25 ноября 25 нояб. 34 10K

1000xRESIST: Обзор первоклассного sci-fi-приключения

Мы зря пропустили

Играл на Microsoft Xbox Series X | S

В начале  1000xRESIST показывают то, что кажется финалом истории. Одна героиня убивает другую, вонзив той в спину подобие кинжала, после чего обвиняет её в разных грехах — и иммунитет убитая украла, и на жизнь несчастливую всех обрекла, и решения о чужих смертях принимает в одиночку. После этой короткой речи рядом с нами появляется ещё один персонаж, затем экран резко темнеет, и мы видим логотип игры. Что это было? Кто все эти люди? Почему столь могущественную девушку оказалось так легко зарезать? Теории начинаешь строить в первые же минуты, но догадаться до того, что произошло на самом деле, невозможно.

 

Одни клоны

Когда сюжет — главное, чем хороша игра, порой непросто объяснять, что именно в повествовании заслуживает похвалы. Описание 1000xRESIST в Steam довольно длинное, но желательно не знать никаких подробностей. Посмотреть на скриншоты, прокликать трейлер, определиться с тем, нравится ли визуальный стиль, и начать прохождение вслепую. Дело в том, что у сценария непростая структура — авторы не стали писать длинные монологи, в которых персонажи рассказывали бы о мире игры, и не вываливают стены текста, раскрывающие предысторию. Здешняя вселенная похожа на огромный пазл, кусочки которого потихоньку собираешь у себя в голове, взаимодействуя с окружением.

Во вселенной 1000xRESIST человечество полностью вымерло. В какой-то момент планету посетили так называемые Оккупанты — обезглавленные великаны, которые принесли с собой странную заразу. У всех людей начали безостановочно слезиться глаза, что приводило к полному обезвоживанию и смерти. Однако был на Земле один-единственный человек, которого эта хворь не затронула, — Айрис. Ещё подростком она узнала о своём иммунитете, а впоследствии выяснилось, что она ещё и бессмертна. Человечеству пришёл конец аж тысячу лет назад, но Айрис (теперь у неё новое имя — Всематерь) удалось создать собственное общество, состоящее из её клонов, которые называются сёстрами.

Общество это необычное, и дело не только в том, что оно целиком состоит из клонов. Поскольку иммунитета у сестёр нет, они вынуждены жить в подземном бункере и носить маски. Называют они друг друга не по именам, а по функциям, которые на них возложены. Один из клонов зовётся Фиксер — он занимается всем, что связано с инженерным ремеслом. Другой — Хилер, работающий в медицинском отделе бункера. Ну, а мы — Вотчер, чья задача — исследовать воспоминания Айрис по приказу главы местной администрации. Мы выясним, что Айрис не так проста и не зря нас предупреждали о том, что бессмертная девушка хранит секреты.

Поначалу разобраться в происходящем трудно, особенно если не читал описание игры, но со временем понимаешь, почему здешняя подача истории изумительна. Мелкие подробности о вселенной равномерно раскиданы по диалогам, в том числе по необязательным, и это актуально на протяжении всей игры — каждый раз стараешься общаться со второстепенными персонажами. Взять даже первую главу, когда мы попадаем в школу, где училась Айрис. Оставленный на столе мобильный телефон называют примитивной машиной, намекая на то, что под управлением Айрис технологии продолжили развиваться. Имена считаются бессмысленными словами и пережитком давнего прошлого, поэтому у клонов их нет. А традиционное в те времена погребение умерших кажется клонам чуть ли не кощунством.

Самое интересное происходит чуть позже, когда нам позволяют переключаться между двумя временными отрезками. В одном ещё ничего не произошло: школьники обсуждают проблемы с учёбой, решают судьбу статуи в одном из кабинетов, собираются в творческие кружки и готовятся к крупному мероприятию. В другом отрезке всё плохо — детского смеха в коридорах давно не слышно, и прогуливаются по ним лишь солдаты в защитных костюмах. Комнаты и кабинеты, недоступные в одном сегменте, оказываются открыты в другом, и постепенно мы выстраиваем в голове картину произошедшего, пускай это и лёгкие наброски.

И вот тут стоит завершить описание, поскольку в первой главе отношения Айрис с некоторыми персонажами кажутся важными для истории — лучше самому понять, с какими именно. Уже на этом этапе путешествие по воспоминаниям раскрывает Айрис с неожиданной стороны, и в последующих эпизодах откровений будет ещё больше. Каждая глава в 1000xRESIST кажется полноценной отдельной историей, рассказанной от начала до конца и раскрывающей уникальные темы — от влияния семейных проблем на жизни людей до попыток влиться в социум неприглядными методами. При этом здесь нет нравоучений — вместо этого показывают действия и их последствия, а выводы делайте сами, в том числе принимая решения, определяющие концовку.

В этом прелесть игры и сила её сценария — он о многом рассказывает, и все эти темы чётко прослеживаются, но не подаются в лоб и элегантно вплетены в повествование. Здесь говорится и о цикле насилия, и о трудностях иммигрантской жизни, и о предательстве, и об абьюзе, и о неразделённой любви — но напрямую эти слова почти не произносятся. Иногда в одну короткую реплику персонажа вложено больше чувств, чем в долгие монологи из других игр. Иногда фраза, кажется брошенная невзначай в первых главах, отзывается в поздних эпизодах. В каких-то ситуациях игроки узнают в Айрис себя, какие-то заставят пуститься во внутренние рассуждения — быстро замечаешь, что разработчики вдохновлялись  NieR: Automata. Даже структуру сделали похожей и спрятали солидную часть игры почти идентичным образом.

Удивительнее всего то, как такая насыщенная история сочетается с невзрачной на первый взгляд графикой. Модели анимированы, но в очень редких сценах — в основном они стоят на месте, меняя позы при переключении камеры. Рты во время диалогов не открываются, хотя абсолютно все реплики озвучены (их очень много — авторы говорят о 15 тысячах строк текста). Окружение бедное, с простенькими текстурами и повторяющимися объектами. Многое указывает на то, что проектом занимались любители с сильно ограниченным бюджетом, — и это недалеко от истины. Почти все сотрудники sunset visitor работали в театральной сфере — писали сценарии для перформансов, создавали музыку для танцевальных постановок и продумывали освещение для представлений.

1000xRESIST не напоминает спектакль — в визуальном плане это ни на что не похожее приключение, игровой артхаус, демонстрирующий способность превратить простенькую 3D-графику в произведение искусства. Каждая смена кадра кажется продуманным режиссёрским приёмом: в диалогах камера не просто переключается между персонажами — вместо этого виртуальный оператор подбирает интересные и порой необычные ракурсы. Бедное окружение кажется не таким уж бедным, когда свет красиво падает на объекты, на которые нам надо обратить внимание, или когда в воздухе висят фигуры, метафорично описывающие душевное состояние персонажа или случившиеся события. Здесь нет претенциозности, как в фестивальном кино, где за абстракцией иногда пытаются скрыть банальность, — всё на своих местах, ничто не кажется лишним.

Даже геймплей ругать не хочется — пускай механики по большей части примитивны, именно в игровом формате такая комплексная история срабатывает лучше всего. Разработчики часто меняют ракурс: камера расположена то сверху, то сбоку, то мы управляем персонажем с видом из глаз, то с видом от третьего лица. Иногда нужно взаимодействовать с объектами вокруг, а иногда — запоминать чужие реплики, чтобы правильно отвечать на вопросы. Странными кажутся эпизоды, в которых мы, словно Человек-паук, перелетаем от одного символа в небе к другому, но их стоит считать своеобразной передышкой после череды тяжёлых бесед — погибнуть невозможно, промахнуться трудно, а процесс веселее того, что иногда происходит в сюжете.

Единственное, что в здешнем геймплее утомляет, — пробежки по бункеру, в котором обитают клоны. В свободное от исследования воспоминаний время мы возвращаемся в место, названное Садом, и должны найти того или иного персонажа (либо нескольких, чтобы послушать побочные диалоги). Картой пользоваться неудобно, компас в верхней части экрана едва ли помогает, а сам бункер больше напоминает лабиринт, который как будто стремились сделать максимально запутанным.

Поднимаешься по лестнице — она приводит в тупик. Пользуешься тоннелем — оказываешься не там, куда хотел. Пробуешь перепрыгнуть через небольшое препятствие — не получается, ведь прыгать героиня не умеет; нужно идти в обход. К середине игры начинаешь лучше ориентироваться, но разработчики решают усложнить задачу и блокируют некоторые проходы. Ещё и скрытые комнаты, оказывается, есть. Обо всех этих недочётах забываешь, когда переходишь к следующему сюжетному эпизоду, но потом возвращаешься в бункер и готовишься опять блуждать по невзрачным коридорам.

Хотя жюри The Game Awards в 2024 году даже не вспомнило о существовании  1000xRESIST, на других премиях её номинировали на разные награды. Тут тебе и «Хьюго» с «Небьюлой», отмечающие лучшие научно-фантастические произведения, и многочисленные номинации на GDC и D.I.C.E. Awards, и победа на премии «Пибоди», где сценарий назвали «потрясающим и филигранным». С такой характеристикой трудно спорить — с первого раза разработчикам удалось рассказать историю, о которой после прохождения думаешь ещё несколько дней или даже недель. Причём не только благодаря многочисленным темам, но и благодаря удивительным визуальным решениям, делающим почти каждую сцену атмосферной и незабываемой.

Плюсы: захватывающая история, поднимающая много необычных для видеоигр тем; интересная вселенная, подробности о которой распределены по всем главам; удивительная работа с картинкой — недостатки 3D-минимализма скрывают отличная операторская работа и атмосферное освещение; полностью озвученные диалоги; приятная музыка.

Минусы: бункер клонов напоминает лабиринт, в котором легко заплутать.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!
3.5
36 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Как раз в том-то и прикол, что пахнет не смотря на «слабую» визуальную составляющую

Блин, ну вот я бегал в том году, трубил ваще всем, мол, ребят, 1000×Resist пушка-бомба. И мне никто не поверил тогда. А теперь «мы зря пропустили», конечно :)

Но хорошо, что у игры на сайте наконец стоит вполне заслуженный ей «изюм» :)

Справедливости ради, первая глава действительно может отталкивать и очень сильно. Местные диалоги не сказать, что мусорные, но они очень абстрактные и неестественные, и в целом весь этот уровень кажется очень бесцельным, бессмысленным и попросту унылым. Ты буквально где-то ходишь, во что-то тыкаешься, слушаешь какие-то странные рваные диалоги-монологи, и интерес к происходящему от всего этого примерно нулевой. Я реально был в одном шаге от того, чтобы забросить ее, потому что ну вот настолько никак было. Ну ладно, решил перетерпеть. Уже во второй главе повествование перестало быть таким разрозненным, диалоги стали естественнее, происходящее стало чуть осмысленнее, и восприниматься игра стала гораздо лучше. К четвертой главе она расцвела. В итоге получил отлично поставленную и рассказанную историю, до которой я просто мог бы не добраться, потому что первая глава в игре такая, какая она есть. И я как бы понимаю, почему так, но лучше ее это не делает.

Я зря послушал. В школе не понял что делать надо, а эти "гениальные" намеки про телефон тонут в море мусорных диалогов. Может потом мусора станет меньше, но начало на уровне самых плохих игр Стима.

Однажды я дождусь локализации этой игры. Однажды

На zogе уже больше года понемногу делает перевод кто-то.

Может это лично мои загоны, но я не смог в неё играть из-за... англ озвучки.

Ладно бы другие были, но их нет. Многие персонажи типо вроде студенты/школьники, а озвучивают их тётки лет 40 по ощущениям или мужики взрослые.

Ощущение как плохой англ дубляж в аниме, он всегда какой-то не стыкующийся. Словно озвучка в слепую была отдельно от аниме/игры. Вот тут так же ощущение что книгу читают актеры, а не пытаются изображать персонажа в игре.

Потрясающая игра!!! Очень рад, что у вас наконец до неё дошли руки :)

А эта озвучка...просто игра+книга+асмр в одном флаконе))

Полностью согласна с оценкой - год назад почти, сама с упоением прошла игру. Первоначально казалась сранью за 3 копейки, но чем-то зацепило и заставляло продолжать играть. Вообще не пожалела, что с ней познакомилась! Музыка - отдельное блаженство моих слуховых каналов

Я не прослушал это в итогах прошлого года и где-то тогда же её (игру) и прошел. Так что те усилия не прошли даром!

Ну, у нас так-то все обзоры в шапку попадают. Даже если там мусор.
Но в целом, если тебя не устраивает то, что у конкретно этой игры изюм, но сам ты в неё не играл, и играть не собираешься, но при этом твёрдо уверен, что стоять у неё должен мусор — я вообще не понимаю о чём спор. Ты же и так не руководствуешься оценкой. У тебя есть своё мнение, которое ты составил даже не запуская игру. И ты, очевидно, лучше нас, прошедших эту игру, знаешь, какая оценка у неё должна стоять.
Думаю, с такой суперспособностью, тебе стоит свой канал на ютубе открыть, где делать обзоры по скриншотам. Успех неминуем.

Я всю жизнь играю, и такого дерьма с такими оценками еще не видел ни разу. [...] давиться калом ради порции инсайтов это удел игроков которые не очень умело распоряжаются своим временем.

Если это не «я считаю, что у игры должен стоять "мусор"», то я даже не знаю, как ещё я должен был это воспринять…

бункер клонов напоминает лабиринт, в котором легко заплутать

Вот исключительно по этой причине в 10-15минутном эпилоге я провел почти час, пока бегал и искал последнюю точку интереса. Перемещение по хабу это натуральная пытка.

С художественным стилем у игры, всё очень даже в порядке. Не все игры длолжны быть гиперреалистичными/прилизанной стилизацией/крышесносным пиксельартом или ещё что. Этой игре этот визуальный стиль вполне подходит. Но если тебе в принципе стилистическое визуальное решение мешает воспринимать произведение — эта игра просто не для тебя, пройди мимо. Но не играя, чисто по скриншотам, выдавать «да это мусор, но точно не изюм» — детский сад, честно. Я даже не знаю, что тут ещё добавить.

Очень осмысленные нестены диалогов, которые все в той или иной мере либо лучше раскрывают мир за пару строчек, либо что-то добавляют истории. Никакой воды. Всё-таки писали не «нарративщики на зарплате у гачи», а театралы, которые, ну, умеют пьесы писать грамотно.

Мне твой блог тоже понравился, кстати. Ещё тогда благодаря тебе заприметил игру, но уровня английского совсем не хватит для получения удовольствия от игры

А мне диалоги в первой главе понравились своей неестественностью. Очень хорошо передает атмосферу непроглядного будущего, где люди общаются и мыслят другими понятиями. Потом этот момент как-то сглаживается

до общения с пришельцами
Читай также