Вышедшая 10 лет назад первая Dying Light забронзовела, вошла в историю, а вот сиквел 2022 года восприняли неоднозначно. Поэтому, подозреваю, производство DLC и затянулось, вылившись в итоге в самостоятельный проект, — чтобы умаслить поклонников серии, авторы решили вернуть протагониста первой части и вместе с тем вернуться к корням. Удалось ли?
Работа над ошибками?
Dying Light, вскормленная молоком Dead Island, стала потрясающим зомби-экшеном в насыщенном открытом мире. И в этом мире постоянно кто-то визжал — зомби, крикуны, игроки. Те, кто боится высоты, визжали от страха, прыгая по крышам и боясь даже взглянуть вниз. В визге других можно было расслышать смесь радости, ужаса и веселья — то кричали игроки, которые в кооперативе улепётывали по ночам от прыгунов, а потом, перебивая друг друга, делились впечатлениями.
Но помимо всего этого, Dying Light также была игрой про сюжет и моральный выбор. Особенно это проявилось в дополнении The Following, где главного героя Кайла Крейна обратили в мутанта.
Разработчикам из Techland этого показалось мало, и в сиквеле они решили дать ещё больше ролевого элемента, выбора и сюжета. Поначалу даже пригласили для этого Криса Авеллона (Chris Avellone), который собрался писать историю про нелинейное взаимодействие с фракциями. Потом по известным причинам трусливо открестились от него, но дело Криса выжило. Dying Light 2 Stay Human, вышедшая спустя семь лет после оригинала, не только перенесла действие на 20 лет вперёд и в новый город, но и предложила игрокам влиять своими решениями на судьбу города, принимая решения в пользу одной из нескольких фракций.
Как доказали Иван Лоев и Степан Песков, выбор в сиквеле действительно имеет значение. Мы получили аж восемь концовок против трёх в The Following (причём одна из них была секретной и мало отличалась от самой плохой). Но именно сюжет стал едва ли не главным камнем преткновения. Были и те, кому он понравился, но всё-таки большинство критиков согласились, что история пилигрима Эйдена Колдуэлла не впечатляет. Выбор и нелинейность — это, конечно, хорошо, но к чему они, если главный герой и его судьба просто не трогают?
Автоматический удовлетворитель
Кроме того, многие считали, что игра утратила дух оригинала, стала менее напряжённой и страшной — особенно по ночам. Неудивительно, что разработчики решили вернуться к истории Кайла Крейна, сделав его отчасти похожим на героя дилогии «Адреналин». Кайл 13 лет провёл в качестве подопытной крысы у учёных, работавших на некоего Барона. А теперь вырвался и бешено носится за выращенными в лабораториях супермутантами, чтобы вколоть себе их кровь, стать ещё сильнее и свершить месть.
Правда, тему эту сценаристы отработали не до конца. Довольно скоро Кайл, который грозно выглядит и способен голыми руками отрывать врагам головы, превращается в послушного мальчика на побегушках у красотки Оливии — а та, вообще-то, работала в лаборатории Барона. Ещё он помогает шерифу и другим выжившим, которые регулярно спамят в наш журнал своими поручениями починить водопровод, найти пропавших родственников и так далее. У Кайла даже голос меняется, перейдя от рыка из первых кат-сцен к спокойному и будничному тону героя ролевых игр, готового на всё ради лута и новых уровней.
Понятно, что всё это объясняется и с геймплейной точки зрения, и с сюжетной (мы должны искать союзников для борьбы с Бароном). В первой части Кайл также был готов прийти на помощь, да и поручения в The Beast вполне интересные — во всяком случае, нет банальностей в духе «Убей 20 зомби». Починка системы водоснабжения займёт нас на несколько миссий и завершится одновременно трогательной и страшной картиной того, как люди вынуждены выживать в постапокалипсисе. А поиски пропавшего родственника обернутся семейной драмой о вине и искуплении.
И всё же я чувствовал диссонанс между сюжетным превращением Крейна в зверя и геймплейным превращением (точнее, возвращением) в «шестёрку». Можно было бы обыграть эту ситуацию — заставили бы Кайла периодически срываться на Оливию и лишь в последний момент разжимать свои большие руки на её белой шее со словами «Хорошо, но не зли меня больше!».
Но нет, тема «звериности» в разговорах с NPC почти не поднимается — героя не боятся, не сторонятся, не расспрашивают, каково ему постепенно превращаться в мутанта и быть подопытной крысой. Вообще не интересуются, кто он и как к ним попал. Спасительное появление Кайла шериф и все остальные воспринимают как должное, относясь к нему как к автоматическому удовлетворителю поручений.
Справедливости ради скажу, что в сюжете есть и встречи с необычными персонажами, и довольно интересные ситуации. В некоторых мне вспоминался сериал «Каратель», а Кайл напоминал героя Джона Бёрнтала (Jon Bernthal), такого же загнанного зверя, готового порвать всех голыми руками в полной темноте, которую раскрасят лишь всполохи выстрелов и брызги крови. Будут и неожиданные повороты. Жаль только, про один из главных твистов, связанный с Оливией, можно догадаться почти в самом начале.
Быстрее, выше, сильнее…
В любом случае Кайл вернулся, и мы увидели более жёсткую, мрачную и линейную историю. Сами авторы объяснили желание избежать множества концовок намерением вывести всех на единый финал, который определит будущее серии. В этом смысле The Beast — действительно возвращение к корням.
А вот с точки зрения игрового процесса были сомнения. Всё-таки действие перенесли в абсолютно новый регион, где много полей, лесов и рек, по которым нужно перемещаться на своих двоих или на джипах местных рейнджеров. При этом, в отличие от The Following, машины проработаны поверхностно — нет гаража, тачки нельзя кастомизировать.
И всё же по большей части опасения оказались напрасны — в долине Кастор-Вудс есть большой город, где в небо уходят высоченные соборы и башни. И забираться на некоторые из них людям с боязнью высоты я не советую — ну, или можно использовать это в качестве шоковой терапии. Более того, авторы придумали множество настоящих акробатических пазлов, заставляющих ломать голову, как бы забраться на очередную высоту, чтобы активировать там безопасную зону.
Так что с паркуром в The Beast всё хорошо — он представляет собой нечто среднее между системами, которые мы видели в оригинале и сиквеле. К тому же, в отличие от второй части, тут нет ограничений на выносливость при забегах по крышам и стенам. Для меня паркура местами было даже слишком много. Тем более что нередко персонаж делал не точно то, что я хотел, — это раздражало и заставляло пугать кота отборным матом. Я понимаю, что чаще всего игра тут ни при чём, и всё же в первой части таких ощущений и матерных позывов я не припомню…
…И сложнее
В целом геймплей предельно знакомый. Бегаем, прыгаем, иногда крадёмся, ломаем черепа и отсекаем руки-ноги с помощью лопат, топоров, труб и гаечных ключей. Иногда гоняем на машине, прокачиваемся, зачищаем безопасные зоны, выполняем много основных и побочных квестов. Периодически участвуем в рандомных событиях, когда нужно спасти выжившего — отбить бедолагу от монстров или дать ему аптечку (хотя это может быть и ловушка).

Как и раньше, мы быстро вживаемся в роль бомжа, который «пылесосит» все локации и лутает вещи для крафта расходников, создания и апгрейда оружия, улучшения чертежей. На топоры и трубы всё так же можно крепить модификации, которые будут поджигать врагов, бить их током, замораживать или отравлять.
Ролевая система позволяет разучивать умения в трёх ветках, отвечающих за силу, ловкость и выживание. Не всё одинаково полезно, но есть и реально нужные вещи вроде удара в прыжке (о скольких я так сбросил с крыши!) или экономии топлива машин.
Но при этом игра по сравнению со второй частью стала сложнее — по ночам тут снова страшно. Да, нам вернули огнестрельное оружие, которое может быть вполне убойным (в наличии дробовики, снайперки, автоматические винтовки, пистолеты-пулемёты, огнемёты и так далее), и выдали устройство для активации ловушек.
Наконец, Кайл периодически действительно превращается в зверя. Главная геймплейная фишка The Beast — особая шкала, заполнив которую можно выпустить наружу своего внутреннего Карателя. Особенно это полезно в битвах с боссами.
Появилась даже особая ветка звериных умений, позволяющих, например, с разгона таранить всех противников, отбрасывать их ударами по земле или кидаться тяжёлыми предметами. Потом станет доступна и возможность регулировать звериное состояние, включая/выключая животную форму. Эта механика реализована здорово и придаёт происходящему особую атмосферу.
И всё же, при всех таких вроде бы поблажках для игрока, выживать здесь непросто. Ночью практически ничего не видно, а постоянно светить фонариком опасно — прыгуны быстро заметят и начнут погоню. Лучше пользоваться особым зрением, которое показывает очертания окружающих нас врагов. На этом построены и стелс-эпизоды — мне они особенно понравились.
Оружие ломается, а количество ремонтов ограниченно. Патронов мало, как и некоторых других ресурсов — мне, естественно, постоянно не хватало алкоголя и тряпок (последние нужны для бинтов, но не только). Топливо в тачках тоже заканчивается быстро, а сами машины легко взрываются.
ИИ заражённых вроде бы должен был мне поддаваться — они ведь зомби, — и можно привести примеры глупого поведения. Но при этом полно довольно резвых и умелых противников, которые пытаются окружать и уклоняться от наших ударов, плюются чем-то мерзким или, например, взрываются. Я уже не говорю про бандитов и подельников Барона — именно ради них в игру вернули огнестрел.
В итоге, если поначалу я по старой памяти стал играть на высшей сложности, то после встречи с первым боссом из числа химер, на которых охотится наш герой, вернулся на среднюю. На ней расслабиться тоже не получится, но именно нормальный режим кажется наиболее адекватным.
Больше всего в жизни я боюсь цирроза печени, Андрея Маковеева, когда он включает свой режим зверя, но особенно — высоты. Поэтому мне возвращение серии Dying Light к корням далось нелегко. Но в итоге я ни о чём не пожалел — игра быстро затянула в свои сети, даже несмотря на вопросы к сюжету, местами замороченный паркур и баги. Конечно, по сравнению с масштабами второй части The Beast не воспринимается как полноценный триквел, но, кажется, она открыла ему дорогу и вернула расположение многих поклонников серии.
Плюсы: Кайл Крейн вернулся; есть сильные сюжетные и побочные миссии, а также интересные персонажи; по-прежнему отличный паркур, кооператив и в целом геймплей, который быстро затягивает; много занятий в открытом мире, включая поиск секретов; по сравнению со второй частью игра стала более сложной и мрачной, ближе к первой части; всё хорошо с графикой, музыкой, звуком и оптимизацией.
Минусы: тема зверя не раскрыта; слабая реализация транспорта; боссы нередко повторяются; баги разной степени серьёзности.
Лучшие комментарии
да будет видос, мужики. я на разогреве как порнофильмы перед металликой.
Опять разговоры о повестке…
Не устану приводить один и тот же пример. Есть игра, в её вселенной землей правит диктаторский режим и с ним борется сопротивление. Глава сопротивления — негр инвалид, который ещё и учёный. Главный герой максимально обезличен, а в начале игры егоспасает женщина-метистка-технарь с короткой стржкой., Главный злодей КОНЕЧНО ЖЕ БЕЛЫЙ МУЖИК! Кринж? Повестка? А речь о Half-Life 2!
Исключительно? Ты из будушего что ли?
как из настоящего он может утверждать что Бисту посвятили ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО текстовый обзор? ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО тестовый обзор значит что видео не будет. такое он может знать только если прибыл из будущего.
в противном случае он просто нытик паникер
просто из недавнего: видеообзор силксонга вышел вчера. текстовый обзор вышел 2 недели назад… и там тоже диванные ванги ныли что видеообзора не будет
Вызя, а ничего что главгерой белый хороший мужик? у тебя паранойя) если например в ластухе или аркейне повестка прямо бросается в глаза, то тут я такого не ощущал
порнофильмы это питерские панки если что)
Нет, нет, нет!!!
Настоящий герой это… Это… Барни! Да! Белый мужик, скуф с пивом! И потом негр погибает, значит это тру гетеробелаямужская игра антиповестка!
*дрожащими пальцами набирался текст на экране, в панике пытаясь вернуть халву в строй.)*
ну не знаю, но ощущение, что ты загоняешься
да я-то не сомневаюсь) это народ вон выше вангует зачем-то
Если сюжет оригинальной игры не вызывал много вопросов, где я могу себе представить, что какой-то бывший политик захватил власть в изолированном городе и шантажирует властьимущих компроматом, то вот от сюжета Мистера Биста я лювлю кринж, будто смотрю фильм Марвел. Богач-ученый-блондин-злодей (плагиат главгада из Варфейс, на секунду) с кликухой Барон спустя больше десятка лет после Падения разрабатывает ультимативный вирус, который позволить уничтожить… Кого? Государств не существует, а твоих ресурсов вполне достаточно, чтобы построить государство, но уже свое. При этом он со всей своей мощью не может побороть две группы людей, где в каждой от силы человек 15.
Опять в аптеке халдол закончился?
Потому что «повестка» это изначально термин без четкого значения и при желании под него можно подплести почти что угодно.
Ну так для Baby Steps была пресс-копия, а здесь не было — откуда негодование?
Более того, даже для Baby Steps с видосом опоздали, планировалось раньше выпустить.
Я это сохраню для важных переговоров.
А для другого повестка — наличие чернокожих и евреев на стороне сопротивления в ВОЛЬФЕНШТАЙНЕ 2 (а кто ещё в первую очередь должен быть в сопротивлении против наци-режима? лол) А у другого повестка — наличие ЯСУКЕ В ЯПОНИИ… говорю же. Термин без четкого значения.
А не проще ли не вводить термин без точного значения и не подсчитывать количество чернокожих и лесбиянок в кадре, а просто оценивать качество сценария? Ну типа «ай эм нонбайнари» в драгон эйдж, проблема не в том что персонаж нонбайнари. Проблема в том что это ПЛОХО ПРОПИСАНЫЙ персонаж. И еслиб он говорил «ай эм цисгетеро» ситуация бы лучше не стала.
ну так вот всё разбивается о простой факт, что главные лица франшизы — белые Элька и Джоэл.
ну захотел там Дракман свою мысль высказать про то, как плохо когда люди разобщаются по тем или иным признакам, шрам ты или вашингтонский освободительный имени Ленина, с кем ты спишь и какая у тебя кожа, ну высказался, и чо — не вижу вообще проблем что там лесбухи есть. а в даине если и есть что-то, то скорее всего пушто разнарядка такая на западе — везде должны быть хотя бы один гей, негры и сильные независимые. я просто играю и не обращаю внимание. вот в сериалах да — особенно в скандинавских и британских, там этого так много, что смотреть не охота. ну дык я смотрю Декстера и лихие 2 сезон, там все белые. правда, либо маньяки либо бандюганы)
Барри за все игры серии так и не отдал пиво, которое должен ещё со времен черной мезы, так что ему рано погибать!
А откуда тебе знать что Барни не гей? Или то что Мосманн не лесбиянка? А вдруг Джи-мен бисексуал, а ты не вкурсе? Всё что мы знаем, что у Илая была жена и есть дочь. Значит он точно НЕ гей, либо би, либо гетеро. С Кляйнером всё ясно: его любовь — хэдкраб Ламар. Но с остальными: «погоди-погоди ещё ничего не доказано», ведь так-то буквально НИКТО из персонажей напрямую о своей ориентации не говорил ни в одной игре серии.