Любимый и лучший шутер среди подобных ему, почти без сюжета и толпами монстров. Второй, который смог меня увлечь, вышел спустя 12 лет - DOOM 2016... Но речь о нём в другой раз.
Первое, чем встречает игра - заявкой на хоррор. Кладбище, на фоне жутковатый эмбиент с женскими криками и лунная ночь. Но пройдя пару метров и подобрав дробовик, начинает тихо качать тяжёлый металл, постепенно повышая громкость и одновременно на вас идут зомби-рыцари. Какие-то появляются из портала, другие выпрыгивают из-под земли. Вот тут-то начинается веселье. Импакт от стрельбы крайне приятный - демоны разлетаются по физике от выстрелов, разваливаются на части от местного аналога пилы, станятся от ранений. Плюс окружение частично разрушаемое, везде на локации стоят кувшины с запрятанным золотом. Бой заканчивается, рок плавно затихает, загорается алым следующий чекпойнт, оформленный в виде пентаграммы. И вы снова один на один с гнетущей атмосферой загробного мира. Ведь по сюжету главный герой давно умер и находится в Чистилище.
Очень нравится такой готический сеттинг с демонами. Руины монастырей, соборы, кладбища, средневековые замки с городами. Но разработчики не ограничиваются, уровни разнообразные, будут и военные базы, доки, восточные дворцы и даже Венеция. Хоть набор уровней эклектичный, разработчики раскидали их тематически по главам. В полный винегрет из несвязанных локаций не скатывается.
Арсенал по нынешним меркам скромный, но оригинальный. Всего пять видов оружия, каждый с альтернативным видом стрельбы. Местная пила, с тремя лезвиями, насаженными перпендикулярно стволу, прекрасно крошит в капусту нечисть. Альтернативой служит отстреливаемый наконечник, создающий между собой и стволом луч, наносящий урон. Подкидывает монстров к герою при фатальном попадании. Недокументированная особенность - раскрутив лезвия, можно отстрелить их, ваншотнув монстра, но требует высокой точности. Дробовик с заморозкой - комментарии излишни. Коломет пригвождает к стене оказавшихся близко от неё. Кол в полёте падает, так что нужно учитывать траекторию. Пролетев достаточно большое расстояние, загорается и наносит двойной урон. В довесок оружие оснащено гранатомётом. А гранату можно подцепить колом... Четвёртая пушка (выдают её довольно поздно, аж на третьей главе) - ракетница, совмещённая с пулемётом. И пятая - сюрикеномёт, совмещённый с неким электроразрядником, выпускающим что-то вроде молний на небольшом расстоянии. В третьем режиме выпускает заряженный сюрикен, бьющий вокруг себя током, сжирает кучу боеприпасов.
Игра очень стильная и атмосферная, начиная от меню с загорающимися красным строками и странными звуками при наведении курсора и местной "карты" между уровнями с кроваво-красным рубином, означающим загрузку уровня до тронутых тленом локаций и замогильным эмбиентом. Места до сих пор выглядит приятно и красиво благодаря арт-дизайну. Сами уровни также хорошо задизайнены, в пределах одного уровня вы посетите разные места. Тот же Монастырь очень разнообразен: от открытого всем ветрам острова до развалин сооружения, с пещерами под землёй. Последний уровень, Ад, великолепен. Никаких озёр с лавой и тёмных гротов. Вокруг олицетворение ада, ужасы войны - на фоне взрыв ядерной бомбы, вокруг летят пули, копья, стрелы, траншеи времён Второй мировой и ограды из зострённых палок Средневековья. И всё это застыло во времени. Только призраки демонов шастают да отзвуки всех войн доносятся до вашего слуха.
Разнообразит отстрел монстров карты Таро, выдающихся за выполнение определённых условий. Собрать конкретную сумму золота, найти все секреты и т.д. Подразделяются на два типа: серебряные, действующие постоянно и золотые, активируемые один раз за уровень. Карты на любой вкус: замедление времени, увеличенный урон, неуязвимость, увеличение дистанции сбора душ.
Огромные боссы размером с дом, к каждому требуется свой подход. Кроме первого, Некрогиганта, в него просто нужно вливать урон.
На фоне остальных шутеров, радует своей физикой. Каждая часть тела, оторванная от демона, имеет вес и коллизию. Надо быть аккуратным, чтобы не попасть ракетой по ошмётку, пролетающему рядом.:) В трупах натурально можно завязнуть, они не проваливаются в друг друг, а герой цепляется за них ногами.
Ещё больше фана доставляет распрыжка, как в квейке, но попроще, так как инерции нет. Помимо увеличения скорости движения по арене, она позволяет доставать труднодоступные секреты и лазить в некоторых местах по отвесным стенам, цепляясь за еле заметные выбоины. Или запрыгнуть за угол.
Прекрасный аренный шутер со своими фишками, с картами Таро, позволяющими настроить свой стиль игры, с душами, падающих с демонов, дающих возможность превратить себя в БФГ, разваливающего всё живое одним ударом. И прекрасным саундтреком, атмосферным эмбиентом и драйвовыми тяжёлыми треками, написанными польской рок-группой Mech. Почти каждый у меня поселился в плейлисте.