Вчера Вчера 13 470

Assassin’s Creed как деконструкция истории. Часть 0

-2

Вступление

Данная часть не будет посвящена какой-то конкретной игре, так как речь пойдёт о сквозном метасюжете всей серии, а именно — о противостоянии Братства Ассассинов и Ордена Тамплиеров во всех их ключевых итерациях. Данную тему хочу затронуть лишь потому, что один из довольно часто встречаемых упрёков в адрес игр Assassin’s Creed, который появился уже после 1-й части и с годами становился лишь громче, звучит примерно так: при чём тут вообще ассассины и тамплиеры? Вот на этот вопрос я и хочу дать свой ответ методом всё той же деконструкции сквозь призму исторического контекста.

Обложка сгенерирована нейросетью. На ней изображена условно-схематическая метафоричность.
Обложка сгенерирована нейросетью. На ней изображена условно-схематическая метафоричность.

Разбор исторической деконструкции

С ответом тянуть не стану: ассассины и тамплиеры в прямом и буквальном их восприятии тут особо и не при чём. Они — это самое главное художественное допущение, которое объединяет все эти игры в одну серию. По своей сути — это просто две метафоры. А их противостояние — это деконструкция самого древнего и извечного идеологического конфликта всей истории человечества. Речь о противостоянии идей свободы и порядка. Какие из них важней и ценней — это тот вопрос, на который до сих пор, даже спустя многие века эволюции философских учений, идей и взглядов, так и не смогли дать однозначного ответа.

Суть этого многовекового противоречия заключается в том, что и у свободы, и у порядка есть обратные стороны — это анархия, хаос, разрушение с одной стороны и диктатура, тотальный контроль, подавление — с другой. И извечная борьба этих двух идей — это механизм поиска баланса между двумя их крайностями. Порядок душит свободу, чтобы она не превратилась в хаос и разрушение. А свобода разрушает порядок, чтобы он не превратился в подавляющую волю диктатуру. Это бесконечный цикл повторения одних и тех же паттернов. И на примере противостояния Братства Ассассинов и Ордена Тамплиеров игры данной серии показывают нам эту борьбу сквозь призму всей истории человечества. Мы можем увидеть, на чём основывались идеи свободы и порядка в разные периоды истории в разных уголках мира и как они изменялись и адаптировались под новые исторические реалии с ходом времени.

Братство
Братство

Если разбирать более детально каждую из сторон конфликта, то на примере эволюции Братства мы видим развитие идей свободы. Изначально свобода не является чем-то осознанным — это скорей проявление бессознательного, что-то вроде инстинкта, заложенного в самой природе человека и в его ДНК. Предположу, что отсюда изначально и родилась концепция считывания генетической памяти. Сама же идея инстинкта свободы показана в «Одиссее» на примере Кассандры. У неё нет братства, нет кредо — она просто свободна сама по себе.

Затем эти идеи сформировались в некий свод очень обтекаемых правил — то самое кредо в его изначальном виде, прожитое и сформированное Байеком. Свобода перестала быть просто инстинктом и обрела условный вектор, став прообразом некой истины. Так образовалось Братство Незримых — тех, кто идёт незримым путём. Потому что свободу нельзя узреть, её нельзя показать — её нужно осознавать глубоко внутри себя самого, как часть своей естественной природы. И лично я считаю, что слово «незримые» вообще идеально отражает всю суть Братства, его идей и его кредо.

Вектор
Вектор

В дальнейшем эти идеи с ходом времени и под влиянием веяний различных эпох развивались, трансформировались и преображались. Иногда они даже искажались, смещаясь в сторону той самой анархии. Но в конечном итоге под влиянием противоположной силы всегда возвращались к своей сути. Ключевой точкой преображения в интерпретации игр данной серии показан период Аль-Муалима, который первый помог незримым узреть свободу, ту самую истину. Это помогло сформировать чёткий вектор движения для всего Братства, а само оно получило более яркое и красноречивое имя — Братство Ассассинов.

Однако при этом Аль-Муалим создал некое подобие религиозной секты, в которой свобода начала подменяться порядком, с которым она должна бороться. Но Альтаир впоследствии вернул Братство к точке баланса, сохранив очертания вектора, но вернув саму идею свободы не как догмы, а как осознанного внутреннего выбора. Что в свою очередь уже получило своё развитие в последующие периоды истории, дойдя до наших дней в виде тех или иных идей.

Расписывать детально про особенности идей свободы на примере каждой игры я всё же не буду, иначе этот блог превратится в огромную простыню текста, а главные смыслы будут размыты переизбытком информации. Скажу лишь, что в современности акценты Братства заметно сместились в сторону подпольной хакерской деятельности. Это связано с особенностями современного порядка, где роль личности отходит на второй план на фоне глобальных структур и систем контроля. Убийство даже самого высокого корпоративного директора в таком мире не нанесёт особого вреда отлаженной системе. Поэтому задача современного Братства — не только устранение отдельных целей, но и дестабилизация всей системы.

Орден
Орден

В то же время эволюция порядка не менее интересна. Сам вектор идеи порядка сформировался раньше вектора идеи свободы. Подчеркну, что речь идёт именно про вектор, а не про природу явления. Это обусловлено тем, что порядок в отличие от свободы не является инстинктом. Он — не порождение бессознательного, а возник уже в сознании человека, который понял его необходимость. Отсюда и берётся идея «Отца Понимания», который направляет сторонников порядка.

На примере же событий игр серии мы можем увидеть, что изначально порядок зиждется на идеях древнего эзотеризма. Это такая оккультная олигархия — группа посвящённых, владеющая тайными знаниями, которые недоступны несведущим. Олицетворением эзотеризма является Культ Космоса из Одиссеи. Благодаря тому, что культисты владели исключительными знаниями, они могли контролировать непосвящённых, манипулируя их примитивными представлениями о мире.

Но с развитием философии и базовых наук люди со временем начали немного лучше понимать мир и некоторые законы природы. В результате чего власть эзотеризма начала слабеть и в конечном итоге сошла на нет. На смену Культу Космоса пришёл Орден Древних — круг жрецов-язычников, чья власть опиралась на глубокую веру людей в языческих богов как олицетворений тех природных явлений, которые их разум всё ещё не мог объяснить. Выстраиваемый Орденом Древних порядок основывался на «правильных» толкованиях воли богов.

В свою очередь когда христианство окончательно вытеснило язычество, то Орден Древних пал, переродившись в Орден Тамплиеров — носителей неоспоримой истины, которая, по их мнению, должна спасти человечество от самого себя, а потому ей должны слепо подчиняться. Орден Тамплиеров с ходом истории также эволюционировал и менялся в зависимости от исторических событий, но неизменен всегда оставался их общий принцип: они были носителями единой догматической истины.

Корпорация
Корпорация

В конечном итоге мы видим, как и Орден Тамплиеров в современности переродился в транснациональную корпорацию Абстерго. И вот принцип их порядка уже совершенно новый. Они контролируют людей, давая им то, чего те хотят. Или, если быть точнее — они дают людям то, чего те думают, что хотят (удобства, комфорт, развлечения и так далее). Это и есть та самая отлаженная система, дестабилизацией которой занимается современное Братство.

Итого, если всё это разобрать сквозь призму человеческой истории, то получается, что порядок изначально основывался на отсутствии знания. Затем — на толковании знания. После — на навязывании знания. И в конечном итоге пришёл к иллюзии знания, где контроль осуществляется не через истину, а через её симуляцию. Людям больше не нужно навязывать идеи — достаточно создать среду, в которой они добровольно откажутся от критического мышления в пользу комфорта. Таким образом, современный порядок стал инструментом успокоения разума, подменяющим свободу выбора на управляемое потребление.

Инициация
Инициация

Из всего описанного выше можно понять, что игры данной серии показывают нам развитие идей свободы и порядка через образ двух противоборствующих тайных организаций. Само собой, есть ощутимый моральный перекос в сторону идей свободы, но на самом деле всё это стоит толковать не более как точку зрения, так как мы преимущественно играем за ассассинов — и видим мир их глазами, сквозь призму их кредо. При этом, если смотреть на события шире, то можно заметить немало намёков на то, что тамплиеры на самом деле не являются абсолютным злом — и у них есть своя вполне понятная правда, которую нередко доносят посредством тех самых предсмертных монологов, что стали одной из фишек серии. А ассассины не являются абсолютным добром, так как их методы нередко весьма сомнительны или вообще переходят всякую грань морали. Обратная сторона отлично показана в Изгое, но она тоже является не более чем точкой зрения, только уже тамплиера. Поэтому ни Братство, ни Орден сами по себе не являются ни злом, ни добром — они просто историческая данность. А их борьба — это образ извечного идеологического конфликта.

Если же попробовать копнуть ещё глубже, то можно вообще попасть на философско-психологический пласт восприятия того же явления. И тогда перед нами раскрывается уже фундаментальный конфликт, который лежит в основе самой сути человеческой жизнедеятельности. Речь про противостояние бессознательного и сознательного. Где первое — это часть психики человека, отвечающая за желания и стремления, не ограниченные моралью и логикой. А второе — это рациональный самоконтроль, который управляет импульсами и регулирует нормы поведения. На конфликте этих двух начал построена структура человеческой психики, которая формирует личность внутри, культуру вокруг и общество из совокупности личностей. Сам же человек находится в постоянном балансе между желаниями и контролем.

Деконструкция?
Деконструкция?

И напоследок будет много заумных слов, которых я старался по возможности избегать в ходе предыдущих блогов цикла. Почему всё это было названо деконструкцией? Всё, что описано выше — это дихотомия (две равноценные противоположности без оттенков). Что делают разработчики игр данной серии: они деконструируют конструкцию восприятия данной дихотомии, чтобы понять суть её структуры. Находят в ней апории (неразрешимые внутренние противоречия, парадоксы и логические тупики). Пример: свобода — это кажущееся благо, которое ведёт к хаосу, но её отсутствие лишает той части личности, на которой она в принципе основана. После чего они вскрывают бинарные оппозиции (две неравнозначные противоположности). Например: инстинкт и разум; зримое и незримое; индивидуум и общество. А затем авторы выстраивают свою собственную интерпретацию — мысленную конструкцию, на основе которой рождается новая структура в виде игровой вселенной, в которой сторонники свободы подаются как относительное добро, а приверженцы порядка — как относительное зло. Но это уже бинарные оппозиции в нашей собственной конструкции восприятия (речь про нас как игроков), которая также сталкивается с апориями. Например: ассассины борются за свободу с помощью убийств, то есть они буквально лишают других людей свободного права на жизнь. И тогда уже игрок может оттолкнуться от этих апорий, чтобы деконструировать конструкцию своего восприятия вселенной игры — и прийти к изначальной структуре, что легла в её основу. В данном случае — это описанная выше дихотомия.

Если как-то сжато подытожить сказанное выше, то разработчики создают незакрытую цепочку деконструкции. Они не ставят точку в своей интерпретации, а оставляют её открытой для последующей деконструкции, но передают эстафету игроку.

Ну и главный вопрос: а почему всё это лишь под конец цикла? Да потому что описанное в предыдущих двух абзацах — это «академический булшит». Не в плане того, что это неправда (хотя это утверждение спорное), а в плане того, что в реальной практике мозг не рассуждает такими категориями. Большая часть описанного выше понимается интуитивно на основе личного багажа знаний и жизненного опыта человека. Да и попробуйте применить эту формулу не к идеальной структуре по типу дихотомии, а к видеоигре, которая является многоуровневой мультиструктурой, то есть — множеством структур, которые местами дополняют друг друга, формируя многоуровневую иерархию, а местами вообще существуют независимо друг от друга или даже конфликтуют между собой, формируя мультиуровневость. Чтобы было понятно, на написание этих абзацев я потратил больше времени, чем на весь процесс осмысления рассматриваемого явления. Просто потому, что пытался не запутаться в терминологии, которую подавляющее большинство даже не поймёт. Такая форма подачи сгодится для занятий студентов-филологов. Но не для блогов с личными авторскими размышлениями, цель которых показать иной способ восприятия, а не грузить научной терминологией. А уже дальше, если человек заинтересуется или захочет копнуть ещё глубже — он уже может сделать это самостоятельно на основе своего собственного багажа знаний и личного опыта. Даже если он знать не знает ни о деконструкции, ни об апориях, ни о бинарных оппозициях. Понимание этих вещей может помочь лучше структурировать свою мысль, или наоборот — лишний раз всё усложнить, но их незнание точно не лишает возможности просто мыслить.

Деконструкция…
Деконструкция…

Вывод

Ассассины и тамплиеры — это просто метафоры, основанные на понятных и узнаваемых образах тайных обществ, одно из которых управляет миром, а второе ему противостоит. Их не нужно воспринимать излишне буквально. Отчасти разработчики стали заложниками маркетинга, но с другой стороны — они уже нашли идеальную формулу, которую можно вписать в любую эпоху и любой сеттинг — и она будет работать. А самое главное — вызывать к себе интерес.

Почти послесловие

Это не конец цикла, но своего рода точка невозврата. Так что подведу некоторый промежуточный итог. Сам я не являюсь историком. Более того, классическая история мне всегда казалась далеко не самой интересной наукой. И тем удивительней для меня стал тот факт, насколько игры серии Assassin’s Creed срезонировали во мне в том числе и в плане их исторического контекста. Одно время бытовало мнение, что по играм данной серии можно изучать историю. Многие его опровергали и даже высмеивали. Я сам относился с некоторым скепсисом, пока не осознал, что именно срезонировало во мне, и почему сама история как наука такой отклик не вызывает. Потому что изучать историю в привычном её понимании по данным играм действительно нельзя. В них содержится очень много художественных допущений. Но при этом они являются отличной точкой входа для того, чтобы заинтересоваться историей, так как они помогают понять дух и общие смыслы различных эпох, исторических мест и событий, пережив их вместе с игровыми персонажами. То есть Assassin’s Creed способствует не изучению истории, а пониманию истории. Эта серия не показывает нам, как всё было на самом деле, но помогает почувствовать, как это могло ощущаться. И в этом заключается её важная культурная ценность.

P. S. Осталось лишь попытаться высвободить смысл всех этих смыслов. Продолжение следует…

Ничто не истинно — и моя истина тоже не истинна.

6.8K
4.0
4 661 оценка
Моя оценка
7.8K
4.4
5 199 оценок
Моя оценка
6.3K
4.3
4 155 оценок
Моя оценка
5.2K
4.1
3 493 оценки
Моя оценка
5.5K
3.9
4 315 оценок
Моя оценка
6.1K
4.3
4 933 оценки
Моя оценка
3.7K
3.6
2 565 оценок
Моя оценка
2.7K
3.8
1 810 оценок
Моя оценка
2.8K
3.4
1 830 оценок
Моя оценка
3.4K
3.7
2 184 оценки
Моя оценка
3.3K
3.5
2 107 оценок
Моя оценка
2.8K
3.4
1 422 оценки
Моя оценка
1.5K
3.2
468 оценок
Моя оценка
1.2K
3.2
242 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Например: ассассины борются за свободу с помощью убийств, то есть они буквально лишают других людей свободного права на жизнь.

Ассасины выполняют контракты на убийств (так было и в реальной жизне). Наглядный пример это первая часть, где Аль-Муалим даёт контракты на тамплиеров всю игру.

Ассасины убивают политиков-тиранов, чтобы последние не контролировали мир.

Заявление: «они буквально лишают других людей свободного права на жизнь» — убийствами? Ассасины не убивают мирных жителей и не лишают их свободного права на жизнь. Это делают тамплиеры.

Ассасины убивают не только тиранов, но и завоевателей. Например как Чингисхан (Альтаир, Мария и их сын Дарим убили Чингисхана). Забавный факт, но ассасины убили Сталина (это было описано в одной из головоломок в истине в Assassin's Creed II).

И всё это с целью привести народ к миру. И это заявление: «Например: ассассины борются за свободу с помощью убийств, то есть они буквально лишают других людей свободного права на жизнь.» — полностью ошибочное.

Верно, тирана не спасти.

А Аль-Муалим не пример свободы, а мира.

Он только предал ассасинов ради Яблока. До событий первой части — он был намного приятнее. Это можно заметить, когда он учил Альтаира и Аббаса.

Тамплиеры хотят мира, но итог известен всем. Не секрет, что тамплиеры хотят мира для своей выгоды, а после получить контроль.

В Rogue есть хорошая фраза: "
Даже Дьявол процитирует Библию для своей выгоды". Эта фраза описывает тамплиеров, когда они за мир.

«И всё это с целью привести народ к миру. И это заявление: «Например: ассассины борются за свободу с помощью убийств, то есть они буквально лишают других людей свободного права на жизнь.» — полностью ошибочное».

Видимо имеется в виду, что если люди хотят например процветания и безопасности, ради которого они готовы пожертвовать свободой, а ассасины их лишают этого, то это нарушение их свободы.

Вообще позиция «Мы за все хорошее против всего плохого» — это довольно детский взгляд на мир. Как и в реальной жизни, в игре борьба за «свободу и демократию» оказывается лишь ширмой для борьбы за власть, что и показывает пример Аль-Муалима, который просто устранял конкурентов.

А что за видео или стих?

Последнее видео от Армена Захаряна, там был любопытный разбор стиха Лермонтова с позиции постструктурализма

А в конечном итоге и ассасины, и тамплиеры — всего лишь инструменты в чьих то руках. Так или иначе — они проводники чужой воли, которая может показать любое событие, как ей вздумается. За всю серию куча примеров, когда и те, и другие служат противоположной «стороне», свято веруя в свою правоту. Одним словом — хомячки. Овцы, считающие себя волками. Это понял умирающий Альтаир, это же осознал Эцио, пославший всех и просто доживающий в кругу семьи...

Кажется, только сейчас я начал более-менее понимать суть текста (ну и отчасти помогло одно видео, в котором рассматривали один и тот же стих с помощью разных подходов к анализу).

Огромное спасибо! Невероятно крутое видео ) Особенно в контексте моих двух следующих блогов. И когда автор видео говорит, что он не полезет на «дно этой бездны» — эта фраза вызвала у меня искреннюю улыбку. Потому что это именно та тьма, в которую полез я сам. И если продолжить мою метафору из прошлого сообщения, то могу сказать, что с таким лучиком света в сознании есть реальный шанс не заблудиться в ней ;) А предфинальные слова его вывода аж пробрали своей точностью. Но всему своё время )

Видимо имеется в виду, что если люди хотят например процветания и безопасности, ради которого они готовы пожертвовать свободой, а ассасины их лишают этого, то это нарушение их свободы.

Я имел в виду немного другое, но этот пример мне тоже нравится. Это тоже апория или противоречие. Но тут даже не суть, что именно стало противоречием или как мы его прочитали, а в том, что оно в принципе есть. Любое противоречие запускает в сознании процесс деконструкции, разрушая нашу прежнюю конструкцию восприятия. И мы уже смотрим на историю другим взглядом, сквозь призму новой конструкции. А затем видим очередное противоречие — и всё повторяется снова. Даже в моей конструкции есть противоречия, потому что нет идеальной конструкции без противоречий ) И это не значит, что я что-то не так понял, хотя и такое тоже вероятно. Возможно, я просто недостаточно глубоко что-то понял. И тут уже всё зависит от того, насколько глубоко во тьму мы готовы погрузиться в бесконечном цикле деконструирования своих конструкций. И не боимся ли мы найти там то, что мы в теории можем найти )

Это здорово, потому что дальше будет тьма. И лучик света там будет очень и очень нужен и важен, чтобы в ней не утонуть )

А что за видео или стих? Я так понял, с играми АС не связаны? Мне прям любопытно стало ) Я сам одно время увлекался разбором текстов некоторых песен группы Nightwish с разных перспектив. Но больше с перспективы эмоционального восприятия и смыслового прочтения. Насколько порой эмоция от песни может контрастировать с её смыслом. Или наоборот — идеально точно в него попадать.

Только трагедия в том, что без тамплиеров не будет ассассинов. Ибо если все свободны — никто не свободен ) Такого по определению быть не может. Тогда свободные разделятся на очень свободных и не очень свободных. И вторые станут новыми тамплиерами. Это замкнутый круг дихотомии.

Ну и да. Аль-Муалим учит их порядку ) Он всё Братство обучил порядку. Он не учит их осознавать свободу. Он навязывает им идею о свободе. Т.е. истину. Он показывает им «мираж» — и заставляет верить в то, что мираж настоящий. Чтобы они шли к нему той дорогой, которую он укажет, а не которую они сами выберут или вовсе откажутся идти.

P.S. А самое забавное то, что мы можем спорить до бесконечности — и оба будем по-своему правы и одновременно — неправы ;)

Ну, это слишком категоричное заявление для поборника свободы )

Ну и Аль-Муалим — это же классический пример тирана. Если он был за мир, то и любой другой тиран почти всегда тоже борется за мир. И тамплиеры борются за мир. Только они видят мир в строгом порядке, а не в хаосе свободы, где кто-то свободно будет себя сдерживать от убийств всех подряд и разрушений всего вокруг. А кто-то точно так же свободно не будет себя сдерживать.

На самом деле, вот это всё и ещё много всего в таком духе — это то, что терзало моё сознание с самой первой игры. Я потому и был в восторге, когда в Изгое внезапно показали обратную сторону медали. Не как ассассины видят сами себя сквозь призму своего кредо. А как тамплиеры видят их сквозь призму своего понимания )

Т.е. условный тиран не имеет права на жизнь? Он не человек? Он не личность? А если это свободный выбор тирана быть тираном? То ассассины лишают его свободного права на выбор быть тираном? Они буквально лишают его свободы жить так, как он свободно желает жить, и быть тем, кем он свободно желает быть. Или кто-то свободен, а кто-то свободней? Не напоминает диктатуру свободы? )

Ну и Аль-Муалим — вообще не образец свободы. Это как раз образец порядка под лозунгом свободы. Всё это и есть апории или противоречия, которыми игры переполнены — и когда их замечаешь — рождается сомнение в целостности твоего восприятия структуры. И начинается деконструкция — разрушение конструкции твоего изначального восприятия. И этот процесс бесконечный, пока ты не скажешь — вот это истина. И тогда ты создашь новую конструкцию до обнаружения новой апории — и начала нового цикла деконструкции )

Читай также