16 февраля 16 февр. 45 13K

«Профессиональные п***расы» — из ZA/UM ушёл последний сценарист Disco Elysium

Вчера издание GLHF писало о проблемах в студии ZA/UM, где когда-то родилась Disco Elysium. Тот репортаж был основан на словах анонимных сотрудников, но сегодня два собеседника издания решили высказаться открыто.

Первый собеседник — сценарист Арго Туулик (Argo Tuulik). Он занимался X7 — проектом, который должен был стать самостоятельным дополнением к Disco Elysium. Туулик — ветеран ZA/UM, трудившийся там с момента основания (более семи лет!) и работавший над миром Элизиума ещё до того, как он превратился в видеоигру: Туулик застал момент, когда Disco Elysium была кампанией для настольной ролевой игры.

Второй собеседник — старший писатель Дора Клиндич (Dora Klindžić). Она пришла в ZA/UM в 2022-м и с лета того же года работала над X7 в паре с Тууликом.

Оба теперь уволены. X7 отменена. Вот некоторые комментарии Туулика и Клиндич:

  • Из ZA/UM уволили всю команду писателей X7.
  • Клиндич описала свои ощущения от работы в ZA/UM так: «Словно я родилась в Югославии 90-х: вся вечеринка уже закончилась, а на твою долю выпала только кровавая резня».
  • Последние два месяца существования X7 «изобиловали переработками, выгораниями и конфликтами».
  • Увольняемых определяли по системе очков на основе неких критериев от отдела кадров. Студия рассталась с теми, кто набрал меньше всего очков.
  • Многие, кого наиболее сильно затронули проблемы производства X7 и кто пытался поговорить об этом с руководством, оказались в списке увольняемых.
  • Атмосферу созвона, где рассказали об отмене X7 и увольнениях, Туулик охарактеризовал как «словно за 10 секунд до удара Чикшулуба, уничтожившего динозавров, — мрачнуха».
  • В мае 2023-го на канале People Make Games появилось расследование о судебных разбирательствах вокруг ZA/UM. Туулик говорит, что ни к чему хорошему это видео не привело: «Мы словно начали носить мёртвое культурное движение как костюм из кожи, игрались в коммунизм, врали за доллары и иены. Документалка от PMG многое изменила в студии. Личные отношения. Но ничего в лучшую сторону».
  • Туулик считает, что ZA/UM так и останется студией одной игры, так как культурное движение, что сделало Disco Elysium той самой игрой, «покинуло корпоративное тело будто королевская кобра сбросила омертвевшую кожу».
Туулик также вспоминает знаковую фразу из игры: Un jour je serai de retour près de toi — «Однажды я снова буду рядом».
Туулик также вспоминает знаковую фразу из игры: Un jour je serai de retour près de toi — «Однажды я снова буду рядом».
  • Из-за особенностей рабочей иммиграции в Великобританию, где располагается ZA/UM, некоторые уволенные могут быть вынуждены покинуть страну.
  • Туулик открыто подтверждает, что женщинам в ZA/UM приходилось тяжелее, чем мужчинам: «Я знаю как минимум пять женщин, которые уволились или которых заставили уволиться после релиза Disco, и они называли Тыниса Хаавеля большой причиной этого».
    • Тынис Хаавель (Tõnis Haavel) — исполнительный продюсер Disco Elysium и нынешний исполнительный директор ZA/UM, которого признавали виновным в мошенничестве с инвестициями ещё до разработки игры. По словам Туулика, внутри студии Тынис называет себя Дэнисом Хавелом — дескать, чтобы окружающим было сложнее нагуглить его мутное прошлое.
Капитал лишился своей маски. Всё, что осталось от ZA/UM, — это холодная бесчувственная компания, где менеджеры сражаются против своих собственных творцов, где имущество важнее художественности и где корпоративная стратегия формируется высокомерным пренебрежением к собственной аудитории.

Дора Клиндич

Рыба гниёт с головы, не с хвоста или туловища. Не надо злиться на младшего продюсера, руководителя среднего звена, старшего художника, менеджера по работе с сообществом и так далее. Они не знали, им ничего не говорили. Они не виноваты. Их привела сюда любовь к Disco, а не к антиутопическому тоталитаризму. Для них это тоже стало худшим кошмаром.

Виноваты люди с верхушки — эти уё*ки в парусной обуви и галстуках, которые нае*али Гарри, нае*али Кима, нае*али Роберта, Ростова, Хелену, Ольгу, Кэша, нае*али Элизиум, нае*али нас с вами. Они не творцы, они профессиональные п***расы.

Арго Туулик

Если верить GLHF, сейчас у ZA/UM в разработке осталось два проекта — один из них неким образом связан с Disco Elysium.

Ключевые создатели Disco Elysium, включая автора вселенной Роберта Курвица (Robert Kurvitz), ведущего художника Александра Ростова и ведущую сценаристку Хелен Хиднпере (Helen Hindpere), покинули ZA/UM в 2022-м.


Поддержи Стопгейм!

Disco Elysium: The Final Cut

Платформы
PC | Mac | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | NSW | Stadia
Жанр
Дата выхода
15 октября 2019
3.4K
4.7
1 837 оценок
Моя оценка

Disco Elysium 2

Платформа
неизвестно
Жанр
Дата выхода
дата неизвестна
65

Лучшие комментарии

Боже, сколько литературности в этих ответах, я прям некоторые читал голосом Рассказчика в Диско

Туулик охарактеризовал как «словно за 10 секунд до удара Чикшулуба, уничтожившего динозавров, — мрачнуха».
покинуло корпоративное тело будто королевская кобра сбросила омертвевшую кожу».

Хорошего сценариста, видно из далека) 

Вообще, есть ощущение, что уже вся изначальная команда студию покинула. Пора им собраться заново и выпустить ну ни разу не сиквел, под каким-нибудь названием, ну Rock Emporium например ( ͡° ͜ʖ ͡°)

Disco Elysium это не такое уж и Диско а скорее Рок эн' Ролл.
Live fast, die young.

Я начинаю набирать большой текст с матами, где-то на середине меня отпускает и я удаляю. Вроде и правил не нарушил и полегчало :D

Думаю, что такое должно обязательно произойти. И я сие ребятам и дамам из бывшей команды желаю, ибо, как тут и Вы заметили, и в комментариях ниже — у ребят талант виден даже в манере изъяснятся, в землю подобное закапывать — грех.

 А ведь Диско Элизиум лично для меня стало лучшей игрой за всю мою карьеру 20летнего игрозадротства. Очень печально осозновать, что такого больше не будет — слишком много звёзд сошлось в одном месте — целый коллектив талантливых сценаристов, прекрасная игромеханика, стиль, шедевральная озвучка и т.д. А тут ещё понимаю, что и ничего подобного не будет, а история Кима и Гарри, история Ревашоля завершена навсегда. Для меня это самый серьёзный игровой траур со времён закрытия Тройки Геймс.

Остаётся надеяться только на то что Курвиц всё-таки сможет отсудить права на вселенную. Пусть даже без пересоздания студии

А то это уже не диско, а какой-то похоронный марш

На что они рассчитывали, когда выперли именно тех людей, которые буквально сделали игру такой, какой она вошла в историю геймдева? В чём долгосрочный план-то был? Что на одних правах уедут, серьёзно?

Чтоб комменты не превращались в хамскую помойку уровня соцсетей и ДТФа. 

Брат, абсолютно такие же чувства испытывал и к Тройке(в ретроспективе), и к Диско. Наверное, это просто судьба студий, которые делают по-настоящему ролевые крпг.

Да это даже не корпораты, это дорвавшиеся прохиндеи, мечтающие стать корпоратами.

ну, все эта история как раз таки очень в духе *Диско*

Capital has the ability to subsume all critiques into itself.

Вообще, я бы послушал другую сторону, вдруг все  неоднозначно. В наше время легко создать инфо-шум, но пока нет пруфов, это только слова обидевшись бывших работников.Не защищаю ZA/UM, наоборот почти уверен, что так и есть как говорят. Но все же.

Если ты в индустрии есть никто и звать тебя никак, то выбить деньги на разработку игры, тем более настолько своеобразной, тем более, сохранив ещё и за собой все права, практически нереально. Нет, если тебе нужно издать уже полностью готовую игру, то, да, там можно будет даже повыбирать из издателей второго-третьего эшелона, а, вот, в ситуации «дайте денег, а мы вам У-ух!» всё куда печальнее.

Мне после такого даже интересно, что будет с другими играми в мире Диско(Если они вообще будут). Чисто из научного интереса, чтоб ещё посмотреть, как они будут оправдываться(А им придётся это лично делать, потому что с таким бардаком ИИ получит самосознание и скажет: «Это чё за фигня? И вот в защиту ЭТОГО я должен писать извинения? Ну уж нетушки...»).

Когда не взялись ЗА/УМ

Произошел капитализм. То что было коммуной стало корпорацией. 

Читай также