Kingpin: Reloaded: Ностальгический обзор

Пока я пишу эти строки, у Kingpin: Reloaded, переиздания шутера 1999 года про матерящихся бандитов, в Steam всего 206 обзоров, из которых только 34 % положительные — похоже, вышел полный провал. Действительно ли всё так ужасно? Может, есть и положительные моменты? Мой ответ на оба вопроса примерно такой: всё очень плохо, но именно это и хорошо. Звучит запутанно — чтобы объяснить, придётся начать издалека и рассмотреть выход Reloaded в широком контексте.

Культурный айсберг

Оригинальная Kingpin: Life of Crime вышла летом 1999 года и вызвала скандал: за пару месяцев до этого произошла перестрелка в школе «Колумбайн», где погибли 15 человек, и многие влиятельные люди, среди которых был и тогдашний президент США Билл Клинтон (Bill Clinton), поспешили обвинить в случившемся жестокие видеоигры. В остальном её приняли сдержанно тепло: не на уровне выпущенных в том же году System Shock 2 или Unreal Tournament, но вполне достойно. Хотя, конечно, не стоит забывать, что зарубежные рецензенты обозревали жалкий оригинал, а не неповторимый перевод от «Фаргуса».

Мне любовь к подобным вещам кажется дурновкусием, но если вам нравится — бог вам судья.

С годами у игры, кажется, появилось что-то вроде культа — 3D Realms, издатель Reloaded, у себя на сайте даже осторожно называет оригинал классикой. Само решение переиздать игру, по идее, должно говорить о её востребованности, о том, что она прошла проверку временем, попала в канон. Если отследить судьбу других игр, вышедших в 1999-м, то мы даже увидим, как этот самый процесс канонизации идёт полным ходом: одни проекты получают ремейки и ремастеры, другие — забвение; действия издателей разделяют старые игры на актуальные и неактуальные, как сепаратор снимает сливки с молока.

Ещё более точным, пожалуй, будет сравнение даже не с молоком, а с айсбергом. На его пике окажутся System Shock 2, Planescape: Torment и, с оговорками, Homeworld — проекты, получившие в своих ремастерах или сугубо технические, или отключаемые обновления: издатели посчитали, что существенных изменений этим играм по прошествии лет не понадобилось. Сюда же отправляется Worms Armageddon, больше 20 лет получавшая патчи, и Quake III Arena, которая и сейчас жива в виде Quake Live — люди до сих пор туда заходят.

Чуть ниже пика находятся проекты, получившие переиздания с изменениями, которые нельзя отключить: HD Edition третьих «Героев» «правит» баланс; Chrono Cross: The Radical Dreamers Edition содержит «всевозможные новые фичи», а её техническое состояние всё ещё оставляет желать лучшего; в Pharaoh: A New Era, помимо внешнего вида, изменился геймплей боёв. К этой же категории я бы отнёс Spyro 2 и Crash Team Racing, которым в Reignited Trilogy и Nitro-Fueled с нуля перерисовали графику, ремастер Final Fantasy VIII, версию Shadow Man от Nightdive и Age of Empires II: Definitive Edition. Куда-то сюда отправляется и Resident Evil 3, в ремейке которой от оригинала мало чего осталось.

Подножие надводной части айсберга — это игры 1999-го, которые я бы назвал полузабытыми: они получили патчи для совместимости с новыми версиями операционных систем и теперь продаются по низким ценам и не привлекают к себе стороннего внимания — за возможность их приобрести нужно благодарить в первую очередь не правообладателей, а магазин GOG. Этот список внушительный: Sid Meier’s Alpha Centauri, Jagged Alliance 2, The Longest Journey, Shenmue, Tomb Raider: The Last Revelation, SimCity 3000, Rayman 2, Kingpin до выхода Reloaded, Dungeon Keeper 2, Rollercoaster Tycoon, Pharaoh. На PS4 и PS5 ещё можно поиграть в оригинальные The Legend of Dragoon, Syphon Filter и версию Valkyrie Profile, изначально выпущенную на PSP, — Sony просит за эти игры по 10–20 евро, но никак не рекламирует. Произведения искусства вроде бы сохранены, но без большого интереса.

Самая большая часть, подводная, невидимая с поверхности, — своего рода лимб, заложники своих платформ. Если присмотреться, то окажется, что в «коммерческий канон», то есть всё перечисленное выше, не попало множество игр, которые геймеры высоко ценят и сегодня. В первую очередь речь об эксклюзивах первой PlayStation: Parasite Eve II, Dino Crisis, Medal of Honor, Ace Combat 3 и — давайте все вместе хором — Silent Hill. Ape Escape и Persona 2: Innocent Sin выходили ещё и на PSP, но та тоже давно мертва — теперь это заложницы двух платформ. У Front Mission 3 в разработке ремейк, но сейчас она недоступна для покупки. Command & Conquer: Tiberian Sun раздавали бесплатно, но теперь она abandonware. Legacy of Kain: Soul Reaver в своё время портировали на ПК, но больше нигде не продают. Unreal Tournament — саму Unreal Tournament! — тоже недавно убрали изо всех магазинов вместе со всеми остальными частями серии: вместо них Epic предлагает подать заявку на доступ к «преальфе» своего нового проекта; он выглядит давно заброшенным, но это не помешало компании отключить в этом году серверы классических частей. Street Fighter III: 3rd Strike, Gran Turismo 2 и Tekken Tag Tournament, кажется, уже точно не воскреснут: франшизы до сих пор живы, а файтинги и гонки — это, наверное, не те категории игр, где издателям хотелось бы размывать аудиторию, поддерживая одновременно и условную третью часть серии, и шестую.

Понятно, что решение, стоит ли браться за переиздание той или иной игры, принимается не столько из расчёта её изначального качества или размера фанатского сообщества, сколько из соотношения расходов и потенциальных доходов: Shadow Man, например, почти всеми забыта, но обновлённую версию получила. Какие-то вещи геймеры наверняка и рады были бы приобрести заново, но мешают юридическая неразбериха (здесь самый известный пример — No One Lives Forever) и истёкшие контракты (Onimusha 3).

Мы вот, откапывая игры 1999-го, даже о Drakan вспомнили — а правообладатели нет.

Возникает парадоксальная ситуация. Внушительная часть громких релизов этого года — как раз ремастеры и ремейки: Metroid Prime, Resident Evil 4, Dead Space, Rise of the Triad, Super Mario RPG, Quake II, System Shock, Advance Wars 1+2, теперь ещё и Kingpin. Со стороны может показаться, что наше общество помешалось на ностальгии и попытках войти в одну воду дважды — много игр с подзаголовками вроде Remastered, Reforged, Reignited, Resurrected и Reborn выходило все последние годы, но 2023-й, кажется, оказался самым богатым на них. Однако на каждую игру, которую, величая классикой, наряжают в новое платье и заново ставят под свет софитов, всё равно приходится множество не менее значимых проектов, сегодня пребывающих в частичном и полном забвении: 27 марта закрылись магазины на 3DS и Wii U; 29 июля 2024-го такая же судьба ждёт Xbox 360; среди игр, вышедших на PS2, сейчас доступны для покупки в США только 12 % (как раз примерно столько же, сколько процентов айсберга находится над водой); в случае с играми старше 1985 года статистика ещё хуже — 3 %. Культура — это отбор, и отбор жесточайший, и, покупая Reloaded за 15 евро, я не мог отделаться от мысли: а уверены ли мы, что эта игра его прошла? То есть если мы согласны с тем, что 12 % выживших игр — это нормально, то действительно ли Kingpin заслужила в них попасть? А если не согласны и хотим спасти как можно больше — точно ли мы начали с того, что нужно?

Кстати, о поведении издателей: вы знали, что Rockstar выпускала в Steam версии Manhunt, Midnight Club II и Max Payne 2 с пиратскими «кряками», которые ещё и не работали как следует без комьюнити-патчей, потому что создавались для устаревших операционных систем?

Мусор с душой

Ответ на этот вопрос оказался куда забавнее, чем я мог предположить.

Как я уже упомянул, Reloaded провалилась. Её справедливо ругают за баги, но разработчики из Slipgate Ironworks активно их правят — к игре вышло уже два патча и появятся ещё. В «новой» графике (есть два режима: приближенный к оригинальному и «новый») отвратительное освещение — и это правда, но графику в любой момент можно переключить; если какой-то из режимов вам не нравится, о его существовании можно забыть до конца игры, нажав одну клавишу. Нет мультиплеера, который в оригинале назывался Gangbang (ммм, чувство юмора!), — но он даже в 1999-м не вызывал ажиотажа, а сегодня и подавно никому не нужен. Загрузки долгие — бесспорно, но они и раньше были далеко не моментальными. Тем не менее многие комментаторы придерживаются мнения, что версия вышла недоделанной. «Может, ещё не поздно передать это Nightdive — вопрошает третий из самых высокооценённых пользовательских отзывов; в других встречаются заявления, будто новая Kingpin сделана «спустя рукава» и «без души» — типичные геймерские мыслеостанавливающие клише.

Это не так. Reloaded вышла на три года позже запланированного, потому что её пришлось воссоздавать с нуля: исходный код оригинала утерян. Роберт Ник Браун (Robert Nic Brown) из Slipgate написал новый движок и восстанавливал алгоритмы оригинала с помощью обратного инжиниринга — это невероятно сложная и кропотливая работа. Все текстуры пришлось перерисовывать заново — два раза! Если и упрекать в чём-то разработчиков, то не в наплевательском отношении к делу.

Это раз. Два: я проходил оригинал этим летом, когда писал статью о переводе обсценной лексики, и нашёл его отвратительным. Тамошний искусственный интеллект в 1999-м, может, и считался пристойным, но сейчас вызывает смех и жалость. Перестрелки — крайне слабые. Саундтрек состоит из трёх (трёх!) играющих по кругу композиций и длится в общей сложности 23 минуты — вернее, 11, потому что каждая песня там повторяется два раза, с вокалом и без. Дизайн уровней — вечное «Да куда мне, блин, идти?!»; та же самая проблема была и у предыдущей игры Xatrix, аддона к Quake II, и в ремастере её решили, добавив в инвентарь компас. В Reloaded компаса нет, но его и в девяностых не имелось. С сюжетом ситуация та же, что и в Doom, — он нужен, чтобы задавать нужные ожидания и тон происходящему и самостоятельной ценности не имеет. Арт-дизайн — спасибо Виктору Антонову! — ещё кое-как держится, но действие игры всё равно по большей части происходит в серо-коричневых коридорах.

Reloaded всё это любовно воссоздаёт (хотя графика, пожалуй, и правда ухудшилась). Бесспорно, это кривая поделка, которая не заслуживает вашего времени, но оригинал был не лучше. Я могу только снять шляпу перед людьми, которые три года воссоздавали безнадёжный мусор, бережно сохраняя все аспекты, делавшие его безнадёжным мусором!

В чём же переиздание тогда обвиняют? Как Антон Паули говорил год назад: «Для интереса я перепрошёл Kingpin, чтобы освежить её в памяти, и понял, что её приятнее вспоминать, чем играть». Статья на PC Gamer начинается с очень симптоматичной цитаты: «О Kingpin: Life of Crime — шутере 1999 года, в который я поиграл слишком, слишком молодым, — у меня остались на удивление приятные воспоминания. Невероятная жестокость, мат-перемат, щепотка RPG-элементов — при первом прохождении всё это создавало эффект новизны». Рецензенты в Steam делают то же самое: сравнивают Reloaded не с оригиналом, а с собственными воспоминаниями об оригинале. «Иногда ностальгии лучше оставаться ностальгией. Оценка: 1/10».

Давайте поговорим о ностальгии

Я из этой истории вынес два наблюдения. Вы вправе с ними не согласиться — это именно что наблюдения, а не факты, — но относятся они к областям, где строгие доказательства в принципе вряд ли возможны.

Оба они касаются ностальгии. Мне горячо интересен этот феномен: я даже читал о нём книги, когда писал текст об Atomic Heart, но всё равно чувствую, что не понимаю его до конца. Волну ремастеров и ремейков я склонен описать именно как желание сэкономить на производственном процессе и торговать ностальгией, а не как попытку сохранить игровую историю — она, как доказывает приведённая выше статистика, компании совершенно не волнует. Но как торговать ностальгией правильно? Что конкретно 3D Realms сделала не так? Исправила бы положение лучшая графика?

Мне кажется, что любовь к ностальгии идёт рука об руку с другим современным помешательством: боязнью спойлеров. И то и другое ставят во главу угла не само медиа, а представления о нём, только ностальгия обращена в прошлое, а боязнь спойлеров — в будущее. Взять недавнюю истерию по поводу трейлера GTAVI: людям крайне важно, что покажут в видео об игре, в которую пока даже поиграть нельзя, потому что мысли о будущем опыте — это уже часть этого опыта. Но почему эта часть так важна?

Полагаю, дело в информационной передозировке. В одном только Steam выходят десятки игр в день, поиграть в каждую невозможно, и даже интересные релизы приходится пропускать, а проходить игры долго, и оттого впечатления от них заменяются впечатлениями о них. Чем запускать новинку, которая ещё и расстроить может, лучше послушать о том, во что я уже играл когда-то давно, и быстро и гарантированно испытать радость узнавания и вспомнить беззаботное прошлое. По трейлеру можно нафантазировать себе любую игру, которая точно не разочарует. Если мне расскажут, что происходит в свежевышедшем сериале, то я испытаю недостаточно эмоций — а время дорого, сами знаете.

Второе. Мне нравится приведённое в книге «Silent Hill. Навстречу ужасу», о которой я писал, сравнение игры в сурвайвл-хоррор с мастурбацией: и то и другое — это такие процессы уединённого мечтания, где важно не столько то, что на мониторе непосредственно происходит, сколько то, к каким фантазиям оно побуждает (в ужастиках, например, сильнее всего пугает то, чего не видно; как писал Лавкрафт, самый сильный и древний страх — страх неведомого). На мой взгляд, в этот же ряд можно поставить и ностальгию, потому что это тоже сугубо личное переживание; видео о ретроиграх можно, конечно, смотреть и в компании, но мысли каждого при этом будут обращены сугубо внутрь, и плодотворное обсуждение после просмотра вряд ли получится. Ностальгией невозможно делиться — можно делиться её триггерами (помните, например, журнал «Лучшие компьютерные игры»?), но реакция на них всегда индивидуальна.

То есть, когда 3D Realms выпускает Reloaded, она в первую очередь продаёт вам удобный повод завести у себя в голове внутренний монолог о том, какой замечательной вы помните Kingpin: Life of Crime и её эпоху, — и если рассуждать в ключе выше, то релиз полной копии этой далеко не идеальной игры точно был ошибкой. Последний проект Xatrix сегодня — в первую очередь этакое воплощение воспоминаний геймеров о том, как они в детстве учились материться, курить и пить пиво за гаражами, а не то, что стоит оценивать с точки зрения удобства стрельбы или дизайна уровней. Но в обзоре я вынужден делать именно это, и мой вердикт неутешителен: игра — редкостная дрянь, а конец девяностых не был потерянным раем, которым вы его, возможно, помните.

Плюсы: Reloaded отлично доказывает, что оригинальная Kingpin всё это время была мертворождённым хламом, хотя геймеры пока пытаются это отрицать, прикрываясь ностальгией.

Минусы: игра и в девяностых была в лучшем случае проходняком, а сегодня не выдерживает никакой критики; будь у нас оценка ниже, я бы выбрал её.

Другие новости

Комментарии

Не бывает. Это выдуманное объяснение. Как и та же хрень — игровая импотенция.В данном случае надо спрашивать у тех кто до сих пор играет с тех времён, а так же иногда прикасается к тому, чего бы они желали видеть в современном переиздании. Потому что всегда есть кудахтанье о том, что раньше было лучше. А так же те, для кого тот же Kingpin был одним из первых или вообще первый игровой опыт, и это на них ТАКОЕ впечатление тогда произвело.Т.е. люди, которые с тех лет вообще не играл в объект ностальгии или даже перестали играть в целом должны молчать в тряпочку и не отсвечивать. И они должны это понимать.Насколько бы я не обжал Need for speed 3: hot pursuit, за его тогдашнюю красоту, за трассы, за авто, за энциклопедию и тот голос, за полицию и самое главное за музыку, после Need for speed: hot pursuit 2 я в неё играть больше не могу. Музыку до сих пор считаю одну из лучших для гонок, а не все эти песенки и до сих пор некоторые треки слушаю. А вот в NFS hp2 я время от времени поигрываю.
Для меня там главный недостаток — физика общения с соперниками и полицией. Они все как танки. Это нельзя причислять к этой выдумке. Хоть я и против оценки оригинала автором статьи. Но если брать тогдашний реальный мусор, то от возраста он не станет лучше. Не хочется обижать, если внезапно тут такие есть, фанатов, но та же серия NAM это тот ещё трэш. Как пример.
Нет, я говорю все то же, что говорил и до этого. Что утверждая «если тебе понравилась какая-то игра в 1999-м, а потом в 2023-м ты её перепроходишь и думаешь «ну и мусор!», то это всегда был мусор» — ты делаешь однозначное утверждение, принимая как неопровержимое мысль, что твое позднее мнение более верное, чем раннее. Т.е. «ты неправ» не в том смысле, что верно обратное утверждение и игра ну вот точно хорошая, потому что раньше казалась хорошей. А «ты неправ» потому, что утверждаешь, что высказываемый тобою взгляд — он правильный, а противоположный — неправильный, потому что сейчас(!) ты считаешь так.
Так я и не спорю. Я же как раз за то, что тогда игру плохой не считали. И писал я про игроков из того времени. Ведь разработчики не с бухты-барахты решили выпустить переиздание. И естественно есть люди, которые условно начали вообще играть вчера, год назад или там пять лет назад. Но при этом на них избалованность не действует. Т.е. если играть интересно и это, так сказать их тема, им будет плевать на графику или простоватость игрового процесса.
Забавный факт, эти изменения в стиме заметили всего несколько новостных сайтов, распиарили, а по итогу закопали обратно — все файлы вернули как было. Ну и ут4 тоже по сути отменили, да. Эпики сволочи.
Все комментарии