28 июля 28 июл. 9 2461

Игровые стереотипы: причины и последствия

+14
Метафизик мыслит не о действительных людях, а об абстрактном человеке © М.Корнфорт

В цикле рассказов «Трое из леса» Юрий Никитин описывает философию. «Лучше идти, чем бежать… лучше стоять, чем идти… лучше сидеть, чем стоять… лучше лежать, чем сидеть…» . Зоопсихологи обнаружили рефлекс, который заставляет людей беречь энергию и избегать лишних усилий.

В этой статье мы будем говорить о лени в мышлении.

Стереотипы достаточно точные, но мешают нам, когда мы оцениваем конкретного человека или видеоигру по всей группе
Стереотипы достаточно точные, но мешают нам, когда мы оцениваем конкретного человека или видеоигру по всей группе

У меня был друг Женя, который часто давал оценки геймерам и играм. Он называл их «консольщики», «сонибои», «ПК-бояре», «мыльное кинцо за 2300» и «пиксельная параша». Со временем он все больше предпочитал ненавидеть игры, чем играть. Сейчас он вовсе не играет уже несколько лет. Мы все иногда склонны к такому поведению.

Почему это происходит и как это влияет на нашу жизнь?

Формирование образа себя

Друг любит структурировать всю жизнь, склонен делить мир на категории. Он считает, что в жизни есть богатые и бедные, мужчины и женщины, представители разных рас и национальностей. При этом он не видит ничего предосудительного в том, что у некоторых людей больше возможностей и ресурсов, чем у других. Он полагает, что иногда приходится идти по головам, чтобы достичь успеха. Поскольку стереотипы — это способ упростить мир, такие люди чаще используют уже имеющиеся у них стереотипы, чтобы «понять» других людей.

«Жызнь без ПК» стоит уже 8 000 ₽
«Жызнь без ПК» стоит уже 8 000 ₽

Роберт Чалдини утверждал, что мы можем использовать негативные предубеждения и стереотипы для того, чтобы управлять своим представлением о себе и самооценкой. Когда мы принижаем членов другой группы или даже делаем их «козлами отпущения», мы повышаем значимость своей группы и получаем возможность видеть себя в более позитивном свете. Люди с авторитарным складом личности, склонные к самоанализу и стремящиеся к порядку, часто ассоциируют себя с сильной группой.

То есть у Жени была склонность к стереотипному мышлению, и, попав на форум, где ПК игроки жаловались на консольный беспредел, он был обречен.

Окружающие люди влияют на наши предубеждения. Высокий конформизм может появиться у людей с высокой склонностью к самомониторингу и периферийным положением в обществе. Они испытывают сильную потребность в общественном одобрении. Прослеживается изменение в поведении, возникающее после реального или воображаемого давления других.

Кроме того, когда люди терпят неудачу в чем-то важном для них, они склонны склоняться к тому чтобы временно возвысить свою группу или дискриминировать чужую. При неудачах люди склонны стигматизировать соседние группы. Например, можно мысленно причислить себя к победителям после победы в футбольном матче, и, наоборот, отсекать от проигравших в случае их неудачи.

Ограниченные ресурсы

Маркетологи ценят эксклюзивность игр. Особенно это было актуально в начале 2010-х. Женя не имел игровой консоли и мог только слушать о том, как хороши Uncharted,  God of War 3,  Heavy Rain,  Devil May Cry и  Resident Evil 4.

ПК-игроки получали лишь некачественные версии игр и слабые клоны, которые были хуже оригинала. Например,  Darksiders — неплохая игра, но она уступает игре про Данте.

Иногда игры всё же доходили до ПК, но только спустя некоторое время. Так,  GTA 5 появилась на ПК только через год после выхода на других платформах.

У моего друга не было игровой приставки, и он считал, что разработчики создают игры только для консолей, поэтому он испытывал к ним неприязнь. Он утверждал, что играть на геймпаде неудобно и что консоли тормозят развитие игровой индустрии.

Мы можем использовать негативные установки, стереотипы и дискриминацию, чтобы укрепить свою личностную и социальную идентичность. При этом мы принижаем членов других групп.

Стремление к экономности мышления

Со временем его любовь к играм угасала из-за нежелания пробовать что-то новое. Я пытался возродить эту любовь, предлагая ему множество игровых проектов. Но он отвечал: «Это всё херня! Я не собираюсь тратить время на этот скучный мусор!»

В мире игр появляется так много новых проектов, что человеку трудно оценить их все. Поэтому мы часто руководствуемся стереотипами.
В мире игр появляется так много новых проектов, что человеку трудно оценить их все. Поэтому мы часто руководствуемся стереотипами.

Стереотипизация — это способ упрощённого понимания окружающего мира, который позволяет экономить наши когнитивные ресурсы. Стереотипы часто точно описывают определённые группы людей. Неверные стереотипы быстро теряют свою актуальность. Однако парадоксально то, что стереотипы, которые точно отражают всю сложность той или иной группы, не способствуют экономии времени и усилий.

Люди склонны переоценивать однородность группы, особенно когда ситуация сложная, происходит много событий или мы ограничены по времени. В таких случаях мы часто прибегаем к стереотипам для упрощения восприятия и понимания происходящего.

Эмоции

Наше настроение тоже влияет на то, как мы используем стереотипы. Когда мы в хорошем настроении, мы меньше склонны к глубокому анализу и чаще обращаемся к положительным стереотипам. Например, если человек считает евреев плохими людьми, то в хорошем настроении он может увидеть в профессоре-еврее просто профессора, а в плохом — еврея.

Гнев, Страх и эйфория уменьшает количество доступных когнитивных ресурсов. Даже когда напряжение является результатом физических упражнений, повышается вероятность использования стереотипов.

Что делать?

Сейчас Женя совсем перестал играть, хотя раньше это было его любимым занятием. Он всегда был склонен мыслить стереотипами. А сайт, посвящённый играм, которые ему нравились, окончательно убедил его в том, что все игры можно разделить на хорошие и плохие, даже если он сам в них не играл. Это привело к тому, что он потерял интерес к играм.

Можно ли было этого избежать? Да.

Во-первых, нужно было убедить его не посещать этот форум. Тогда не нужно было бы подстраиваться под тех, кто мешает наслаждаться играми.

Окружение может повлиять на поведение и установки.

Во-вторых, нужно поработать над самооценкой. Это может быть непросто, ведь для того, чтобы осознать свои положительные качества и перестать обесценивать свои достижения, как это делали его родители, потребуется время. Однако это позволит вам перестать расстраиваться из-за того, что вышла новая игра на консоли, которой у вас нет.

Неуверенные в себе люди чаще прибегают к использованию стереотипов.

В-третьих, можно ставить перед собой цели, которые не соответствуют стереотипам. Например, можно стремиться к тому, чтобы проявлять эмпатию по отношению к другим игрокам, быть точным и справедливым.

Люди, которые считают себя скрупулезными, честными и справедливыми, часто действуют вопреки своим убеждениям.

И, наконец, в-четвертых, можно предложить ему игру, которая разрушит стереотипы. Но это должна быть не случайная игра, а та, которая выходит за рамки стереотипов. Важно мотивировать его разобраться в игре. При этом потраченное на прохождение время и усилия должны быть оправданы.

Можно разрушить стереотип, показав простой пример, который выбивается из правил. Но это возможно только в том случае, если такой контакт оправдывает себя, происходит на индивидуальном уровне и не нарушает общественные нормы.

***

В цикле рассказов «Трое из леса» Юрий Никитин описывает философию. «Лучше идти, чем бежать… лучше стоять, чем идти… лучше сидеть, чем стоять… лучше лежать, чем сидеть…» . Зоопсихологи обнаружили рефлекс, который заставляет людей беречь энергию и избегать лишних усилий. Но есть и другие факторы, которые влияют на наше поведение. Например, стремление к точности и желание достичь цели. Иногда приходится пройти сложный путь, чтобы получить желаемое.


Лучшие комментарии

С одной стороны Женя поступил умно, бросив игры. С другой глупо, потому что даже не попытался разобраться в ситуации.

Имею тучу консолей ещё с детства, и хороший пк. Никогда не участвовал в платформе срачах. Играю только в любимые жанры, и там и там. Я позитивный человек. По-этому спокойно играю и дальше. Причём без фанатизма. Иногда на игры времени не хватает. И в итоге не наскучивают. 

Как говорили в дестве «Кто обзывается, тот сам так и называется.» Оскорбляя других, ты показываешь свою натуру. 

Хорошая статья. Молодцом дядька. 

При всем уважении к Жене, может быть, он хороший сын/брат/муж, но что касается его кругозора как игрока, он крайне недалекий человек.

Если Автора с другом не связывали близкие отношения, а он был просто тем, с кем можно было бы поиграть, то неудивительно, почему Автор в начале блога говорит о нем в прошедшем времени (был друг Женя).

А в целом, отчасти, такой подход к «стереотипизации» может быть приемлем, игры не просто так группируют (создают стереотипы) по какому то признаку, часто этот признак действительно может быть в группе игр, но почему то ( в блоге отчасти ответили на этот вопрос), также часто этот «стереотип» употребляется в негативном ключе. И «промах» Жени действительно в этом.

Как будто этот, и многие другие подобные случаи можно объяснить вкусовщиной, ведь кому то может нравиться сеттинг в Призраке Цусимы, а в Последних из Нас сюжет, но «стелс в траве» есть в обоих играх, и если второго игрока не интересуют ни сюжет, ни сеттинг в тех играх, то для него это все ровно будет стелсом в траве, потому что он там есть в качестве многим надоевшей механики. И это точно не повод разжигать ненависть на почве неинтересных конкретно кому-то игр.

Блогу +

Можно было купить консоль или поискать хорошие игры в инди. Тогда их, конечно, было меньше, но они были. Braid в 2008 вышел.

Хорошие инди были и тогда, не спорю. Но известных было немного. Поиграл в Braid, пострадал на клавиатуре в Super Meat Boy и все.

А консоль это вложения, это необходимость привыкать к новому и вполне вероятно, что с любимыми жанрами там могут быть проблемы. 

И в конечном итоге стереотипы появляются далеко не на пустом месте. Чтоб с ними бороться надо понимать их истоки. И даже задаться вопросом надо ли с ними бороться.

Как я уже писал Женю погубили не стереотипы, а отказ от осознания их смены. 

Я не вижу в чем Женя ошибался. В ту тёмную для ПК-гейминга эпоху все так и было. Но к счастью времена изменились и бытие игроком на ПК стало куда проще. Ошибка Жени лишь в том, что он не смог осознать смену эпох. 

Читай также