Словосочетание «ветераны индустрии» давно стало мемом — когда только-только открытые студии используют его в рекламной кампании, их релизы часто разочаровывают. Коллектив Embark Studios оказался не из таких — он был основан людьми, которые занимались самыми разными частями Battlefield, и их дебютный совместный проект THE FINALS получился громким хитом. Выяснилось, что отрядные PvP-шутеры ещё могут удивлять, особенно когда в них есть впечатляющая разрушаемость, а матчи динамичные и напряжённые. Теперь же Embark представила своё видение более нишевого, но достаточно популярного жанра экстракшн-шутеров, и получилось блестяще — ARC Raiders так хороша, что обсуждать игру будут ещё долго.
Выживающая планета
Во вселенной ARC Raiders Земле пришлось нелегко. Сначала произошла Катастрофа (с большой буквы), уничтожившая почти всё живое чередой природных катаклизмов — пережить землетрясения, наводнения и пожары смогли далеко не все. Когда всё наконец кончилось, наступила Эпоха рассвета — люди пытались восстановить экологию и заново всё отстроить. Но в какой-то момент с неба начали сыпаться инопланетные машины ARC, и Земля снова оказалась в опасности — роботы уничтожали людей и «чудовищно эффективно» добывали ресурсы, в которых нуждалось человечество. Первую волну машин смогли победить, пусть и с большими потерями, но теперь началась вторая, с более продвинутыми и прочными «арками», — и нам предстоит участвовать в их истреблении.
Поскольку сюжетной кампании в игре нет, подробности о вселенной узнаёшь урывками — из коротеньких CG-роликов, местного кодекса с описаниями и диалогов с персонажами, выдающими квесты. В основном история мира рассказывается через окружение — каждая из четырёх локаций раскрывает детали произошедшего без лишних слов. Затопленные земли около дамбы пережили во время Первой волны самые ожесточённые сражения и выглядят особенно потрёпанными. Погребённый город долгое время был спрятан под песчаными дюнами, благодаря чему там лучше всего сохранилась жилая архитектура. Космопорт усыпан хранилищами, складами и недостроенными ракетами — оттуда после Катастрофы сбежала на шаттлах в космос, бросив остальных, небольшая группа людей. А Синие ворота — красивые предгорья, где оливковая роща соседствует с подземными комплексами-лабиринтами.
Вдобавок постоянно натыкаешься на оставленные лагеря, аванпосты и укрепления, которыми рейдеры пользовались в Первую волну, — теперь люди стараются не проводить много времени на поверхности. Они прячутся в огромном подземном городе Толедо, где рейдеры общаются с торговцами, берут задания, а также подбирают экипировку, чтобы увереннее чувствовать себя на открытой местности. А туда желательно идти подготовленным — там и другие рейдеры могут напасть, чтобы забрать добычу, и машины ARC патрулируют окрестности. Когда переносишься на локацию, оказываешься в случайной её точке, и для успешного спасения нужно добраться до одной из точек эвакуации за 30 минут. Точек достаточно много, но они не вечные — чем дольше продолжается матч, тем выше шанс, что они закроются перед вашим носом.
Нужно больше хлама
Суть ARC Raiders проста: появляешься на карте с выбранным инвентарём, бегаешь в поисках ценных вещей, набиваешь ими карманы и спасаешься. Среди собранного хлама могут быть ресурсы, нужные для создания более качественной экипировки, безделушки, за которые торговцы дают много денег, расходники (бинты, гранаты и так далее), оружие и много что ещё — даже лимоны и абрикосы, падающие с невысоких деревьев, для чего-нибудь пригодятся. На каждой карте отмечены зоны, в которых обещают лут среднего и высокого качества, но зачастую к ним даже не нужно приближаться — нередко ценные вещи находишь за их пределами, просто зайдя в полуразрушенное здание и обыскав там ящики.
Чтобы в происходящем было больше смысла, в игру добавили систему прогресса, благодаря которой всегда есть чем заняться на локациях. Десятки квестов побуждают посещать разные районы на всех картах — либо просто нажимать там на пару кнопок, либо искать указанные объекты и возвращать их в город. Верстаки на базе нужно улучшать, чтобы крафтить качественные предметы, а быстро добыть все эти ресурсы никак не получится. Для мощных пушек и обвесов требуются чертежи, на поиск которых тоже уйдёт много времени — ящики, где они бывают спрятаны, нередко обчищают до вашего прихода, но чертежи можно найти и в других местах. Плюс доступны ежедневные и еженедельные испытания, за которые дают немало наград.
Многое из этого актуально, лишь когда удаётся успешно эвакуироваться, поскольку в случае гибели теряешь весь лут — и вещи, с которыми начинал забег, и собранные трофеи. Однако, даже если вылазка не увенчалась успехом, время не было потрачено зря. Во-первых, большинство сюжетных заданий засчитывают сразу после их выполнения — за них всё равно можно получить награду. Во-вторых, за каждое действие на поверхности начисляют очки опыта, и ничего из этого после смерти не отнимают, поэтому уровень персонажа растёт в любом случае, открывая новые пассивные навыки. Увеличенный запас выносливости, более быстрое передвижение в приседе, повышенный шанс найти дополнительный лут — есть очень полезные перки, и вам решать, какие ветки прокачивать.
Погибнуть предстоит не раз и не два — исход забега зависит от многих факторов. Главный из них — другие игроки. На сервере одновременно находятся примерно 20 пользователей, и цели у всех разные. Кто-то ищет мелочь вроде тостеров или лимонов, кто-то взял своё лучшее оружие и собирается крошить «арков», кто-то просто бегает из угла в угол и выполняет квесты, а кто-то надел самый большой рюкзак и собирается обчищать каждый шкафчик на своём пути. Всех объединяет то, что они в опасности. Или думают, что в опасности. Ничто не мешает одному игроку при виде другого открыть огонь, особенно если тому сложно найти укрытие. Но станет ли игрок стрелять? Этот вопрос возникает постоянно.
В одиночку — самое то
ARC Raiders при игре в группе и в одиночку — похожие, но разные экстракшн-шутеры. Когда игроки бегают втроём, для дипломатии места не остаётся — в подавляющем большинстве случаев никто не пытается договориться. Соло-забеги же проходят совсем иначе — из-за их непредсказуемости постоянно генерируются весёлые (и не очень) истории, ради которых после завершения вылазки сразу хочется запустить следующую. Иногда сам выбираешь, становиться ли участником этих историй или идти по своим делам. Иногда невольно оказываешься в них втянут и решаешь на месте, как поступить. На пути встречаешь людей, которых видишь впервые, но на пять или десять минут можешь стать с ними либо друзьями, либо злейшими врагами.
Игра только вышла, и по большей части сообщество пока что дружелюбное. Здесь есть голосовой чат, включающийся по мере приближения игроков друг к другу, и многие предупреждают о своём присутствии — называют себя «френдли», узнают о чужих намерениях, задают вопросы о квестах. Либо, если нет микрофона, выкрикивают что-то с помощью колеса реплик — там есть и «Не стреляй!» и «Давай объединимся!». А иногда одиночки собираются в целые отряды и вместе участвуют в развлечениях — например, когда на определённых локациях на час запускаются ивенты. В одном из регионов на вершине башни появляется гора ценных трофеев, которые охраняют мощные противники, — туда в целом добраться непросто, а уж собрать лут тем более трудно без помощи. Другой пример — прибытие на карту Королевы, огромного, крепкого «арка»: если один игрок от его атак и не погибнет, то патронов для победы точно не хватит.
Конечно, нет никакой гарантии, что чужаки не окажутся предателями. Некоторые комнаты на картах открываются только с помощью ключей, которые ещё найти надо, и кто знает, чем закончится их совместное посещение? Убьют ли вас на полпути? Подружитесь ли вы? Застрелят ли вас в спину на подходе к точке эвакуации, чтобы забрать лут? Или в вас самих проснётся жадность? Пока не увидишь экран успешного возвращения в город, напряжение висит в воздухе постоянно. У меня были случаи, когда вроде бы добренькие игроки предавали в последний момент — стреляли прямо в зоне эвакуации или атаковали, когда я копался в инвентаре. Но такое — опять же, пока — происходит редко. Возможно, потому, что рюкзаки не так уж велики и для украденных у вас вещей всё равно не найдётся места.
Даже если вылазка закончилась провалом, огорчишься, что-то потеряешь, но уже в следующем забеге всё пройдёт лучше: пойдёшь в противоположную сторону, займёшься чем-то другим, познакомишься с новыми людьми, соберёшь новые трофеи. Загрузки быстрые, подолгу сидеть в меню не нужно, большинство матчей не занимают много времени — все полчаса бегать будешь далеко не всегда.
Да и брать с собой самое ценное необязательно, ведь есть опция «Бесплатная экипировка». Вам выдают случайное оружие первого уровня, патроны, пару бинтов и какую-нибудь гранату — и в случае эвакуации вы и лут спасёте, и сохраните стартовую экипировку, которую удастся продать или улучшить. А если погибнете, то и бог с ним — количество «бесплатных» вылазок неограниченно.
ARC атакует
Если с людьми договориться можно, то «арки» наш язык не понимают. Карты не переполнены инопланетными машинами, но их почти всегда достаточно, чтобы держать игрока в напряжении. Опасность поджидает везде — и в помещениях, и за их пределами, и разные виды «арков» по-своему страшны. «Стукачи» сканируют местность и при виде человека поднимают тревогу, призывая трёх дополнительных роботов. «Шершни» стреляют шоковыми снарядами, «Осы» оснащены лёгкими пулемётами, а «Ракетчики» (сюрприз!) выпускают ракеты.
В тёмных коридорах зданий сталкиваешься со «Взрывоботами», которые катятся в сторону рейдера и взрываются, и с «Блохами», которые прицепляются к телу, как хедкрабы. Ещё опаснее большие «арки», на которых редко натыкаешься: в их числе — крупный и медленный «Бастион» с мощным пулемётом, а также «Прыгун», напоминающий огромного паука, который может быстро подскочить и приземлиться на голову рейдеру. Что уж говорить о вышеупомянутой «Королеве» — по её размерам понятно, почему она охраняет очень ценный лут.
Для победы над «арками» есть немало средств — и мины, которые на десять секунд их оглушают, и гранаты-липучки, и специальный гранатомёт, наносящий урон исключительно роботам. Однако и обычным оружием противников можно побеждать — не крупных, но как минимум летающих. В случае с последними стрелять нужно не абы как, а по двигателям — «арки» начинают терять равновесие, дымятся, а потом врезаются в стены и взрываются. Вот только если у «Осы» все двигатели видны, то у «Шершня» половина закрыта бронёй, а у «Ракетчика» защищены вообще все. Поэтому сначала нужно эту броню снять, и разные пушки справляются с этим по-разному — медленная винтовка хороша для устранения защиты, а сами двигатели эффективнее уничтожать из автомата или пистолета-пулемёта.
Сражения с «арками» каждый раз получаются захватывающими благодаря непредсказуемости и блистательному дизайну звука — возможно, одному из лучших в мультиплеерных экшенах. Когда прячешься от роботов в закрытых помещениях (особенно если карта ночная), чувствуешь себя героем хоррора — сканеры пищат, двигатели жужжат, «Прыгун» скачет по крыше и с разных сторон пытается пробиться внутрь. Разрушаемости в игре нет, так что, запершись в комнате, можно ни о чём не беспокоиться, но всё равно какофония держит в напряжении и заставляет вслушиваться, пытаясь понять, не бежит ли в твою сторону другой игрок и что вообще происходит снаружи.
Поскольку PvE происходит на том же сервере, что и PvP, результат вашей встречи с «арками» невозможно предугадать. Вот пошли вы сражаться с «Бастионом», чтобы собрать с него детали для улучшения одного из верстаков на базе. Кто-то другой наверняка видел, чем вы занимаетесь, и захочет забрать себе немного лута, хотя сам он участия в драке не принимал. Станет ли он стрелять сразу, попросит ли вежливо, прикончит ли вас по пути к точке спасения или вообще не станет лезть — загадка. Все люди разные, а потому и все вылазки разные — и в этом прелесть ARC Raiders, особенно в соло-режиме. И в этом причина, почему расстаться с игрой так сложно.
Во всём этом удивляет то, насколько качественной получилась игра в плане оптимизации и отсутствия багов. Ещё в THE FINALS разработчики показали, что чуть ли не лучше всех способны совладать с особенностями Unreal Engine 5, и в ARC Raiders они это подтвердили. Красивые локации, меняющиеся погодные явления, плавные анимации, крутые спецэффекты, отсутствие просадок при многочисленных взрывах или большом количестве «арков» на экране, стабильные серверы — в техническом плане придраться не к чему. Не приходится терпеть недочёты ради геймплея, как это происходит с некоторыми играми-сервисами. Здесь сразу всё хорошо, и дальше, надеюсь, будет только лучше.
Претензии у меня возникают лишь к интерфейсу на базе. Поскольку склад очень быстро забивается собранным в вылазках хламом, рано или поздно что-то нужно продавать или разбирать на детали. Вот только игра не говорит сразу, какие детали даст та или иная вещь. Приходится нажимать на несколько кнопок, чтобы это увидеть. Также сильно не хватает кнопки «Избранное» — хотя лут разбит на категории, бинты и устройства для восстановления щитов лежат в большой куче с гранатами и минами, и при выборе экипировки выискиваешь нужное, тратя время. Ну и быстрый переход от инвентаря к верстаку не помешал бы — например, чтобы сразу создавать патроны для надетого оружия.
Релиз ARC Raiders кажется столь же важным для индустрии событием, как появление Overwatch в 2016 году. Хотя Blizzard не первой сделала геройский шутер, именно её проект стал своего рода эталоном, который многие пытались копировать — даже в Call of Duty: Black Ops 4 появились специалисты с уникальными «абилками». Жанр экстракшн-шутеров уже не нов, но ему остро не хватало свежего качественного хита, который был бы доступным для казуальной аудитории, в то же время оставаясь интересным для хардкорщиков. ARC Raiders ещё долго будет находиться в инфополе, и она заслужила столь пристальное внимание сотен тысяч игроков.
Плюсы: экстракшн-шутер, одновременно дружелюбный к новичкам и наполненный развлечениями для хардкорщиков; четыре большие, разнообразные карты; захватывающие сражения с «арками»; каждый забег уникален благодаря множеству факторов, включая поведение других игроков; великолепный дизайн звука; отличная система прогресса.
Минусы: не очень удобный интерфейс на базе.
Лучшие комментарии
Игра перехайплена и нет в ней ничего интересного
Ну не все же знают определение "проксимити-чат", так что формулировка нормальная
Да, слышал про эту игру. Говорят, неинтересный перехайп?
Играл, даже в хазард зон играл. Для сравнений места не нашлось в тексте, тут и без них много чего можно рассказать и много что пришлось вырезать
Не зачем, а почему. Потому что без этого выводы кажутся продиктованными восторженным первым опытом.
Устал слушать про то, какая игра классная. Продал разукраски из игр и получил 2 дня удержание баланса(осталось 6 часов)... вы довольны!?
Тебе стоит вернуться на тот ресурс, откуда ты пришёл сюда. Без обид, челик.)
С поддержкой и наполнением контента я не сомневаюсь. The Finals как пример.
Это фишка дтф
N3kit_JournalisЯ играл и мне не понравилось:(
Переиграв во многие экстракшены которые были в инфополе - этот определенно лучший. Молодцы эмбарки.
Игра отличная, после Таркова (у меня несколько тысяч часов наиграно), да и других экстракшн шутеров, прям глоток свежего воздуха.
У игры море плюсов от оптимизации до арт дизайна и прочего, но есть и минусы конечно же.
Самая главная проблема, для меня, наигравшего в Arc Raiders с релиза 80+ часов, это конечно, мало квестов, когда они заканчиваются, а кончились они меньше чем за неделю, ты теряешь часть тех целей ради которых до этого шел (в моем случае), приходится думать чем занять себя, все таки квесты в Таркове сделаны лучше.
Тикрейт, с ним все еще проблема в пвп, ждем решения от Эмбарг, всетаки его надо повышать, и повышать сильно
Также нужно больше контента, новая карта уже на носу, а с ней и ивенты, но на долго ли их хватит пока не ясно.
А также важно оптимизировать моменты с бесплатным снаряжением, не должен человек с ним ресаться на старте катки, а человек одетый в свое на 15-20 мин, это неправильно.
Баланс ряда оружия тоже имеет место быть, пока для себя понял что пистолет "Охотник" это имбалансное оружие, убивающее просто на раз два, перестреливает вообще все на ближней и средней дистанции, если у тебя нет проблем с каким никаким скиллом, да и есть еще вопросы к другим пушкам и гаджетам.
И неясно пока ситуация с читерами, пару писем от разрабов с плюшками получал, за то что меня убили читеры, видно что работа ведется, надеюсь не как в том же Таркове, чтобы там Буянов не глаголил, но с читерами он повязан финансово, это уже не раз доказывалось многими блогерами, надеюсь тут ничего подобного не будет.
Нужно их банить пермаменто по айпи и железу, это ублю..ки убивают интерес для обычных игроков, собственно Таркво не ПВЕ режим полностью был захвачен читаками, и делать в нем нечего
Нытье про дорогие скины, которое иногда слышно, вообще считаю несущественным, это скины, это не пей ту вин, так что смиритесь и забейте, а то что какие то из скинов стоят 20, 30, да хоть 1000 баксов, вообще нормального игрока не должно волновать, это никак не влияет на игровой процесс, главное что бы розовонеоновоблевотных не было как в Колде, все таки атмосферу и какую-то единую стилистику как-то нужно выдерживать.
А по итогу смысл сказанного таким образом понятен сходу будет только тем, кто знает формулировку.
Если увидишь типа в балаклаве - держи ствол на готове. Это уже мем, но в 9/10 случаев такой чел PvP-шер.
Согласен, весь текст такой. Смотрите:
Что значит нелегко? Нелегко тащить пакеты из пятерочки, а тут должно быть слово ТЯЖЕЛО или СЛОЖНО. Ну автор, ну дает.
Говорят, что есть скрытый подбор по этому параметру. ПвПшеров старается закидывать к таким же, ну и ПвЕшеров к "своим", соответственно.
p.s. Все равно, конечно, лишь вопрос времени, когда останутся почти только ПвПшеры.
А в DMZ? Мне Арки больше всего именно его напоминают
Главное - не забивать на поддержку и развитие.)
То есть если об этом в тексте не указано значит этого нет, так? Логика 300 iq