Названия и теории — это просто костыли, помогающие нам справиться с вещами, которых мы толком не понимаем.
Игры Хидео Кодзимы (Hideo Kojima) всегда отличались оригинальностью и самобытностью, а после ухода из Konami и основания собственной студии гейм-дизайнер наконец-то смог дать волю своему внутреннему гению творцу. Так и появилась Death Stranding — безумный коктейль из символизма, исторических фактов, физики, научной фантастики, часовых кат-сцен и сложных метафор, которые вызывали вопросы как на этапе трейлеров, так и после прохождения. Грядущий сиквел грозится добавить к этим вопросам множество новых — чего только стоят внезапное исчезновение Лу, врата для телепортации на другие материки, угроза нового Выхода Смерти и природа способностей Туморроу.
Чтобы вам не пришлось перепроходить первую часть, ломать голову над сюжетом и смотреть разборы, я взяла эту непростую ношу на себя! Снова нафармила кучу ресурсов для дорог, по сто раз изучила кат-сцены, прочитала все записки и новеллизацию, разобралась в игровом таймлайне, а также немного закопалась в фанатские теории и историю, чтобы подготовиться к новой порции безумия от Кодзимы.
Апокалипсис сегодня
Если игрок ненадолго отвлечётся от строительства, доставок и борьбы с другими курьерами, то заметит, что таким безрадостным мир Death Stranding был не всегда. Виной всему ряд масштабных катастроф, которые совсем недавно прокатились по планете и вынудили людей переселиться в уединённые бункеры. Следы былой цивилизации видны повсюду: останки дорог, машины и целые города были оставлены на волю природы из-за события, известного как Выход Смерти. За красивым названием прячется череда загадочных взрывов, дождь, ускоряющий старение, и обнаружение целого параллельного мира, что полностью изменило как жизнь на Земле, так и отношение людей к самой концепции смерти.
А началось всё совершенно неожиданно — с американского хирурга, который проводил кесарево неизвестной женщине с мёртвым мозгом. Обыденная операция имела неожиданный финал — когда врач собирался разрезать пуповину и дотронулся до неё, то впервые увидел нечто из параллельной реальности. Увидел — и тут же погиб в эпицентре необъяснимого взрыва, не оставив после себя ничего, кроме уймы вопросов. Как? Что он увидел? И почему только сейчас?..

Так как больница была уничтожена, а теории и изучение кратера не помогли приоткрыть завесу над неизвестным, единственным способом получить ответы стали попытки воссоздать условия взрыва. Эксперименты правительства выходили далеко за рамки морали, ведь для них требовались беременная женщина с мёртвым мозгом и её ещё не рождённый ребёнок с необрезанной пуповиной.
После ряда засекреченных экспериментов учёные наконец-то смогли объяснить природу взрыва. Причиной были существа из параллельной реальности под названием, куда отправляются души умерших людей. Мир, незримый для обычного человека, можно увидеть только после соприкосновения с пуповиной младенца, который был связующим звеном между миром живых и мёртвых, своеобразным мостом.
Сам взрыв — результат соприкосновения существ с Берега и живого человека, взаимная аннигиляция материи и антиматерии. Твари из иной реальности получили название БТ — Beach Things, нерождённые младенцы, запертые в эксплуатационные капсулы, стали Bridge Baby (ББ), а взрывы с аннигиляцией — всплесками пустоты. Поле для исследования было огромным, вопросы только множились, поэтому эксперименты превратились в полноценную засекреченную программу правительства.
В одном из внутриигровых интервью упоминается строительство Лондонского моста. Согласно детской страшилке, в основании этого моста захоронены тела детей, которые обеспечивали прочность конструкции. По аналогии с жуткой легендой, в основе исследований Берега скрыты десятки, а то и сотни детских жертв, ведь срок использования ББ составлял всего год. Death Stranding 2 обещает продолжить тему с эксплуатацией ББ — долгожданная связь с другими странами означает обмен не только опытом и информацией, но и «ресурсами». В одной из кат-сцен Нил признаётся, что нелегально транспортировал из Мексики в Америку некроматерей — женщин с мёртвым мозгом.
Стремление к познанию, трагическая ошибка, а, может быть, и кармическое наказание в итоге привели ещё к одному взрыву, унёсшему жизни учёных и тогдашнего президента Америки. Трагедия вошла в историю под названием Манхэттенский выплеск пустоты и стала предвестником апокалипсиса, который на расстоянии вытянутой руки удерживал лишь страх человечества перед неизведанным. Дальнейшие эксперименты прекратились… или просто стали не такими рискованными.
В то же время в эпицентре взрыва учёные обнаружили новое вещество прямиком с Берега — хиралий, который в больших количествах кристаллизуется в форме золотистых рук. Дальнейшие исследования показали, что хиралий такой же старый, как сама вселенная, поэтому до сих пор находится в состоянии Большого взрыва, но его опасность ещё предстояло осознать.

Судьба экспериментов с ББ оказалась покрыта мраком. Согласно официальной версии правительства, вице-президент Бриджет Стрэнд сменила погибшего главнокомандующего и немедленно закрыла проект, уничтожив опасные исследования ради восстановления Америки. Правда же была не так привлекательна — президент втайне ото всех продолжила эксперименты, стараясь постичь все тайны Берега. В результате её эгоистичных устремлений родилась организация по объединению Америки «Бриджес» — тот самый мост, построенный на лжи и детских жертвоприношениях.
С обнаружением Берега человечество столкнулось с настоящим испытанием, но этот ящик Пандоры только начал выпускать свои ужасы. Людям ещё только предстояло встретиться с самым страшным — Выходом Смерти и глобальным вымиранием.
Сущность Вымирания
Грядущий Выход Смерти был не столько наказанием за любопытство или ошибки, сколько чередой неизбежных событий. Чтобы показать игрокам неотвратимость будущего, Кодзима отсылается к известным историческим фактам, а именно к большой пятёрке — ряду глобальных вымираний, которые происходили на протяжении всего существования нашей планеты.
Так пермское вымирание привело к исчезновению более 90% всего живого, а последнее и вовсе уничтожило динозавров. И каждый раз это не была просто какая-то необъяснимая катастрофа, а череда событий вроде изменения климата, падения метеорита или извержения вулканов. Обнаружение Берега можно считать прологом к началу последнего, шестого вымирания, которое грозилось смести со своего пути все живые организмы.

И раз уж начало каждого вымирания сопровождалось установлением связи с Берегом, у него обязан быть катализатор — мост, который прокладывает дорогу между двумя мирами, некая Сущность Вымирания (она же EE, Extinction Entity или Фактор Вымирания в локализации). Согласно словам Хартмана, одного из учёных во вселенной Death Stranding, каждое вымирание до текущего сопровождалось появлением отдельной особи с пуповиной, причём, она была найдена даже у моллюсков и яйцекладущих животных вроде аммонита или динозавра.

Точно такая же сущность появилась и во время последнего, шестого вымирания. Бриджет Стрэнд, будущая президент Америки, видела кошмары о конце света с самого детства — то, что она принимала за плохие сны, было предвестником неизбежной гибели всего живого, и именно она, как некий всадник апокалипсиса, была обязана дать ход вымиранию, связав мир людей с Берегом и заполнив его потоком антиматерии.
Её человеческая часть противилась исполнению предназначенной роли — то ли в наказание, то ли по несчастливому совпадению в двадцать лет у неё диагностировали рак матки. После операции жизнь Бриджет разделилось на до и после — её тело (Га) осталось в мире живых, но душа (Ка) проснулась на Берегу.

То, что поначалу виделось Бриджет проклятьем, оказалось отличной возможностью изучить Берег и найти причину своих кошмаров о конце света. Стремясь понять своё предназначение, Бриджет в конце концов стала вице-президентом и принимала активное участие в экспериментах с ББ, пока её душа искала ответы на Берегу. Отсутствие времени в этом измерении было только на руку — это означало, что где-то на нём или за его пределами была память поколений и доступ к информации о пяти предыдущих вымираниях. Нужно было только научиться пользоваться Берегом и хорошенько поискать.

Однако в отсутствии времени были и недостатки. В мире живых шли годы, и Бриджет начала замечать изменения — её Га продолжала стареть, а Ка, которая находилась вне времени, оставалась молодой. Понимая, что тело умрёт прежде, чем она сможет завершить исследования, Бриджет придумывает легенду. Так появилась Амелия — вечно молодая дочь Бриджет с «синдромом запертого человека», которая как две капли была похожа на свою мать. По легенде Бриджет, тело Амелии было парализовано, а душа родилась на Берегу, поэтому дочь полноценно могла существовать лишь в хиральных голограммах, ненадолго соединяясь с миром живых через другое измерение.
В мире на пороге вымирания, когда наука уже была неспособна ответить на большую часть вопросов, такое объяснение всех устроило. Это дало Бриджет время на поиски ответов: пока общество распадалось из-за страха перед неизвестной угрозой, президент Стрэнд основала компанию «Бриджес», параллельно продолжала эксперименты с ББ искала способы объяснить людям существование Берега и БТ, а также пыталась понять природу своих снов. Как выяснилось позже — у каждого ответа есть своя цена.

Это событие — пожалуй, самая важная веха грядущего апокалипсиса. Срок эксплуатации Bridge Baby редко достигал даже года, и когда Клиффорд осознал, как именно закончится жизнь его ребёнка, то принял решение сбежать вместе с ним. Поняв, что побег обречён на неудачу, он попытался подарить сыну единственно возможный шанс на свободу и вытащил того из капсулы, чтобы сделать бесполезным для дальнейших экспериментов. Жизни обоих закончились в холодных стенах лаборатории от руки Бриджет — и если судьба Клиффа была ей глубоко безразлична, то убийство младенца оставило в душе президента глубокий шрам.

Совершённый из жалости поступок стал катализатором активной фазы вымирания, хотя вряд ли сама президент догадывалась о последствии своих действий. Вмешавшись в ход природы, она ненамеренно связала мир людей с Берегом — маленький мост между между жизнью и смертью превратился в огромную магистраль, а мир наконец-то познакомился с событием, известным как Выход Смерти.
Американская мечта
Теперь дело не ограничивалось поодинокими выплесками пустоты и обнаружением BT через пуповину — надёжная связь между двумя реальностями перевернула мир с ног на голову, изменила правила игры и вынудила пересмотреть множество концепций. Берег оказался не просто параллельным измерением с монстрами — это было лиминальное пространство, откуда душа человека (Ка) переходила в мир мёртвых. Выход Смерти предоставил душам возможность вернуться обратно в тело (Га), ведь между двумя мирами появилась сильная связь.
А словарик новой реальности пополнился одним термином. Шов — это ещё одно измерение в виде океанических глубин, куда люди попадают после смерти, НО до того, как оказываются на Берегу. В игре Сэм может возвращаться к жизни оттуда, находя своё тело через пуповину.
В игре это никто не объясняет напрямую, но вероятно вода в Шве — это та самая смола, которая может телепортировать объекты через Берег, а один из учёных даже называет её «улицей с двусторонним движением». По крайней мере, именно её Сэм отрыгивает её после репатриаций. Это может объяснить, как-то ли корабль, то ли подводная лодка DHV Magellan из трейлеров ко второй части перемещается — ненадолго переносит пассажиров на Берег и телепортирует во времени и пространстве.
Несмотря на усилия умерших, повторное объединение Ка и Га было невозможным — тело постепенно некротизировалось, и когда душа пыталась вернуться, материя и антиматерия взаимоуничтожались в чудовищных выплесках. Согласно игровому лору и многочисленным подсказкам, ядро антиматерии содержится только внутри больших особей, поэтому тело Сэма взрывается уже после того, как его проглатывает такой монстр.
Со взрывом приходят последствия. Из-за повышенной плотности хиралия в центре каждого кратера затронутые выплеском области становятся непригодными для жизни из-за, например, отсутствия гравитации. Хиральное загрязнение влияет на самочувствие людей и провоцирует появление Тварей с Берега, а также вызывает проблемы с получением сигналов и навигацией, делая невозможным любое авиасообщение или работу Интернета. К этому вороху проблем прибавился ещё и темпоральный дождь, который «крал время» у любой материи, ускоряя её старение.
Что негативно сказалось не только на человеческой деятельности, но и на природе. Солнечные дни без туч или дождей в мире после Выхода Смерти стали редкостью, а поверхность земли превратилась в пустыню, где находилось место только для мелкой растительности. Всё в духе предыдущих катаклизмов — приспосабливайся или вымирай.
Выживание в таком мире напоминает бесконечный цикл. После смерти каждого человека необходимо кремировать, чтобы не допустить процесс некроза и последующее поглощение Тварью. Частички хиралия после сожжения поднимаются в воздух, загрязняют небо хиральными облаками и вызывают дождь.

А с дождём, конечно же, приходят существа с Берега, потенциальные катализаторы новых выплесков. В мире, где каждая смерть могла привести к взрыву с ужасными последствиями, люди начали сторониться друг друга и изолироваться в уединённых бункерах. То, что казалось здравым решением проблемы, только вызвало ряд новых — одиночество, отсутствие естественного витамина D, окситоцина и загрязнение хиралием приводили к психическим болезням и агорафобии, страху открытых пространств.
В такое непростое время начинают пользоваться спросом услуги курьерских служб. Опытный грузчик сможет обеспечить людей необходимыми лекарствами, а также доставит тело в крематорий и вернётся живым. Так и появилась идея работы за лайки, другие услуги или товары — с Выходом Смерти деньги всё равно потеряли любую ценность.

На территории бывших штатов естественным образом возникло множество частных курьерских служб вроде Fragile Express, которые поделили Америку на зоны влияния, но Бриджет считала, что единственный ключ к созданию крепкого будущего — это объединение. Заручившись поддержкой учёных и инженеров, правительственная компания «Бриджес» вскоре пришла к идее создания единой хиральной сети, которая объединит страну и даст доступ ко всей истории человечества.
Проект чрезвычайно амбициозный, ведь убеждать людей, строить узлы связи и подключать каждый пункт придётся собственноручно. К тому же, подготовка и само путешествие заняли бы много лет — пока тело Бриджет неизбежно проигрывало в битве с раком, она сама назначила свою дочь Амелию возглавить первую экспедицию на восток через всю страну.

Что немаловажно — всё это время Бриджет как Сущность Вымирания боролась со своей природой, но при этом не могла не чувствовать себя невероятно одинокой. Кошмары о будущем продолжались и она попыталась разделить свою ношу с другими людьми, наполнив их сны ужасами неизбежного вымирания. Это, а также в какой-то мере ускоренная эволюция, которая постепенно приучает человечество к сосуществованию с Выходом Смерти, породило новый вид людей, обладающими некими способностями DOOMS.
Согласно внутриигровым записям, у обычных людей нет никакого иммунитета против пагубного влияния хиралия, поэтому без терапии и приёма лекарств они постепенно сходят с ума. У людей с DOOMS всё иначе: при контакте с БТ у них проявляется хиральная аллергия (слёзы), а также особые способности, разнящиеся в зависимости от уровня. В игре их ещё называют Фактором Вымирания, что может отсылать одновременно к тому, что ДУМ изначально считали болезнью, а людей с ним называли «жертвами», так и к тому, что глобально появление таких людей — это ещё один признак шестого вымирания.

Сэма кошмары тоже не обошли. Не зная правды о смерти своего отца и роли Бриджет в этом, он вырос как её приёмный сын и постоянно мучился снами о будущем. Компанию на Берегу ему составляла Амелия, которую Сэм ошибочно принимал за сводную сестру — Бриджет не разрушала иллюзию, понимая, что в будущем именно Амелии и Сэму предстоит продолжить совместный путь по объединению Америки, особенно когда Сущность Вымирания возьмёт верх, а человечество окажется на пороге уничтожения.
Триумф жизни
Тяни за верёвку или режь петлю.
Каждый Узел, каждая новая веха сети способствовали повышению плотности хиралия и приводили к нестабильности Берега. Бриджет знала, что когда она доведёт хиральную сеть до западного побережья, то сможет объединить Берега всех людей и воплотить свои кошмары в реальность — устроить Последний Выход, превратив шестое вымирание в уничтожение всей вселенной. Взять на свои плечи такое решение было сложно, поэтому Бриджет сделала всё для того, чтобы оттянуть конец света и делегировать ответственность, а для этого ей был нужен Сэм, самый близкий человек и мост в будущее для всего мира.
Сэм, к сожалению, в тот момент был недоступен как физически, так и эмоционально. Поначалу он, как и многие курьеры, присоединился к «Бриджес», где познакомился со своей будущей женой Люси. Беременность от жертвы ДУМ плохо сказалась на её самочувствии, и она покончила с собой, что в итоге привело к выплеску пустоты прямо в центре города. Сэм, как репатриант, способный возвращаться после смерти, оказался единственным выжившим и ушёл из «Бриджес», терзаемый чувством вины. И так как Сэм не планировал возвращаться, да и не знал о душевных терзаниях Бриджет, ей было необходимо как-то отложить окончание экспедиции и создание хиральной сети.

Что было не так уж и сложно, учитывая стремление Хиггса к власти и уровень силы, которой обладала Сущность Вымирания. В то время Фрэджайл и Хиггс вдвоём занимались доставкой грузов в центральной и западной части континента, а объединив усилия и свои ДУМ-способности могли представлять серьёзную угрозу объединению Америки под эгидой «Бриджес».
Падение Хиггса можно изучить через дневники неизвестного курьера — в какой-то момент его работы с Fragile Express он повстречал Бриджет и был очарован её идеологией об объединении, а ещё больше ему нравились новые силы, которые подарила ему Сущность Вымирания. От второго уровня ДУМ, когда Хиггс только чувствовал БТ, он моментально перепрыгнул на седьмой и теперь уже мог управлять ими.
Бриджет, что немаловажно, никак не остановила Хиггса на пути к безумию, даже когда он руками Фрэджайл взорвал один из городов, возглавил террористов и изолировал весь Краевой Узел, «захватив в плен» и саму Амелию. Ведь всё это было удобным поводом вызвать Сэма из бессрочного отпуска, надавить на жалость и вынудить отправиться во вторую экспедицию для восстановления всей хиральной сети. А для этого ему пришлось вручную переподключить каждый Узел с помощью переносного компьютера.
Только ему никто не сообщил, что присоединение каждого Узла увеличивает плотность хиралия в воздухе, а это в перспективе может спровоцировать ещё один Выход Смерти, ведь мир живых и Берег становятся ещё ближе друг к другу. Последствия выплесков хиралия мы видим и в самой игре — когда неупокоенная душа Клиффа прорывается между миров и утаскивает Сэма на особый, общий Берег, воплощение бесконечной войны вне времени. С миром живых его связывало незавершённое дело — поиск и защита сына, чего он не смог сделать при жизни. При этом он никак не мог узнать взрослого Сэма, поэтому по незнанию нацелился на ББ по имени Лу, которого главный герой носит с собой всю игру.

Феномен общего Берега раскрывается и с помощью другого персонажа, Хартмана. Когда его семья погибла во время теракта, огромное количество смертей привело к появлению общего лиминального пространства. Нечто похожее произошло и в случае Клиффорда — его душа оказалась втянута в бесконечные конфликты в совершенно разных сценариях и временных промежутках. По ходу игры Сэм оказывается во время обеих мировых войн и вьетнамской, хотя сам Клифф никогда в них не участвовал.
Победа над Хиггсом и путешествие до западного побережья завершилось присоединением к хиральной сети последнего Краевого Узла. Момент, который несколько лет оттягивала Бриджет, наконец-то подошёл — с объединением всей страны Сущность Вымирания могла слить Берега всех людей в единый, чтобы выбросить в мир потоки антиматерии и тем самым вызвать последний Выход Смерти. Больше никаких кошмаров о будущем, катаклизмов, страданий и попыток оттянуть неизбежный конец. Но этот тяжёлый выбор лёг на плечи Сэма, которому Бриджет доверила судьбу вселенной.
И поставила героя перед трудным выбором — остаться вместе с Бриджет и наблюдать за концом вселенной или убить Вымирающую Сущность, отрезав её Берег от остальных и остановить последний Выход Смерти. Игроку выбора не дают — Сэм в любом случае должен пощадить Бриджет, а та дать человечеству шанс по своей воле. Самоотверженность и милосердие Сэма показали Бриджет, что даже на грани вымирания живые существа всё равно умудряются найти лазейку и прорваться вперёд. И если дать человечеству ещё немного времени, то оно сможет противостоять даже такому неизбежному и ужасному событию, как шестое вымирание.
Первая часть завершилась на неопределённой ноте: Бриджет изолировала свой Берег, оставшись дожидаться конца света в полном одиночестве, Сэм успешно извлёк своего ББ из капсулы и ушёл из «Бриджес», а вторая экспедиция была официально завершена. Несмотря на успех, людям предстояло ещё полно работы. Например, продолжать подсоединять к хиральной сети весь остальной мир, заново связывая людей по всей планете.
Как мы уже могли видеть в трейлерах и тизерах, посвящённых Death Stranding 2: On the Beach, жертва Бриджет не оказала особого влияния на Выход Смерти. Мир продолжает разрушаться, Хиггс нашёл выход с Берега, где Фрэджайл оставила его умирать, роботы приносят больше вреда, чем пользы, БТ становятся всё более смертоносными, а люди вроде Туморроу и вовсе эволюционируют, обретая чрезвычайную связь с той стороной. К счастью, строить догадки и ждать осталось недолго — уже завтра мы узнаем, что приготовил Кодзима на сей раз.
Лучшие комментарии
и не говори. зачем вообще писать про игры которые нельзя тупо скачать… недавно вообще видео про консоль сделали… вот ты можешь бесплатно консоль получить? нет! ну и зачем тогда это видео было? тьфу! СГ АМОРАНТ!
Спасибо за подробный пересказ!
Осталось совсем немного и можно с головой погружаться в символизм, отсылки и неспешные прогулки второй части)
Сайт так и называется — stopgame. Т.е. буквально «прекрати играть» или «останови игру». По идее мы тут должны с ними бороться и финансироваться какой-нибудь госструктурой в идеале.
Спасибо большое за статью, но всё же экспедиции Амелии и Сэма были на западное побережье, на восточном как раз была штаб-квартира «Бриджес». Либо я уже сам что-то путаю в географии.
всё правда, спасибо, поправлю с:
И как же чертовски больно было слышать о смерти Райана Каразийи через год после прохождения игры. Но его музыка до сих пор выходит и занимает место в плейлисте.
Ну не совсем. У большей части летального оружия есть его нелетальные варианты, которые можно использовать чтобы выводить врагов из строя и оно по работоспособности ничем не отличается от боевого. Ну винтовка, дробовик и всякие нелетальные гранаты точно есть. Этого с головой хватает чтобы противостоять противникам людям и не ощущать что тебя как то ограничивают в инструментах. Людей, вырубленных таким способом можно спокойно оставить отдыхать, они проснуться после сна в комнате отдыха. Боевые штуки используй против БТ сколько душе угодно. Боласган вообще первое оружие которое тебе выдают и пользоваться им как то даже веселее чем просто стрелять как обычно. Боласган просто опутывает врагов и чтобы его вырубить надо подбежать и вдарить ботинком в хлебало извивающемуся в путах врагу, иначе путы спустя время спадают и он снова начинает тебя избивать. Ну или если тебе очень хочется, ты можешь поубивать весь лагерь и потом планомерно возить их тела к ближайшему крематорию, за это по идее ничего будет, но насколько не лень таким заниматься вопрос открытый. Я ни разу не пробовал)
Спасибо Джуби за столь подробный рассказ
Играть в нее было еще скучнее, чем смотреть игрофильм.
То есть врач такой, разрезает матку, дотрагивается до пуповины, громко произносит «я вижу нечто из параллельной реальности» и случается взрыв.
И причем все немедленно понимают, что взрыв произошел именно из-за того, что этот врач дотронулся до пуповины, то есть то, что бесчисленное количество врачей делало до него. И немедленно объявляют секретную правительственную программу по троганью пуповин. Логично, чо.
И не говори, не поверил сначала, когда новость прочитал, лет то ему было совсем не много.
От этого последний альбом как-то по особенному воспринимается
Норману Ридусу не привыкать ходить, он прямо-таки ХОДЯЧИЙ профессионал ( ͡° ͜ʖ ͡°)
Прошел игру один раз приблизительно вскоре после выхода на ПК, о сюжете нормально узнал только сейчас. Спасибо за объяснение, ну и дичь.
Но музыка превосходная, Кодзима выбрал хорошие треки, и визуал очень приятный. Геймплейно отличная игра, хоть и простая.
Дружище, вот вообще не та игра, чтобы ее на Ютубе проходить
По идее мы идем с востока на запад всю игру так что вероятно это ошибка
Она невероятная.
С первого трейлера Low roar из плейлиста никуда не уходили