Впервые о себе проект «Penumbra» дал знать в 2006 году, когда команда «Frictional Games» выпустила технологическую демонстрационную версию проекта под названием «Penumbra: Tech Demo». Тогда это была просто возможность показать, на что способен движок «HPL Engine». Народу настолько понравилось это демо, что шведы решили ковать железо пока горячо, и решили выпустить полноценный проект, да ещё и официально объявив, что это только первая часть и у них есть планы на полноценную трилогию. И уже в 2007 году на свет появляется «Penumbra: Overture» которая готовилась как следует напугать искушённых игроков.
Самым занятным в данном проекте является заметное влияние творчества писателя Говарда Филлипса Лавкрафта, применённое при работе над «Penumbra». И тут дело не только в отсылках к названию движка игры («HPL Engine») или в имени главного героя и его отца (Филипп Лафреск и Говард Лафреск соответственно), а именно в самом тоне истории, когда протагонист получает зацепки в виде письма своего отца и поддавшись любопытству, отправляется в опасное приключение в забытое цивилизацией место, где он столкнётся с чем-то жутким и загадочным. К счастью, разработчики не перегибают палку и не сделали из своего проекта полноценный оммаж на творчество Лавкрафта, поэтому история в «Penumbra: Overture» самостоятельная и не содержит отсылки на каких-нибудь Великих Древних или Страну Снов.
Геймплей в игре по-своему своеобразный, ибо разработчики решили разнообразить жанр весьма занимательными фишками. Да, «Penumbra» безусловно, вторит всему тому, что мы уже неоднократно видели: сюжет подаётся в основном через записки, враги быстро за вами бегают и больно кусают, аптечки, батареи и прочие расходники быстро исчезают из инвентаря, а ещё в наличии головоломки почти на каждом шагу. Однако парочка своих особых фирменных вещей таки припасено у разработчиков, чтобы удивить игрока. К примеру, в игре нет абсолютно никакого огнестрела, есть только возможность махать киркой или закидывать врагов динамитом. Ещё в «Penumbra» введена весьма занятная функция взаимодействия с предметами – их можно покрутить, повертеть, откинуть от себя. Каждая дверь или вентиль здесь приходят в движение не по нажатию определённой клавиши, а благодаря зажатой левой кнопки мыши и перемещению этой самой мыши влево-вправо-вперёд-назад. Например, если вам кажется, что за очередной дверью кто-то прячется, то её можно аккуратно приоткрыть до небольшой щели и разведать обстановку. А какой-нибудь вентиль для открытия гермодвери вам придётся буквально вручную вертеть. Кстати, упомянутое выше оружие вроде молотка или кирки используется аналогично, как и в случае с дверьми и вентилями. Здесь недостаточно просто один раз клацнуть мышью, а каждый раз нужно делать замах киркой, зажимая уже упомянутую ЛКМ и оттягивая мышь на себя, а затем делать резкий выпад влево, вправо или вперёд. Это выглядит довольно инновационно для жанра, но на самом деле махание киркой выполнено не очень неудобно, что может сыграть против игрока если противников несколько, и иногда от опасности здесь куда проще просто убежать.
Касаемо аспекта здешней атмосферы, можно отметить, что с этим в «Penumbra: Overture» всё просто прекрасно. Движок «HPL Engine» со времён «Penumbra: Tech Demo» заметно подтянули, и поэтому графика стала лучше, а игра света и тени на локациях приятно радует глаз. Также нужно отдать должное и звуковому оформлению проекта, ибо каждый свист трубы, шорох в пещерах, чей-то вой вдали – всё это великолепно гармонизирует с игровым видеорядом на ваших мониторах. Ну и музыка финского композитора Микко Тармии идеально дополняет происходящее, будь то тревожные перкуссии во время погони за протагонистом или мрачный эмбиент во время одинокого блуждания по коридорам шахт.
И теперь стоит задеть парочку минусов проекта, которые немного портят впечатление от игры. Во-первых, кому-то из разработчиков стукнуло в голову сделать из локаций самые настоящие лабиринты, и запутаться в них проще простого. Конечно, постепенно ты втягиваешься и уже запоминаешь, какой поворот куда ведёт, но всё же в первые часы игры это сильно утомляет. Во-вторых, враги получились какими-то не сильно серьёзными. Нет, урон они наносят хороший, особенно на высоком уровне сложности, да и пугают они первоначально хорошо, но врагов здесь всего несколько видов, а их анимации довольно нелепые и вызывают отчасти смех. А ещё если как следует освоится с местной боёвкой и выработать тактику сражений, то местные супостаты просто становятся уже не охотниками, а добычей игрока, особенно если учесть их довольно слабый искусственный интеллект. Хотя, конечно, в ходе прохождения разработчики и сумеют привнести больше сумятицы, выпустив пару раз на игрока гигантского червя, от которого только и остаётся, что убегать, в панике матерясь. В-третьих, нельзя не отметить скудность самих локаций в плане разнообразия деталей. Обычно, зайдя в очередной коридор, ты будешь лицезреть стабильное N'ое число контейнеров и ящиков, а в очередном кабинете стандартно будут стоять одни и те же столы, стулья и шкафы с коробками, которые сильно приедаются за время прохождения игры.
Несмотря на некоторые минусы, играется «Penumbra» безусловно, хорошо. Игра сумеет как следует напугать в ходе прохождения, её сюжет довольно неплохо интригует и настраивает на продолжение, и в целом проект успевает очаровать своей атмосферой. Поэтому уже после финальных титров тебе вновь хочется как можно скорее начать играть в сиквел или перепройти «Penumbra: Overture» ещё раз.