Меню
StopGame  Блоги Блог WaffleKing Аркадные шутеры [Игры жанров]

Самое актуальное

  • Обзор игры SolSeraph
  • «Инфакт» от 16.07.2019 — Польская экранизация «Ведьмака», продолжение «Крови, пота и пикселей», Cyberpunk 2077, Watch Dogs…
  • В чём прикол GOG GALAXY 2.0?
  • Трагичный проект с Kickstarter от создателей Space Quest
  • Обзор игры Alternate Jake Hunter: DAEDALUS The Awakening of Golden Jazz
  • «Что? Где? Когда?». Винтажная игра при участии DTF и при поддержке LG UltraGear
  • Обзор игры For the King
  • Жизнь замечательных людей. Рагнар Тёрнквист — писатель, философ и дамский угодник
  • «ПРОЖАРКА» главреда в прямом эфире!
  • Поиграли в Man of Medan. «Дожить до рассвета» на корабле-призраке
  • Блоги. Суть Человека-Паука (или разбор его образов)
  • Блоги. Обзор Darkwood. «Дней без попадания в собственный капкан: 0».
  • Превью по ранней версии к игре Teppen
  • Видеообзор игры Sea of Solitude
  • Обзор игры Zengeon
  • Sea of Solitude. Одна и одинока
  • Обзор игры Kamiko
  • Превью по бета-версии к игре MU Origin 2
  • Обзор игры Super Neptunia RPG
  • История серии Borderlands. Выпуск 1: ребёнок Diablo и Halo
  • Блоги: «Альманах блогов SG за 2018 год»
  • Блоги: «Bloodstained Ritual of the Night»
  • Блоги: «Всё об Assassin's Creed: Black Flag»
  • Хоррор-стрим. The Enigma Machine
  • Trouble in Terrorist Town. Большой переполох в немаленьком эфире
  • Обзор игры Super Mario Maker 2
  • Skyrim: собираем игру мечты! (часть 2)
  • Обзор игры Citizens of Space
  • Видеообзор игры Steel Division 2
  • «Что? Где? Когда?». Рассвет летней серии при поддержке LG UltraGear

Аркадные шутеры [Игры жанров]

+18
История жанров: Аркадные шутеры

Вступление

Игровая индустрия не стоит на месте и постоянно развивается, в частности это касается жанров игр в этой сфере.
Как квесты превратились в кино, RPG в экшен и многое другое, эти и многие другие вещи я хочу рассмотреть в видео-роликах на тему Истории жанров видео игр.
Я постараюсь взглянуть на то, откуда появились различные жанры игр, как они изменялись с ходом времени и кто пришёл им на замену.

И сегодня у нас на препарационом столе: Аркадные шутеры.




Историю аркадных спинномозговых шутеров можно начать там же, где находится начало истории шутеров от первого лица.



Wolfenstein 3D вышедший в мае 1992 года от разработчиков ID Software стала первой игрой, в такой мере популяризировавшей жанр FPS.
Хоть в названии и была указана приписка 3D, но Wolfenstein на тот момент не являлся полноценной 3D игрой, кроме окружающей нас локации, все персонажи и предметы были двухмерными спрайтами, а о вертикальном геймплее в данных условиях можно было даже не мечтать, все уровни в игре были одноэтажные и никакого вертикального перемещения не было.

Игровой процесс в игре для текущего времени достаточно прост и понятен, бродить по лабиринтообразным уровням, перестреливать нацистов, собирать аптечки и еду, чтобы восполнить потраченное здоровье, а также искать ключи от запертых дверей с целью добраться до выхода с уровня.
А в конце некоторых из уровней нас ждала битва с боссом.
Причём одним из боссов в игре является кибернетический Гитлер с двумя миниганами.

Wolfenstein 3D на момент выхода сделала достаточно важный шаг для индустрии видеоигр. И, как уже было сказано, популяризировала жанр FPS. Но в последствии была игра, совершившая ещё более важный скачок в развитии жанра.



Это был DOOM.
Если Вульф имел просто хорошую основу, то DOOM стал доводить её до ума!
Именно в DOOM начали зарождаться основы спинномозгового геймплея.

Кучи разнообразных противников, куча разного вооружения и просто во многом улучшенное качество проработки игры.
Если Wolfenstein это неплохой удар, ТО DOOM это просто выстрел в лицо из ружья.
DOOM стал буквально культом, которым он будет ещё много лет, а почти все выходящие в дальнейшем 2.5D шутеры будут называть ДУМ-клонами.

В чём так далеко шагнула игра своих предшественников?
Ну как уже было упомянуто это куча реально разнообразного вооружения и куча разных видов противников, к которым надо было искать свой подход и тактику.
Впервые большое количество оружия было не просто разными спрайтами с различными показателями урона, а именно различное оружие используемое каждое для своей цели.
Хоть игра и оставалась 2.5D шутером, но разработчикам удалось сделать уровни с перепадом высот. Теперь это были не плоские лабиринты, а более сложные и комплексные локации.

Ну и одна из главных вещей — мультиплеер!
Оригинальный DOOM имел два сетевых режима: кооператив, где вы могли пройти одиночную кампанию, но вместе с другом, а так же новый на тот момент режим Deathmatch.
Мясной режим, где вы носились по карте перестреливаясь друг с другом, набивая фраги с целью выявить кто тут король.

DOOM стал буквально королём шутеров, что в последствии укрепила вторая часть, которая стала ещё разнообразнее на способы убить демонов, но через пару лет наступила следующая эпоха.





Quake.
Первый полноценный 3D шутер.
С выходом Quake всё изменилось, теперь трёхмерными были не только локации, но и все предметы вместе с противниками, что позволяло рассмотреть их трупы с любого ракурса.
Переход в 3D стал важным этапом развития не только шутеров, но и всей игровой индустрии.

Уровень графики заметно поднялся, пропали технологические ограничения эпохи 2.5D и стало возможным реализовать многие задумки.

Для Quake и шутеров это означало как минимум потрясную на тот момент картинку, отличные многоуровневые локации и кучи новых фишек на подобии рокет-джампов, которые вывели геймплей на новый уровень.

А что вообще такое «Аркадный шутер»?

Здесь можно чуть подробнее расписать некоторые особенности аркадных спинномозговых шутеров.
Основная суть игрового процесса в простоте восприятия и низком пороге вхождения.
Никаких пряток в кустах, никакой регенерации здоровья и отсидки в укрытиях, только верное оружие в руках, простые механики и базовая спинномозговая… ИНСТИНКТИВНАЯ тактика, ведь на реальные тактические изыски обычно не было времени, когда на вас летит толпа нежити, желающая вас изничтожить.
Здесь игры можно поделить на два вида, одиночно ориентированные, как серия Wolfenstein и серия игр Serious Sam, в них упор делается на одиночную компанию и возможность прохождения игры на максимально возможной сложности с целью доводить свои результаты до максимально высокого уровня.
Второй же вид — это многопользовательские шутеры, которые ориентировались на битвы между реальными игроками, такие как Quake о котором мы сейчас пожалуй продолжим.

Still Quake

Quake своим появлением сделал важный шаг для игровой индустрии. На основе мультиплеерных аркадных шутеров начал зарождаться киберспорт и простые весёлые перестрелки из DOOM переросли в соревнования, где лучший игрок получал не просто славу, но и денежное вознаграждение.

Кучи игроков начали повышать свой уровень игры с целью стать лучше всех и забрать заветный приз.

Игровой движок Quake совершил в тот момент технологический прорыв, перенеся нас в полностью трёхмерный мир, а самое главное в последствии именно из этого движка будет вырастать большинство игровых движков.

Такие игры как Half-Life, Call Of Duty, Medal Of Honor и прочие были сделаны на движках которые являлись в той или иной степени модифицированной основой Quake.



В мире аркадных шутеров был расцвет.
Выходили новые части Quake, у них появился сильный конкурент в лице Unreal Tournament, призовые на турнирах росли вместе с умениями игроков и зрелищностью соревнований, с какой стороны не посмотреть, всё было хорошо.
Но потом всё начало меняться с выходом Counter-Strike.

Модификацией для Quake II, которая переросла в полноценную игру на движке GoldSource от игры Half-Life вышла в свет в июне 1999 года в виде первой бета версии, а уже осенью у игры запустились первые сервера.
За счёт бесплатного распространения и достаточно новомодного игрового процесса игра стремительными темпами завоевала аудиторию и начала конкурировать с Quake III и Unreal Tournament.

Весной 2000 проект выкупает студия Valve и в ноябре 2000 года состоялся полноценный релиз Counter-Strike 1.0



Командный шутер от пары мододелов не был похож на былые аркадные шутеры. Теперь это не просто мясной шутан, где все летают по карте вынося друг друга ракетницей и показывая, кто лучше может распрыгаться, нынче это был тактический шутер.
Необходимость покупать оружие, разделение игры на раунды, игра в командах по 5 человек и игровые режимы закладки бомбы или спасения заложников, где одна команда является защищающейся стороной, а вторая атакующей.

Новый игровой процесс с первого взгляда гораздо комплекснее былых мясных шутеров, но в конечном счёте игра оказалась простой в освоении. Ведь что Quake, что Unreal хоть и были просты в первом ознакомлении, но требования к личным умениям игрока были гораздо выше за счёт сложных трюков и мелких особенностей.

Шло время и постепенно аркадные шутеры теряли свои позиции на разных именитых соревнованиях. Игры жанра потеряли свою актуальность, а игроки перешли на новые, современные на тот момент шутеры.

В этот момент можно сказать что для аркадных шутеров начался долгий кризис.
Следующие части Quake и DOOM попытались изменить концепцию, и сделать упор не на мясные перестрелки, а на сюжет, но не все эти изменения пошли на пользу.



DOOM 3 хоть и сыскал популярность за счёт громкого имени и невообразимо технологичной картинки, игра уже не радовала былых фанатов, ведь теперь это был не мясной шутер. Акцент сменился с методичного отстрела демонов к попыткам напугать игрока. Огромные толпы сменились небольшими группами противников, а яркость освещения упала настолько что главному герою стал необходим фонарик.



Quake 4 так же сделал больший упор на сюжет. В игре появились катсцены, персонажи и диалоги. Здесь уже игра была гораздо меньше ужастиком и больше шутером, но всё ещё было не то.
Мультиплеер так же подлежал изменениям.

Основа из Quake III обросла кучей новых фишек и более скоростным передвижением.
Теперь в игре можно было скользить по полу, делать более быструю распрыжку и многие другие детали.

Но всё было не так хорошо. Разработчики сильно поспешили с релизом и игра была полна багов и недоработок, для многих играть в игру было просто невозможно. Многие игроки жаловались на баланс, некоторые жаловались на тяжелый игровой процесс в мультиплеерных боях. Разработчики пытались исправить положение, но когда игру более менее доработали и поправили, большинство уже прошло мимо данного продукта и игра не получила той славы которую могла.
По сей день если спросить людей про серию Quake, очень много людей вспомнят почти все игры, кроме четвёртой части.



В период с 2006 по 2011 в среде синглплеерных аркадных шутеров было достаточно пусто. Игр было мало и в большинстве они были посредственны, как например аддоны Painkiller.
Но начиная с 2011 года всё начало меняться в лучшую сторону, вышла спорная Serious Sam 3, ремейк Painkiller под названием Hell&Damnation, затем неплохой Shadow Warrior, и возвращение серии Wolfenstein с подзаголовком The New Order и так далее.
Так же за счёт активного развития инди игр, жанр акрадных шутеров больше не страдал от отсутствия игр.

В стане мультиплеерных аркадных шутеров всё было печальнее, ведь в то время внимание аудитории захватили Call of Duty и Battlefield которые уже были нисколько не близки к былым аркадам.

Единственный более-менее радужный момент для жанра был в 2010 году, выход Quake Live, или просто ремастер третьей части с некоторыми правками баланса, который стал хорошо работать на современных системах.
Но прям таки популярным Quake Live никогда не был. Он занял свою нишу в момент “безрыбья”, имея какой-то небольшой онлайн, который медленно падал с годами.

И вот уже казалось всё, мультиплеерные аркадные шутеры уйдут окончательно на покой, но вместе с анонсом The New Order, Bethesda дали понять что аркадные шутеры возвращаются и за предзаказ Wolfenstein выдавали доступ к бета тесту нового DOOM.



Через год после анонса вышел Wolfenstein и сорвал куш, ведь игра оказалась отличная.
Переосмысление старой серии в современном виде оказалось очень качественным и порадовало не только рядовых игроков, но и давних фанатов.
С геймплейной точки зрения всё было тоже отлично.
Мы получили старый Wolfenstein с новой графикой и великолепной постановкой катсцен.
Но через пару лет произошло второе пришествие и долгожданные продолжение DOOM вышло из тьмы.



Если Wolfenstein порадовал любителей однопользовательских аркадных шутеров у которых впрочем всё и так было вполне хорошо в последние годы.
То DOOM смог обрадовать как любителей пройти одиночную компанию на максимальной сложности изничтожая нежить, так и любителей мультиплеерного мяса.

Doom 2016 стал успешно заигрывать со смешиванием старых и современных механик. В игре не было привычных на тот момент бега на клавишу Shift или перезарядки оружия, но при это появилась прокачка и различные модули для вооружения. Получилась отличная смесь из знакомой основы с современным подходом.

В игре была хорошая одиночная компания, которую можно мало того что можно пройти на сверхвысокой сложности, так ещё был аркадный режим позволяющий заучивать каждый уровень игры до максимального профессионализма, потом ещё и помериться очками в открытом лидерборде.
А когда сюжетная кампания надоест можно было отправиться в мультиплеер и SnapMap, новый режим игры, который позволил во внутриигровом редакторе создавать свои карты и режимы.
SnapMap и мультиплеер с уже знакомыми мясными режимами и некоторыми абсолютно новыми стали отличной площадкой для игры, которая позволила многим провести в DOOM далеко не один десяток часов.



И из последнего у нас есть лишь Quake Champions который релизнулся в Steam в августе 2017 года и который оказался достаточно проходным для многих, хотя надо признать для некоторых хардкорных фанатов он стал спасением в период жажды по хорошим мясным баталиям.

И вот на дворе лето 2019 года.
В индустрии шутеров сменяется очередной тренд, ещё недавно все играли в MOBA шутеры, а уже нынче все не вылезают из BattleRoyale.

А мясные аркадные шутеры постепенно ушли на второй план.
Хотя с появлением больших проектов в этом жанре таких как DOOM и Wolfenstein всё ещё виден повышенный интерес игроков в такого рода играм.

Уже относительно скоро нас ждёт релиз DOOM Eternal, который должен стать прямым развитием идей DOOM 2016 и кто знает, может если игра будет успешной, то вполне вероятно мы ещё получим хорошие большие проекты в этом жанре.

А пока аркадные шутеры как RTS или квесты, они всё ещё живы и игры выходящие в данных жанрах всё ещё радуют людей, но нынче они не задают настроение всей индустрии, у них свой настрой.
В нашем случае, это настрой вышибать мозги нежити из чего помощнее.
Комментарии (6 шт.)
Предлагаю к ознаКомлению!
Good
Весьма познавательно. Как сейчас хотел почитать что нибудь про аркадные шутеры.
Никогда не являлся фанатом аркадных шутеров, поэтому было интересно почитать и посмотреть. Теперь думаю все-таки засесть за DooM.
" аркадные шутеры " — сорян, но оф. такого жанра нет.
Ну это скорее поджанр, но данное обозначение в тексте и названии звучит хуже
Для комментирования необходима регистрация.
Прямой эфир «Блоги»
Курилка безнадёжная
Блог курилок и длинных разговоров
Bloodstained Ritual of the Night
Блог обзорщиков
Создаём фигурку Йозефа из Машинариума
Персональный блог безграмадных мыслей
Когда руки наконец дотянулись к Gears of War 4
Персональный блог нестабильного контента
Игра взросления или взросление с игрой
Персональный блог «Brikkie — Бредни»
Истроия Rusty Lake
Персональный блог Блог FfreezZ
[Стрим по заявкам] Июль, время волшебства!
Персональный блог имени Плюшевого Динозавра
Создатели истории RESIDENT EVIL
Персональный блог Resident Pixel
Альманах блогов SG за 2018 год [ТББ]
Персональный блог идущего по Бездне
Наверх ↑