Все мы прекрасно знаем, что у Obsidian Entertainment сложилась репутация гениальных лентяев, которые практически ни одну игру не могут выпустить в нормальном состоянии — там обязательно есть какие-нибудь проблемы, в основном технического характера. Поэтому релиза The Outer Worlds мы ждали с некоторыми опасениями. Что это будет? Их собственная Fallout? Mass Effect? А может, гениальная по задумке, но не доведённая до ума Alpha Protocol или ещё более гениальная, но безбожно кастрированная Star Wars: Knights of the Old Republic II? Слава богу, обошлось — получилась новая Fallout: New Vegas, которую сразу, на релизе, можно пройти без серьёзных багов и концептуальных огрехов. С элементами всех вышеперечисленных игр — и с уморительным юмором…
Не Mass Effect?
С сюжетом, квестами, диалогами, персонажами и нелинейностью в The Outer Worlds всё ожидаемо хорошо. Но сразу надо предупредить — это не лощёная космическая опера в том понимании, к которому нас приучила серия Mass Effect. По постановке это Oblivion и Fallout 3 (даже не четвёртая) — с далеко не передовой графикой и без шикарных роликов, которые плавно переходят в диалоги, где персонажи ходят, проявляют эмоции и так далее. Все разговоры в The Outer Worlds — это беседы двух голов. Точнее даже, одной — героя не показывают.
В том числе поэтому он никогда не станет капитаном Шепардом и не будет входить в число самых запоминающихся персонажей видеоигр. Он не даёт интервью журналистке, не совершает подвигов, о которых будут слагать легенды по всей галактике и в целом не проработан так, как последний герой боевиков. Мы сами даём ему имя и сами формируем его образ.
RPG, а не кино
Напарники же — интересные, необычные, со своими проблемами, тараканами в голове и скелетами в шкафах. Есть, например, охотница-алкоголичка и религиозный фанатик-викарий, проявляющий нездоровый интерес к еретической литературе, но, к сожалению, не умеющий читать по-французски (с этим связан отдельный квест). Есть девушка-инженер, с которой мы будем ходить в бар выпивать, чтобы помочь ей устроить личную жизнь.
Но вы едва ли запомните их имена и будете после игры так же вспоминать их, как вспоминали Лиару, Гарруса, Миранду или Джек. Это не потому, что Obsidian не умеет, а потому, что она сделала не вылизанный голливудский боевик с ролевыми элементами и зачастую иллюзорной нелинейностью, а настоящую классическую RPG, где на первом месте всё-таки вариативность и отыгрыш роли, а не концентрированная сюжетная драма и режиссура.
Решатель
После такого вступления перехожу к доказательствам. Действие The Outer Worlds происходит в будущем, где люди активно колонизируют планеты, а власть принадлежит глобальным корпорациям. Мы играем за одного из будущих колонистов, которого в числе тысяч других заморозили в криокапсуле на огромном корабле и отправили в систему Альцион. Однако что-то пошло не так, и корабль дрейфовал аж 70 лет. Все про него забыли, но потом нас нашёл и спас беглый учёный, который вывел героя (или героиню) из криосна и поставил задачу найти способ разморозить и других.
Для этого нужно летать на своём корабле между планетами, выполнять задания, сражаться и выстраивать отношения с разными фракциями, действующими в системе, — тут и власти, и местные экооппозиционеры, жаждущие свободы, и анархисты, и организованные наёмники, и много кто ещё.
Но для начала нужно раздобыть двигатель для своего корабля. Так вот, уже первое и, казалось бы, простое задание в The Outer Worlds превращается в целую эпопею, которая уже в течение первого часа ставит нас перед дилеммой, какое из двух поселений фактически поставить на грань выживания, отключив его от электричества. Ещё через пару часов и вовсе появится возможность сдать своего учёного-спасителя, который в Альционе объявлен в розыск, и работать на власти, то есть на его врагов.
Сами понимаете, что вариативность тут влияет не только на исход локальных квестов, но и на сюжет, в котором будет как минимум не одна концовка.
Вариативные варианты
Важно и то, что нам практически сразу предоставляют полную свободу перемещения по системе на своём корабле, который, как и «Нормандия», служит базой для общения с сопартийцами.
Каждая планета — это большая территория со своим климатом и особенностями, по которой мы перемещаемся, выполняя самые разные основные и побочные квесты. И практически все они так или иначе нелинейны. Даже второстепенные. Спасли девушку из вынужденного заточения? Можете тут же убить её или с тёплыми напутствиями отправить восвояси. Пошли по поручению матери спасать её сына, прибившегося к местным анархистам, а тот оказался взрослым мужиком, который просто устал от нездоровой опеки мамаши. И у нас будет выбор — уговорить его вернуться, запугать или оставить в покое.
И так тут во всём. Один выбор может распадаться на более мелкие и вести к разным последствиям. Например, нас просят избавиться от бандитов. Можно сделать именно так и сразиться с преступниками (вроде бы), а можно, наоборот, переметнуться на их сторону. А дальше — или прорываться с боем, или договориться с охраной и убедить их уйти мирно. Или биться и с теми, и с другими, предав лидера бандитов уже после заключения сделки, чтобы заполучить нужные документы. Или убедить (запугать), а потом вернуть бумаги работодателю или оставить себе, чтобы выгоднее продать другой заказчице.
Убедительная игра
Убедить/запугать, проявить проницательность — все, кто любит и знает игры от Obsidian, первым делом вложатся именно в разговорные навыки, с помощью которых в The Outer Worlds решаются многие, очень многие вопросы. Также свою роль играют навыки науки, медицины, техники, взлома… Причём влияют на них не только очки, вложенные в соответствующие ветки, но и умения напарников и характеристики экипировки, которые могут какие-то параметры увеличивать, а какие-то снижать.
К слову, на развитие напарников вы тоже влияете — среди пассивных навыков, которым вы их обучаете, есть и те, что увеличивают наши небоевые характеристики именно в том случае, если этот компаньон находится с вами в отряде (а всего можно взять с собой двух персонажей). Также вы сами выбираете снаряжение для союзников.
В любом случае ролевая система очень гибкая — классов как таковых вообще нет. При создании персонажа мы определяем пол, внешность, уровень основных показателей и навыков, а также один бонус от профессии. Например, младший научный сотрудник получит +1 к науке, а «младший кассир с правом самостоятельной работы» — к убеждению.
Не словом единым
Однако The Outer Worlds — это всё же не Planescape: Torment: сражаться также приходится часто. Бои в целом похожи на то, что было в последних выпусках Fallout, но выглядят более бодро и зрелищно. Можно сочетать ближний и дальний бой, включать тактическое замедление времени (не путать с V.A.T.S.) и натравливать напарников на конкретных врагов — их будут смачно атаковать уникальными «ультами».
Есть множество видов оружия, причём его разрешают модифицировать и улучшать на верстаках, увеличивая урон, скорость перезарядки или придавая дополнительные свойства вроде поражения электричеством или огнём. Есть также уникальные образцы научного оружия, которое может, например, ослаблять или временно уменьшать врагов. Его эффективность зависит от развитости вашего научного навыка.
К слову, в сражениях можно использовать и разговорные навыки, чтобы с их помощью побеждать и обезоруживать противников. Работает и обещанная система уязвимостей, которые мы приобретаем по мере прохождения. То есть вот игра заметила, что мы часто получаем урон от плазмы, и тут же предлагает приобрести особенность, увеличивающую соответствующий урон. А взамен мы получаем на выбор новую полезную способность. Соглашаться или нет — решаете сами.
В поисках минусов
Какие же минусы можно найти в The Outer Worlds? Про графику и куцую режиссуру я уже сказал — хотя последняя вещь скорее концептуальная и субъективная. Лицевая анимация тоже не блещет.
Планеты, которые мы исследуем, сложно назвать живыми открытыми — слишком много загрузок при переходе из одной локации в другую и слишком мало интересного можно найти, если свернуть с магистральной дороги, ведущей к тому или иному заданию. Почти все поселения, склады, аванпосты и квестодатели расположены именно вдоль дорог, а вот если отклониться и углубиться, то там чаще всего вы максимум наткнётесь на скопление агрессивной инопланетной живности.
Стелс-механика урезана и фактически не нужна — можно прятаться в траве, но нельзя убивать с одного удара, подкравшись сзади. К тому же даже в открытом бою на нормальном уровне сложности вы едва ли будете испытывать трудности, заставляющие активно заниматься модификацией и улучшением оружия, а также его закупкой в магазинах — хорошее снаряжение и без того достаётся бесплатно после боёв. Ещё его вроде как нужно чинить, но ломается оно медленно (хотя вот это как раз не плохо). Иными словами, на «нормале» игре не хватает вызова — хардкорный режим выживания из New Vegas явно пошёл бы ей на пользу.
Получай удовольствие
С другой стороны, это больше придирки и пожелания. И почти на каждую есть контраргументы. Мир не шибко открытый? Зато какие тут удивительные, колоритные миры: где-то — огромные грибы, кислотные гейзеры и огромные злые ящерицы/каракатицы, а где-то — почти лунные пейзажи и слетевшие с катушек роботы.
Стелс не нужен? Зато есть уникальная механика маскировки с помощью украденного удостоверения личности и голографического плаща, позволяющая проникать на охраняемые территории, где в течение строго определённого времени можно выдавать себя за другого. Когда же время кончится, есть вариант продлить его с помощью разговорных навыков.
Не хватает вызова? Играйте сразу на высоких уровнях сложности — тогда и про модификации, и про грамотный подбор снаряжения себе и напарникам думать придётся.
В любом случае The Outer Worlds — это нелинейная, очень увлекательная и, видимо, лучшая в этом году RPG (хотя Disco Elysium очень близко), которую действительно стоит пройти несколько раз. К тому же реально смешная — при всей серьёзности сюжетного посыла. Ученые тут готовы на всё ради рецепта зубной пасты, которая имеет лишь незначительные побочные эффекты вроде временной слепоты. А лидер одной из фракций, помешанный на печатной пропаганде, идёт войной на тех негодяев, которые ставят запятые перед союзами в простых предложениях. Давно я искренне не улыбался, читая записки и диалоги в игре. Такой уровень юмора был в классических выпусках Fallout — The Outer Worlds является достойной их преемницей.
Плюсы: увлекательный сюжет; множество нелинейных квестов; шикарный юмор; уникальный сеттинг; интересные напарники со своими заданиями; работающая ролевая система; бодрые сражения; живописные и разные по флоре и фауне планеты; приятная музыка.
Минусы: графика яркая, но могла бы быть и лучше; страшноватая лицевая анимация; на нормальном уровне сложности игра слишком проста; много длинных загрузок при переходе между локациями.
Лучшие комментарии
Плохая из TOW стратегия.
Кул)
*Добавил в список новогодних покупок*
По моему вы сравниваете 2-е разные вещи. А если вспомнить что профиль IdSoftware это шутаны, а профиль обсидианов рпг, то вообще какой-то звиздец получается.
Все здесь уже согласились, что шутерная механика в игре не самая топовая, а минус это для данной игры или нет, каждый для себя решит сам.
Вон, например в Prey 2017 шутерная механика тоже была деревянная, но для меня это был именно плюс игры, а не минус, хотя новый Doom я тоже люблю.