«Профессиональные п***расы» — из ZA/UM ушёл последний сценарист Disco Elysium
Вчера издание GLHF писало о проблемах в студии ZA/UM, где когда-то родилась Disco Elysium. Тот репортаж был основан на словах анонимных сотрудников, но сегодня два собеседника издания решили высказаться открыто.
Первый собеседник — сценарист Арго Туулик (Argo Tuulik). Он занимался X7 — проектом, который должен был стать самостоятельным дополнением к Disco Elysium. Туулик — ветеран ZA/UM, трудившийся там с момента основания (более семи лет!) и работавший над миром Элизиума ещё до того, как он превратился в видеоигру: Туулик застал момент, когда Disco Elysium была кампанией для настольной ролевой игры.
Второй собеседник — старший писатель Дора Клиндич (Dora Klindžić). Она пришла в ZA/UM в 2022-м и с лета того же года работала над X7 в паре с Тууликом.
Оба теперь уволены. X7 отменена. Вот некоторые комментарии Туулика и Клиндич:
- Из ZA/UM уволили всю команду писателей X7.
- Клиндич описала свои ощущения от работы в ZA/UM так: «Словно я родилась в Югославии 90-х: вся вечеринка уже закончилась, а на твою долю выпала только кровавая резня».
- Последние два месяца существования X7 «изобиловали переработками, выгораниями и конфликтами».
- Увольняемых определяли по системе очков на основе неких критериев от отдела кадров. Студия рассталась с теми, кто набрал меньше всего очков.
- Многие, кого наиболее сильно затронули проблемы производства X7 и кто пытался поговорить об этом с руководством, оказались в списке увольняемых.
- Атмосферу созвона, где рассказали об отмене X7 и увольнениях, Туулик охарактеризовал как «словно за 10 секунд до удара Чикшулуба, уничтожившего динозавров, — мрачнуха».
- В мае 2023-го на канале People Make Games появилось расследование о судебных разбирательствах вокруг ZA/UM. Туулик говорит, что ни к чему хорошему это видео не привело: «Мы словно начали носить мёртвое культурное движение как костюм из кожи, игрались в коммунизм, врали за доллары и иены. Документалка от PMG многое изменила в студии. Личные отношения. Но ничего в лучшую сторону».
- Туулик считает, что ZA/UM так и останется студией одной игры, так как культурное движение, что сделало Disco Elysium той самой игрой, «покинуло корпоративное тело будто королевская кобра сбросила омертвевшую кожу».
- Из-за особенностей рабочей иммиграции в Великобританию, где располагается ZA/UM, некоторые уволенные могут быть вынуждены покинуть страну.
- Туулик открыто подтверждает, что женщинам в ZA/UM приходилось тяжелее, чем мужчинам: «Я знаю как минимум пять женщин, которые уволились или которых заставили уволиться после релиза Disco, и они называли Тыниса Хаавеля большой причиной этого».
- Тынис Хаавель (Tõnis Haavel) — исполнительный продюсер Disco Elysium и нынешний исполнительный директор ZA/UM, которого признавали виновным в мошенничестве с инвестициями ещё до разработки игры. По словам Туулика, внутри студии Тынис называет себя Дэнисом Хавелом — дескать, чтобы окружающим было сложнее нагуглить его мутное прошлое.
Капитал лишился своей маски. Всё, что осталось от ZA/UM, — это холодная бесчувственная компания, где менеджеры сражаются против своих собственных творцов, где имущество важнее художественности и где корпоративная стратегия формируется высокомерным пренебрежением к собственной аудитории.
Рыба гниёт с головы, не с хвоста или туловища. Не надо злиться на младшего продюсера, руководителя среднего звена, старшего художника, менеджера по работе с сообществом и так далее. Они не знали, им ничего не говорили. Они не виноваты. Их привела сюда любовь к Disco, а не к антиутопическому тоталитаризму. Для них это тоже стало худшим кошмаром.
Виноваты люди с верхушки — эти уё*ки в парусной обуви и галстуках, которые нае*али Гарри, нае*али Кима, нае*али Роберта, Ростова, Хелену, Ольгу, Кэша, нае*али Элизиум, нае*али нас с вами. Они не творцы, они профессиональные п***расы.
Если верить GLHF, сейчас у ZA/UM в разработке осталось два проекта — один из них неким образом связан с Disco Elysium.
Ключевые создатели Disco Elysium, включая автора вселенной Роберта Курвица (Robert Kurvitz), ведущего художника Александра Ростова и ведущую сценаристку Хелен Хиднпере (Helen Hindpere), покинули ZA/UM в 2022-м.
Лучшие комментарии
Боже, сколько литературности в этих ответах, я прям некоторые читал голосом Рассказчика в Диско
Хорошего сценариста, видно из далека)
Вообще, есть ощущение, что уже вся изначальная команда студию покинула. Пора им собраться заново и выпустить ну ни разу не сиквел, под каким-нибудь названием, ну Rock Emporium например ( ͡° ͜ʖ ͡°)
Disco Elysium это не такое уж и Диско а скорее Рок эн' Ролл.
Live fast, die young.
Я начинаю набирать большой текст с матами, где-то на середине меня отпускает и я удаляю. Вроде и правил не нарушил и полегчало :D
Думаю, что такое должно обязательно произойти. И я сие ребятам и дамам из бывшей команды желаю, ибо, как тут и Вы заметили, и в комментариях ниже — у ребят талант виден даже в манере изъяснятся, в землю подобное закапывать — грех.
А ведь Диско Элизиум лично для меня стало лучшей игрой за всю мою карьеру 20летнего игрозадротства. Очень печально осозновать, что такого больше не будет — слишком много звёзд сошлось в одном месте — целый коллектив талантливых сценаристов, прекрасная игромеханика, стиль, шедевральная озвучка и т.д. А тут ещё понимаю, что и ничего подобного не будет, а история Кима и Гарри, история Ревашоля завершена навсегда. Для меня это самый серьёзный игровой траур со времён закрытия Тройки Геймс.
Остаётся надеяться только на то что Курвиц всё-таки сможет отсудить права на вселенную. Пусть даже без пересоздания студии
А то это уже не диско, а какой-то похоронный марш
На что они рассчитывали, когда выперли именно тех людей, которые буквально сделали игру такой, какой она вошла в историю геймдева? В чём долгосрочный план-то был? Что на одних правах уедут, серьёзно?
Чтоб комменты не превращались в хамскую помойку уровня соцсетей и ДТФа.
XD
Ты читал их вообще
Брат, абсолютно такие же чувства испытывал и к Тройке(в ретроспективе), и к Диско. Наверное, это просто судьба студий, которые делают по-настоящему ролевые крпг.
Да это даже не корпораты, это дорвавшиеся прохиндеи, мечтающие стать корпоратами.
Вообще, я бы послушал другую сторону, вдруг все неоднозначно. В наше время легко создать инфо-шум, но пока нет пруфов, это только слова обидевшись бывших работников.Не защищаю ZA/UM, наоборот почти уверен, что так и есть как говорят. Но все же.
ну, все эта история как раз таки очень в духе *Диско*
Как жаль, что на сайте нельзя материться
Если ты в индустрии есть никто и звать тебя никак, то выбить деньги на разработку игры, тем более настолько своеобразной, тем более, сохранив ещё и за собой все права, практически нереально. Нет, если тебе нужно издать уже полностью готовую игру, то, да, там можно будет даже повыбирать из издателей второго-третьего эшелона, а, вот, в ситуации «дайте денег, а мы вам У-ух!» всё куда печальнее.
Мне после такого даже интересно, что будет с другими играми в мире Диско(Если они вообще будут). Чисто из научного интереса, чтоб ещё посмотреть, как они будут оправдываться(А им придётся это лично делать, потому что с таким бардаком ИИ получит самосознание и скажет: «Это чё за фигня? И вот в защиту ЭТОГО я должен писать извинения? Ну уж нетушки...»).
Когда не взялись ЗА/УМ
Произошел капитализм. То что было коммуной стало корпорацией.