Часть 1. Застой игровой индустрии
Друзья, всем привет!
На днях, я закончил прохождение Врат Балдура. Некоторые из вас знают, я люблю
большие фэнтезийные РПГ, такие как: Dragon Age: Origin, Neverwinter Nights,
Pathfinder, Divine Divinity, Divinity: Original Sin и другие хорошие игры.
За Baldur’s Gate 3 следил полтора года, пока в начале лета 2023 не
решил стать участником бета-теста. Еще на раннем этапе игре удалось увлечь меня
на долгие 80 часов. Когда же игра наконец вышла, я с головой окунулся в этот
дивный мир, пропав там на 200+ часов (и это только начало).
Larian Studios удалось создать игру, которая удивляет вариативностью. У меня давно не возникало желания перепрейте игру новыми персонажами, посмотреть, как будут развиваться события если выбирать другие варианты. Но Вратам удалось дать эти эмоции.
Я выборочно играю в современные игры, и на это есть причины. Большие надежды я возлагал на Cyberpunk 2077, однако, она их не оправдала. Получилась нормальная игра, с иллюзией выбора, однообразными доп. заданиями и вариативной системой прокачки. Желания перепройти, как это было с Ведьмаком 3, не возникло. Это наталкивало на мысль, что современная игровая индустрия всё дальше уходила от игроков, стараясь создать прибыльный продукт, в красивой упаковке, но с бездушным содержимым, которое не способно удержать на долгое время.
За последние 5 лет могу пересчитать по пальцам одной руки игры, которые понравились и в которые играл с большим удовольствием: Red Dead Redemption 2, A Plague Tale: Innocence, Mount & Blade 2: Bannerlord, It Takes Two, Stray. Обратите внимание, чем игры новее, тем больше они не относятся к ААА проектам.
Пока большие игроки рынка старались создать продукт с микро транзакциями, морем платных DLC, небольшие студии вкладывали душу в свои проекты.
Часть 2. В чем залог успеха Baldur's Gate 3?
Теперь, давайте поразмыслим, почему Ларианам удалось выпустить шедевр, в который играют сотни тысяч пользователей.
Студия не новичок в игровой индустрии. Долгие годы они занимались развитием серии Divinity, придумывая уникальные механики, но оставаясь в тени более популярных игровых серий. Однако, в 2018 году им удалось продемонстрировать, на что способна бельгийская команда, выпустив Divinity: Original Sin 2. В этой игре им удалось сбалансировать сюжет, интересную боевую систему, взаимодействие с окружением, а также разнообразить геймплей юмором. Поэтому игроки ждали чего-то культового.
Целых три года студия работала над своим проектом, выпустив первый акт в бету в 2020 году. Прислушиваясь к мнению игроков, они меняли сюжетные ветки, квесты, исправляли технические проблемы и т.д.
Выход игры (на ПК) был удачно выбран, ведь летом чаще всего крупные игры не выпускались. Помимо даты выхода, игре помогла раскрутиться и та самая сцена с медведем, ведь после этого о Baldur's Gate 3 заговорили все игровые СМИ.
Но не медведь стал залогом успеха, а что тогда?
В первую очередь игра создана командой мастеров без давления со стороны издателей. Larian издали игру собственными силами, что позволило иметь творческую свободу и не жертвовать качеством ради ограниченных сроков. Разработчики со всей душой отнеслись к BG3 собрав команду из 400 человек, перенеся в игру механики и мир пятой редакции Dungeons & Dragons.
Бельгийцам удалось скрестили изометрический геймплей с первоклассными синематеками и отличной графикой, что привлекло игроков далеких от CRPG. Каждая локация живописна и проработана до мелочей.
Несмотря на то, что жанр классический RPG является нишевым , в отличие от экшен-RPG, BG3 удалось добиться идеального баланса, сделав игру привлекательной и интересной.
Также к успеху можно отнести, что наш выбор имеет свои последствия. Игра не делит мир на черное и белое, как это было в том же Mass Effect. У каждого героя своя правда и свой вид на различные действия. Игра всегда позволяет взглянуть под разным углом на те или иные события и склонится к одному из вариантов. Даже в те моменты, когда мы теряем каких-то ключевых персонажей, игра не заканчивается, а дает написать свою историю без их участия.
BG3 заставляет думать. Немаловажную роль играет боевая система. К сожалению, не все события можно пройти без боя. Бои идут пошагово, для кого-то это будет плюсом, для кого-то минусом. Однако, во время боя мы можем активно взаимодействовать с окружением, взрывать бочки, разливать масло и т.д. Особенно в игре уделено внимание различным стихиям, которые могут сочетаться и наоборот.
Все выше перечисленное, позволяет смело сказать - Baldur's Gate 3 - это лучшая РПГ 2023 года. Последний раз, я испытывал что-то подобное в 2009 году, когда проходил первый Dragon Age.
Ниже я опишу свои игровые ощущения в деталях. Будьте внимательны, дальше вас ждут спойлеры!
Часть 3. Галопом по сюжету.
Свое основное прохождение начал по классике, выбрал Война с возможностью драться двуручным оружием. (В РПГ я всегда предпочитаю играть за ДД с двуручным мечем).
Если кратко, то на моменте создания персонажа я залип на добрых 40 минут, вчитываясь в особенности различных рас, классов и происхождений. Ведь на выбор у нас 12 классов и 11 рас.
Если вы ждете от Врат Балдура глубокий редактор персонажа, с возможностью создавать различных уродцев (как в Oblivion), то спешу огорчить. Черты лица, вес, размер глаз, носа и т.д. настроить не получится, просто выбираете 1 из 7 готовых вариантов, с возможность изменить прическу, цвет глаз, кожи, добавить тату и пирсинг.
Несмотря на это, создать уникального персонажа, которого мы сможем ассоциировать с собой возможно.
Затем, мы оказываемся на корабле Иллитидов, где нам подселяют личинку. Ну это вы думаю и без меня знаете, давайте скорее перейдем к первому акту.
На мой взгляд первый акт самый разнообразный на события. Здесь мы собираем основных сопартийцев, их целых шесть: Жрец Шэдоухарт - страдает амнезией, характер скрытный, не женат. Плут Астарион, является вампиром, а также одним из первых попытается в романтик. Лягушка (Гитьянки) Лаэзель, по классу воин. Суровая женщина, которая следует только своим интересам. Волшебник Гейл, один из моих любимых персонажей, отпускает язвительные шутки, любит хорошие поступки, ест наши магические предметы. Колдун Уилл, продал душу дьяволу, чтобы стать героем Врат Балдура, тоже любит добрые поступки, но может стать чертом. Варвар Карлах, сбежала из ада, с барахлящем мотором в груди. В своем прохождении убил ее, чтобы Уилл выполнил заказ своей дьяволицы. Многие считают, что именно с Карлах лучшая любовная линия.
Есть еще и дополнительные (возможные компаньоны) это друид Хальсин, придет в наш лагерь в конце первого акта, если мы решим спасти Рощу. Паладин Ментара, станет доступным компаньоном во втором акте, если мы уничтожим Рощу. В первом прохождении выбрал спасти Рощу, однако не выполнил личный квест Хальсина во втором акте, поэтому он остался в Лунных Башнях решать свои проблемы без нас.
Также во втором акте нам встретиться персонаж из прошлой части BG - Джахейра. Увы, она не пережила битву с боссом, поэтому в компаньоны я ее не получил:
Многие жаловались, что второй акт слишком мал на события. Лично мне так не показалось, хоть я и пропустил часть квестов, пойдя по линии Шэдоухарт, которая оказалась, вплетена в основной сюжет второго акта.
В целом, Лунные Башни были богаты на различных боссов, вот тебе и налоговый инспектор в броне из золота. Или сумасшедший ученый, которого можно убедить сделать суисайд, ради научных целей.
Еще второй акт может стать финальным, если вы решите пожертвовать Гейлом. Однако такая концовка превращает прохождение в какой-то пук-среньк ибо её не назвать хорошей.
Как итог, Второй акт для меня стал промежуточным местом, где я потерял всех, кого мог спасти, зато помог Шэдоухарт с ее тараканами. Однако в своем втором прохождении за барда, я стараюсь максимально уделить время всем квестам. Но об этом в другой раз.
Очень часто слышал мнение от игроков, что Третий Акт слабый, без интересных квестов. Увы, тут вынужден, не согласился. После однотипного второго акта, большой город стал для меня отдушиной. Там я встретил и гильдейские разборки, помощь беженцам, детективные истории, цирк, где я перехитрил джина, сразился с динозаврами и многое другое. Я часов 30 геймплея уделил только дополнительным заданиям. В городе мне даже довелось повстречать легендарного персонажа BG, а именно - Минска и Бу.
Как я выяснил, он мог стать моим напарником, если бы у меня осталась жива Джахейру, а поскольку она мертва, он отказался со мной дружить. И подобных событий в игре достаточно, я встречал персонажей, которым помогал в 1 или 2 акте, слушал их историю, получал дополнительные задания.
Единственное, что мне казалось душным, это бои, которые иногда занимали 50 минут реального времени. Это притом, что игру я проходил на средней сложности. Про игроки в BG наверняка обвинят меня в плохой пачки и т.п. но факт остается фактом, я ни в одной игре так долго не сражался.
Многие также столкнулись с проблемной оптимизацией Третьего акта, долго прогружались текстуры, просаживались ФПС. Меня, к счастью, это беда обошла, в целом, не заметил сильных проблем в городе.
К сожалению, в игре мне не хватило большей прокачки. Максимальный уровень в игре - 12. Его я достиг в середине третьего акта, когда впереди было еще много интересных миссий, опыт с которых уходил в никуда. (При желании это исправляется модами, но я предпочел первое прохождение закончить в ванильной версии игры).
В целом, третий акт был насыщен на различные события, которые развивались локально, в переделах города и его подземелий. А что же там по главному боссу всего приключения?
Если в первом акте, и частично во втором нам внушают, что основная проблема это личинка, которой заражен наш ГГ и его партия. Поэтому все события крутятся вокруг поиска средств для избавления от иллитидского паразита. Но затем сценаристы делают ход конем и демонстрируют Мозг, который получает приказы от 3х посланников темных богов!
А затем нам демонстрируют еще одну новость, помните, в начале игры вы создавали Хранителя снов? Так вот, это была просто иллюзия Иллитида, который называет себя Император. (Нет, не тот, что мертвым сидит на троне).
Он будет активно предлагать нам воспользоваться силой личинки и стать сверх человеком, с небольшим нюансом, виде щупалец на лице. Конечно, если мы решим воспользоваться силой личинки, наша внешность изменится не критично, вроде бы только глаза станут другого цвета. Конечно, в своем прохождении я не использовал личинку и не качал иллитидские способности.
В целом, Император оставил нормальные впечатления. Хоть он и был мозгоедом, я помог ему отбиться от атаки гитьянок, ведь он не дает нам обратиться в урода, сдерживая личинки в головах нашей партии.
Справившись с троицей глав гадов, мы благополучно отправляемся к мозгу.
Дальше я рассказывать особо не стану, просто перейду к самому эпилогу.
Справившись со всеми трудностями, нам кратко демонстрируют, что стало с нашими напарниками, в красивой сцене, в лучах заката. И вы знаете, остается ощущение некой недосказанности. Вспомнить тот же Dragon Age, нам в слайдах рассказывали о судьбе всех поселений и персонажей которым мы помогали. А тут сухо и кратко. Я верю, что в будущих патчах игру, а точнее финал, улучшать и доведут до полноценного эпилога.
Давайте же перейдем к плюсам и минусам, которые за 200+ часов я заметил.
Часть 4. Итог.
За что мы любим Baldur's Gate 3
- Как говорил и раньше, это вариативность. У каждого класса есть уникальные реплики, каждую расу могут воспринимать по разному. Из этих мелочей формируются уникальные впечатления от игры. Входе своего прохождения меня часто посещали мысли «А что если потом переиграть так, а не иначе». И вот, пройдя основную историю, я вновь возвращаюсь к ней, но уже новым персонажем - Бардом.
- Интерактивный окружающий мир. Некоторые тайники или целые локации зачастую скрываются за малопримечательными предметами. В какие-то части карты можно пробраться только в газообразном состоянии, где-то нужно подложить ящики, а где-то уменьшиться в размере. Еще в игре есть заклинания «Разговор с мертвым» и «Разговор с
животными», их использование открывает новые квесты или позволяет узнать важную информацию.
- Увлекательный и интересный сюжет. Иногда в игре можно увлечься доп. квестами и совсем забыть об основном задании, особенно понравились личные квесты спутников.
Некоторые, хорошо вплетены в основной сюжет, задавая тон повествования и лучше
раскрывая характер героев.
- Разработчики прислушиваются к мнению игроков. В новостях перед новым
патчем часто выражают благодарность игровому комьюнити, за обратную связь. Вводят изменения, о которых часто говорят игроки, такой подход внушает доверие к разработчику, ведь в первую очередь они стараются для своей аудитории, а не ради выгоды.
За что можно не любить Baldur's Gate 3?
- Я не против пошаговых РПГ, многие из них мне нравятся, но когда на бой уходит времени больше, чем на диалог, остается некий осадок. Однозначно, для игроков далеких от пошаговых игр, привыкших играть в экшен-РПГ, минусом будет боевая система. Если у
вас есть время разбираться с механиками, заклинаниями, взаимодействием с окружением, вам понравится, но если вы рассматриваете BG3 - как игру на 2-3 часа в день, может появится отторжение, ведь бои съедают значительную часть игрового времени.
- Многим может не понравится система проверок - бросок кубика. Я являюсь поклонником настольных игр, как ролевых , так и обычных. Для меня кубик не вызывает особых трудностей, даже если его переносят в компьютерные игры. Однако, сам сталкивался с ситуациями, когда при вдохновении, из 5 бросков, с различными множителями, мне не хватала очков для успешного прохождения. Поэтому очень часто приходилось сохранятся в диалогах перед проверкой. Если вы не готовы, что многие ваши действия будут проходить проверку броском кубика, то игра может вас оттолкнуть.
- Навязчивые любовные линии. Помните, как в Dragon Age или Mass Effect вы выстраивали любовные отношения? Как долго нужно оказывать знаки внимания и выбирать верные реплики? Так вот, забудьте. В этой игре любовные отношения могут развиваться при достижении определенной шкалы отношений, которая формируется из наших действий и выборов.
Поэтому не удивляйтесь, если какой-нибудь Уилл решит пригласить вас на танец, а Гейил захочет уединиться с вами в проекции. В этой игре все хотят ВЫ*БАТЬ вашего героя. Выбор же остается всегда за вами. Лично мне понравилась любовная линия с Шэдоухарт, но в беседах с персонажами мужского пола не поворачивайтесь спиной.
Теперь, давайте подведем итоговую оценку. 3 часть Врат Балдура заслуживает твердую 9 из 10. Пока в игровой индустрии я не вижу подобных проектов, верю, что в будущем патчами игру еще улучшат. А на этом всё, спасибо, что дочитали до этого момента. С вами как всегда был Тесла, надеюсь такой формат «Обзоров» вам понравится. До скорых, новых встреч!
Лучшие комментарии
обзор неплохой, но минус поставил только за банальное нытье из ряда «игровая индустрия умирант». ты уж извини, но меня такое прям триггерит!
так может проблема не в индустрии и «дефиците»?
«последние 5 лет» это с 2019 по 2023 год включительно. итак, что же у нас вышло в этот промежуток:
ремейки Резидентов 2-3-4, Резидент 8, ремейк Дед Спейса, Зеноблейд 3, Байонетта 3, Стрит Файтер 6, Зельда Слезы Королевства, Киберпанк, ДМЦ5, Секиро, Диско Элизиум, Аутер Вайлдс, Файр Эмбелм Три Дома, Аутер Ворлдс, Ори и воля огоньков, Ривер Сити Герлз, Стритс оф Рейдж 4, 13 Сенитинелиев, Хейдс, Дум Этернал, Тлоу2, Энимал Кроссинг Нью Хорайзонс, Факторио, ХЛ Аликс, Боунворкс, Десперадос 3, Гирз Тактикс, Психонавты 2, Хитман 3, Ит тейкс ту, Элден Ринг, Монстер Хантер Райз, Ретчет и Кланк Рифт Апарт, Тейлз оф Арайз, Скарлет Нексус, Неон Вайт, Метроид Дред, Руинед Кинг, Хорайзон Форбидден Вест, Хай-Фай Раш, ГоВ Рагнарек, Балдурс Гейт 3, Плаг Тейлы 2 части, Марвел Миднайт Санс, Джаггет Альянс 3…
и это я еще только самые запоминающиеся упомянул, и ни одного рейсигна не написал т.к в принципе не играю в них.
а есть имеет известные и все равно отличные игры
ваще не во что играть! индустрия буквально мертва!!! везде лутбоксы и баттлпассы! ужас ужас ужас!
я не назвал их играми года) я просто добавил их в список очень хороших игр которые стоят внимания. и если по поводу Дед Спейса и РЕ4 я еще как-то могу согласиться что это «те же игры что были раньше»(на самом деле там дофига добавлено или изменено и назвать это тем же самым не получается, но да ладно), то РЕ2 и 3 это вообще другие игры у которых с оригинальными версиями общего только сюжет
просто он это подает в ключе что в индустрии дефицит, игры уходят в донат длц, и т.д и то что он поиграл за 5 лет в 5 игр которые ему понравились — это проблема индустрии… только нет. я перечислил порядка 50 игр, которые вспомнил сразу и без гугла. все перечисленные игры как минимум хорошие и стоят внимания. а если чуть подольше повспоминать то еще несколько десятков можно написать легко.
т.е проблема тут конкретно в авторе, а не в индустрии. индустрия живее всех живых и качественных крутых игр выходит все так же много как раньше «когда была трава зеленее»)
Какой дефицит, один из лучших годов.
Проблема в том, что говоря о прошлом, вспоминаются игры, которые были хорошими, про плохие игры просто забывают, отсюда и «раньше было лучше», «умели раньше ж делать».
И то, и то.
Просто охуетительнейший первый акт и затянутый 3ий со скомканной концовкой сильно портят впечатления.
А игра все равно хорошая.
По моему человек изложил свое мнение о том, что игр из года в год которые запоминаются не так много. Назвать переиздание Резидентов или Дед спейс играми года — весьма странно, ведь по сути это те же игры что были раньше.
Тем более дальше идет подробный разбор самой игры, где идут сравнения с другими проектами и выполнено оно весьма неплохо.