INDIKA не могла не заинтересовать. Ещё бы, разработчики из некогда московской компании Odd Meter обещали и сюрреалистическую Россию XIX века, и мощное высказывание по поводу религии, и занятую поисками самой себя монахиню, которая странствует вместе с самим дьяволом, и трагикомедию, где смешаны творческие приёмы Булгакова и Достоевского. А главное — заявлен вызов этическим нормам и устоявшемуся подходу к созданию видеоигр. Конечно, надо быть идиотом, чтобы во всё это поверить. Но, знаете, вышло не так уж плохо.
Голоса в голове
Действие происходит в мире, который выглядит так, будто всё в нём — от гигантских церквей и покосившихся хат до ржавеющих паровых машин — вот-вот провалится в ад. И живёт среди этого обречённого на снос уныния монахиня Индика. Сразу отметим, что она — единственный симпатичный персонаж, тогда как остальные похожи на уродов с картин Босха. Да и ведут себя хуже некуда. Даже в монастыре нет места для пресловутого агапэ: инокини презирают Индику, считая её бесноватой, за что бреют ей голову, оскорбляют и заставляют выполнять бессмысленную работу. Между тем весь её грех в том, что она постоянно витает в облаках и мысленно беседует с неким существом, которое вполне могло быть голосом здравого смысла, если бы не было дьяволом.
Пока мы проникаемся сочувствием к зеленоглазой девушке, она всё сильнее утверждается в желании покинуть обитель. Но правильно говорят: бойся желаний своих — вдруг сбудутся. Индике велят доставить письмо в другой монастырь, но с тем же успехом её могли бы отправить за тридевять земель в тридесятое царство. Героиня попадает в альтернативную Россию XIX века, где, с одной стороны, на извёстку колоколен невольно крестится рука, а с другой — живут псы размером с лося и лососи величиной с кита. Здесь офицер желает послушать романс, пока истекает кровью из-за проткнувшей его зад арматуры, зэк рисует говном портрет дочери, пока его не убьют сокамерники, осетровую икру возят вагонами, будто уголь или щебень, а первый встречный попутчик спасает тело, но губит душу.
Плюнув по зову сердца на свою миссию, монахиня с беглым каторжанином Ильёй отправляется в город Спасов, где некий кудец лечит разные недуги. Там девушка надеется перестать быть бесноватой, а Илья рассчитывает исцелить гниющую руку, которая как-то связана с евангельским требованием отсечь искушающую тебя конечность. В дороге оба делятся друг с другом мыслями о Боге, свободе, душе. Попутчик на правах опытного сидельца топит за духовные скрепы, а монахиня отстаивает рациональный взгляд на вещи — дескать, нет любви без тела и насильно мил не будешь. Стоит отметить, что Россия вроде и альтернативная, но персонажам известны вещи из истории второй половины XIX века — вроде «жёлтого билета», коим называли удостоверение проститутки.
За такими душеспасительными разговорами герои движутся к своей цели. Вместе с ними игрок переживает смешное и страшное, испытывает стыд, отчаяние, надежду и гнев, а ещё глазеет по сторонам. Все здания в виртуальном мире, кроме жилых построек, циклопические, а машины — паровые. И тоже огромные. Мельница выглядит так, словно её возвёл Гаргантюа, а рыбный завод изнутри напоминает «Ишимуру» из Dead Space. Ощущение нереальности происходящего не покидает с первой до последней минуты, хотя игра то и дело возвращает на землю за счёт циничных выпадов в сторону веры и уклада жизни. Здесь есть немного сюрреализма в пропорциях декораций и галлюцинациях монахини, но вообще художественный приём, к которому прибегают разработчики, — это гротеск. Поэтому у INDIKA больше общего с прозой Владимира Сорокина, чем с книгами Булгакова и Достоевского.
На необычность впечатлений работает и электронный саундтрек, сдобренный чиптюном. Он кажется настолько неуместным посреди этой хтонической Руси с хождением по мукам, монашками, беглыми каторжниками, недотыкомками, святыми детоубийцами, презрением к личности, что даже хорошо. Бах или Чайковский под путешествие на край дури звучали бы менее органично. А так — в самый раз для творящегося на экране абсурда.
Шовнём? Шовнём!
Прохождение INDIKA занимает около четырёх часов. Вроде немного, но в этот скромный хронометраж разработчики ухитрились втиснуть целую кучу жанров, ракурсов и механик. Игра проверяет на пространственное мышление, реакцию и смекалку, меняет вид от третьего лица на первое, а затем врубает изометрию. Погони, вождение транспорта, управление подъёмными кранами, платформинг — чего здесь только нет. Даже пародия на Pac-Man имеется, только вместо колобка по уровню носится цыган и собирает золото. При этом действие происходит в двух измерениях: «настоящее» представлено в виде не самой плохой 3D-графики (ну, по меркам независимой студии), а «прошлое» — «пиксельные» воспоминания Индики, куда мы погружаемся между главами приключений с Ильёй.
Путь в сказочной России пролегает по небольшим кишкообразным локациям, где каждый найдёт занятие по душе. Одним будет интересно переставлять лестницы и открывать секреты — разные предметы культа, снабжённые порой весьма язвительными описаниями. Другие игроки получат удовольствие от решения задач на сообразительность, где надо, например, пройти по уровню, гоняя вверх-вниз два лифта или дёргая рычаги на пульте строительного крана. Новаторскими головоломки не назовёшь, зато сделаны они остроумно, с подвохом, и при этом достаточно логичны, чтобы без подсказок разобрался даже скуф вроде меня.
Прыжки по платформам тоже бывают разными, но сложнее они в воспоминаниях героини — надо не только вовремя жать на кнопки, но и запоминать, где и в каком порядке эти самые платформы появляются. Занятие, прямо скажем, на любителя — из-за него становишься таким же бесноватым, как героиня, а голос в голове советует вырубить игру и больше никогда не браться за произведения разработчиков, обещающих революцию в индустрии. Зато интересно оформлены приступы искушения монахини: чёрт начинает бормотать ей на ухо всякие резонные и стыдные вещи, а мир вокруг краснеет и распадается на фрагменты, собрать которые воедино помогает лишь молитва.
Но и это ещё не всё. Революция была бы неполной без стёба над всем, что так дорого геймерскому сердцу. В INDIKA есть прокачка за очки, получаемые в ответ на некоторые действия героини — например, когда она зажигает свечки и лампадки. Или занимается бесполезным трудом, служащим, по словам дьявола, основой духовности. Эта прокачка не влияет вообще ни на что, кроме подведения к главной мысли в конце игры. Впрочем, не буду портить вам удовольствие от финального плевка в душу. Лучше ощутите его сами — за тысячу-то целковых.
Полный кудец
Никакой революции INDIKA, конечно, не совершает. Даже шутка с бесполезными очками опыта — это просто шутка, намеренно всученный козе баян, а не новое слово в жанре. Игра может показаться аморальной людям, которые перестали следить за новостями и не пользуются Интернетом, а ещё она натолкнёт вас на глубокие мысли, если вы не читали других книг, кроме букваря и красненькой. Зато эмоций подарит массу: есть от чего посмеяться, взгрустнуть, испугаться, разозлиться и успокоиться. Набор механик тоже на удивление щедрый для четырёхчасового развлечения. И пускай сотрудники Odd Meter слукавили почти в каждом из своих обещаний, в итоге получилось интересно. Это точно не второе пришествие « Смуты» с замахом на рубль и ударом на копейку.
Плюсы: неожиданное разнообразие стилей и механик; интересное сочетание абсурда, ужаса и чёрной комедии; декорации, головоломки и сюжет созданы с выдумкой, геймплей умеренно сочетается с «кинцом», а героиня вызывает неподдельное сочувствие — для нынешних игр это редкость.
Минусы: игра короткая и местами неоправданно сложная; порой в ней надо заниматься бесполезным трудом, выслушивать трюизмы и терпеть грубый цинизм, которого было бы меньше при более деликатном раскрытии темы.
Лучшие комментарии
Я с огромным удовольствием провел эти 4 часа! Хотя обычно предпочитаю ААА ИГРЫ!
Купил сразу на релизе после демо и какой же это кайф был. Я после прохождения захотел осмысленно Булгакова почитать, настолько меня поразила атмосферная абсурдность, гротескность и сюрреалистичность мира игры. Для меня очень самобытный опыт погружения в русскую действительность со всей ее противоречивостью получилось
Странно, что Hellblade не упомянули, там ведь тоже тема психических проблем поднимается.
Ефим Шифрин беса озвучил. Неожиданно)
«Нам всем говорят, как будет плохо в аду грешникам, но никто не говорит о том, что станет с теми, кто в раю» — такое ощущение, что это цитата из паблика Атеист 10-летней давности. Это глубоко звучит, если тебе лет 15, не больше.
Наоборот
Если вы ожидаете вычитать у него что-то подобное тому, что увидели в игре, то он вас, полагаю, разочарует. Общего там ничтожно мало.
Отличная игра ! Прошёл сразу 2 раза подряд - не ожидал что так зацепит Атмосферой и философией. В игре много моментов, которые заставляют задуматся и мыслить шире
Кстати автор метко подметил, как игра с масштабом вызывает чувство сюрреалистичности. Разработчики даже заморочились малозаметные детали увеличить, так в одну из щелей в заборе увидел огромного размером с дом пса. У меня постоянно было ощущение высокотемпературного сна при прохождении.
напомнило момент из саус парка, где прогрессивные жители сан-франциско нюхали свой пердёж с видом утончённых дегустаторов вин высшей категории качества. вот тут так же.
Скорее, если заитересовала атмосфера, нужно читать Сорокина «Метель». Очень похожие ощущения
Говорят что это достоевщина. Ну думаю вы поняли кого читать.
Очень интересная игра, но короткая. Графика кстати местам очень даже. Например в тоннеле с трубами и консервами. Использован «люмин» я так понимаю. Включал лампу.
Мизинчик оттопырь только
Жду релиза на консолях. Но пока выглядит самобытно и достойно. Будет круто, если дальше разработчики масштабируются и так потихоньку дорастут до какой-то уникальной большой игры.
Если вы ценитель хорошего, глубокого сюжета, с кучей деталей и отсылок, то это игра для вас. Меня она захватила полностью своей атмосферой и отлично сделанными катсценами. Диалоги на уровне, как и озвучка. Тебе не хочется скипать их, ты вдумываешься, задаешься такими же вопросами, как и сама героиня, соглашаешься и не соглашаешься. Хочу отметить, гениальный ход с бессмысленностью набранных очков. В самом начале не задумываешься даже, твои мысли что-то типа: «Ого, новый уровень. Выберу этот стат, буду быстрее качаться». А потом вылазит надпись о бессмысленности всего этого. И тут меня передернуло даже. Очки ради очков, просто потому что. Прокачка не ради удобной игры, но просто ради прокачки, потому что может в конце нам дадут что-то за это. Отличный символизм, передающий весь смысл религии. «Нам всем говорят, как будет плохо в аду грешникам, но никто не говорит о том, что станет с теми, кто в раю», — это фраза заставила меня жестко задуматься. Все в этой игре меня заставило жестко задуматься, хоть я и не религиозный человек. Ощущения после прохождения были, как от прочтения хорошей книги. Отличная получилась история. По-настоящему качественная и атмосферная.
О! А я думал, что мне это напоминает, кроме старой игры You are empty. Ну, точно, СРКН!
PERESTROYKA???
Отличная игра, лучшая среди немногочисленных в данном жанре. Искушающий голос дьявола в озвучке Ефима Шифрина, это мега вау! Игра крайне понравилась.
Я бы тогда больше советовал Пелевина почитать. Особенно под игру зайдёт «Смотритель» — там и фирменный Пелевенский сюр (хотя именно в этой книге его довольно мало) и альтернативная Росиия 17-го века и «стимпанк» и размышления о том что есть реальность…