18 июля 2023 18.07.23 38 19K

«Не только для пиратства» — как взлом PS Vita делает вашу жизнь лучше.

+133
Лучший блог недели
2000 ₽

Введение

К пиратству можно относиться по-разному. Кто-то считает его морально неэтичным, кто-то видит в этом способ сэкономить, для кого-то это вынужденная мера. Но когда говорят о пиратстве, обычно подразумевают возможность бесплатно поиграть в игрушки, но мало кто видит другую сторону этой медали…

Сегодня я хотел бы поведать о том, как «пиратство» повлияло на портативную консоль от Sony - Playstation Vita. Рассказать, как сама Сони забросила свое детище, как дело взяли в свои руки энтузиасты и к чему это привело. А также покажу какие преимущества могут быть у взломанной консоли над ее «чистой» версией, а поверьте, показать есть что. Одним лишь запуском скачанных с торрентов игр дело не ограничивается.

Но сначала немного истории.

 Как рождалась и умирала Vita

Глубоко закапываться не буду, анализ, как же так получилось, что Сони практически полностью забила на поддержку Виты в течение первых же 3-4 лет, это материал достойный отдельного блога. Сейчас же я лишь вкратце опишу жизненный путь портативки.

После успеха PSP на рынке портативок, в 2010 году заговорили о ее наследнике – PSP 2. В начале 2011 слухи подтвердились, и Сони действительно анонсировала выход преемника своей популярной портативки, пока что только под кодовым именем «Next Generation Portable». Уже к лету того же года, кодовое имя превратилось во всем известное – Playstation Vita, и к концу 2011 она появилась на полках магазинов Японии, а в начале 2012 – в США и Европе.

Интересный факт. Некоторые файлы в системе, так до сих пор и носят
неофициальное название «PSP2»
Интересный факт. Некоторые файлы в системе, так до сих пор и носят неофициальное название «PSP
  • CPU: ARM Cortex-A9 core (4 core)
  • GPU: SGX543MP4+
  • Габариты. 182,0×18,6×83,5 мм
  • Экран: 5 дюймов (16:9), 960×544, 16 млн. цветов, OLED (Touch screen) Multi touch screen (емкостный)
  • RAM: 512 МБ
  • VRAM: 128 МБ
  • Задняя сенсорная панель: Multi touch pad (емкостный)
  • Частота и разрешение камер: 120fps@320×240(QVGA), 60fps@640×480(VGA)
  • Встроенные динамики и микрофон
  • Сенсоры: гироскоп, акселерометр, электронный компас
  • GPS (в модели с 3G), поддержка сервиса Wi-Fi location

Фишечек у Виты было много. 2 стика – благо, сенсорный экран – полезное и приятное дополнение, гироскоп – окей, в некоторых играх может пригодиться, микрофон и 2 камеры – ну предположим, версия с 3G – ну окей, игру через него не скачаешь, но возможно в онлайне поиграть можно, задняя сенсорная панель - ???. Собственно, вот одна из проблем, если гироскоп и камера использовались хотя бы в парочке игр, то внятного и интересного применение для заднего сенсора придумать не смог никто. В результате на него вывели функции триггеров R2, L2, но сказать, что это абсолютно не удобно, это ничего не сказать. Но вернемся к истории.

И поначалу все было неплохо, хорошие стартовые продажи, сильная стартовая линейка ( Uncharted: Golden Abyss,  Wipeout 2048,  Rayman Origins уже на старте продаж!), а на подходе уже были эксклюзивные  Gravity Rush,  LittleBigPlanet,  Persona 4 Golden и  Assassin's Creed III: Liberation, а также порты больших игр, такие как  Mortal Kombat (2011), и  Borderlands 2. И казалось бы, отличное начало должно дать твердую почву для дальнейшего развития, но что-то пошло не так… Продажи слишком быстро упали, выход громких именитых проектов не давал необходимого толчка, и крупные издатели, вроде Юбисофт и ЕА, стали отказываться от производства уникальных игр для приставки, под предлогом нерентабельности. Сама же Сони в 2013 выпустила  Tearaway и  Killzone: Mercenary, В 2014 появилась Slim-версия Виты, с увеличенной автономной работой, удешевленным экраном и универсальным micro-USB разъемом для зарядки. До этого в FAT-версии был свой собственный разъем и провод.

У меня у самого в разное время была и Фатка, и Слимка. На данный момент, счастливый обладатель именно Slim версии.

Вот она, родненькая
Вот она, родненькая

 А также в магазинах появилась PS TV – по сути, та же самая Вита, но как мультимедийная коробочка для подключения к телевизору. Правда ситуацию это изменило мало. Выпустив еще несколько переизданий своих культовых серий, такие как Jak and Daxter Collection, Ratchet and Clank Collection и God of War Collection, Сони объявила, что меняет курс для Виты с больших AAA-проектов, на инди сектор. А к 2015 оказалось, что сама Сони больше не будет делать игр для своей же портативки совсем.

Как раз в это время Сони занимались совершенно другими делами. По миру, разлеталась как горячие пирожки некст-ген консоль Playstation 4. И где-то же в этот период, Виту решили переквалифицировать из независимой полноценной приставки в довесок к PS4. Сделать ее этаким аксессуаром. Рассказывали про Remote Play и PS Now, возможность поиграть в любую «большую» игру нового поколения из любой точки на вашей любимой портативке, и подобное продвижение даже слегка помогло, но ненадолго.

Ничего не напоминает?
Ничего не напоминает?

И в принципе, было бы не все так плохо, приставка для инди игр, в которые в стационаре играть как-то не охота, а в портативе – самое оно. (А еще огромное количество визуальных новелл и JRPG, как правило, исключительно для японского рынка). Но даже инди выходило очень избирательно. Оно и понятно, Команды по 1-3 человека с трудом тянут разработку самой игры, о портах на всевозможные платформы до непосредственного успеха никто и не думает. Плюс, достаточно слабое железо накладывало свои ограничения. А вышедший в 2017 Switch, так и вовсе отвернул от Виты практически всех разработчиков в свою сторону.

В результате, в 2019 году, поддержка PS Vita закончилась, оставив нас хоть и с большой, но не столь яркой библиотекой, как например, у той же PSP. И была бы это грустная история про несправедливость капитализма, непонятых гениев и нераскрытый потенциал, если бы не…

Появление Henkaku, первый шаги, taihen, плагины и Enso

Договоримся на берегу, я не программист и не хакер, поэтому объяснить внутреннюю работу того, про что буду рассказывать, увы, не смогу. Весь рассказ будет проходить с точки зрения конечного пользователя и бенефита для него. Этот момент проговорили, двигаемся дальше.

Так вот, на дворе 2016 год. Витька уже потихоньку хоронят, ведь на тот момент о больших релизах никто даже не грезил. Но и с пиратской стороны все шло ни шатко, ни валко. За почти 4 года, все, что могли позволить себе джентльмены удачи, это сложнейший запуск PSP игр, да сэндбокс для некоторых экспериментов. Но в августе все изменилось. Некая команда Team Molecule, заявила, что у них есть Homebrew Enabler, (возможность запуска неподписанного кода, читай - взлом) который они назвали HENkaku. Запустили сайт, а на нем таймер с отсчетом до общедоступного релиза. 

Вообще, на пиратской сцене очень часто возникают случаи дезинформации. Всегда найдется какой-нибудь чудик, который скажет, что у него есть доступ к сверхсекретному, убер-пупер приватному взлому. Обычно, это либо простое привлечения внимания к собственной персоне, либо увиденная возможность состричь немножечко капусты с особо доверчивых людишек. Поэтому к заявлениям «У нас есть взлом», всегда относятся немного со скепсисом. Но тут был иной случай. Редко кто делает ложные заявления, что выложит взлом в общий доступ. И по истечению таймера, на свет появился HENkaku – взлом, открывший дорогу всему дальнейшему неофициальному развитию PS Vita. Сцена буквально взорвалась. За считанные дни появилась программа для снятия дампов игр – Vitamin, и в течение нескольких недель, интернет стремительно заполнялся дампами всех возможных игр, до которых дотягивались руки. Несомненно, было несколько сложностей. Первое, дампы люди снимали лично со своих приставок. Поэтому, чтоб заполучить некоторые игры, их владельцев искали по всем возможным тематическим форумам и группам. Были целые таблицы, с найденными, и разыскиваемыми играми. А второе, Vitamin тоже был не идеален. Сделать дамп игры – это не просто запаковать его в архивчик, Витамин вносил изменение в шифрование игры, чтобы она запускалась на любой приставке. И с этим алгоритмом были проблемы. Какие-то игры просто не дампились. У каких-то возникали ошибки уже в процессе игры, в основном вылеты. Но в большинстве случаев все работало исправно.

А насколько же сложно было это дело запустить? А легче простого. Нужно было лишь иметь самую последнюю прошивку на тот момент – 3.60 и через браузер зайти на сайт и нажать кнопку «Install», и все! На «рабочем столе» появлялся новый пузырь – Molecula Shell.

Это достаточно простой файл менеджер, с возможностью установки пакетов с расширением .vpk, а также FTP сервером, для передачи файлов с компьютера. Возможность подключения по USB появилась уже позже. Вот и все! Но тут, как во всем известном анекдоте, есть один нюанс. После каждого полного выключения Витки, нужно проделывать эту процедуру заново. То есть, чтобы активировать HEN, нужно иметь доступ к интернету, а в дороге, сами понимаете, с этим могут быть проблемы. Как некоторое решение, придумали оффлайн активацию, через приложение почты. Специальное прога добавляла входящее сообщение, при открытии которого, активировался эксплойт, и теперь запускать HEN можно было и без интернета, и без браузера.

Письмо счастья
Письмо счастья

Немудрено, что достаточно быстро, вышла новая прошивка от Сони, и лавочка относительно прикрылась. Если вдруг нечаянно обновился, то доступ к хенкаку был тебе закрыт. Но это было лишь полбеды. Была и другая проблема. Игры, хоть и не в самом большом количестве, но продолжали выходить, и естественно, они требовали уже более высокую прошивку для запуска - 3.63, позже 3.65. А без запуска игры дамп было не снять. Таким образом, достаточно долго, пираты были отрезаны от более новой библиотеки игр. Решится эта проблема полностью лишь через пару лет, с выходом h-encore. По сути, того же самого взлома, но для более свежих прошивок. (Как он там работает, чесслово, не знаю, у самого 3.60 до сих пор) Но это я забегаю вперед.

Спустя полгода, после выхода HENkaku, начинается новая веха в расширении возможностей PS Vita, имя ей – taihen. Это надстройка на уже имеющейся хоумбрю энейблер, с одной фундаментально важной возможностью – подключение плагинов. Именно с этого момента, взлом стал существовать не просто для пиратства игрушек, но для создания чего-то абсолютно нового в рамках портативки от Сони. Благодаря плагинам, открылся огромный простор для модификаций и улучшений: оверклокинг, моддинг, различная эмуляция, разнообразные порты, инструменты для тестирования и калибровки аппаратной части консоли. По большей части, благодаря плагинам, Вита продолжает жить и развиваться до сих пор.  Ну а еще через несколько месяцев появился Enso – постоянный взлом. Геморрой с постоянным запуском HEN’а отпал и с этого момента можно было смело сказать, «PS Vita взломана полностью».

Ну хватит лирики, пора рассказать, какие именно возможности и улучшения вам открываются, если вы решаете сойти с лицензионных рельс и отправится в плавание по просторам пиратства и моддинга. Весь этот массив я разделил на несколько логических блоков, и начнем мы с…

Глобальные полезности (плагины, софт)

Собственно, все, что не касается непосредственно игр, но может улучшить экспириенс от использования Витки

 VitaShell

Самое первое, что устанавливает юный взломщик – это VitaShell. По сути, тот же самый файл-менеджер Molecula Shell, но доработанный и доведенный до ума. Через него и производится большая часть манипуляций: установка пакетов, подключение к компу, есть простенький текстовый редактор для редактирования конфигов, ну и все, что связано с манипуляциями с файлами, папками и носителями – все происходит именно в нем.

SD2Vita

А это уже не просто плагин, тут потребуется еще и купить кусочек китайского пластика, но поверьте, оно того стоит. Чтобы понять всю прелесть данного девайса, для не знающих, потребуется объяснение. Избавившись от UMD-дисков предшественницы, Сони решила распространять физические копии игр на специальных картриджах. Но это лишь полдела. Все-таки, на тот момент цифровые копии уже сильно прописались на рынке, стремительно вытесняя всю физику. Значит купленные в PSN игры нужно было куда-то качать. Ответ очевиден, карта памяти. (Если что, в Фатке внутренней памяти нет вообще, а в Слимке всего 1 гигабайт.) Но вместо того, чтобы позволить людям использовать уже ставшие стандартом SD-карты, Сони выпендрилась и сделала… Собственную карту памяти исключительно для Виты! И естественно, ее цена значительно превышала дешевые аналоги SD, да и сейчас они вряд ли стали сильно дешевле.

Можно подумать, с этим можно лишь смириться. Но нет! Умельцы придумали SD2VITA! Приобретаем переходник, вставляем в него microSD карту любого объема, а его вставляем в разъем для игровых картриджей. На Вите устанавливаем одноименный плагин и вуаля, основное хранилище данных теперь наша SD-карта. А карта памяти Виты становится дополнительных хранилищем. Как только эта штука появилась, я купил ее сразу же. Это решило кучу проблем с нехваткой места, учитывая, сколько игр после взлома захотелось сразу же поставить, при этом изрядно сэкономив. Цена же переходника, считай копеечная, не дороже 200р. Фантазии и выдумки у энтузиастов не занимать.

NoAutoAVLS

Есть в Slim-версии функция под названием AVLS. Ее описание гласит следующее.

Честно говоря, ее практическое применение мне до конца не ясно, и для чего ее добавили я не понимаю. И все бы ничего, но выключить ее насовсем нельзя. Рано или поздно она включится обратно. Причем не важно, в наушниках вы, или без, работает она постоянно. Безумно назойливая и надоедливая штука. И спасибо очередному плагину, который отключает ее навсегда. Теперь не нужно каждый раз залезать в настройки, чтобы включить звук на необходимую громкость. Поверьте, это невероятно раздражало.

Оверклок и VitaGrafix

Оверклок или просто разгон. Да-да, на Вите есть разгон! Ну ладно, на самом деле это не совсем разгон в его привычном понимании. Это скорей разблокированные пресеты работы, которые изначально заложены в процессор, но целенаправленно занижены для увеличения продолжительности работы аккумулятора. Плагинов для оверклока аж несколько, самые известные это LOLIcon (сцена взлома PS Vita полна анимешников, знайте это) и PSVShell. Но выполняют они одну и ту же функцию. Лично я пользуюсь PSVShell. Для обычного пользователя важны два параметра – это CPU – частота центрального процессора, и ES4 – частота видеоядра. По умолчанию частота процессора стоит на 333MHz, повысить ее можно до значений в 444 и 500. Видеоядро же по умолчанию стоит на отметке в 111MHz и повышается до 166 и 222. Ладно, давайте о главном, как это влияет на производительность? Влияет! Конечно, разгон из вашей портативки не сделает PS4, но добавить несколько фпс в особо прожорливых играх он способен. А в некоторых релизах эти несколько кадров оказываются ой как полезны. Я уже упомянул, что частоты были понижены не просто так. А что же происходит с батареей при разгоне? Честно скажу, с секундомер не сидел, но по впечатлением, разница не драматична. При разгоне ЦПУ я вообще не ощутил большего расхода, как работала она 5-6 часов, так и работает. А вот при разгоне ЦПУ+ГПУ разница становится ощутимей. Во-первых, приставка заметнее греется в руках, и заряда хватает гораздо меньше, максимум 3-4 часа. Но тут уже вам решать, чему вы отдадите предпочтение, большему времени работы в игре при 20-25 кадрах, или же получите 30 кадров, но при большем расходе батареи. И прежде, чем перейти к примерам, об еще одной полезной проге.

Вот так выглядит
меню оверклока. Вызывается в любой момент сочетанием клавиш.
Вот так выглядит меню оверклока. Вызывается в любой момент сочетанием клавиш.

VitaGrafix – набор настроек для определенных игр PS Vita. Прога позволяет изменять разрешение рендера в игре и Frame Cap (ограничение частоты кадров) Список игр и настроек зависит от того, нашли ли люди в файлах самой игры изменяемые параметры. Рассказываю я о нем здесь, потому что использовать оверклок и ВитаГрафикс лучше в комплексе, для достижения лучшего результата.

VitaGrafix
VitaGrafix

А вот теперь, примеры.

Assassin’s Creed 3: Liberation

А тот факт, что при большом количестве соперников игра попросту безбожно тормозит, не усложняет процесс, а лишь бесит. С оптимизацией вообще изрядные проблемы, но заострять внимание на этом не хочется.

Максим Кулаков. Обзор Assassin's Creed III: Liberation

Пришло время заострить внимание на оптимизации. Юбисофт и вправду попыталась перенести максимально точно опыт «старших братьев» в портатив, не забыв добавить уникальных фич и механик. И если оценка игровых механик – вопрос дискуссионный, то с технической стороной все понятно и без долгих демагогий. Она плоха. Постоянные мелкие баги, ломающиеся анимации во время боя, во время паркура, во время бега(!). Низкий фреймрейт в районе 18-20 кадров, иногда «радующий» цифрой 25, и венчает все это безобразие очень мыльная картинка и режущий ухо, самого низкого качества звук.

 Но одну проблему нам под силу минимизировать. Разгон повысит производительность где-то в среднем на 5-6 кадров. Если в дефолтных настройках, игра будет показывать от 22-25 кадров до 15-18, то в оверклоке ситуация становится заметно лучше. 25-30 кадров, правда просадки до 18 кадров не исчезнут совсем, но будут намного реже. Играть в ЭКШН-ИГРУ с такими показателями заметно приятнее.

Вряд ли хоть одного поклонника ассасинских приключений смутят здешние недочеты, а это ведь самое главное. Многие проблемы уйдут в прошлое с ближайшими патчами, а отличная и довольно изобретательная игра останется.

Максим Кулаков. Обзор Assassin's Creed III: Liberation

Jak and Daxter: The Precursor Legacy

Jak and Daxter Colleсtion вышла на PS Vita в июне 2013 года. Один из самых громких эксклюзивов PS2 выходит в портативе! Ну Сони же наверняка смогут совладать с собственным железом и выдать действительно рабочий продукт? Пхах!

Для примера я возьму только первую часть,  Jak and Daxter: The Precursor Legacy, так как это ну просто вопиющий случай отвратительной оптимизации. Давайте не скрывать притаившегося слона. Дело тут не в багах (их, на удивление, почти нет), и не в паршивой картинке. Я не знаю, кто принял столь гениальное решение, но в игре по умолчанию стоит лок на 20 ФПС!!! Да, без разгона в среднем он где-то так и держится, но @#$%^%$, хоть и редко, но в игре бывает 30 кадров! Зачем вы поставили это ублюдское ограничение?

Что ж, чиним игру за разработчиков. В VitaGrafix повышаем фрейм кап с 20 до 30. Далее, повышаем частоту процессора до 500, а видеоядро не трогаем. Удивительно, но никакого влияние его разгон не оказывает. И, вуаля, у нас вполне рабочая игра. Да просадки, будут. Но в большую часть времени игра держит «заветные» 30 кадров и играть на Вите оказывается даже приятно. Что уж говорить, я даже платину умудрился выбить.

Хвастаюсь)
Хвастаюсь)

Borderlands 2

Представитель портов «большая игра отправляется на мобилки». Картофельный графон, низкий фреймрейт, все на месте. Оверклок в Borderlands 2 работает приблизительно так же, как и в AC: Liberation. +5-6 кадров. Справедливости ради, в первой локации, даже без разгона, игра выдавала нестабильные 30 кадров, но уже во второй десяточку срезала и больше не вернула. Играть без оверклока не рекомендуется никому.

Игры PS Vita

NoNpDRM

Хоть я и пытаюсь тут показать, что и помимо пиратства взлом дает огромные преимущества… я снова к нему возвращаюсь. И опять чуток истории. Был значит Vitamin и им дампили игры. Помним, что был у него ряд проблем, поэтому ему на смену пришел более удобный и функциональный аналог – Mai Dump. Выполнял он ту же самую функцию, но теперь отдельно мог сдампить патчи, DLC и все это заставить правильно работать. Еще одним плюсом к удобству было то, что Mai не запаковывал игру в .vpk. Почему это удобно? Объясняю. Вот у вас есть игра запакованная Витаминов в .vpk. Сначала нужно его записать на Виту, а потом на Вите распаковать. Во-первых, это нужно в 2 раза больше места для установки, во-вторых, это занимает в 2 раза больше времени, учитывая, что распаковка дело вообще не быстрое. С Mai же все в разы проще. Положил папки с игрой, патчем и ДЛЦ в папку с Mai и он просто переместил их в нужное место. Дело нескольких секунд.

А вы еще помните, что вся сцена PS Vita - анимешники?
А вы еще помните, что вся сцена PS Vita - анимешники?

Но и Mai ушел в прошлое, потому что теперь существует плагин NoNpDRM. Его задача – полностью отключить проверку лицензии при запуске программы. Таким образом, стало возможно запускать «чистые» копии игр, без внесения каких-то правок в файлы игры. Сейчас это самый актуальный способ и практически все игры, что сейчас можно найти в интернете, требуют наличие этого плагина.

PKGj

И благодаря NoNpDRM, существует PKGj – программа, для скачивания игр напрямую на приставку прямо с серверов Сони. Таблица формируется на базе NoPaystation – проекта по сбору всех возможных ссылок на скачивания игр, дополнений, тем и всего прочего из PSN.

Тут можно скачать практически все, если нужна «ванильная» версия: игры для Vita, PSP, PS1, DLC и даже темы. Удобно, правда, не очень быстро. Wi-Fi у Витьки больше 2 мб/с не просасывает.

PKGj
PKGj

Модификации

Наверно на этом пункте вы уже нафантазировали себе всякие моды, вроде стрел-самотыков, драконов-рестлеров, коней из My Little Pony… Но, к сожалению, каких-то глобальных модификаций на Вите я так и не нашел. Подавляющее число из них носит исключительно технический характер, то бишь, русификаторы, англофикаторы (если игра выходила исключительно в Японии), андабы, замена роликов, изменение разрешения и так далее.  Приведу в пример те, что использовал сам:

  • Замена музыки в Super Meat Boy и The Binding of Isaac на оригинальную. (Да, в Вита-версии другая музыка. Судя по всему, Барановски и МакМиллан поссорились так сильно,
    что первый даже отказался давать права на свою музыку в PS4 и Vita версиях)
  • Андаб Persona 4 Golden
  • Русификатор и патч на разрешение 720p для Catherine Full Body

Ну и конечно же Нюд моды и «специальные» патчи для ВН-ок и других…кхм…характерных для Японии игр, куда ж без этого добра. Обширный список всяких модов, можете глянуть тут.

Также вот список русифицированных игр.

Сейв-менеджер

Наверно у каждого в жизни был период, когда у него лежала на компе папка с сейвами от самых разных игр, пройденных до конца, с прогрессом на половину, в надежде вернуться к прохождению спустя время. (А может я один такой сумасшедший) И подобное трепетное отношение к сохранениям, нет-нет, да просыпается иногда во мне. А потом PS Vita спускает меня на землю. Дело в том, что Сони придумала какую-то ну просто идиотскую систему, в которой сейвы закодированы, отдельному переносу не подлежат, только полный бекап системы, профилей нет, отдельных слотов сохранений нет, а если ты хочешь сменить профиль, система предложит ВСЕ ОТФОРМАТИРОВАТЬ. Ситуация, в которой нужно перенести сейв с одной приставки на другую, или делить Виту с братом, например, Сони никак не рассматривает. А самая мякотка в том, что если удалить игру с приставки, а потом установить ее снова, сейвы не сохранятся!!! Поэтому и существует Vita-savemgr. Позволяющий сохранить сейв от любой игры, и при необходимости его восстановить. Почему такую элементарную функцию пришлось делать пиратам, а не официалам, для меня остается загадкой.

PSM

Ну вот тут-то без исторической справки уж точно никуда, уж извините. Playstation Mobile – инициатива Сони по покорению мобильного рынка, начатая в 2012 году. По факту, это целый набор библиотек, для создания мобильных игр на Андроид, IOS, а также его поддержку добавили и на Виту. Чтобы получить лицензию для доступа к этой библиотеке как разработчику, сначала нужно было внести небольшую плату в 100$, а в 2013 ее сделали вообще бесплатной. Популярность платформа так и не обрела, игр вышло немного, и в 2015 году PSM прикрыли… заодно полностью удалив все игры под его эгидой из PSN.

Поэтому попробовать те немногие инди-игры теперь можно только на взломанной консоли. Специально для них есть плагин NoNpPSM (надеюсь его суть вам уже ясна), а также нужно установить тот самый пакет библиотек.

Игр тут и вправду немного, а интересных так и вовсе по пальцам пересчитать можно. Из интересных отмечу парочку:  Eufloria и rymdkapsel, приятные стратегические тайм-киллеры. Когда нужно скоротать часик-другой, подойдут идеально. Единственная особенность многих игр из PSM – это только сенсорное управление. Многие разработчики просто не запаривались делать отдельное управление на кнопки и стики, и просто оставляли управление от смартфонов. Не то, чтобы это большая проблема, но некоторый диссонанс вызывает.

Эмуляторы

А теперь пора расширить библиотеку игр. На Виту есть весьма внушительное количество разных эмуляторов, какие-то работают идеально, у многих есть маленькие огрехи, некоторые работают с серединки на половинку. А есть, что называется PoC (Proof of Concept), эмуляторы, которые хоть в каком-то виде запустились, как доказательство того, что это возможно, но назвать их рабочими язык не повернется. Последнюю категорию я затрагивать не стану. Ну а начнем мы с…

Adrenaline

Первый и самый главный эмулятор – это эмулятор PSP - Adrenaline. Вообще-то Вита имеет 100% обратную совместимость со своей предшественницей, и в PSN даже старые игры продаются. Но у Адреналина есть ряд, не самых крупных, но преимуществ. Первое, запускаемая полностью рабочая оболочка. Помимо огромного куска ностальгии, носит и практический характер. Поскольку оболочка взята тоже прошитая, то и возможности тут от взломанной PSP имеются. Опять же оверклок, параметры запуска игр, подключение плагинов. Очень ситуативные вещи, но могут пригодится. Второе, это расширенные настройки самого эмулятора. В Вите есть официальные настройки эмулятора, там можно настроить экран, управление, эмуляцию Memory Stick (для сохранений). Адреналин же имеет собственное окно настроек, которое чутка расширяет количество настраиваемых параметров. Сглаживание, цветовой фильтр, возможность использовать DualShock 3 или 4. Третье, это сейв-стэйты. Ну какой эмулятор без сейв-стэйтов! И четвертое, это модификация игр специально под Виту. Самая популярная – возможность использовать второй стик в ряде игр. (Если вы не знали, на PSP был всего один стик – левый.)

Работает Адреналин идеально, так что благодаря ему, у нас есть доступ ко всей библиотеке игр PSP. И не забываем, что PSP уже тогда имела обратную совместимость с PS1, а значит сюда же добавляется вся библиотека самой первой Playstation.

 Retroarch

Любители ретро-гейминга наверняка в курсе про Retroarch (или вы про него услышали в недавнем видео про эмуляторы от Уэса), для остальных же… Retroarch – это мультиплатформенная программа для эмулирования огромного множества разных ретро-консолей. Единая оболочка, с подключаемыми ядрами для эмуляции. Имеет широкий спектр настроек и простой, но удобный интерфейс. Лично я его использовал как эмулятор SNES и Sega Mega Drive. Конкретно эти ядра работают без нареканий, с остальными же, в большинстве случаев, если верить списку, тоже проблем нет, за редким исключением. Разве что пожаловался бы на достаточно мелкий шрифт в интерфейсе, но это так, мелочь.

Retroarch
Retroarch

mGBA и аналоги

GameBoy можно эмулировать и в Ретроарке, но также есть и отдельные эмуляторы. Их аж несколько штук. Один из них mGBA. Но что Ретроарк, что mGBA, работают они не идеально. Самая главная проблема – нестабильный фреймрейт, из-за чего игры работают медленнее, чем должны. Поэтому лично я посоветую пользоваться gpSP. Это эмулятор GameBoy Advance для PSP. И на данный момент он самый стабильно работающий, что парадоксально. Запускается, естественно, через Адреналин.

gpSP
gpSP

 ScummVM

Script Creation Utility for Maniac Mansion Virtual Machine или просто ScummVM – эмулятор просто огромного количества классических квестов от LucasArts, Sierra On-Line, Westwood Studios и так далее. Cписок игр поистине огромен! Даже в  Рыбку Фредди поиграть можно! Работает все исправно, настроек достаточно, и субтитры включить можно, и на широкий экран игру растянуть. И даже поддержка тачскрина есть! Так что фанатам жанра строго рекомендуется. Возможно, проблемы возникнут, когда вы дойдете до пиксельхантинга, на таком-то мелком экране, но вы же знали на что шли.

DaedalusX64

Теперь же мы вступаем в зону неоднозначности. DaedalusX64 – эмулятор Nintendo 64. По большей части он работает, и даже хорошо, но эмулируется, к сожалению, далеко не все. Список совместимости показывает, что лишь половина игр работает приемлимо. Так что, если вдруг вашей игре не повезло попасть в "зеленую" категорию, готовьтесь к тому, что удобоваримого результата вы никак не добьетесь.

Flycast

Эмулятор Sega Dreamcast по началу смотрится вполне жизнеспособным. Лист совместимости уверяет, что около половины списка играбельна. С нюансами, но все же. Но уже на странице с установкой автор вывел целый список «НО». У эмулятора имеется утечка памяти, поэтому чем дольше играешь, тем хуже он работает, вплоть до вылета. Поэтому рекомендуется регулярно делать сейв-стейты. Чтобы обеспечить максимальную производительность, по возможности, рекомендуется включить как можно меньшее количество плагинов. А еще желательно иметь ромы игр в определенном формате, также, для производительности. Как видите, условий для работы этого эмулятора туча, и все это все равно не гарантирует его стабильную работу.

Для теста я взял две игры. Одну из «желтой» зоны –  Shenmue, вторую из «голубой» -  Resident Evil: Code Veronica. Начнем с Shenmue. Проблемы начинаются прямо со старта. Низкий фпс в районе 22-24 кадров, заикающийся звук, и постоянные баги текстур, в частности, неба. И это пока что только начальный ролик! Дойдя до геймплея производительность лучше не становится, хотя временами и можно увидеть 30 фпс. Но при выходе из дома, на загрузке, игра намертво повисла. Пришлось запускать игру заново, а первый ролик, при учете, что он замедлен, идет минут этак 7-10. Но при выходе из дома игра снова зависла. И только предварительно сделав сейв-стейт прямо перед дверью, перезагрузив эмулятор, с третьего раза, загрузка таки прошла. Но как понимаете, назвать это состояние играбельным крайне тяжело.

Окей, есть вторая игра, из категории «Playable», на секундочку. И в Резике все и правда по-лучше. Все текстуры на месте, игра не зависала, не вылетала, но производительность все еще хромает, 18-24 кадров во время геймплея, а уж во время пререндеренных катсцен так и вообще до стабильных 12 опускается. Назвать подобный экспириенс комфортным язык не поворачивается. Говорить про такие мелочи, как некорректно работающий Widescreen Mode как-то даже неловко.

Вывод, Flycast на Виту на данном этапе - плох. Формально он, конечно, работает, игры запускает, они кое-как шевелятся, но уж слишком много нюансов, слишком много "НО" и даже при их соблюдении, достичь возможно лишь посредственных результатов в производительности. О комфортной игре тут речи не идет.

YoYo Loader

Честно говоря, эта штука тут просто до кучи. Играл через нее в  AM2R. Это программа для запуска игр на движке GameMaker. Работоспособность зависит исключительно от игры. AM2R, например, работает средненько. Просадки кадров бывает нехило так замедляют игровой процесс, порой происходят баги с музыкой, которая просто пропадает. А после середины игры она еще и начинает регулярно крашиться. Не самый приятный экспириенс. Но это, что касается AM2R. Про остальные игры ничего сказать не могу, я даже названия все эти впервые вижу. Если вдруг нашли среди них что-то интересное, обязательно мне об этом расскажите!

Порты

Самая главная неожиданность, поджидающая владельцев «улучшенной» Виты, которая в свое время удивила и меня – это количество фанатских портов. Их огромное множество! Настолько много интересных игр в самых разных жанрах было перенесено, что… мною было принято решение разделить блог на две части и перенести этот блок в отдельную статью. Там я постараюсь подробно рассказать про каждую игру, как работает, играется и управляется.

Для затравочки
Для затравочки

Официально поддержка PS Vita прекращена. Новые игры уже много лет как не выходят, а потенциального наследника на горизонте не видать. Но фанатское сообщество живее всех живых! Благодаря энтузиастам, Вита раскрывается с самых разных сторон: можно улучшить производительность, можно получить удобную ретро-консоль, а можно обнаружить вашу старую добрую любимую игру, о существовании которой в портативе вы даже и мечтать не могли! И сцена до сих пор жива и развивается. Регулярно появляются новые порты, выходят заплатки к уже имеющимся, границы Виты не прекращают расширяться!

Надеюсь, вам было интересно читать эту статью. Если вам есть, что добавить к моим словам, или ткнуть меня носом в многочисленные ошибки и неточности, не стесняйтесь, смело пишите об этом в комментариях. Ну и плюсик не забудьте поставить. Сущая мелочь, а мне будет очень приятно.

Ну и кто знает, может этот текст сподвигнет вас сдуть пыль с вашего старичка, да и попробовать вдохнуть в него новую жизнь. А может, чем черт не шутит, вы задумались о приобретении Виты?


Jak and Daxter: The Precursor Legacy

Платформы
PS2 | PS3 | PS4 | PS5 | PSV
Жанр
Дата выхода
3 декабря 2001
116
4.1
66 оценок
Моя оценка

Freddi Fish 4: The Case of Hogfish Rustlers of Briny Gulch

Платформы
PC | Mac | Linux | iOS | Android
Жанры
Дата выхода
30 марта 1999
54
4.0
32 оценки
Моя оценка

Resident Evil Code: Veronica

Платформы
PS2 | PS3 | PS4 | PS5 | X360 | XONE | XBOXSX | GC | DC
Жанры
Дата выхода
3 февраля 2000
699
4.4
406 оценок
Моя оценка

Eufloria

Платформы
PC | Mac | Linux | PS3 | PSV | NSW | iOS | Android | BlackBerry
Жанр
Дата выхода
20 октября 2009
63
4.2
44 оценки
Моя оценка

Borderlands 2

Платформы
PC | Mac | PS3 | PS4 | PS5 | PSV | X360 | XONE | XBOXSX | NSW
Жанры
Дата выхода
18 сентября 2012
3.8K
4.2
2 988 оценок
Моя оценка

Shenmue

Платформы
PC | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | DC
Жанр
Дата выхода
29 декабря 1999
182
4.6
99 оценок
Моя оценка

Assassin's Creed III: Liberation

Платформы
PC | PS3 | PS4 | PS5 | PSV | X360 | XONE | XBOXSX | NSW
Жанр
Дата выхода
30 октября 2012
943
3.2
693 оценки
Моя оценка

Super Mario 64

Платформы
NDS | N64 | WII | Wii U | NSW
Жанры
Дата выхода
23 июня 1996
140
4.1
67 оценок
Моя оценка

AM2R: Return of Samus

Платформы
Жанры
Дата выхода
6 августа 2016
33
4.6
15 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Большое спасибо! Тема интересная и очень полезная. Пиши ещё

Статья объемная и освещает основные моменты пользования PS Vita на сегодня, вроде бы даже без излишеств. Текст хорош. Сам обладаю фаткой (ни за что не променяю этот экран на IPS, хотя и осознаю, что со временем он выгорит: мне досталась почти не юзанная консоль) и очень многое на ней гоняю.

Для меня эмуляция игр с PS1 на Vita это как тест-драйв старого японского автомобиля не с хилым таким пробегом. Причём его прежний владелец, японец, давным давно сдал колымагу в трейд-ин, а сам, вероятно, уже катается на электрокаре по Токио.

И стоит признаться, японские колымаги по сей день оставляют несоизмеримые впечатления. От FFT я не могу отлипнуть, и жалко, что у неё нет портов, хотя она заслуживает их. А благодаря эмулятору купил почти все аркады Namco в Steam и судорожно захотел ремастеры Ridge Racer Type 4 и Mr. Driller.

У ФФТ есть ремастер для ПСП и его порт на Андроид. Также есть альтернативные игры серии FFT Advance на GBA и FFT Advance 2 на NDS. Если первая из них очень слаба геймплеем и сюжетом, то вторая очень даже ничего.

Плюс есть предшественник FFT в виде Ogre Tactics, выходившей как на той же ПС1, так и в виде ремейка на ПСП с последующим недавним портом на компы. В ней уже не только геймплей окажется знакомым, но и сюжет будет политическим, а не приключенческим как в ФФ Адванс 1-2 играх.

Больше всего меня в Фатке бесил свой собственный провод, который все время нужно таскать с собой. Хоть micro USB как разъем убог донельзя, но универсальность все-таки благо.

Я их купил 5 штук на Али про запас и разложил по всем местам, где ею пользуюсь

Вообще портативки не использовал, но читать статью реально интересно! Спасибо!

На данный момент, счастливый обладатель именно Slim версии.

Технически, обладателем являюсь я.🤓

Прога позволяет изменять разрешение рендера в игре и Frame Cup (ограничение частоты кадров)

Frame Cap*

Теперь не нужно каждый раз залезать в настройки, чтобы включить звук на необходимую громкость. Поверьте, это невероятно раздражало.

Подтверждаю.

Хороший блог. Мне понравилось.

Я бы советовал Виту. Экран больше, стика ДВА и они удобней, чем у ПСП. По возможностям все абсолютно тоже самое и даже чуточку больше. Это что касается именно ПСП игр, а вдобавок еще и Вита-игры идут, ну и все то, про что я тут рассказывал.)

У ФФТ есть ремастер для ПСП и его порт на Андроид.

Спасибо за наводку. Оказывается, в нём даже перевод значительно улучшили.

Плюс есть предшественник FFT в виде Ogre Tactics, выходившей как на той же ПС1, так и в виде ремейка на ПСП с последующим недавним портом на компы.

Пробовал Tactics Ogre с PS1 и сломал об него зубы, так как я по натуре предрасположен к минимализму. В FFT мне очень нравится компактная сетка 16х16, эдакий продвинутый аналог шахматной доски. В TO клеток и юнитов на них по ощущению больше почти вдвое.

В ФФТ карты локаций имеют разные размеры в количестве клеток. Например карта пустыни очень длиная.

Если нравятся тактики с минимализмом, то Into the Breach и ее многочисленные клоны (я как минимум встречал три похожих игры) должны понравится.

Техническая и софтверная часть это хорошо, но я не понял. Стоит ли покупать ps vita чтобы понастольгировать или лучше не заморачиваться и брати псп ?

Наверно у каждого в жизни был период, когда у него лежала на компе папка с сейвами от самых разных игр, пройденных до конца, с прогрессом на половину, в надежде вернуться к прохождению спустя время. (А может я один такой сумасшедший)

Ты не один такой)

Один вопрос в статье затронут, но остался в целом не понятен.

Можно ли играть в Vita-игры на взломанной консоли и выбивать трофеи на акк официально?

Совсем недавно вспомнил про свою старенькую витку и знал что ее можно было взломать ну и решил а че бы и нет. Сделал меньше чем за 10 минут но не знал что делать дальше. Наткнулся на вашу статью и она супер помогла. Спасибо за такую полезную инфу

Отличная статья, с удовольствием почитал. Жаль что раньше у меня этой приставки не было)

Давненько подумываю над приобретением Виты. После прочтения сего прекрасного блога все сомнения улетучились.

Читай также