«Арлекино-арлекино, нужно быть смешным для всех»
Алла Борисовна
Все знают, кто она. Любимый персонаж для косплея у девочек и любимый персонаж у мальчиков на специальных разделах специальных сайтов. Злодейка, которая не совсем злодейка и герой, который вообще не герой. Это самая мятущаяся душа DC, которой явно тесно в детских штанишках сайдкика. Но весь вопрос в том, достаточно ли в Харли огонька, чтобы эволюционировать во что-то интересное и самостоятельное?
Этот блог я решил написать во время просмотра 4 сезона сериала «Харли Квинн», который натолкнул меня на неожиданные выводы. А вышедшая недавно история серии по моей любимой Arkham City стала сигналом, что пора садиться за текст.
Харли и тортик
Квинн уникальна тем, что, в отличие от остального Братства трико и плащей, она появилась на свет не на страницах комиксов, а сразу на телешоу. Впервые персонажа представили в мультсериале Batman: The Animated Series. По сюжету, Джокер должен был устроить розыгрыш и выпрыгнуть из торта на глазах у изумленных полицейских, однако сценаристы решили, что это слишком несолидно для такого культового злодея, и придумали для этого трюка помощника — клоунессу Харли Квинн. Что иронично, в финальном варианте серии Джокеру все же пришлось самому выпрыгивать из торта.
Образ персонажа был навеян актрисой Арлин Соркин. В одном из эпизодов мыльной оперой «Дни нашей жизни» она появляется в костюме арлекина. Имя будущей подружки мистера Джея тоже отсылает к клоуну итальянской комедии. Харлин Квинзель лёгким движением руки превращается в Харли Квинн, а Харли Квинн в свою очередь созвучно со словом «арлекин».
Предыстория Харли получилась довольно лаконичной, как и у всех сайдкиков. Девушка была психиатром и работала с Джокером, пока тот сидел в «Аркаме». Незаметно для себя она влюбилась в клоуна-психопата, поехала кукухой и стала его приспешницей. У Харли забрали халат врача, вручили ей костюм арлекина и огромный молот, который она позже сменит на бейсбольную биту. Чтобы сделать из Харли боевую единицу, ей также прописали в биографии увлечение гимнастикой. Сочетание двух этих противоположных ипастасей заложило довольно интересный фундамент характера. Получилась опасная, физически развитая и совершенно безумная женщина, которая при этом понимает особенности человеческой психологии.
Забегая вперед, скажу, что, к сожалению, столь мощный потанцевал так и не был толком раскрыт.
О Харли времён Animated Series толком сказать нечего. Единственной фишкой персонажа стала её одержимость Джокером. Харли обожает своего «пудинга», несмотря на то, что тот относится к ней как к мусору. Думаю, что сегодня такого персонажа не стали бы вводить в сюжет, потому что на Западе абьюзивные отношения — это довольно серьезная и больная тема. А современные сценаристы любое отображение актуальных социальных проблем почему-то автоматически воспринимают как пропаганду. Мол, смотрите, парни, как надо обращаться с девушками, что, конечно же, совершенно не так.
И даже эту фишку с одержимостью Харли фактически подрезала у своего бойфренда, который в свою очередь одержим Бэтменом. Там все обставлено тоньше, но, по сути, это те же созависимые отношения.
В итоге у нас получилась клоунесса, которая уступает «пудингу» в кровожадности и садистской изобретательности, но при этом тоже поехавшая и обладающая неплохим чувством юмора (что, характерно, у Джокера бомбит, когда он обнаруживает, что его пассия отмачивает более смешные панчлайны, чем он сам). Этого оказалось достаточно, чтобы у Харли появилось своё лицо. Она не фем-версия Джокера, а вполне себе самостоятельный персонаж.
Бесконечные Робины Бэтмена — все одинаковые: озлобленные на мир мальчишки-сироты, которые находят отца-наставника. Харли же получилась уникальной и неповторимой. И это позволило развивать её образ дальше.
«Костяной дом» Ace Chemicals
В 2011 году DC перезагружает вселенную, переписывая своих персонажей. Харли стала более жестокой и психопатичной.
В комиксах «Отряд самоубийц» также переписали историю ее происхождения. Теперь она не просто женщина, которая потеряла голову из-за Джокера и сошла с ума. Безумный клоун привёл доктора Квинзель на химический завод Ace Chemicals, где когда-то «родился» сам, и сбросил её в чан с химикатами. Этот эпизод позже обыграет фильм «Отряд самоубийц» Дэвида Эйра.
Это довольно интересный момент. С одной стороны, он раскрывает Джокера как персонажа, который способен любить, пусть эта любовь и принимает извращённую форму. До этого он относился к Харли как к домашнему питомцу. Она была нужна для того, чтобы не было скучно, пока нет разборок с Бэтменом.
В «Отряде» же Джокер пытается «возвысить» Харли до своего уровня, а это значит, что девушка для него — не просто игрушка. Для самой Харли эпизод на Химическом заводе тоже стал знаковым моментом. По сути, это её обряд инициации.
Филолог Владимир Пропп в книге «Исторические корни волшебной сказки» пишет, что во времена родового строя у людей были обряды инициации, когда мальчик становится мужчиной. Мальчик в ходе обряда переживал символическую смерть и «возрождался» уже взрослым.
«Обряд сопровождался телесными истязаниями и повреждениями (отрубанием пальца, выбиванием некоторых зубов и др.). Другая форма временной смерти выражалась в том, что мальчика символически сжигали, варили, жарили, изрубали на куски и вновь воскрешали. Воскресший получал новое имя, на кожу наносились клейма и другие знаки пройденного обряда».
Как мы видим, в случае с Харли инициация тоже проходит через боль и увечья. Девушка, искупавшись в химикатах, навсегда получает болезненно бледную кожу, как и её возлюбленный. Это — её клеймо.
Кстати, тему инициации также поднимал глава студии Ice-Pick Lodge Николай Дыбовский в своей лекции про костяной дом. Он смотрел на инициацию шире. Не как на инструмент для запуска метаморфозы героя, а как на способ игры взаимодействовать с игроком. То есть, мы, как игроки, тоже меняемся, заходя в этот «костяной дом».
«Искусство — это доступная, наиболее четкая и наиболее честная форма осуществления этого ритуала, это тот самый костяной дом, та самая машина, та самая страшная фабрика смерти, которая притом, что гарантирует смерть, гарантирует и последующее возрождение после нее».
В сказках обряд инициации обычно происходит в лесу. Например, родители оставляют детей в лес на смерть. Пропп не пишет, почему во всех сказках всегда фигурирует именно лес, но надо полагать, потому что это собирательный образ крайне опасного и страшного места, где тебя могут сожрать дикие звери или же ты умрёшь от голода и холода.
В современном мире дикого леса уже никто не боится, поэтому глухую чащу заменил химический завод — отражение уже современных фобий техногенных катастроф. Тему, которую уже много лет с успехом окучивают авторы «Сталкера».
Если в сказках инициация — это перерождение мальчика в мужчину, то в нашем случае — это перерождение доктора Квинзель в Харли Квинн. Этот момент интересен ещё и тем, что он заставляет поднимать вопрос о выборе. Данная тема освещалась в недавно вышедшем мультсериале «Харли Квинн»
Харли, которая смогла оторваться от Джокера, возненавидела его и решила, что это он столкнул её в чан в химикатами и насильно превратил в Харли Квинн (метафора изнасилования?). Но, покопавшись в воспоминаниях, она обнаруживает, что прыгнула в чан сама, поскольку действительно была одержима Джокером, а теперь пытается переложить ответственность за собственный выбор на кого-то другого.
Харли — секс
Сексуальность стала одной из главных черт персонажа. Это можно было заметить даже в ориентированной на детей Animated Series. Харли — невероятно гибкая и энергичная. И полностью закрытый облегающий костюм арлекина только способствует формированию эротичного образа. Ну вы только посмотрите на обложку комикса «Бэтмен. Харли Квин».
После перезагрузки DC — The New 52 Харли сменила костюм Арлекина на более откровенный наряд — короткие шортики и топ-корсет. Читающие комиксы мальчики, конечно же, поддержали решение авторов. Как говорил Эдвард Кенуэй про свою команду, когда объявил об охоте за призом: «И парламент не был столь единодушен».
Сексуальность Харли обыгрывается совершенно беззастенчиво.
Сексуальность стала отличительной чертой персонажа. Не то, чтобы стальные героини или злодейки DC не обладали сексуальностью, однако для них это было что-то побочное. Для Женщины-кошки — средство манипуляции Бэтменом, для Ядовитого плюща — средство манипуляции всеми остальными мужиками. Для Харли — это часть её самой.
Студия Rocksteady, которая подарила нам серию Batman Arkham, это прекрасно понимала. Поэтому в Asylum Харли встречает нас в костюме а-ля «медсестричка» с коротенькой юбочкой и подчеркивающим грудь корсетом.
А в Arkham City — в обтягивающих БДСМ-штанишках, корсетом и разноцветным лифаком.
В Аркам Найт получилось что-то среднее.
Однако Рокстеди зачем-то сделала Харли круглой дурой. Она настолько тупая, что сама выбалтывает Бэтмену планы Джокера. Причем делает это дважды — и в Асайлум, и в Сити. Почему сценаристы пошли именно в эту степь, мне совершенно непонятно. Это кажется неуместным, если вспомнить, что изначально Квин — дипломированный психиатр. Но спасибо за яркий образ.
К сожалению, агли-лобби, о котором я писал в блоге про некрасивых женских персонажей, не спит. Стараниями феминисток Харли стала терять эту свою отличительную черту. В мульте «Бэтмен: Крестоносец в плаще» девушка не только сменила национальность, но и стала скучной замухрышкой. Впрочем, досталось не только ей.
А в игре «Отряд самоубийц» она, пусть все ещё и остаётся красоткой, но уже не кажется секс-бомбой. А на некоторых скринах она поистине выглядит ужасно.
Харли и современные тренды
Современное прочтение персонажа не могло обойтись без актуальной социальной повестки, поэтому Харли начала активно бороться с патриархатом и пересматривать свою сексуальную жизнь. В «Хищных птицах» она ушла от Джокера и попыталась создать свой гёрлз-бэнд с Чёрной канарейкой, Охотницей, детективом Рене Монтойей и ноунейм азиаткой, которая настолько проходная, что мне даже лень сейчас гуглить её имя.
Уход от Джокера — это логичная эволюция персонажа. Только так Харли могла стать значимым и самодостаточным героем. Она была слишком яркой, чтобы оставаться сайдкиком, поэтому пора было отправляться в самостоятельное плавание. Но тут всплыл тот нелюбимый мною момент, когда героиню возвышают не за счет ее роста, а за счет принижения всех остальных. И, как правило, все остальные — это мужики. В «Хищных птицах» нет ни одного (!) мужского персонажа, который не был бы конченной мразью. Даже милый старичок, с которым дружит Харли, в конечном итоге сдает нашу героиню бандитам.
Квинзель, разумеется, сменила шортики и топ, которыми она покорила всех в «Отряде самоубийц» 2016 года, на какое-то рванье, нацепила нелепые ролики времен эпохи диско и пошла воевать с ненавистным патриархатом.
Тема «Все мужики — козлы» перешёл и в мультсериал «Харли Квинн». Комиссар Гордон там — тупой увалень и алкоголик, Бэтмен — подкаблучник Кошки, Найтвинг — неуверенный в себе нытик, Лютер — помешанный на своей внешности дурачок при деньгах и пародия на альфачей.
И, разумеется, Загадочник и Степной волк обзавелись бойфрендами, а Харли и Плющ стали встречаться.
В целом, я ничего против этого не имею, но тут есть вот какой момент. Тебе это бросают в лицо каждую минуту хронометража. Диалоги Харли с третьего сезона всегда сводятся к тому, что она — больше по девочкам и хочет 24 на 7 заниматься сексом со своим Плющиком. Все это превращается в какой-то балаган. Тебя буквально хватают за плечи, начинают бешено трясти и орать в лицо: Они спят друг с другом! Посмотри на них! Какие же они молодцы! Аплодируй стоя, говнюк!». Господи, DC! Я все понял с первого раза! Успокойся.
Для сценаристов шоу возможно это будет открытием, но даже «нетрадиционные» товарищи в жизни не ведут себя как одержимые сексом маньяки. Это обычные люди с обычными разговорами, интересами и проблемами. Для них секс — это лишь один из аспектов жизни, а не смысл существования.
В результате получается забавная вещь. Харли, которая уже начала превращаться в самостоятельного персонажа, хватают за пятки, сдергивают с вершины горы и возвращают на изначальную позицию.
Поздравляю, подруга, ты снова созависимый сайдкик. Только одержимость Джокером тебе поменяли на одержимость Плющем. Ну и в чем собственно разница (ну кроме того, что из отношений исчезли нотки садизма)?
Если бы авторы шоу не пытались бить меня ЛГБТ-битой* (запрещенное в России движение) по голове каждые пять минут, возможно, это не так бы бросалось в глаза.
В мультсериале был ровно один момент, когда Харли почти раскрылась как по-настоящему интересный персонаж. По сюжету, доктор Психо отправил Квинн в сознание Брюса Уэйна, который был в отключке. И находясь в голове у Бэтмена, наша героиня смогла сделать то, что не мог сделать никто во вселенной DC. Она воспользовалась своими знаниями психиатра и помогла Уэйну проработать свою детскую травму, связанную со смертью родителей. Это именно то, что делает Харли по-настоящему уникальным героем — она безумна, импульсивна, но при этом хорошо разбирается в людях и ей не чуждо сострадание. Если бы авторы шоу развивали эту тему вместо бесконечных разговоров о сексуальной ориентации, персонаж получился бы намного более глубоким и интересным.
Идеальная Харли
Пожалуй, идеальный образ Харли получился у Джеймса Ганна в перезапущенном Отряде самоубийц.
Во всех предыдущих прочтениях персонажа Квинн была яркой, сексуальной отбитой, но при этом ей постоянно чего-то не хватало. У Эйра она была слишком поверхностной, у Рокстеди — слишком тупой, у авторов сериала — слишком зацикленной на феминизме и сексуальной ориентации.
Ганн же взял все самое лучшее, слепил вместе и получил идеальный, на мой взгляд, образ. Его Харли по-прежнему сексуальна и это теперь выражается не только в шмотках, но и в её жестах, мимике и движениях.
А небольшая боевая сцена с участием Квин, где она с помощью огнестрела и копья в одиночку выносит полицейский участок в Корта-Мальтезе, вошёл в топ моих любимых экшен моментов.
Харли не глупа, но она, тем не менее, сохранила детскую непосредственность. Перебив весь участок, она выходит на улицу и встречает остальных членов своего отряда. Когда выяснилось, что они пришли ее спасать, Харли пустила слезу умиления и сказала: «Если хотите, я могу вернуться, и вы меня спасете». Одна эта фраза, которая сочетает юмор и абсурд, характеризует персонажа гораздо лучше, чем часовые разговоры про секс с Плющом. Как и то, что Харли таскает повсюду с собой копье. Оно ей не нужно, просто товарищ, умирая, попросил отнести куда-то свое копье (куда — не успел уточнить). И вот — наша героиня таскается повсюду с этой дурой, проявляя неожиданную для себя ответственность. Я надеюсь, что мы ещё увидим красотку Робби в роли Харли в будущих проектах под руководством Ганна.
Отвечая на вопрос, поставленный в заголовке… Да. Харли определенно выросла из детских штанишек. Это яркий и запоминающийся персонаж, который может развиваться самостоятельно, не находясь в чьей-либо тени. Она стала настоящим феноменом поп-культуры. Её обожают косплеить, ради неё идут в кино. А некоторые (не будем тыкать в Кевина Смита пальцем) даже называют детей в честь харизматичной клоунессы.
Но сценаристы зачем-то раз за разом делают из нее вечного сайдкика. А ведь Харлин Квинзель явно заслуживает большего.
Ну и вот вам напоследок зажигательная песня от Харли.
* Деятельность международного общественного движения ЛГБТ признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации
Лучшие комментарии
Фиг его знает что лучше. Вот как злодейский персонаж первая версия, у которой то особых отклонений то не было, ей стало просто скучно жить. А с Джокером весело. Вот это было интересным вариантом. Особенно на фоне череды травмированных, причём кто-то вообще главными героями.
А обновлённая, в погоне за хорошестью из неё сделали какого то обиженного подростка. Где действительно, где то надумано. А этого типажа как говн по весне, и вытягивает только сексуальность.
Хорошо, что Rocksteady сделали Max Payne и продвинули жанр экшенов от третьего лица. Без их влияния, весь жанр мог бы быть другим. В том числе и серия Аркхем)
Вот не знаю, по мне так лучше быть одним из топовых сайдкиков(пускай с нераскрытым потенциалом), чем то во что сейчас персонаж превратился. А еще думаю ты занимаешься самодурством.
В данных случаях она именно тупая. «Детская непосредственность» это Монки Д. Луффи он удивляется практически всему, взяв копье он точно будет знать(в крайнем случае сразу додумает) куда его применить, но самое важное он простой(кстати половина Стражей Галактики тоже). Харли же скорее полная противоположность — лукавая, хитрая, умная и ловкая. =)
Блог хороший, персонаж тоже, но с выводом не согласен. На экранах я скорее вижу деградацию персонажа. =)
Вот я тоже заметил, ошибочка так ошибочка))
Ой)
Только надо учесть, что вся эта супергеройская индустрия, её основа — это всё же красивое, пугающее, но забавное зрелище. Прогрессивная, современная, гуманная версия сражений римских гладиаторов.
Поэтому Мстители и взяли миллиарды, а DC где-то смог, а где-то не смог.
Я люблю деконструкции, я обожаю деконструкции. По сути, сейчас я могу воспринимать супергероев и суперзлодеев только в деконструкциях. Вот такой я скучный человек. Но надо помнить, что деконструкции — это скорее эксперимент или временное явление, после которого зритель говорит, что ОК, а теперь дайте мне классику.
После лета у бабушки в деревне.
Что бы сейчас не творилось между Харли и Плющом, это не отменяет замечательности 1 и 2 сезона
Своими психиатрическими знаниями она пользуется (если рассматривать изначальный вариант). Просто не так как ожидается. Когда хочет, она доминирует Джокера его же способами, целая серия под это отведена. Когда хочет, садится на шею Айви, спокойно подбивая, просто потому что скучно стало, на преступления ту, которая обычно на любые возражения и споры отвечает «феромонной» доминацией личности. В одной из серий Айви даже не может внятно ответить ЛайвВаир, а собственно почему она вместе с Харли.
Харли показана достаточно выраженным индивидуалистом, что бы даже не пользоваться тем что у неё есть, для помощи ближайшему окружению. Не то что там влиять на общество. Только для себя.
Жертвой абузивных отношений её тоже потом сделали. Изначально это вот тот подвид манипуляторов, которые спокойно живут в среде более способных чем они, и спокойно берущих от окружающих то, что им хочется. Просто это не мрачная бабень с хлыстом, хоть и всё таки в латексе. А весёлая девчушка, и зритель банально может отказываться воспринимать именно её активной стороной, попадая в ловушку собственных стереотипов. Из серии не может милота и весёлость быть плохой.
Batman: Assault on Arkham — 2014
Очень интересный блог, продолжай в том же духе.
Харли спускают с горы, Джокера опускают — тенденция, однако.
Спасибо за блог, получилось очень интересно. Чувствуется настоящая любовь к персонажу, а не поверхностная симпатия. Бедняжку Харли в зависимости от тенденций в обществе помотало, то она просто сексуальная дурочка, то лесбиянка-феминистка, то, прости господи, национальность резко меняет. Персонаж действительно имеет большой потенциал, но так редко его пытаются раскрыть.
Отдельно скажу про параллель «лесная чаща\техногенка». Очень занятная мысль, я однажды читала книгу про фольклор, в частности про сказки Шарля Перро (которые он на самом деле почерпнул из фольклора и оформил, как и братья Гримм), и опасность там действительно чаще всего представляется как лес и все что в нем водится. Но для современного человека (городского жителя) это действительно нечто другое, но смысл тот же. А Сталкер в итоге, как по мне, успешно совмещает в себе техногенку и лес)
Харли Квин в серии Injustice хорошо так получилась
Только сегодня посмотрел мультик откуда эта сцена с песней. Он переполнен фансервисом, тем и запоминается. А откуда сцена где Харли соблазняет Дедшота?
Но есть один нюанс...
Благодарю. Я его смотрел, но видимо эта сцена почему-то выветрилась из памяти
И самокопания, да, тоже. Но тоже направленно на себя и для себя.
Иногда мне кажется что причиной смены образа было то, что старый вариант был очень непедагогичным, показывая что можно делать что хочется, плевать на законы, но при этом оставаясь хорошенькой для всех. И ничего особенного людям не делая. Она даже готовит плохо, Джокер вон жаловался.
Но, при этом, её же, по сути, только девушки из хороших не любили. Остальные, особенно мужики, вполне себе велись на такое поведение. Что виллаины, что герои.
Бахнув пельменив)
В комиксе