4 марта 4 мар. 74 39K

The Thaumaturge: Обзор RPG от создателей «Ведьмака»

Занимательное путешествие по Варшаве 1905 года

Разработчики из Fool’s Theory (а это, на минуточку, ветераны CD Projekt RED) по давней традиции польского геймдева не раз переносили свою новую игру: сначала — с декабря на февраль, потом — с февраля на март. И вот долгожданная  The Thaumaturge наконец вышла. Давайте разберёмся, что в итоге получилось у студии, которую основал Якуб Рокош (Jakub Rokosz) — старший дизайнер квестов в  The Witcher 2 и  The Witcher 3. Fool’s Theory делает ещё и ремейк первого « Ведьмака», так что ожидания от «Тауматурга» более чем высоки. Тем более что это уже не первая полноценная работа команды: она набила руку на  Seven: The Days Long Gone и наверняка учла все огрехи проекта… По крайней мере, в это хотелось верить.

 

Песни западных славян

Действие The Thaumaturge происходит в начале прошлого века, в 1905 году. Главный герой — Виктор Шульский, потомственный тауматург (к этому ключевому для игры термину я вернусь чуть позднее). У него есть бойкая сестра-близнец, суровый отец-поляк и русская мать, о которой мы знаем только то, что она живёт во Франции. Детство Виктор провёл в Варшаве, но потом вынужден был уехать и долго скитался по миру, развивая свои необычные способности.

За несколько лет до игровых событий герой захворал: он попробовал поймать дикого салютора (читай: демона), но дело обернулось неудачей. Мало того что создание не соизволило браться живьём и отказалось пополнить коллекцию Виктора, так тот ещё и начал терять связь со своим первым салютором, упырём. Думаю, у вас уже начал вырисовываться образ того, что же такое тауматург, но я немного дополню его: это маг, который ищет потусторонних существ (тех самых салюторов) и людей, в кого они вселились. Обычно носители отмечены каким-то изъяном: гордыней, честолюбием, горячностью — именно негативная черта притягивает демона. Тауматурги её находят, выводят наружу и забирают вместе с карманным бесом.

Название мультфильма «Болек и Лёлек» после нахождения очередного салютора заиграло новыми красками.
Название мультфильма «Болек и Лёлек» после нахождения очередного салютора заиграло новыми красками.

Вот и получается, что главный герой у нас этакий охотник на монстров, но монстры эти невидимы глазу и обитают в головах людей, так что Виктора можно назвать в какой-то мере психотерапевтом, разбирающимся с внутренними демонами. Правда, методы работы у него весьма своеобразные.

Прибыв в прологе в Закавказье, Шульский ищет помощь не абы у кого, а у самого Григория Распутина. И тот действительно помогает Виктору: он снова начинает видеть своего упыря и даже обзаводится новым демоническим питомцем. Но мы недолго радуемся — из Варшавы приходят дурные вести о смерти отца протагониста, а значит, пора садиться на поезд и уезжать из деревни в большой город. Туда, где и пройдёт вся остальная часть игры.

Ах, как хочется вернуться…

Сразу, с вокзала, хочется отметить, как же хороша и живописна Варшава 1905-го. Город поделён на районы, и каждый из них уникален. Один включает в себя рынок и лачуги бедняков, другой — порт. Естественно, есть районы с барами, шикарными гостиницами и доходными домами, районы со сквериками и церквями. Где-то лежит плитка, где-то повсюду грязь и лужи, в центре же ведётся активная стройка. Не забыли польские разработчики и про достопримечательности Варшавы — выйди The Thaumaturge на несколько лет раньше, я обязательно бы уделила ей время в «Игровой географии» Польши.

С каждым актом открываются новые районы города, но я бы не сказала, что он поражает размерами. Думаю, здесь будет уместно сопоставление с Ревашолем из  Disco Elysium — по масштабам нас ожидает примерно такое же путешествие в отдельно взятом населённом пункте. Правда, перемещаться своим ходом из одного района в другой не получится — для этого существует общественный транспорт. По городу вовсю ходят трамваи и конные экипажи, водители которых сетуют на новомодную технику по заветам Утёсова.

Но мы, вообще-то, сюда не любоваться Варшавой приехали, а решать дела: вести мелкие расследования, помогать сестре и другу детства, и главное — выяснить, кто же стоит за смертью отца, ведь недоброжелателей у того было предостаточно.

Следствие ведут тауматурги

Как же Виктор занимается делами? Да очень просто: прислушивается к своим чудо-способностям! Мы постоянно прожимаем местный аналог ведьмачего чутья, осматриваем предметы, на которых появилась мерцающая красная пыльца, и ходим за алой нитью, ведь она обязательно приведёт нас либо к важной сюжетной вещи, либо к персонажу, владеющему этой самой вещью и нужной нам информацией.

Тауматурги могут считывать человеческие мысли и намерения с предметов (то есть видеть что-то вроде их ауры и по ней уже понимать характер хозяина), а также ментально влиять на окружающих. Но чтобы повлиять на человека, сперва нужно разузнать его секреты, делая наблюдения, из которых потом складываются заключения (довольно очевидные, но притом очень сочно написанные).

Для того чтобы считывать ауру с предметов, нужно развивать грани тауматургии — сердце, деяние, слово и разум, но порог у проверки обычно невысокий.

И вот Виктор ходит, осматривает предметы и делает заключения — от игрока никакого самостоятельного выбора в расследовании не требуется. Собираем мы информацию о человеке зачастую, чтобы потом на него повлиять. Но это влияние — просто волшебное мгновенное убеждение, в результате которого получается диалог в стиле:

— А почему бы вам не передумать и не сделать то, что я прошу?
— И в самом деле… Я передумал, сделаю как говорите.

И я сейчас даже не утрирую. В таком взаимодействии с NPC по умолчанию нет никаких доводов — мы узнали слабые места места собеседника и будто за кадром на них надавили. Вот вам пример из самого начала игры. Извозчик ни в какую не хочет вести Виктора на кладбище — дескать, устал. Мы, конечно, верим, но проводим своё расследование. Осматриваем лежащую рядом тряпку с потом. И правда — устал, похоже. Затем внимательно изучаем колесо телеги и лопату: они все в грязи, бедняга все силы потратил на то, чтобы выбраться из земляного месива. Что ж, пришла пора разговора. Именно того, что был процитирован выше. Никакая полученная информация нам в диалоге не пригодилась — мы просто заставили его передумать и отвести нас в нужное место, сняв усталость одной кнопкой. Вероятно, так и работает тауматургия, но со стороны это выглядит не очень убедительно и совсем не интересно.

Sweet summer child.
Sweet summer child.

К счастью, не всё общение построено на таком вот «гипнозе». Есть диалоги, в которых нам предлагается выбор. Вот только, как продемонстрировало мне второе прохождение, выбором он оказался лишь на словах. И теперь уже Виктор мог почувствовать себя на месте того бедного извозчика. Нет, нам не внушали ничего другие тауматурги (хотя они в игре тоже имеются), но выбора зачастую не оставляли даже простые смертные. Например, нельзя отказаться от пьянки с приятелем детства: если скажешь ему нет, он ответит, что не отстанет, и начнётся такая же кат-сцена, как если бы ты согласился.

Во всех кат-сценах (а их тут немало) в углу экрана всегда маячит кнопка «Пропустить диалог». Отвратительно!
Во всех кат-сценах (а их тут немало) в углу экрана всегда маячит кнопка «Пропустить диалог». Отвратительно!

В одном из разговоров есть выбор: сказать про свою сестру Лигию или не упоминать её. Кликаешь второй вариант, и Виктор демонстративно молчит, но буквально через пару секунд выпаливает: вообще-то, у него есть сестра-близнец. Но самое обескураживающее впечатление на меня произвёл разговор с человеком, с которым герою предлагают или сотрудничать, или высказать сомнения. Я предпочитаю не доверять, но в итоге мне за этот выбор ещё и извиняться пришлось, потому что сотрудничество было сюжетно необходимо, а персонаж обиделся!

В общем, настоящих развилок в The Thaumaturge мало. Зато есть несколько сюжетных линий, связанных с квестами конкретных героев. Например, история всё того же приятеля детства, Абауриция: выполнив его задания, в концовке получаешь связанный с ним эпилог в картинках — тут всё по заветам RPG старой школы. Ну и есть выбор практически в финале, спасибо игре хотя бы за это. Но, конечно, мне бы хотелось получить концовку, которая бы складывалась из совокупности моих поступков по ходу сюжета. Вы можете сказать, что я слишком много хочу и вообще мои ожидания — мои проблемы, но должна же я чего-то ожидать от игры, официальное описание которой кичится «детективными элементами» и «непростыми моральными дилеммами», а также заявляет, что «The Thaumaturge даёт вам свободу выбора, однако будьте готовы к непредсказуемым последствиям». Похоже, готовилась я зря!

И взял он меч

Тауматурги не только наделены острым восприятием того, что скрыто от других, но и могут предугадывать действия врагов — и это пригодится в бою. Сражения тут больше всего напоминают уже не о классических компьютерных RPG, а о пошаговых японских. Мои первые ассоциации — это  Grandia II с её временной шкалой, на которой видно все действия участников битвы, и серия Final Fantasy, а именно тамошние эйдолоны, защитные стражи, астралы… призывные существа, иначе говоря. В The Thaumaturge их роль выполняют демоны-салюторы, часть которых мы получаем по сюжету, а другую часть нужно находить. У каждого из них — свои способности, выполнение которых занимает разное время, и это важно учитывать.

В отличие от JRPG, бои тут не такие частые, да и в целом обошлось без рандомных встреч. Но хоть драки тут не случайные, затевая разговор с прекрасными дамами на улице, стоит держать в уме, что и эта беседа может закончиться потасовкой с проходящими мимо работягами, которым не понравился ваш внешний вид.

У героя есть несколько видов атаки: быстрая, медленная, ментальная, специальная и усиленная, для выполнения которой нужно соблюсти определённое условие. Навыки собираются в цепочки (под конец игры все три атаки одного вида всё равно будут разными), и чередовать навыки для повышения эффективности было весьма увлекательно.

Так как мне нравятся пошаговые битвы, в сражения я ввязывалась с большим удовольствием. Но на среднем уровне сложности они показались мне простоватыми — только финальный босс действительно задал жару, но и там есть лазейка, как одолеть его практически без усилий; вопрос только в том, пользоваться ею или нет.

Навыки, которые Виктор применяет в бою, следует улучшать, вкладывая в пустые ячейки дополнительные способности. Эти улучшения можно менять перед каждой схваткой, но мне это не пригодилось: собрав единожды билд под себя, я так и дошла с ним до самого конца, открывая только новые виды атак и развивая исключительно их.

Враги редко нападают поодиночке. У каждого из них ещё и есть особые черты (например, 80 % урона по противнику не проходит), связанные с гранями тауматургии, которые уже упоминались выше. Такую защиту можно на время убрать, например атаковав подходящим салютором. Вообще, салюторы — незаменимые помощники в бою, они, как и герой, обязательно делают ход и даже выступают вместо аптечек (никаких расходников в игре нет).

Самые захватывающие битвы, как водится, происходят с боссами.
Самые захватывающие битвы, как водится, происходят с боссами.

Прогулки с салюторами

Чем ещё заняться на улицах Варшавы кроме драк с работягами и солдатами? Например, можно делать мелкие квесты — находить разные места по отрывкам чужих писем и газетным вырезкам. Для того чтобы обнаружить такое особенное место, надо отыскать несколько улик, а дальше Виктор сам сложит два и два и выдаст адрес, к которому нас приведёт тауматургское чутьё. Таким образом можно попасть на дегустацию кофе, заглянуть на урок танцев или демонстрацию фотосъёмки. Но не ждите от этих местечек особой кат-сцены: Виктор просто сделает в своём альбоме набросок события. Но, надо признать, рисует наш герой чертовски хорошо.

В начале обзора я уже хвалила то, как здорово полякам удалось показать Варшаву. Её было интересно изучать даже мне, человеку, который там никогда не был. Не представляю, какой восторг город вызовет у тех, кому довелось его посетить, чего уж говорить о местных жителях. Та любовь, с которой воссозданы варшавские улочки, оживляет город и делает его полноценным героем игры.

При этом мир The Thaumaturge — место крайне неприветливое: там сложно найти милого и доброжелательного человека, все пытаются как-то приспособиться, чтобы выжить. В игре много мата, в том числе русского: герои не стесняются смешивать языки в своей речи. Говорят они, правда, с акцентом, но звучит всё это дело очень живо и колоритно.

Фразу, выделенную курсивом, фрейлина императрицы Светлана Румянцева (между прочим, одна из важных для повествования героинь) произнесла на русском.
Фразу, выделенную курсивом, фрейлина императрицы Светлана Румянцева (между прочим, одна из важных для повествования героинь) произнесла на русском.

В Варшаве живут люди из разных социальных групп: и богема, прожигающая время на приёмах в дорогих отелях, и бедные рыбаки с незамысловатой философией «Река дала — река взяла», и немцы, обвиняющие польских работяг в алкоголизме, и девушки, мечтающие об образовании, и дерзкие социалисты, и бунтари куда более радикальных взглядов. Получился самый настоящий срез эпохи, обнаживший кучу наболевших вопросов и тем, одна из которых — независимость Польши.

Не буду скрывать, что в игре есть реплики, которые сейчас могут восприниматься острее, чем раньше: к русским тут относятся настороженно. Но мир The Thaumaturge суров ко всем: даже ключевые для сюжета тауматурги большой популярностью там не пользуются. Самого Виктора, при всей его харизматичности, сложно назвать откровенно положительным персонажем, но в наших силах попытаться сделать жизнь окружающих его людей чуточку лучше, хотя бы в тех рамках, что предлагают разработчики.

Внешний облик героя можно менять у цирюльника, так что ему необязательно быть патлатым бородачом. А костюмы меняются, соответственно, у портного. Правда, сперва он их должен ещё пошить, с чем связана целая серия квестов.
Внешний облик героя можно менять у цирюльника, так что ему необязательно быть патлатым бородачом. А костюмы меняются, соответственно, у портного. Правда, сперва он их должен ещё пошить, с чем связана целая серия квестов.

В целом после прохождения The Thaumaturge у меня осталось приятное послевкусие. Да, я всё ещё возмущаюсь, что игра часто водила меня за нос, изображая, что даёт мне выбор, — но во время первого прохождения я думала, что действительно его делаю. Ну и детективная часть, на мой взгляд, недожата.

С другой стороны, у меня язык не повернётся сказать, что в  The Thaumaturge мало расследований. Буквально каждая сюжетная задача требует детективного вмешательства, да и необязательные квесты тут тоже с налётом тайны. В игре нет традиционных для RPG однотипных заданий — за каждым стоит маленькая, но уникальная история. Чувствуется, что к «Тауматургу» приложил руку старший дизайнер квестов « Ведьмака» — все они запоминаются и наполняют мир игры колоритными деталями.

Очевидно, Fool’s Theory стремилась создать игру, в которой на первом месте были бы история, незатасканный сеттинг и харизматичные герои. И у студии это получилось. Правда, заметно, что ей хотелось большего размаха, но либо денег не хватило, либо времени: ближе к финалу даже анимации кажутся совсем скудными, а концовки — сумбурными. На необязательные квесты в последней трети игры тоже поскупились — при таком-то многообещающем начале! И опять же пресловутая вариативность. Ну не хотите вы делать разветвлённую игру, да и бог с вами! Вон JRPG, у которых была позаимствована боевая система, в массе своей отлично себя чувствуют и без вариативности. Просто тогда не делайте выбор из реплик, которые всё равно сводятся к одному.

Плюсы: неизбитый сеттинг; интересная история, написанная богатым и образным языком; стильные пошаговые бои; игра в целом выглядит живописно, а отдельные детали, вроде рисунков главного героя, только добавляют ей шарма.

Минусы: по большей части линейное повествование, которое пытаются прикрыть псевдовыбором; есть ощущение лёгкой недоделанности, хромые анимации и безобидные баги.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

The Thaumaturge

Платформы
PC | PS5 | XBOXSX
Жанры
Дата выхода
4 марта 2024
393
3.1
59 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

«The Thaumaturge даёт вам свободу выбора, однако будьте готовы к непредсказуемым последствиям». Похоже, готовилась я зря!

Ну кто бы мог предсказать свободу выбора без свободы выбора? Поистине непредсказуемо!

Численность населения Польши выросла в 1818-1900 гг. с 2,6 млн человек до почти 10 млн человек.

Бурными темпами росла промышленность, к примеру, Лодзь за счет развития текстильной промышленности из маленького поселка превратилась в огромный город. Численность населения с 1815 по 1915 г. здесь увеличилась в 600 (!) раз, до 600 тыс. человек.

Крупнейшим университетом Российской империи в начале XIX в. стал Виленский с преимущественным преподаванием на польском. Именно там учился крупнейший польский поэт Адам Мицкевич. В 1816 году открылся и Варшавский университет в столице Царства Польского

Старынкевич принес варшавским жителям модернизацию самого высокого уровня. В большом городе, где еще в 1870-х гг. не было современного водопровода и отсутствовала канализация, развернулось грандиозное строительство. До 1890 г. в Варшаве было проложено почти 107 км водопроводных труб и прорыто более 42 км канализационных туннелей. Появились современные очистные сооружения, водонапорная башня, водозабор на Висле, конные трамваи, тысячи уличных фонарей.

 Ничего не смущает? 

Гнёт — насильственное воздействие сильного на более слабого; притеснение, угнетение.

Бороться за независимость — это вообще обычное дело для стран, которые некогда входили в состав другого государства. И далеко не всегда это происходит из-за угнетения. Вон — несколько лет назад Каталония пыталась провести референдум за выход из Испании. Они делали это из-за того, что испанцы их яростно угнетают или потому что местные элиты хотят править не регионом, а полноценной страной?

Что касается «если бы не Россия»… История не знает сослагательных наклонений. Мы не знаем, что было бы, если бы не Россия. Но мы знаем, что было, когда Польша была частью Российской Империи. И вот это уже факты.

Что касается «угнетения» русским языком. Русский язык распространялся не потому, что кто-то кого-то бил палкой по голове, а потому что на этом языке писались книги и научные работы. А еще на нем говорила вся империя, а потому тебе самому было выгодно его учить. 

Чем моложе русский блогер, тем тяжелее ему жилось при Николае II

Судя по описанию, скорее проходняк получается.

Вы подаете эти факты так будто без Российской Империи Польша была бы в стагнации и никак бы не развивалась в это время. К тому же, невероятно, но империя хочет получать прибыль с подконтрольных земель.

А угнетение было. В первую очередь культурное (руссификация, упомянутый вами университет — исключение). Или поляки от хорошей жизни боролись за независимость?

О, а знаете, где ещё совсем не было гнёта? В Британской Индии! Ведь население Индии за время её пребывания в качестве британской колонии увеличилось на 100 (!) миллионов человек! А сколько заводов построили, сколько железных дорог проложили — и не сосчитать! Да, именно так это и работает: если строят заводы и дороги, значит притеснений нет. Ведь не для собственных же, в самом деле,  экономических интересов государство — сюзерен развивает промышленность и инфраструктуру подконтрольных регионов.

А на последнем скрине специально была попытка сделать агента 47?)

К нему РИ не приходила, он в ней родился: разделы Польши — это 18 век, Венский конгресс и создание Царства Польского — 1815, то есть почти за столетие до событий игры.

Ещё в демке как по мне было всё с игрой понятно. Ничего особо не ждал, так и оказалось 

Не под гнетом а в составе империи.

А что тебя смутило? Или не было такого?

Нет, я их не сравниваю, я привел данную аналогию в качестве иллюстрации того, что построение «застраивают значит не притесняют» логически невалидно. Поясню, что мой комментарий продиктован не какой-то идеологической позицией: мне самому не нравится, как русские показаны в игре, но не из-за того, что это нарушает некую историческую справедливость, а из-за чисто эстетических соображений — русские изображены злодеями очень плоско и безискусно, а ля Империя в «Звёзных Войнах».  Но не из этого, не из того, что находясь в составе РИ Царство Польское активно развивалось, логически не следует отсутствие «гнёта». Ровно как и из вашего аргумента «все подневольные страны бунтуют, некоторые — не из-за угнетения». Можно, конечно, допустить, что «некоторые не из-за угнетения», но входит ли в число этих «некоторых» Царство Польское — ещё должно быть доказано. В целом, вряд ли по данному вопросу возможно какое-то однозначное решение, т.к. имеют место два субъекта, с явно несовместимыми интересами. Понятно, что в любом таком конфликте захватчик будет видеть себя благодетелем, а захваченный притесняемым. Мы, например, как-то без особого умиления вспоминаем татаро-монгольское иго, хотя невозможно отрицать его вклад в формирование нашей государсвенности в том виде, в котором она существует. В общем, я бы не стал упрекать разработчиков в каком-то преднамеренном сиюминутном искажении истории, думаю что показанное релевантно исторически сложившимся в Польше умонастроениям. А вот безвкусие исполнения вполне можно поставить в упрёк. Но думаю, что стоит уметь абстрагироваться от таких вещей: ну что теперь, англичанам в третьего ассассина не играть, из-за того что там Империя не в лучшем свете показана?

Ничего. Всё так, как есть.

P.S. Игр от поляков про указанные выше две страны прошлого с авторским высказыванием очень важного мнения мы никогда не увидим. И понятно почему.

А мне нравятся линейные игры. Прошел и ладно. Главное чтобы сюжет был интересный, чтобы зацепился в воспоминаниях. 

По такой логике культура отмены и действует, в реальности ПОЧТИ никогда не однозначно. Нужно выяснять отдельно, показания-далеко не всë.

Каталония пыталась провести референдум за выход из Испании.

Насколько я осведомлен, они как раз хотели отделится от хорошей жизни. Типа мы богатый регион, зачем нам бедная Испания)

Читай также