Latendresse
Пишу об играх в лучших традициях Игромании времён Александра Кузьменко (2004-2010). Тем, кто ностальгирует по той Игромании и то тому времени так же сильно, как я — милости прошу на мои блоги.Играю сейчас
Нет игр
Любимые игры 23
Смотреть всеАктивности
Подробнее - здесь, а тут - коротко и тезисно.
Да, и ещё.
P. S. Инфакт от 23.08.24: Напомню, что в наш еженедельный конкурс косарей попадают только блоги, написанные исключительно для Stopgame.ru, которые больше нигде не публиковались.
Официальная рецензия Игромании на Pro Pally 2001 действительно существует, но не имеет ничего общего с моей: там другой текст, другие критерии и другая оценка. То, что админы Igromania.ru не следят за своим сайтом должным образом и то, что на момент публикации моей рецензии, официальную рецензию Игромании на Pro Pally 2001 на Igromania.ru же найти было нельзя (но её можно найти в соответствующем номере Игромании в бумажном и PDF-форматах), проблема ни разу не моя.
Эта игра, конечно, очень плоха. Плоха много чем: графикой, физикой, непроглядной тьмой, музыкой (её просто мало), моделью повреждений, не имеющей ничего общего с реальностью. Даже не понятно, как на озвучку ЭТОГО смогли уломать aж самого Владимира Вихрова.
Но, при всех недостатках, у этой игры было три важных достоинства. Первое – она была оригинальна. Вы выбираете трассу, машину и начинаете гонку. За вами СРАЗУ начинают гнаться полицейские и вам нужно сбежать от них к границе штата, которая маячит где-то там вдалеке. Что-то похожее до момента выхода этой игры (январь 2002 года) можно было увидеть где-нибудь в Need for Speed 3: Hot Pursuit или ранних Test Drive. Только там не было модели повреждений. Второе – у этих людей был план. Они знали, какую игру они хотят сделать и какие вещи нужно для этого реализовать. Оригинальная концепция задаёт тон происходящему, «баланс» физики увеличивает напряжение, а непроглядная тьма и музыка создают нужную атмосферу. Третье – она бросает вызов. После привыкания к графике и физике (дело нескольких минут, если вы играли в эту игру ранее) остаётся только чистый вызов.
Но, к сожалению, общий уровень качества самой игры всё это перевешивает. Графический движок отвратителен. И даже тьма его не скрывает. В январе 2002 года показывать уровень Need for Speed 4: High Stakes – это очень плохо. Плюс, работа художников отсутствует здесь как явление. С физикой всё очень плохо и странно одновременно. На машинах, на которых можно приехать, невозможно ездить, а на машинах, на которых можно ездить, невозможно приехать. Баланс, скажите? Нет. Нет здесь никакого баланса. Потому что у тебя не остаётся выбора. Местные машины с хорошей физикой не способны выдержать даже один удар и лучше дать себе право на лишнюю ошибку и терпеть плохую физику, чем ошибиться один раз на последних 10% трассы и проиграть начисто. Музыки издевательски мало – всего два трека. А теперь, внимание, вопрос: сколько человек разрабатывало эту игру? 5! Ещё раз, прописью: пять. А уж каким мизерным был её бюджет, даже представить боюсь.
Хотя, если сделать несколько вещей, то можно упростить себе игру. Первое: после начала погони, нажмите клавишу F10. Вы переключите камеру из вида «от бампера» в «камеру преследования», что позволит вам лучше контролировать движение своей машины и раньше замечать полицейских. Второе: потратьте немного времени и нафармите сначала на «SUV Легенду» (большая широкая черная машина), а затем на грузовик. Проходить игру на этих двух машинах проще всего. Третье: не стесняйтесь прятаться за машинами трафика и ждать полицейских на дорогах с отбойниками посередине. ИИ полицейских в этой игре плох и, если вы хотите доезжать в этой игре до конца длинные маршруты, то вам придётся пользоваться его слабостями.
Вам, наверное, интересно, как такая игра могла оказаться в одной издательской линейке с Горьким-17, Команчем 4, Готикой и Днём Победы (Hearts of Iron)? Думаю, дело было так: разработчикам и западному издателю детально описали, как именно эта игра плоха, чтобы они не запросили за лицензию на её издание в России слишком много. А уже в России её продавали благодаря кликбейтному названию, описанным выше достоинствам, авторитету линейки «1С: Игрушки» и общему очень низкому уровню игр на российском ПК-рынке в те годы. Умный коммерческий ход, не более чем. Коммерческий ход, который в 2024 году совсем не стесняется оборачиваться ностальгией.
И да, она НИКАК не связана с фильмом «Угнать за 60 секунд».
1. Баланс. Главное достоинство игры, без которого не работает всё остальное. Обычно, в такого рода играх бывают перекосы - либо слишком легко нападать и забивать (как в NHL 06), либо слишком легко обороняться (как в NHL 2005). Здесь же, одинаково сложно/легко и нападать, и обороняться, а борьба за среднюю зону имеет значение. И если вы хотите победить, придётся выкладываться во всех трёх зонах площадки. И, в отличие от NHL 06\07\08\09, где можно много забивать за счёт отточенной техники, почти без тактики, здесь, если вы хотите побеждать на сложности выше средней, вам по тактике играть придётся. А чтобы играть по тактике, вам придётся эту самую тактику изучать. Методички по хоккею, там, читать и прочее.
2. Сложность. Тут проще рассказать небольшую историю. Был у меня один знакомый, способный побежать соперников в мультиплеере NHL 06\07\08\09 с двухзначным счётом. И тут он приходит ко мне, видит у меня NHL 2004 и просит попробовать. Я, зная, что NHL 2004 НАМНОГО сложнее, чем NHL 06\07\08\09, и зная, что исход, при всей "очевидности", немного предсказуем, включаю ему быструю игру на среднем уровне сложности. Очень уверенно заходя в игру, он выходит из неё забитым в лёд со счётом 0-4. ИИ соперник жестко его прессинговал, перехватывал передачи, не пропускал со свободных бросков и грамотно пользовался его позиционными ошибками. И все свои голы он пропустил потому, что позиционно ошибся, а не потому что "да блин, клавиатура долбаная не нажалась", "да блин, вратарь тормоз криворукий" и какие там ещё фразы с общим смыслом "это игра виновата, а не я" говорят в подобных случаях. С ростом сложности, симметрично возрос и интерес - если геймплеем в NHL 06\07\08\09 можно было пресытится за пару матчей, то NHL 2004 легко держит интерес игрока и 3, и 5, и 10 матчей подряд.
3. Скорость и насыщенность. Помните концовки самых напряженных хоккейных матчей, когда адреналин взвинчивает темп, а сам хоккей плавно перетекает в бокс+фехтование на льду? Так вот, то, что в хоккейном матче происходит только в конце, в NHL 2004 происходит ПОСТОЯННО. Скорость происходящего на льду в NHL 2004 намного выше, чем в поздних играх серии (которым даже выкрученный на максимум ползунок "скорость игры" не помогает). Что давним фанатам серии NHL очень нравится и они уже который год просят ЕА сделать скорость игры такой же, как в NHL 2002/2003/2004.
4. Саундтрек. Как минимум, один из лучших "тяжелых" сандтреков не только в спортивных играх, но и за всю историю игр вообще. Тем, кто любит тяжелую музыку с намёком на мелодию и с вокалистами, способными сыграть песню по-актёрски, а не просто бездумно проорать её в микрофон, крайне рекомендую к прослушиванию.
5. Музыкальный дизайн. Все песни грамотны используются на своих местах. Какие-то в меню, какие-то перед игрой, какие-то после игры, какие-то в момент выигрыша Кубка Стэнли или местного чемпионата мира. Кому интересно, вот пример.
6. Игра до сих пор поддерживается фанатами - существует регулярно обновляемый фанатский мод NHL 2004 Rebuilt, а группа этого мода в ВК периодически проводит турниры между своими участниками. Это сейчас все спортивные игры одной серии плюс-минус одинаковы. А было время, когда спортивные игры ещё делались геймдизайнерами, а не маркетологами. NHL 2004 - именно такая игра, в которую люди (в том числе и я) хотят играть и через 20 лет после её выхода.
Впрочем, не всё так радужно.
1. Графика. Даже на момент выхода не поражала воображения, а сейчас не смотрится и подавно. Только анимация выглядит более-менее.
2. Тотальная предсказуемость. Просимулируйте (с показом игры) два матча подряд с одинаковыми соперниками. У вас не просто совпадёт счёт - у вас совпадут авторы шайб, способы их забивания и секунда в секунду совпадёт время, когда они забиты. Ночной кошмар букмекера вошел в чат.
3. Долгая анимация смены хоккеистов. Очень часто, по нескольку раз за игру, случается так, что ты отобрал шайбу, бежишь с ней к воротам, а поддерживать тебя никто не собирается - все на смену уехали. Ладно хоть, пока товарищи по команде меняются, ты можешь выйти один на один с вратарём и забить гол. А можешь и не забить, как повезёт.
В своё время, Игромания вывела NHL 2004 аж 9.5 баллов из 10. Абсолютно заслуженно - её достоинства не устарели и по сей день (что убедительно доказывает факт существования NHL 2004 Rebuilt) и в сумме не уступают многим "обычным" играм. Жаль только, что время, когда спортивные игры делались геймдизайнерами, а не маркетологами, безвозвратно ушло.
1. Ремейка оригинального Most Wanted от Criterion мог ждать только идиот, обещал вам его кто-то или нет. Потому что Criterion - это не EA Black Box, а главная их игра - Burnout, а не Need for Speed. Осина не рожает апельсины. То, что EA полугодом ранее совершили точно такой же подлог с Syndicate (2012), тоже, почему-то, никто не заметил. А я всё это знал и смотрел на новый Most Wanted трезво, а не через призму "Я навоображал себе графический мод для Need for Speed: Most Wanted (2005) и теперь обижен на Criterion и EA за то, что они мне его не дали". В отрыве от этого всего, Most Wanted (2012) вполне хорош. Не уровень Underground, Most Wanted (2005) и Hot Pursuit (2010), конечно, но точно лучше Underground 2, Carbon, Prostreet, Payback (какие там ещё гриндилки в сериале есть?) и где-то между Hot Pursuit 2 и SHIFT. То, что люди, ждавшие Most Wanted (2012), почему-то навоображали в своей голове графический мод для Most Wanted (2005), саму Most Wanted (2012) хуже не делает.
2. Баланс сложности ИИ соперников и физики машин Most Wanted (2012) для меня приемлем и я с ним никаких проблем не испытал. Потому что я уже тогда, на релизе, в 2012 году:
- умел ездить в Mafia 2 на реалистичной физике
- периодически катал в игры серии F1
- имел в наличии подключённый к компьютеру геймпад от Xbox 360
- искренне считал Need for Speed: SHIFT хорошей игрой... (потому что у меня был инструмент для преодоления сложности её физики - геймпад)
- ...а Race Driver: GRID и GTA IV - не более чем разминкой (и так небольшая сложность их физики при игре с геймпада становится ещё меньше)
Тут у народа тоже избирательная слепота - Need for Speed: Porsche Unleashed (с более сложной физикой, чем в Most Wanted (2012), вообще-то) мы любим, а Most Wanted (2012) - чой-та нет. Зато, проявлять имбицелию, не научившись ездить где-то сложнее, чем в Need for Speed: Underground за 10-20+ лет игры в гонки и плакаться, что в SHIFT и Most Wanted (2012) нам "сложна" - эт мы завсегда.
3. Тут в текстовом обзоре были жалобы на отсутствие визуального тюнинга. Дескать, нельзя менять диски, лепить наклейки, винилы, вешать кузовню и т.д. Во-первых, за такие фокусы, автопроизводители могли не дать EA лицензий на машины. Во-вторых, есть куча гоночных игр, которых отсутствие визуального тюнинга нисколько не портит (начиная с FlatOut, продолжая Test Drive Unlimited и заканчивая F1 и NASCAR Heat). В-третьих, в самой серии он отсутствует уже третью игру и ей от отсутствия визуального тюнинга хуже не было. Как Need for Speed: Hot Pursuit (2010) пострадал от отсутствия визуального тюнинга? Никак. Как Need for Speed: The RUN пострадал от отсутствия визуального тюнинга? Никак. Как Need for Speed: Most Wanted (2012) пострадал от отсутствия визуального тюнинга? Тоже никак! А в четвёртых, такой идиотизм, как налепить партак на Bugatti Veyron или Maserati GranTurismo S, нормальному человеку в голову не придёт.
4. Предъявлять игре серии Need for Speed претензии вида "не похожа на" - тоже идиотизм. Потому что Need for Speed всегда подлаживался либо под актуальную коньюктуру, либо под вой фанатов "сделайте ремейк Most Wanted/Hot Pursuit/Underground (нужное подчеркнуть)". Своего лица и видения того, каким он должен быть (как у почти всех остальных кассовых гоночных серий), у Need for Speed не было никогда.
У Gran Turismo есть своё лицо.
У Forza Motorsport/Horizon есть своё лицо.
У Motorstorm есть своё лицо.
У Midnight Club есть своё лицо.
У Crazy Taxi есть своё лицо.
У OutRun есть своё лицо.
У F1 есть своё лицо.
А у Need for Speed нет своего лица. Нет и не было.
Criterion знали, что сделать ремейк Need for Speed: Most Wanted (2005) они не способны. Поэтому, они приняли управленческое решение - просто делаем как можно более хорошую игру на тех исходных, что у нас есть. Burnout Paradise с серьёзным лицом, то есть. Что само по себе не есть плохо, вообще-то. Жалко только, что Criterion не смогли наступить на горло собственной песне и сделать из машины кусок железобетона, расшвыривающий всё и вся (раз уж вам и так запретили бить их вдребезги, как раньше). И полицейских не надо было бы делать такими травоядными, какие они здесь есть. Это сделало бы игру куда веселей, чем то, что мы получили в итоге. Плюс, появился бы выбор - либо ты зарабатываешь Speed Points выигрышем гонок на разных машинах, либо "кошками-мышками" с полицией.
P. S. Пользовательский рейтинг Need for Speed: Most Wanted (2012) на StopGame - 2.8. Пользовательский рейтинг Need for Speed: Undercover на StopGame - 3.4. Личная обида тех, кто "Я навоображал себе графический мод для Need for Speed: Most Wanted (2005) и теперь обижен на Criterion и EA за то, что они мне его не дали", пляшет рок-н-ролл на могиле их же объективности. Аминь, что ли.