10 сентября выходит Tales of Arise — едва ли не главный релиз года для всех поклонников японских ролевых игр. Семнадцатая часть именитой серии Tales обещала оживить франшизу и дать ей глоток свежего воздуха, сохранив всё то, за что мы любим эти игры. И это ей вполне удалось: я считаю, что Tales of Arise — лучшая JRPG года. И на то есть пять причин.
Интересные сюжет и мир
Сюжетный алгоритм и основной конфликт в целом традиционны — это история про «борьбу бобра с ослом», где добро и одновременно жертву олицетворяют несчастные жители планеты Дана, пытающиеся сбросить 300-летнее иго более высокоразвитых ренианцев (соответственно, с планеты Рена). И главными героями, конечно, являются он и она: юноша по имени Альфен (Alphen) — данианец, а девушка Шион (Shionne) — яркоглазая ренианка.
Они такие разные, но всё-таки они вместе.
Но дальше уже начинаются интересные детали. Шион оказывается предательницей собственного народа — она хочет уничтожить пятерых лордов с Рены, которые правят в регионах Даны и, как выясняется в самом начале, выкачивают астральную энергию из подопечных рабов, чтобы победить в битве за престол у себя на родине. Кто больше этой энергии соберёт в специальное главное ядро — тот и в дамках.
Слава богу, не все лорды столь хрестоматийны и предсказуемы.
У Шион тоже есть в груди такое ядро, и из него она достаёт Пылающий меч — мощнейшее оружие, опаляющее всех, кто его возьмёт. А вот Альфен боли почему-то не чувствует (не только от меча, а вообще любой) и становится единственным, кто способен держать это оружие. То есть это не история о Ромео и Джульетте — во всяком случае, поначалу: Шион просто хочет использовать Альфена, а он — её.
Это он за мечом полез, а не то, что вы подумали.
В целом сюжет богат на интересные, порой неожиданные, шокирующие события. Мы посещаем множество регионов и государств, которые различаются не только климатом (пустыня, морозные земли, утопающие в зелени поля и не только), но и особенностями правления лордов.
Это один из лордов.
Где-то они эксплуатируют на рудниках данианцев, где-то делают ставку на атмосферу страха, вынуждая всех доносить друг на друга. А где-то, наоборот, пытаются построить мирное общество, где местные и захватчики спокойно сосуществуют и все поют вождю осанну. Поэтому с некоторыми лордами мы сражаемся, но не против них, а плечом к плечу, пытаясь вместе остановить коварных заговорщиков.
Платье у Шион отпадное.
Событий много — сюжет в Tales of Arise эпический. Нашлось место и для трагедии, и для комедии — всю дорогу мы встречаем забавного гурмана, который толком не умеет описывать особенности блюд, и собираем местных сов, чтобы передать их совиным королеве и королю.
Каждая найденная птичка даёт новый предмет для кастомизации персонажей.
Яркие персонажи
Персонажи всегда были жемчужиной серии Tales, и новая часть не стала исключением. Альфен и Шион — та ещё парочка. Я ведь ещё не сказал, что он ничего не помнит о своём прошлом, долгое время ходит в железной маске, чем и заслужил соответствующее прозвище. А она с детства обладает и даром и проклятием — любого, кто прикоснётся к Шион, бьёт током.
Ключевые сюжетные сцены подаются в формате аниме-фильма.
Четверо других играбельных персонажей, которые постепенно присоединяются к парочке (плюс Зефир, лидер данианского сопротивления в стартовом государстве, где начинается игра), выглядят чуть более традиционными, но и у них есть свои фишки. Например, Ринвелл (Rinwell), данианская магичка, обожает сов и не расстаётся со своим ручным совёнком Пухуней, который становится источником забавных ситуаций.
У каждой аниме-девочки должна быть своя зверушка.
Нервный юноша Ло (Law) постоянно испытывает угрызения совести (почему — узнаете сами) и очень не любит пропускать удары, что также становится поводом подшучивать над ним.
Ло начинает раздачу.
А стражница Кисара (Kisara) удивляет тем, что добровольно служит ренианскому лорду и считает брата предателем. И вообще уже вторая встреча с ней оборачивается грандиозным мордобоем.
Господи, во что я её нарядил…
То есть у каждого есть свои тараканы в голове. Общаться с каждым и обсуждать всё это можно как на привале у костра (так Альфен укрепляет связи с персонажами, что может обернуться сами понимаете чем), так и во время «скитов» — это необязательные, но важные для раскрытия персонажей комиксные сценки, в которых наши герои общаются на множество тем — от сов и особенностей местной магии до большой политики.
Не то чтобы смешно, но такие сцены разряжают обстановку.
Конечно, тут очень много прямолинейного пафоса и морализаторства, от которого, надо признать, иногда начинает подташнивать — Tales of Vesperia, например, в этом смысле была более изящной и нетривиальной. А тут готовьтесь выслушивать множество мотивационных речей про важность борьбы за свободу, про то, что нужно не опускать руки и сражаться.
Но, во-первых, это в целом удачно синхронизируется с самим сеттингом и главным сюжетным конфликтом, поэтому постепенно привыкаешь. Во-вторых, несколькими мощными сценами авторы делают так, что и сам начинаешь проникаться этим пафосом — особенно когда за этими словами и речами начинаешь видеть живого человека, друга, их произносившего.
И в любом случае всё искупается центральным противостоянием между Шион и остальными. Она ведь сразу даёт понять, что преследует сугубо личные цели, и показательно дистанцируется от остальных, порой ведя себя как настоящая стерва. И тут, конечно, интересно наблюдать за тем, как она постепенно начинает оттаивать и к чему это приведёт. Особенно интригуют их отношения с Альфеном — тут много и забавных, и драматичных сценок. И вообще постоянно в воздухе висят вопросы: что это у неё за проклятие, какие цели она преследует? Альфен в этом смысле выглядит более прямолинейным, но и с ним связаны свои интриги: почему он долгое время был в железной маске, что скрывается в его прошлом? И когда, наконец, они уже будут вместе? Или не будут?
Увлекательный игровой процесс
Tales of Arise скроена по классическим для современных JRPG лекалам. Есть большой полуоткрытый мир, поделенный на множество регионов и государств, между которыми мы практически в любой момент можем свободно перемещаться через систему точек переноса. Это позволяет принимать, выполнять и сдавать массу побочных квестов. Большинство из них, естественно, связаны с убийством монстров и поиском ингредиентов — чтобы, например, сварить бормотуху местному алкашу. Есть и менее заурядные случаи, когда Шион выступает в качестве стилиста или мы опрашиваем местных, чего они ждут от новой власти.
В игре очень удобная навигация — можно быстро переместиться поближе к квестовому персонажу.
Выполнять эти квесты интересно и полезно — даже на среднем уровне сложности материалы, зелья и деньги мне были нужны всегда. По той же причине всегда хочется отклониться от основной сюжетной дороги и исследовать каждый закуток карты, где можно найти те же ресурсы и сундуки с крутыми вещами, которые охраняют сильные враги и локальные боссы. За найденные ингредиенты (и за деньги тоже) специальные NPC могут изготовить более мощное и дорогое оружие и полезные амулеты — последние ещё разрешают и улучшать с помощью особых камней.
Лучшие друзья Шион — это винтовки!
У других торговцев и в тавернах покупаем зелья (тоже дорогущие) и броню. В тех же тавернах можно остаться на ночлег, а перед сном разрешают изготовить и съесть что-нибудь вкусное и полезное, дающее прибавку к стихийной защите или, например, к атаке для всей партии. Рецептов скапливается множество, а эффективность бонуса зависит и от того, кто именно из персонажей на этот раз окажется поваром.
На привале также разрешают пересматривать прошлые кат-сцены.
Во второй половине игры появляется возможность обрести домик в деревне — свою ферму, где мы разводим коров, кур или свиней, покупаем им корм, ставим на охрану собак, а потом получаем полезные для той же готовки яйца, мясо и молоко.
Устроен фермерский процесс весьма удобно.
Ну и в целом, как и в Atelier Ryza 2: Lost Legends & the Secret Fairy, в Tales of Arise по сравнению с прошлыми выпусками серии больше свободы в исследовании мира — можно, например, прыгать и плавать.
А вот нырять не дают.
Есть места, куда можно попасть, только если член отряда использует свою способность и снимет завесу огня (умеет Альфен), яда (Кисара) и так далее. На эти упражнения тратятся очки исцеления. За них же на карте Шион вольна вылечивать раненых NPC, получая награды. За эти же ОИ она подлечивает и реанимирует в сражениях союзников. То есть огульно расходовать очки не получится.
Монстры постоянно лезут в драку.
Динамичные сражения
Также стало больше свободы, динамики и возможностей в боях. В целом там всё привычно — персонажи в реальном времени бегают по ратному полю, мы вольны переключаться между ними и использовать их приёмы. Но в Tales of Arise многое «заточено» на уклонения и контратаки. Кроме того, у каждого есть особый талант, который тоже лучше использовать в нужное время и в правильном направлении. Так, Ринвелл умеет воровать магию врагов, когда они собираются колдовать, а потом сама жарит ею, Ло способен разбивать щиты, а Кисара — блокировать атаки тех, кто колотит с разбега. Всё это расходует шкалу приёмов.
Альфен тоже имеет свои аргументы — сейчас что-то будет…
Кроме того, есть совместные атаки, которые можно проводить, когда враг ошеломлён, а также усиленные удары и сверхмощные приёмы в режиме «сверхсилы». В бою разрешают всё делать самому, включить полуавтоматический режим или отдать драку на откуп ИИ — персонажи будут действовать в соответствии с той тактикой, которую вы назначили («Агрессивный бой» или «Бой без фанатизма», «В первую очередь — исцеление», «Зададим жару боссам» — тут уже по названиям всё понятно), и применять те приёмы, которые вы им выбрали. А они по мере использования прокачиваются.
С таким количеством приёмов сражения выглядят очень зрелищно и динамично.
Кроме того, вся партия по итогам мордобоя получает очки навыков, количество которых зависит от эффективности наших действий, — за них мы разучиваем новые приёмы и пассивные умения (усиление атаки на грани смерти, более эффективное восполнение шкалы приёмов и так далее). Все эти навыки распределяются по разным школам и веткам, а новые становятся доступны по мере того, как персонажи зарабатывают «титулы» — фактически уровни.
Перед такими атаками важно нажать нужную кнопку.
Я бы назвал баланс сложности в Tales of Arise адекватным. На средней сложности можно достаточно спокойно пить чай, наблюдая, как в автоматическом режиме ваши подопечные аннигилируют рядовых противников, — хотя полностью расслабиться, как на «Сюжете» и «Обычном», не получится. И уж тем более приходится брать бразды правления в свои руки во время схваток с мини- и макси-боссами (есть ещё усиленные версии рядовых монстров) — те неизменно дают прикурить, безжалостно опустошая запас расходников. А многих необязательных боссов сразу и не победить.
Вот на этого дракона мы явно рановато полезли.
У всех боссов свои тактики и слабые места, по которым и нужно усиленно бить. И уж тем более непросто приходится на высоком уровне сложности — я его старался включать пореже, благо вызова на среднем мне хватило. К тому же некогда было совсем уж активно заниматься гриндом, без которого на «харде» не обойтись, — а все возможности для него есть: монстры регулярно возрождаются, если вновь зайти на старые локации.
За победы над самыми крутыми чудищами дают предметы, увеличивающие запас ОИ.
Красивые графика, костюмы и арт
Tales of Arise, в отличие от предыдущих выпусков серии, сделана не на своём движке, а на Unreal Engine 4 и выглядит потрясающе. А акварельные нотки добавляют во всё это особый визуальный колорит.
I wanna be loved by you…
Конечно, особое внимание уделено внешности персонажей — тут у нас очень броское аниме. Вы вольны одевать по своему вкусу всех — менять строгое одеяние стражницы на купальник, добавлять демонические крылышки, собачьи или кроличьи ушки, волчьи или кошачьи хвосты, рога, повязку на глаз и так далее и тому подобное.
Каждому нужны ушки, хвостики, крылышки и рога.
Конечно, Tales of Arise не устраивает революций в древней серии, но однозначно её освежает и делает более динамичной, современной. В отличие от Scarlet Nexus и Atelier Ryza 2: Lost Legends & the Secret Fairy, здесь практически нет слабых мест — за исключением разве что порой излишнего утомительного пафоса и морализаторства, что тоже можно считать вкусовщиной. Зато есть крайне колоритный сеттинг, захватывающий сюжет, нескучный геймплей и незабываемый дуэт двух главных персонажей. Так что для меня Tales of Arise на сегодня однозначно лучшая JRPG года — большая, красивая, разнообразная игра, которая эпически выглядит и эпически увлекает.
Плюсы: история и персонажи, их развитие и взаимоотношения не отпускают ни на секунду; классический и в то же время динамичный, современный геймплей; драться почти всегда интересно — на среднем и на высоком уровнях сложности, где почти не дают расслабиться; арт и костюмы персонажей — это настоящая услада для глаз всех анимешников.
Минусы: порой градус прямолинейного пафоса и морализаторства зашкаливает; музыка хороша, но очень уж часто повторяется.
И вообще, а в чем проблема озвучить текст чужой? На том же дтф регулярно материалы идут за один авторством, а исполняет другой.
Это подход ДТФ. Почему вы думаете, что он подходит стопгейму? Вы вообще за что любите видео-обзоры СГ (если любите)? Я думаю, многие их любят за личный подход автора к игре, за вовлеченность, за какие-то собственные привычки автора, вот это всё. Это всё пропадет, если просто всучить автору чужой текст на начитку. От текстового обзора, всунутого в text-to-speech, такие «видео-обзоры» будет отличать только хорошо поставленная интонация. Вы таких обзоров хотите?
Лично я таких обзоров не хочу. Как по мне, живой авторский обзор на пусть «треш», но «треш», который автор хотел сыграть, куда интересней смотрится, чем механическое считывание бумажки с обзором ААА.
Спасибо, про изюм сомнений почти не было, но будет ли видеообзор? По какому принципу инди получают обзору, а топ ААА игра года получает только текстовый? Нет, в плане выбора покупки текстовый не хуже, но интересна сама тенденция, когда все авторы на сайте стали или рекламой заниматься или вкусовщиной, раньше было больше именно под аудиторию работы, на популярные новинки и тд.
Меня и мнение людей непричастных к жанру интересует, потому что и я сам не во всём разбираюсь.
Я так понимаю узнать какое аниме лучше посмотреть или фильм ты узнаёшь в сообществе фрезеровщиков, а при выборе авто идёшь к ролевикам на форум? =) Уж кто как не люди, которые не разбираются в теме, тебе лучше подскажут.
Тот, к которому куча народу написали «зачем вы дали обзор Васе»? К чему я собственно и веду. Или кто-то думает, что обзор получился бы лучше, сделай его Вася (да и любой другой автор; если мне не изменяет память, на стриме перед обзором игра не понравилась никому из 4 игравших авторов) просто по чужому тексту?
Опять таки, редакция давно сформировала свой подход к видео-обзорам (и именно благодаря этому подходу мы получаем в том числе такие необычные обзоры как обзор киберпанка или автоматы). Примеры SS4 или Days Gone только показывают, что происходит, если игру дают незаинтересованному в ней человеку.
Ну судить можно только после релиза, это да) Я больше к тому, что потенциально (по бюджету, пиару и по ожидаемости игроками) SMTV, куда более опасный для Tales соперник, чем перечисленные игры.
Ну и JRPG года где отберет? Все таки — этих наград где-то 100-150 на все игровые издания. И их может по нескольким играм размазать в равном количестве. Например в 18 году на примере GOTY — у God of War было ~198 наград, а у RDR2 ~135. Или имеется JRPG-года лично для себя?
Или имеется ввиду JRPG-года по своему внутреннему рейтингу?
ну просто вот да, мне многие тут пеняют на то, что мол «ты это, не забывай, тут кружок по интересам и каждый делает что хочет», но в итоге мы видим кучу рекламы, мы видим новости по всем играм, мы видим жалобы на просмотры. Так им надо определиться, это такое хобби и ребята делают что хотят или они хотят охватывать максимум игровой индустрии? просто игнорить ладно там нинтендо свич (у нас хз, но возможно и правда не особо популярная штука), но игнорить и впринципе японщину, вот это уже странновато
Лучше никак чем так, потому что когда автору не интересно и он не хочет разбираться в том во что играет, то и получается что он будет дезинформировать людей касательно игры (ага, Ваня в Battletech натурально неправильно рассказывал как игра работает и про ее механики) с тем же успехом авторы могут делать обзоры на основе трейлеров игры, вообще не играя, а иначе получается какой то недоразбор полетов.
Отдавать игры на обзор только фанатам жанра тоже не вариант — будут «изюм» раздавать всем чуть более-менее выдающимся проектам.
Лол, а изюм это не какая то недостижимая оценка, для обозначения высшей степени крутости игры тут существует плашка Наш выбор. Кроме того не знаю как насчет госпожи Краснопольской, но лично в моей градации как фаната жанра RPG, я бы наоборот играм ставил более заниженные баллы т.к. в кучу их переиграл и есть багаж от которого можно отталкиваться.
Вообще-то на заре Стопгейма было полно видеообзоров когда текст писал один а озвучивал другой. Пересмотри обзоры около десяти летней давности, в них постоянно было — «автор текста Оондрей, читает Глеб», или «текст Кулакова озвучивает Кост».
Ты намеренно извращаешь все что тебе пишут? Никто не говорит про то что они сухо должны говорить, там диалоги намеренно написаны так, как люди не разговаривают и не ведут себя. Возьми тот же Анчартед (если говорить про плоскость приключенческой игры) или Planescape Torment (если из плоскости западных РПГ), там сухие диалоги по твоему?
ты почему то упорно пытаешься не глядеть на сумму факторов, а раскладывать все на составляющие и докапываться до одного фактора,
Начнём с того, что ты обвиняешь меня в своих пороках, взял только одно предложение и не дочитал дальше. Ты указываешь как должны вести себя люди в игре в волшебном мире и почему то сравниваешь их с нашим. Хотя никаких правил по этому поводу нет, кроме тех, что я написал. Ты докапываешься к примеру, пытаясь найти в нём хотя бы минимальный изъян, чтобы подтвердить свою точку зрения, хотя суть была проста — подтвердить, что игры на другом языке удостаиваются обзора. Ты не читаешь внимательно, потому что про персону я сказал как про серию, а не конкретную часть, четвёртая проходится за 60 часов и на неё я намекал. Все остальные — как пример того, какая средняя продолжительность у jrpg в целом и за всё время она особо не менялась, но ты опять пытаешься прицепиться к деталям, хотя меня обвиняешь в этом.
Да нет, это ты отказываешься понимать что крупные каналы и становятся крупными по той причине что работают с тем что публике интересно.
Этот аргумент вообще легко разбивается. У Стопгейма всего 2 млн подписчиков, хотя они и делают тонны контента, а у Куплинова 11 млн. и он стримит всякий трешняк в перемешку с годными играми. Наверное всё дело не в играх, не так ли?
Так а смысл делать видеообзор когда из редакции никто не заинтересован особо в жанре? Чтобы выходили обзоры по типу SS 4, когда Вася вообще не вкурил за что серию любят? Или по типу обзора Battletech от Вани когда ему не особо была интересна игра и он ее говном залил не разбираясь в механиках? Или может Days Gone вспомним когда Даур пытался рашить игру из-за чего в минусы начал совать все что не попадя?
Согласно HowLongToBeat на полное прохождение прошлых частей серии уходило 60-70 часов (40-50 если без побочных активностей), так что думаю тут явно не меньше будет
Видеообзорами занимаются только определенные авторы. И обычно они на обзор берут только игры определенных направлений (например, пусть Tormented Souls местами порядком корявая, но это прямой омаж на классические игры жанра survival horror, поэтому неудивительно, что Вася взялся за ее обзор).
Вот кого вы представляете автором видеообзора Tales of Arise? Аниме с авторов видеоконтента и так с горем пополам только Краснопольская воспринимает нормально. Вон в свое время видеообзора Persona 5 не было.