Warhammer 40,000: Rogue Trader: Превью
Новое событие в жанре?
В июне началось закрытое бета-тестирование Warhammer 40,000: Rogue Trader — ролевой игры, которую разрабатывает студия Owlcat Games, известная по Pathfinder: Kingmaker и Pathfinder: Wrath of the Righteous. Помолясь Богу-Императору, мы тоже отправились на просторы Империума Человечества и хотим поделиться впечатлениями.
Про атмосферу
Если быть точнее, то отправились мы в Пространство Коронус — это задворки Империума, малоисследованная и потому очень опасная область космоса, где много преступников, пиратов и еретиков разных мастей.
Именно эти замечательные территории, системы и планеты нам предстоит осваивать и завоёвывать в роли одного из вольных торговцев. Это такие привилегированные люди, наделённые силой священного Торгового Патента, которые из поколения в поколение создают свои протектораты, целые торговые империи, исследуют неизведанные миры, богатеют, обрастают неимоверной властью. Но делают они всё это с благословения Бога-Императора и ради распространения его веры и влияния в самые дальние фронтиры Империума.
Столь влиятельным персонажем мы становимся уже в прологе, но не сразу, а в результате коварного заговора, устроенного впавшим в ересь «мастером шёпотов» против предыдущего вольного торговца, Лорд-капитана Теодоры фон Валанциус.
Именно её династию нам и предстоит продолжать и развивать. Но сначала нужно найти достойного Навигатора и опытного техножреца из Адептус Механикус — без них наш огромный материнский корабль-станция, на котором живут и служат тысячи людей, не сможет нормально перемещаться через нестабильное варп-пространство.
Не очень понятно? Неудивительно. Warhammer 40,000: Rogue Trader с ходу заваливает нас множеством странных слов и терминов — сервочерепа, авгуры, вокс-связь, какие-то машинные духи, заставляющие работать местные компьютеры… Что для поклонников Warhammer 40,000 услада для ушей, то для других какой-то птичий язык.
Но это даже хорошо. По каждому непонятному слову есть контекстная справка, написано всё очень пафосно и красиво, в том числе на «высоком готическом». И достаточно быстро проникаешься духом этой вселенной, хоть и невольно улыбаешься, читая, как техножрецы Адептус Механикус чуть ли не молятся реле и розеткам.
Про нелинейность
Впрочем, даже неофиты знают, что ирония этой вселенной не к лицу. «Высокий готический» тут соседствует с обычным и разговорным, а брутальный пафос — с мистикой, мраком и настоящим хоррором. Здесь на каждом шагу встречаешь то ли мутантов, то ли демонов, а описание Имматериума, Варпа, Хаоса, его деяний и созданий заставляет поёжиться. И мы со всем этим с первых минут имеем дело.
Наш герой (или героиня) периодически слышит хор странных голосов в голове и общается с потусторонними сущностями, управляющими судьбой. Одна из наших спутниц периодически впадает в транс, закатывает глаза и делает предсказания. Другая — бледная девушка с ангельским голосом, длинными когтями и жабрами.
Девушку зовут Кассия, она — Навигатор, сменившая мучительно погибшего предшественника. И я, если честно, сначала не хотел брать такое создание на корабль, а собирался убить, поверив другому потенциальному навигатору, но в итоге сценаристы мне её навязали.
Да, выбор здесь оказался иллюзорным, но вся эта сцена получилась очень яркой (как и сама Кассия) — и хорошо, что в Warhammer 40,000: Rogue Trader в принципе много интересных ситуаций выбора и моральных дилемм. При первом же знакомстве с экипажем один из офицеров дерзит, и нам нужно решить, казнить его или нет. В дальнейшем будет выбор, жестоко подавить бунт на одной из палуб корабля или пообщаться с людьми и удовлетворить некоторые их требования.
Чуть ли не в каждом втором диалоге мы вольны отыгрывать либо сурового, властного, жёсткого и местами жестокого Лорд-капитана, который всегда помнит о своём высоком положении, либо более человечного правителя.
Со своими спутниками тоже можно вести себя по-разному даже в обычном разговоре — пару раз, например, мне пришлось поставить на место своего сенешаля, правую руку предыдущего Лорд-капитана. Все спутники тут по своему интересные, и с ними всегда можно поговорить на корабле.
Есть ситуации и с более осязаемыми последствиями выбора. В одной из них мы либо убедим фанатичного старика прекратить вырезать глаза членам своей семьи, и всё закончится мирно, либо не убедим и придётся сражаться. В другой решаем, надеть богохульные одежды еретиков и совершить диверсию, чтобы разом уложить всех врагов, либо не прикасаться к этой мерзости и честно драться с толпой.
Некоторым спутникам очень не нравится первый вариант, но конкретной механики влияния наших действий на отношения с компаньонами я пока не заметил.
Про ролевую систему
Зато все наши действия и решения влияют на то, в какую сторону развивается моральный вектор самого героя (или героини) и какие из трёх соответствующих веток мы прокачиваем — Империум, Скверну или Благодеяния. В каждой постепенно становятся доступны уникальные умения. Кроме того, некоторые действия и реплики, а также возможность экипировать определённые предметы открываются, только если персонаж достиг нужного уровня Империума, Скверны или Благодеяний.
Вышеописанная морально-нравственная система — лишь один из механизмов прокачки (больше для ролевого отыгрыша). А в целом ролевое устройство и пошаговые сражения в Warhammer 40,000: Rogue Trader напоминают о классических партийных RPG по D&D или Pathfinder, на которой Owlcat Games не одну собаку съела.
Понятно, что фирменная ролевая система компании Fantasy Flight Games, используемая в Rogue Trader, имеет массу отличий и нюансов, про которые можно написать отдельную диссертацию. Для многочисленных проверок навыков, вероятностей попадания/уклонения и всего прочего бросаются не привычные по D&D 20-гранные кубики (d20), а… 100-гранные — значит, и механика вычислений более сложная.
Классы тут называются доктринами, ультимативные умения, которые можно использовать лишь раз за бой, — героическими актами, которые становятся доступны, только если мы своими успешными действиями в бою заполнили шкалу Моментума. Если её не хватает, а ситуация требует решительных действий, то можно использовать такие же мощные умения из разряда «Отчаянные меры» — эффект будет сильный, но после на персонажа наложат штраф.
Есть ещё шкала Вуали, которая заполняется по мере того, как на поле боя появляются демоны и хаоситы, а наши персонажи, в особенности псайкеры, применяют разные богохульные способности. Вуаль — это граница между реальным миром и Имматериумом, то есть миром психоэнергетическим. И чем выше этот показатель, тем сильнее истончается барьер. В результате те же псайкеры становятся сильнее, но возрастает риск, что на поле боя прорвутся демоны.
Разветвлённая система генерации персонажа стимулирует не выбирать готового, а создавать своего, чтобы получился уникальный боец, стрелок, лидер или адепт. Потом, по достижении определённого уровня, дадут возможность выбрать ещё одну, продвинутую, карьеру — авангарда, убийцы или охотника.
По сравнению с «альфой», в бета-версии несколько изменился набор доктрин — нет больше стратегов и солдат. А что будет на релизе, неизвестно. Может показаться, что классов маловато, но на деле каждый из них включает массу сложных переменных. Например, мы выбираем ему родной мир и призвание — а это может быть как морской офицер или комиссар, так и бродяга или санкционированный псайкер (и это далеко не все варианты). Кроме того, в разработке находятся такие разделы, как «Триумф» и «Темнейший час» — а это тоже важная часть системы создания персонажа.
В любом случае уже доступные доктрины хорошо проработаны и отличаются друг от друга. Адепты, например, делают ставку на выявление уязвимостей в защите врагов, а лидеры накладывают полезные ауры на союзников и дают им дополнительные ходы.
Всё это определяется уникальными умениями каждой доктрины. А вот характеристики и навыки у всех одни и те же, и мы при получении уровней сами решаем, какие повышать (хотя игра всегда подсказывает, какие являются профильными для данного класса). Для адептов важны навыки техники и логики, бойцы сильны в устойчивости и атлетике, а лидеры — в убеждении. Если выбрать весь отряд из шесть персонажей, то игра сама выберет, у кого лучший показатель взрывотехники, чтобы деактивировать ловушку. А потом бросит кубик для проверки навыка.
В диалогах очень важны показатели убеждения и напора, а также нередко понадобятся навыки знаний — ксеносов, Варпа или Империума. Каждый успешный бросок кубика в таких ситуациях даёт дополнительный опыт.
Про сражения и крутизну Ардженты
Алгоритм ведения пошаговых боёв вполне знакомый. В свой ход, используя очки действий, перемещаемся, занимаем полные или частичные укрытия, атакуем, применяем умения. Не хватает пока разве что режима наблюдения. Очень важное значение имеет расстановка бойцов перед началом драки в ходе так называемого нулевого раунда. Но если вы попали в засаду, то такой возможности не будет.
Причём если против вас выступают враги, использующие тяжёлое мельта-оружие или болтеры, то лучше не кучковаться — выстрелы из таких пушек скашивают целые толпы. А снайперки и лазганы могут простреливать сквозь несколько тел. Работает это и в нашу сторону. Вообще, оружие в игре отлично проработано, и те же болтеры представляют собой действительно мощную силу. Правда, использовать болтеры, а также огнемёты и мельта-пушки могут далеко не все — нужно обладать соответствующими навыками.
Даже если шанс попадания невелик, очередь из мощной пушки очень часто кого-нибудь да задевает. Причём этим кем-нибудь может оказаться и союзник — огонь по своим включён по умолчанию, и это очень важный фактор. У стрелков даже есть особый навык «Контролируемый выстрел», который позволяет предупредить союзников, чтобы те пригнулись.
Как и в «альфе», в бета-версии очень сильной оказалась стрелок Арджента. В сочетании с лидерами, которые постоянно дают ей дополнительные ходы, эта фанатичная святоша со снайперкой и болтером нередко одна способна решить исход боя — особенно если займёт удобную позицию на возвышенности. Поэтому вопроса, брать с собой Ардженту или нет, не может возникнуть в принципе.
С этим, наверное, нужно что-то делать, хотя проблема имбовости стрелков актуальна во многих подобных играх и кардинально решить её, пожалуй, невозможно — если только бить током за каждый удачный выстрел.
В любом случае бои в Rogue Trader довольно напряжённые, а в сражениях с огромным космодесантником Хаоса или каким-нибудь многоглазым чудищем одна только пара из стрелка и лидера не спасает — нужно грамотно действовать всем отрядом.
Поначалу я вообще опасался играть на «суровом» уровне сложности — авторы предупреждают, что он рекомендуется только тем, кто хорошо знаком с ролевой системой Warhammer 40,000. Здесь характеристики врагов не снижены, противники наносят полный урон и очень часто наши бойцы получают критические раны. Последние, если их не вылечить вовремя с помощью аптечки, превращаются в травмы и отказывающие конечности, что сильно снижает характеристики бойца — вылечить это можно только отдыхом на корабле. Аптечки при этом на вес золота, а раны они снимают, только если пройдена проверка навыка медицины.
Потом я освоился и начал успешно играть на «суровом», но в драках с особенно сильными врагами и боссами это всегда превращалась в крайне непростое испытание. При этом местная система сложности очень гибкая — вы можете лично перетаскивать ползунки, увеличивая или уменьшая те или иные параметры и модификаторы урона, чтобы сделать бои проще или даже сложнее, чем изначально задумано на «суровом».
Про стратегию, торговлю и космические сражения
В Warhammer 40,000: Rogue Trader, как и во многих играх по этой вселенной, есть ещё и глобальный, стратегический геймплей. В определённый момент нам становятся доступны путешествия на корабле, космические сражения, возможность колонизировать планеты и сканировать их для добычи природных ресурсов.
Сканирование планет отчасти напоминает о Mass Effect, а пошаговые космические сражения — о Battlefleet Gothic: Armada. Нужно перераспределять щиты на разные системы корабля, поворачиваться к врагу тем или иным бортом, маневрировать и применять умения. Корабль постепенно растёт в уровне, мы можем апгрейдить разные его системы и разучивать новые способности.
Всё это ради создания колоний, которые приносят дополнительные ресурсы, лут и корабли сопровождения, а также повышают нашу общую покупательскую способность (так называемый Profit Factor).
Торговля в Rogue Trader устроена очень интересно — способность купить уникальную экипировку и расходники определяется не суммой денег, а максимальным размером Profit Factor и нашей репутацией у торговцев. А репутация растёт по мере того, как мы сбываем им найденные в ходе приключений грузы. Поэтому найденный лут, как правило, лучше сразу переводить в трюмы корабля в качестве груза, а себе оставлять только самое необходимое — так отчасти решается вечная проблема переполненности инвентаря.
Кроме того, в качестве вольного торговца мы развиваем отношения с разными фракциями, выполняя для них те или иные заказы. Среди них Имперский военно-космический флот, Пустотное братство, бандиты из Миссии Касбалики и другие.
Понятно, что в бета-версии есть некоторые проблемы. Встречаются баги, в том числе критические для прохождения, а оптимизация пока ещё такая, что, глядя на очередной экран загрузки (очень долгой в моём случае), я сначала молился всем машинным духам, потом матерился и переходил на бинарный скрежет техножрецов, отгоняя хор голосов, призывавших удалить игру и устроить экстерминатус разработчикам .
Но бета на то и есть бета. И я верую, что в итоге все еретические баги будут найдены и уничтожены во имя Бога-Императора. Впрочем, играть в любом случае придётся — отказ будет богохульством для поклонника настоящих компьютерных RPG. Ведь уже понятно, что из Warhammer 40,000: Rogue Trader получается огромная, разнообразная, многослойная и крайне залипательная игра, которая имеет все шансы стать событием в жанре.
Лучшие комментарии
RPG в мире вахи это прям подарок, и как я понял, без кровавых сорок)))
Я не думаю что совокотам стоит конкурировать с БГ в этом году. Учитывая количество багов у них на релизе, пускай до следующего года ждут и шлифуют игру.
Мне интересно узнать, а это какой язык?
Если ты про озвучку, то у студии нет бюджетов даже на полную английскую озвучку, хотя бы, важных сюжетных моментов.
Да и толк от дубляжа, если чтение — это часть геймплея?
Если игра все же выйдет в этом году, то год выходит крайне годным для фанатов РПГ — и BG 3, и Rogue Trader, ну и с натяжкой Starfield.
По-моему вполне один жанр изометрических рпгшек.
Лично у меня очень большой кредит доверия к Совокотам после Гнева Праведников. Хотя он до сих пор вроде нормально не починен, но за диалоги и ролевую систему ему много чего можно простить
ну у нас большой выбор реплик и линий поведения, и если идти по пути Империума, то будешь отыгрывать, если не совсем упертого фанатика, то вполне жесткого чела, который не приемлет вольностей, очень строг, может быть жестоким, когда надо, и не переносит на дух все еретическое и богохульное.
Судя по скиншотам, нельзя отыгрывать базированного гигачада, который настолько уверовал в императора, что вообще не уважает хаос и постоянно его оскорбляет. Жаль, я именно такого персонажа хотел отыграть.
Потенциально самая интересная игра в мире сороковника эвер. Рпг в духе дивинити и балдурс гейта по сороковнику — звучит слишком хорошо, надеюсь в конечном итоге так и будет.
Встреча с Воронами была бы Эндгеймом, с приватизацией их силами всего что не приколочено и приколочено к полу )
Посох навигатора лишь усиливает способности, а не открывает их. А в целом в варианте с посохами стало немного лучше геймплейно — ибо раньше (в альфе) что Идира, что Кассия брали в руки снайперки и сидели где-то там в уголках и в ус не дули. Сейчас же, если хочешь колдовать — хорош прятаться и выходи в чисто поле.
Насчет Паскаля — думаю, что проблема в предысториях. То есть вот эти щупы были взяты сразу как таланты от предыстории механикуса. А сейчас, когда разрабы дали выбрать предысторию и выбирать таланты предыстории — похерилась прогрессия механикуса. То есть сама его ветка талантов есть, эти таланты в ней есть, но что-то недоделали, и потому тупо совсем закрыли возможность выбирать таланты из этой ветки.
Арджента вполне такая святоша именно.
А как стрельба реализована? Вероятность на попадание атаки, как в XCOM, или по аналогии с Phoenix Point?
Я сейчас не буду спорить до победного, ибо не смогу вспомнить и найти пруф, но почти уверен, что читал рассказ про саламандр, которые рубились с эльдарами, но когда на локацию прибыли хаоситы, объединились с ними на время и после победы разошлись миром. Но это не суть важно, в принципе, хватает орденов, бойцы которых готовы если и не на диалог с ксеносами, то хотя бы не убивать их здесь и сейчас при должной целесообразности. Тот же магистр Сынов Орара прекратил боевые действия во время осады Алайтока, когда узнал, что тех подставил один мстительный губернатор.
Стало на много порядков лучше, чем было в альфе. Появилось разнообразие, появились какие-никакие, а билды. Я хоть ролевую систему понимать стал, как она выглядит, работает и куда можно развиваться.
Меня немного печалят разве что «ульты» — все они так или иначе или дают возможность сделать много обычных атак, или дают одну сильную атаку со 100% шансом попадания. Несколько однообразно...
Выглядит как кандидат в игру года. Но многое будет зависеть от того, каким будет сюжет. Пока что про это ничего не понятно.
Но с Космоволками, которые один из самых популярных орденов, наравне с ультрамаринами и тёмными ангелами Я не придираюсь, понимаю, чем Астартес из этого ордена очень удобен для игры (какой-нибудь тёмный храмовник фанатичный устроил бы бойню при одном виде ксеноса), а скорее ною — хотелось бы Белых шрамов или Саламандр, они тоже вполне могли бы сжиться на одном корабле с эльдаром.
Саламандры не смогли бы сжиться с эльдарами, они со времен примарха их кровные враги, они ушастых режут только в путь, не разбираясь тёмные они или нет.
Саламандры только к людям проявляют доброту, но они не самый терпимый орден к ксенона. Космоволки более склоны к диалогу, но тоже в зависимости от обстоятельств...
А в ересь, в ересь-то можно впасть? Превратить свой корабль в груду гниющей плоти и слинять в очко ужаса?
«Что для поклонников Warhammer 40,000 услада для ушей, то для других какой-то птичий язык.» — именно так) Поэтому лучше ознакомится с серией книг или посмотреть ролик по лору. И да, надо помнить сейчас только бета, баги прощаем.