Здравствуйте, дорогие читатели!
Или, как сказали бы герои сегодняшнего блога, elen síla lúmenn' omentielvo — да осветит звезда час нашей встречи!
Как Вы уже догадались, речь пойдёт об одной из самых популярных фэнтезийных рас, известных человечеству — остроухих, изящных и благородных эльфах. И, если Вас смутило это описание, то Вы знаете об эльфах не так уж и мало.
Они не всегда были такими, да и сейчас мы частенько встречаем примеры того, как нам преподносят этот загадочный народ совсем в другом свете. Но! — обо всём по порядку.
А быть может, каждый из вас уже начал — не заметив этого — тот единственный путь, который предназначен ему судьбой.
— Галадриэль
В легендах разных народов мира встречались предтечи этой расы — лесные духи, скрытый народ, живущий по соседству. Самым явным таким народом, сочетавшим большинство свойств современной версии эльфов, были скандинавские светлые альвы — жители Альвхейма, одного из 9 миров, в коих есть место и богам, и смертным, и ледяным великанам.
Все альвы(низшие духи) были великими кузнецами — прекрасными, нестареющими, владеющими магией. Этот образ ещё пронесётся сквозь года и вернётся, а пока… На смену языческому миру неуклонно двигалось мрачным титаном истории Средневековье, а с ним — разрозненность народов и их поверий.
Говоря «кузнецы» в разговоре о фэнтези, чаще имеют ввиду гномов — и небезосновательно, но и среди эльфов находятся мастера этого дела, как и было в поверьях скандинавов и германских племён. Вспомните Келебримбора — вечного спутника главного героя недавних Shadow of Mordor и Shadow of War. Если бы не его искусность с молотом и щипцами — не видать нам колец власти и одной из самых известных фэнтези-саг в истории.
Туаты у кельтов ткали туманы, а позже укрылись от людей в холмах, за что были прозваны "сидами" или "ши". Несмотря на скрытную жизнь, сказывалось соседство с людьми — иногда представители двух рас пересекались, и всегда из этого вырастали истории и легенды.
У англичан эльфы — маленький народец, часто их смешивают с пикси или фэйри. Они любят поозорничать, выпить, украсть, и не всегда их шалости мирно проходят для людей. Украсть ребёнка и бросить своего уродливого подкидыша, увести в холмы невесту, чтобы та забыла путь к жениху — досадливых соседей надо было перехитрить, чтобы не дать им испортить себе жизнь.
Датчане, шведы, норвежцы — почти у всех народов были образы эльфов, и они эволюционировали — это чаще бывали то маленькие негодники, то скрытый народ с радикальными моральными мотивами (будь то добро или зло). Общего курса для расы не существовало до одного важного глобального явления — мировой литературы, переведённой на многие языки и ставшей классикой.
Во многом современным эльфам мы обязаны Шекспиру, Гёте, Киплингу и, конечно же, Толкину. Но как эльфы обрели свою популярность в играх?
Всегда рядом были друзья — настоящие и преданные, дававшие мне поддержку, даже когда я считал, что не желаю ее, и даже когда я не понимал, что они оказывают ее.
— Дриззт До'Урден
Да, непросто так тут цитата одного из известных дроу (тёмных эльфов) из сеттинга Forgotten Realms. Этот мир относится к великой и ужасной вселенной Dungeons and Dragons — именно она наравне с варгеймами по Warhammer сделала из эльфов востребованную игровую расу со своими особенностями.
Что же касается видеоигр — сложно сказать, когда на мониторе появился первый эльф. Возможно, это было в Dungeon, вышедшей в 1974 году, но тогда детализация моделей оставляла желать лучшего, и выбор расы был условностью. На экране же — вышедший в 1985 году hack-and-slash Gauntlet — здесь эльф Квестор был самым быстрым на поле боя среди 4 главных героев.
Именно благодаря этим проектам, мы также получили усреднённое представление о внешнем виде эльфийского народа — каноничными стали острые уши, стройность, волосы природных оттенков (будь то солнечно-золотой, зелёный как мох и т.д.).
Нас также ознакомили с отличительными чертами расы. Долголетие, хорошее зрение в сумерках, тенденция к единению с природой — что-то было почерпнуто из литературы, предшествовавшей играм, а что-то из более древних легенд и мифов.
Пора поговорить об особенностях самой расы в мире так горячо любимых нами видеоигр, и начнём мы с…
Ни одни слова не станут правосудием для тех, кто так самоотверженно отдал свои жизни ради нашего общего блага.
— Тиранда Шелест Ветра
2004 год. Мальчик сидит на кровати и обнимает новёхонькую коробку World of Warcraft и вздыхает, листая руководство — за кого бы поиграть? С коробки смотрит загадочная эльфийка — точно! Буду за эльфов! Он тут же создаёт себе ночного эльфа и отправляется исследовать этот загадочный мир.
2018 год. Мальчик открывает подаренную в BlizzardApp World of Warcraft и запускает игру. Он точно знает, что точно хочет поиграть за эльфа… Погодите. Ночного эльфа? Эльфа Крови? Эльфа Бездны? Ночнорождённого?
Да-да, с давних времён (ещё с DnD) эльфов появилась ужасная куча видов.
В разных вселенных это объяснялось по-разному. К примеру, в серии The Elder Scrolls у тёмных, лесных, высших и иных эльфов общие предки (это даже видно из названий рас — Босмеры, Данмеры и т.д. происходят от Меров). У всех — своя вера и ареал обитания, своё отношение к прошлому и братским народам.
Разные виды не только отличаются друг от друга внешне, но, как правило, ведут совершенно различный образ жизни. Различное отношение к одному и тому же зачастую заставляет игрока делать выбор между двумя схожими субрасами. Откуда же берётся такое разнообразие видов?
Иногда в играх всё бывает с точностью наоборот. В серии игр Dragon Age встречаются эльфы, отличающиеся по месту и условиям проживания, характерам и идеям, но в то же время всегда – один и тот же вид. Иногда это удивляет самих персонажей, но это и упрощает восприятие остроухих сопартийцев, делая их более человечными.
Всё достаточно просто – это зависит от происхождения расы и конкретных реалий выбранного фэнтезийного мира. В том же TES эльфы, хоть и считают себя потомками божества, происходят от общих с людьми предков — эльнофеев. Благодаря магии, они научились продлевать себе жизнь и порой даже слишком сильно увлекаются этим.
Иногда, нам неизвестна история происхождения – только место и какие-то детали. Например, в корейской ММО Mabinogi эльфы – проклятый народ из пустыни, обречённый на увядание и превращение в чудовищ, из-за чего они умирают молодыми. Такое намеренное нарушение каноничного образа не только привлекает интерес к расе, но и хорошо играет на драматизм происходящего, добавляя в игру великий конфликт.
Когда мы говорим о предках эльфийских народов в разных играх, то чаще всего имеем ввиду давно ушедшие расы, часть которых изменилась, а часть не пережила эволюцию. Но в случае с Warcraft всё куда как веселее, ведь предки эльфов – это живущие с ними бок о бок тролли!
Магия Источника Вечности, около которого поселились некоторые представители вида, изменила их – они узнали много нового о мире и артефактах, их телосложение и строение зубов и лица изменились, и они назвали себя ночными эльфами – позже все остальные виды произойдут именно от них.
Впрочем, прошлое ничего не значит без результатов в настоящем. Как бы не менялись народы со временем, какие бы причудливые формы они не принимали – всегда важно знать, где их дом.
Эльфы выращивают эти деревья, чтобы не забывать, кем они когда-то были. А потом мочатся на них. Символично до прелести.
– Зевран Араннай
Известная нам земля эльфов из легенд – леса или волшебной красоты города. Поэтому в этом разделе проще поговорить о том, какие бывают взгляды на традиционные места обитания в видеоиграх, а когда концепт игры рушит стереотипы для создания интересного сеттинга.
Привычные места:
- В Dragon Age вольные эльфы, зовущие себя долийцами, живут кочевыми племенными коммунами в лесах. Этот мир не переполнен магией, так что они используют всего несколько заклинаний, чтобы обеспечивать свой быт и общаться с природой;
- В серии игр Heroes of Might and Magic эльфы представлены в 2 фракциях: Сильваны — лесные эльфы, живущие на Великом Древе, размещающие свои постройки на его ветвях и выступах и Тёмные Эльфы, укрывающиеся в своём замке – Подземелье. Вторых можно было бы отнести к резидентам необычных мест, но всё же даже под поверхностью их строения величественны и отдают мрачным богатством;
- Далеко не все эльфы в World of Warcraft живут в лесах и преданны идеям друидизма – к примеру, в составе Орды есть эльфы Крови и Ночнорождённые, предпочитающие богатые дворцы и их удобства, что хорошо отражают их столицы – Луносвет и Сурамар.
Думаете, так сложно избежать акцента на месте обитания? Вовсе и нет, Nintendo в серии игр The Legend of Zelda смогли этого добиться. Линк и Зельда относятся к эльфоподобным хилианам — правящей расе в их родной земле – Хайруле. Это обусловлено только тем, что они наиболее развиты, как нация. Но королевство не принадлежит одним лишь хилианам — другие расы (Герудо, Коркири и т.д.) мирно или не очень сосуществуют с ними, делая Хайрул домом для всех народов.
Непривычные места:
- В том же Dragon Age мы встречаем не только долийцев — городские эльфы ютятся за стенами в специально отгороженных гетто, называемых эльфинажами. В своё время пленённые, ныне – обычные бедняки, они живут самоуправлением и преступностью, прячась в маленьких жилищах;
- Во вселенной настольных и видео- игр Shadowrun эльфы появились в игровом 2011 году, начав рождаться у людей (как и дворфы). Таким образом, они лишены конкретного места происхождения, но основали свои государства – Тир Тейрнгир, Тир на Ног и так далее;
- В серии игр Tales Of (а именно — Tales of Symphonia, Tales of Phantasia )., которую Bandai Namco выпускает вот уже более 11 лет, эльфы покинули не просто свой дом, а целую родную комету – Деррис-Харлан, основанную на 9 мирах из скандинавской мифологии. Это – уничтоженный войной тёмный мир, который с невероятной скоростью несётся сквозь вселенную.
Да-да, домовые эльфы — настоящие наследники эльфов из британских легенд – живут в подчинении у людей в мире медиафраншизы Harry Potter. Лишь получив одежду в дар, они могут освободиться от рабства у своего хозяина и навсегда покинуть его. Я не удержался от их упоминания, ведь самого известного домового эльфа – Добби,- мы встречаем не только в книгах и фильмах, но и играх Harry Potter and the Chamber of Secrets и серии игр LEGO Harry Potter .
Что ж, мы получили некоторое представление о том, кто такие эльфы, и какова их жизнь в качестве видеоигровых рас и отдельных персонажей. Но всё не ограничивается тем, кем они были в своём прошлом или являются сейчас. Давайте же разберём…
Разве люди испытывают угрызения совести, когда убивают эльфов? Краснолюдов? Дриад? Мы такие же как и вы… Потому что равно верим в то, что мы лучше других.
– Креван Эспане аэп Каомхан Маха
Разбирать то, какими могут быть эльфы в играх, можно до бесконечности. Они могут быть случайным препятствием на пути — отрядом нейтралов или грозной армией.
Но также остроухие часто представлены и отдельными яркими личностями: будь то грозный Имлерих — воин Дикой Охоты из народа Ольх (The Witcher 3: Wild Hunt), что нехарактерно силён для эльфа и страшен для любого в ближнем бою, или Иллидан Ярость Бури (Warcraft), что лишился привычного облика ночного эльфа и приобрёл демонические черты, сражаясь с великим злом.
В любом случае, эльфы стали культурным феноменом во множестве сфер – от изобразительного до видеоигрового искусства. И породили немало нового, в том числе – других рас и их особенностей.
В фэнтези:
Очень часто влияние эльфов заметно на других народах, присутствующих в той же вселенной. Это может объясняться внутриигровой историей – как в случае с ранее упомянутой серией Tales Of, где эльфы помогали развиваться людям на планете, куда мигрировали со своей кометы.
Но иногда это просто связано с тем, что любовь к изяществу и богатству свойственна и другим расам – те же дренеи в World of Warcraft явно заимствуют изящные богатые палаты – скорее из эльфийской культуры у Толкина, чем у одной из соответствующих наций Азерота.
А говорить о схожем дизайне рас можно бесконечно, стоит хотя бы пуститься в пучину корейских ММО. Во взятой практически наугад представительнице жанра — Bless — эльфоподобные фаори строго говоря не относятся к своим собратьям, но одного взгляда на них достаточно, чтобы понять – авторы игры руководствовались совершенно определёнными свойствами изящной расы при их создании.
В фантастике:
Современная научная фантастика настолько обширна, что вынуждена в рамках жанра заимствовать идеи, откуда только возможно. Мы встречаем почти все архетипы и оригинальные образы из литературы и кино, переработанные в угоду невероятным космическим одиссеям – и это не миновало расы, требовавшие оригинального концепта.
Говоря об оригинальных представителях, наследующих эльфийские черты можно выделить азари и протеан из вселенной Mass Effect, эльдар и темных эльдар из Warhammer 40000, протоссов из Starcraft и так далее.
Магия, изящество, долголетие, мудрость – список черт и их комбинаций, что были перенесены на новых, невиданных доселе существ, можно продолжать бесконечно.
Это – Айур, родной мир протоссов. Убери отсюда искусственное неоновое освещение и добавь непривычные для sci-fi деревья – чем тебе не эльфийский город в одном из волшебных лесов?
Подводя итоги, хочется сказать, что эти изящные создания стали отличным фундаментом и источником вдохновения для многих игроделов, и, уверен, будут оставаться таковыми в будущем. Как рядовой игрок, я лишь надеюсь на то, что их смогут достаточно интересно интерпретировать и преподать что-то новое.
И только ленивый будет жаловаться, что всё возможное уже сказано – ведь с каждым новым крутым проектом мы с Вами убеждаемся, сколько интересного можно получить из одной – хоть и достаточно развитой – концепции.
Лучшие комментарии
Да, в ближайшее время — на этих выходных будет обзор, а на буднях следующей недели, скорее всего, как раз напишу про другую расу)
Это будет цикл из нескольких статей, так что подписывайтесь при желании)
— Надея Ясминска, «Заклинатель единорогов»
Вообще, хорошая статья, даже не задумывалась, что в категорию эльфов попадает так много персонажей (думаю, что большинство привыкло к одному устоявшемуся образу).
А комментить, я считаю, надо обязательно. По себе знаю, помогает найти косяки и их быстро исправить. Ну а если сделано хорошо — нужно сказать автору, что сделано хорошо. Часто так бывает, что автору трудно оценивать качество своего материала.
1) Долголетие,
2) Мудрость, выражающаяся в т.ч. в структуре общества,
3) Обращение к магии и сущности мира — связь идёт не со стихиями, а с мистическими силами,
4) Изящная конституция и анимации,
и т.д.
Это было просто примеры таких свойств, но, если становится очевидно, что их корреляция в рамках конкретного дизайна неслучайна, то я причислял их к этой кагорте.
gregorrushНа днях обзор T.H.U.G.2, скоро контент по WoW и по другим расам в играх, залетай))
Вот только есть одна поправка — в TES «мер» это просто «народ» на языке эльфов, а данмеры, альтмеры и босмеры так и переводятся: темный народ, высокий народ и лесной народ. Предки же эльфов те же, что и у людей и цаэски — эльнофей
Ну а про сие творчество:
мне лично понравилось и посему добавлю в свой списочек, что можно перечитать или посоветовать для прочтения.