Я и не припомню, когда в последний раз у меня игры вызывали такую бурю сильных, но совершенно разнонаправленных эмоций. За 4 часа, что длится проект Odd Meter, я успел подивиться красотам альтернативной Российской империи рубежа веков, посмеяться над очень специфичными, но от этого не менее смешными, шутками, погрустить над развязывающейся драмой главных героев, ужаснуться от хтонической беспроглядной тьмы и остаться искренне обескураженным от финала.
Это восхитительно честная, смелая и открытая притча о самых фундаментальных вопросах нашей жизни, которая напрямую не даёт нам никаких ответов, но наставляет на путь принятия себя.
Да, игра не лишена недостатков (тут вам и отсутствие геймплея, и крайне раздражающий саундтрек, который будто бы был написан отдельно от самой игры), но целостное впечатление от проекта перекрывает эти недостатки с лихвой.
В данном материале я не буду пересказывать сюжет Indika, зато попытаюсь разобрать, что же, на самом деле, скрывается за нарративным полотном игры. Однако должен предупредить, что спойлеры неизбежны. Поэтому, не игравшим настоятельно рекомендую сперва ознакомиться с этой историей лично.
Дихотомия добра и зла
В Indika столько разговоров о церкви, религии и вере, что может возникнуть мысль, будто бы эта игра – о Боге. Но это абсолютно обманчивое ощущение, ведь центральной темой игры является дихотомия добра и зла.
Именно этому категоричному делению всей наши жизни на чёрное и белое, благое и пагубное, и посвящён сюжет Indika. Человечество на протяжении всей своей истории привыкло к двум вещам: осмысливать жизнь и упрощать её до каких-то идеологических, политических и социокультурных концептов. Почему? Да потому что так проще и понятнее.
Начиная с первобытно-общинного строя, человек привык делить общество на своих и чужих. Чужие – это всегда опасность, страх и угроза. Своих же нужно держать поближе, заботиться о них и защищать. Эдакий природный процент ксенофобии, заложенный во всём нашем виде. Но после распада первобытно-общинного строя, в ходе постепенной глобализации, человек начинает ассоциировать себя с большими социальными общностями, а следовательно, и противопоставляет себя более широким общественным группам.
И чем сложнее, чем неоднозначнее становится мир вокруг индивида, тем отчаяннее он стремится к упрощению картины этого мира. Чтобы в нём было легче ориентироваться. Чтобы его было легче понять. Чтобы элементарно не потеряться в его хитросплетениях и полутонах. Поэтому цветовой спектр должен быть максимально скудным. А низвести буйство красок до столь приятного сердцу монохрома, как раз и помогает идеология.
Indika же пытается различными способами пошатнуть в нас эти внутренние барьеры. Так, одним из инструментов разрушения этой дихотомии, являются главные герои игры, которые ни то поменялись судьбами, ни то спутали мировоззрения:
- гонимая отовсюду, монахиня Индика, которая слышит голос дьявола и не шибко-то верит в Бога;
- беглый каторжник Илья, что, напротив, в своей вере максимально твёрд и даже порой говорит с Господом.
Другим же методом разрушения полярного мышления зрителя является старая добрая прогрессия персонажей. А если быть точнее, то регрессия. Если рассматривать события игры в вакууме, то Илья предстаёт перед нами более положительным персонажем, чем Индика. Ведь про жизнь Ильи до побега из острога мы не знаем почти ничего, в то время как не самое светлое прошлое Индики перед нами постепенно раскрывают. Всё это формирует довольно позитивный образ героя, который, в прочем, с падением идеалов и потерей веры моментально скатывается на дно.
В это же время Индика, даже свершив грехопадение и представ перед нами в образе самого настоящего дьявола, тем не менее, получает шанс на искупление. Подробнее об этом поговорим чуть позже.
Ритуалы и символы
Другой довольно интересной темой, во многом связанной с главной проблематикой проекта, является слепое следование ритуалам. Это проговаривается в игре порой напрямую.
Однако самой удачной находкой в рамках данного замысла является механика прокачки. Она абсолютно пуста и ни на что не влияет, о чём сами авторы дважды за игру успевают предупредить. Вкачивая очки в довольно сомнительные перки мы получаем…
Да ничего мы, по сути, не получаем. Зато как же красиво всё это обыгрывается в финале! После того, как тюремщик надругался над главной героиней, наш счётчик очков обнуляется. Дойдя до ломбарда и выхватив у местного торговца Кудец (большая святыня в мире игры), мы можем восстановить абсолютно все потерянные очки простым, практически ритуальным действием, но это не даёт совершенно никакого облегчения.
Мне лично данная механика показалась отличным решением. А ещё мне она навеяла воспоминания о восхитительной игре SOMA, в которой игрока часто ставили перед равнозначно ужасным морально-этическим выбором, исход которого не влиял на игру никоим образом.
Оба этих проекта будто бы невольно дают ответ на разгоревшийся недавно в блогах спор о том, умеют или всё же не умеют игры показывать зло.
И Indika, и SOMA, на мой взгляд, лучше, чем какие-либо другие игры, дают прочувствовать невыносимый груз тяжелого выбора. Ведь сделав нечто подобное в жизни, мы, как правило, можем и не увидеть последствий наших решений. Однако забыть об этом будет уже практически невозможно.
Провиденциализм и рационализм
Ещё одной важной скрытой нарративной функцией, которую выполняет пара главных героев, является противопоставление двух философских концепций: провиденциализма и рационализма.
Суть провиденциализма сводится к главенствующей роли Провидения. То есть, воля человека есть ничто, ведь любые его действия подчинены заранее предначертанному божественному плану. Провиденциализм был крайне распространён среди хронистов и схоластов раннего и высокого Средневековья.
Илья – типичный провиденциалист. Он утверждает, что после того, как он начал говорить с Богом, все события в его жизни развиваются строго по замыслу высших сил. Доходит до безумия – зная, что обмороженную разлагающуюся руку надо ампутировать, дабы не умереть, он не делает этого, потому как верит, что местная святыня его полностью исцелит.
Взгляды же Индики варьируются от кантианства и младогегльянства чуть ли не до диалектического материализма. Для неё большинство догматов находятся под сомнением, ведь каждый тезис в её восприятии мира должен обладать подтверждающими его аргументами. В противном случае – такое знание не является истинным.
Да, тут мне могут возразить и сказать, что Индика не отрицает полностью религиозной картины мира, верит в дьявола, а соответственно, и в Бога, но, на самом деле это не так. Она крайне скептична и недоверчива, а все её попытки «примириться» с религией – лишь страх перед осознанием своих собственных взглядов, боязнь не соответствовать общественным нормам. И ключевым моментом для осознания Индики, как материалистки, является её диалог с Ильёй после погони от огромной собаки.
Это противоречие идеалистических и материалистических взглядов очень хорошо выражено в увлечениях главных героев: Илья играет на гитаре и всей душой любит музыку, а Индика досконально знакома с принципами действия различных механизмов.
Это больше, чем противопоставление взглядов двух случайных людей – это конфликт мировоззрений двух эпох: Средневековья и Нового времени. Хотя, учитывая выбранный сеттинг (а выбран он неслучайно), здесь можно узреть противостояние совершенно иных эпох, но об этом немного позже.
Во многом конфликт мировоззрений данных персонажей мне напомнило старый добрый сериал «LOST», где точно так же в центре истории был человек веры (Джон Локк) и человек науки (Джек Шеппард). Их противостояние было, пожалуй, самым ярким элементом сериала. По крайней мере, то, что было показано в первых двух сезонах, очень даже неплохо перекликается с идеями, заложенными в Indika.
Особенно заметны аналогии между персонажами Ильи и Джона Локка. Оба имели непоколебимую веру в торжество высшей силы (для Ильи это Бог; для Джона – остров), оба игнорируют опасности в угоду Провидения (Илья рискует собственной жизнью; Локк – жизнью своего молодого соратника, Буна). И Илья, и Джон находят для себя физический объект культа: Кудец и компьютер, в который необходимо вбивать те самые цифры, соответственно.
Ну и в добавок ко всему, оба, испытав кризис веры и усомнившись в правильности выбранного пути, начинают слетать с катушек, превращаясь в откровенно отрицательных персонажей.
У Индики и Джека общего, на первый взгляд, ощутимо меньше, особенно по части характера, но определённое сходство мировоззрений имеет место быть.
Однако если в сериале «LOST» человек науки полностью противопоставляется человеку веры, то в Indika это взаимодействие происходит как в виде конфликта, так и в виде сотрудничества. Что невольно натолкнуло лично меня (только не смейтесь) на первый закон материалистической диалектики – о единстве и борьбе противоположностей.
- Ну, совсем у тебя, Гузак, крыша поехала! Причём тут вообще марксизм?!
А вот теперь давайте вернёмся к неслучайно выбранному сеттингу.
Так ли уж альтернативна Российская империя?
В Indika всё действие разворачивается в России конца XIX – начале XX веков. Да, это альтернативная её версия, с блэкджеком, стимпанком и гротеском, но за всеми этими художественными допущениями основные черты эпохи всё же узнаются. А рубеж XIX и XX столетий в отечественной истории запомнился разгулом разношёрстных радикальных движений, вылившимся в итоге в череду революционных событий и смену не только правящей верхушки, но и сломом фундаментальных основ государственности.
Вместе с тем, российское общество болезненно, но стремительно совершает переход от религиозного мировоззрения к мировоззрению материалистическому. И как раз, на примере Индики и Ильи, мы и видим столкновение двух основополагающих архетипов мышления той эпохи.
Ярчайшая мысль, которая пульсирует в голове после опустошающей финальной сцены игры – а есть ли вообще разница между добром и злом? Правильно ли поступаем мы, строго разделяя эти понятия, или же истина всегда более сложна и комплексна? Действительно ли то, что я привык считать благом, является им на самом деле?
А теперь представьте, какими вопросами мог задаваться простой житель бывшей Российской империи, оказавшийся в сумасшедшем урагане из Первой Мировой, двух революций и Гражданской войны? Возможно, такими же, как и Индика в самом финале.
Референсы
Напоследок приведу охапку интересных отсылок, зарытых на разной степени глубины, но не сплетающихся в единое целое:
Герои неслучайно идут в некий собор Иоанна Домаскина. Дело в том, что Иоанн Дамаскин – один из Отцов Церкви, проживавший на территории Арабского халифата в VII-VIII веках – был вовлечён в конфликт между визанстийским императором и халифом. Предание гласит, что император Лев III Исавр, проводивший в Византии иконоборческую политику и неоднократно критикуемый Иоанном, составил подложное письмо, рассказывающее о грядущем предательстве халифа христианским богословом.
Халиф, в свою очередь, осудил его на «усекновение десницы». После исполнения приговора Иоанн забрал отсечённую конечность и всю ночь молился перед иконой Богородицы, приложив кисть к руке. На следующее утро он был чудесным образом исцелён. В Indika точно таким же образом в соборе Иоанна Дамаскина Илья пытается вернуть свою руку.
Также в игре можно встретить икону «Троеручица», на которой привычный образ Богоматери с Младенцем дополняет третья серебряная рука (выполненная как часть оклада иконы). Это реальная икона, автором которой является всё тот же Иоанн Дамаскин, а написана она по случаю, изложенному выше.
К слову, в XVIII веке Святейший Синод порицал ряд неклассических, «противных естеству» изображений святых. Среди примеров подобных противоестественных икон, направленных «на поругание святых… лиц» упоминаются иконы «Троеручица» и старообрядческий образ Святого Христофора Ликийского с пёсьей головой (последнюю также можно найти в игре).
Ближе к финалу игры нам показывают старую монашку, сбивчиво насвистывающую классическую композицию «Танец рыцарей» из балета С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта». Лично у меня так и не получилось трактовать этот момент в конструктивном ключе. Может, у вас получится?
***
Наверняка, это далеко не все отсылки, которые можно было найти в Indika. Если у вас есть, чем поделиться, касательно скрытого содержания игры, трактовок сюжета и иных интересных мыслей – буду рад узнать об этом в комментариях. От себя лишь добавлю, что качественные отечественные игры – явление всё ещё не массовое, поэтому пропускать такой самобытный проект было бы крайне обидно. Однако вынужден предупредить, что содержание игры и её посыл далеко не каждый сможет принять спокойно. Если вы умеете выслушивать чужую точку зрения и относиться к ней спокойно, какой бы ересью она вам ни казалась, то можете смело окунаться в этот завораживающий интерактивный бэд-трип.
Любите игры!
Лучшие комментарии
Здра-а-авствуйте! В чём прошлое Индики такое прям не самое светлое? Девчонку насильно толкали замуж не по любви, а параллельно она по молодости лет подалась на пылкие руки цыгана. Впоследствии, её, человека с инженерным умом затолкали в монастырь.
По тем временем она, конечно, треклятая, грязная грешница. Во времена Ветхого Завета, да и позже её бы вообще… Но автор блога вроде бы из нашего времени о_О
Во-первых, не дьявола, а беса, а во-вторых, не перед нами, а перед самой собой.
Я не знаю размышляли ли об этом проблеме в Средневековье, но… Примат судьбы, воли Бога над человеком — это одно из решений парадокса сочетания свободной воли и абсолютной власти Бога.
Потому что, если человек свободен, значит, Бог уже не абсолютен. Но, если Бог абсолютен, значит, человек не свободен. Тут, правда, есть третий вариант, когда Бог по факту остаётся абсолютом, но добровольно позволяет человеку быть свободным. Но, может быть, последний вариант — это плод нового времени.
Может быть. А ещё человек в отчаянии и так цепляется за хрупкую надежду.
Тут бы хоть кратенько, но пояснить...
Я бы обратил внимание, что материализм там, конечно, есть, но важно и то, что Индика критикует разложение христианство, порочность его носителей. Тут уже важна не реплика про собаку, а диалог о том, что Бог вроде всех любит, но угрожает адом. А раз он угрожает адом, значит, он не любит тебя, а просто цинично, лицемерно удовлетворяет бесконечное самолюбие.
По сути, из-за порочности носителей идеи христианства Индика приравнивает Бога к дьяволу. А это уже значит, что её взгляды были бы пусть не фундаментально, но иными, если бы атмосфера в монастыре была иной. Можно даже сказать, что хоть логичность, прагматизм и инженерный талант — это её врождённое, её критика религии — это самозащита, так как она нигде и ни от кого не встретила поддержки и любви.
Об этом скорее фильм «Роль» Лопушанского. Правда, там нечто вроде капитуляции творческой интеллигенции, которая пыталась, но не смогла понять хаос эпохи.
Индика приходит к тому, что нам даёт франшиза Assassin's Creed. То самое — ничто не истинно, всё дозволено. А почему? Потому что Бога нет и каждый сам мерило поступкам. Индика не пытается соединить добро и зло, она категорически их отрицает.
Давление извне привело к полному отторжению любых оценок извне. Индика стала… анархисткой)
Как всегда, молоток)
Ну такое. Какое-то натягивание совы на глобус. Я, конечно, не религовед, но не увидел разговоров, уходящих от темы веры. Разве что про говно, которое у тебя в начале видео.
Удивлён что при таком количестве марксистского анализа в тексте не упомянуто то, что в игре на одном из алтарей вместо иконы Христа висит портрет Маркса, и если зажечь там свечку то Индика не получит очков «опыта», в отличие от совершения аналогичного действия с остальными алтарями. Правда хз на что это аллюзия: на то что материалистическая идеология всегда будет слабее чем идеалистическая, так как не дарует людям чувство высшей награды и сопричастности, или на то люди готовы молиться на что угодно, хоть на материализм.
Ну и ещё в игре кучу раз случаются ситуации, когда игрок стоит на развилке, и пройдя по одному из маршрутов оказывается что оба они почти сразу сходятся. Это сразу заметно в начале при выходе из монастыря, когда на первый взгляд перед нами бескрайнее поле, но на деле — две лестницы, которые почти сразу сходятся. После того как Илья потерял руку это ещё заметнее: после лифта перед Индикой два моста, и в конце каждого по закрытой на засов двери, при том что обе ведут в одну и ту же комнату. Получается манифестация материалистического детерминизма — путь изначально предопределён первичными условиями, и свобода выбора индивида это фикция.
Может (мои) проблемы сеттинга, но чем дальше читал, тем больше не хочется играть, не цепляет именно всё окружение. Хотя казалось бы, времена-то интересные описаны.
Так она ж этого самого цыгана подставила перед своим отцом, сказав, что впервые его видит. Тут уж любого, какие б времена ни были, совесть будет мучать. И будет мучать по праву.
Согласен, «бес» — более уместное слово.
Ну так мы же в это играем, в чём противоречие?
Тут да, соглашусь.
И пошла вести тяжкие размышления о судьбах страны с Бакуниным и Кропоткиным)
Спасибо за конструктивный, обстоятельно изложенный отзыв!
Что для атеиста сразу же аргумент абсурдности, а, значит, ложности.
Тут штука в том, что живи мы до сих пор только по Ветхому Завету, всё ОК, так как ортодоксальность там сурова. Но мы имеем и Новый Завет, где как минимум всё не так однозначно.
Если прям искать-выискивать, то для современного мировоззрения и там множество ортодоксальной жестокости, но тем не менее...
— Не судите, да не судимы будете.
— Кто без греха, пусть кинет в меня камень.
— Любите ближнего своего, как самого себя.
— Подставь вторую щёку.
— Любите врагов своих.
Всё это буквально посыл кротости, добра, идеала и милосердия, которому противоречит реальность, точнее, дела тех, кто вроде христианин. Поэтому и критика.
Вопрос не в зависти, а в противоречии принципам. Я напомню, что в своё время Христос торговцев из храма изгнал. А ученикам говорил буквально, отдай и оставь всё и иди за мной. Даже не скромность, а аскетизм, так как не собирайте богатства на земле. И по идее Церковь должна соответствовать, но нет. Поэтому и критика.
Возможно у меня просто спгс, но
Мне нравится как в конце, после «падения» Индики, игра переключается на вид от первого лица и заставляют пройтись по грязным тесным улочкам. Там же мы наконец видим окончательно «опустившегося» Илью. После разговоров о духовном, добре и зле, прочих философских вопросов тебя окунают в грязную реальность и заставляют почувствовать простым маленьким человеком.
Конечно на протяжении всей игры на эту тему играет окружающий гигантизм (животные, здания, банки сельди"
P.S. Это ж как надо уплетать такую банку сельди, шоб она портиться не успевала) Всем селом, не иначе
Спасибо!
Ну если бегло читать, то такое ощущение, конечно, может сформироваться)
Тогда уж про начало воинствующего атеизма.
Что ж, если мой материал дойдёт до разработчиков, и они скажут, что я навыдумывал на ровном месте, то я это обязательно признаю)
Спасибо за отличный блог! Как раз то, что я хотела прочитать сразу после прохождения :)
Понимаю. У меня такая же ситуация с эпохой дворцовых переворотов...
Вот опять же — звучит круто, «эпоха дворцовых переворотов.»
Наверное слишком часто встречалась фиговая реализация просто таких эпох.
Смута вспоминается… Эпоха крутая, а игра — смутная.
Вполне возможно. В этом ведь и есть вся прелесть авторских проектов, будь то кино или игры — каждый находит в них смысл сам. Даже если этого смысла туда никто не закладывал.
Вот, кстати, соглашусь. Тоже бросилось в глаза, что в финальном отрезке весь гротеск, пафос и лоск локаций исчезает. Символично.
P.S.: Там на некоторых банках рецепт приготовления фаршмака написан. Инструкция по уплетанию, так сказать)
Рад, что понравилось!
Только это наткнётся на то что для верующего вера не нуждается в «научных» доказательствах (креационизм — ересь), а атеист не будет доказывать то что принимается исключительно на веру (по тому что это по умолчанию недоказуемо и доказывать это бессмысленно). А относительно «жестокости», то внезапно, мы не в Раю, а там что-то про первородный грех, Еву сорвавшую запретное яблоко, змея искусителя, изгнание с райского сада Эдема и бренную жизнь со всеми горестями и напастями как искупление за первородный грех. Церковь — бизнес, ну это просто кто-то завидует.
Это какие-то споры в интернете. Не стоит их воспринимать всерьёз. Там ни аргументов, ни логики. Просто укрепление своей позиции.