Вампиры. Маскарад. «Бладлайнс». Что нового можно сказать об этой игре в 2022 году? Да, пожалуй, уже ничего. Я и не буду. Просто расскажу вам о том, каково это — впервые пройти культовую RPG спустя почти 20 лет после выхода, как Bloodlines ощущается сегодня и есть ли смысл приобщиться к классике, если вы этого ещё до сих пор не сделали. Без спойлеров.
Как я дошёл до жизни такой
Первые попытки одолеть Bloodlines мной были предприняты ещё в конце нулевых, но успехом так и не увенчались. В те годы, признаюсь, я был отъявленным пиратом, отчего выбор доступных игр был необычайно широк. В 2011 году я создал-таки себе аккаунт в Steam и вот уже больше десяти лет сознательно ограничиваю себя лишь легально купленными проектами. И дело даже не в какой-то там идее, просто игр слишком много, во все поиграть не удастся никогда, а такой искусственный финансовый барьер заставляет меня тщательнее относиться к выбору очередной игры.
Вот 15 лет назад «Вампиры» и не показались мне настолько интересными, чтобы тратить своё время на их прохождение: ну вот зачем терпеть кривую «боёвку» и плохонькую графику, когда на торрент-трекере лежат десятки свежайших релизов, да ещё и абсолютно бесплатно?
Вернуться к Bloodlines меня заставило более детальное знакомство со вселенной World of Darkness, которая, как оказалось, почти идеально попадает во все мои точки интереса. Впечатлившись атмосферой недавно вышедших визуальных новелл Vampire: The Masquerade — Coteries of New York и Vampire: The Masquerade — Shadows of New York, я начал копать в сторону лора «Маскарада» и «Мира Тьмы» (начать пришлось с библейских времён), а заодно изучать вышедшие по этим вселенным игры. Закономерно возник вопрос: а что там с Bloodlines?
Разбираемся, что ставить
Полагаю, многие наслышаны о неудовлетворительном техническом состоянии VTMB на момент выхода. Да, самые критичные баги Troika Games успела исправить патчем 1.2, после чего студия скоропостижно закрылась, вынужденно бросив игру в далёком от идеала состоянии. К счастью, на помощь пришли фанаты.
Справедливо посчитав, что игра без багов будет лучше, чем с ними, мне пришлось погрузиться в изучение фанатских патчей, исправляющих многочисленные ошибки и восстанавливающих вырезанный контент. Избавлю вас от утомительного сравнения и мук выбора и сразу же выдам рекомендацию. Если вы хотите поиграть в исправленную версию «Вампиров», то всё, что вам нужно, — определиться, на каком языке вы хотите это сделать. Если предпочитаете английскую версию, то ставьте Unofficial Patch. Basic Patch только исправляет ошибки. Хотите дополнительного контента — выбирайте Plus Patch. Для первого прохождения я бы рекомендовал Basic.
Если английский язык вам не товарищ, то ставьте тот же Unofficial Patch, только с уже вшитым русификатором. Для ценителей в заплатку даже добавлен опциональный отечественный дубляж, но это уже на любителя.
Самые лютые хардкорщики могут и вовсе пропустить все эти манипуляции и играть в Bloodlines лишь с официальным патчем 1.2, но делать этого я бы не рекомендовал. Риск запороть квест или намертво застрять в локации с отвалившимся скриптом возрастает многократно.
Вот, в принципе, и всё. Разумеется, за прошедшие годы фанаты создали невероятное количество модификаций, добавляющих в игру новые квесты, кланы и даже отдельные независимые истории. Но это тема для отдельного разговора, а для первого прохождения достаточно одного Unofficial Patch. Вот он уже и установился — кажется, можно начинать играть?
Живой мир не мёртвых
Подробно описывать игровой процесс никакого смысла, думаю, нет — за меня это уже сделали сотни раз. Bloodlines — стандартная RPG от первого или третьего лица на выбор, близкая по механике к какой-нибудь Morrowind или Oblivion. Главная отличительная черта от той же серии TES — ролевая система, взамен стандартных классов предлагающая семь вампирских кланов, довольно сильно различающихся как по дисциплинам, так и по геймплею.
Мой выбор пал на привлекательную неофитку из клана Тореадор, специализирующегося на манипулировании и лучше прочих вампиров уживающегося с людьми. В общем, стандартный для меня билд с упором на «социалку» и дальний бой. Да, я знал о невероятно кривой боевой системе, о бесполезности большинства социальных умений в последней трети игры и о том, что, скорее всего, с таким персонажем буду страдать. Но перспектива пропускать диалоги или квесты ради облегчения боёв меня не прельщала, поэтому решение было принято, и я начал новую игру. Спойлер: пройти Bloodlines мне это не помешало. Почти не помешало.
Первое, чем меня поразила VTMB, — город. А точнее, звуки городской жизни, ворвавшиеся в мои уши сквозь окна небольшой квартирки протагониста. Капли дождя стекают по стёклам, а прямо за ними живёт своей жизнью Санта-Моника. Мерный гул проезжающих машин то и дело перебивают звуки полицейской сирены и оглушающего гудка грузовой фуры. На экране телевизора диктор бодро зачитывает последние новости, а ведущий на местном радио вступает в диалог с очередным дозвонившимся. Компьютер на столе завлекает старомодным консольным интерфейсом. Я не хочу никуда идти, я просто смотрю новости, слушаю радио и чувствую, как бьётся сердце этого города.
Выхожу
на улицу и останавливаюсь. В ночном клубе неподалёку грохочет музыка, на пирсе беснуются чайки, а прохожие вокруг занимаются своими делами
под пробирающий до мурашек фоновый эмбиент. Бомжи греются у бочки
с костром, проститутки скучают в ожидании клиентов, подозрительно выглядящий
парень с кем-то громко разговаривает по телефону, дорого одетый бизнесмен нервничает
в ожидании такси. Мрак ночи, опустившейся на Лос-Анджелес, разбавляется лишь
неоновыми вывесками, лампами фонарных столбов да светом из окон. Это какая-то
магия.
Причём никаких сверхъестественных средств для придания жизни миру разработчики не используют. Чтобы ощущение живого города сопровождало меня всю игру, Troika Games хватило всего-то грамотного сочетания визуального и звукового ряда. И пришлось сильно потрудиться, вспоминая, когда в последний раз игры дарили мне подобный опыт. Наверное, это была Cloudpunk.
В киношной среде есть термин, хорошо описывающий происходящее в Bloodlines: slice of life — «срез жизни», повседневность. И в Cloudpunk, и в VTMB авторам удалось добиться эффекта завораживающей повседневности, когда тебе не хочется никуда идти, выполнять какие-то квесты и с кем-то разговаривать. Всё, что нужно, — застыть в одной точке и просто наблюдать за тем, как город и его обитатели живут своей жизнью.
Ну а если вы не так сентиментальны, как я, то, оказавшись в стартовой локации, столкнётесь с графикой образца 2004 года, и далеко не факт, что она вам понравится. Я на все эти текстуры и количество полигонов перестал обращать внимание уже давно, так что с устаревшей графикой никаких проблем не испытал. Гораздо более важную роль в Bloodlines играет выбранный разработчиками художественный стиль, с которым у игры всё в полном порядке.
Знатоки старого «Мира Тьмы», должно быть, получали эстетическое удовольствие от мощнейшего нуарно-готического визуального ряда, которым VTMB наполнена под завязку. В процессе прохождения я постоянно ловил флешбэки о готическом периоде в кинематографе, пришедшемся на вторую половину девяностых: тогда на экраны вышли «Ворон», «Сонная Лощина», «Тёмный город», «Стигматы», «Блэйд», «Бэтмен» Тима Бёртона (Tim Burton) и ещё тот ваш любимый фильм, про который я забыл написать. И если вы скучаете по всем этим нарядам из кожи, балетным пачкам, вызывающему макияжу и мрачной архитектуре, то непременно поиграйте в «Вампиров», потому что сейчас подобного готического настроения в играх уже и не найти.
Deus Ex про вампиров
Следующее, чем Bloodlines покорила моё сердечко, — оригинальная музыка Рика Шаффера (Rik Schaffer). Я хоть и не аудиал, но нужная мелодия в нужном месте способна сотворить невероятное. Про лицензируемые треки мне сказать особо нечего: да, нужное настроение они создают, но в целом ничего особенного (фанаты, простите). А вот саундтрек Шаффера идеально подходит под задаваемую игрой атмосферу, поэтому каждая городская локация мне запомнилась прежде всего своей музыкальной темой, а потом уже всем остальным. Кстати, о локациях.
Сеттинг — одно из главных, на мой взгляд, преимуществ Bloodlines. И я сейчас даже не про вампирскую тематику — это, в общем-то, штука на любителя. А вы попробуйте вспомнить, сколько ролевых игр в современном городском сеттинге у нас есть в принципе? Везде сплошное Средневековье, сай-фай да изредка киберпанк.
Наиболее близки по духу «Вампиры», как ни странно, к Deus Ex. Да, до иммерсивности игры от Ion Storm им далеко, но зачатки правдоподобного мира присутствуют и здесь. Компьютеры можно взломать, дверцы шкафчиков и столов — открыть, холодильники загружены едой, потолочные вентиляторы крутятся, а мощные лампы гудят от перенапряжения.
Наследие Deus Ex заметно и при выполнении заданий. Большинство квестов в «Маскараде» предлагают сразу несколько путей прохождения, в основном опирающихся на уже классическое «Правило трёх У». Где-то лучше договориться, где-то — прокрасться, а где-то зарубить нерасторопных противников топором или же покрошить из огнестрела. Особенно меня впечатлила местная больница в самом начале игры. Множество закрытых дверей, скрытых проходов, доступных для взлома компьютеров, воровства и попыток заговорить зубы в диалогах — в общем, отличный полигон для проверки того, понравятся ли вам Bloodlines и местные квесты.
А они вам понравятся. Практически каждое задание в «Вампирах» достойно потраченного на него времени, и дело даже не в сюжетных твистах, а в самом процессе прохождения. Скорее всего, вы не раз уже слышали истории про сестричек Воерман (Voerman), населённый призраками отель Ocean House и особняк безумного доктора Граута (Grout) и считаете, что проходить всё это, зная развязку, будет не слишком интересно. Спешу вас обрадовать: спойлеры, конечно, подпортят удовольствие от кульминации, но по-настоящему все эти квесты раскроются только при личном ознакомлении.
Копнув чуть глубже, можно обнаружить, что Bloodlines, помимо всем известных историй, скрывает в себе десяток-другой заданий поменьше, отчаянно ждущих вашего внимания. Решите судьбу умирающей девушки и получите личного гуля, который сделает практически всё, лишь бы удовлетворить ваши желания. Запудрите мозги молоденькому птенцу, не понимающему, как дальше жить с вампирским проклятьем, и заработайте пару сотен долларов, или же наставьте его на путь истинный, получив в награду очки опыта и чувство морального удовлетворения.
Узнайте, что скрывает в своём подвале местный хирург, пациенты которого бесследно исчезают с завидной частотой. Познакомьтесь с начинающим сценаристом, пишущим сценарий фильма о кровососах на основе бесед с вампиром реальным. Расследование серии кровавых убийств и вовсе растягивается чуть ли не до самого конца игры, постепенно подкидывая вам кусочки мозаики, собрав которую вы таки отыщете неуловимого преступника. И встреча с ним запомнится надолго.
А ещё Bloodlines отлично подходит для отыгрыша «злого» протагониста. Да, в условных Baldur’s Gate или Mass Effect тоже можно было пойти вразнос, но обстановка как-то не соответствовала. Весь этот эпик и спасение очередного мира не вязались у меня с циничным эгоистом, роль которого так часто предлагала отыгрывать BioWare. А вот в «Вампирах» с этим настоящее раздолье. Выберите какого-нибудь Гангрела или Бруха, забейте на стелс и мирное решение квестов и кровавым смерчем пронеситесь по улицам Лос-Анджелеса. Никто за это вас не осудит. Только не забывайте соблюдать Маскарад.
Так, а что там с багами?
А ничего. Критических ошибок, стопорящих прохождение, за 30 с лишним часов я не встретил. Единственное, что несколько портило картину, — кривое отображение фоновых субтитров, иногда не помещающихся в отведённую им рамку, но это, полагаю, проблема исключительно локализации. Да ещё и синхронизация текста со звуком некоторых радиопередач, бывает, сбоит.
Вот с игровым процессом, который, похоже, не исправить никакими патчами, дела обстоят несколько хуже. Мой Тореадор-манипулятор хоть и получил несколько очков в навыке огнестрельного оружия, с начальным пистолетом обращался крайне скверно. Прицел ходил ходуном после каждого выстрела, и о какой-либо скорострельности пришлось забыть практически сразу: ради приемлемой точности необходимо было делать паузу после каждого выпущенного патрона и ждать стабилизации прицела. С дробовиком процесс пошёл несколько бодрее, ну а где-то ко второй трети игры нужный навык я раскачал практически до максимума, и дальняя стрельба наконец перестала раздражать.
Не всё радужно и с отдельными локациями, в основном связанными с главной сюжетной линией: они не то чтобы сложные — их зачастую было скучно проходить, по крайней мере выбранным мной персонажем. Основное поле боя в Санта-Монике — склад Анархов исключает разговорное прохождение, перестрелять всех в тот момент я ещё был не готов — что ж, осталось идти по стелсу.
Незаметность своему персонажу я не прокачивал, поэтому пришлось «посейвскамить» в попытках прокрасться мимо десятков недружественно настроенных вампиров. Возможно, проблема в моих не очень прямых руках, а возможно, и в том, что игра не слишком охотно сообщает вам безопасные маршруты передвижения. Практически невозможно с уверенностью сказать, как отреагируют враги на ваш тщательно продуманный план действий.
Но, как оказалось, это ещё цветочки, и настоящую боль я испытал на корабле «Элизабет Дейн» (Elizabeth Dane). Там мне тоже удалось проскочить никого не убивая, но количество неудачных попыток превысило все разумные пределы. Знатоки механик Bloodlines закономерно возразят: «Ну а что ты хотел со своим Тореадором? Бери какого-нибудь Носферату, и стелс перестанет быть проблемой». Так-то оно так, но хотелось бы, чтобы игра была лояльнее к персонажу, ориентированному на «социалку». В конце концов, диалоги — одна из сильнейших сторон «Вампиров».
Самые большие трудности у меня возникли в битвах с боссами. Далее спойлеры:
Мин Сяо (Ming-Xiao) в честном бою я одолеть так и не смог, несмотря на сотни отстрелянных патронов и разные комбинации дисциплин. Потратив несколько часов на бесплодные попытки одолеть гуй-дзина, я полез в Интернет за советами. Пользы это не принесло — все найденные тактики и так были испробованы с нулевым результатом. Единственной лазейкой (помимо читов) осталось старое сохранение, с которого пришлось загрузиться, собрать денег и закупиться по максимуму патронами и пакетами с кровью, потому что имевшихся у меня, видимо, было недостаточно.
С Андреем (Andrei), несмотря на его грозный внешний вид, особых проблем у меня не возникло — огнемёт и Steyr AUG вкупе со «Стремительностью» быстро сделали своё дело.
А вот Шериф (The Sheriff), хоть и не представлял особой угрозы в бою, во второй своей фазе заставил меня долго носиться по локации в попытках понять: а чего, собственно, игра от меня хочет? Осознание, что расставленные на крыше прожекторы можно включать, пришло далеко не сразу, но после этого всё пошло как по маслу.
В общем, за середнячка с упором на «социалку» Bloodlines пройти вполне можно, но в некоторых моментах придётся попотеть. Но оно того определённо стоит. В конце концов, всегда можно выбрать и другой клан. Хотя почему «можно»? Нужно!
Лучше всего игра раскроется при троекратном прохождении. Первые два выбирайте на свой вкус; я бы посоветовал кланы Гангрел или Бруха для боевого персонажа, Носферату — для скрытного, Тремер — для мага, а финишировать непременно нужно Малкавианами: только зная все хитросплетения сюжета вы по-настоящему оцените то, какую работу проделали сценаристы, прорабатывая диалоги для безумных вампиров.
Устарела ли игра?
Скорее нет, чем да. Управление, взаимодействие с окружающим миром и интерфейсом, прозрачность ролевой системы — с Bloodlines справится практически любой геймер, для остальных же в самом начале доступно внятное обучение. Это вам не Arcanum, в которую без изучения руководства лучше не соваться.
С графикой, конечно, дела обстоят не так хорошо, особенно когда речь заходит об анимации. Смотреть без смеха на танцы в местных ночных клубах просто невозможно. А вот модели персонажей и лицевая анимация до сих пор если не впечатляют, то выглядят вполне неплохо. Понятно, что Bloodlines далеко до L.A. Noire, но эмоциональное состояние NPC угадывается.
Так стоит ли играть в Vampire: The Masquerade — Bloodlines в 2022 году? Обязательно, если готовы перетерпеть не самый приятный игровой процесс ради готической атмосферы, живого мира, проработанных персонажей и отличных квестов. Даже спустя 20 лет ничего похожего на Bloodlines так и не сделали. Если же для вас механика и непосредственно геймплей важнее нарратива и сеттинга, «Маскарад» лучше не трогать — только расстроитесь.
Плюсы: готическо-нуарная атмосфера; городской сеттинг начала нулевых; свобода в выборе способа выполнения квестов; реиграбельность; разный геймплей за разные кланы; зачатки иммерсивности; живой по меркам 2004 года мир; отлично прописанные диалоги; запоминающиеся персонажи.
Минусы: кривой стелс; плохо работающая боевая система; финальная треть игры скатывается в бездумное рубилово.
Лучшие комментарии
«Скриншот» с сестричками дюже спойлерный.
Вот за что я благодарен игре (кроме увлекательного погружения), так это саундтрек, из-за которого я смог приобщиться к творчеству Tiamat.
Читал с «Cain» в ушах, снова прочувствовал атмосферу.
Благодарствую за статью.
То, что ты не словил багов, совсем не значит, что их не словят и другие. Я тестировал игру с патчем 1.2 и баги были, причем довольно серъёзные, вплоть до неработающего лифта в Skyeline Apartments.
Спасибо за обзор! Как раз думал не так давно тоже приобщиться. Немного отпугивает кривоватый игровой процесс, но, судя по всему, оно того стоит
Почему, мистер Карнов, почему? Во имя чего? Что вы делаете? Зачем, зачем вы пишите обзор, если тут же указываете, что за вас это сделали множество раз и давно всё разобрали?
По-моему, нет, именно потому как он составлен. Действительно, если знать (например, из моего комментария выше), что это — спойлер, то достаточно легко догадаться, в чем он. Но и без этого эта картинка да еще и с той подписью наведет догадливого читателя до сути.
Из игры не совсем очевидно было, что саркофаг достаточно было рассмотреть через камеры. Поэтому я залогинился в компьютер, проверил камеры, не заметил, что квест отметился как выполненный, ну и пошёл пешочком непосредственно к саркофагу ????
Большое спасибо за текст! Надеюсь, эту рубрику ждет долгая жизнь.
А чего там сложного с кораблем? Там же есть в начале коп, он может выдать пароль от камер, чтобы не тащиться к гробу, отчёт рядом с компом лежит. Его только Носферату и не переубедит, сразу перестрелка будет.
Это спойлер если знаешь спойлер)
Склад Анархов в Санта-Монике? Нет. Там же Шабаш был.
Учитывая, в каком виде он на скриншоте… Типичный бдсм-фрик с кинки-пати, ничего удивительного.
Лично для меня главный минус в игре — скорость перемещения. Персонаж меееееедлееееенный, и это сильно раздражает, особенно если надо тащиться через какие-нибудь катакомбы.Серьёзно? Вот уж век живи — век учись. Сколько проходил — не знал, что отчёта хватит, и думал, что надо своими глазами увидеть. Получается, что для непрокачанного стелса сложна только миссия с веб-камерами.
Не согласен в куче пунктов:
1) Сложный стелс в игре? Он максимально простой причем даже при нулевой прокачке. Индикатор подсвечивает расстояние до врагов о существовании которых герой даже не должен догадываться (например, враге спрятавшемся в стене). Враги не видят персонажа в упор если он не стоит прямо под лампой.
Даже со стелсом в 3 очка вся игра проходится стелсом с затыком только в 1 месте — в подвале музея в комнате с отключением камер (так как одновременно 2 охранника в небольшой комнате просматриваемой насквозь+ камеры на входе. Но и там дело решается 2-3 перезагрузками в случае фейла (если высокая скрытность или есть затемнение то проблем и не будет).
2) Разговорные навыки плохи в конце игры? Ну если ставить все патчи, то убеждение в 10 позволяет скипнуть целиком последние 2 локации (храм и Башню Вентру) и сразу оказаться в комнатах боссов.
3) Тореадор вообще сильнейший боевой класс в игре. Стремительность — чистая имба под которой соперники умирают не нанося никакого урона вообще при полной прокачке.
4) Выбор пути за кого играть как раз стоит только в начале игры где у вас либо взлом и компьютеры, либо убеждение, либо боевка и тд. При прохождении всех квестов и грамотной прокачке со сбором книг и артефактов к концу игры у вас почти гарантированно будут: Холодное оружие в 10, огнестрел в 10, взлом замков и компьютеры в 10, убеждение в 10, защита в 6-7 и полторы дисциплины на выбор (дополнительно всякие мелочи вроде финансов и обыска в 6-8, немного соблазнения и тд при этом также собираются легко). То есть любой персонаж, увы, будет уметь делать все на высшем уровне.
P.S: Гангрел несмотря на описание это скорее маги нежели бойцы. Их ветка с управлением летучими мышами дает одни из лучших заклинаний в игре на последних 2 уровнях, а играя через физу за них получишь ухудшенных бруха.
Примечание: Играть лучше на фанатских патчах. В базовой игре при первом прохождении я намертво завис в храме китайцев — одна из ключевых дверей просто отказывала открываться по скрипту =(
Я впервые прошёл игру в прошлом году, и не смог пройти до конца из-за бага. От чего мой интерес и желание поиграть в НРИ выросло больше, играем периодически (когда рассказчик подготовится ????) На прошлой неделе захотел повторить, поставил патч с русификатором и пару модов на текстуры, так игра крашнулась в начале игры ☹️Но попытки продолжу, надо же дойти до концовки.
Продолжение в лимбо.
Предыдущую команду разработки распустили. Насчёт новой только были разговоры что «одна известная студия разработки РПГ» заинтересовалась возможностью участия.
Да и вообще лучше на повторение не надеяться. Даже на инди-сцене угорающих по готик-панку не сады, так что даже стилистически так же как было делать просто некому.
Проклятые шабашиты затуманили мой разум, чтобы отвести от себя подозрения!
А крашилась случайно не при переходе в Чайнатаун? Потому что если так, то у меня было точно такое же первое знакомство.