Доброго Вам времени суток!
Каким бы это время ни было – если Вы не сидите 24/7 впотьмах, как большинство героев сегодняшнего блога, то легко сможете отличить утро от вечера, а день от ночи. В подземных залах слышны лишь тяжёлое дыхание и стук многих тысяч молотов. Погодите, или это скрежет шестерёнок и потрескивание искр паяльных агрегатов?
Надо бы разузнать, чем заняты эти низкорослые ремесленники – и что они из себя представляют. Что ж, наши сегодняшние герои – гномы! Или нет? Ухх, всё слишком запутано.
Должным образом ускоренный гном в бою есть существо ужасающей красоты!
– Главный механик, король гномов Гелбин Меггакрут
Давным-давно, когда из плоти поверженного великана Имира появились разумные существа, среди них были светлые и тёмные альвы. Первые отправились в своё облачное царство, чтобы ковать украшения, вести невероятно долгие жизни, а после быть низвергнутыми фольклором и деятелями искусства до «эльфов», коих мы знаем до сих пор.
Тёмные альвы – они же свартальвы – отправились в другой мир. Его название было Свартальфхейм, а новоприбывший народ стал жить в нём под поверхностью в тепле и комфорте (сверху землю покрывала корка льда). Занимались они, как и светлые альвы, кузнечным ремеслом – но стремились не к изяществу своих творений, а к их невероятной силе, создавая артефакты невиданной мощи.
Мог ли Гимли предположить, что эльфы для гномов – не только предавшие их соседи, но и родственники – хоть и весьма дальние? Так или иначе, оба народа были достаточно скрытными в мифах, что сводит их взаимодействие не только с людьми, но и друг с другом, практически на «нет».
Сами себя тёмные альвы называли двергами. Много изменений претерпит это слово – в древнеанглийских легендах о кошмарных карликах их назовут dweorg, в старо-немецкой традиции историй о сверхсильных мастеровитых коротышках – đwerȝaz. Пока, наконец, во времена рыцарей и героической поэзии они не получат своё современное имя – DWARF.
Дворфы, кстати говоря, оказались весьма предприимчивыми ребятами, и пробрались в современное литературное наследие даже раньше своих «светлых» друзей – уже в 12 веке свет увидела «Песнь о Нибелунгах», где представитель карликового народа по имени Альберих сыграл немаловажную роль.
А что же гномы?
Только посмотрите на этот пост – в названии гномы, а куда ни плюнь – дворфы да дворфы! Возмутительно! Да вот только мы всё это время с Вами добирались до рождения гномов.
А обязаны мы ими Парацельсу, жившему в 16 веке. Гномами он назвал крохотных духов и элементалей земли в алхимии. Описывает их учёный, как «двух футов росту, избегающих контактов с людьми и способных столь же легко проходить сквозь земную твердь, как человек движется сквозь воздух».
Во вселенной Warcraft гномы – мастера инженерного дела, кроме этого обладающие перками «пытливый ум» и «сопротивление тайной магии», что делает их хорошим выбором при игре за колдуна (будь то чернокнижник, жрец или самый классический маг). Бонус к алхимии же отдали другой расе низкорослых изобретателей – гоблинам.
Эти маленькие чудаки очень сильно полюбились писателям 18-19 веков – те преображали их в своих произведениях, наделяя их новыми чертами (в т.ч. заимствуя у дворфов). Музыка Мусоргского, картины Шпицвега – юркие хитрецы и хранители сокровищ пробрались везде.
Так или иначе, образы гномов и дворфов развивались параллельно, периодически смешиваясь и из-за этого создалась патовая ситуация – очень часто в одном языке дворфы остаются сами собой, а в другом языке становятся гномами.
К примеру, в российской литературе и переводах мы привыкли видеть только гномов. Нам было бы странно читать о «Белоснежке и семи дворфах» или о том, как Бильбо Бэггинс вместе с отрядом дворфов идёт забрать у дракона гору. Последнее, кстати, рушит логику легендариума Толкиена, где дворфы и гномы – кардинально разные существа.
Впрочем, мифологема гибка, но устойчива, а это значит, что с теми или иными изменениями, но потихоньку она проникла и на светящиеся экраны и мониторы…
Лучше умным помереть, чем жить с дураками до самой смерти.
– Золтан Хивай
Dungeons and Dragons и Warhammer – отличные «няньки» для любой фэнтезийной расы, что прикладывают недюжинные усилия для воспитания образа, подходящего для ролевых игр. Так и с гномами и дворфами – их появление было неизбежно, равно как и появление кучи дочерних рас – в разных сеттингах DnD игроков ждали лесные гномы, гномы хаоса, дворфы холмов и гор и так далее.
Warhammer Fantasy же вольнодумно играется с образами рас, оставляя гномам тягу к магии и умение с ней обращаться, но отдавая дворфам техническое превосходство.
В видеоигровую индустрию «малыши» добирались дольше многих других фантастических существ – первой игрой, где выбор расы гнома или дворфа полноценно влиял на геймплей, стала Moria, изначально выпущенная в 1983 году. Забавно, что игра рассказывала о путешествиях по подземелью из «Властелина Колец», но вот шаблоны рас брала не у профессора Толкиена, а ориентировалась на DnD.
Если Вы посмотрите на Moria то увидите дворфов, текстовую ASCII-графику… Что-то знакомое, не так ли? На скриншоте – причина Вашего дежавю, если оно имело место быть – Dwarf Fortress. Эта игра находится в разработке с 2002 года, а первый релиз состоялся в 2006.
Несмотря на недоделанность и устаревший внешний вид, фанатское сообщество вносит невероятный вклад в разработку игры и её популяризацию. Лого Stopgame на картинке не случайно. Если по какой-то причине Вы пропустили серию стримов Евгения Баранова и Михаила Нарицы по этой игре — бегом навёрстывать!
Благодаря таким проектам как Might and Magic: Clouds of Xeen и Baldur's Gate, в конце 20 века мы всё чаще встречаем гномов и дворфов в фэнтезийных играх, но настоящий расцвет случается в ранних двухтысячных, когда на прилавках оказываются Everquest, Warcraft III, Neverwinter Nights и другие крупные проекты. В них обозначаются черты рас, которые на данный момент наиболее легко выделяют их среди подобных.
В уникальных проектах — таких, как Arcanum: Of Steamworks & Magick Obscura и Icewind Dale индивидуальные особенности малышей играют ещё более уникальными красками. В первой недоступность магии и гений технологического развития не только выделяли низкорослый народ, но и придавали драматичности их изысканиям в попытках переплюнуть чудеса, а во второй стандартный отыгрыш из DnD сочетался для игрока с тщательным мышлением в боевых ситуациях, давая лучше почувствовать несгибаемость и твёрдость этих коротышек.
Если в детстве в ваши руки попала вторая игра про Гарри Поттера на консоли, Вы просто не могли пройти мимо выдворения гномов с участка семьи Уизли. Это были вредители — и за пределами мира юного волшебника тоже. Аддон Making Magic для первой The Sims привнёс в игру не только волшебные котлы и прочую нечисть, но и безумно непоседливых садовых вредителей.
Разнообразие выгодно отличает мастеровитых гномов и дворфов от многих других рас. И поэтому настало время поговорить о том…
Мне уже обрыдло глазеть на сталагмиты. Или это сталактиты? Вот дрянь, даже не знаю…
– Варрик Тетрас
Происхождение невысоких ремесленников в разных игровых вселенных, как и места, где они живут, в основном схожи и полностью перенесены из книг и кино. Бесспорно, великие подземные обители — от Орзамара до Стальгорна — заслуживают внимания в своих мирах, как и превращение каменных созданий в бородатых крепышей, но самый интересный опыт для игрока заключается в том, какими вариативными могут оказаться гномы и дворфы, чем привычные образы могут удивить и заинтересовать?
Будь то Бардин Горекссон, размахивающий своим топором налево и направо среди полчищ врагов в Vermintide или Йона Железняк, согласная на любую помощь в войне в Warcraft, — но только после хорошего бочонка пива, конечно же — уникальных персоналий среди приземистых народов просто не счесть. Какие же из них так ярко запоминаются? А главное – чем?
Абсолютное зло
Порой, гномы и дворфы – это не только малыши с большими сердцами, но и огромные угрозы в столь незначительной физической форме.
Это может быть смесь жажды власти, сумасшествия и морального расщепления, при этом предыстория вариативна и служит больше для объяснения мотивов персонажа. Это гремучее сочетание можно встретить в World of Warcraft:
К примеру, последний император клана Чёрного Железа Дагран Тауриссан изначально рос под гнётом отца в безумном культе поклонения лорду элементалей огня Рагнаросу. Он даже не пытался сопротивляться, а лишь жаждал подчинить все остальные кланы своей власти, для чего даже похитил Мойру – дочь короля дворфов, — и, одурманив её, женил на себе. Она понесла от него дитя, и Дагран бы несомненно использовал его в своих тёмных начинаниях, если бы его не остановили герои Азерота.
Но иногда не нужно быть злым с рождения – достаточно эксцентрики и высокого самомнения. Так случилось с Сикко Термоштепселем – гениальным изобретателем, которому отказали в возможности стать Главным Инженером из-за слишком высокой амбициозности. Тогда он стал советником Гелбина Меггакрута, и пудрил мозги лидеру своего народа, заставлял того принимать ужасные решения, и делал всё, чтобы занять его место. Ужасная катастрофа позже сделает из гения безумца, которого повергнут герои Азерота, а Гномреган будет восстанавливаться после разрушений. Но деяния Сикко долго будут жить в памяти его народа.
Разрядка смехом
В God of War (2018) мы встречаем знакомых по скандинавским мифам гномов-кузнецов Брока и Синдри (тех самых тёмных альвов или свартальвов, о которых я говорил в самом начале статьи). Помимо мифологической составляющей и роли в сюжете (собственная история и создание Левиафана – топора Кратоса), Брок и Синдри – это настоящее спасение происходящего от излишней суровости.
Два брата, противоположные по характерам – грубый, буйный Брок и вежливый, но брезгливый Синдри вносят элементы как визуальной, так и вербальной буффонады, которая очень хорошо разряжает действие в суровых реалиях нордического сеттинга и сложных отношений Кратоса с сыном.
Проводники в мир игры
Как Брок и Синдри, Бодан и Сэндал Феддики присутствуют в сюжете своих игр как фоновые компаньоны, но исполняют совершенно другую роль. Помимо стандартного «купи-продай-зачаруй», это персонажи, раскрывающие сам мир Dragon Age и вовлекающие внимательного игрока глубже в повествование.
Во-первых, мы подробно узнаём о касте наземных гномов (что-то вроде «неприкасаемых» в кругах своих подземных собратьев), о влиянии лириума на сознание неподготовленных существ и как страшны для простых жителей порождения тьмы.
Во-вторых, эта информация передана персонажами через достаточно сильный эмоциональный отклик. Мы заинтересованы персонажами:
- Как глубока душа Бодана, который не скрывает свой жажды наживы, но на поверку в экстремальной ситуации бросает сокровища и спасает маленького мальчика, с которым потом не расстаётся всю жизнь?
- Что скрывается за внешним слабоумием Сэндала, который не может связать нескольких слов, но является невероятно талантливым зачарователем, что среди гномов – просто нонсенс?
Во второй игре серии мы вновь встречаем полюбившихся персонажей, чтобы снова помочь им – и открываем для себя некоторые новые черты их характера. Они уже не работают на сеттинг, но вызывают тепло в душе, что сглаживает впечатление от просевшего по геймплею и сюжету сиквела.
Больше, чем дворфы
Уж простите мне вольность второй раз за блок говорить про World of Warcraft, но как избежать настоящей кладези примеров, если она сама подкидывает столько разнообразных персонажей, что сложно и представить?
Чета дворфов Бронзобородов (не считая Мойры Тауриссан) представлена тремя братьями – Мурадином, Бранном и Магни. И если первый – просто дворф-воин, переживший наиболее интересные события во времена Warcraft III и Wrath of the Lich King, то с остальными не всё так просто.
Магни ныне выглядит, будто ожившая горсть алмазов. Древний ритуал единения с землёй подействовал на короля дворфов необычным образом и соединил его с душой самой Азерот (титан внутри планеты, на которой происходят события игры), сделав его голосом и вестником великого существа. В виде высшего создания, Магни является одним из важнейших проводников по сюжету для героев в конце событий Legion и начале Battle for Azeroth.
Бранн также отличился – но совсем не так, как его братья. Его вообще не особенно интересовал дворфийский уклад жизни, который был законом для воина или короля. Гораздо интереснее для него путешествия, приключения, новые открытия – став главой Лиги Исследователей, Бранн начал путешествовать по самым отдалённым уголкам всех открытых миров, заводя там себе друзей.
Что характерно – озорной и беспечный дворф вовсе не безответственен – в момент пробуждения Магни, именно Бранн с помощью волшебника Кадгара и героя Азерота спас брата, чтобы тот помог нам в новой борьбе с Пылающим Легионом.
Друзья природы
Мы привыкли к родству гномов и дворфов с ремеслом. В некоторых играх также встречаются дворфы-охотники, заботящиеся о своих питомцах, но о более тесной связи с другими живыми существами не идёт и речи. В Heroes of Might and Magic V есть целых два персонажа, которые дружат с животными, уважая разум этих существ – пусть и по разным причинам.
Ибба, воспитанная семьёй настоящих медведей, поначалу почти не была принята собратьями-гномами из-за дикости и бешенства, но, со временем, заслужила свой авторитет и верность среди одних из самых суровых северных воинов – наездников на медведях – благодаря своему умению найти общий язык с этими свирепыми животными.
Разведчик Эрлинг тоже выделяется на фоне соплеменников из клана Северного Ветра. К прирученным совам он относится с уважением, а со своей любимицей – Тролингой, — проводит всё своё время, катая её на плече. Говорят, что из одного из своих зимних походов он вернулся уже с ней, умудрённый знаниями магии Рун. Детали этой экспедиции до сих пор покрыты мраком, и Эрлинг не спешит об этом говорить.
Сердце гнома не может остаться равнодушным к такой красоте. Дети Дьюрина не стали бы добывать тут каменья. Даже золото и алмазы нас не соблазнили бы. Разве ты срубил бы на дрова цветущую весеннюю рощу?
– Гимли, сын Глойна
В этом блоке хотелось бы, как и в обсуждении эльфов, упомянуть влияние гномов как на фэнтезийные, так и на фантастические видеоигры, но в мирах будущего представители невысокого народа или их вариации встречаются не так часто – такие проекты, как Shadowrun или Deep Rock Galactic – скорее частные примеры, чем представители единого тренда.
Эксцентричная приверженность науке или крепость тела часто встречаются среди представителей вымышленных рас в научной фантастике, но эти отдельные качества присущи не только гномам и дворфам, так что нельзя говорить о прямом наследовании.
Вместо этого я предлагаю рассмотреть то, каким образом разнообразные игровые проекты наследуют черты маленьких народов в своих персонажах:
Отдельные герои
Во многих играх с самостоятельным сеттингом используются образы из популярного фэнтези. Особенно часто такое явление встречается нам в MOBA-играх, которые стали особенно популярны в начале текущего десятилетия. Для контраста я хотел бы выделить две игры, одинаково относящиеся к такому портированию, но делающие это по-разному: Defense of the Ancients 2 и Heroes of Newereth.
В HoN такие персонажи, как Engineer, Hammerstorm, Master of Arms и т.д. похожи на классических дворфов – при этом используя и привычные игровые образы мастеров механизмов и кузниц, так и прибегая к скандинавскому дизайну, так что герои являются усреднённым образом викингов и мифических тёмных альвов.
В DotA 2 Tinker, Sniper, Clockwerk и другие – тоже коктейль, но уже из гномов и дворфов Warcraft III, на модификации к которой и основана игра. Часть портированных персонажей относилась к одной расе, а часть – к другой, для облегчения восприятия в игре они были усреднены до единого смешанного образа. При сравнительно комичных чертах лица и страсти к точным механизмам, они имеют нехарактерно густую растительность, что делает их уникальными, не уделяя этому слишком много внимания.
Целые расы
Для начала, вспомним серию игр «Ведьмак» и краснолюдов. Многие любители преданий и историй, брызжа слюной, кинутся наперекор доказывать самостоятельность этой расы в рамках польской мифологии – но искренне Вам рекомендую избежать поспешных суждений. Легендарные краснолюдки больше похожи на гномов, статуи которых можно встретить на улицах Вроцлава – острые шапочки, небольшой рост и милая внешность. Персонажи из старых историй ближе к образу домовых, нежели воинственных дворфов.
Сам Сапковский в книжной серии также это подчёркивает, разделяя гномов и краснолюдов на различные народы. По образному описанию они не так уж и далеки друг от друга, в то время, как в играх крепкие воители и разбойники стали гораздо ближе к усреднённому образу видеоигровых дворфов, так привычному игрокам – тяжёлое оружие, кузницы и хмель стали их верными спутниками.
Вернёмся к MOBA-играм. Я сознательно избежал в прошлом блоке ещё одного известного проекта, – League of Legends – и это было сделано не случайно. В отличие от своих собратьев по жанру, LoL благодаря решению Riot Games имеет максимально проработанную историю внутриигровой вселенной. В 2014 году был запущен проект «Вселенная» (Universe), в котором тщательной проработке подверглось прошлое персонажей, их рас, памятные вехи всего мира Лиги и прочие детали.
Говоря о расах, в игре присутствовали низкорослые герои – некоторые из них больше напоминали антропоморфных животных, в то время, как другие были чистой воды гномами – с некоторыми отличительными чертами, но всё же не узнать их было нельзя. Riot объединили их под общим названием – йордлы. Среди выходцев из Бандл-сити хватало изобретателей, воинов, стрелков – микстура из всех возможных черт, о которых было сказано выше.
Популярные заблуждения
Частенько бывает, что из-за сумбурности сеттинга и медленного погружения, игроки путают расы, и видят гномов и дворфов там, где их нет. Мой любимый пример такой ситуации – двемеры. Их часто называли гномами, что не имеет отношения к истине. Ранее, в рассказе об эльфах, я упоминал, что все «меры» («народы» с эльфийского в TES) имеют общих предков с людьми, и двемеры – тоже остроухие и изящные создания, просто отличавшиеся от других эльфийских субрас страстью к науке вместо магии или природы.
Подводя итоги, хочется отметить, что при всём разнообразии гномов и дворфов, они очень часто являются интересными для использовании в гейм-дизайне, когда речь идёт о различных играх.
Будь то стратегия, где можно сделать акцент на их физической крепости или использовании механизмов, или ролевая игра, где отдельные способности и особенности вроде небольшой модельки заставляют игроков выбирать их в качестве основной игровой расы – вымышленная история легко сочетается с особенностями геймплея в разных жанрах.
Это делает наших маленьких ремесленников довольно универсальными – но в то же время и достаточно индивидуальными представителями мифов и легенд в мире видеоигр.
Благодарю за внимание!
Лучшие комментарии
– Джон Рональд Руэл Толкин, «Властелин Колец»
+1 не глядя!
Дело в том, что
Блог очень атмосферный, особенно за счет оформления — погружаешься в чтение. Спасибо за интересный контент)
Спасибо)))
Во времена WotLK у меня был мейн-дворф, до сих пор помню, что в те времена обожал прожимать «Каменную Форму» вместе с «Аватарой» и наслаждаться, носясь за брутального каменного танка, получая совершенные копейки урона.
Любимыми дворфами были, есть и будут во веки веков стрелки из WC3 — у них простой, но в то же время читаемый и узнаваемый дизайн. Жалко только в WoW и прочих графонистых переделках их аккуратный мушкетон довесили подствольным клинком, который ИМХО сильно выбивается из общего дизайна.
А еще у стрелков в WC3 при выстреле почему-то вылетает гильза, но при этом мушкеты кремниевые. Загадка.
Да, эти ребята в капюшонах были достаточно фактурными и запоминающимся.
Доверие очень приятно)
Секрета нет:
Низкий сезон на работе, неумная энергия и вычитки самого себя, чтобы не слишком частить, повторяться и графоманить))
А так сейчас взял микрофон, курю мануалы по Вегасу, так что есть вероятность, что темп снизится, зато вылезу в видеоформат для удобства))