Никогда не играл на мобильном. Мой потолок, даже во время пятилетки скучных лекций, — это гиперказуалки вроде Flappy Bird или Crossy Road. Какое-то время я сильно фанател от King of Thieves из-за схожести с любимой Super Meat Boy, но роман был недолгим. Полноценного мобильного игрового «экспириенса» у меня всё-таки нет.
Так что ASUS ROG Phone, с которым я провёл 10 дней, открыл передо мной дивный пласт игр, к которым я бы в жизни не прикоснулся. Содержимое чемодана мобильного геймера вынудило меня пройти через пару десятков тайтлов, чтобы оттестировать все периферийные устройства и найти для них хоть что-то приличное.
Этот текст будет в первую очередь о том, в каких случаях вам может понадобиться дорогущий игровой флагман, зачем к нему столько периферии и провоцирует ли акцент на игре какую-то фундаментальную деградацию остальных телефонных технологий.
Android. Просто Android
ROG — это смартфон на Android, с надстройками, но до боли знакомый и понятный. У него есть всё важное: двойная камера, очень быстрая «распознавалка» лица и сканер отпечатка пальца, который зачем-то горизонтален и достаточно требователен к «правильному» касанию.
На оболочку навешаны «геймерские» обои и иконочки. От ASUS тут всего несколько «экосистемных» приложений, вроде Data Transfer и облачного хранилища. Ничего лишнего, и это хорошо — нет какого-нибудь аналога Bixby с Samsung.
К мелким интерфейсным штрихам привыкаешь, и реальная бытовая проблема в конечном счёте у меня осталась одна — из-за того, что телефон симметричный, я вечно путал, где верх, а где низ, и брал его со стола перевёрнутым.
В итоге, вы уж простите, чудо пользования мобильным телефоном в 2019 году я подробно расписывать не буду. Всё работает в привычном ритме. (А то, что я только здесь впервые потрогал руками Google Camera, которая умеет распознавать объекты и за долю секунды узнаёт по коллекционной фигурке Watch Dogs 2, — это, видимо, уже я отстал от жизни. Но обязательно напишите в комментариях, что самое удивительное вам удавалось распознать этой чудо-штукой!)
Порадовало содержимое выпадающего меню, где я нашёл вещи как минимум не общепринятые: режим «В перчатках», который действительно работает, регулятор цветовой температуры экрана (в дополнение к стандартному фильтру синего), отдельную кнопку для HDR и встроенный эквалайзер.
Музыкой и звучанием в ASUS очень гордятся, но, к сожалению, тут я их не поддержу. Без наушников — вау, два динамика слева и справа дают хорошее такое стерео во время игры, плюс уровень громкости действительно производит впечатление. Но заявленные «звук высокой чёткости по Bluetooth», «7.1-канальный пространственный звук» и прочее hi-res-аудио в моём немеломанском быту либо не были заметны, либо не были применимы. На скромных Sennheiser-каплях какое-то незначительное преимущество перед моим S9 ещё можно найти, но в накладных любые различия стираются.
Игровому телефону — «Игровой центр»
Самое значительное отличие от обычного азиатского смартфона — «Игровой центр» с особо мощным «Режимом X». Одна кнопка позволяет закрыть все фоновые процессы, подготавливает телефон к повышенным нагрузкам и включает красивую переливающуюся лампочку на корпусе. Ещё в центре можно следить за состоянием компонентов телефона — сколько свободно гигабайт на накопителе и в оперативной памяти, как сильно нагреты центральный и графический процессоры, сколько часов телефону ещё работать в нынешних условиях. Забавно смотреть на то, как графики краснеют после получасовой зарубы во что-то трёхмерное и нагружающее смартфон.
Но цветные полосочки здесь не главное: в первую очередь центр управляет игровыми профилями, и вот это уже интересная штука. Она позволяет настроить режим работы телефона индивидуально под каждую игру. Список опций достаточно большой: автоматически включать «Режим X», ограничить максимальную частоту процессора (если и так хватает, то зачем батарее платить больше?), убрать графические «лесенки», отключить оповещения, перед запуском очистить оперативную память, включить 90 fps или ограничить воспроизведение 60-ю.
Последнее, кстати, особенно забавно: ROG действительно умеет выдавать 90 кадров в секунду, но некоторые игры, которые к такому не готовили, это полностью ломает. Так, повышенной плавности в «Rayman: Приключения» добиться не выйдет — игра просто станет в полтора раза быстрее.
Ну и последняя функция «Игрового центра» — это управление навесным вентилятором, который на максимуме может гудеть с децибелами электробритвы. Старания этого парня полностью оправданны: с вентилятором телефон действительно греется значительно, значительно меньше и до температурного дискомфорта у вас появляются запасные минут 30.
Температура, впрочем, не сказывается на игровом процессе. То ли я игр «графонистых» не нашёл, то ли оптимизируют их действительно классно, то ли (самый реалистичный вариант) в ASUS напихано такое модное железо, что оно не подразумевает никаких «тормозов» на текущий момент. Технические характеристики подробно расписаны в Интернете, поэтому углубляться не буду. Там же можно найти бенчмарки техноблогеров, которые мою версию более-менее подтверждают, указывая, что телефон — один из самых мощных на рынке.
Единственная беда, которая возникает с играми, — это скоротечность заряда батареи. Но на сегодняшний день решить эту проблему невозможно, так что в ASUS сделали что могли: аккумулятор на 4 000 мА-ч, которого хватает часа на полтора агрессивной игры, и магические технологии зарядки, совмещающие Quick Charge 4.0 и ASUS HyperCharge. В итоге играть «от розетки» вроде бы безопасно, телефон не начинает кипеть и в критические состояния не впадает.
Большим удивлением для меня стало то, что в общем потоке игр, которых я перебрал пару десятков, оказались вполне пристойные и интересные вещи. Помимо любимого «Реймана», который не очень-то требователен, я надолго залип в Dead Trigger, Asphalt и даже какую-то RPG с «Бэтменоподобной» боевой системой Iron Blade. Открытие месяца — мобильные ААА неплохо идут под новую «Историю серии». Кроме шуток: у меня до сих пор Uncharted 4 не пройдена, а «мобилки» всё равно оказались не самым плохим развлечением.
TwinView — вжух, и у тебя Shield!
Если с вентилятором всё более-менее понятно, то вот оправдать для себя существование TwinView было достаточно сложно: это дополнительный экран и пара курков в громоздкой конструкции, которая удваивает вес телефона и начинает напоминать скорее портативную консоль.
Проблема в том, что игры второй экран почти никогда не поддерживают, а запускать две игры одновременно — ну совсем уж цирк. Дополнительный дисплей полностью функционален, но всё равно сложно придумать, какие два дела одновременно можно найти себе на мобильном. Смотреть ролики и играть? Да, есть такой вариант. Можно ещё держать открытым какой-нибудь мессенджер.
Третий вариант — это какая-то сложная, мультиоконная работа. Например, набирать этот текст, слева держа лендинг ROG Phone, чтобы сверяться с фичами и характеристиками. Но нужно ли кому-то так активно работать с портативного устройства — спорный вопрос. Да и на планшетах есть мультиоконность.
Два экрана могут быть действительно классным решением для стриминга, но я думаю, что это ниша внутри ниши внутри ниши и вряд ли может кому-то серьёзно пригодиться. Хотя как же это удобно! Есть специальное приложение Game Genie, с которым полностью интегрированы Twitch и YouTube — логинься и транслируй.
Почти PC-гейминг
Хотя я бы сделал иначе: если уж приспичило провести эфир по мобильной игре, то гораздо, гораздо более логичными выглядят док-станции, которые позволяют подключить всё что угодно: мышь, клавиатуру, HDMI, записывающее устройство, флешки, микрофоны и ещё что-нибудь, на что хватит фантазии.
Вот это самый необычный игровой опыт, который был у меня с чемоданом: мышка распознаётся, и курсор появляется на экране, а вместе с ним мобильные стратегии выходят на новый уровень. Или возвращаются на старый.
Прелести Clash of Clans я так и не смог понять, но на мониторе это точно оказалось удобнее и лучше, чем в варианте для мобильных телефонов. Я бы, знаете, вообще все стратегии портировал на PC: геймплей там, может, и рассчитан именно на тачскрин, но кайф от управления мышкой преображает игровой процесс, всё сразу становится размереннее и интереснее. Эй, разработчики, открывайте новые рынки!
К сожалению, ничего, кроме стратегий, на связке «телефон + монитор» мне не понравилось. Шутеры всё-таки «заточены» под управление свайпами, экшены требуют активных тапов, и это совсем не то же самое, что клацать по кнопкам на клавиатуре. Не знаю, как объяснить внятно, но это как-то само работает: удобнее нажимать на экран.
Ваш Wi-Fi несвеж, несите мне WiGig!
Когда монитор не подходит, в дело идёт диагональ побольше. Схема следующая: вы берёте станцию ASUS WiGig, подключаете к телевизору через HDMI, нажимаете в телефоне кнопку беспроводной трансляции, и картинка выводится на экран. Надеваете специальный геймпад на резиночках, запускаете игру — и вуаля! Королевский консольный гейминг начинается.
Смотрится это немного куце, потому что разрешение телефона не HD и на экране в некоторых играх видны чёрные полосы. А если вам нужно активно использовать тачпад для управления, то вообще ничего не получится. Но если это шутер, гонка или платформер, которые управляются с геймпада, система работает идеально. В отсутствие Forza Horizon на PS4, Asphalt на пару вечеров тоже сгодится.
Правда, геймпад поддерживается не всегда: в отдельном приложении приведён список примерно из сотни доступных для него игр. Там почти все порты «больших» проектов плюс AAA-тайтлы вроде Modern Combat. Список немаленький, но иногда в Google Play всё-таки находится что-то, во что хочется поиграть с геймпадом, а не получается.
Но и это есть способ своеобразно обойти: если снять геймпад, то можно воспользоваться Air Triggers, специальным аналогом «курков» на корпусе телефона. Нажатие на них становится эквивалентом прикосновения к любой части экрана, в результате чего у вас появляются полноценные триггеры для стрельбы и прицеливания. Больше того, упомянутый софт Game Genie позволяет создавать любые свайп-макросы и записывать видео. Тут телефон уходит уже в какой-то киберспорт для совсем фанатичных игроков.
Мобильный телефон — это не игровое устройство, он для этого не адаптирован. Но игры в этом неприспособленном устройстве есть, и спрос на них огромен — а поэтому появляется геймерский мобильный телефон.
С одной стороны, он вынужден быть таким же, как все, с другой — чисто физически невозможно создать один гаджет, который делает лучше всё и сразу. Поэтому если сначала мне казалось, что чемодан гаджетов — это фарс, то после обстоятельной геймерской недельки стало ясно, что для гонок мне нужен телевизор, для стратегий — монитор и мышь, а для шутеров — геймпад.
ASUS ROG CHEMODAN — это абсурдное, но в то же время великолепное развлечение, сродни концептам модульных телефонов. Собери сам то, что тебе нужно! И если так вышло, что ты один из «китов», убивающих по сотне часов на мобильном в какой-нибудь хардкорной MMORPG, то, безусловно, ASUS ROG Phone — очень забавная находка, которую можно собрать в удобной себе комплектации.
Лучшие комментарии
P.S. Где репортаж с Японии
Экран хрупкий, разбился упав с кровати на деревянный пол.
Батарею бы по больше. А так аппарат супер, особенно звук.
Ну, тех самых викингов. Хардкорная стратегия как в девяностых.
Любой каприз за ваши деньги. © Асус-чемодан
А вообще, всегда не понимал мобильного гейминга.
Сколько у меня он падал, и на асфальт, и по лестнице — экрану не помеха.
Пришёл к другу, у него уронил на пол с полметра на ковёр — трещины по всему экрану, ложные нажатия, требуется ремонт.
Тут не в хрупкости фишка, а в условиях падения помноженная на шанс такого крит. фейла.
На данный момент, из мною увиденного, больше всего жрали мощности телефонов разве что эмуляторы. Без 800+ Snapdragon'а трудновато будет поиграть в тайтлы с какой-нибудь Wii или 3DS.