19 августа 2022 19.08.22 7 47K

История Atari: как потерять всё к 50-летию

В этом году Atari отметила 50-летие. Хотя компания стояла у истоков игровой индустрии, сегодня у неё почти ничего нет, кроме славного имени, запоминающегося логотипа и нескольких десятков сильно потрёпанных лицензий. В сознании современного геймера бренд почти растворился, на поверхности барахтаются разве что обрывочные знания о консоли Atari 2600, золотом веке аркадных автоматов и кризисе 1983 года.

Atari могла бы внести разнообразие в вечную схватку Sony, Microsoft и Nintendo, но вместо этого торгует говорящими кепками, возводит отели (пока на картинках) и охотно набрасывается на любой тренд, будь то выпуск собственной криптовалюты или желание слепить игру, ориентированную исключительно на сообщество ЛГБТ.* Я попробовал разобраться, сколько смертей пережила Atari и почему этот зомби никак не уйдёт на покой.

 

1972—1984. Золотые годы и первая смерть

Главная истина, которую стоит усвоить начинающему «атариведу», заключается вот в чём: Atari — это несколько компаний, между собой почти не связанных. Бренд вроде тот же, но всякий раз за ним стоят разные люди: то бородатые инженеры, то банда топ-менеджеров, осатаневших от привлечённых инвестиций.

«Оригинальную» Atari в 1972 году в Калифорнии основали инженеры Нолан Бушнелл (Nolan Bushnell) и Тед Дабни (Ted Dabney). Первый их успех — автомат Pong: примитивный геймплей привлёк посетителей ресторанов и баров. Стартап зарабатывал миллионы долларов, поэтому Бушнелл чувствовал себя рок-звездой и поощрял неформальную обстановку в офисе. Ему казалось, что расслабленный образ жизни провоцирует технарей на творческие находки.

Действительно, Atari штамповала хиты. Запала хватило надолго, и после ухода Бушнелла они появлялись регулярно: Asteroids (1979), Battlezone (1980), Missile Command (1980), Centipede (1980), Tempest (1981)… Компания при Бушнелле слишком быстро росла — ей требовались дополнительные инвестиции. Чтобы выйти на рынок домашних консолей, в 1976 году основатель продал Atari медиаконгломерату Warner Communications за $28 млн. Warner профинансировала доработку Atari Video Computer System, а в историю она вошла как Atari 2600.

 

Документальный фильм Once Upon Atari (2003) показывает историю компании от лица разработчиков.

В 1978-м Warner уволила Бушнелла за развязное общение с начальством. Тогда он переключился на другой свой проект, столь же прочно осевший в американской культуре, — сеть семейных ресторанов Chuck E. Cheese’s. Рядом со столиками в них кучковались аркадные автоматы и роботы-аниматроники — вот откуда растут ноги  Five Nights at Freddy’s.

На роль Warner смотрят по-разному. Кто-то указывает на огромные доходы, десятки миллионов проданных Atari 2600. Другие замечают, что управленцы, «люди в костюмах», пренебрежительно относились к гейм-дизайнерам и программистам. В итоге из Atari случился «исход талантов». Так возникли Activision (1979), первый независимый сторонний разработчик, и Amiga (1982).

 

Pitfall! (1982), одна из самых известных игр Activision для Atari 2600.

Обычно стартовый этап истории Atari подробно освещают в статьях и книгах. Не стану повторять общеизвестные факты и сразу перейду к краху консольного рынка в 1983 году. Его вызвали появление недорогих компьютеров, избыток переоценённых приставок и обилие убогих игр. Atari совершила несколько крупных просчётов: например, выдала Atari 5200 (1982) — неудачную сменщицу 2600-й модели с хрупким контроллером и без обратной совместимости. Ещё она вяло вела переговоры о дистрибуции Famicom в США. В итоге Nintendo пришлось самостоятельно выпускать NES в Америке, в чём она преуспела.

Warner терпела жуткие убытки из-за кризиса-83. В итоге в 1984 году она продала отдел консолей/компьютеров фирме Tramel Technology Ltd Джека Трэмиела (Jack Tramiel), в прошлом учредителя Commodore. Компания переименовалась в Atari Corporation. Отдел автоматов Warner оставила себе и сменила его вывеску на Atari Games. Бренд Atari она отныне могла использовать только на аркадах и только с припиской Games.

1984—1996. Atari II, или Как проиграть Америку

Итак, переходим ко второй инкарнации Atari — Atari Corporation. Она потерпела крах не из-за финансовых проблем — под конец жизни ей попросту нечем было торговать.

Джек Трэмиел видел Atari производителем компьютеров, а не консолей. В 1985-м он вывел на рынок компьютер Atari ST, располагавший широкими мультимедийными возможностями. К примеру, модель была оснащена MIDI-портами, благодаря чему пользовалась спросом среди музыкантов. Atari ST хорошо раскупали в Европе. В США после кризиса-83 торговые сети неохотно шли на диалог с Atari и отказывались отдавать свои полки под «мусор» и «неликвид». Трэмиел попытался изменить ситуацию, купив в 1987 году сеть электроники Federated Group. Собственные магазины приносили лишь убытки — уже в 1989-м их пришлось прикрыть.

Atari ST.
Atari ST.

На счастье Atari, во второй половине 1980-х Nintendo выправила положение на североамериканском рынке консолей — приставки снова стали разбирать. Трэмиел подсуетился и достал со складов неудачную Atari 5200, а в 1986 году явил геймерам модель 7800, имевшую революционное преимущество — обратную совместимость с 2600.

Поскольку Atari 2600 обладала внушительной пользовательской базой, активизировалась разработка под неё. К делу подключили даже Бушнелла и его компанию Axlon. Та выпустила на 2600 несколько игр, в том числе любопытную Secret Quest (1989), навеянную  The Legend of Zelda.

Фото Нолана Бушнелла поместили на коробку и картридж с Secret Quest.
Фото Нолана Бушнелла поместили на коробку и картридж с Secret Quest.

В 1989 году Atari перешла в открытое наступление на позиции Nintendo, послав цветную портативку Lynx теснить чёрно-белую Game Boy. Последняя победила за счёт компактности и меньшего аппетита в «поедании» батареек. А главное, она стоил $90 против $180 за Lynx.

К 1993 году семейство Трэмиелов, управлявшее Atari, разуверилось в Lynx и компьютерах. Тогда из джунглей выскочила приставка Jaguar. Предполагалось, что она разорвёт 16-битки от Nintendo и SEGA. План провалился из-за напряжённых отношений с торговыми сетями и нежелания тратиться на масштабную рекламную кампанию.

 

Плюс выяснилось, что под Jaguar сложно программировать игры и усилия оборачиваются максимум несколькими десятками тысяч реализованных копий, как у «шутера в трубе» Tempest 2000 (1994) и FPS Alien vs. Predator (1994). Окончательно Jaguar добили распространение компьютеров на Windows и высадка в США японских интервентов — PS1 и Saturn.

 

В 1996 году Трэмиелы оказались перед дилеммой. С одной стороны, у Atari скопилось много денег после ряда выигранных в 1990-х судебных процессов. С другой — продавать было нечего. Компания могла существовать, но в режиме бессмысленного проедания денег. Трэмиелы нашли того, кто жаждал денег, лежавших на банковском счету Atari, — речь о производителе жёстких дисков JT Storage. Она слилась с Atari Corporation летом 1996 года, новая компания взяла имя JTS Corporation. Трэмиел и топ-менеджеры Atari, естественно, получили важные должности в JTS. От Atari остался склад с кучей Jaguar и картриджей, ещё пару сотрудников посадили в кабинет — обновлять сайт Atari и отвечать на звонки владельцев Jaguar.

Деньги Atari не помогли JTS покорить рынок жёстких дисков. Уже в 1998-м она продала Hasbro легендарный бренд и права на игры и консоли за $5 млн, а в 1999-м закрылась.

Hasbro создала подразделение Atari Interactive и какое-то время радовала аудиторию неплохими ремейками вроде Pong: The Next Level (1999), Q*bert (1999) и Breakout (2000). В 2000 году лопнул пузырь доткомов, и Hasbro спешно сбыла видеоигровое подразделение. Кому — расскажу чуть ниже.

1985—1999. Atari по-японски

Не забыли, что Warner сохранила аркадную половинку классической Atari? Так вот, в 1985 году она за $10 млн передала права на Atari Games японской компании Namco. 40 % Atari Games теперь принадлежали Warner, а 60 % — Namco.

Namco не совсем понимала, что делать с Atari Games. Тогда в дело вмешался Хидэюки Накадзима (Hideyuki Nakajima), глава Namco America. Вместе с группой сотрудников он выкупил треть доли Atari Games у Namco. Возникла интересная ситуация: 40 % Atari Games — у Warner, 40 % — у Namco, 20 % —у Накадзимы и его сторонников. Поскольку держателя контрольной доли не было, Atari Games формально стала независимой компанией.

В отличие от Atari Corporation, возившейся с железками, Atari Games занималась в основном играми. В разработке она зарекомендовала себя хорошо, под стать старой Atari, — достаточно вспомнить минималистский пазл Marble Madness (1984), смертельно опасные заезды развозчика газет в Paperboy (1985), «мясную» аркаду Gauntlet (1985), битвы динозавров и гигантских обезьян в Primal Rage (1994), трюковую гонку San Francisco Rush 2049 (1999)…

Автомат Gauntlet был рассчитан на четырёх человек.
Автомат Gauntlet был рассчитан на четырёх человек.

Также Atari Games хватило наглости атаковать бизнес Nintendo в США. Как вы помните, Atari Games не имела права выпускать игры на домашних платформах под брендом Atari. Тогда она создала бренд Tengen, взломала защиту NES и принялась продавать нелицензионные картриджи для приставки. Дело в том, что Nintendo в те времена заключала с партнёрами унизительные для последних контракты: выпускай не больше пяти игр в год, оплачивай производство картриджей на заводе Nintendo, не смей смотреть в сторону приставок от конкурентов. Atari Games и Nintendo долго судились, верх в 1994 году взяла Nintendo.

К тому моменту Warner, переименованная в Time Warner, вцепилась зубами в прибыльную Atari Games и выкупила контрольную долю. Бренд Tengen, затасканный по судам, перекрасили в Time Warner Interactive. Новый виток истории продолжался недолго. В 1996-м Atari Games продали WMS Industries, владевшей среди прочего Midway, — так два тяжеловеса индустрии автоматов, Atari и Midway, очутились под одной крышей. Новые владельцы сделали выбор в пользу Midway, ассоциировавшейся у аудитории с  Mortal Kombat, — в 1999-м Atari Games превратилась в Midway Games West. Закрыли её в 2003-м, а в 2009-м имущество обанкротившейся Midway досталось Time Warner, но та так и не решилась стряхнуть пыль с бренда Atari.

Обложка Midway Arcade Treasures (2003), одного из сборников Midway с классикой Atari.
Обложка Midway Arcade Treasures (2003), одного из сборников Midway с классикой Atari.

Наши дни. Atari по-французски

Когда в США грянул кризис-83, на другом берегу Атлантики, во Франции, родилась Infogrames. Поначалу она вела себя тихо и выпускала приличные игры вроде  Alone in the Dark (1992). Но в середине 1990-х годов её руководитель Бруно Боннелл (Bruno Bonnell) погнался за титулом крупнейшего издателя.

На деньги инвесторов Боннелл бешено скупал игровые компании. Важное место в плане занимали дистрибьюторы, потому что Боннелл не собирался тратить время на переговоры с ретейлерами. Он брал уже готовые, налаженные цепочки. В 1999-м Infogrames завладела мощностями GT Interactive — крупного североамериканского дистрибьютора и издателя  Doom,  Doom II,  Quake,  Total Annihilation,  Unreal,  Deer Hunter и  Driver.

В 2001 году Infogrames поглотила Hasbro Interactive — видеоигровое подразделение Hasbro, владевшее лицензиями Atari. Какое-то время Infogrames без энтузиазма клеила логотип Atari на коробки с дисками, но в 2003 году передумала. Сотни миллионов долларов, выплеснутые на расширение бизнеса, не сделали бренд Infogrames узнаваемым или вызывающим доверие, поэтому стоило рискнуть и обновить фасад — так GT Interactive перевоплотилась в Atari Inc. (такое же название было у «классической» Atari), а Hasbro Interactive/Infogrames Interactive — в Atari Interactive. В момент решительной безнадёги, в 2009-м (Боннелла отправили в отставку двумя годами ранее), даже сама Infogrames, головная компания холдинга, переименовалась в Atari SA.

Было от чего прийти в ужас. Infogrames/Atari вроде бы отправляла в печать громкие проекты, такие, как  Unreal Tournament 2003 (2002),  Enter the Matrix (2003),  Driv3r (2004) и  Alone in the Dark (2008), однако при этом оставалась глубоко убыточным предприятием. Спасал только гигантский доход, по которому она приближалась к Electronic Arts и Vivendi.

 

Имея впечатляющий доход (не прибыль — прибыли не было), Infogrames своевременно обслуживала кредиты, то есть платила проценты по долгам. Все были довольны: и Infogrames, и кредиторы. Когда доходы упали, настала пора распродаж: Driver уехала в гараж Ubisoft, а Civilization перешла под контроль Take-Two.

 

В 2000—2009 годах Infogrames обладала лицензией на издание игр по Dragon Ball, дававших существенную долю выручки, но и её в конце концов умудрилась упустить.

Super Dragon Ball Z (2006) — удачный файтинг под брендом Atari. Кстати, у нас есть целая статья про аниме-файтинги.
Super Dragon Ball Z (2006) — удачный файтинг под брендом Atari. Кстати, у нас есть целая статья про аниме-файтинги.

В абсолютно бедственном положении Atari купила Cryptic Studios в надежде закрепиться в секторе онлайн-игр. Не удалось. В Atari впился основной кредитор, компания BlueBay. Он оказался настолько влиятельным, что продавил в совет директоров Нолана Бушнелла. Правда, Atari это не спасло, а должность Бушнелла, похоже, была чисто консультативной.

В 2013 году настала пора платить по долгам. Подразделения Atari синхронно объявили себя банкротами. Имущество компании в счёт уплаты долгов пошло с молотка: права на Battlezone — к Rebellion, на Total Annihilation и Master of Orion — к Wargaming, на Star Control — к Stardock. Впоследствии Atari продолжила продавать активы, уже не на аукционе, а от безденежья: Test Drive перехватила Bigben, а Alone in the Dark — THQ Nordic.

 

После реабилитации от банкротства во главе компании встал Фредерик Шене (Frederic Chesnais), в прошлом топ-менеджер Infogrames. Из французской штаб-квартиры стали доходить тревожные слухи. О том, что в штате Atari работают десять человек. О том, что торговля футболками приносит пятую часть дохода. О решительном развороте в сторону мобильных игр. О желании передать важные бренды в руки инди-разработчиков — так появились выживач  Asteroids: Outpost (2015), сгинувшая в раннем доступе Steam, и кооперативный шутер  Alone in the Dark: Illumination (2015), похороненный под грузом отрицательных рецензий.

Призрак Atari дёргали и дальше. В 2017 году в продажу поступила Speakerhat — кепка за $130 со встроенными динамиками, микрофоном, аккумулятором и Bluetooth (для вывода звонков и музыки с телефона). В 2020-м Atari представила фирменную криптовалюту, не добившуюся успеха, и показала концепт-арты «игровых отелей». Пока на стройплощадку никто не вышел, и Atari через свой отельный сайт продаёт кепки, толстовки, коврики для мыши и футболки с символикой.

Казалось бы, к 50-летию Atari подошла непохожей на игровую компанию. Её мотало между трендами и нелепыми идеями.

Потом неожиданно наметился перелом. В 2021 году она вывела консоль Atari VCS в широкую продажу в США и Австралии. Игры и блокчейн внутри Atari развели в разные подразделения. На пост гендиректора назначили Уэйда Роузена (Wade Rosen), Шене сконцентрировался на криптовалюте, а потом и вовсе покинул компанию. Atari запустила линейку Recharged — ремейков старых хитов, причём отзывы о них положительные. В марте 2022-го она приобрела за $1,5 млн базу игр MobyGames — теперь на этом сайте рекламируют продукцию Atari.

Atari до сих пор владеет Asteroids, Blood, Breakout, Centipede, Missile Command, RollerCoaster Tycoon, Tempest и Yars' Revenge. Неплохой набор для перезапуска. История японской SNK похожа на биографию Atari, и у SNK получилось встать на ноги и отказаться от рынка азартных патинко-автоматов. Получится ли у Atari? Лишь в последние два года она перестала походить на зомби. Своевременно — ещё немного, и от Atari бы совсем ничего не уцелело.

* Деятельность международного общественного движения ЛГБТ признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации


Поддержи Стопгейм!

Лучшие комментарии

Набор для перезапуска?

Эти чудилы не дали до выпускать патчи для ремастера blood.Они совершенно не заинтересованы в этом.

Единственная игра которая имела хоть какое-то отношение к атари, и с которой я пересекся — это re-volt. в свое время она мне дико понравилась. недавно она оказалась в steam, при этом формально от какого-то совершенно непонятного издателя.

О да, одна из моих любимых контор, snk.

Короли мордобоя из 90х, оказались никому не нужны в 00х.

Рад что они пришли в себя, и их король бойцов новый и дух самурая хорошо продаётся.

До сих пор с теплотой её вспоминаю). Когда в 2003ем мне подарили первый комп, на нём оказался шикарный набор игр — Квейк 2, Проклятые Земли и Револьт). В каждую наиграны были десятки часов.

>В этом году Atari отметила 50-летие. Хотя компания стояла у истоков игровой индустрии, сегодня у неё почти ничего нет, кроме славного имени, запоминающегося логотипа и нескольких десятков сильно потрёпанных лицензий. В сознании современного геймера бренд почти растворился, на поверхности барахтаются разве что обрывочные знания о консоли Atari 2600, золотом веке аркадных автоматов и кризисе 1983 года.

удали свой бред и погугли разницу между брендом и команией

Читай также