4 апреля 2023 4.04.23 14 19K

Have a Nice Death: Обзор

Смертельная рутина

Классический образ облачённого в чёрный балахон Мрачного жнеца сложился в человеческой культуре уже очень давно — наделив смерть антропоморфными чертами людям было проще осмыслить этот, увы, неизбежный процесс. Скелет с косой — без сомнения, фигура яркая, и встретить её можно не только на старинных гравюрах, но и в современных произведениях искусства — комиксах, фильмах и играх. К примеру, Смерть есть в серии Castlevania (там этот персонаж дружит с Дракулой).

А ещё Мрачный жнец — главный герой  Have a Nice Death, стильного 2D-рогалика от французской команды Magic Design Studios. Многие сотрудники студии работали в Ubisoft и имели отношение к таким сериям, как Rayman, Splinter Cell и Assassin’s Creed. Первая игра Magic Design Studios — кооперативный платформер  Unruly Heroes — создавалась под вдохновением от китайского романа «Путешествие на Запад», а в основу второй — собственно, Have a Nice Death — лёг опыт работы в большой корпорации со всеми её достоинствами и недостатками. Год игра провела в раннем доступе и вот наконец вышла в релиз.

 

Смерть ей к лицу

При чём тут вообще корпорация, спросите вы? Это ведь игра про скелета с косой! Дело в том, что действие Have a Nice Death происходит в офисе. Порой он выглядит, конечно, совсем не как офис, но между этажами всегда ходят лифты, а комнаты отдыха полны сотрудников, вечно чем-то недовольных, пьющих кофе или просто болтающих. А ещё тут есть отлынивающие от работы менеджеры и Скорби — главные боссы, которые отбились от рук. Нужно их хорошенько проучить, да и вообще разобраться, почему в конторе под скромным названием ЗАО «Смерть» дела идут не лучшим образом.

Давным-давно, когда ещё не существовало этой организации, главный герой, Смерть, вооружившись косой, лично решал все вопросы, связанные с человеческой жизнью. Однажды, устав от однообразных взмахов лезвием, он создал предприятие, в котором всё стали делать за него, а Смерть только бумажки подписывал. В конечном итоге от бюрократии наш изрядно иссохший Мрачный жнец тоже устал и, смахнув пыль со своей косы и плаща, пошёл самостоятельно наводить порядок в корпоративном аду, который он сам и создал. В мечтах у него осталось только одно — долгожданный отпуск.

Побеждённые главы отделов буквально молят о пощаде и сожалеют о всех сказанных дерзостях. Ровно до следующей встречи, конечно.
Побеждённые главы отделов буквально молят о пощаде и сожалеют о всех сказанных дерзостях. Ровно до следующей встречи, конечно.

Первое, что привлекает внимание в Have a Nice Death, — это её выдержанный в чёрно-белых тонах рисованный стиль. Как и в случае с прошлогодней  Cult of the Lamb, тон игры можно окрестить мрачно-милым — одна только тиби-Смерть с большой головой и огромными глазницами чего стоит. Поначалу визуальный ряд выглядит слишком уж однообразно-серым, да и скучные офисные кабинеты с коридорами его не красят. Но чем дальше, тем интереснее становится окружение, появляются цветовые акценты — в этом плане игру можно сравнить с  Death’s Door, где палитра тоже не была яркой и пёстрой, но каждая локация всё равно отличалась от предыдущей.

Этажи, которые надо пройти герою, с каждым уровнем кажутся всё более запутанными и сюрреалистичными. И если в начале это, повторю, обычный офис с гипертрофированными сотрудниками, то потом уже словно ходишь внутри какого-то организма (у него даже сердце есть) или по свалке токсичных отходов. Называются эти уровни под стать: «Отдел заболеваний» и «Отдел загрязнений окружающей среды». Музыка соотвествует окружению: если в начале она лёгкая и расслабленная, то в каком-нибудь «Отделе войн» или «Отделе природных бедствий» она становится уже куда более тревожной.

Один из последних этажей, с его с ураганами и лесными пожарами, выглядит одновременно мрачным и внушительным.
Один из последних этажей, с его с ураганами и лесными пожарами, выглядит одновременно мрачным и внушительным.

Have a Nice Death — это rogue-lite, ведь какой-никакой прогресс между забегами в игре сохраняется. Её создатели попытались вписать в сюжет саму концепцию жанра с его репетативностью и постоянными смертями, и главный герой, погибнув, просто возвращается к себе в кабинет, чтоб снова начать разборки с отбившимися от рук подчинёнными. Но есть в Have a Nice Death и добросовестные сотрудники — они помогают Жнецу советом или снабжают полезными вещами. По тому, как в диалогах с ними выстраивается мини-сюжет, чувствуется явное влияние  Hades. Тут даже есть несколько небольших отдельных историй — про Рождество, Хэллоуин или День тумака, например, — и для их завершения понадобится пара-тройка забегов.

Среди персонала постоянно всплывают темы выгорания и безопасности на рабочем месте, кто-то хочет организовать профсоюз, кто-то работать не может без кофе, а кому-то постоянно жарко, и вся эта карусель из типично офисных тем активно сдобрена юмором, который ещё и неплохо переведён. Каламбуры и прочую игру слов при локализации довольно сложно сохранить, но в Have a Nice Death с этим отлично справились.

Борьба со смертной скукой

Я бы ещё долго могла рассказывать, как здорово сделана Have a Nice Death в эстетическом плане, как она красива в своей цветовой лаконичности и как смешно тут острят Смерть и его подчиненные, но… Пора бы поговорить и о том, как чувствует себя эта игра именно в роли игры, а не какого-нибудь мультсериала. Что ж, как игра Have a Nice Death — просто ещё один рогалик с довольно однообразным геймплеем.

В каждой своей попытке побороть выгорание Смерть будет ловко расправляться с офисными бездельниками. Арсенал у героя большой, и от забега к забегу средства борьбы с врагами меняются. Даже неизменная коса имеет немало форм, у каждой из которых — свои комбоатаки. Помимо косы Жнец волен носить с собой два вспомогательных вида оружия: это может быть лук и магия, бьющая по области, огромный клеймор и самонаводящиеся пчёлы — и это только пара примеров из кучи возможных сочетаний.

Многое в Have a Nice Death зависит от случайности. Если выпало так себе снаряжение, просто надеешься, что в следующий раз повезёт. Подвернулось что-то мощное, и всё — победа в кармане. Впрочем, уповать можно не только на арсенал, но и на пассивные перки, которые называются проклятиями. Они тоже встречаются разные, и некоторые сочетаются настолько интересно, что превращают в лёгкую пробежку даже последние этажи и финальные битвы.

Скорби занимают последний этаж каждого из отделов и, в отличие от простых врагов, хвастают разнообразием приёмов и силой атаки. Умирать герой будет именно от их рук, и из-за этого пробежка до боссов очень быстро превращается в рутину. Со временем игроку откроются лифты, ведущие прямо к некоторым Скорбям. Но не спешите радоваться: нет ничего хуже, чем прийти к боссу практически с пустыми руками, пропустив всё добро, что было на локациях. Так что расценивать такие срезы стоит исключительно как возможность заучить атаки противника. Пробегать уровни всё равно придётся.

Перемещаясь с одного этажа на другой, мы выбираем, какую награду получим перед следующим лифтом: проклятие, оружие, аптечку-аниму, золото (оно сохраняется и после гибели) или души (их разрешается тратить только в этом забеге). А может, мы вообще рискнём пойти к мини-боссу, ведь за победу над ним щедро отсыплют бонусов.

Есть тут и система настройки сложности через усиление противников, есть слегка упрощённый режим, который заботливо называется «Самореализация». Даже неудачные попытки побороть выгорание потихоньку заполняют шкалу опыта, которая навсегда открывает полезные и не очень штуки (например, всё те же лифты к боссам и возможность появления комнаты отдыха на этаже). Но копится этот опыт очень медленно и ощущение прогресса смазывается.

Кабинет смены проклятий в качестве награды за его прохождение выдаёт три талончика на прокрутку пассивных способностей. Очень полезная штука в суровом мире рандома.
Кабинет смены проклятий в качестве награды за его прохождение выдаёт три талончика на прокрутку пассивных способностей. Очень полезная штука в суровом мире рандома.

Кроме опыта (личного и внутриигрового) из забегов мы выносим золотые слитки. За них можно купить новое снаряжение — то есть открыть его, побегать разок, так сказать, в ознакомительном режиме и потом никогда больше не встретить, потому что оно очень редкое. Берёшь ты это оружие на забег с помощью контрактов, которые ещё надо выбрать, а потом другой кнопкой подтвердить — сделано не очень интуитивно, и первые разы я уходила в бой без дополнительного оружия, в которое вложила кровно заработанное золото. Мало кто знает, но Эрнест Хемингуэй (Ernest Hemingway) написал свой роман «Прощай, оружие!» после того как открыл новое снаряжение, но перед забегом ошибся кнопкой и не взял его. А потом оно ему ни разу не попалось.

Мрачный жнец, несмотря на заявленную усталость, довольно шустрый и ловкий. Управляется он приятно. Рывок, двойной прыжок, атаки — всё это отзывчиво реагирует на нажатия кнопок и отлично анимировано. Увы, применяется вся эта красивая акробатика нечасто. Элементов платформинга в Have a Nice Death кот наплакал: в «Отделе пищевых токсинов» нужно проскакивать сквозь ритмично исчезающее пламя, а в «Отделе неотвратимого времени» — запрыгивать на появляющиеся платформы, чтоб не напороться на шипы. Вот тогда-то на этажах наконец становится интересно! Но это уже практически финал игры, а большинство локаций подразумевают бездумное движение от одного края карты к другому. Чуть менее бездумным его делает поиск секретов: иногда в стенах прячутся комнатки (чтобы их открыть, нужно полечиться рядом с фальшивой стеной), и рассчитаны они на самых внимательных и глазастых.

Но даже подобные места не способны исправить того, что, пробегая по одним и тем же коридорам в дцатый раз, уже перестаёшь обращать внимание на красоту отделов. Впрочем, для особо любопытных есть словарик, описывающий местный лор. Почему локации и враги выглядят именно так? Чем примечательны ваши сотрудники? Как работает смертельное оружие? На всё это есть ответы в так называемой «Должностной инструкции». Видно, что французы с большой любовью прописывали все элементы игры.

Я долго думала, какой оценки заслуживает эта игра. С одной стороны, выглядит она просто восхитительно. Офисный юмор и очаровательно-мрачный стиль сразу привлекают внимание. Чувствуется, что в Have a Nice Death вложено много любви и сил. Но при этом геймплей — просто скука смертная!

 Have a Nice Death соединила в себе элементы многих своих конкуренток по жанру, но из набора хороших идей не всегда получается хорошая игра. Я бы лучше посмотрела по её мотивам мультсериал, благо нарисовано всё отлично, персонажи колоритные и бойкие, вселенная прописана детально, да и сюжет вполне себе приличный.

Плюсы: визуальный стиль; полная юмора локализация.

Минусы: однообразный геймплей, из-за которого репетитивность, свойственная многим рогаликам, ощущается как наказание для игрока.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Have a Nice Death

Платформы
PC | NSW
Жанр
Дата выхода
22 марта 2023
200
3.3
63 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Мало кто знает, но Эрнест Хемингуэй (Ernest Hemingway) написал свой роман «Прощай, оружие!» после того как открыл новое снаряжение, но перед забегом ошибся кнопкой и не взял его. А потом оно ему ни разу не попалось.

Однажды Эрнест Хемингуэй поспорил, что напишет самый короткий рассказ, способный растрогать любого...

Прямо сейчас играю в нее. При всем своем очаровании у игры реально есть ворох проблем. Уровни скучные, паттерны уворотов плохо читаются (а для игры подобного жанра это критично), в целом боевка не самая удобная. Да, у игры есть свой шарм. Но наслаждаться им довольно затруднительно. Если в дальнейшем введут легкий уровень сложности — пробегу, скорее всего. А так, игра ощущается слишком нечестной. А постоянно издевающиеся над тобой боссы ситуацию лучше не делают.

В Have a Nice Death, я не играл, зато играл в Death's Door. Возможно, у игр темы перекликаются, но ругать Death's Door за геймплей не получится. С позиции отзывчивости управления и «тактильности» игрового процесса с ней мало что может сравниться.

наоборот же, Death's Door очень небольшая но просто идеально слепленная игра. её единственный минус это небольшое количество своих идей, но реализация чужих близка к идеалу.

кроме Death в названии — почти ничего)

Я вижу что в остальных источниках игра обозревается неплохо, но я склонен доверять именно этому. Потому что всё что здесь написано очень точно отражает мои собственные впечатления о демо игры которое релизнулось сколько-то там месяцев назад на Стим фесте. Забавная идея, красивые окружения, и скучный, плоский геймплей

Было подозрение с самого начала что это будет очередной рогалик с боку, но красивенький. Оно подвердилось. Может кто не играл в рогалики вообще и зайдет на ура, но когда за плечами тонны рогаликов и разных, то тратить время на просто ок рогалик уже жалко.

Ну я тоже играл в Death's Door, и для меня это был один из самых скучных опытов игры в индюшки за последнее время.

выражаю активное несогласие, переубеждать не собираюсь, ибо нахер надо.

Да… Интересно в разбор полетов через лет так восемь пойдет?

С Death Door тоже знатно засыпал. Но с этой игрой у нее кроме сеттинга ноль общего)

Судя по всему у игры очень много общего с Death's Door

Идеально слепленная игра, ко орая вгоняет в скуку полнейшим отсутствием чего-либо интересного в геймплейном плане

Читай также