Проект «Metro
2033» стал дебютной игрой студии «4A Games» которая была основана выходцами из
той самой «GSC Game World», которая, в свою очередь, выстрелила в своё время
легендарным проектом «S.T.A.L.K.E.R. Shadow of Chernobyl». В связи с этим
фактом нужно отметить, что условные "уши" того самого «S.T.A.L.K.E.R.»
в «Metro 2033» таки видны, несмотря на то, что это совершенно разные игровые
вселенные с разным подходом к геймплею и нарративу. Определённые сходства
заметны не только эксплуатацией темы произошедших по вине человека техногенных
катастроф: в первом случае у нас была авария на Чернобыльской АЭС и дальнейшие
эксперименты учёных, а во втором случае у нас мир после ядерной войны; но и
вещами меньшего калибра, вроде использования некоторых одинаковых звуковых
семплов в обоих проектах, наличия нескольких концовок (правда в «Metro 2033» их
всего две) и присутствия знакомого каста актёров озвучки. Впрочем, все эти
мелочи точно не делают «Metro 2033» плохой игрой.
За сценарий игры
отвечал писатель Дмитрий Глуховский, который является автором оригинального
романа, что лёг в основу для данной игры. В оригинальной книге экшена было
минимум, а произведение представляло собой приключение в постапокалиптическом
мире с обильным количеством философских мыслей касаемо человеческой природы и
того, как люди цепляются за любой условный костыль догм, будь то религия или
политические взгляды, чтобы крепче стоять на ногах в этом мире. В игре же
философии стало меньше, а перестрелок от лица главного героя стало больше, дабы
геймплей был намного интересным. Протагонист истории по имени Артём, в отличие
от своего книжного первоисточника, в игре намного чаще влипает в неприятности,
заканчивающиеся кровавой бойней. В этом ключе стоит констатировать, что игра
получилась скорее, как приятное дополнение для романа, но никак не заменитель
оригинала. Так что если вы не читали книгу «Метро 2033», то настоятельно
рекомендуется это сделать, и желательно до того, как приметесь проходить
игровую адаптацию.
Геймплей «Metro
2033» является традиционным шутером от первого лица, где грамотный геймдизайн
позволил реализовать отличный игровой процесс посреди атмосферного сеттинга
мрачных тоннелей метрополитена и ещё более мрачного разрушенного города на поверхности.
Совсем уж в нескончаемый экшен разработчики не стали скатывать проект, поэтому
нам дадут поиграть и в сегментах без врагов, когда можно будет походить
спокойно на безопасных станциях, купить себе расходники и послушать болтовню
местных жителей. А ещё в проекте есть и относительной сносный стэлс, который
иногда даже позволяет проходить отдельны сегменты локаций, а то и целые уровни,
не поднимая тревоги, если проявить смекалку и быть очень внимательным и
осторожным.
К сожалению,
по ходу разработки «4A Games» отказались от ряда интересных идей. К примеру, в
некоторых интервью разработчики обещали реализацию глубокой модификации оружия.
Так, обещалось, что из приклада автомата, основания снайперской винтовки и
магазина от пулемёта можно было бы собрать совершенно новый работающий ствол.
Но эти идеи так и остались на бумаге, и поэтому нам придётся использовать
конечный арсенал готового вооружения, пусть и с поправкой на несколько видов
взрывчатки и возможность оснащать оружие дополнительным тактическим обвесом
вроде прицелов или глушителей.
Картинка в
игре, безусловно, не самая впечатляющая, но особую атмосферу однозначно
нагоняет. Геймплейные секции в игре грамотно чередуются интересными событиями,
когда экшен может прерваться хоррор-моментами, а затем ламповыми посиделками на
заселённой станции, чтобы далее выгнать игрока под открытое небо, когда нужно
нервно озираться по сторонам в поисках опасности и контролировать число
оставшихся фильтров для противогаза. А вторит всему этому местный саундтрек, который
приятно радует слух. Для этого дела позвали таких талантов, как Георгия
Белоглазова, известного своим музыкальным проектом «Anthesteria», а также
композитора Алексея Омельчука, который уже известен в игровой среде за
саундтрек к проектам «S.T.A.L.K.E.R. Clear Sky» и «S.T.A.L.K.E.R. Call of
Pripyat». Собственно, дуэт Белоглазова и Омельчука смогли своей музыкой к «Metro
2033» нагнать ещё больше атмосферы, при этом написав саундтрек таким образом,
что он чертовски хорошо слушается и отдельно от самой игры.
Заметно, что
для своей дебютной игры «4A Games» постарались выложить максимум усилий, чтобы
создать запоминающийся и очень атмосферный проект. Да, он не во всём следует
канонам оригинального романа, несмотря на то, что сценаристом здесь выступает
автор оригинального произведения. Да, здесь не все концептуальные идеи дошли до
релиза и не все геймплейные механики доработаны до ума. Но как условный
"первый блин" проект «Metro 2033» получился однозначно достойной
игрой, которая найдёт своего игрока. Нас не так уж часто балуют миром конца
света в антураже городов бывшего СССР, так что любителям данной эстетики
проходить мимо «Metro 2033» не стоит.
Вместо
послесловия хочется отдельно поговорить про то, что у проекта «Metro 2033»
существует две ипостаси: в виде оригинальной игры 2010 года и в виде версии с
подзаголовком «Redux» в названии, которая вышла в 2014 году. Несмотря на то что
«Metro 2033» заслуживает внимания сама по себе, всё же для наиболее полного
игрового опыта рекомендуется играть именно в «Metro 2033 Redux», которая
чувствуется более отполированной и законченной. В версии «Redux» заметно
подтянули графику, стэлс-сегменты были отполировали до идеала, часть локаций
расширили и переделали, а кат-сцены, которые мы раньше наблюдали от третьего
лица, теперь мы наблюдаем прямо из глаз Артёма. В общем, если по какой-то
причине вы в своё время прошли мимо оригинальной игры, то можете смело начинать
играть именно в «Metro 2033 Redux».