиро. К сожалению подобных вещей в реальности не существовало, хотя наверняка каждый ниндзя с готовностью бы отдал свою руку, чтобы заполучить нечто подобное.
И всё же давайте сравним возможности игрового протеза с арсеналом настоящих синоби.

Самое известное оружие ниндзя это пожалуй сюрикен — метательное оружие в виде металлической звезды с лезвиями или шипами вместо «лучей». Не удивительно, что именно колесо для сюрикенов станет вашим первым инструментом в протезе Волка.

Еще одно оружие ниндзя Кусаригама — серп или топорик к рукоятке которой крепилась цепь длинной до 2,5 метров. Применение подобного громоздкого оружия было связано с необходимостью пробивать плотные доспехи либо щиты, впрочем оно легко маскировалось под обыденный сельскохозяйственный инструмент. В арсенале Секиро так же имеется топор основной задачей которого является пробитие вражеской защиты, правда цепи на топоре Волка нет, но учитывая, что он является инструментом протеза и выдвигается при помощи встроенного шарнира, то принцип действия имеет примерно тот же, что и классическая Кусаригама.

Как я уже сказал ниндзя старались использовать малогабаритное и не бросающееся в глаза оружие, но что делать если враг держит дистанцию, а использовать метательное либо стрелковое оружие нет возможности. Тогда на помощь синоби приходят Конагината и Сибаки-яри, укороченные версии нагинаты и копья, имеющие телескопическое древко, при выдвижении которого оружие превращается в полноценное. Нечто подобное есть и у Волка, его протез-копьё работает по тому же принципу, что и сибаки-яри.

Одной из основных причин презрения к ниндзя стало то, что они активно использовали яды, которые в японии, как и в других странах, считались подлым оружием трусов. Однако ниндзюцу учит множеству способов приготовления и использования ядов. В арсенале Секиро имеется короткий клинок, лезвие которого смазано ядом, а при прокачке этот клинок способен даже создавать облако отравляющего газа.

Давайте немного поговорим об огнестрельном оружии. Дело в том, что благодаря фильму “Последний самурай” распространилось заблуждение, что японцы не использовали огнестрельное оружие вплоть до XX века и с катанами наперевес перли на пулеметы. Это полная чушь, потому, что уже в конце периода сэнгоку огнестрельные аркебузы, завезенные португальцами получили широкое применение, и в самурайских армиях уже тогда были стрелковые отряды, ничем не уступающие европейским, а вот с пушками у самураев действительно не задалось, просто потому что тяжелая металлургия в Японии очень долго не развивалась.

Однако самые изощренные образцы огнестрельного оружия имелись только у ниндзя. Если вам казалось, что огнемет Секиро — это что-то фантастическое для того времени, то я спешу вас разубедить это еще цветочки. Арсенал огнестрельного и поджигательного оружия ниндзя был уже тогда поистине поражающим. Начиная от миниатюрных замаскированных под курительные трубки пищалей и заканчивая настоящими бамбуковыми минометами. Если не верите то погуглите сами. Я думаю вы будете удивлены.

Это что касается огнестрела, потому как порох, пришедший из Китая в средние века, ниндзя начали активно использовать еще до периода сэнгоку. Всяческие хлопушки и петарды, применялись в качестве устрашения и отвлечения внимания. Волк также активно использует петарды, чтобы дезориентировать врага.
Порох использовали и для дистанционных поджогов — к примеру, сюрикэн с пороховым зарядом. Ниндзя поджигал фитиль и забрасывал оружие в соломенную крышу или в другое подходящее место.

Помимо разного вооружения в амуницию любого ниндзя входило еще два обязательных предмета. Кагинава — кошка, помогавшая преодолевать любые препятствия и взбираться на крыши зданий и деревья, и Якухин — набор медикаментов и бинтов. И то и другое присутствует в арсенале Волка.

И давайте напоследок развеем еще один миф. Ниндзя никогда не носили чёрный обтягивающий костюм, как показывают в играх и кино. Ночные костюмы ниндзя имели коричневатые, пепельные и желтоватые оттенки, позволявшие полностью слится с ночной мглой, тогда как абсолютно черный костюм резко выделяется в подобных условиях. Одежды ниндзя имели мешковатые формы, а не обтягивали тело, как латексный костюм любителя БДСМ, потому как в складках свободной одежды можно было спрятать оружие и снаряжение, и такая одежда не сковывала движения. Так вот костюм Секиро куда больше похож на одеяние ниндзя, чем то что обычно показывают в кино.

Для полноты образа не хватает разве что Амигасы — соломенной конусообразной шляпы с кольцеобразным, остро заточенным лезвием, скрытым под нависающими полями. Такая шляпа служила одновременно как средство маскировки и как оружие, и была кстати тоже обязательным атрибутом ниндзя.

Так, вроде со вторым блоком ниндзюцу разобрались.

БЛОК №3
Третий блок посвящён мобилизации внутренних ресурсов организма на основе так называемых «изменённых состояний сознания», достигаемых за счёт медитации и психотренинга. И этот блок корнями уходит в религиозную систему дзэн-буддизма и сянь-даосизма, но религии сегодня мы с вами касаться не будем. Это отдельная большая тема для изучения.

Вывод: Можно ли назвать Секиро симулятором ниндзя, наверное всё таки нет потому что сам игровой сюжет мало связан с этой темой, но по моим личным ощущениям, в геймплейном плане именно эта игра, как никакая другая даёт почувствовать себя в шкуре настоящего синоби.

ПОСЛЕСЛОВИЕ, КОТОРОЕ ТОЖЕ МОЖНО ПРОЛИСТАТЬ, НО ЛУЧШЕ ПРОЧИТАТЬ.

Всё о чем я рассказывал это мои личные ощущения и наблюдения в игре, построенные на собственных познаниях о Японии.

Меня всегда привлекала в истории больше глобальная сторона, нежели какая-то точность и хронология. Куда интереснее узнавать о каких-то явлениях и процессах в истории, о предпосылках, закономерностях и последствиях, нежели просто изучать сухие даты и имена.
Поэтому находить в играх вот такие вот глобальные отсылки к истории, показывающие а какая в целом-то была жизнь, как она отражалась на простом населении, намного приятнее лично для меня, нежели встретить какую-то историческую личность, или поучаствовать в какой-то битве или осаде.

Надеюсь мне удалось рассказать вам что-то новое о иге Sekiro: Shadows Die Twice и эпохе воюющих провинций в целом. Фидбэк можете оставлять в комментариях. Я же пойду ваять продолжение, потому что осталась ещё пара тезисов касающихся религии и мифологии.
А на сегодня всё, друзья. До встречи в будущем.


Sekiro: Shadows Die Twice

Платформы
PC | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | Stadia
Жанр
Дата выхода
22 марта 2019
3.1K
4.4
1 729 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Предлагаю к ознаКомлению!
Первое — это перечень необходимых для самурая боевых навыков. Владение мечами нужно, без сомнения, но если говорить о периоде Сенгоку, то там прежде всего обучали стрельбе из лука, верховой езде и работе с длинным древковым оружием. Остальное уже было вторично — примерно также, как рукопашный бой в нынешнее время. Т.е. без сомнения нужные дисциплины, позволяющие развить бойца, но не этим он будет воевать и убивать, а следовательно и упор делается в изучении других дисциплин. Владение мечами вышло на другой уровень уже после объединения, на период Эдо и последующие, когда массовые баталии практически закончились и больше всё решалось дуэлями благородных мужей.


Бой на мечах и до периода Эдо был больше элитарным боевым искусством, суть в том что Самураи и обычные воины т.е Буси это не одно и то же. Самураи это чисто элита Японского общества, хотя в период Сэнгоку эта грань практически стерлась.

Также хотелось бы уточнить момент на счёт кодекса чести и следования этому самому кодексу. Свод правил, конечно, был. И кто-то, конечно, старался ему следовать. Однако, во время тех же феодальных войн нередко бывали случаи бегства с поля боя, предательства своего господина (организованной толпой, конечно же) и перехода под знамёна соседнего враждующего дома. Образ абсолютно честного, преданного и бескорыстного воина в лице самурая был создан позже, во время Реставрации Мэйдзи, теми, кто пытался сохранить историю, традиции и образы во время реформ.


Ну тут согласен в период сэнгоку кодексов Бусидо было несколько, и по сути они были просто воинскими уставами, нынешний кодекс мало общего имеет с теми, что были в период Сэнгоку. Но опять таки среди аристократии (самурайской) всё же существовало некое понимание чести и весомости присяги господину.

Сюрикены — да, ими пользовались, да они были, но не звёздочки. Точнее и они тоже были конечно, но даже для японских мастеров это скорее экзотика. Наиболее распространённым и эффективным видом были бо-сюрикены — считай те же гвозди с обрезанной шляпкой. Разные по длине и в сечении, но суть одна — прямой заточенный стержень. Техника броска сложнее, но носить и извлекать для броска намного проще.


Тут спорить не буду, знаю что использовалось разнообразное оружие, и многое ниндзя перенимали у других народов и тех же самураев. Сами они мало что изобретали.

Меч — да, для работы в узких помещениях (это не было данностью и обязательным условием, но всегда рассматривалось как возможный вариант) использовался укороченный клинок, но это было его единственным отличием от тех же катан. Никаких квадратных цуб, потому как такой можно запросто себе пропороть что-либо сделав неудачное движение. Ножны брались по полной длине в целях маскировки, плюс в свободное пространство в ножнах можно также положить какие-либо мелкие инструменты. Ну и сам клинок был по форме такой же как катана, потому как в противном случае это моментальная демаскировка.


Ну тут я и написал
Основным оружием ниндзя впрочем оставался меч. Называется он ниндзято и отличается от самурайского лишь тем, что не превышает в длине 60 см.

Ну и с последнего частного пункта сразу скажу общий по работе синоби. Самое главное их оружие — это маскировка и резидентурная работа. Пока читал текст не увидел самого главного момента (может пропустил, конечно, тогда извиняюсь)) — далеко не всегда миссиями их становились убийства. Чаще всего это была просто добыча информации, шпионаж. Но даже если и убийство, то ко всяким лазаниям по стенам и кустам, пряткам в тенях и прочим вещам старались не прибегать. Это сложно. Проще всего переодеться и под видом своего пройти куда надо. Или подкупить кого надо. Или нанять на мокруху какой-нибудь местный сброд. Выполнять такие сложные миссии сами воины тени безусловно умели, но не очень хотели — это всегда большой риск, очень опасный для здоровья. А по тексту сложилось впечатление, что только так они все и работали.


Я писал, что за деньги ниндзя выполняли любую работу за которую не брались другие. Шпионаж, терроризм, подставы, ну и убийства конечно тоже.
А на счет того что по тексту показалось, что ниндзя были такими как описаны в кино, ну незнаю я всячески старался избежать стереотипного представления. Конечно они были просто хорошо обученными наениками и использовали любые пути для достижения цели, предпочитая естественно самые легки. Если можно переодеться и пройти так на вражескую территорию или подкупить местных алкашей, то естественно они так и поступали, но тем не менее могли и под покровом ночи пробраться по кустам и крышам, в этом и заключается основной принцип ниндзюцу — использовать все возможные методы для достижения цели.
Ну, это понятно, что копейная пехота и кавалерия лучников это была основная ударная сила на поле боя. Это и не только Японии касается. Просто ни какого искусного владения копьём не требуется при битве в строю. Знай себе держи строй да тыкай перед собой. То же самое и лучная кавалерия, их задача была быстрый налёт и поливание врага ливнем стрел, какая-то особо прицельная стрельба в принципе не нужна.

А на счет Хидэёси, я всё же имел ввиду, что он исключение в плане того, что смог подняться из грязи в князи. Таких как он деревенских простаков в армию набирали регулярно в данный период.
Ни с чем из этого нет спора, говорю же)

Так мы вроде и не спорим, просто ведем дискуссию) Приятно пообщаться со знающим человеком, без лишней агрессии и сарказма.
Просто ни какого искусного владения копьём не требуется при битве в строю. Знай себе держи строй да тыкай перед собой. То же самое и лучная кавалерия, их задача была быстрый налёт и поливание врага ливнем стрел, какая-то особо прицельная стрельба в принципе не нужна.

Если на счёт копья в строю могу согласиться, там подготовка больше строевая нужна, чем именно приёмы владения оружием, то про лук и верховую езду такого сказать нельзя. Лук всегда был оружием отдельным, на который ставили только толковых, умелых и хорошо подготовленных людей по двум причинам:
1. Это слишком значимая роль в контексте всего войска и ведения боя. Хороший обстрел противника перед ближним боем — залог успешного проведения последнего в большинстве случаев. И всяко лучше, если этим будут заниматься действительно умелые воины, которые обеспечат своим войскам преимущество в грядущей поножовщине.
Статистики и конкретных данных у меня на этот счёт нет и утверждать стопроцентно не могу, надо лезть далеко в источники, а ссылаться на Тотальник по Сёгуну — такой себе аргумент. Но есть у меня подозрения, что как в Сёгуне толпы асигару луками не снабжались. Скорее эту роль занимали как раз-таки обученные и подготовленные самураи. Не обязательно с богатой родословной, может и новоиспечённые, но прошедшие базовый курс подготовки, который и ставил лук практически на первую ступень по военной значимости. Даже войсками в далёкой японии феодалы мерялись не по копьям, не по коням, а по лукам. Опять-таки ссылок не дам, но кто у меня из братии кюдо занимается товарищи в этом достаточно хорошо понимают и поводов не верить им нет)
2. Вторая причина, помимо общей значимости лука на поле боя — это цена. Денег на это уходит много. Сам лук хороший технологически сделать не сильно-то проще хорошего меча, а в отдельных случая, пожалуй, и сложнее. Плюс стрелы. Без сомнения они вырезались, подбирались и пополнялись как можно, но часть боеприпаса терялась безвозвратно. И чем больше этого боеприпаса, весьма дорогого, будет потрачено именно на противника с нанесением ему урона пусть и не смертельного, но мешающего вести бой — тем лучше.
По этой причине не могу согласиться с тезисом:
какая-то особо прицельная стрельба в принципе не нужна.

Понятно, что там не одна и не две стрелы летели, а целые тучи. Но тут всё та же мысль — чем больше стрел из этой тучи будет лететь с претензией поразить конкретного врага — тем лучше. Пусть даже соседи по строю выберут одну мишень — первый промажет или неудачно попадёт в защиту, а второй попадёт или добьёт. Слишком это значимая роль и слишком велика цена ошибки. Как в деньгах, так и в жизнях собственных солдат. Поэтому как правило во всех армиях на роль лучников ставились только обученные бойцы, гарантировавшие максимальный результат.
Верховая езда тоже дело не для крестьян. Просто верхом-то уверенно скакать дело не самое простое. А вести бой на лошади — это вообще искусство. Ещё и эффективно. Так что здесь также придерживаюсь позиции о том, что в данных отрядах состояли исключительно самураи. Также пусть и не сильно родовитые, но хорошо обученные и подготовленные. Ну и деньги здесь тоже, да — лошадь всегда и везде стоила дорого. Это очень дорогой военный ресурс, чтобы ставить на него кого попало, кто эту лошадь угробит в первом же налёте. А вместе с ней и лук, и комплект стрел)
Так мы вроде и не спорим, просто ведем дискуссию) Приятно пообщаться со знающим человеком, без лишней агрессии и сарказма.

Абсолютно симметрично)
Бой на мечах и до периода Эдо был больше элитарным боевым искусством, суть в том что Самураи и обычные воины т.е Буси это не одно и то же. Самураи это чисто элита Японского общества, хотя в период Сэнгоку эта грань практически стерлась.

Я бы сказал, что большая часть буси как раз и являлась самураями, в основной своей массе. Не без исключений, в виде воинствующих монахов, ронинов или женщин-воинов, но значительно меньшее число этих исключений было на общем фоне.
По я не спорю, что меч — это раздел для элиты, что крестьяне ему не обучались и вообще ношение пары мечей — это явный внешний признак человека из самурайского сословия (даже если и бедного и неизвестного — всё равно самурайского). Я лишь говорил про акцент, поставленный в тексте: о том, что эта дисциплина была самой важной. Что не совсем так, для периода феодальных войн. Она была знаковой, но указанные вами же направления подготовки в виде лука и копья были куда более важными (в особенности первое).
Ну тут я и написал
Основным оружием ниндзя впрочем оставался меч. Называется он ниндзято и отличается от самурайского лишь тем, что не превышает в длине 60 см.

Да, так и есть, каюсь, картинка затриггерила)
Я писал, что за деньги ниндзя выполняли любую работу за которую не брались другие. Шпионаж, терроризм, подставы, ну и убийства конечно тоже.

Аналогично, пропустил этот момент, прошу прощения.
Ну, это шутеечка, типо если лень читать можно посмотреть видео)
В данном случает это шутка про меня.
Можно добавить то, что ниндзя и шиноби чаще были телохранителями нежели убийцами
Я бы сказал, что большая часть буси как раз и являлась самураями, в основной своей массе. Не без исключений, в виде воинствующих монахов, ронинов или женщин-воинов, но значительно меньшее число этих исключений было на общем фоне.


Как раз таки в период сэнгоку, когда войска выросли до сотен тысяч, в армию принимали всех кого попало, и их таки обучали бою с копьём, а позже стрельбе из аркебуз. Сам Тоётоми Хидэёси начинал путь с простого крестьянского сына.
До этого в период Камакура и после реформации Токугавы, самураями считались лишь те кто рождался в семье самураев. И таких потомственных самураев с самого детства обучали с упором на владение мечом. Всё таки умелое фехтование было показателем статуса и воинского мастерства.
Хоть вы сами и сказали, что пример Хидэёси является исключительным, но с замечанием про «буси» соглашусь. В самом деле местные правители много кого в свои дома принимали, собирая отряды из кого попало и возводя людей пусть в минимальные, но чины. Была такая практика.
Но по поводу последнего: без сомнения, техника владения мечом — вещь важная для самурая с родословной, знаковая и статусная. И далеко не всем в то время доступная. Ни с чем из этого нет спора, говорю же) Я говорю только о том, что являлось для него действительно важным и чем ему было жизненно необходимо владеть, особенно в период непрекращающихся войн. И чему его учили прежде всего.
Написано хорошо, читать приятно и интересно! Однако, хотелось бы поправить автора в нескольких неточностях, которые бросились в глаза при прочтении.
Первое — это перечень необходимых для самурая боевых навыков. Владение мечами нужно, без сомнения, но если говорить о периоде Сенгоку, то там прежде всего обучали стрельбе из лука, верховой езде и работе с длинным древковым оружием. Остальное уже было вторично — примерно также, как рукопашный бой в нынешнее время. Т.е. без сомнения нужные дисциплины, позволяющие развить бойца, но не этим он будет воевать и убивать, а следовательно и упор делается в изучении других дисциплин. Владение мечами вышло на другой уровень уже после объединения, на период Эдо и последующие, когда массовые баталии практически закончились и больше всё решалось дуэлями благородных мужей.
Также хотелось бы уточнить момент на счёт кодекса чести и следования этому самому кодексу. Свод правил, конечно, был. И кто-то, конечно, старался ему следовать. Однако, во время тех же феодальных войн нередко бывали случаи бегства с поля боя, предательства своего господина (организованной толпой, конечно же) и перехода под знамёна соседнего враждующего дома. Образ абсолютно честного, преданного и бескорыстного воина в лице самурая был создан позже, во время Реставрации Мэйдзи, теми, кто пытался сохранить историю, традиции и образы во время реформ.
Это по самураям. По синоби/ниндзя бросилось следующее.
Сюрикены — да, ими пользовались, да они были, но не звёздочки. Точнее и они тоже были конечно, но даже для японских мастеров это скорее экзотика. Наиболее распространённым и эффективным видом были бо-сюрикены — считай те же гвозди с обрезанной шляпкой. Разные по длине и в сечении, но суть одна — прямой заточенный стержень. Техника броска сложнее, но носить и извлекать для броска намного проще.
Меч — да, для работы в узких помещениях (это не было данностью и обязательным условием, но всегда рассматривалось как возможный вариант) использовался укороченный клинок, но это было его единственным отличием от тех же катан. Никаких квадратных цуб, потому как такой можно запросто себе пропороть что-либо сделав неудачное движение. Ножны брались по полной длине в целях маскировки, плюс в свободное пространство в ножнах можно также положить какие-либо мелкие инструменты. Ну и сам клинок был по форме такой же как катана, потому как в противном случае это моментальная демаскировка.
Ну и с последнего частного пункта сразу скажу общий по работе синоби. Самое главное их оружие — это маскировка и резидентурная работа. Пока читал текст не увидел самого главного момента (может пропустил, конечно, тогда извиняюсь)) — далеко не всегда миссиями их становились убийства. Чаще всего это была просто добыча информации, шпионаж. Но даже если и убийство, то ко всяким лазаниям по стенам и кустам, пряткам в тенях и прочим вещам старались не прибегать. Это сложно. Проще всего переодеться и под видом своего пройти куда надо. Или подкупить кого надо. Или нанять на мокруху какой-нибудь местный сброд. Выполнять такие сложные миссии сами воины тени безусловно умели, но не очень хотели — это всегда большой риск, очень опасный для здоровья. А по тексту сложилось впечатление, что только так они все и работали.
Несмотря на всё вышесказанное, как и писал в начале, читать было приятно и интересно. Здорово видеть человека, который также достаточно подробно интересуется данной темой)
Полностью справедливая шутка
Ну, говорю же что это шутка… Я ни кого обидеть не хотел. В конце концов я бы и записывать видео не стал и монтировать, если бы была такая цель. Просто знаю что в блогах на СГ больше предпочитают читать вот и написал так.
Полностью согласен со всем, но не стоит и забывать, что в эпоху когда война идет постоянно, а жертвы ведутся на сотни тысяч, не всегда получается обучать солдат качественно и быстро. Да лошадь вряд ли доверят новобранцу. Но дать зеленому новичку копьё и поставить в строй вполне используемая практика. Всему научится в реалиях настоящего боя, если конечно выживет.
Тем более копьё одно из самых дешевых видов вооружения.
На счёт «чаще» не уверен, но практика была достаточно широкой, да. Они с этим в отдельных случаях справлялись хорошо и даже лучше тех же самураев. Особенно, если противостояние шло с себе подобными.
То есть, если человек, уставший с работы едет за рулем,«отпахавший» свои 9-ть часов, слушает как подкаст данный блог, он что ленивый по-Вашему?
ВИДЕО ВЕРСИЯ ДЛЯ ЛЕНИВЫХ

Почему?
Судя по всему, человеку выше, коментом.
Не очень смешно.
Да, по копью и у меня нет сомнений и вопросов в плане данной практики. Можно поставить новобранца на него. Просто поскольку в ближнем бою это первое и самое главное оружие, то в случае наличия возможности дать подготовку бойцу, опять-таки лучше именно её дать более основательной, а потом остальное. Это всё к моему тезису о значимости данной дисциплины в списке обязательных для подготовки самураев. Но да, новичкам копья только так и давали.
Просто вы в прошлом посте приравняли по сложности ведения боя работу строя копейщиков и конных лучников, в результате чего и появился мой предыдущий спич) Он только этому вопросу посвящён.
Тэк… ну вроде как прояснились и согласились друг у друга с чем можно и нужно)
Читай также