15 февраля 2023 15.02.23 10 2821

Как возводят цивилизации в постапокалипсисе

+17

Когда вы в последний раз испытывали чувство паранойи? Ощущение постоянного страха того, что надвигается что-то очень плохое. Лично я нахожусь в пассивной депрессии уже несколько лет и не понимаю почему «очень плохое» вечно откладывает дату своего релиза. Вроде находимся на пороге конца света, а его и нет…

Но давайте думать о хорошем. Допустим, человечество смогло пережить апокалипсис. На его место придет постапокалипсис, который будет содержать иные правила построения социума.

В этой статье я постарался сформировать все возможные сценарии возрождения мирового сообщества, основываясь на играх, фильмах и сериалах (книги я читать не умею, извините). Они могут показаться поверхностными, но всё потому, что я в эту тему решил окунуться впервые.

Начать этот монолог стоит с небольшого разделения творчества на «постапок» и «не постапок»..

Творчество в жанре «постапокалипсис»:

  • Серия Fallout и Metro — ядерный постапокалипсис
  • Серия TLoU и The Walking Dead — зомби-постапокалипсис
  • Серия Crysis (в особенности третья часть) — инопланетный постапокалипсис
  • Матрица, Терминатор, Nier, Death Stranding — Sci-Fi постапокалипсис
  • Серия Dark Souls — фэнтези-постапокалипсис, не самое популярное смешение жанров
  • Mad Max — бензиновый постапокалипсис (хотя там тоже взрывали ядерные бомбы)
  • 2012, I am Alive — апокалипсис, вызванный природными катаклизмами
  • Район № 9, Трансформеры — постапокалипсис от лица инопланетян
  • Escape from Tarkov — локальный постапокалипсис, выстроенный в пределах одного государства.
  • Cyberpunk 2077, Судья Дредд — сеттинг постапокалипсиса, где цивилизация реконструировалась во что-то приближенное к довоенной.

Творчество, не носящее в себе задумки постапокалипсиса:

  • Серия S.T.A.L.K.E.R. Несмотря на основу в виде Чернобыльской катастрофы, это не даёт ей полноценной эстетики советского постапокалипсиса. Если вглядываться в лор серии, то можно понять, что сталкеры не выживают там, а ищут наживу. Эта трилогия наполнена своеобразным духом авантюризма и исследования, что делает её нашим аналогом вестерна, «научным истерном».
  • Серия Borderlands. Причина та же. Чувство авантюризма и исследования. Стремление к чему-то неизведанному в космическом фронтире. Космический вестерн.
  • Вселенная Half-Life находится в удивительной суперпозиции. С одной стороны, привычная земная цивилизация уничтожена, но с другой стороны, её заменила диктатура инопланетного Альянса, строящая новый порядок на Земле. Другими словами, антиутопия.

Всё что я написал — моё личное мнение. Своё можете указать в комментариях.

Потенциальные угрозы

Какие варианты нас могут поджидать? В нашем мире вариантов для апокалипсиса не так уж и много: ядерная война, мощная вспышка на солнце, которая выдаст мощный импульс, что уничтожит жизнь на Земле (по типу из фильма Знамение) или разложение ядра планеты, что спровоцирует массированные катаклизмы по планете (2012).

Существуют варианты с серьёзными пандемиями, но как показывает история болезней, на каждую заразу найдётся вакцина. Главное маску носить, руки мыть и из дома не выходить.

Вакцину от оспы нашли благодаря дояркам и их иммунитету.
Вакцину от оспы нашли благодаря дояркам и их иммунитету.

Глобальное потепление также не пойдёт в счёт т. к. оно хоть и вносит негативнейший эффект на нашу цивилизацию, но не является столь стремительной угрозой, которая может погубить нас за столь короткий срок.

Из менее реалистичных, но не менее интересных перспектив можно рассмотреть заезженную теорию зомби-апокалипсиса. Серия  The Last of Us нам показала интересный метод заражения и процесс мутации зомби. А фильм «28 дней спустя» неплохо демонстрирует идею того, почему зомби-апокалипсис, теоретически недолговечен.

Вот так будет выглядеть каждый, когда не будет есть/пить/спать целый месяц
Вот так будет выглядеть каждый, когда не будет есть/пить/спать целый месяц

Идея инопланетного вторжения тоже интересна, но тут стоит отметить, что если инопланетяне умудрились как-то добраться до нас, то они явно умнее зомби и радиоактивного пепла. Так что вариант с истреблением населения может быстро обернуться в планетарную партизанскую войну.

Варианты реинкарнации общества

Как я упоминал ранее, существует множество сценариев развития цивилизации после конца света. Но чтобы эти сценарии хоть как-то стали актуальными, необходимо выполнить одно важное условие: человечество должно выжить! Если выживет один человек, то возрождение цивилизации уже провалено. Если выживет малая группа (5-10 человек), то не факт, что они смогут наладить все необходимые для полного развития институты. К тому на женщин в такой малой группе будет возложена обязанность рожать огромное количество детей, которые в дальнейшем должны будут стать надеждой на будущее человечества…

Поэтому надежда кроется в возможности этих самых малых групп кооперироваться и договариваться, но как будет показано позже, не все методы дипломатии старого мира будут работать в новом. Расширение числа людей в одной общине позволяет возвращать привычную нам специализацию труда, благодаря чему будет расти качество необходимых отраслей.

Все виды сценариев я подразделяю на 3 типа концепции: демократические, автократические и капиталистические. Идея сценария может быть комбинированной и нести в себе сразу несколько концепций. С другой стороны, сценарий одной концепции может нести в себе изуродованную первоначальную идею.

Общие черты

Перед тем, как начать разговор о каждой модели, я должен проговорить ряд моментов, которые свойственны любой модели:

Во-первых, после конца света обязательно будет всплеск бандитизма и преступности. В этих рядах будут как одиночки, так и целые группировки, численность которых позволяет им создать целую общину и жить без каких-либо грабежей.

Во-вторых, сами размеры крупных поселений не будут такими уж и крупными, по меркам 2023 года, где присутствуют мегаполисы. К тому же, первые полномасштабные поселения начнут своё развитие лишь после того, как пройдёт апокалипсис. (примерно через 10-20 лет)

В-третьих, экономические связи начнут своё развитие после образования крупных поселений и налаживания каких-либо связей. Денежные знаки перестанут иметь ценность и все, на первое время, перейдут на бартер. Переход на денежные эквиваленты будут возможны, если будет создан полноценный рабочий рынок, не требующий больших задержек в сообщении.

Власть одного человека (красный)

Один из самых распространённых сценариев развития цивилизации в мировом творчестве. Почему-то некоторые считают, что конец света откатывает социальную базу цивилизации на тысячелетия назад во времена малых княжеств, общин и племён. Но на самом деле, этот сценарий развития просто подразумевает наличие несменяемого лидера. Это означает, что за ним закреплены привилегии лидера и обязанности по обеспечению благосостояния поселения. Такой сценарий подразумевает обычный принцип автократии, где граждане не лезут в управление и занимаются своими трудовыми делами.

Здесь возможны денежные отношения и предпринимательство. Но в качестве валюты будут использоваться какие-нибудь предметы, которые могут подойти в качестве местного эквивалента. Намного эффективнее играет роль бартер. Имеет место быть свобода творчества, но в условиях постапокалипсиса она не несёт реальной ценности. Автократ в данном плане старается грамотно распределять ресурсы, делегировать задачи и учитывать нужды подчинённых.

Самым выдающимся примером поселения с таким строем является  Нью-Вегас с его «автократом» Робертом Эдвином Хаусом. Его дальновидное планирование помогло спрогнозировать начало ядерной войны. Этот навык вкупе с новыми обстоятельствами позволил ему возродить любимый Лас-Вегас в Новый Вегас, а пустыню Мохаве в новое торговое государство с сильной армией роботов.

Лично я считаю, что его сюжетная линия самая лучшая. Какой смысл его убивать и захватывать Нью-Вегас, если ты не имеешь проработанного плана по его развитию?!
Лично я считаю, что его сюжетная линия самая лучшая. Какой смысл его убивать и захватывать Нью-Вегас, если ты не имеешь проработанного плана по его развитию?!

Другим примером такого сценария является устройство фракций в играх и книгах Дмитрия Глуховского. В  Метро, люди решили объединяться во фракции, которые формируются по интересам участников. Из-за этого и появляются банды фашистов, коммунистов и прочих бандитских группировок. Самой крупной группировкой считается «Ганза», которая является прямым посредником между народом и Правительством, что даёт им право на автократичную власть. (надеюсь я тут не перемудрил)

Как я понял из вымученного признания полковника, Ганза полностью подчиняется Невидимым Наблюдателям, настоящим хозяевам Москвы, кукловодам, дёргающих за ниточки правителей всех «стран» метро. Пользуются своей неограниченной властью эти кукловоды, не связывая себя нормами морали…

Запись из дневника Артёма

Но если лидер неграмотен или просто не хочет выполнять свои обязанности, то тогда автократия быстро превращается в…

Деспотизм/тирания (бордовый)

Вот такой тип государства представлен не так часто. Хотя и у него есть шансы на существование. Важнейшим критерием для реализации подобного сценария является одурманивание/дебилизация населения. В этом варианте концепция строения общества больше походит на культ, чем на феодальный строй или автократию. Правитель позволяет себе различного рода излишества, не думает о серьёзном планировании своего поселения и интересуется лишь в своих потребностях и потребностях своих самых близких приближенных. Народ в этом сценарии — расходный материал. Их можно морить голодом и жаждой, отправлять на круглосуточную работу, осуждать по любому надуманному поводу. Ему вообще закон не писан и может строить себе гарем.

В этом сценарии какие-либо рыночные отношения невозможны. Бартер тоже нереален т. к. одурманивание жителей заставляет их думать только о первичных потребностях. И ради удовлетворения своих нужд они готовы убивать друг друга…

Такой сценарий больше популярен не в сеттинге постапокалипсиса. В  Outlast 2 прислуживают сумасшедшим лидерам. Серия Far Cry строится на угнетении народа государства с целью обретения экономического развития или спасения от ядерной войны. Из постапокалипсиса таких примеров крайне мало: тот же  Far Cry: Ney Dawn с чокнутыми близняшками и фильм «Безумный Макс: дорога ярости». (есть ещё игра  Mad Max, но я в неё не играл)

Власть капитала (лаймовый)

Метод, который связан напрямую в частном секторе. Чаще всего, капиталисты становятся ключевым фактором в построении общества, если государство больше не способно выполнять свои функции. Из-за подобного кризиса народ ищет надежду в корпорациях. А те в свою очередь заинтересованы лишь в получении прибыли и гос. управление они будут использовать лишь в своих интересах. Большинство социальных институтов будут платными, ведь их основной целью будет всё та же прибыль.

Боец подразделения MaxTac. Откуда у него в постапокалипсисе такое оснащение? Конечно, его оснащают корпорации!
Боец подразделения MaxTac. Откуда у него в постапокалипсисе такое оснащение? Конечно, его оснащают корпорации!

Чтобы определить насколько предприятие богато, необходим какой-либо денежный эквивалент. Зачастую, в капиталистических постапокалипсисах в ходу находятся электронные деньги. В этих вселенных апокалипсис ударил по населению слабее всего, из-за чего люди владеют какими-то познаниями в экономической науке. Бартер тут не нужен т. к. здесь можно купить и продать всё что угодно. В какой-то степени, власть капитала можно назвать анархо-капитализмом т. к. даже подкуп судебной системы является законным.

хы-хы-хы анкап :P
хы-хы-хы анкап :P

Хорошим примером работы капиталистической власти является  Cyberpunk 2077. Всем на всех плевать до тех пор, пока ты не заплатишь. Твою собственность может легко отжать корпорация и на его месте построят какую-нибудь парковку. Твоя жизнь и твоё тело может иметь стоимость дешевле сувенирной продукции! Но несмотря на эти недостатки, эта модель приближена к тому образу жизни, что был до конца света.

Но даже у такого государства есть свой вариант, как разрушить то, что осталось от цивилизации.

Олигархат (тёмно-зелёный)

Как я писал ранее, корпорации заинтересованы в получении прибыли со своих клиентов. Если корпорация берёт власть в свои руки, то его клиентами становятся все жители. И когда это происходит, то существует риск, что корпорации будут заниматься злонамеренным грабежом населения. Они будут завышать цены, будут давать большие кредиты с большими процентами, будут изымать внутренние органы и отправят в рабство.

Какие-либо экономические отношения будут выработаны ужасно т. к. денежный эквивалент будет в руках корпораций. Чтобы расплачиваться с долгами бартер не будет эффективен т. к. кредитору нужны деньги, а не вещи.

Концепций обветшалого капитализма ещё меньше, чем обезумевших диктатур. Из игр единственным, что подпадает — это  Crysis 3.

А вы думали, что эта часть лишь про отстрел пришельцев?)
А вы думали, что эта часть лишь про отстрел пришельцев?)

Здесь после победы над инопланетянами корпорация C.E.L.L. взяла контроль за восстановлением человечества. Она наладила быт людей, их жизнь начала налаживаться, но всё это было в кредит и им необходимо было его возвращать. Поэтому бедолаг отправляют в трудовые лагеря на погашение долгов, которые невозможно погасить из-за больших ставок.

Власть народа (синий)

Самая сложная концепция, но реализуемая концепция, которую давным-давно описал Джон Локк в своём труде «Левиафан». Данный строй цивилизации ничем мало чем будет отличаться от того, что было до конца света и строится на «теории общественного договора».

В этом сценарии из народа появляются кандидаты на роль лидера, которого признаёт общество. Население активно вовлечено в управленческий процесс жизни поселения и старается оказывать всяческую поддержку лидеру: помогает в решении определённых профессиональных вопросов, указывают ей на ошибки и так далее. Каждый чувствует себя полноправной частью этой общины и понимает, что лишь совместными усилиями можно возродить человечество.

В экономическом плане этот вариант более беден, чем красные или зелёные. Общины такого типа имеют тесные дружеские, товарищеские, братские отношения. Торговаться друг с другом, с одной стороны, кажется кощунством и если у одного есть что-то, что может помочь общине, то надо обязательно делиться, а с другой стороны деньги очень важны для развития отношений между поселениями. Так что у таких поселений собственного денежного эквивалента нет, а вся торговля проводится бартером с какими-нибудь задатками на формирование какого-то денежного эквивалента.

Есть ли пример такой демократичной общины? В малых группах, о которых я писал выше, таких примеров целое множество. Самым большим таким примером можно назвать франшизу  The Walking Dead. На моей памяти там не было крупных демократичных общин. Зато была куча малых, где решение принималось, в большинстве случаев, коллегиально (ну или лишь главным героем)

Другим же примером подобного построения общества можно встретить в  The Last of Us. Община в Вайоминге — отличный пример того, как большое скопление людей может восстановить быт и начать жить, а не выживать!

Ну, а теперь перейдём к тёмной стороне этой медали.

Анархизм (чёрная)

Самый печальный из предлагаемых сценариев. Если синий сценарий подразумевает общественное согласие в необходимости руководителя, который сможет составить план действий и довести его до идеального консенсуса, то чёрный сценарий подразумевает кромешный хаос и нежелание кооперироваться.

В таком коллективе невозможно развитие. Их сожительство основывается лишь на территориальных предпочтениях: нет зомби, нет радиации, нет пришельцев и т. д. Каждый хочет друг от друга каких-то результатов, но при этом сам не старается делать какой-либо вклад в развитие общества.

Такое негативное сообщество не подразумевает за собой какого-либо общего бюджета. У каждого присутствуют свой схрон, где он хранит свои богатства. Бартер также работает слабо т. к. участники полагают, что любые торговые соглашения приведут к разводу одного из них.

Как вы можете заметить, такой сценарий самый нереалистичный. В художественных произведениях примеров такой кооперации не существует. Но в самом сеттинге существует целый ряд проектов, которых объединяет один крупный элемент — мультиплеер.

Ветераны в играх по выживанию в экстремальных условиях редко кооперируются с кем-либо и стараются развиваться в одиночку. Профессиональных навыков им как раз хватает, чтобы построить убежище, перебить армию зомби или малую группу выживших, собрав целый вагон лута.

Сценарии одной концепции разобраны. Пора разобрать комбинированные.

Финансовая автократия (красно-желтый)

Прямое взаимодействие частного капитала и государства является нормой. Государство нуждается в средствах для создания каких-либо крупных проектов. Кроме того, государство старается национализировать те виды отрасли, где корпорации могут позволить себе завышение цен.

В таких государствах экономика идёт на хорошем подъёме и стимулирует развитие предпринимательства и производства. Помимо этого, приток денежных средств позволяет Правительству организовать регулярную армию, полицию и прочие социальные институты, необходимые для благополучного развития общества.

С другой стороны, слияние государства и капитала чревато размытием законодательного права из-за чего предприятия получат «право на насилие», а государство будет иметь деньги с граждан. Тут могут присутствовать свои ЧВК, а также распространяться запрещённые виды продукции, на которые государство может закрыть глаза. Причиной этого равнодушия является самая большая проблема слияния двух сфер влияния — коррупция.

Именно на этот аспект будут обращать внимание ребята из Obsidian, когда будут прописывать историю Новой Калифорнийской Республики, которая рождается после первой части  Fallout и начинает свою экспансию во  второй части. Государство присоединяет всё больше богатых поселений и присваивает себе их богатства. Из-за этого, крупные корпорации и мафия получают доступ к власти и через своих представителей лоббируют свои интересы государству.

В New Vegas коррупция НКР будет проявляться ещё сильнее. Из-за неё начали вводить кучу бюрократических ограничений, которые создали образ НКР как пародии на государства старого мира. К тому же появляются большие вопросы по проведению выборов в Президенты.
В New Vegas коррупция НКР будет проявляться ещё сильнее. Из-за неё начали вводить кучу бюрократических ограничений, которые создали образ НКР как пародии на государства старого мира. К тому же появляются большие вопросы по проведению выборов в Президенты.
В течение нескольких следующих лет семье Бишопов удалось возвыситься и заключить сильный политический альянс с Новой Калифорнийской Республикой и Городом-Убежищем. Создание этого альянса окружало множество загадочных смертей и переговоров за закрытыми дверями, но в конце концов Нью Рино стал частью цивилизованного мира. Другие семьи скоро исчезли, и Нью Рино стал крупным туристским центром новой республики. Впоследствии нескольким Бишопам удалось набрать солидный политический вес и способствовать введению поправок, касающихся защиты проституции и игорных заведений.

Fallout 2 — Концовка за Бишопов

«Запрос на Героев» (Сине-зелёный)

Когда в государстве, власть занимают корпорации, то им нет особого дела до благосостояния граждан. Как я уже упоминал ранее, в капиталистическом обществе, государственные и социальные институты выполняют всё ту же функцию получения прибыли. Полиция здесь не исключение. Они выполняют роль наёмников со значками, а не реальных представителей закона.

Подобная несправедливость иногда создаёт запрос на каких-нибудь реальных законников, которые будут защищать интересы незащищённых слоёв оставшегося населения. На основе этого поиска равноправия и справедливости и основывается конфронтация Капитала и Народа.

Народ всё ещё запуган корпорациями, но верит, что защита придёт. Из народа появляются определённые представители, которые готовы бороться с несправедливостью и защищать слабых.

В творчестве про конец света такой сценарий раскрыт в комиксах про Судью Дредда и его борьбу с преступностью в Мега-Сити. Этот персонаж является прямым представителем Закона, который выполняет свои прямые обязанности судьи, присяжного и палача. С одной стороны, это крайне негуманно и человеческая жизнь невероятно важна, несмотря на весь ужас, что человечество пережило. А с другой стороны и так уже миллиарды людей погибли, всем плевать уже на эту мораль…

«Баллада об Избранном» (красно-синий)

Данный вариант является чем-то мифическим. Дело в том, что представителей подобного жанра о каком-то авторитарном обществе, строящемся вокруг какого-то Пророка или Светоча, не так уж и много. К тому же ему уделяется ровно один подсеттинг постапокалипсиса — Sci-Fi постапокалипсис.

В кинематографе подобная концепция строится вокруг одного единственного человека, который может перевернуть ход событий в пользу народа. Примерами тому являются Джон Коннор из Терминатора и Нео из Матрицы. Оба человека становятся «спасителями», которые приведут свой народ к светлому будущему будущему и победе в войне с машинами.

Этот сценарий, к сожалению, беден на экономику. Бартера или торговли тут попросту нет и оно не нужно. С другой стороны, человечество всё ещё находится в состоянии войны с машинами и поэтому они сплочены как никогда крепче.

Идеал (центр)

Ну, а теперь пора поговорить о самом позитивном сценарии, который кажется недостижимым идеалом, хотя на самом деле, он самый реалистичный из всех, что есть в перечне.

Данный сценарий является комбинацией всех трёх основополагающих столпов. В этом сценарии работает система сдержек и противовесов: государство контролирует деятельность корпораций и может брать от них деньги, но за ним стоит народ, который в любой момент может сказать что не надо делать. При этом народ также является заложником корпораций, который нуждается в их продукции. А корпорации извлекают прибыль из народа и государства, но при это они оба теперь следят за ним, чтобы они соблюдали закон. Простыми словами, данный сценарий является способом сохранить цивилизацию, а не построить новую на руинах старой.

Стоит отметить, что такой сценарий возможен лишь тогда, когда народ успел сплотиться и подготовить решение по борьбе с мировой угрозой. В таком сценарии будут мешать всякого рода ренегаты, которые могут быть недовольны решением большинства и будут мешать реализации плана. Так что, необходимо пресекать их диверсионную деятельность ещё на стадии планирования.

Я долго думал какой пример стоит подобрать, чтобы показать как реализуется данный сценарий. И лишь вспомнив, какой у меня ник, мне пришел в голову отличный кандидат!

Отличнейший пример того, как вселенная пытается пережить апокалипсис и победить в войне со Жнецами. Тем более, что после этой войны идёт стадия постапокалипсиса.

Сделаем выводы

Почти каждый сценарий, приведённый в этой статье имеет место быть. Ведь никто не знает кто выживет, а кто нет. Но стоит помнить одну истину: шанс Конца Света крайне мал. И чтобы эти сценарии хоть как-то реализовались, надо чтобы этот шанс сработал.

Лично я напомню всем, что нам нужно жить сегодняшним днём и уметь ценить каждую секунду, что мы тратим. Даже, если она была потрачена впустую. Старайтесь быть позитивными и не падайте духом. <3


Лучшие комментарии

Почти каждый сценарий, приведённый в этой статье имеет место быть.

Когда делаешь выводы на основе книг и игр, то и последствия апокалипсиса будут книжными и игровыми и никакого отношения к реальности иметь не будут. Просто при прочтении у меня появилось стойкое ощущение, что автор пытается фантазии писателей и сценаристов переложить на нашу жизнь. Но это так не работает. В нашем мире уже были апокалипсисы как у древних людей, которых буквально оставались десятки тысяч, так и у современных. Последствия Бронзового коллапса вполне могут тянуть на постапокалипсис. И после каждого человечество оправлялось и просто восстанавливалось по культуре и науке в состояние до катастрофы.

В этой статье я постарался сформировать все возможные сценарии возрождения мирового сообщества, основываясь на играх, фильмах и сериалах (книги я читать не умею, извините). Они могут показаться поверхностными, но всё потому, что я в эту тему решил окунуться впервые.

У меня возник другой вопрос. Зачем писать дичь про политические режимы и придумывать их описание из головы? Зачем писать и вкладывать уйму сил в статью, если не пытаешься даже в поиск хотя бы минимальной информации? Никто не будет ругать новичка в какой-то теме, если видно, что он старался, но здесь я вижу только халтуру.

Возможно, с киберпанком я загнул. Устроить конец света на экологической основе крайне сложно. Но я брал в расчёт именно такую концепцию при расценивании киберпанка как постапока. Плюс я как-то посчитал, что экологический трендец случился так давно, что мир успел перестроился. Отчего и пошёл технологический прогресс.
А Crysis 3 — полноценный постстапок потому что во второй части цефы устроили глобальную разруху (как минимум в NY). + они какую-то распространяли какой-то вирус, от которого люди массово гибли. Короче, во второй части мы останавливаем этот самый апокалипсис, а в третьей уже разгребаем последствия.

Предлагаю свой Корявый анализ к ознакомлению :)

За тем, что я написал это за 1-2 часа, когда во мне было 2 литра темного козла. В тот момент меня чёт нахлынуло. Когда я проснулся и перечитал это, то подумал, «а почему бы не выложить, вдруг схавают?)» Все равно я на СГ как призрак. Критика на мои блоги приходит супер слабо. Хотя я точно заслуживаю разнос, как минимум раз.

Но молодец, что заметил халтуру :D

Киберпанк и Крайзис (3) — постапок? 0_о

автору +rep за проделанную работу, продолжай в том же духе

Потрясающий блог с кучей интересной информации. Автору уважение за проделанную работу!

Понятно. Я просто не играл и знаю очень мало про них, вот и удивился.

Читай также