9 февраля 2023 9.02.23 41 17K

Наши любимые игры по «Гарри Поттеру»

Уже 10 февраля выйдет долгожданная  Hogwarts Legacy. По такому случаю мы решили вспомнить свои детские приключения в мире Джоан Роулинг (Joanne Rowling) и рассказать, какие игры о мальчике со шрамом в виде молнии приглянулись нам. Да-да, народных любимцев вы уже угадали, но в тексте есть и неожиданные фавориты!

 

Владимир Сечкарёв. Первые три «Гарри Поттера» на ПК

Моё знакомство с игровым Гарри ограничивается ПК-версиями первых трёх частей. Каждую из них я в детстве прошёл по несколько раз и запомнил их как простые, но качественные пазл-платформеры.

Спустя годы мне, правда, не даёт покоя один вопрос. Почему это были пазл-платформеры? Я понимаю, что в начале нулевых, на фоне успеха  Super Mario 64,  Spyro и  Crash Bandicoot, это был популярный жанр, что разработчики из студии KnowWonder, которая занималась ПК-версиями, могли быть экспертами именно в нём и что суть игр по лицензии в том, чтобы дать людям поуправлять знакомыми персонажами, а геймплей в них, вообще говоря, может быть каким угодно, но… В Хогвартсе можно учиться колдовать, варить зелья, бродить по территории и играть в квиддич, и всё это звучит как многообещающие идеи для игр. А вот платформинга я ни в книгах, ни в фильмах не помню!

Кроме того, этот жанр подразумевает особую организацию пространства. Добавляется новая странность: у Роулинг Хогвартс — это убежище, куда Гарри попадает после того, как над ним 10 лет издевалась приёмная семья, а у KnowWonder замок состоит в основном из бездонных пропастей, высоких башен, с которых легко сорваться, ловушек, ведущих в подвалы с дементорами, и обледенелых склонов, по которым приходится скользить в темноте.

Особенную враждебность волшебной школе добавлял забагованный автопрыжок — он не учитывал, что расстояние между платформами не всегда постоянное, и настройка, добавленная по идее для того, чтобы упрощать жизнь новичкам, порой отправляла их прямиком в зияющую бездну. (Ещё раз: что в Хогвартсе забыли движущиеся кубы, левитирующие над смертельно опасными пропастями, и почему первоклассников заставляют по ним скакать?)

Релиз этих игр всякий раз приурочивали к выходу фильмов, но разработчики, что любопытно, практически не пытались добавить в них кинематографичности: прыжки в «Поттерах» — сугубо функциональная вещь, которая применяется исключительно для преодоления препятствий, а не для создания эстетического опыта или запуска сюжетных скриптов. Студия KnowWonder, наоборот, наполняла свои проекты элементами, характерными для игрового медиа: коллекционными предметами, счётчиками подобранной валюты и полосками здоровья у боссов.

Ещё одна чисто игровая условность — чтобы пройти « Узника Азкабана», нужно было проставить все галочки в своеобразном обходном листе. Занимавшийся этим Дамблдор встречал троицу главных героев словами: «Рад видеть, что вы пережили свои экзамены», на что Рон отвечал: «Мне ещё несколько месяцев будут сниться кошмары». Что сказать, отличная школа, и преподаватели интересные.

Катерина Краснопольская. Harry Potter and the Philosopher’s Stone на Game Boy Advance

Моё знакомство с играми про Гарри Поттера закончилось на « Кубке огня» (так, кажется, и не пройденном). К четвёртой части интерактивные приключения мальчика-волшебника с необычным шрамом на лбу как-то растеряли очарование — по крайней мере, меня уже просто перестало интересовать развитие серии. Зато первые три игры (в моём случае — для ПК) являются отличным дополнением к книгам (а большего мне и не надо). Примерно в конце 2000-х я то ли прочитала где-то, то ли услышала от кого-то, что есть версии этих самых частей и на Game Boy, и это ну вообще другой уровень и чуть ли не лучшие игры франшизы (а я уже тогда была наслышана, что «Гарри Поттеры» для компьютера и консолей были совершенно разными).

Я сразу решила проверить это сильное заявление, нашла « Философский камень» на GBA и стала проходить. Версия довольно сильно отличалась от своего ПК-собрата, но оно и понятно: портативка на то и портативка. Но даже в упрощённой версии «пиксельный» Гарри умудрялся при взмахе палочкой истошно кричать: «Флиппендо!» Игра мне тогда понравилась, но назвать её лучшей версией «Философского камня», я бы не рискнула. Помню я игру уже не так хорошо — в памяти отложилось, что там были какой-то стелс с прятками в тенях, головоломки и клятый квиддич, который меня во всех своих вариациях всегда бесил. Зато игра очаровала меня визуально, так что во время прохождения я даже делала скриншоты, а потом бережно переносила их с компа на комп все эти годы.

Но знаете, что самое смешное? Спустя несколько лет я узнала, что на Game Boy Color, оказывается, был другой «Гарри Поттер», изометрический, в жанре JRPG. Тогда-то я и поняла, что именно вот эта подсерия с пошаговыми боями, скорее всего, и имелась в виду как пример идеальных игр про мальчика, который выжил. Увы, в них я так и не поиграла, но наверняка они бы мне понравились, особенно в то время, когда я сильно увлекалась японскими ролёвками. Но, опять же, кто знает, может ещё когда-нибудь наверстаю.

Геннадий Воробьёв. Quidditch World Cup

Квиддич сложно переделать в реальную игру по той простой причине, что в его основе лежит огромный дисбаланс ролей: если ловец вашей команды сцапал снитч, то это практически всегда победа, а чем там занимались охотники, загонщики и вратари становится неважно. Но это всё-таки знаковая часть мира, и меня, фаната франшизы, мысль об отдельной спортивной видеоигре по мотивам квиддича приводит в восторг.

 Quidditch World Cup эту мечту исполняла как могла: есть два вида турниров (Хогвартс и Чемпионат мира), есть персонажи книг (например, матчи комментирует Ли Джордан, а ловцом Когтеврана выступает Чжоу Чанг), есть разные стадионы, есть коллекционные карточки со спортсменами.

От себя разработчики добавили систему комбо, которая позволяла пасовать квоффл длинными цепочками, и эффектные спецприёмы для каждой команды. Погоню за снитчем переработали: его нельзя отыскать посреди матча — он появляется, лишь когда заполнится специальная полоска. В этот момент игра полностью переключается на погоню за снитчем, где ловцы мчатся по линейной дорожке, — про охотников с загонщиками забывают.

Честно говоря, геймплей у Quidditch World Cup вышел пресным, но он компенсировал это классной атмосферой — комментаторы задорно кричали: SCOORREEE! и бойко тараторили имена спортсменов, зрительский гул под звуки оркестровой музыки создавал ощущение большого события, а красивые комбо сопровождались пьянящим ощущением скорости. Несмотря на поверхностный геймплей, играть в Quidditch World Cup было весело.

Особенно в локальном мультиплеере. Собственно, поэтому я и называю Quidditch World Cup своей любимой игрой по «Гарри Поттеру» — у меня связаны с ней особые ностальгические воспоминания. После школы я приходил к другу и мы вместе рубились в квиддич на его компьютере-картофелине. Пока игра загружалась, мы успевали обсудить всё на свете, а играть иногда было сложно, потому что клавиатура была одна на двоих и не поддерживала больше трёх нажатий одновременно. Но нам всё равно нравилось — скорость матчей и атмосфера спортивного праздника делали своё дело.

Жаль, что у Quidditch World Cup так и не появилось сиквела, а режимы квиддича в других играх поттерианы оказывались слишком примитивными. И раз Hogwarts Legacy, кажется, получилась достойной, то теперь я буду годами ждать нормальной видеоигровой версии квиддича!

Игорь Ерышев. Первые два «Гарри Поттера» на PlayStation

Комментарии, на мой взгляд, излишни. Ладно, шучу — несмотря на всю их меметичность, «Поттеры» для оригинальной PlayStation занимают особое место в моём сердце вовсе не из-за кривых текстур или страшных рож. Всё гораздо проще: при всей их архаичности, это игры, которые (простите за пошлость) делали с душой.

Чисто технически, разумеется, их не назвать шедевральными: у них нет уникальных «фишек» (многие механики и находки честно позаимствованы из трёхмерных «Зельд»), геймплей сводится к походам из точки А в точку Б с перерывами на экшен с пазлами, а от неуклюжего платформинга впору переворачивать стол. Есть тем не менее в PS1-дилогии нечто цепляющее, тёплое, родное. Быть может, всему виной музыка Джереми Соула (Jeremy Soule), которую даже через 20 лет невозможно выкинуть из головы. Или же удивительная бережность, с которой команда Argonaut Games перенесла прозу Джоан Роулинг на CD и сохранила её дух (любопытный факт: до премьеры фильмов разработчикам приходилось работать с оглядкой на книги и собственную фантазию, а не на отснятый киношниками материал). Хотя как знать, вдруг одна лишь возможность пробежаться по замку Хогвартс в поисках карт волшебников да разноцветных бобов сглаживает острые углы?

 

Впрочем, ладно, не буду кривить душой — в моём случае ностальгия всему виной. Плевать, прошли ли древние «Поттеры» испытание временем (едва ли), без разницы, лучше ли они своих собратьев для ПК, PlayStation 2 и Game Boy. Подобно  Doom,  Gex и  Syphon Filter, они ценны в первую очередь как яркий символ моего давно минувшего детства — и неотъемлемая часть беззаботных вечеров начала нулевых. Вернулся домой из школы, сделал уроки, зарядил диск в консоль… Идиллия. Жизнь, которую без маховика времени, к сожалению, не вернуть. Именно поэтому эти игры я не забуду никогда.

А какие игры по «Гарри Поттеру» запомнились вам? И как вам Hogwarts Legacy? Делитесь в комментариях!


Поддержи Стопгейм!

Hogwarts Legacy

Платформы
PC | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | NSW
Жанры
Дата выхода
10 февраля 2023
3.7K
3.6
1 737 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

До сих пор зимой перепрохожу что-нибудь из классической трилогии. Чаще всего — первую. Самая кривая, но и самая любимая. Миссия в библиотеке до сих пор пугает голосом Финча.
Ну и русский перевод PS-версий первых Поттеров внёс ощутимый вклад в мем-культуру.

Непопулярное мнение, но мне очень нравилась «Гарри Поттер и принц полукровка». В игре практически не было фильмового сюжета, зато игроку хорошо давали прочувствовать жизнь ученика Хогвартца. Можно было бегать по всему замку, а еще очень нравилась мини-игра с готовкой зелий для Слизнорта. К слову, голоса из фильма были и в локализации игры, что очень добавляло ей в атмосфере. Ещё был прикольный квиддич. Не идеальный, но отлично игравшийся тогда на геймпаде Xbox 360. Но были и неоднозначные моменты — битвы на волшебных палочках с однотипным закликиванием и непродолжительность игры.

Пекашная версия Тайной комнаты навсегда в моем сердечке. Ох как я орал от пауков в Запретном лесу ))

В общем то в декабре перепрошёл все игры на ПК. Вышел такой вот список:
1) Тайная комната
2) Принц Полукровка
3) Узник Азкабана
4) Орден Феникса
5) Философский камень
6) Дары смерти Часть 2
7) Дары смерти Часть 1
8) Кубок огня

И легкое пояснение.
Всю жизнь обожал Тайную комнату, и до сих пор с теплотой вспоминаю игру, да и знаю её уже наизусть. Но вот Полукровка стал для меня сюпризом.

Орден и Камень так низко из-за того, что по факту Принц — это слегка прокаченный в плане динамки и картинки Орден, а комната — очень прокаченный Камень.

Если коротко по хронологии:
1) Философский камень
Средняя игра для своего времени. Но заложила неплохие механики, которые получат развитие в Тайной комнате. В остальном, это просто хорошо скроенная серия уровней с платформингом.

2) Тайная комната
Вот это уже эталон игр того времени. Мы получили и более интересные секции платформинга, и похорошевшее повествование, и открытый мир хогвратса (разумеется небольшой, но большой там и не нужен был). Особенно хорошо реализовали разные секреты по всему Хогвартсу

3) Узник Азкабана
В первую очередь в глаза бросается резкий скачек графики. Картинка уже выглядит намного приятней. Но несмотря на то, что Хогвартс всё ещё открытый, он превратился в очень унылое подобие себя из прошлой части. Также дают поиграть за других персонажей — что прекрасно, но почему-то каждый персонаж из тройки учится своему набору заклинаний. А, ну и полеты на гиппогрифе есть, сейчас уже не воспринимаются как что-то крышесносное

4) Кубок огня
КУСОК ГОВНА.
Игра сменила студию. И многим загубила все дальнейшие игры. С этой части все игры ориентированы в первую очередь на фильмы. Теперь вместо открытого мира — у нас серия уровней. На каждом из них разбросаны щиты, которые открывают доступ к следующему уровню. Вот только при поднятии щита тебя выкидывает в главное меню, то есть чтобы собрать несколько, надо перепроходить весь уровень. Это самый всратый бэктрекинг, что я видел. Когда игра сказала, что мне нужно 12 щитов, чтобы открыть предпоследний уровень, я решил что игра не уважает моё время совсем и скачал сейвы.Управление также 3 персонажами, но оно не приносит вообще никакого удовольствия, а если играешь один, то вообще начинаешь ненавидеть двух других мудаков. А финал игры — это полнейший сюр
Разбор полетов не даром был сделан по этой части (внизу)

5) Орден Феникса
Вернулся открытый мир, и какой. Замок всеми своими комнатками и закутками напоминает замок из фильмов. Управляем мы снова только Гарри, но бегать по Хогвартсу интересно. Он запутанный и с срезами через картины. Также здесь ввели инновационную фишку с использованием заклинания с помощью стиков. Как будешь двигать стиком, то заклинание и скастуешь. Вот только система сырая, часто не понимает что ты хочешь. А уж на клавомыши превращается в сущий ужас. К тому же из-за неё у нас отобрали камеру. Квесты тоже не вызывают восторг. Чего стоит только один квест по поиску всех горгулий, который подквест по сбору 25 членов ордена.

6) Принц Полукровка
В общем то взяли механики из Ордена, часть порезали, часть улучшили. Система заклинаний работает уже намного лучше. Благодаря этому и дуэли стали интересней что ли. Картинка стала сильно лучше: не такая квадратная и безжизненная, какой была в Ордене, добавили разные эффекты.
Меня порвало на смех с управления Гарри под Феликс Филицис и с управления Роном под любовным зельем (одиночная миссия, в остальное время мы управляем гарри).

7) Дары смерти Часть 1
Тоже тот ещё кал. Игра превратилась в линейный арена шутер от третьего лица. Оно и понятно, действия то теперь не в школе. Но реализация — это плевок в лицо. Шутер здесь просто не работает, это разные варианта разброса и скорострельности лазера из палки. Я прошёл игру с первым скилом, у него нет отдачи, а стреляет он со скоростью нажатия мыши. Арены тоже унылее некуда. Пройдя сюжетный уровень, ты вынужден идти ещё на 3 локации с обязательно «побочкой». Мало того, арены блин повторяются, что для линейно-сюжетной игры полный провал. А ещё есть стелс миссии, ну то есть мы не смогли нормально реализовать хоть что-то, вот вам ещё кусок кода.

8) Дары смерти Часть 2
Внезапно уже ставший намного лучше линейный арена шутер. Заклинания имеют ощутимое различие и четкие места применения. Арены теперь более разнообразные и чаще повторяются. Враги тоже действуют более логично что ли. Здесь также дадут поиграть за других персонажей при обороне школы. Геймплей за МакГонагалл, моё почтение. Но битва с Володей в конце слегка утомляет

В HL очень радует аспект проработанности мира. Куча отсылок, деталей, лора (местами даже из поттермора, как например Профессор Уизли), юмора для знающих тоже хватает, постояно что-то где-то происходит например Пивз балуется и тд… Ну а в добавок к моему восхищению этим аспектом пощу настоящее ЗОЛОТО из страниц руководства и не спойлерного

Первые три игры на ПК обожаю. Особенно Узник Азкабана нравился за счёт того что можно было играть за всю троицу

Это моя вторая по любимости игра по поттериане! Ну, теперь уже третья, потому что Hogwarts Legacy все остальные переплюнула (не то чтобы это было очень сложно, правда).

А какие игры по «Гарри Поттеру» запомнились вам?

В общем-то все понемногу. Душевная дилогия c PS1, все части с первой по восьмую на ПК. Самые неудачные, на мой взгляд, 4я и две игры по Дарам смерти (там тупо шутер). Остальные вполне хорошие, первые даже весьма. Никогда не смогу забыть как поиграл в первую часть на PS1, а потом на своём новеньком Пентиуме 4 на Win98 гонял в Тайную комнату. Ламповое время было.

Узник Азкабана на ПК, Принц Полукровка и дилогия Лего)))

Следи за Пивасом, Гарри
На самом деле по меркам платформы и времени там были неплохие переводы, там даже косяки были очаровательные, а не позорно-кринжовые

И золотые карточки в ней лучшие. До сих пор вспоминаю последнюю коллекционную золотую карточку. Так красиво сделали.

Я капец как обожаю Quidditch World Cup, огромное кол-во раз к ней возвращался, однажды даже в «обнимку» с книгой Квиддич сквозь века. Уж очень меня затягивает эта игра. Простецкая, местами кривенькая, но безумно ламповая. В данный момент она у меня даже в профиле в четвёрке.

А из основных игр, я очень полюбил Принца-Полукровку. Я понимаю что она не идеальная, что в ней механики простые, заклинания с кручением мышки многих бесили, что она кривая и убогенькая как метла «Веник-90», но блин почему то она мне запала в душу. Я помню как «заболев» и в первый раз играл в неё, меня было не оторвать от неё. Я вычистил всю игру на 100% собрав и сделав в ней просто всё. И потом еще не один раз возвращался в неё и так же получал массу приятных эмоций.

НО конечно же, скорее всего в ближайщее время их сместит Наследие. Я еще с понедельника (благодаря Новой Зеландии) в неё бегаю и сейчас меня даже сюжет не волнует, поставил его на паузу, мне просто нравится бегать по замку с окрестностями и исследовать их, выполнять сайды и тд.

Я играл в Лего Гарри Поттеров, но они так похожи на все другие Лего-игры, что для меня вся магия улетучивалась :(

Крутая, но мне пятая больше понравилась. Что особо круто в этих двух играх — это система каста заклинаний, когда чтобы скастовать определённый спелл нужно правильное движение мышью выполнить. До сих пор из всех игр по Поттеру колдовать было из-за этой особенности веселее всего именно в ордене и принце. Магия ощущалась так как это описано в книге и требовала время для каждого каста, в отличие от легаси, где ты можешь заклививая R2 стрелять прожектайлами как из пистолета без произнесения каких то магических форму.

Первые три игры на пк (особенно узник). Это какое то чувство детства вперемешку с тем волшебным восприятием, которое нам дарили первые книги о ГП. И даже сейчас, когда я уже далеко не ребенок, могу с радостью скачать эти игры и погрузиться в «флипендо» с головой.

Ну а после трилогии идет Орден феникса. Как сейчас помню тот восторг, когда осознаешь, что ты можешь бродить по тому желанному замку, в который так хотел попасть в детстве. И возможно локации рознятся с тем, что было в фильмах, но знакомые места и ощущения давали ту атмосферу, которая так необходима была поклонникам мира Роулинг.
И я надеюсь, что Hogwarts Legacy, несмотря на периодические обвинения в скудности геймплея, вернет меня в тот мир детства, где я буду гулять по замку и искать каждый знакомый дюйм. Потому что каждый ребенок 90х знает, что заветные письма нам не пришли, потому что Тот-кого-нельзя-называть уничтожил все архивы маглорожденных волшебников)

Сэра Кэдогана когда встретил чуть не в голос вопить начал)

Мой любимый это Философский камень с пс1. Долго мы в детстве компанией играли его без карты памяти, соответственно каждый раз начинали заново. Обычно заканчивали после выхода из Хогвартса (после битвы с Малфоем). Потом один друг купил карту памяти и дал мне консоль и я первым в нашей компании прошёл её полностью. Помню как неуютно мне было на нижних уровнях Хогвартса (это где появляются враги-доспехи) даже от одного только загрузочного экрана.

Не так давно я запустил игру на эмуле и… Ну в детстве графика казалась лучше, а Хогвартс больше. Сейчас он кажется вообще клаустрофобным.

Читай также