Вы что-нибудь знаете про симулятор русского Гордена Фримена, тактику с магами и друидами, игру про уборщика на службе мафии или про метроидванию с мёртвым котиком в главной роли? Если нет, то ничего страшного — сегодня узнаете.
Tactical Breach Wizards не столько тактическая стратегия, сколько тактическая головоломка, где нужно найти правильное решение на уровне. А если что, всегда можно отмотать действие. Правда, делать это можно только до того, как нажмёте кнопку «Конец хода».
В отличие от многих тактик, TBW делает ставку и на сюжет, мир, стиль, персонажей и диалоги, которые ведут между собой бойцы перед, во время и после миссий. Это напоминает творчество Терри Пратчетта — в мире будущего остановить очередную бойню и раскрыть коварный заговор пытаются маги, друиды и некроманты в бронежилетах, состоящие в колдовском спецназе. А подаётся эта чумовая история не только с юмором, но и с нотками нуара.
Строительства базы нет, зато есть отдельное меню, где можно послушать, как герои обсуждают своих котиков или же вспоминают что-то из прошлого. А потом едут к маме одного из персонажей или сидят в баре и пьют с белокурой некромантшей в татуировках, после того как та сначала убила, а потом воскресила их. Наши ряды постепенно пополняются, и каждый новый волшебник-спецназовец уникален и причудлив по-своему.
И это, конечно, отражается на сражениях, которые хочется называть не столько тактическими, сколько яркими и немного безумными. Здесь можно и нужно выбрасывать врагов в окна или в чёрную дыру, которую создаёт вышеупомянутая девушка-некромант, можно кидаться в противников черепом по имени Гарри, который отскакивает от стен, запускать свои клоны, перехватывать управление турелями и много чего ещё. У каждого подопечного, как водится, своя программа развлечений, а мы постепенно разучиваем и прокачиваем все эти навыки.
Многие умения и гаджеты завязаны на отталкивание и столкновение врагов с предметами окружения. Благо уровни очень компактные.
Основная сложность связана не столько с врагами, сколько с условиями в миссиях. То кто-то из подопечных окажется отравлен, то нужно не подпустить никого к кнопке тревоги, то заставят за пару ходов убрать всех врагов или спасти кого-то. А главное, практически на всех небольших уровнях из дверей периодически появляется подкрепление — нам нужно все эти двери как можно скорее заблокировать.
Чем интересна: уникальная смесь карточного рогалика и пинбола.
Peglin во многом напоминает Slay the Spire — мы так же перемещаемся по карте, где можно найти сражения, торговцев и случайные события. За победы получаем реликвии и карты, которые можно улучшать или удалять из колоды. Только в качестве карт выступают шары для вертикального пинбола в стиле патинко — это популярные в Японии игровые автоматы.
Соответственно, в драке важно направлять удар, чтобы задеть как можно больше шаров — так мы нанесём больше урона врагам. Шары при этом обладают разными свойствами: некоторые дают критический урон, другие обновляют поле и так далее. Наши шары могут накладывать яд, эффект шаровой молнии или забавные свойства, например «кругловкость». И все их можно улучшать за заработанные в боях деньги.
С помощью пинбола мы также определяем, куда двинется герой на карте. Получился действительно свежий взгляд на изрядно приевшиеся карточные рогалики в духе «Шпиля».
Чем интересна: коктейль из психологической драмы, детектива и симулятора ходьбы по затонувшему судну, гибель которого мы расследуем.
Мы — водолаз на судне «Таласса», которое в начале прошлого века отправилось в экспедицию, чтобы поднять со дна давно затонувший корабль. В итоге случилась трагедия — герой покинул «Талассу», а потом узнал, что она тоже затонула. И вернулся, чтобы спуститься на дно и выяснить, почему это произошло.
Практически всё действие происходит на борту корабля, где мы ищем способы попасть в новые отсеки и помещения и собираем разнообразную информацию, помогающую восстановить картину. И постепенно выясняются всё более и более интересные, тревожные подробности. Кто-то с кем-то ругался, кто-то тайно встречался, кто-то подозревал членов экипажа в непрофессионализме. На борту, оказывается, были посторонние люди, включая журналистку, которая явно что-то копала.
В общем, вопросов появляется всё больше. Они складываются в специальном меню, а мы должны ответить на них, подобрав верные факты, находки и зацепки. Если сделаем правильный вывод, то история сдвинется с места и иногда даже запустится сценка из прошлого. Отчасти эта механика напоминает чертоги разума из игр про Шерлока Холмса от Frogwares.
Thalassa: Edge of the Abyss затягивает. Тем более что в какой-то момент реальность начинает играть с нами в прятки, смешивать настоящее и прошлое, живых и мёртвых. Вот разве что концовка могла б быть поинтереснее…
Помните команду уборщиков, которые в фильме «Джон Уик» отмывали кровь и паковали трупы? В Crime Scene Cleaner мы выступаем в такой же роли, но убираемся в гордом одиночестве, используя швабру, губку, чистящие средства и другие инструменты. За успешное выполнение заданий получаем деньги и опыт, чтобы прокачиваться и покупать более крутое оборудование. Всё как обычно в подобных производственных симуляторах. Фишка Crime Scene Cleaner — в том, что здесь можно забирать драгоценности с трупов, чтобы пополнить свой кошелёк.
На такую сомнительную работу главный герой игры вынужден был пойти из-за болезни дочери. Да, в Crime Scene Cleaner есть сюжет, но он проходит фоном, а на морально-этических аспектах игра не зацикливается. Зато непосредственно геймплей за уборщика проработан хорошо — есть довольно разнообразные миссии и локации, встречаются загадки и секреты. К минусам можно отнести физику тел, технические огрехи и неидеальную локализацию.
Чем интересна: хардкорный стелс-экшен про совестливого киллера.
Студия Explosive Squat Games (за названием скрывается разработчик-одиночка Роман Глебенков) выпустила продолжение своего стелс-экшена Intravenous. Оригинал вышел в 2021 году и получил массу положительных отзывов — его называли смесью Hotline Miami и Metal Gear.
Сиквел предлагает действовать в любимом стиле — можно включать Рэмбо или Сэма Фишера. Игра по итогам миссии определят ваш стиль и рейтинг — от тихого убийцы до беспечного воина.
В любом случае приходится учитывать массу факторов и деталей. Герой может не только взламывать замки или использовать ключ-карты, но и отстреливать ручки у некоторых дверей. Враги чутко реагируют на шум, а его уровень зависит от многих факторов — в том числе от того, где именно мы перелезаем через стену.
Можно также отключать источники света, перетаскивать тела, чтобы их не заметили, прятаться в шкафах, взламывать камеры наблюдения, кидать бутылки для отвлечения, стрелять из ствола с глушителем, использовать кучу девайсов вроде тазера или устройств для подавления электроники. А ещё один из двух главных героев, Шон, мнит себя Максом Пейном и порой включает «буллет-тайм».
Редкий случай, когда враги не матерятся.
Особенно Intravenous 2 понравится тем, кто любит возиться с оружием. Здесь куча пушек, которые мы покупаем и улучшаем между миссиями (важно «пылесосить» уровни в поисках налички, драгоценностей и компромата, которые можно слить на чёрном рынке). На каждый ствол разрешают ставить модификации, включая разные виды глушителей, лазерные прицелы и так далее. Причём многие улучшения имеют как плюсы, так и минусы.
В итоге припекать на миссиях будет частенько — и в стелсе, и в открытом бою, к тому же количество сохранений ограниченно. Но это всё приятная нервотрёпка. А вот выдерживать местный сюжет порой физически больно. Мы играем за совестливого киллера, который убивает людей ради того, чтобы отцу сделали операцию. Он так часто это повторяет, а сам этот мотив так нелепо и навязчиво обыгран в истории, что сюжет превращается в школьное сочинение на тему «Как бы я снимал российские криминальные сериалы».
Чем интересна: затягивающая тактическая JRPG в личине очередной гачи.
Разработчики из студии XD, создавшей Torchlight Infinite, прекрасно понимали, как воспримут их новую игру, Sword of Convallaria, где есть система выбивания персонажей. Поэтому приготовили сюрприз. Это действительно гача со всеми вытекающими. Здесь есть режимы, где мы проходим серии бесконечных битв и испытаний, зарабатывая валюту и ресурсы для прокачки и круток.
Но кроме этого присутствует сюжетный режим, который практически полностью устроен по принципу классики вроде Final Fantasy Tactics и Tactics Ogre. Здесь мы проходим историю, смотрим кат-сцены, сражаемся и управляем собственной гильдией наёмников — нанимаем бойцов в таверне, отправляем уставших на отдых, тренируем подопечных, посещаем торговцев и ремесленников и выбираем задания на карте. И при этом персонажи тут прокачиваются отдельно, без круток и бесконечного фарма ресурсов.
Многих героев выдают по сюжету.
История интересная и даже нелинейная. На фоне политических конфликтов и гражданской войны здесь разворачиваются личные драмы. А ещё есть говорящие кошки, пропавшие принцессы и возможность менять события, которые мы уже переживали и в которых даже когда-то погибали. В общем, играется на ура.
Единственная загвоздка — для доступа к новым главам нужны специальные ключи, но заработать на них или получить в награду вполне реально игровыми способами. Что же касается пошаговых сражений, то они компетентные — можно даже высоты использовать. Не хватает разве что гибкости при выборе цели атаки.
Чем интересна: увлекательная смесь приключенческой RPG и головоломки «три в ряд».
Продолжение мобильного хита 2015 года наконец добралось до Steam. Игра, естественно, сразу вызывает ассоциации с серией Puzzle Quest. И если говорить о сложности и разнообразии механик, то сравнение это будет не в пользу Hero Emblems II. Но и назвать игру примитивной нельзя. Враги всегда могут дать леща — особенно боссы. В приключениях и сражениях участвуют четверо героев разных классов, и ещё двое сидят в резерве. У каждого есть свои атаки и подходящие комбинации камней разных цветов, которые нужно складывать. И мы должны грамотно и вовремя это делать, понимая, когда именно и что нам нужно — лечение, восстановление энергии или физическая/магическая атака.
По внешнему виду и звуку игра очень приятная и ламповая.
Кроме того, очень важно снаряжать подопечных всё более мощной экипировкой и новыми картами атак и способностей — а вариантов довольно много. Плюс нужно хорошенько кормить героев — это даёт ощутимые бонусы. Ну и в целом Hero Emblems II — увлекательная RPG с кучей городов, приключений и квестов. И с интересным сюжетом, который отчасти напоминает сказки — тут есть предательство, превращение принца в мышонка, побег из тюрьмы и много чего ещё.
Чем интересна: симулятор хозяйки таверны, подрабатывающей официанткой и вышибалой.
Мы начинаем игру в качестве этакой Золушки, которая разливает и разносит клиентам таверны пиво, драит полы и туалеты и даже вышвыривает пьяниц. Чтобы вернуть таверне былую славу, приходится лично всем заниматься, в том числе заказом и приёмом товаров, декором, развитием заведения и так далее.
Всё это сопровождается кучей мини-игр, приятной графикой и атмосферой, возможностью нанимать фей в качестве помощниц и забавными событиями, в которых мы имеем дело с бродягами, ворами, попрошайками и ресторанными критиками. К сожалению, есть ещё неизбежная рутина в виде повторяющихся мини-игр и действий (это, впрочем, неизбежно для жанра), а также баги, которые особенно издеваются над феями — те регулярно тупят и зависают. Игра не находится в раннем доступе, но надеюсь на патчи и обновления — потенциал и концепция у Tavern Manager Simulator отменные.
Первая Five Nights at Freddy’s вышла ровно 10 лет назад, после чего мы увидели один из самых ярких взлётов в истории видеоигр. Не очень удачливый разработчик христианских игр и игр для детей Скотт Коутон (Scott Cawthon) решил со зла, видимо, делать хорроры, где аниматроники во главе с мишкой Фредди делают детям больно. И автора тут же настиг успех.
По FNAF выходят не только игры, но также книги, фильмы и рассказы. Into the Pit как раз берёт за основу события, описанные в первой книге из сборника рассказов Fazbear Frights — Into the Pit. Главный герой, мальчик по имени Освальд, живущий в загнивающем городке, решил проучить папашу, опоздавшего в ту самую пиццерию, и спрятался в бассейне с шариками, который оказался порталом в 1980-е. А там за всеми начал гоняться аниматронный жёлтый кролик, который в итоге похитил отца и даже поменялся с ним местами.
У этой истории может быть несколько концовок.
Теперь Освальд живёт в одном доме с липовым папашей, но только он знает, что это не отец, а монстр. Остальные, включая маму, ничего подозрительного не видят. Освальду нужно прятаться в собственном доме и искать способ сбежать, чтобы всё исправить и вернуть настоящего папу. Когда удаётся сбежать, мальчик посещает не только пиццерию, но также школу, фабрику и другие локации, периодически перемещается в прошлое. И везде мы ищем предметы, поводя фонариком по тёмным углам, решаем простенькие пазлы, много убегаем, крадёмся и прячемся.
Хоррор тут смешан со специфической гиковской иронией. С одной стороны, местами правда становится не по себе, особенно когда к кролику присоединяются другие аниматроны из пиццерии Фредди. С другой — большой пласт геймплея завязан на забавных мини-играх и возможности вспоминать детство в аркадных автоматах, которые предварительно нужно починить.
Игра предназначена в первую очередь для фанатов серии, которые найдут немало отсылок. Остальным Five Nights at Freddy’s: Into the Pit покажется забавным, но простеньким и странноватым хоррором «не для всех».
Nova Drift во многом напоминает Vampire Survivors, только здесь мы управляем не героем меча и магии, а биомеханическим звездолётом. Это отражается на внешнем виде и управлении. Внешний вид очень яркий и причудливый, а вот к управлению нужно привыкать, и это не так-то просто даже на геймпаде.
Но всё же игра больше радует — прежде всего обилием режимов и всевозможных улучшений, которые позволяют создавать самые разные сборки. Вы можете превратить свой корабль в рейлган, в копьё, в минный трал, который разбрасывает вокруг себя бомбы, в щит, сжигающий всех врагов в радиусе действия, или даже в Левиафана, вечно растущего змея разрывающего врагов своим телом.
Чем интересна: хардкорный выживач в зомби-апокалипсисе.
В роли одного из немногих выживших мы отправляемся в место, где можно объединиться с другими людьми, чтобы сбежать из города тем или иным способом или разработать вакцину. Но добраться туда будет крайне непросто. Игра генерирует более 150 локаций, где мы в пошаговом режиме сражаемся с зомби и обчищаем заброшенные здания, а также общаемся и торгуем с другими выжившими — правда, желательно заслужить их доверие.
И вот, выбрав на старте один из трёх классов, вы уже через пару боёв обнаружите, что патроны кончились, нож сломался, а персонаж уже хочет есть, спать и пить. Приходится тщательно планировать действия, обыскивать каждый угол и каждую клетку, на ходу создавать предметы и готовить пищу. А можно сделать себе ещё больнее, выбрав модификации и сценарии, где крайне ограниченно количество лута или, например, персонаж постоянно замерзает.
Чем интересна: суровый соулслайк от разработчика-одиночки.
В Skelethrone есть все приметы жанра, включая костры, «души», уклонения и парирования. Есть также огромное, в духе Path of Exile, элементы метроидвании и неплохой сюжет с неожиданными поворотами и разумным скелетом в главной роли.
Кого-то, конечно, отпугнёт графика, но для меня картинка вполне атмосферная — аскетичная и мрачная, как и сама игра. Тут главное — геймплей. А он в Skelethrone: The Chronicles of Ericona хардкорный.
Причём настолько, что взвыть могут даже ветераны жанра. С первым же боссом приходится воевать на узких мостиках, да и другие частенько используют читерские приёмы и атаки. Окно для парирования экстремально маленькое. В общем, Skelethrone — отличный способ спустить на землю тех, кто чересчур уверен в своих силах.
Чем интересна: русская народная Half-Life с матом и плакатами «Смерть аниме».
Конечно, от игр Владислава Мещерякова ждёшь треша и угара категории Г (к ней он сам относит свои работы). И в принципе всё это есть — помимо матюгов и забавных плакатов присутствуют пародия на молодого Горбачёва, друг-зэк по имени Гаврюша и разные отсылки. Но всё же мемов меньше, чем ждёшь от такой игры. Зато есть старательное копирование олдскульных шутеров нашего детства и юношества — в первую очередь речь про Half-Life.
Вспоминаете?
Получилось, скажем так, неоднозначно. Есть вопросы к дизайну, ИИ, к озвучке и удобству для игрока: почему, например, нельзя было реализовать стандартную смену оружия по горячим клавишам и колёсику мыши? С другой стороны, тут есть неплохо реализованная стрельба из классических видов оружия. Враги, несмотря на туповатость, не раз и не два заставят использовать Save/load.
А сама игра, несмотря на очевидную вторичность и склонность к трешу, местами не на шутку затягивает. Дело не только в желании одолеть, наконец, гадов, которые уже три раза подряд отправили героя к праотцам. «Владик» не то чтобы радует, а, скорее, забавляет возможностью одновременно вернуться во времена «халвы» и вдоволь поматериться на власть и телевизор у какого-то деда, а потом на полицейском уазике передавить кучу монстров.
Чем интересна: клон Teamfight Tactics от авторов популярного мода для Slay the Spire.
Teamfight Tactics — это главный мультиплеерный автобатлер, работающий во вселенной и на движке League of Legends. «Сказания и тактики» сделаны в том же духе, а их разработчиками выступили авторы крайне популярного мода Downfall для Slay the Spire.
Получилась вполне самобытная игра. Базовая механика та же — набираем, а потом выставляем на гексагональное поле существ разных рас и классов, а потом смотрим, как они мутузят врагов. Ну или как получают от них… Важно выстраивать синергию между своими юнитами и внимательно изучать минусы и плюсы противников. И к этому прилагается множество всевозможных улучшений и предметов экипировки.
Но Tales & Tactics ориентирована прежде всего на сюжет и одиночное прохождение (хотя PvP-режим тоже есть), поэтому одна из её фишек — проработанная кампания, яркие персонажи и интересные случайные встречи, в которых мы, например, участвуем в алкофестивале или играем в настолки. Кроме того, авторы умело подошли к прогрессу сложности: вместо того чтобы просто увеличивать урон, наносимый существами, они добавляют и углубляют механики — например, вводят апгрейды, дающие как бонусы, так и штрафы.
Чем интересна: максимально миролюбивое приключение про спасение умирающей планеты.
В роли юной исследовательницы Вик мы прилетаем на планету Ава, которая страдает от заразы. У девушки исключительно спасательная и исследовательская миссия, но аборигены, которые образуют развитую цивилизацию и даже умеют говорить на человеческом языке, спасаться не спешат. Поэтому Вик и её подруга решают в первую очередь выручать представителей фауны.
Для этого животных нужно фотографировать, приманивать и приручать с помощью музыкальных мини-игр, а потом — отводить к ботам, которые телепортируют их на Биоковчег. С заражёнными зверушками надо сражаться: вернее, они пытаются нападать, а мы должны высасывать из них гадость с помощью волшебного посоха, одновременно уворачиваясь от атак. Вскоре звери снова становятся мирными и весело бегут за нами к точке телепортации.
Ну куда в такой игре без обнимашек?
В общем, сплошная милота. И толерантность: местные не используют местоимений «он» и «она» — исключительно «они». Но в отличие от некоторых других инклюзивных игр, в Creatures of Ava это всё лишь детали.
В первую очередь это красивое и очень увлекательное приключение с добрым посылом, интересным исследованием мира, полезным крафтом, кучей квестов и путей прокачки. И даже с возможностью превращаться в зверушек для преодоления препятствий. Правда, с багами тоже — у меня, например, в какой-то момент сломалась ролевая система, из-за чего очки навыков просто перестали накапливаться.
Чем интересна: метроидвания про мёртвого котика с метлой.
Главный герой Crypt Custodian — чёрный кот Плутон, который, оказавшись на перевалочном пункте между раем и адом, зачем-то взял метлу в лапы и принялся крушить все местные вазы и статуи. За что и был приговорён к тому, чтобы вечно убираться в посмертном царстве за пределами райского дворца. Впрочем, занятие это бодрое: в процессе мы встречаем разных колоритных персонажей и даже посещаем бар с музыкальным автоматом.
В целом перед нами довольно классическая метроидвания, где первое новое умение — это, конечно, рывок в воздухе. А отличается Crypt Custodian очень удобным и приятным управлением, крутыми боссами и обилием необязательных испытаний и ловушек, которые проходим, чтобы заработать новую ячейку под улучшения и умения. Апгрейды мы покупаем за собранный мусор и осколки ваз — махать метлой приходится постоянно, чувствуя себя озорным котом.
Ещё 21 августа вышла Sunset Hills — ненапряжная приключенческая игра с небольшими головоломками и мини-играми с очаровательной рисовкой.
Правда как потом оказалось, на выходе доступны только первые две главы из непонятно сколько запланированных, всё остальное обещают выпустить в виде бесплатного дополнения.
В дальнейшем хочу взять Gori: Cuddly Carnage (в демку играл, наверное, года 4 назад, как же долго еë делали) и Akimbot, выглядят интересно, вроде на StopGame мало кто обратил внимание на эти игры.
Peglin относится к играм, которые я очень хотел полюбить, но они сделали всё, чтобы у меня не получилось. Она слишком рандомная. Да, рогалики должны быть рандомными, но тут скорее эквивалент того, что игрок не контролирует почти ничего вообще. Вы запустили шарик — и всё. Даже понять как он полетит сразу, не всегда можно, не говоря уже о конечном результате хода. Запускаете его в зону где осталось много пузырей — он мгновенно улетит вниз. При этом, сами паттерны пузырей прям сильно влияют на то, сколько вы можете сделать. Некоторые очень просто набивают вам хорошие цифры, на некоторых практически нереально сделать что-то либо вменяемое.
При этом, рандомность влияет и на вашу прогрессию по уровню. Определить, куда вы двигаете дальше, надо тоже бросая шарик, которому надо еще поскакать по пузырьках. И иногда, опять таки, физически невозможно понять куда шарик полетит. Что очень плохо, с учетом того, что карта уровня сделана так, что вы можете посетить разное количество комнат взависимости от выбора маршрута. То есть, условно, у вас есть путь к сундуку и магазину, а от магазина есть путь к тому же сундуку. То есть, смысла идти напрямую к сундуку нет, вы ничего не теряете если пойдете в магазин. Но это может попросту зависеть не от вас, а от физона вашего шарика.
В итоге, единственное, что спасает — это удача на хорошие шарики. Без них не светит вообще ничего.
Есть вопросы к дизайну, ИИ, к озвучке и удобству для игрока: почему, например, нельзя было реализовать стандартную смену оружия по горячим клавишам и колёсику мыши?
Помню играл в демку Akimbot'а и чёт прям совсем не зашло. Я люблю игры про Ретчета и Кланка, которыми явно авторы вдохновлялись, но чёт начало хоть и графонистое, но уныловатым мне показалось. Хотя это скорее мелочь на фоне того, насколько же бесючим мне показался этот летающий робот, который буквально не затыкался ни на секунду. Как минимум, по началу, мне кажется у авторов не очень вышло выдержать баланс между забавным роботом-напарником и немного надоедливым (тот же Клептреп из Борды хороший пример). Может оно дальше там получше будет, но демка меня скорее от игры оттолкнула.
Раз уж тут есть Sword of Convallaria, то можно добавить и The Legend of Heroes: Gagharv Trilogy, глобальный релиз которой был 28 августа. Гача-ремейк трилогии полноценных игр с чуть более компактным сюжетом.