4 июня 4 июн. 15 3714

The Last Of Us от HBO — это то, почему игры иногда лучше кино

+23

 The Last of Us, игра, в момент своего выхода была одним из самых популярных, дорогих и убедительных примеров, которые увлечённый геймер мог привести, как доказательство в всё больше устаревающей с каждым годом дискуссии с заголовком "Являются ли видеоигры настоящим искусством?". Ну, знаете... как кино. Настоящее, взрослое искусство.

The Last of Us от HBO, сериал, 1 сезон  - долгожданная многими проверка этого аргумента на прочность. "Действительно ли оригинальная TLoU может считаться искусством, будучи видеоигрой, если в свои самые сильные моменты, разыгрывающиеся в блестяще срежиссированных катсценах, она гораздо больше походит на сериал от HBO изначально, чем на то, что принято представлять, когда думаешь "видеоигра"?".
Оказалось - по крайней мере, по моему мнению и мнению многих энтузиастов видеоигр - что с лихвой. Несмотря на дотошное цитирование многих культовых катсцен первой TLoU, несмотря на то, что сериал местами действительно успешно переводил части игры с геймплея на язык кино (3 серия), по итогу 9-ти серий оставалось ощущение, что чего-то не хватает.

Много лет экранизации видеоигр существенно мучились с тем, чтобы перевести сюжеты и действия из одного вида медиа в другой. Отделить текст сценария для фильма от множества часов повторяющегося геймплея, на которых строятся большинство игр. Хотя это порой и удавалось сделать (а порой киноделы начинали ударяться во что-то совершенно своё, теряя связь с первоисточником), история всё равно рассыпалась то от недостаточного качества этого текста, то от того, что в отрыве от весёлого геймплея, сюжет оказывался почти бредом, которому трудно стоять на своих ногах самостоятельно.

Потому что все они ошибались, выяснили современные экранизации игр. Потому что геймплей - и есть текст. Неотделимый, он несёт в себе зачастую те же функции донесения чувств и мыслей до игрока, что и продолжительность кадра для зрителя, красочные описания на страницах для читателя. Современные видеоигровые экранизации, вроде Марио, Соник и Майнкрафт, видят свою художественную задачу в не в том, чтобы повторить в кино впечатления от сюжета своих первоисточников, но в том, чтобы впихнуть как можно больше отсылок на геймплей, сделав его частью повествования.

HBO The Last Of Us, 1 сезон, порой блестяще копирует катсцены из игры, те её части, которые были больше кино изначально - он даже обходит проблему, когда геймплей экранизовать трудно, заменяя долгие экшоновые секции, вроде города Билла в игре, на совсем непохожие, но тематически укладывающиеся в общую картину эпизоды - но в конце концов проигрывает интерактивности игры. Её маленьким моментам, составляющим большую картину и впечатления, вроде случайно отысканного диалога с Элли в разгар очередной вылазки.
The Last Of Us от HBO - одна из лучших экранизаций видеоигр в истории, на данный момент. Что всё ещё говорит не так много, но теперь хотя бы в обратную сторону.

 The Last of Us Part II - одна из самых противоречивых и, на мой взгляд, художественно сильных игр на своём поколении. Если первая часть, в сущности, являлась последним аргументом и лебединой песней дискуссии "Являются ли видеоигры искусством?", то сиквел задаётся вопросом куда более амбициозным: "Раз уж являются, то на что способны? Как далеко можно прогнуть рамки дозволенного? До каких крайностей можно попробовать довести ассоциацию игрока со своим персонажем, до тех пор, пока вся конструкция не треснет?". Это невероятно претенциозное (говоря любя), замысловатое и инженерно сложное произведение, экранизация которого поставит огромный челлендж даже перед самыми мастистыми киноделами.

Экранизация The Last of Us Part II от HBO, 2 сезон, вместо статуса "лучшая экранизация видеоигр", как у предшественника, скорее всего в коллективном бессознательном займёт место на полке под названием "Как взять невероятно сложное для экранизации произведение, требующее тщательного ухода, продумывания и отдачи, только чтобы восхитительно всё проср*ть и остаться с рейтингами ниже старта сезона".

О том и статья. СПОЙЛЕРЫ!

Пытаться расписать свои придирки ко второму сезону HBO The Last Of Us - задача столь же простая, сколь набрать воздуха и выдохнуть наружу. Как большой фанат первоисточника, сериал и его огрехи вызывает во мне желание выкрутить вентиль и позволить потоку претензий, критицизма и очень-очень мелочных придирок свободно вылиться вперёд. Вроде того, как сериал меняет интересно разрушенный затопленный Сиэтл на город из "Постапокалипсис. Кино", или как осада Джексона от зомби местами повторение кадр в кадр осады Сурового Дома из "Игры Престолов", или что песня Future Days по лору сериала не должна существовать из-за дурацкого решения начать апокалипсис в 2003 вместо игрового 2013. Прекрасный пост в комментариях, прикольный тред в твиттере. Довольно скверная статья.

Вместо этого я хочу сконцентрироваться на важных вещах, в которых контраст между тем, что делает и на что была способна игра и как сериал старается повторить её успех и что из этого выходит, наиболее яркий. И спрева, в целях преследования объективности, стоит сказать, что не всё совсем уж плохо. Пусть это и немного сериалу всё же удаётся привнести что-то в мир TLoU. В основном, это связано с местом, которое очевидно дорого авторам сериала.

The Good

Джексон - одно из самых больших расхождений между миром The Last of Us в игре и миром The Last of Us в сериале. В игре - декорация, в которой живёт Томми с женой, а во второй части и все друзья суррогатного семейства Джоэла и Элли. В сериале - один из самых основополагающих столпов, на которых строится месседж, он же "повесточка", сериала.

Потому что Джексон у HBO - коммунистическая коммуна, а жители, цитата, "коммунисты". Стоит добавить важную оговорку для нас, жителей СНГ (я предполагаю), что несмотря на эти утверждения, Джексон - всё же не СССР. Достаточно маленький и самодостаточный, в сериале он скорее вариация на тему "как это выглядело бы при постапокалипсисе.... привлекательно, не правда ли?". И я достаточно устал от превалирующего в интернете цинизма, чтобы ответить "да". Этот городок, вымышленный, держащийся на полном разнообразия городском совете, выживающий ментально за счёт запойной психологини, и этим уютным cottage-core вайбом, действительно выглядит... миленько.

Сериальный Джексон - яркий пример того, как сериал способен обогатить игру-первоисточник. Поскольку игры должны постоянно поддерживать бодрый темп в геймплее и давать игроку каждый раз новые и всё более разнообразные задачи, в них зачастую нет места, чтобы сесть и 50 минут говорить о жизни, жизненных проблемах и устраивать драму вокруг внутренних переживаний персонажей. Не в этом жанре, по крайней мере. Мне нравится, как проблемы Джексона выдвигаются на чуть более передний план, как благополучие их поселения ощущается куда более основополагающей мотивацией для некоторых персонажей. Взять, к примеру, Джесси.

Джесси - пример сериальной интерпретации, которая мне искренне нравится. И это при том, что мне нравится Джесси и в оригинальной игре. Лучший друг Элли, свояк, тот, кто всегда придёт на выручку, стоит только его попросить, смешной, харизматичный и такой добрый. Ни капли не был удивлён, когда он словил хэдшот в нужный момент.
Проблема Джесси в игре в том, что он слишком очевидно носил бы красную рубашку, если бы действие происходило во вселенной Стар Трека. Он был клёвый, да, но его история предсказывается едва ты встречаешь его в Сиэтле, и остаётся лишь ждать, когда игра попробует надавить на чувства.

Судьба Джесси в сериале ничуть не отличается, тем более в свой последний эпизод он не затыкается о том, как "должен выжить". Но на этот раз он представляет собой куда более яркий контраст для Элли. Всё ещё верный друг, но теперь их отношения натянуты. Джесси верен Джексону, он - местная икона альтруизма, отказавшаяся даже от собственных желаний уехать в Мексику с любимой девушкой, только чтобы остаться и помогать людям в общине. С одной стороны, его конфликт с Элли не даёт так сродниться с ним, как моим друганом игро-Джесси. С другой, я слишком люблю его фразу: "Допустим, я уехал в Мексику. Кто спасает твою задницу в Сиэтле?". Покойся с миром, бро.

Сериал вообще добавляет Джексону и персонажам, живущим в нём, куда большей глубины, на что у игры просто не было времени. У Томми теперь есть ребёнок, так что ты веришь, когда он не может отправиться мстить вперёд Элли. Прикольные разногласия Марии и Джоэла порядком веселят. Но лучше всех получился Сет. Старый дед-гомофоб в игре, умеющий готовить сэндвичи, в сериале получает развитие, и какое вкусное! Сперва идеологический противник Элли и внезапный союзник, когда Элли и Дине нужно уйти из Джексона. Его положение в этой истории неоднозначно - он одновременно друг, который понимает мотивацию героев (и, вероятно, зрителя), и одновременно предостережение, ведь возможно Элли не стоит оказываться в ситуации, когда с ней согласен только такой чувак.

Но самое лучшее нововведение в сериале случается в 6-м эпизоде.  Его сюжет полностью посвящён флэшбекам о жизни Элли и Джоэла в Джексоне до событий игры, а главное - он оригинален. Из игры сериал повторяет только сцены в музее и сцену на крыльце, тогда как остальные 80% хронометража - полностью самостоятельный текст. Свободный от необходимости повторять сцены из игры, эпизод показывает нам события, которые было бы чертовски трудно показать в игре, не разрушив при этом её темп. Вот Джоэл обнимает Элли после того, как она выжгла свой след от укуса, чтобы снова носить короткие рукава; вот он застукал её обжимающейся с новой подругой, под кайфом, со свежей татуировкой на той самой руке! Милые, обогащающие отношения и историю персонажей моменты, которые не трудно представить в одном ряду с самыми любимыми моментами из игры.

Сериал работает лучше всего и смотрится свежо в те моменты, когда ему удаётся отыскать пробелы в своём первоисточнике, и изящно заполнить их своей интересной интерпретацией. Проблемы начинают возникать, когда вместо заполнения пустых мест и интерпретации геймплея языком кино, сериал начинает отбирать у первоисточника те вещи, которые делали его столь особенным.

Так почему бы не начать говорить о них с самого бросающегося в глаза мискаста и несоответствия оригиналу во всём сериале?

The Bad

Ага, серьёзно.

Много - и, возможно, излишне много - хейта было высказано насчёт того, насколько Белла Рамзи не походит на Элли из видеоигры. И хотя отчасти это правда, солидная часть этого хейта выглядит, как минимум, не до конца искренней по одной простой причине - вообще никто из каста, блин, не похож на первоисточник!

Окей, Кейтлин Дивер действительно внешне очень похожа на Эбби лицом, но разница между ними всё равно немаленькая. То есть, примерно на полторы головы роста, ведь Эбби в игре обладает выдающейся физической формой, которую нечасто встретишь среди реальных женщин, реже - среди героинь в поп-культуре. Ещё реже, вплоть до того, что мне трудно найти иной пример - среди героинь в видеоиграх.

Мускулы Эбби - важная черта её персонажа. Это внешняя манифестация её одержимости местью, она под ними, как в громоздком панцире, одновременно внушающая опасность, одновременно вызывающая вопросы и недоумение "как ты докатилась до жизни такой?". Хотя грозная и сильная, Эбби выглядит в хорошем смысле неестественно. Мне невероятно нравится этот элемент в её оригинальном персонаже. Он не только ярко выделяет её на фоне всех остальных персонажей, отчасти предполагая интересную схватку с боссом для Элли в первой половине игры, но и психологически обогащает образ Эбби во второй половине, когда ты начинаешь видеть за этими наростами мяса сложную травмированную личность. Контраст, который усиливает впечатление.

Сериал избавляется от этого контраста. Напрочь. Я, ей богу, понимаю, что заставлять актрису тренироваться по супергеройской программе или тратить деньги на CGI или грим - вероятно, нецелесообразно. Моя критика этого элемента носит иной характер. Отобрав важную, сразу бросающуюся в глаза характеристику персонажа, сериал не заменяет её ничем. Вместо одиозной и неоднозначной фигуры, вызывающей интригу в начале игры, сериал представляет нам "The женщину", коих множество среди статистов, чья интрига разоблачается буквально в первой же сцене сезона - мы начинаем сюжета прямо с того, как Эбби клянётся отомстить Джоэлу за убийство её отца. Что странно. Хотя до этого несложно дойти самому, игра была готова раскрыть неоднозначность мотивации Эбби лишь спустя десятки часов после того, как игрок уже привык её ненавидеть. Вопрос "Зачем избавляться от загадки, которая так хорошо работала в игре?" на удивление часто сопровождает просмотр сериала у человека, знакомого с игрой.

Как показывает та самая сцена с гибелью Джоэла - потому что у сериала действительно есть аллергия неоднозначность.

Мне кажется, есть определённая правда в том, как показана смерть Джоэла в игре. Роковая случайность, невовремя сказанные слова, и вот без того напряженная сцена взрывается хаосом и Джоэл оказывается прижатым к стене людьми, которые меньше минуты назад казались дружелюбным спасением. Приглушённое холодное освещение, ледяная корка на окне, витающее в воздухе обещание, что всё это может закончится только жестокостью и кровью - как замечали в интернете, именно так, должно быть, выглядит Ад. Его самый последний круг. По-настоящему болезненная атмосфера. Есть определённая правда в том, как Джоэл понимает, что происходит, лучше, чем кто либо в комнате. Он не святой, он причинил много боли многим людям - теперь его очередь. В ответ на попытку Эбби толкнуть ему свою накопившуюся речь, он говорит "Давай по-быстрому, и закончим с этим". Никакого притворства, никакой "веры во спасение" и никакой слабости. Все всё понимают.

Чтоооо ж, "все всё понимают", да? А как насчёт добавить немножко ясности? Буквально - смерть Джоэла в сериале происходит в ярко освещённой зале с блестящим видом на чудесный горный пейзаж и лыжный спуск. Одной из самых продающих фич в сериале, по заявлениям авторов ещё с первого сезона, является его реалистичность. Споры, видите ли, жутко нереалистичны и не будут работать в реальном мире (до второго сезона, по крайней мере), поэтому мы от них избавимся. Что ж, сцена смерти Джоэла выглядит весьма реалистично. В плане, я готов поверить, что такие места есть, их можно посетить, и, наверняка, если бы мужика били клюшкой в реальной жизни - 100% так бы всё и выглядело, никаких претензий к достоверности. Всё равно выглядит гораздо скучней.

Не говоря уже о том, что Эбби всё-таки толкает свою речь! Здешний Джоэл отличается не только чрезмерной сексуальностью и милотой Педро Паскаля, он ещё и прекрасный слушатель, галантный кавалер, который ни за что не будет перебивать женщину, даже если та прострелила ему дробью колено. Вместо жестокой и наполненной животной злобы расправой в игре, местная Эбби почти 10 минут рассказывает Джоэлу о том, как же долго она этого ждала и готовилась. Я почти рад, что ей убрали мускулы, иначе она наверняка рассказала бы и про диету, которую использовала. Могу лишь сказать, что когда Джоэл всё-таки произносит свою коронную фразу "Давай закончим с этим!"... друг мой, воистину лучше поздно, чем никогда.

Второй сезон TLoU имел перед собой невероятно трудную задачу адаптировать игру, в которой геймплей несёт основную функцию донесения смысла до игрока, через язык кино. Оттого вдвойне странно, когда этот язык кино на проверку оказывается гораздо сильнее в игре, которая также преследует цель выглядеть реалистичной, но использует в разы больший спектр художественных приёмов и технических решений.

За исключением случаев, когда сериал вдруг решает, что ей хочется быть лучше, значимей, масштабней.

Одна из самых эпичных сцен не только в сериале, но и во всей франшизе TLoU, случается во втором эпизоде и демонстрирует оборону Джексона от целых полчищ заражённых зомби. Это яркая и захватывающая битва, происходящая одновременно со сценой смерти Джоэла, которая заставляет вспомнить лучшие моменты из предыдущего хита HBO "Игра Престолов". И ничего, что у некоторых персонажей очевидная сюжетная броня в реалистичном сериале - главное, что сцена оставляет после себя уйму впечатлений, выглядит превосходно, дорого, значимо.

Нах*р не нужна сериалу, конечно, но всё же.

Для одного из самых масштабных изображений атаки зомби во всей вселенной TLoU, осада Джексона не несёт практически никаких реальных последствий для сюжета, который впредь следует сценарию игры. Сколько миллионов было потрачено на эту сцену? Массовка, эффекты, грим - всё это выглядит шикарно, что подразумевает огромные вложения реальных средств. Я не переживаю о том, сколько тратит HBO, но мне интересно не было бы целесообразней потратить весь этот бюджет на что-то более существенное для сюжета сериала? Обогатить виды Сиэтла, добавить экшен-сцен, снять ещё хотя бы две серии, раз вам не хватало времени на раскрытие персонажей и смыслов. Но хэй, по крайней мере об этой битве неделю поговорили в твиттере.

Одним из преимуществ сериала, по заявлениям его создателей, является то, насколько больше времени у сериала на то, чтобы зарываться в детали событий и персонажей. В отличие от игры, они говорят, в сериале гораздо больше места для исследования побочных сюжетов, для углубления имеющихся отношений и эпизодов. Вероятно, именно поэтому сериал начинает уделять внимание войне Серафитов и WLF сразу как только Элли и Дина оказываются в Сиэтле.

У меня есть претензия к заявлениям о том, что у сериала гораздо больше времени на раскрытие деталей сюжета, чем у игры. Потому что это неправда. Это у фильмов меньше времени на раскрытие этих вещей. Игры могут длиться сколько угодно. Проблема, как уже было сказано, заключается не в количестве часов, сколько может длиться игра, но в темпе - как сделать каждый час этой игры таким же бодрым и вовлекающим, как и все другие. И только представьте себе, к сериалам это тоже относится!

Вся первая половина игры полностью была сосредоточена на путешествии Элли и Дины сквозь раздираемый войной Сиэтл. Однако, о том, что война вообще происходит игрок узнавал не сразу,  собирая картинку по кусочкам, пока осознание масштаба творящегося безумия не прилетало Элли стрелой в колено. Опять же, есть какая-то правда в том, что всё это происходит именно так. Первая половина игры не даёт ощущение полной картины по той причине, что эта картина абсолютно не важна и неинтересна её героиням, которые пришли в город исключительно совершить месть над одной большой женщиной. Эта разница в том, насколько важны внешние события для сюжета, потом производила неожиданный эффект во второй половине - когда становятся понятны масштабы конфликта, когда начинаешь осознавать количество фигур на доске и поток смертей с обеих сторон, квест Элли, которым она одержима, кажется... мелочным. Достичь этого эффекта, игре помогает то, насколько терпеливой она на удивление оказывается, чтобы достичь максимальной отдачи и целостной картины у игрока, который прошёл её полностью.

Сериал же не может дотерпеть, чтобы не представить одну из своих самых важных и загадочных фракций, ещё до того, как Элли и Дина войдут в чертов Сиэтл. 

В отличие от игры, которая намеренно скрывает все детали своего масштабного конфликта до тех пор, пока они не начнут иметь значение, сериал старается держать зрителя в постоянном курсе кто кого атакует, какой у кого план, кто во что верит, где этот чувак служил кучу лет назад, какой лор у этой бабки, а влюблён ли Айзек в Эбби? Не спорю, HBO удаётся создать в голове у зрителя понимание того, что происходит, конфликт Шрамов и WLF и в игре не отличался излишней сложностью, но типа... а зачем? Не только такой подход рушит загадочность Шрамов (в игре они атаковали внезапно и были полной неожиданностью для игрока, в глазах которого эти черти возникли буквально из ниоткуда и открыли на Элли внезапную охоту), он ещё и монументально рвёт в клочья весь темп повествования вокруг пути Элли и Дины.

Множество слов уже давно было сказано про то, как игры порой злоупотребляют записками для донесения информации до игрока. Когда они не работают, они останавливают темп геймплея, являются сущей графоманией и при этом рассказывают про что-то абсолютно неинтересное. Записки в TLoU 2, как мне кажется, по большей части работают, как надо. Цель записки, например, от лица проигрывающего бойца FEDRA в том, чтобы показать брутальность восстания Айзека. В то же время записки, оставленные солдатами WLF и Серафитами часто брали на себя очеловечить свои фракции и дать болванчикам, чья роль ловить головой хэдшоты, человеческое лицо, которое можно нацепить на эту голову. С помощью записок игре удаётся создать у игрока образ большого мира вокруг и дать ему инструменты, чтобы предположить, как дела обстоят за рамками целеустремлённого восприятия её главных героев. Потому что сколько бы не было денег и сил вложено в игру, одно всегда верно: воображение будет богаче.

Сериал порой ставит себе цель экранизировать не только игру перед игроком, но и результаты его воображения. Иногда у него получается, окей, сцена с подрывом грузовика наверное смотрится достаточно уместно, как открывающая сцена для первого дня в Сиэтле. Но нам правда нужно было увидеть, как какую-то бабку допрашивают о том, почему она закрыла подвал больницы на карантин со всеми подробностями её жизни? Нам необходимо знать, что Айзек и WLF собираются атаковать остров Серафитов прямо перед тем, как Элли отправляется в погоню за Эбби?

Дело даже не в том, что сериал делает попытку расширить свой сюжет уже в первой половине - можно было бы рассказать о факте карантина в подвале через pov Норы, которая сыграет важную роль в концовке эпизода. Проблема в том, что каждая из этих сцен не связана с интересным зрителю сюжетом никак. Вот ты смотришь, как Элли и Дина пробираются сквозь Сиэтл, влюбляются, сражаются и грустят о Джоэле, а вот ты 5 минут слушаешь рекламу сковородок от Айзека. Наконец, раз записки работали непосредственно с воображением игрока, оставляя ему пространство на большом холсте для заполнения собственной интерпретацией событий, теперь, когда это место занято буквальными сценами, детально описывающими эти события, на холсте больше не остаётся места для участия зрителя. Всё понятно и так, никакой недосказанности, никакой интриги, спасибо.

Что ж, теперь, когда разобрались с деталями и мелкими придирками, время поговорить о главном. Время поговорить об Элли и  The Last of Us Part II.

The Ugly

Хмм... Нет. Знаете, что? Нет, всё ещё рано. Сперва хочу поговорить о кое-ком другом, кто на этот раз вызывал едва ли не столько же споров вокруг себя, сколько вся оригинальная игра в момент своего выхода.

Проблема с Беллой Рамзи в том, что она столь очевидно не Элли из оригинальной игры. Что, на самом деле, не так уж хорошо объясняет то количество хейта, свалившегося на неё, потому что, повторюсь, никто из каста не похож на первоисточник. Эбби подходит по характеру, но полностью мимо по внешности. Джоэл куда мягче, куда более добрее и куда более Педро Паскаль, чем в игре. Даже Дина, которая в сериале вызвала у большинства только положительный отклик, разительно отличается от своего оригинала. Так в чём же дело и каковы причины такого хейта... кроме достаточно очевидных?

Проблема того, что Белла Рамзи очевидно не Элли из игры отнюдь не в том, что игроки привыкли к определённому образу, хотя и не без этого. Проблема в том, что играя столь отличающуюся во многом Элли, Белла оказывается в довольно сковывающем положении, когда ей нужно играть что-то своё, чтобы выглядеть убедительно, пока история, следующая за первоисточником в удачные дни, требует от неё играть ту самую Элли.

Элли в игре злющая! Её физическая форма может и не выдаёт в ней сурового бойца, но встретившись с ней в тёмном коридоре, держащей весь свой арсенал наготове, вероятность испражниться всё ещё высока. Белла попросту не выглядит такой угрожающей. Она гораздо меньше, её лицо гораздо невинней. Встретиться в тёмном коридоре с этой Элли по впечатлениям будет равно оказаться на мушке у носящего перевешивающий его портфель первоклассника. Это всё ещё немножко стрёмно, да, но с другой стороны, LOL, не правда ли?

Решение, конечно, не в том, чтобы менять главную актрису уже во втором сезоне. Ещё и потому что Белла замечательно отыгрывает юную Элли, что добавляет нюансов к ситуации. Скорее, единственное решение могло быть в том, чтобы дать ей играть свою Элли до конца. А это легче сказать, чем сделать.

Одна из основных претензий, часто звучащая в сторону Беллы Рамзи, в том, что она не умеет играть, что она деревянная в своих сценах. Что ж, избегая называть эти утверждения ложью, я, переживший 7 серий этого уныния, не питающий к сериалу никаких тёплых чувств, хотя бы рискну утверждать, что они, как минимум, неправда. Причина тряски, мне кажется, зачастую не в том, как Белла играет (некоторые сцены с ней до мурашек пробирают от её игры), но в том, что она играет совсем не то, что некоторые от неё ждут. В плохом смысле.

"О, она смотрит на могилу Джоэла и даже не проронила слезинки, так не горюют!", "Фи, она тут смотрит в одну точку, пока рассказывает о том, как мучила женщину, в игре было не так.", "Конечно, это не её вина, что она не отклонила главную роль в крупном сериале. С другой стороны, ты когда-нибудь думал о том, какую рожу она скривила на 37:04:005:02678 в этой экшен сцене, в одном промежуточном кадре, который я выхватил специально с целью посмеяться? Пфф, так плохо сыграть ещё надо уметь, am I right?".

Кто-то безумно остроумный

Часто всплывающая проблем на каком-нибудь "Оскаре" или "Золотом глобусе", когда награждают актёрскую игру, в том что перевес голосов часто отдаётся наиболее "громким" работам. Обывателю гораздо проще заметить работу актёра, когда он орёт в камеру, плачет в три ручья или страдает так, что возбухают вены на лбу, чем более сдержанную и тонкую работу с образом. Большинство из нас так или иначе, при оценке игры актёров, в основном исходят не столько из глубокого анализа каждой сцены, сколько из вайбов "верю я ей или нет".

Я честно признаю себя грязным невежественным обывателем, а потому не рискну называть работу Рамзи невероятно тонкой работой с образом, но я по крайней мере могу сказать, что я верю ей... в большинстве сцен.

Взять ту же сцену, где она "смотрит в одну точку". В игре эта сцена выглядит куда выразительней, дороже. На лице Элли целая буря эмоций: сожаление, разочарование, страх. В противовес, у Беллы каменное, не выражающее никакой конкретной эмоции лицо на протяжении всей сцены (пока она не поворачивается к Дине, впрочем). Значит ли это, что она не умеет играть? Отнюдь нет, просто играет она совсем иную эмоцию, чем те, что были в игре - диссоциацию. Если в игре Элли рассказывала Дине о том, что сделала, чтобы облегчить душу и выговориться о том, что раздирает её изнутри, сериальная Элли использует своё признание, как своего рода явку с повинной - возможно, это то, кто она есть, и возможно, что Дине не следует находиться с ней рядом. Попытка оттолкнуть от себя человека, чтобы защитить и его, и себя от дальнейшей боли. Разные цели диктуют разную режиссуру одних и тех же сцен.

Или как насчёт, наверное, моей любимой сцены в исполнении Разми - сцены допроса Норы. Ситуация почти та же: на лице игровой Элли одна эмоция сменяется другой, игрок наглядно видит, как она проделывает внутренний путь от ненависти к Норе, до осознания, что её цели - члены группы Светлячков, которых убил Джоэл в злополучной больницы, до решения всё-таки продолжить преследовать свою месть, несмотря на это. На контрасте с такой экспрессивной мимикой, единичная, удерживающаяся на лице Беллы на протяжении всей сцены одна эмоция действительно смотрится бедно. Для кого-то. Я же едва ли не в первый раз за весь сезон был по-настоящему заинтригован этой новой Элли.

Холодная, непреклонная целеустремлённость и прожигающий взгляд предполагает образ совсем иной Элли, чем в игре - эта Элли даже не дрогнула, когда была обронена информация про Светлячков. Эта Элли, в момент совершения насилия, выбирает методичность.

В интервью к первому сезону, Крейг Мейзин, рассказывая о сцене, где Элли внимательно, с интересом наблюдает за заражённым, чья голова проткнута, но он всё ещё жив, делится своей интересной интерпретацией: этой Элли, по его словам, отчасти нравится совершать насилие. Речь не столько о бессмысленной жестокости и какой-то психопатии, конечно, и Элли всё ещё хочет видеть себя хорошим человеком и героиней в сериале тоже. Однако иногда, в краешке глаза, сериал даёт зрителю заметить нотки некоторого садизма в её персонаже. На такой внутренний конфликт было бы невероятно интересно посмотреть!

Так что, не то чтобы проблема в том, что новая Элли не может сработать или актриса недостаточно отыгрывает, но в том, что история The Last Of Us Part II по большей своей части повествует совсем о другой Элли. Чтобы произвести тот же эффект, что и игра, создателям стоило подстраивать историю под новую интерпретацию вместо того чтобы пытаться совместить две очевидно разные вещи. Что уже звучит невероятно сложно и рискованно, но стоит иметь в виду и то, что новая Элли должна предложить не только новую историю, подходящую ей, но и историю настолько же интересную и интригующую, чтобы потягаться с предыдущей. И вот это - задача почти неподъёмная даже для опытной команды, которая прикладывала бы для этого все свои усилия. А мы сегодня говорим не о такой.

Наконец, если бы я и хотел донести этим пассажем какую-то мысль о ситуации вокруг актрисы сложнее "не знаю, а мне норм", то я выберу следующее: можно легко критиковать актёров, их игру, сериал, его художественные решения, его съёмочную команду, сценарий и режиссуру... и не быть при этом козлом.

А вот теперь поговорим об Элли.

Поскольку вся история TLoU 2 зависит от Элли и исследования её персонажа, её отношений с Джоэлом, проблемы с Элли от HBO оборачиваются проблемами для всего сериала.

Чего я искренне не понимаю, так это решения сделать Элли гораздо более... комедийным персонажем. Белла Рамзи успешно передаёт глуповатость и детскую игривость своей Элли, но я не уверен, что это те качества, которые удачно ложатся на мрачную историю о мести, полной убийств, потерь и жестокости. Они даже плохо ложатся на саму Элли Беллы Рамзи - в первом сезоне того же сериала юную Элли тренировали лучшие учителя FEDRA, она была первым кандидатом в будущий лидерский состав организации, она была способным, умным и упорным воином. Во втором сезоне Элли отправляется через пол-страны одна, без карты и припасов, в тоненьких кроссовках. Ни игра, ни даже первый реалистичный сезон от HBO не издевались над ней так сильно. Особенность Элли в оригинале (и первый сезон понимал это) была не в том, что она тупая и бросается в драку, не думая, но в том, что она целеустремлённая, но импульсивная и всегда предпочитает действие бездействию.

Поскольку Элли теперь ребёнок и ведёт себя так, будто ей всё-таки успели удалить половину мозга, их отношения с Диной также стали... иначе. Дина принимает все важные решения, составляет планы, придумывает тактики боя и в целом, кажется, заинтересована в мести за Джоэла в разы больше, чем Элли. По словам Крейга Мейзина, их динамика в сериале это что-то вроде отношений "матери с дочерью"......... О-окей.... That's a choice. Поскольку Элли и Дина теперь начинают свои бурные отношения только в Сиэтле, эффект, который это оказывает на сюжет, сводится к тому, что первые два дня посвящены не столько их новой динамике, откровениям друг с другом и ностальгии по Джоэлу, что в игре очень хорошо настраивало тон и всё ещё было сконцентрировано на основной мотивации героев, сколько "весёлым приключениям Элли и Дины на развалинах цивилизации".
"Две непохожих девушки отправляются мстить за смерть близкого человека, только чтобы найти на своём пути опасности, приключения, удивительные чудеса, оставшиеся от погибшего мира, и возможно... любовь".

Самая ужасная сцена, рождающаяся из этой динамики - и вне конкуренции самая худшая сцена во всём сериале - происходит между ними в 5-м эпизоде, где Дине... приходится упрашивать Элли остаться мстить. Цитата Элли:

Мы не должны быть здесь. Нам не стоило сюда приходить, мне не стоило тащить тебя за собой, ты беременна! Что же я делаю?!
Дина, ты хочешь вернуться? Я отведу тебя домой, тебе не нужно следовать за мной.
Я такая тупая...

Элли, HBO The Last Of Us

Мне трудно передать словами насколько выбешивает меня эта сцена. В оригинальной игре Элли очень в штыки воспринимает новости о беременности Дины, срывается на неё, т.к. это затруднение для её кровавого квеста. Это источник конфликта для влюблённых, Элли всё равно продолжает видеть цель и не видеть препятствий. Я, игрок, конечно тоже думал "Что же ты делаешь, Элли? Неужели это того стоит?", но я также был рад, что у игры нашлось чувство вкуса и писательской компетентности оставить додумывать эти вопросы мне и моему моральному компасу, нежели вываливать их мне в лоб на бумаге, боясь, что я не дойду до них самостоятельно.

Типа... эх, в обсуждении этой сцены в Making the episode одним из самых восхитительно ярких и откровенных тезисов является объяснение авторов "Ууу, мы видим, как Элли взвешивает слова Дины и принимает решение! По сути, мы видим как именно здесь начинается погоня Элли за местью!". Пффф, excuse moi? ЧТО?! В каком смысле она "здесь начинается"?! А до этого что было?!

В отличие от сериальной Элли, которую нужно уговаривать, чтобы она не ушла домой, Элли в The Last of Us Part II - один из самых неоднозначных и убедительных персонажей видеоигр, оставляющая после себя к концу игры горы жестоко убитых трупов. Той игре нужно это ультранасилие. Одним из самых громких среди плохо обоснованных критицизмов к игре являются утверждения вроде "Это очередная игра про то, что месть - плохо, она осуждает игрока за убийство врагов, хотя сама строит на этом геймплей и сочно анимирует каждое убийство, а ещё заставляет врагов кричать свои имена и заставляет нас убивать собачек, всё чтобы назвать игрока скотиной". Мне такая интерпретация всегда казалось невероятнейшим упрощением месседжа игры - игры, которая не столько про "месть - эт плохо, п'нятненько?", сколько про то, что месть делает с человеком, преследующим её, как легко перестать видеть в другом человека и самому потерять свою человечность, погрузив себя в цикл насилия.

Геймплей TLoU 2, состоящий в основном из кровавого экшена, таким образом прекрасно дополнял эту идею. Игроку необходимо сперва увидеть и ощутить последствия непрекращающегося насилия, осознать, насколько намеренным является каждый шаг, чтобы потом прийти к своим выводам о нём. Враги, которые выкрикивают имена друг друга в панике, к гневе или от горя - не для того, чтобы обвинить игрока в их смерти, но скорее, чтобы показать какую цену мир вокруг платит за неспособность людей остановиться нападать друг на друга. Игрок исполняет убийства на контроллере, да, но решения полностью на персонажах игры. Способность игр поставить игрока на место этих неоднозначных персонажей, показать события с их точки зрения столь интимно близко игроку - и есть магия видеоигр.

За три дня в Сиэтле счётчик убийств Элли в игре, кажется, стучится в потолок сотни. За те же три дня Элли от HBO убивает человек... четыре? Одну по чистой случайности - ей не повезло стоять на траектории пули, которую выстрелила Элли в целях самозащиты. Три намеренно убитых! Хотя, стоп, Элли признаётся Дине, что не добила Нору в подвале, а оставила умирать одну после пыток, что, видимо, считается за более морально-нравственный поступок в глазах сериала. Так что два трупа - Оуэн и один чувак на телестанции. Вот это резня!

Из всех спорных и откровенно неудачных решений сериала, решение попытаться оставить Элли приятным для зрителя персонажем, сгладить все острые углы, в попытках предвосхитить все споры, так бурно горящие вокруг игры до сих пор - самое разрушительное. Оно напрочь разрывает саму ткань истории, её мотивацию, мотивацию зрителя смотреть за ней. Белла Рамзи может играть сколько угодно хорошо, сколько угодно плохо, в сериале может происходить всё что угодно - без движущей силы, коей был персонаж и одержимость Элли, и когда персонажи сами не знают, так ли сильно они хотят действовать - ничто просто не имеет смысла.

Мне до сих пор с трудом верится в то, насколько сериалу не удаётся воспроизвести хотя бы толику эффекта игры. В сети блуждают отрывки с тренировками Беллы Рамзи ко второму сезону - в них она и её инструкторы разыгрывают изматывающее, яркое сражение, которое было бы легко представить в геймплее оригинала. Есть также и отрывок, показывающий, что убийство Оуэна и Мэл в сериале также было очень похоже на то, что было в игре. У них очевидно была подготовка, инструменты и намерение сделать похоже. А потом они решили сделать иначе.

В последней серии сериала от HBO есть ещё одна оригинальная сцена, сделанная специально для экранизации. Отправившись на лодке в "логово" Эбби в морском парке развлечений, Элли попадает в шторм и очухивается на острове Серафитов. Там её сразу ловят, готовятся убить, но атака войск WLF на другом конце острова прерывает экзекуцию, так что культисты просто бросают Элли и уходят (WTF?!), а та возвращается к лодке и отправляется в парк.

Называя эту сцену "оригинальной", я всё-таки лукавлю. В Making the episode говорится, что похожую сцену когда-то планировалось реализовать и в игре, но у них не хватило времени, не хватило средств, не было понятно, где найти место для этой сцены, поэтому она так и не увидела свет. До выхода сериала.
Ага, как же! Я думаю, мы все достаточно взрослые, чтобы не верить на слово промо-материалам. Я подозреваю, что сцены на острове не было в игре по той же причине, по которой она смотрится так инородно в сериале - потому что она не нужна. Она тупая. И лишь тратит время.

Мы говорили о том, как сериалу не удаётся экранизировать геймплейные элементы вроде обилия схваток, как он пытается работать с элементами, вроде записок, и перебарщивает, ломает темп и повествование, и о том, как из-за разрушения персонажа Элли ломается весь посыл, месседж и тема, движущая историю вперёд. Остров Серафитов, на мой взгляд - это другое. Это сериал, который пытался переиграть свой первоисточник, предложить новый взгляд и настаивать на своём видении, обнаруживает себя загнанным в угол, не способным сказать или добавить ничего существенного или нового. Поэтому он берёт вырезанную сцену из игры - буквально залезает в бак с выброшенными отходами, надеясь наскрести хоть что-то субстантивное, хоть что-то, что выделит его на фоне оригинала, только чтобы оказаться на самом дне.

Это неудачная экранизация. Но хуже всего - это невероятно унылый сериал.

Мне интересно представить, как выглядела бы успешная экранизация The Last of Us Part II. Какие задачи стояли бы перед ней? TLoU 2, её персонажи, её месседж в первую очередь подкрепляются геймплеем. Мы видим трудности, через которые проходят персонажи, и проходим через них с ними. Итак, много боёв, чтобы тренировки актёров окупились, много насилия и крови, так? Отнюдь не факт. Особенность игр и их геймплея в том, что игрок ощущает ставки - ему нужно экономить ресурсы, продумывать маршрут и хореографию боя. Даже если смерть всего-лишь отправляет на щедро расставленные чекпоинты, поражение всё-равно ощущается явственно. Это помогает расставить множество интересных боёв на протяжении всей игры.

Теперь представим сериальные экшен-сцены. Штук пять. Подряд. Весь эпизод экшен-сцен, почему бы и нет. Поскольку кино - пассивное развлечение, ставки ощущаются зрителем не так сильно. Не говоря уже о том, что куча экшен-сцен без серьёзных изменений, не подпитываемые постоянно развивающейся историей персонажей будут выглядеть довольно уныло. Сериалу от HBO не удаётся перенести и толику игры в формат кино, даже с точки зрения хорошего кино, но даже если бы он старался, сам перевод игры на язык кинематографа - довольно хитрый нестандартный процесс.

Скорее, мне кажется, идеальная экранизация TLoU 2 должна выглядеть как какое-то смешение Сикарио и Дитя Человеческое. Давящая атмосфера, сложные темы, диалоги, в которых звучащие слова столь же богаты подтекстом, сколько и те, которые оказываются непроизнесёнными. Сериал, который бы существенно отличался от игры, и тем не менее был верен её идеям, персонажам и смыслам.

Когда выходила первая The Last of Us многие заявляли, что игры наконец оказались художественно на одном уровне с кино, и эта игра выглядела бы идеально, как драма от HBO. Теперь у нас есть TLoU, как драма буквально от HBO, и она лишь служит доказательством, что оригинальная TLoU всё-таки лучше.

HBO The Last of Us Part II тогда - это доказательство того, что игры ушли ещё дальше. Сегодня лучшие игры с кино больше не сравнивают. Лучшие игры, как показывают прямые сравнения, уже давно вне конкуренции.

Спасибо за прочтение!


3.6K
4.0
3 248 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Очень интересный текст! Вообще, говоря про первый сезон, хочу сказать, что некогда я начал написание масштабной рецензии, в которой я пояснял, что, на мой взгляд, не так с этой экранизацией, разбирая каждый эпизод. К сожалению, запала не хватило на анализ последних трех серий, но текст все еще лежит (возможно, опубликую его в каком-нибудь виде/допишу, но только не сегодня).

Если коротко: возможно, это действительно одна из лучших экранизаций видеоигр, однако даже подобное перенесение истории в формат другого медиума вызвал у меня кучу вопросов. Основные претензии с моей стороны заключается в том, что первый сезон уделяет ОЧЕНЬ много времени раскрытию второстепенных историй. И дело не в том, что дополнительные сюжетные ветки вышли плохими — напротив, за ними интересно наблюдать; однако за всей этой проработкой сторонних сюжетов для меня потерялось главное — динамика отношений между Элли и Джоэлом. Ну не верил я в конце первого сезона в финальный диалог между двумя главными героями, в то время как в видеоигровом формате он стабильно вызывает сильные эмоции.

Сделаю ремарку, что некоторые дополнения, привнесенные в сериал, показались мне очень удачными, и я бы даже хотел, чтобы они нашли свое место в игре. Навскидку вспоминается расширенная версия пролога. Возможно, я какой-то не такой, но на сцене смерти Сары в игре я всегда сижу с покер-фейсом. Безусловно, это очень грустная ситуация, однако у меня не возникла эмоциональная привязанность к ее персонажу за время видеоигрового вступления. В сериале же эпизоды из семейной жизни Джоэла и Сары были расширены, и та самая сцена все-таки наконец смогла вывести меня хоть на какие-то эмоции.

Еще бОльшим ударом клюшкой по моим ожиданиям было то, что характеры персонажей были, на мой взгляд, сильно видоизменены. Джоэл стал куда более чувственным, ранимым. Да, сериальная и видеоигровая версии этого персонажа имели свои моменты слабости, которые проявлялись при взаимодействии с близкими (Сарой, Томми и в дальнейшем с Элли), но здесь есть фундаментальная разница: оригинальный Джоэл был ОЧЕНЬ закрытым в себе персонажем. Это очень суровый мужик, который был прагматичным и рациональным еще до наступления постапокалипсиса (Вспоминаем, как он сказал Томми проезжать мимо семьи, которую они могли взять с собой на машине после начала эпидемии; а также определенную травму, связанную с уходом его жены из семьи). Спустя 20 лет после вспышки инфекции его черствость достигла немыслимых границ — и это нормально, за это (по крайней мере лично мне) и нравится Джоэл.

В сериале же помимо, условно скажем, смазливой внешности Паскаля добавились моменты, когда Джоэл… испытывает сердечный приступ, связанный с тем, что он видит в Элли Сару?.. Прелесть видеоигрового Джоэла в том, что игрок считывал ту же самую информацию на внутреннем уровне: вместо проговаривания того, что чувствует персонаж в данный момент, игра фокусировалась на едва уловимых эмоциях героев.

Элли тоже подверглась «редактуре». На мой взгляд, в сериале ее сделали куда более похожим на… ребенка, что ли. Сериальная итерация персонажа проходит через все те же тяготы жизни, что и видеоигровой оригинал, однако у меня создается впечатление, что на героиню в экранизации эти травмирующие события не оказали никакого воздействия. Видеоигровая Элли вела себя как человек более старшего возраста, что, учитывая специфику ее жизненного пути и реалии окружающего мира, выглядело органично. В сериале же, на моей памяти, у нее куда больше «детских» реакций на те или иные события. (Предвосхищая юморески в сторону многострадальной Беллы Рамзи, отмечу, что проблема видится мне в первую очередь в сценарии сериала. Если в скрипте не написано, ЧТО должна изобразить актриса, то каким образом она должна отыграть ту или иную эмоцию? Именно что проблема со сценарием, на мой взгляд, является главной, и во втором сезоне это заметно еще больше).

И в полной мере измененные характеры героев проявились во втором сезоне сериала, однако этому, пожалуй, я посвящу отдельный комментарий.

Я подозреваю, что сцены на острове не было в игре по той же причине, по которой она смотрится так инородно в сериале — потому что она не нужна. Она тупая. И лишь тратит время.

Абсолютно верно подозреваешь. Дракманн и Гросс в режиссёрских комментариях в Part II Remastered рассказывали, что Элли должна была попасть на остров к Серафитам и увидеть их мирную жизнь. Но эпизод вырезали, потому что посчитали, что он ничего не добавляет основной сюжетной линии

Текст крутой, размышления интересные, спасибо за блог!

Мне поначалу невероятно нравился первый сезон с его опенингами до апокалипсиса, с его 3-й серией. Как будто у них было намерение значительно расширить тематические аспекты игры, но не за счёт наваливания новых сюжеток, а за счёт установления связи между микрокосмическим сюжетом Элли и Джоэла и макрокосмическим разрушением мира, каким мы его знаем. Вот этой идеей я был так заинтригован, что в какой-то момент рискнул предположить, что у сериала всё же есть шанс превзойти оригинал.

А потом он вдруг стал невероятно сдавать. Сначала стало понятно, что, наверное, никакой тянущейся через сериал связи между приключением двоих и наступлением апокалипсиса всё же не будет, и те опенинги — были просто специями для вкуса, но дальше они с ними не пойдут. Потом — и это было самым для меня удивительным — сериал стал просто хуже быть написан, чем игра. Вся зимняя часть, например. В игре — напряженная, суровая, с крутым злодеем, которого игра представляет так, что мурашки по коже пробегают. В сериале это какое-то уныние, и сцены с Дэвидом Элли — полностью мимо. Ну и под конец стало понятно, что сериалу не удалось повторить самого главного — ощущения глубокой привязанности между Элли и Джоэлом. После этого о статусе «лучшей экранизации игры», конечно, всё ещё можно было говорить, но только с рядом прискорбных оговорок.

Во втором сезоне Элли отправляется через пол-страны одна, без карты и припасов, в тоненьких кроссовках. Ни игра, ни даже первый реалистичный сезон от HBO не издевались над ней так сильно.

В кедах Converse* — жутко неудобной обуви. Резиновый чехол для ног скорее. Но стильный, поэтому я относился к ним в игре, как к условности стилизации персонажа. Типа как к красным перчаткам Фейт с Mirror's Edge, из-за которых она выделяется на фоне белых крыш, хотя вроде как должна быть тенью.

В сериале было смешно, когда Дина указала Элли на нелепость выбора обуви. Типа (само?)ирония и + способ оправдать «нужность» спутницы в путешествии.

Но самое лучшее нововведение в сериале случается в 6-м эпизоде. Его сюжет полностью посвящён флэшбекам о жизни Элли и Джоэла в Джексоне до событий игры, а главное — он оригинален.

Понимаю что это вкусовщина, наверное, но мне из нового понравилась только линия «bigot»-мужика. После того как он помог Елли покинуть Джексон вопреки его отношению к ней, теперь кажеться что в игре он был вообще не нужен. Плюс это еще и одна из тем игры: не суди по обложке.

А 6 эпизод может и хороший, но настроение я не поймал. Ведь в игре весь флешбек я чувствовал то, что и нужно было чувствовать: «Он умер. Его больше не будет. Его у нас забрали. Понимаю тебя Элли. Хорошо что она провела с ним хоть какое-то время, и я рад что нам это показали»

В сериале же: «Педро хорошо играет. Интересно как сериал без него выживет. Элли не тянет же. А я уже и забыл, ведь давно не видел их вместе, на контрасте.» Но скорее всего это на фоне того что «я в это уже играл». Хотя опять же, при перепрохождении — я всёравно чувствал то же самое «спасибо за этот сегмент Нил. Он важен, потому новых сцен с Джоэлом уже никогда не будет. Это же и значит — смерть».

И больше всего меня разочаровал конец. Всю игру за Элли мы «мстим». После Эбби — мы уже не мстим, но понимаем Элли. Она 15 часов не видела изменений Эбби, как мы. Но почему-то всёравно не убивает Эбби. Ей полностью пофиг на её судьбу, она разбита. Почему? Почему она вспомнила Джоэла? И в сааамой последней сцене вымотавшей меня (и Елли) игры — показывают лучшую сцену во всём медиа, за всё существование самого медиа (имхо, понятное дело. Кунгуров так же считает). Сцена с «я попытаюсь», от которой чувствуешь что-то такое, чего не описать. И некое облегчение, и боль, что она это сказала только сейчас. Когда времени у них уже не осталось. У неё нет больше Джоэла, и она его не ценила, пока могла. И играть его песню она уже не может… Значит это была не месть. Элли зла на себя была. Титры.

Сериал же показывает сцену, которая полностью переворачивает игру, и понимание сюжета — в 6 серии из 20+. Ну… А зачем смотреть дальше? Я уже понял что Элли зла на себя. Понял мотивацию Эбби, но мне всё еще срать на неё. Её смерть меня не волнует.

А еще сцена поставлена сильно хуже (как и все остальные). Джоэл рыдал, жаль бедолагу. В игре Джоэл как мужик сказал «сделал бы еще раз, не жалею», и лишь слегка сорвал голос… Но это неудивительно, ведь Джоэл у нас милашка тут. Ходит к психотерапевту и губами ПРОИЗНОСИТ что Элли ему как дочь, и что он любит её. Ну знаете… Мало ли кому-то непонятно...

Вместо жестокой и наполненной животной злобы расправой в игре, местная Эбби почти 10 минут рассказывает Джоэлу о том, как же долго она этого ждала и готовилась

А еще они очень миленько дают снотворное Дине. Мили. В игре Томми чуть не убивают серией ударов оружием по голове. Им не важна была его жизнь. Они не собирались его убивать, но если умрет — таков путь. Негатив к Эбби нулевой вообще. Даже у Элли с её ожиданием решения совета Джексона, и с упомянутым «Я буду папой. Давай вернемся».

Одним из самых громких среди плохо обоснованных критицизмов к игре являются утверждения вроде «Это очередная игра про то, что месть — плохо, она осуждает игрока за убийство врагов, хотя сама строит на этом геймплей и сочно анимирует каждое убийство, а ещё заставляет врагов кричать свои имена и заставляет нас убивать собачек, всё чтобы назвать игрока скотиной».

Это хейт игры, и не более. Ведь:

1) Тейком «очередная игра» (книга, фильм, музыка и т.д.) можно развалить впринципе что угодно. Тейк на уровне «лучше бы делом занялся, а не вот это вот»

2) Тейк от человека, который не понял игру. Не хотел понять. «Circle of violence» — слоган рекламной кампании игры. Т.е. не надо даже играть в игру чтобы это «знать».

3) И всё же игра не про месть) Но чтобы это понять — надо понять почему Элли не убила Эбби. А для этого надо «впустить» в себя игру. А не придираться к «повесточному сонибойскому кинцу».

4) Как хорошо что в нашем мире нет мести и войн. Ведь уже всем дошло что это плохо, и можно не писать об этом. Дошло ведь?

Теперь представим сериальные экшен-сцены. Штук пять. Подряд. Весь эпизод экшен-сцен, почему бы и нет. Поскольку кино — пассивное развлечение, ставки ощущаются зрителем не так сильно.

Как человек который брал отпуск, чтобы пройти игру на релизе — добавлю еще от себя. После того как привык к техническомкому «Вау» в игре, смерти Джоэла — игра не отпускает. Я 3 дня проходил игру с перерывами на сон, еду и туалет, ведь МНЕ ХОТЕЛОСЬ скорее убить Эбби. Даже когда мне было физически неприятно играть за Эбби. Даже когда я устал физически не сильно хуже самой Элли (всё-же ей было хуже, она носит конверсы) — каждый game over ощущался как отсутствие прогресса. Если Я не буду стараться — история не закончится. Смотря сериал же — ты пассивный зритель. Ты наблюдаешь и можешь сочувствовать, завидовать, но не отождествляешь себя с персонажем на экране. Хоть это и упомянуто было по своему, но я мог бы попробовать доказать что уровень сложности влияет на емоции от сюжета. Но думаю это и так всем очевидно)

Это неудачная экранизация. Но хуже всего — это невероятно унылый сериал.

Ну некий азарт в сравнении я ощущаю) Так что лучше такой сериал, чем никакой. Но это для меня. Но сколько же людей могли бы ПОИГРАТЬ тлоу после просмотра первого сезона, вместо того чтобы пассивно ждать пассивный сериал, который НАВСЕГДА испортит тебе первое впечетление от одной из лучших историй, которые впринципе когда-либо были написаны....

Спасибо за текст и внимание!

P.S. прочитал другие комментарии после написания своего, и согласен со многим (кое-что даже у себя написал), а остальное понимаю.

Очень крутой комментарий! Вообще я постоянно замечал при просмотре, что именно что эмоциональной привязанности к здешним героям у меня нет. Что финал первого сезона не вызвал у меня никаких чувств, что сцены второго сезона, которые должны были пробить зрителя на эмоции, не вывели меня на них. Это при условии, что в оригинале все эти моменты работают.

Боюсь, дело здесь даже не в том, что мне уже знаком примерный вектор развития истории (пускай, как я отмечал выше, сюжет экранизации несколько отличается от оригинала: акценты расставлены временами совершенно иначе), ведь при перепрохождении игры она все еще способна вызвать у меня эмоции, несмотря на детальное знание сюжета.

Как я отмечал выше, сериал смог вызвать у меня только одну эмоцию — любопытство. И для истории уровня Part II подобное перенесение на кинополотно является преступлением.

Вообще в сериале ОЧЕНЬ много всего проговаривается в лоб, что в игре было понятно безо всяких слов. Послушав частично последний подкаст с Дракманном, можно сказать, что таков путь киноязыка, однако я все равно не понимаю, почему кат-сцены в видеоигре, где персонажи очень многое показывают своей мимикой + композиция кадра нередко выполняет повествовательную функцию, принципиально нельзя перенести в формат кино (сериала), на который игра сама опирается.

Зачем для самых маленьких объяснять, что «Элли, смотри, ТЫ МНЕ КАК ДОЧЬ». Зачем настолько заранее оглашать мотивацию Эбби. Так мало того, в игре Элли так и не узнала, за что конкретно Джоэлу прилетела роковая клюшка в голову. Здесь же Нора ей прямым текстом говорит, что старик убил отца Эбби. И в контексте того, что я писал выше, это нормально — в сериале иначе расставлены акценты. Но в попытке «подбить» содержание под «идеальный» сериальный формат, сюжет игры растерял свою остринку.

Вообще в сериале есть одно важное изменение, на которое мало кто обратил внимание. Здешняя Элли делится всеми своими сокровенными тайнами с Диной (в том числе рассказывает, что сделал Джоэл), тогда как в игре она смогла ей доверить разве что правду про свой иммунитет. Суть в том, что Элли даже в обществе своих близких друзей не чувствует себя в полной мере собой.

В дневнике она нередко отмечает, что надевает «маску», выходя в общество. И то, что видеоигровая Элли так и не рассказала Дине правду про Джоэла — прямое следствие из ее сложного характера. В сериале же все сделано иначе. Опять же, вопрос иных акцентов, но я не готов их принять, учитывая идеальный первоисточник.

Сериал же показывает сцену, которая полностью переворачивает игру, и понимание сюжета — в 6 серии из 20+. Ну… А зачем смотреть дальше?

Я для себя это объяснил тем, что 3 сезон с Эбби выйдет только года через 2-3, а потом Мейзин ещё заявил, что для концовки ему понадобится и 4-й сезон, который, таким образом, стоит ждать через 4-5 лет. Поэтому они просто закрыли историю Элли гораздо раньше, потому что через половину десятилетия никого уже не будет так волновать, что на самом деле случилось на том крыльце, и такого эффекта, как в игре, оно не произведёт.

Ну и да, с одной стороны я простой человек и меня впечатляет, когда актёры убедительно плачут на экране, меня всё равно цепанула эта сцена, но насколько её интересно было рассматривать оригинала, насколько много «мяса» в ней было, чтобы в него вцепиться, настолько же эта сцена в сериале говорит всё словами через рот и не оставляет никакой доли недосказанности.

но я мог бы попробовать доказать что уровень сложности влияет на емоции от сюжета. Но думаю это и так всем очевидно)

Ууу, да, определённо! Всегда прохожу обе TLoU на самой высокой сложности, и как же круто она в них сделана (как будто с учётом её изначально и создавались обе игры). Когда каждую группу врагов нужно уважать и воспринимать серьёзно, когда ресурсами буквально побираешься, потому что это постапокалипсис, и когда в каждый патрон вгрызаешься зубами, отчего каждый выстрел ощущается и имеет вес. Определённо, в случае с TLoU сложность точно работает на восприятие и сюжета, и персонажей.

Ну некий азарт в сравнении я ощущаю) Так что лучше такой сериал, чем никакой

Как уже писали в других комментариях, со мной та же ситуация — мне не очень интересно было смотреть сериал, как отдельное произведение, но мне было невероятно увлекательно смотреть его, как попытку воспроизвести игру в другом медиа. На самом деле я был даже удивлён, когда опубликовали, что сериал к концу этого сезона пришёл с меньшими рейтингами, чем даже в начале. Понятно падение после смерти Джоэла, но дальнейший спуск, я предполагаю, всё таки заключается в том, что его просто не очень интересно смотреть и у них действительно не получилось создать даже просто хороший сериал, с точки зрения киноискусства.

И вот тут будет внезапный сюжетный поворот — я хочу побыть своеобразным адвокатом дьявола, т.е. второго сезона экранизации. Сделаю сразу ремарку, что к сериалу я отношусь очень критично, а игра, являющаяся для меня эталонной (в том числе в аспекте истории), совершенно очевидно затмевает собой экранизацию.

На мой взгляд, автор блога очень точно подметил, что на самом деле сериал от HBO — это не совсем экранизация истории видеоигры. И дело здесь не в том, что какие-то моменты из оригинала в нем отсутствуют/видоизменены. Дело в том что на концептуальном уровне сюжет адаптации абсолютно другой.

Я всегда очень требователен к экранизациям чего бы то ни было: на мой взгляд, нужно в точности следовать первоисточнику, который ВСЕГДА будет лучше своей адаптации (Исключениями для меня, пожалуй, являются те случаи, когда авторы оригинальных произведений признают превосходство экранизации, как то было, например, с «Бойцовским Клубом»). По этой причине, например, я просто физически неспособен разделить всеобщий восторг насчет трилогии «Властелина Колец» Питера Джексона (ВАЖНО! Фильмы — шикарные, являющиеся, пожалуй, лучшим отображением фентезийного мира в кино. Речь идет лишь о том, что для меня книга все-таки оказалась лучше).

Будучи движимым теми же принципами, я ожидал от The Last of Us от HBO детального воспроизведения сюжета видеоигры в той степени, в которой сериал способен отобразить историю из другого медиума. И если рассматривать его с такой перспективы, то налицо видны критические недостатки проекта HBO.

Однако же я осознал, что на это можно смотреть иначе (К слову, такую «оптику» для меня открыл контентмейкер, которого я посоветовал автору блога в личке, RJ). Каков смысл мне, как игроку, восхищающемуся историей оригинала, лицезреть попытку в точности воспроизвести ее в формате сериала? Совершенно очевидно, что при таком раскладе экранизация для меня будет заведомо хуже видеоигры. К тому же при просмотре данного шоу я осознал, что основной причиной, по которой я его смотрю, является то, что мне интересно, как в сериале воспроизведут (и воспроизведут ли) ту или иную сцену из игры. Т.е. именно что расхождения между адаптацией и оригиналом мотивировали меня продолжать просмотр.

Поэтому значимое несоответствие между характерами видеоигровой и сериальной Элли имеют смысл при рассмотрении сквозь такую призму. Да, в сериале она менее… сообразительная? Куда менее мстительная. Между ней и Джоэлом было куда больше чувственных моментов, как между дочерью и отцом. За этими изменениями тянется и изменение характера той же Дины, которая забрала значительную часть одеяла внимания зрителей себе.

У меня было желание расписать не менее масштабную простыню текста, что не так с этим сезоном, но в своих рассуждениях я бы в первую очередь отталкивался от оригинала как незыблемого канона. Однако даже осознавая, что такая точка зрения присутствует, лично я не могу отделаться от сильной привязанности к игре. В моем понимании, именно что закрытость Элли и Джоэла являются важнейшими чертами их характеров. Именно что царящая в их отношениях неловкость, ведь номинально они не являются отцом и дочерью, сопряженная с огромными проблемами, связанными с выражением собственных чувств у этих главных героев, во многом и привели к тому акту ультранаслия, что вершила Элли в своей части истории Part II.

Пожалуй, именно из-за этого оригинал для меня на несколько голов выше, а моя оценка сериала на Кинопоиске одинакова для двух вышедших сезонов — 4 из 10. Вместе с тем я нахожу факт наличия такой экранизации, беря во внимание высказанную выше мысль про обособленность адаптации от игры,… занятным. По крайней мере это очень интересный объект обсуждения)

Хочется вставить еще одну небольшую ремарку (Перечитал после того, как дописал комментарий. «Небольшую», лол), связанную со вторым сезоном, которой не нашлось места в простынях выше — Эбби. Многие уже поставили клеймо на грядущем третьем сезоне, пророча, что он будет безынтересным и провальным.

Мне же кажется, что как раз-таки третий сезон (по крайней мере) окажется для меня наиболее смотрибельным. И дело тут не в симпатии Эбби (Хотя, чего уж греха таить, у меня есть симпатия к Кейтлин Дивер, кхе-кхе...), ведь в истории Part II я был всецело эмоционально инвестирован в историю Элли, пускай я признавал точку зрения Эбби на конфликт адекватной и достойной права на жизнь.

Все-таки создатели сериала правильно сделали, что сократили численность отряда из Солт-Лейк Сити — в игре всем друзьям Эбби уделяется неравномерное количество внимания: по большей части раскрытыми остались Оуэн, Мэнни, Нора и Мэл, которые в аккурат остались в адаптации. Я надеюсь, что это поможет уделить этим персонажам больше внимания. Сильными сторонами первого сезона как раз-таки являлись те сцены, которые выходили за рамки видеоигрового повествования. Надеюсь, создатели осознают, в чем они хороши.

В качестве оффтопа не могу не похвалить автора за то, что он подметил очень интересную деталь. Дело в том что хейтеры (как сериала, так и игры), как правило, выставляют каст Дивер на роль Эбби примером того, что «Дракманн осознал свою ошибку и резко поменял образ героини на более привлекательный». При этом они игнорируют, что, пожалуй, ВСЕ (за исключением, разве что, Джесси) являются по той же логике мисскастом — они буквально ни внешне, ни внутренне (по характерам тех персонажей, что актеры отыгрывают) не соответствуют видеоигровым оригиналам.

Я обязательно напишу КОЛОССАЛЬНЫЙ анализ TLoU 2, но только не сегодня....

Заголовок такой байтный. Игры почти всегда лучше кино, если мы говорим об игровом кино. Существует какое-то катастрофически малое количество достойных фильмов по играм. Еще и Уве Болл накинул на вентилятор немало в свое время

Если интересно — глянь 5,5 часовое эссе от @RJreviews (на русском).

Не думал, что наткнусь здесь на человека, знающего этого контентмейкера. Уважаемо.

У экранизации большие проблемы на уровне концепта. Про мисткаст, проблемы с внутренней логикой, посылом и прочим это мелочи.

А проблемы вижу две:

1. Сама идея экранизации и без того запредельно кинематографичной игры — это уже звучит как попытка вытянуть из окружающих деньги.

2. Первоисточник — сильно переоцененные игры. Обе части играются одинаково скучно, даже если брать в контексте времени выхода. Сюжет в обеих частях не лучше геймплея. И НЕНОРМАЛЬНОЕ внимание к деталям, на которые обратят внимание лишь специалисты. Или блогеры.

Первоисточник — сильно переоцененные игры

Соглашусь, пожалуй. Понимаю, что всё это крайне субъективно и вкусовщина, но мне скучновато становилось и не раз при прохождении. Сюжет… ну он неплохой, но ничем не выдающийся, геймплей стандартный. Обычная стандартная добротная игра, не лучше и не хуже других подобных игр. Какого-то эффекта «вау!» у меня не вызвала, в отличие от некоторых других игр, но и времени, потраченного на прохождение не жалко, в отличие, опять же от некоторых других. Такой крепкий добротный середнячок=)

Отличная тема для обсуждения!

Позволю себе несколько небольших, но важных дополнений.

Вопрос «являются ли игры искусством?» — не совсем корректен. Искусство в узком смысле — это нечто выдающиеся. Мы говорим о настоящем искусстве, когда видим талантливую картину, книгу, музыку и т.д. Что такое «талантливое» — каждый определяет для себя сам. Но очевидно не каждое художественное произведение является искусством. The Last of us — отличный пример. Игра безусловно выдающееся художественное произведение, которое оставило большой след в индустрии. Сериал — экранизации игры, которая следует сюжету и не приносит ничего координально нового. (Обратный пример: см. книгу Стругацких и фильм «Сталкер»). Сериал The Last of us не авторский проект, а в первую очередь коммерческий. Но его факт — уже делает большую честь оригиналу, приобщая широкого зрителя к сюжету и вовлекая новых игроков. Поэтому я бы поставил вопрос иначе: могут ли видеоигры быть искусством? Да, могут и обе The Last of us тому доказательство.

А создавать искусство нужно бесплатно?

Этот сериал к искусству никакого отношения не имеет.

Сама идея экранизации и без того запредельно кинематографичной игры — это уже звучит как попытка вытянуть из окружающих деньги.

А создавать искусство нужно бесплатно? Напиши в ChatGPT «Чем зарабатывали на жизнь прототипы черепашек ниндзя»

Обе части играются одинаково скучно

Твоё мнение. Я понимаю о чем ты, ведь сам не понимаю культовости многих «шедевров» игровой и прочих индустрий. Но не пишу это так уверенно, даже если сложно спорить с тем что в RDR2 почти нет игровых механик. Это только лишь дело вкуса.

Сюжет в обеих частях не лучше геймплея

А кто-то когда-то хвалил сюжет? В обех играх лучшая постановка, сценарий и режиссура среди всех игр, на момент их выхода. Но я не буду тут расписывать, понятное дело. Если интересно — глянь 5,5 часовое эссе от @RJreviews (на русском).

И НЕНОРМАЛЬНОЕ внимание к деталям, на которые обратят внимание лишь специалисты

Это типа плохо? Ну… Это и не надо замечать. Это можно чувствовать. Я вот просто чувствовал бюджетность Clair Obcur, и поэтому вместо того чтобы насладится игрой, будто на работу тестером устроился, а в тлоу парт 1,2 — я просто растворяюсь. Это одна из нескольких игр для меня, в которую приятно играть, а не просто проходить. Ведь каждый раз — я нахожу что-то новое из «деталей». В идеальном мире без финансовых ограничений — все игры были бы (около)такими

Читай также