Впервые о себе проект «Penumbra» дал знать в 2006 году, когда команда «Frictional Games» выпустила технологическую демонстрационную версию проекта под названием «Penumbra: Tech Demo». Тогда это была просто возможность показать, на что способен движок «HPL Engine». Народу настолько понравилось это демо, что шведы решили ковать железо пока горячо, и решили выпустить полноценный проект, да ещё и официально объявив, что это только первая часть, и у них есть планы на полноценную трилогию. И уже в 2007 году на свет появляется «Penumbra: Overture» которая готовилась как следует напугать искушённых игроков.
Самым занятным в данном проекте является заметное влияние творчества писателя Говарда Филлипса Лавкрафта, применённое при работе над «Penumbra». И тут дело не только в отсылках к названию движка игры («HPL Engine») или в имени главного героя и его отца (Филипп Лафреск и Говард Лафреск соответственно), а именно в самом тоне истории, когда протагонист получает зацепки в виде письма своего отца и поддавшись любопытству, отправляется в опасное приключение в забытое цивилизацией место, где он столкнётся с чем-то жутким и загадочным. К счастью, разработчики не перегибают палку и не сделали из своего проекта полноценный оммаж на творчество Лавкрафта, поэтому история в «Penumbra: Overture» самостоятельная и не содержит отсылки на каких-нибудь Великих Древних или Страну Снов.
Геймплей в игре по-своему своеобразный, ибо разработчики решили разнообразить жанр весьма занимательными фишками. Да, «Penumbra» безусловно, вторит всему тому, что мы уже неоднократно видели: сюжет подаётся в основном через записки, враги быстро за вами бегают и больно кусают, аптечки, батареи и прочие расходники быстро исчезают из инвентаря, а ещё в наличии головоломки почти на каждом шагу. Однако парочка своих особых фирменных вещей таки припасено у разработчиков, чтобы удивить игрока. К примеру, в игре нет абсолютно никакого огнестрела, есть только возможность махать киркой или закидывать врагов динамитом. Ещё в «Penumbra» введена весьма занятная функция взаимодействия с предметами – их можно покрутить, повертеть, откинуть от себя. Каждая дверь или вентиль здесь приходят в движение не по нажатию определённой клавиши, а благодаря зажатой левой кнопки мыши и перемещению этой самой мыши влево-вправо-вперёд-назад. Например, если вам кажется, что за очередной дверью кто-то прячется, то её можно аккуратно приоткрыть до небольшой щели и разведать обстановку. А какой-нибудь вентиль для открытия гермодвери вам придётся буквально вручную вертеть. Кстати, упомянутое выше оружие вроде молотка или кирки используется аналогично, как и в случае с дверьми и вентилями. Здесь недостаточно просто один раз клацнуть мышью, а каждый раз нужно делать замах киркой, зажимая уже упомянутую ЛКМ и оттягивая мышь на себя, а затем делать резкий выпад влево, вправо или вперёд. Это выглядит довольно инновационно для жанра, но самом деле махание киркой выполнено не очень неудобно, особенно если противников несколько, и иногда от опасности здесь куда проще просто убежать.
Касаемо аспекта здешней атмосферы, можно отметить, что с этим в «Penumbra: Overture» всё просто прекрасно. Движок «HPL Engine» со времён «Penumbra: Tech Demo» заметно подтянули, и поэтому графика стала лучше, а игра света и тени на локациях приятно радует глаз. Также нужно отдать должное и звуковому оформлению проекта, ибо каждый свист трубы, шорох в пещерах, чей-то вой вдали – всё это великолепно гармонизирует с игровым видеорядом на ваших мониторах. Ну и музыка финского композитора Микко Тармии идеально дополняет происходящее, будь то тревожные перкуссии во время погони за протагонистом или мрачный эмбиент во время одинокого блуждания по коридорам шахт.
И теперь стоит задеть парочку минусов проекта, которые немного портят впечатление от игры. Во-первых, кому-то из разработчиков стукнуло в голову сделать из локаций самые настоящие лабиринты, и порою в них запутаться проще простого. Конечно, постепенно ты втягиваешься и уже запоминаешь, какой поворот куда ведёт, но всё же в первые часы игры это сильно утомляет. Во-вторых, враги получились какими-то не сильно серьёзными. Нет, урон они наносят хороший, особенно на высоком уровне сложности, да и пугают они первоначально хорошо, но врагов здесь всего несколько видов, а их анимации довольно нелепые и вызывают отчасти смех. А ещё если как следует освоится с местной боёвкой и выработать тактику сражений, то местные супостаты просто становятся уже не охотниками, а добычей игрока, особенно если учесть их довольно слабый искусственный интеллект. Хотя, конечно, в ходе прохождения разработчики и сумеют привнести больше сумятицы, выпустив пару раз на игрока гигантского червя, от которого только и остаётся, что убегать, в панике матерясь. В-третьих, нельзя не отметить скудность самих локаций в плане разнообразия деталей. Обычно, зайдя в очередной коридор, ты будешь лицезреть стабильное N'ое число контейнеров и ящиков, а в очередном кабинете стандартно будут стоять одни и те же столы, стулья и шкафы с коробками, которые сильно приедаются за время прохождения игры.
Несмотря на некоторые минусы, играется «Penumbra» безусловно, хорошо. Игра сумеет как следует напугать в ходе прохождения, её сюжет довольно неплохо интригует и настраивает на продолжение, и в целом проект успевает очаровать своей атмосферой. Поэтому уже после финальных титров тебе вновь хочется, как можно скорее начать играть в сиквел или перепройти «Penumbra: Overture» ещё раз.