9 февраля 9 февр. 63 18K

Persona 3 Reload: Обзор замечательного ремейка

«Тройка», похожая на «пятёрку»

Играл на Microsoft Xbox Series X | S

Если верить инсайдерам, Persona 6 выйдет не раньше 2025 года. Чтобы фанаты серии не скучали, для них — а также для новой аудитории — приготовили  Persona 3 Reload, ремейк одного из важнейших релизов Atlus. Год назад в статье о порте  Persona 3 Portable я писал, что лучше не трогать этот релиз и подождать ремейк, о котором на тот момент было известно лишь благодаря слухам. К счастью, Reload действительно вышла и проходить обновлённую версию значительно приятнее.

 

Гроза теней

История осталась прежней. Мы играем за парня, прибывшего в город Тацуми-Порт-Айленд для учёбы в старшей школе Гэккоукан. По приезде он сразу отправляется в общежитие, где встречает загадочного мальчика, предлагающего подписать некий контракт. Протагонист почему-то соглашается, после чего знакомится с двумя девушками, одна из которых носит с собой пистолет, но и этому герой не придаёт значения. Вскоре оказывается, что девушки непростые — они состоят в отряде S.E.E.S., группе школьников, занятых по вечерам сражениями со всякой нечистью — тенями.

Дело в том, что ежедневно в полночь наступает Тёмный час — период, который простые люди не замечают. Тени в этот момент начинают разгуливать свободно. Из-за них в реальном мире у людей начинаются проблемы с головой: то синдром апатии подкосит кучу подростков, то ещё что-то. Драться с тенями могут только члены S.E.E.S., и наш герой оказывается таким же необычным — он способен призывать свою персону, часть личности, обладающую магическими умениями. Так у протагониста начинается двойная жизнь: до наступления ночи он ученик, сидящий за партой и готовящийся к экзаменам, а в полночь он идёт с друзьями в Тартар, башню-лабиринт, кишащую тенями.

Если от ремейка вы ожидали новый сюжетный контент, то Persona 3 Reload ничем подобным не порадует. Мало того, история была перенесена исключительно из оригинальной  Persona 3, а контент улучшенной версии,  Persona 3 FES, был проигнорирован. Поэтому в ремейке нет ни женской версии главного героя, ни эпилога The Answer. В целом это не то чтобы большая потеря — в частности, The Answer фанаты серии не сильно любят. Что интересно, в файлах Reload нашли упоминания эпилога — возможно, в будущем его выпустят отдельным дополнением.

Испортить сюжет Persona 3 было сложно, и в ремейке история осталась такой же увлекательной, а многочисленные графические улучшения существенно осовременили игру. Видео были полностью перерисованы, районы города выполнены в полноценном 3D, а модели персонажей похожи на то, что предлагает  Persona 5. Ремейк в целом постарались сделать похожим на «пятёрку» — если в оригинале локации представляли собой двухмерные картинки, то здесь по ним можно перемещаться с видом от третьего лица: бегать по этажам школы, ходить на работу в кафе, посещать полицейский участок для покупки экипировки. В каждой области даже мини-карта появилась, которая раньше была доступна только в Тартаре. Ничто не выглядит чужеродно, и нет ощущения, что на устаревший скелет натянули красивую графику, — игра будто бы и должна была так выглядеть изначально.

Возможность свободно перемещаться делает чуть более интересным процесс налаживания социальных связей. Одно дело — прыгать между статичными картинками, и другое — встречать друзей в коридоре школы, после того как отправился в аптеку закупиться расходниками. Можно не искать желающих потусоваться, а открывать сообщения на мобильном телефоне и быстро перемещаться в нужную точку. Сами социальные связи не получили развития — если в пятой части повышение уровней разблокирует новые возможности и предметы, то здесь оно нужно только для получения бонусов при слиянии персон определённых типов. Бонусы серьёзные, да и сценки при встречах бывают забавные, так что за разговорами с друзьями время проводишь не без удовольствия. Тем более что озвученных диалогов в ремейке стало больше.

Подростковые будни

Как и раньше, учебный год не бесконечный — игроку нужно выбирать, как он хочет провести новый день — либо гулять с друзьями ради укрепления связей, либо улучшать характеристики (смелость, эрудицию и обаяние) для доступа к новым товарищам и локациям. Только днём можно посидеть в библиотеке или зайти к старикам в книжный магазин, а ночью — либо отправиться в караоке-бар для повышения смелости, либо посидеть в бургерной, либо поработать на полставки в кафе. И только вечером позволяют из общежития отправиться в Тартар — место, где дерёшься с тенями и готовишься к встречам с боссами.

В оригинале Тартар был скучноватой локацией, в которую игрок отправлялся только по необходимости — без должной подготовки и прокачки проходить игру было трудно. В ремейке это такая же череда похожих друг на друга этажей, где-либо сражаешься с тенями, либо пробегаешь мимо них и дерёшься только с мини-боссами, собирая по пути сундуки с ценными трофеями. В основном изменения в Reload связаны не с самим Тартаром, а с боевой системой — её постарались сделать более зрелищной, а также добавили несколько новых «фишек», чтобы было интереснее.

Основные механики не изменились: вы встречаетесь с новым существом, пробуете на нём все атаки и со временем находите его слабость — кто-то боится огня, кто-то теряет много здоровья при заморозке и так далее. Если слабость удалось найти, оппонент оглушается, а когда все враги сбиты с ног, можно совершить совместную атаку, сильно ранив всех противников. В ремейке ко всему этому добавилась система, похожая на Baton Pass из Persona 5, — если вы оглушили цель одним персонажем, то можете передать ход любому компаньону, чтобы он продолжил цепочку и ударил по слабому месту следующим. Это делает бои значительно веселее и позволяет эффективнее сражаться: не все персоны владеют всеми стихиями, а с этой системой оглушать целую группу врагов за один ход — в разы проще и быстрее.

Ещё одна опция разблокируется после победы над вторым сюжетным боссом (точнее, боссами — Императором и Императрицей), и называется она теургия. У каждого персонажа рядом с его портретом появляется новая шкала, которая заполняется определёнными действиями, уникальными для всех героев. Для Юкари это исцеление себя и друзей — если делать это достаточно часто, девушка нанесёт сокрушительный урон ветром. Мицуру должна накладывать на врагов негативные статусы, и тогда ей станет доступна мощная ледяная атака. Теургия есть даже у Фууки, хотя она не дерётся и служит навигатором, подсказывающим слабости врагов, — если заполнится её шкала, героиня сможет повысить показатели силы, защиты, меткости и уклонения всей группе. Активация каждой теургии сопровождается зрелищным роликом на движке, и немного занудный процесс зачистки Тартара определённо становится веселее с такими возможностями.

Помимо самых заметных изменений, в Persona 3 Reload полно других, менее значительных, но делающих геймплей приятнее. К примеру, поручения Элизабет стали проще, особенно те, что были привязаны к датам, — не нужно ждать определённый день, чтобы их выполнить. А карточки с призами, которые выдают за сражения в Тартаре, теперь позволяют получать ещё больше бонусов — это один из главных источников денег и опыта в игре. Но особенно впечатляет интерфейс, который в соцсетях не обсуждал только ленивый, — каждая менюшка здесь выглядит не менее роскошно, чем в Persona 5.

Для русскоязычной же аудитории самым главным нововведением стало появление русских субтитров — впервые в серии. Переводом явно занимались люди со знанием дела, удачно адаптировавшие шутки, — переписки с Майей в онлайн-игре выглядят особенно забавно. Претензии могут возникнуть только к редким сокращениям в интерфейсе — аркана Hanged Man, к примеру, превратилась в «Повеш.». Зато шрифты постарались сделать такими же, как в оригинале, и иногда локализация появляется там, где её не ожидаешь, — даже слова, вылетающие из телефона при звонке, перевели. Все персоны, их способности, второстепенные диалоги, сюжетные ролики — всё очень непривычно видеть на русском языке в играх этой серии, и работа здесь проделана масштабная.

Ремейк Persona 3 не стали делать переосмыслением, меняющим сюжет или геймплей, — это обновлённая версия классической JRPG, которую постарались не испортить. Графически она значительно круче оригинала, и в основном нововведения связаны с графикой: всё выполнено в 3D, ролики жуткого качества перезаписали, интерфейс перерисовали. Игровой процесс тоже слегка изменился — и боевая система стала веселее, и другие приятные мелочи добавились. Тартар не смогли сделать увлекательнее, но для этого его бы пришлось менять целиком — проще уже новую игру создать с «данжами» в духе Persona 5. В целом  Reload — отличный ремейк и лучший способ познакомиться с третьей частью знаменитой серии, особенно теперь, когда в «Персонах» начал появляться русский перевод.

Плюсы: достойный ремейк, не переписывающий основную историю — каким сюжет был в оригинале, таким и остался; многочисленные графические улучшения делают игру более современной; с обновлённой боевой системой путешествия по Тартару стали чуть веселее; приятные геймплейные нововведения, которых не хватало в оригинале.

Минусы: структурно Тартар не изменился, и иногда в него ходишь как на работу; нет контента из издания FES.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Persona 3 Reload

Платформы
PC | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX
Жанр
Дата выхода
2 февраля 2024
497
4.5
146 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Если вы не играли в персон и хотите приобщиться к серии и знаете Английский хоть маломальски, то начните лучше с Persona 5 своё знакомство с серией. А то есть риск быть отпугнутым навсегда. Не то что П3Р жутко плохая, нет, это всё ещё по духу те самые современные персоны, которые полюбила массовая аудитория после разделения на ДО и ПОСЛЕ. Но 5 часть всё таки на голову выше во многих аспектах, особенно в геймплейных, плюс всё происходящее лучше подвязано нарративно. Она более элегантная во всём так сказать. 

тот же Дед Спейс, где поменяли только плюс минус графику только

Извините, но ВООБЩЕ НЕТ. В игре переписали и расширили сюжет, плюс сама Ишимура больше не набор «условно» связных уровней, а одна большая локация, которую можно пробежать пешком от начала и до конца. Да и левелдизайн, в связи с вышеописаным вообще иной. 

Ты точно играл в 5 и в 3 ?) Начав в 5 игрок сразу попадает во дворец, который вручную сделан (а не рандомно сгенерирован как Тартар) где даже босс первый какой? Камошида, а не просто рандомный монстрюк который вообще никак к сюжету не приплетён. Т.е. всё происходящее в том числе и сам Дворец и Босс там сюжетно обоснованы и объеснены. А не как в 3 Просто рандомный демон в вагоне. И так со всем в 5 части. Это ощущается как большое сюжетное приключение с постоянными какими то событиями которые имеют вес, а не просто зачистка лабиринтов в Тар Таре где вообще ничего не происходит в глобальном плане. Зашел туда и за день зачистил до точки блока и всё. Свалил в реальность сошал линки повышать. В Пятёрке и там и там интересно и так и там разнообразно и там и там всё между собой лучше связано и нарративно важно. Пятёнка это развитие того что было в тройке. Это как Демон Солс Ремейк сравнивать и Дс3 например или Елден Ринг. Лучше начинать современному игроку именно с них, а не с устаревшего Демон Солс Ремейка, который только визуально красив, а внутри устаревшая игра. 

если в оригинале локации представляли собой двухмерные картинки, то здесь по ним можно перемещаться с видом от третьего лица: бегать по этажам школы, ходить на работу в кафе, посещать полицейский участок для покупки экипировки.

В оригинале как раз таки можно было бегать, статичные картинки были в версии для PSP в силу мощностей. Именно её на пк выкатили в прошлом году.

Вот да, мне понравилось, что я в тройке всем нравлюсь :D 

И пожилая пара тебе рада, и милая девушка хочет с тобой домой после школы идти. Великая игра... 

Помню с выходом оригинала на западе бурлили на тему подростков которые постоянно стреляют себе в голову. Слава б-гу это оставили.

Ну да, и совершенствование и само их количество и более плотная свясь с нарративом, а не просто «эй го спасать мир от теней, ну ок го» :D Атмосфера это скорее вкусовщина. Даже начало у игр по настроению совершенно разное. В П5 ты кусок г*вна и к тебе все относятся как куску г*вна и с недоверием, а в П3 с тобой сюсюкаются как с избранным и все милашки просто потому что ) Но опять же это вкусовщина. В П5 в начале тебя пинком под зад закидывают на какой-то чердак к деду, а в П3 у тебя целая гостиница в распоряжении считай хахах 

и знаете Английский хоть маломальски

Вроде как уже доделывают русификатор и можно скачать последние версии, так что если новичок предпочтëт играть на ПК или взломанном Сыче, то проблем с этим не будет.

Беганье по Тартару и Беганье по нормальным Дворцам это не разный вид геймлея для игрока и как не следствие разный игровой опыт? Головоломки, активности, боссы. Это не геймплей? Если нет, не продолжай, я тебя понял. Если для тебя геймплей это исключительно только механика пошаговых боёв со слабостями то ок, разницы нет все игры одинаковы. 

Ну за очередную номерную часть — без сильных проблем. Чуть поворчу, но окей — таки скорее всего будет стоить (с шансом в 95%).

За ремейк игры — ну вот уже хз. С одной стороны ремейк реально чувствуется как хорошая игра и разрабы таки пытались местами что-то поправить, но вот контента полностью таки не завезли (похрен на The Answers, но вот за женского протагониста обидно), и она не чувствуется как игра из 2024 года...

Потому что Мементос тебе не кидают как основной контет в начале игры гы 

Персона слишком огромная по времени, чтобы жаловаться на цену :D

Да, он теперь как Мементос, но в пятерке то он не был прям основным так сказать контентом, скорее дополнением к основному блюду ) 

Забавно, что пятерку я бросил через 7 часов, а в ремейке тройки провел уже больше двадцати часов. Атмосфера как-то завлекла сильнее. Но ты, вероятно, про совершенствование всех механик в пятой части (боюсь представить как меня она засосет, когда дам ей второй шанс…) 

но в пятерке то он не был прям основным так сказать контентом

ну как сказать. для основного сюжета тебе буквально нужно было пройти в глубь мементоса, а для рояла — еще глубже)

другое дело, что в рояле это совсем не напряжно стало благодаря конфеданту с Рюджи и его инстент киллу слабых мобов. пока катаешься по мементосу — качаешься как тварь на инстант килах)

А где в тройке супергеройщина? В пятëрке школьники надевают костюмы и маски, в которых они могут показать своë настоящее Я, и по ночам сражаются с конкретными злодеями, словно комиксные виджиланте. Даже ГГ носит очки, чтобы быть не особо заметным в толпе (привет от Кларка Кента), об интерфейсе я уже писал. В тройке школьники исправляют ошибки взрослых, постоянно депрессуют и заодно пытаются понять, чего они хотят от этой жизни, а все их действия приводят к тому, что в конце случилась отсылка на христианскую религию. В четвëрке тем более такого нет, там, скорее, детективная история.

бесполезные стихии света и тьмы

Во-первых, когда хама и мудо успели стать бесполезными? Ладно, допустим не нравится шанс ваншота, но в ремейке добавили спелы, которые наносят стабильный урон этой стихией.

А во-вторых, насчет катсцен: ради них меняли движок. Рисовать анимешные заставки а) дорого; б) долго; в) выбивает из погружения. Основная, нам мой взгляд, причина сменить движок как раз и заключалась в желании делать катсцены на движке, что получалось с большущим трудом во время разработки п5. В целом, всё достаточно хорошо, лично у меня претензий к ним нет

Читай также