13 июня 13 июн. 38 19K

СМИ: подробности об отменённом продолжении Disco Elysium — оно было почти готово

Как мы уже знаем, после релиза  Disco Elysium в команде начались волнения, которые спустя какое-то время привели к творческой катастрофе — из студии ZA/UM ушли важнейшие люди, включая автора сеттинга.

Портал PC Gamer пообщался с бывшими и нынешними сотрудниками ZA/UM и выяснил, каким должно было стать продолжение Disco Elysium и как его создавали.

Мы выписали оттуда основные моменты.

Проекты ZA/UM после Disco Elysium

  • Y12. Полноценный сиквел Disco Elysium. Отменён после того, как из студии ушли Роберт Курвиц (Robert Kurvitz), Александр Ростов и Хелен Хиндпере (Helen Hindpere) — ключевые авторы оригинала.
  • P1. Научная фантастика. Возглавлял продюсер Disco Elysium и бывший владелец доли ZA/UM Каур Кендер (Kaur Kender). Отменён. Сотрудников перевели на проект X7.
  • X7. Спин-офф и своеобразное самостоятельное дополнение для Disco Elysium. Отменён.
  • M0. Небольшой проект в мире Disco Elysium, нацеленный на устройства с сенсорным экраном. В разработке.
  • C4. Большая RPG, не связанная с Disco Elysium. Основной проект ZA/UM на данный момент. В разработке.
Здесь и далее — официальные арты Disco Elysium.
Здесь и далее — официальные арты Disco Elysium.

О Y12 — полноценном сиквеле

  • Решение забросить проект приняли после того, как он лишился внятного лидерства из-за ухода Курвица, Ростова и Хиндпере.
  • Отмена Y12 привела к разногласиям между менеджментом и дуэтом новых ведущих сценаристов — Арго Туулика (Argo Tuulik) и Доры Клиндич (Dora Klindžić). Решение об отмене приняли без их ведома.
  • Для Клиндич это было особенно болезненно — она бросила предыдущую работу специально ради шанса внести свой вклад в сиквел Disco Elysium, а в итоге его отменили всего через четыре месяца после того, как Клиндич устроилась в ZA/UM.
  • Туулику и Клиндич предложили сделать свой проект под брендом Disco Elysium, но дали на мозговой штурм всего неделю. После нескольких затяжных рабочих дней они презентовали концепцию X7, которую крайне радушно встретили.

Об X7 — продолжении в формате спин-оффа

  • В X7 хотели вернуть некоторых персонажей Disco Elysium, продолжить сюжет, а также развить систему диалогов и психологической RPG.
  • В центре истории был «один из самых любимых персонажей Disco Elysium» (Ким Кицураги? Точного ответа не дают).
  • Размеры X7 должны были быть меньше Disco Elysium, но всё равно достаточно серьёзные.
  • Команду X7 возглавлял Арго Туулик — ветеран ZA/UM, работавший над миром Disco Elysium ещё до того, как он превратился в видеоигру. Его перу принадлежат Куно и парни Харди. Он считает, что X7 была наилучшим шансом сделать хорошее продолжение без Курвица, Ростова и Хиндпере.
  • Старший писатель X7 Дора Клиндич описывает проект как «на 110% аутентичное, самое хардкорное „Диско“ с момента „Диско“». Мол, игра была способна доказать, что Disco Elysium в хороших руках, и успокоить фанатов.
  • У X7 был внутренний показ в конце 2023-го. Кажется, тогда игра понравилась всей студии и смогла воодушевить многих — к тому моменту ZA/UM уже утопала в дурной ауре после разоблачений в прессе.
  • По разным оценкам X7 могла выйти в 2024-м или (скорее всего) в 2025-м.
  • Однажды в планах был тизер на The Game Awards 2022.

О процессе создания X7

  • Боссы ZA/UM не дали X7 время на предварительное производство — игру сразу отправили в разработку. Это похоже на написание сочинения без плана или строительство дома без чертежей. Например, Туулик ещё не представлял всего сюжета и персонажей, но команда художников уже рисовала концепты героев и окружения.
  • Туулик и Клиндич были вынуждены работать в двойном объёме: одновременно писать диалоги и придумывать контекст, чтобы давать план работы другим отделам.
  • Сначала в X7 было всего два писателя — Туулик и Клиндич. Этого не хватало, но когда отменили P1 и писателей оттуда перекинули на X7, возникла другая проблема — у Туулика и Клиндич не было сил и времени, чтобы быстро включить новых писателей в процесс производства. Кроме того, дуэту не дали формальные должности лидеров проекта, из-за чего возникали бреши в трудовой иерархии.
  • Туулик и Клиндич фактически выполняли роль руководителей X7, но соответствующего повышения зарплат не получили.
  • Самым плодотворным периодом Туулик считает первые четыре месяца существования X7. Затем в какой-то момент в процесс производства вклинился исполнительный директор Тынис Хаавель (Tõnis Haavel) — постепенно вся координация стала проходить через него, что навредило творческим процессам.
  • Как считает Клиндич, когда на свет появилась документалка People Make Games о ситуации в ZA/UM, боссы студии стали завидовать Туулику — мол, он получал слишком много любви фанатов, был похож на слишком важную фигуру. Поэтому Туулику устроили показательные унижения: заставили просить прощения за интервью и называли его некомпетентным, неквалифицированным и неспособным руководить собственным проектом. «Его сделали невидимым в студии», — говорит Клиндич.

О текущем состоянии ZA/UM

  • На планёрке в декабре 2023-го руководство студии уверяло, что ZA/UM находится в безопасности и увольнения ей не грозят. Спустя два месяца около четверти штата уволили (включая Туулика и Клиндич), а X7 отменили.
  • Полноценная RPG C4 далека от релиза.
  • Мобильный спин-офф M0 к релизу намного ближе и получает хорошие отзывы по результатам внутренних ревью.
  • По словам собеседников PC Gamer, ZA/UM слишком резко выросла за время пандемии (от 30 до 100 человек) и с трудом подстраивалась под удалённую работу.

Как считает автор материала из PC Gamer, ситуацию вокруг ZA/UM отлично описывает цитата из самой Disco Elysium:

Капитал сбросил свою маску человечности. Он обязан её сбрасывать, чтобы убить всех и всё, что ты любишь. Всю надежду и теплоту в мире. Он обязан её сбрасывать — всего на секунду. Чтобы сделать дело.

Клиндич тоже разочарована тем, что произошло:

Вся команда X7 обожала мир Элизиума. Как художники-поклонники, музыканты, знаковые голоса мы всего лишь хотели, чтобы этот мир продолжал развиваться, а не остался чахнуть в тёмных ветхих подвалах интеллектуальной собственности.


Поддержи Стопгейм!

Disco Elysium: The Final Cut

Платформы
PC | Mac | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | NSW | Stadia
Жанр
Дата выхода
15 октября 2019
4.8K
4.6
2 604 оценки
Моя оценка

Disco Elysium 2

Платформа
неизвестно
Жанр
Дата выхода
проект закрыт
72
5.0
3 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Я надеюсь, что челы оригинала соберутся и сделают какой нибудь новый подобный шедевр, а эти, что заняли их место, желаю им банкротства 

Как же жалко. Элизиум — одна из немногих игр, которая влюбила меня в себя с головой. И которую я до сих пор пытаюсь осознать и продолжаю ей восхищаться. 

Но во всей истории про Курвица, про то как создавалась игра и что сейчас происходит со студией — есть нотки, которые заставляют относиться к игре, как к маленькому творческому манифесту 

То есть у диско, могло быть нормальное продолжение, его отменили. Могло быть формальное продолжение от людей понимающих оригинал, его тоже отменили.
Делают мобилку и непонятную «большую» рпг, которая вероятно будет дженерик, без уникальности диско.
Прекрасно господа! Искренне жаль фанатов данной игры....

Печально это все, конечно. Надеюсь, Курвиц и команда что-нибудь придумает.

Учитывая, что сеттинг они продумывали последние лет 10, и что местной предыстории хватило на то, чтобы целую книгу написать — это, к сожалению, не так просто

А можно у нас будет положительно-неопределенный финал, а не трагично-поучительный.

 Ну вот зачем так душу травить… Диско Элизиум — однозначный шедевр, который в мои 31 год стала любимейшей игрой за всю карьеру игрового задротства, распихав даже таких мастодонтов, как Фоллаут 2 и Планешкаф с Вампирским маскарадом. Я уже смирился с тем, что это был разовый феномен, при создании которого сошлись слишком много счастливых звёзд. Музыка, сценарий, стил, сеттинг, персонажи и диалоги, а потом и шедевральная озвучка… Нет, повторение такого успеха было бы слишком хорошо.

Так ведь проблема в том, что проектов наотменяли, старую команду распустили, считай, а у руля остались люди с сомнительным прошлым, от которых даже не знаешь, чего ожидать.

Зато трагичный филан вполне себе каноничный, если вспомнить книгу Курвица(

Было бы в таком случае хорошо, чтоб студия в текущем состоянии не просто обанкротилась, но и права на сеттинг попали к кому-то адекватному, кто бы собрал под своим крылом команду из знающих бывших сотрудников.
Да, в наш век увольнений и провалов — несбыточная мечта, но почему бы не помечтать о хорошем, когда кругом вот это всё?

M0. Небольшой проект в мире Disco Elysium, нацеленный на устройства с сенсорным экраном. В разработке.

Интересно, градострой, автобатлер или три в ряд?

И опять всё испортило руководство, ничего нового. Всё как всегда и никто ничему не учится. Поувольняли всех, кто хоть что-то понимал и очевидно оставили только заискивающих прихлебал, которые ничего вменяемого выдать не смогут.

Видимо, не застать нам продолжения Диско, друзья. Не в скором времени точно.

Уж чуется много кулуарных моментов, что вряд-ли когда-то всплывут, пока все, что произошло походит на Платонову пещеру, из которой на свет желания выходить нет.

Зато почему-то желание снова переиграть дискач, да ещё и отыгрывая какого-то нибудь типикал комидегенерата захотелось.

одна из немногих игр для меня, которая остается в памяти навсегда. Обидно конечно, что так получилось

Удивительная конечно история как права на мир и сетинг утекли к людям особо не имевшим отношения к его созданию, а авторы остались ни с чем. Такова видимо была цена выхода первого Диско (видимо оставить права компании было условием инвесторов, но все равно Курвицу не стоило на такое подписываться). Печально, что в итоге даже некое квази-Диско от новых, но любящих оригинал авторов не получилось. Видимо владельцы всего этого совсем припизднутые и не понимают за что реально люди полюбили ту игру и почему она принесла (судя по тому что до сих пор с нее кормятся) столько денег. Ну удачи им в разорении! Может потом права каким то чудом и вернуться к правильным людям или даже авторам оригинала. 

Читай также