Каждый из вас хоть раз в жизни что-нибудь, да спиратил – скачал из сети какую-нибудь недорогую индюшку или ААА-проект, продающийся в магазинах по неадекватной цене. Скажу сразу, что я здесь не для того, чтобы осуждать или одобрять пиратство. Горячие споры о том, кто и чего лишается из-за взломанных и слитых на трекеры игр не утихнут никогда. И для того, чтобы находиться от этих споров подальше, мы сейчас выясним какие игры пиратить законно.
Для того, чтобы найти игры, которые можно честно и без последствий умыкнуть на Чёрную жемчужину, нужно сначала хотя бы чуть-чуть разобраться в видах лицензий на игры и программное обеспечение.
Если не вдаваться в подробности, то есть проприетарные – то есть, закрытые лицензии – и лицензии открытые. Игры с закрытыми лицензиями обладают закрытым исходным кодом. Вы покупаете одну копию игры на одну учётную запись или ПК. К этому прилагается длиннющее лицензионное соглашение, которое никто никогда не читает, но с которым все обязаны соглашаться. Иначе, никаких вам игр!
Но есть игры со свободной лицензией. В них код доступен, нет длинных соглашений и, как говорится, всё дозволено – все пользователи имеют право создавать и распространять копии, всячески изучать и использовать в любых целях код и все составляющие игры. Такие возможности даёт только свободная лицензия, и, если ее нет, то это незаконно. А мы, ведь, честные ребята.
Поднять паруса! Полный вперёд!
Игр с открытыми лицензиями куда больше, чем вы можете подумать. Разработкой таких игр занимаются энтузиасты и добровольцы, которые могут заработать разве что краудфандингом.
Так, например, было с исторической стратегией в реальном времени 0 A.D., позволяющей управлять цивилизациями с 500 г до н.э. до 1 г н.э… Первоначально игра разрабатывалась как клон Age of Empires 2: The Age of Kings, но на данный момент визуал и геймплей игры перешагнули эту планку. В 2010 году вышла первая пре-альфа игры. И до настоящего времени команда разработчиков WildFire Games поддерживает её. Игра всё еще находится в стадии альфы, а официальная дата релиза неизвестна. Разработчики хотят реализовать все запланированные возможности и потом выпускать версию 1.0.
Есть среди открытых игр и ММОRPG, которые не потребуют от вас ни одного доната, абонентской платы и апгрейдов. И не засунут вам в лицо рекламу. Может быть, даже mail.agent не установят. Planeshift – как раз, такая игра. Она создана группой разработчиков, возглавляемой некоммерческой организацией Atomic Blue. Фэнтезийное ММО, действие которой разворачиваются внутри гигантского сталактита, предлагает игрокам двенадцать рас, доступных для игры, восемь уровней и детально проработанный мир. Игроков впервые впустили на сервера в 2004, но игра, всё еще, находится в разработке. Обновлений не было уже давно. Всё застряло на версии альфа, но игра, всё равно, имеет армию преданных игроков, которые обожают отыгрыш и RPG старой школы.
Не всё вам одни игрушки! Flightgear – это одновременно и просто игра, и открытый профессиональный авиа-симулятор. Его релиз состоялся в 1997, и до сих пор, он поддерживается как простыми игроками, так и командой разработчиков. Игра даст вам сесть за штурвал многих гражданских и военных самолётов и вертолётов. И не только сесть, но и взлететь, и даже приземлиться в ближайший от вашего дома аэропорт. Это действительно сложный и затягивающий симулятор, который вы либо бросите сразу же, либо потратите на него не один час. Но, зато, потом вы с гордостью сможете назвать себя настоящим пилотом.
Хайпанём немножечко!
Да-да. И легендарная Quake тоже подходит под категорию открытых игр, но с условностями. Шутер от первого лица, разработанный id Software, уже более двадцати лет продаётся в магазинах, но, несмотря на это, спустя три года после выхода игры исходный код Quake и Quake World был открыт под лицензией, которая передавала код в общественное достояние. Это позволило энтузиастам разрабатывать и модифицировать как серверную, так и клиентскую части игры. А на движке Quake Engine была создана Half-Life. На следующих поколениях так же открытого движка были сделаны некоторые игры серии Call of Duty, Medal of Honor, Star Treck:Voyager — Elite Force, American McGee’s Alice, Return to Castle Wolfenstein. Всего игр, созданных на основе движка Quake около сотни. Код игры доступен любому желающему и сейчас. Однако, внутриигровой контент игры, в отличие от движка, поддаётся своим собственным лицензиям. Так что, пиратить её, всё-таки, не очень законно. Так что, пиратить её, всё-таки, не очень законно.
А как спастись от соблазна?
Различные DRM и Denuvo сосредотачивают вокруг себя невероятное количество споров и ругани. Эти защиты давно научились обходить, а значит, они устарели пожирают ресурсы ПК честных покупателей за зря. И такого мнения придерживаются не только игроки, но и некоторые разработчики. Среди них и польская компания CD Project, которая запустила в своём магазине GOG инициативу под названием FCK DRM. Они выступают с резкой критикой DRM и создали для этого достаточно убедительный одноименный сайт. В собственных играх студия также не использует защиту.
Марчин Ивинский называет такой подход – «пряник, вместо кнута». Он говорит, что для студии борьба с пиратством всегда будет заключаться в создании лучших игр. Так они убедят игроков покупать их продукт, а не скачивать с торрентов. Судя по тому, что предзаказы на Cyberpunk 2077 разлетаются, как горячие пирожки, такой подход имеет место быть. Сейчас от Denuvo отказывается всё больше разработчиков. Иногда – принципиально, иногда – из-за технической стороны вопроса. Среди игр без защиты находятся и такие крупные проекты, как GTA 5, Mortal Kombat X, Kingdom Come: Deliverance, Hitman и Prey.
Беззащитными против пиратской артиллерии обычно остаются инди-проекты за спинами которых не стоят студии гиганты. Некрупные разработчики, в общем, как и крупные, редко радуются тому, что их игры выкладывают в открытый доступ. Одна покупка игры для инди-разработчика частенько является залогом сегодняшнего обеда.
Не обрадовался этому и Юнатан Сёдерстрём – один из разработчиков Hotline Miami. Но поднимать бучу он не стал, а попросил пиратов вовремя обновлять версию игры. А потом некто, с подозрительно похожим на ник Юнатана юзер-неймом стал обновлять игру на трекере. История на этом не закончилась, и после того, как вторую часть игры из-за несоответствия возрастным рейтингам отказались продавать в Австралии, разработчик посоветовал австралийцам просто скачать пиратскую копию. «Не нужно никаких денег – просто наслаждайтесь игрой.» — добавил Юнатан.
Ироничная головоломка MSPixel, выпущенная в 2012 инди-разработчиком Sos также оказалась в сети. Заметив это, в комментариях под раздачей Sos оставил несколько бесплатных кодов для активации своей игры. Он написал, что понимает, что для некоторых пользователей цена может быть слишком большой. Новость об этом стала популярна на Reddit, и там в комментариях у разработчика спросили, считает ли он ироничным, что продажи его игры после этого, наверняка, возрастут. На это Sos отшутился, и многие пользователи написали, что действительно, купили его игру.
Основатель студии Unbound Creations Якуб Коштальски через несколько дней после релиза своей игры Headliner рассказал о том, что его игру спиратило около половины тех, кто вообще играл в его игру. Об этом он узнал из данных о финалах, которые для статистики отправлялись на сервер. Конечно, Якуб был рассержен и обижен, ведь честно заработанные им деньги он не получил. Но это не стало для него неожиданностью. Он к этому был готов. Правда, Якуб обошёлся с пиратами мягко и дружелюбно – не стал строить им подлянок, мылить экран и давать в управление рядового противника, как в Batman: Arkham Asylum. Он поблагодарил их за прохождение игры и попросил поддержать его денежно. Кроме того, в пиратской версии его игры есть несколько бонусных статей для тех, кто так полюбил его игру, но не смог достать на неё деньги.
Итог
На самом деле, действительно скачать бесплатными будет честно только игры с открытыми лицензиями. Их достаточно много – разных жанров и с разным техническим уровнем. Но, всё же, стоит помнить, что их делают энтузиасты и прочие бездельники, а бесплатный сыр – только в мышеловке.
Лучшие комментарии
После этих слов я подумал, что впереди скрывается Святой Грааль.
К сожалению, игры ААА-класса нельзя легально спиратить.
Но статья познавательная, я бы даже сказал — рискованная.
Сейчас могут налететь минусы за то, что поднимаете такую острую тему.
Ловите (+), это поможет Вам пережить бурю.
Хотелось бы увидеть размышления на эту тему.
В любом случае молодцом!
P.S.: а почему на афише не лучший пират?
В общем там поле непаханое различных историй, драм etc.