В данном тексте рассматривается азиатская версия игры, Hajimari no Kiseki. Официальный англоязычный дублированный релиз под названием Trails into Reverie состоится 7 июля 2023 года. Текст предполагает, что Вы уже ознакомились с играми серии вплоть до Trails of Cold Steel IV, или, хотя бы, прочитали статью о серии.
Среди всех игр The Legend of Heroes, у Hajimari no Kiseki, наверное, одна из самых незавидных судеб в плане завлечения новых игроков, поскольку ей поручена совсем другая важная задача: логично завершить все арки Либерла, Кроссбелла и Эребонии. Подумать только, это целых девять сточасовых игр с более, чем сотней персонажей и с не меньшим количеством сюжетных линий. И, надо сказать, со своей миссией игра справляется. Falcom приготовила настоящий подарок, пиршество для своих фанатов по всему миру. Не оставляя при этом попыток попутно объяснить залетным новоприбывшим, кто все эти люди в кадре и что здесь вообще происходит. Выходит это, правда, суматошно и в общих чертах. Новичкам бегло проговаривают особенности персонажей и сущностей. А за подробностями — добро пожаловать в справочник, уютно расположившийся в главном меню игры.
Так как сюжетных арок и подсюжетов накопилось критически много, студия решила разбить повествование на две составные части: основная история и дополнительные сюжеты. Основная поделена для пущего драматизма аж на три рута. Задача побочных историй — закрыть сюжетные арки всего множества основных персонажей.
С центральным сюжетом не стали мелочиться. Рут Ллойда в Hajimari no Kiseki стартует ровно на той же ноте, на которой остановились Trails to Azure и Trails of Cold Steel IV: Великие Сумерки закончились, Кроссбелл все ещё оккупирован. ССС (Speical Support Section) в старом-добром составе из Ллойда, Эли, Тио и Рэнди, заручившись поддержкой всех своих старых друзей, натурально вырывает город из лап остатков сбрендивших от проклятия имперских солдат.
Спустя несколько дней горожане Кроссбелла начинают готовиться к объявлению независимости штата, на что дала согласие даже Септийская церковь. Подписание пакта о независимости в самый ответственный момент прерывает невесть откуда объявившийся экс-губернатор от Империи, Руфус Албарея. Обладая невиданной ранее мощью, он в одиночку сминает ССС, смертельно ранит Ллойда и во всеуслышание объявляет Кроссбелл местом, где начнется формирование некой континентальной Унифицированной нации. Руфус приходит не один. Компанию ему составили вырвавшиеся из тюрьмы старые знакомые: Гарсия и Дитер Круа. А на подпевке — длинный хвост из экс-имперских войск, включающих мехов класса Soldat. Завершает захват таинственная танцовщица, чья темная аура подавляет волю горожан к сопротивлению и вынуждает их принять новую власть, посредством промывания мозгов. Улучив момент, Ришия хватает едва живого Ллойда и сбегает вместе с ним из штата, в надежде выходить беднягу в своем убежище. Ситуация с остальными членами команды и их близкими остается под вопросом.
Тем временем, Рин вместе с новым Class VII, которому скоро выпускаться, завершив тренировки под началом Вандера-старшего, отправляется на поиски Оливье и Шеры. Неизвестные похитили наших новобрачных прямо во время медового месяца, прихватив вместе с ними и Courageous. Виновники неизвестны, информации минимум.
Параллельно с этим, двое молодых ассасинов совершают побег из лап организации Garden, которая удерживала их против воли. Парочка пытается обрести свое тихое и спокойное место, где можно осесть, попутно хватаясь за поручения в серой и черной зонах закона. Зовут ребят Свин и Надя — о них можно было прочитать в романе «Three & Nine», что был доступен в Trails of Cold Steel IV в качестве бонусной книги. Один из заказов дуэта завершился сюрпризом: внутри чемодана, порученного к доставке таинственному человеку под кодовым именем «Cи», оказалась кукла с искусственным интеллектом по имени Лапис, сотворенная руками известного мастера-механика Розенберга.
На этом месте мне хочется остановить пересказ завязки и отругать сценаристов, ответственных за начало рутов Рина и Ллойда: на фоне великолепно написанной сюжетной ветки загадочного «Си» их руты стартуют лениво и неуклюже. Главные герои зачем-то проговаривают очевидные истины, в очередной раз задвигают мотивационные речи в духе «связи и дружба решают все» и вообще как-то не спешат действовать, предпочитая толочь воду в ступе. Благо, впоследствии успевают одуматься и нагнать вместе с остальными отборного высокоградусного эпика.
Самой настоящей отдушиной в начале Hajimari no Kiseki становится именно третий рут, посвященный «Си», где блистают характерами великолепно вписавшиеся в серию Свин, Надя и Лапис. Да и сам «Си» получает достойную историю с любопытным развитием образа и логичным, ярким финалом.
Вообще, в этот раз сценаристы поднимают любопытную глобальную тему, которая рассуждает о чрезмерно высокой скорости развития технологий Земурии, дополняя таким нехитрым образом бэклор времен Коллапса.
Концепция прохождения вышеперечисленных рутов очень проста: проходим понравившийся до «сюжетного упора», после чего переключаемся на соседний и повторяем операцию, пока уровень прогресса во всех рутах не выровняется. Игра, за редкими исключениями, не ограничивает в возможности переключаться между сюжетными линиями, что дополнительно сказывается на геймплее. Так, в определенные моменты придется поочередно управлять двумя партиями, чтобы добиться общей цели. Но на этом взаимодействие между рутами не заканчивается: если режиссеру нужно столкнуть партии лбами, а такое вполне случается, игрока поочередно забросят по обе стороны баррикад, позволив взглянуть на один и тот же длинный бой с двух сторон. И, надо сказать, реализация просто великолепна. Сюжетописцы не зря едят свой хлеб и старательно нагоняют высокооктанового драйва — в рамках серии, разумеется.
Между ключевыми этапами сюжета героев отправляют в «Коридор Мечтаний», этакий отдельный мир, созданный на манер Фантазмы из Trails in the Sky 3RD. Мир дрейфует вне пространства и времени в параллельном измерении, и состоит двух частей: расширяемой хаб-локации и генератора лабиринтов на манер тех, что проходили герои в Trails of Cold Steel, в подземелье старого здания академии.
«Коридор мечтаний», в рамках геймплейной петли Hajimari no Kiseki, как оказалось, — крайне любопытное и по-хорошему правильное решение. Что он умеет? Загибаем пальцы: содержит свой подсюжет, предлагает удобный способ развития большого каста персонажей и, что немаловажно, регулярно подбрасывает богатый на разнообразие дополнительный контент.
Вопрос c прокачкой и дополнительным контентом решен просто и изящно. Лабиринты, технически, бесконечны: их можно сбрасывать в ноль сколько душе угодно — вместе с врагами и сундуками с лутом. Таким образом, мы получаем стабильный источник опыта и экипировки. Особо сильные противники получили еще одну роль: с них падают сферы четырех цветов, позволяющие заполучить новые возможности. Синие сферы открывают в хаб-локации дополнительные истории, красные — персонажей, желтые — мини-игры, серебряные дают возможность «крутить» местную «гачу». Гача эта, в отличие от фритуплейных аналогов, крайне полезна в плане «насыщения» героической партии предметами. С нее валятся всевозможные полезности — от ингредиентов до топовых аксессуаров, оружия и одежды. Что выпадет — по закону жанра, решает Великий Рандом. А так как персонажей в партии к концу игры накопится больше полусотни, это — идеальное решение для любителей оснащать всех подопечных по последнему слову техники.
Лабиринты, помимо привычных противников, ловушек и сундуков, содержат триггер-испытания на манер рейдов из YS VII и IX. Игра, по активации испытания, случайным образом собирает еще одну команду героев и стравливает ее с несколькими серьезными противниками. Этакий нехитрый способ мотивировать игрока поддерживать всех персонажей в актуальном состоянии по части кварцев и обмундирования. В случае победы, партия, которая в это время находилась в лабиринте, получает доступ к нескольким сундукам с высокоуровневой экипировкой.
Чтобы забеги по лабиринтам не казались рутиной, игра накидывает глобальные задачи с каждым сбросом «Коридора мечтаний». Задачи вполне привычные: «сделай столько-то атак такой-то связкой героев», «собери столько-то предметов», «убей столько-то таким-то видом атаки», «докачай такую-то глобальную характеристику лабиринта до такого-то уровня». Их выполнение открывает доступ к дальнейшей прокачке общих характеристик партии: расширяет количество доступных бойцов в запасе и на поддержке, снимает ограничения на количество Action Points, необходимых для совместных атак, повышает запас Brave Points, и. т. д.
К слову, в основную геймплейную формулу (в.т.ч. вне лабиринтов) добавили дополнительную возможность потратить Action Points, собираемые на поле боя из ящиков и прочей бутафории. Если раньше с их помощью можно было получить только преимущество перед сражением, то теперь это еще один из видов действий в пошаговых боях, позволяющий задействовать членов партии, находящихся «в резерве». Каждую полоску AP можно потратить или на лечение партии со снятием дебаффов, или на физическую/магическую атаку по всем противникам. Таким способом можно продираться через толпы врагов и быстрее зачищать лабиринты. Вообще, с точки зрения механики боя и применения кварцев, в игре ничего глобально не изменилось со времен квадрологии Cold Steel. Как и прежде, весь расчет урона и защиты исходит исходя из того, что надето на персонаже. Так что, при особо сильном желании, даже из Эммы можно вылепить матерого танка.
Для тех, кому остро не хватало челленджа, завезли сложность «Abyss», накидывающую по доброй сотне уровней всем врагам. Больше не надо никаких модов: все уже встроено в игру. Вдобавок, врагов здорово разнообразили по резистам и подрезали возможности противостоять их атакам — рай для внутреннего полководца (или все-таки мазохиста?). Боссы теперь активно используют баттл-ордеры, особенно это касается «теневых» версий главных героев, которых регулярно подбрасывают лабиринты в качестве ласт-энкаунтеров.
В свободное, от забегов по кишкам коридоров, время, можно попутешествовать по хаб-локации. Так как она организована по типу жилого помещения, этим не брезгуют пользоваться и сами персонажи, рассаживаясь за столики и кучкуясь в самые любопытные сочетания. Разумеется, с ними можно поговорить: сценаристы написали множество интересных, неожиданных в наполнении диалогов.
Для удобства игрока, вся деятельность по покупке, улучшению экипировки и активации сфер, сведена к посещению соответствующих алтарей. Рядом расположены области, открывающие доступ к новым историям и мини-играм.
Мини-игры — это прямо-таки отдельный вид фан-сервиса: в Falcom постарались добавить в игру несколько любопытных занятий, среди которых нашлось место и шуткам над серьезностью тона повествования всех Kiseki. Из классических развлечений доступны «Pom!» (аналог Puyo Puyo) и «Vantage Masters» (местная ККИ) — для этого достаточно поговорить с соответствующими персонажами. А вот дальше начинается расширение идей парка Mishelam. Например, «Magical Girl Alisa» — это bullet hell\shoot’em’up на движке игры с нарративом в виде визуальной новеллы. Довольно длинная, но забавная сатирическая интерпретация сюжета Trails of Cold Steel IV, трансформирующая весь эпик в махо-сёдзё на манер Сейлор-Мун.
Рядом расположилась мини-игра на пляже в духе легендарных анимешных поездок на море — этакий ироничный мини-симулятор свиданий. В программе: езда на «банане», флирт с девчатами основных арок и разбивание арбуза. Следом можно развлечься викториной с Берил. Если вдруг не помните, то это та самая мрачная желтоглазая любительница всего оккультного из арки Cold Steel. Она обязательно закидает каверзными вопросами, разбитыми на отдельные уровни сложности. И, в качестве последнего побочного развлечения — Project Tyrfing. До безобразия примитивный псевдоаналог Daemon X Machina, разве что подопечный мех крайне нерасторопен. Годится просто как способ убить время да почитать диалоги между схватками.
А вот предлагаемые побочные истории — самый настоящий подарок для поклонников Kiseki, роскошный букетище, состоящий из юмора, драмы, элемента романтики, экшена и повседневности.
Побочные сюжеты охватывают события сразу после окончания Trails of Cold Steel IV и немного дополняют то, что происходит в настоящем времени. А по прохождению основной части игры (весь лабиринт и три рута) открываются дополнительные сюжеты, прокладывающие жирнейшие мостики к Kuro no Kiseki (Trails Through Daybreak). Подавляющее большинство всех побочных историй подается с качественными постановкой и озвучкой. Кое-где придется даже побегать и посражаться. Но есть и те, что преподнесены в форме визуальной новеллы со стильными черно-белыми артами в качестве фона. Общий уровень качества всего вышеперечисленного превосходит даже основной сюжет!
По прохождению обязательно посмотрите титры — по уровню ламповости они превосходят даже Trails of Cold Steel 4, где собрался весь ключевой каст. Где вы еще увидите, наконец-то, спустя столько лет, развитие истории Рэнди и Мариабэлль?
Во всем остальном Hajimari no Kiseki — классическая игра серии, в которой практически все выполнено на высоком уровне, невзирая на скромный производственный бюджет и нишевость серии. Вступительную заставку, например, на этот раз отсняли на движке игры. Надо сказать, что хоть реализация и отличная, но мне как-то ближе опенинги, нарисованные от руки.
Технологическая база осталась прежней со времен Trails of Cold Steel 3 и 4, разве что модели и текстуры в очередной раз подверглись минорному апгрейду. Вырос уровень постановки ключевых кат-сцен, где, среди прочего, стоит упомянуть анимации персонажей, отснятые с помощью motion capture, дополненные более проработанной мимикой. Это неплохо так оживляет персонажей и добавляет им еще больше индивидуальности. В качестве вишенки на торте, о которой я упоминал в статье о серии Kiseki, программисты добавили физически верную постановку ног персонажей на поверхность. Это не уровень даже первого Crysis, где движок позволяет персонажу кубарем скатиться с наклонной поверхности, однако, стоят персонажи на поверхностях физически верно. Пусть и все равно считают, что по ступенькам можно ходить как по диагональной поверхности.
Музыкально Falcom продолжает тенденции Cold Steel 3 и 4: чуть больше дешевого и быстрого в производстве аутсорса с менее качественными мелодиями, чуть меньше работы внутренних маститых композиторов. Четверть или почти треть музыки написал Мицуо Синга, который хорош, в основном, своими опенингами, которые он записывает для всех игр студии, начиная со времен Tokyo Xanadu.
Проработавший много лет композитор Унисуга по каким-то причинам ушел, унеся с собой часть характерного очарования студии, сформированного во времена ToCS 1-2, YS8 и Tokyo Xanadu. Вместо него пришел Когучи. Парень талантливый, но со своеобразным стилем звучания. В целом, музыкально игра держится молодцом и сохраняет уникальный почерк Falcom. Студия в данный момент переживает какие-то внутренние перестановки, и это чувствуется.
После прохождения Hajimari no Kiseki становится как-то немного грустно. Конечно, очень приятно увидеть в титрах то, как будут продолжаться будни любимых персонажей…, но все это было, фактически, в последний раз. Falcom красиво проводила в последний путь всех героев Либерла, Кроссбелла и Эребонии. Конечно, это не последнее их появление на наших телевизорах и мониторах, но, уже точно не в таком составе. Если брать в расчет рассказы разработчиков в лице Тошихиро Кондо, президента студии, Kuro no Kiseki 2 — это 75-80% общей истории The Legend of Heroes. А это значит, что к грандфиналу могут подтянуть многих старичков, уже серьезно повзрослевших.
Уроборос продолжает приводить в действие план Грандмастера. На горизонте уже маячит новая история, разворачивающаяся в республике Кальвард. С более мрачным, серьезным, кровавым тоном повествования. То, что я уже успел увидеть в первой игре арки (4-я глава) уже успело меня восхитить и удивить, а заодно доказать, что Falcom умеет работать над ошибками, сохраняя дух оригинала и уникальность вселенной.
Hajimari no Kiseki — это обязательное приобретение для любого поклонника серии, это еще одна превосходная JRPG и роскошный финал трех арок, который не сваливается в пошлый капустник. Идеальный уровень фан-сервиса для поклонников, отличный геймплей, восхитительная, в меру сил студии, аудио-визуальная часть. И, заодно, последняя игра на устаревшем движке. Впереди — много нового.
Не пропустите. Дальше будет еще круче!
В Kiseki персонажи практически всегда получают интересное развитие. Например, в данной игре дуэт из Нади и Свина мало того, что обладает превосходной химией на уровне Эстель и Джошуа, так еще и хорошо прописан. Сейчас это всего лишь два подростка 13-ти и 15-ти лет соответственно.
В Kuro no Kiseki 2 им уже 15 и 17 лет соответственно. Даже по первым часам Kuro no Kiseki 2, который мне удалось опробовать благодаря Work-in-progress переводу, видно, что они растут как личности, оставаясь собой:
Попутно, любопытным образом развивается образ уже достаточно глубоко прописанной Ренне, со своими взлетами и падениями. Все же помнят «15-ю дверь» в Trails in the Sky 3RD? Kuro no Kiseki 2 расскажет больше.
Лучшие комментарии
Популяризируем Кисэки и Прокладываем дорожку к Куро но Кисэки!
Люблю серию всей душой, но заставить себя погрузиться в неполные фан-переводы просто не могу. Может из-за огромной любви к английскому дубляжу Cold Steel, может из-за столь же огромного желания искать любимых NPC и изучать их истории. Да, до Kuro доберусь такими темпами года через два-три, но я готов к подобному)
Текст отличный, и так с нетерпением ждал релиза на английском, теперь жду тем более. Надеюсь что не разочарует, а то к четвертому CS у меня были некоторые вопросы
Я просто НАСТОЛЬКО устал ждать)
Спасибо! У «четверки» было провисание в середине, плюс, многих персонажей оставили «на потом», уделив внимание Проклятию Ишмельги и развязке с Осборном
и Рином. Они были в центре сюжета. Здесь же прям фанатское пиршество. Конечно, далеко не всех смогли охватить, но многим любимым в народе персонажам подарили свои отдельные истории в «Коридоре».
Zero и Azure в том то и прикол, что не особо ощущаются как две части одной истории, разрезанной пополам. Они относительно цельные сами по себе, хоть Zero и далеко не все сюжетные моменты разкрывает
Я тоже их проходил с левыми переводами, и даже вполне себе зашло и в таком виде. Но, честно, услышав голоса Ллойда и Рэнди в английской версии я был крайне доволен. И войс директору всей серии Валери Арем вместе с ее командой я доверяю всецело — для меня теперь и Рин без голоса Шона Чиплока не тот, и остальные тоже будут восприниматься сильно иначе
Помню, как от голода по JRPG набросился на первый Cold Steel, потом ждал переводов второй и третьей частей. После концовки последней, требовал четвертую прямо сейчас. Но решил воспользоваться временем ожидания и навернуть предыдущие части. Дальше все как в тумане. В последней битве четвертого Cold Steel словил передоз эпика. Другой такой серии просто нет. Спасибо, что продвигаешь её в массы. Жаль, что всего один плюс поставить можно!
Я помню, когда я год назад запустил первую часть Тrails in the sky, я подумал, что это была бы великолепная игра, попадись она, когда мне было двенадцать, а я был бы на летних каникулах. Но сейчас, чтобы играть в пиксели у меня должен быть хороший фильтр ностальгии.
Позже я попробовал поиграть в Cold Steel. Было относительно неплохо, Но в плане боевки мне не хватило какой-то большей тактической глубины и челленджа (не надо говорить мне про сложную сложность, изменение цифр меняет только время, что затрачивается на бой), в плане исследования мира мне не хватило… исследования мира, собственно. Мне нравится когда есть глубоководный исследовательский центр в углу карты, если вы понимаете о чем я, или возможность прокачать своего чокобо и попасть на летающий остров для битвы с секретным боссом-шаром. Тут такого нет, главное исследование заключается в том, чтобы поговорить со всеми НПС на карте, чтобы найти секретные квесты.
Ну а сюжет все еще аниме. Персонажи прописаны получше, чем в большинстве JRPG, это правда, но все еще аниме.
Я не говорю, что игра плохая, я бы поиграл в нее до конца, может быть в две такие. Я вполне понимаю людей, которым она нравится. Но мысль о том, что нужно пройти десять, чтобы получить весь сюжет, скорее раздражает, чем вдохновляет. Не настолько эта история и персонажи ценны, чтобы тратить на них 600 часов. Как я и сказал, если бы она попалась мне двадцать лет назад, и я играл бы по одной игре в два года, наверное, это было бы неплохо. Но на некотрые поезда запрыгивать хоть и можно, но уже не стоит.
Спасибо за теплые слова! Рад стараться)
Хорошо ведь знать, что серия, за которую ты только берешься, не испортится со временем)
В копилку мотивации к прохождению. Kuro no Kiseki заметно взрослее по поднятым темам и исправно радует. Скрины мои
Именно так и надо!) Надеюсь, к тому моменту Kuro no Kiseki 1-2 будут официально доступны на английском, и уже выйдут новые части, готовые к локализации)
Читать не буду, и так уже нахватался спойлеров. Но плюсану автоматом, ибо прошлая статья топ. Ждем пока маэстро Дюранте сотворит свое волшебство.
Исключение это арка Зиро/Ажур. Там вторая часть там прям густая события.
Я в свое время прошел залпом, с левым фанатским переводом. Даже не смог дождаться версии геофронта. И после этого и переключился на японскую озвучку. И хотя моему сердечку было больно расставаться с моими любимыми английскими голосами, большинство персонажей на японском звучат намного лучше. Особенно SSS и новый седьмой класс.
Здесь я старался максимально без них обойтись — именно в плане сюжетного наполнения Hajimari no Kiseki. Рассказал только завязку.
Благодарю, благодарю)
Огромное спасибо на добром слове!)
Да, стараюсь ее продвигать как могу, потому что вещь невероятно крутая. Регулярно сокрушаюсь на тему того что игры достаточно нишевые, и у них сравнительно небольшая аудитория. Всего лишь 7 млн продаж с 2004 года по всему миру. Я понимаю, что Falcom сами виноваты, задерживая локализации на другие языки, не позволяя над ними работать одновременно с разработкой. Но, всё же, любить студию и её игры от этого не перестаю.
Ну, тут, бесспорно, каждый решает сам, что ему хочется получать от игр. Кому-то хочется более открытого мира, кому-то хочется эпика, кому-то — камерности. The Legend of Heroes занимает свою нишу, и, если цепляет, то обычно цепляет надолго)
Спасибо, что зашел в блог!)
Игра-праздник для фанатов и еще один мотиватор пройти серию полностью. Плюсом «коридор мечтаний» звучит крайне вкусно — и активности, и место для прокачки, и героев можно одеть-погонять-поговорить-посмотреть… хотеть.
«На такой поезд можно и зайти неторопясь»
Всё-таки дело вкуса.
Спасибо, что зашел в блог!)
Из твоего комментария, правда, я так и не понял, насколько ты погружен в серию)
А Зин фигурирует там?:)
Ну-у, прочитал во-он ту статью «Как въехать в The Legend of Heroes».
Так что уровень «новичёк любопытствует в дырку перед нырком в серию»
Тогда добро пожаловать)
Тут можно пропасть надолго и с удовольствием)