25 сентября 2022 25.09.22 60 39K

The Elder Scrolls IV: Oblivion: Как правильно играть в The Elder Scrolls IV: Oblivion в 2022-м

Когда в нашем доме появился компьютер,  The Elder Scrolls IV: Oblivion стала сначала одной из моих первых игр, а затем и самой любимой. Это не изменилось даже спустя 15 лет: я до сих пор наизусть помню вступительную сцену, каждый квест и его решения, имена и расписание блуждающих по городам «неписей». Не счесть, сколько раз я почти насильно вручала диск с игрой своим друзьям и с пеной у рта доказывала, что это лучшая часть «свитков» — c харизматичными персонажами и лучшими в серии квестами.

С каждым годом рекомендовать эту игру всё сложнее. Игровая индустрия не стоит на месте, в то время как «Обливион» неизбежно устаревает и его недостатки всё сильнее бросаются в глаза: автолевелинг, создающий странные ситуации Radiant AI, искусственная генерация ландшафта, пригодные только для гринда подземелья и безжизненный, пустой мир.

Вернувшись в Oblivion сейчас, я поняла, что терпеть эти недостатки ради того, чтобы поиграть в хорошую игру, больше не нужно: вооружившись парочкой гайдов, графических, сюжетных и ребалансных модификаций, можно вернуть игре былую красоту, вновь насладиться своим путешествием по Сиродилу и по пути даже найти парочку новых приключений.

Эгоцентризм одного заключённого

Баланс, вернее его отсутствие, вызывал вопросы ещё на релизе. Если вам встречались форты, наполненные крысами и крабами, одинокие сундуки в конце пещер с уровневыми «Штанами маленькой крысы» и дорожные бандиты в стеклянной или эбонитовой броне, готовые умереть за сто монет, то вы понимаете, о чём речь. Мир в Oblivion постоянно подстраивается под уровень игрока, удерживая его в безопасной песочнице, но подобные ограничители только мешают погрузиться в процесс, особенно когда герой попадает во враждебное и опасное царство Обливиона.

И даже с такими поблажками очень просто в своём развитии свернуть не туда — пока герой параллельно прокачивает акробатику, использует базовые исцеляющие заклинания и торгуется за стрелы, противники будут улучшать только боевые характеристики. Это сильно ударяет по отыгрышу, ведь игра насильно толкает изучать оружейные искусства, а не алхимию, мистицизм или торговлю. В далёком 2006 году все проблемы баланса решались топорно: игрокам приходилось штудировать гайды по «правильной» прокачке, заниматься «манчкинством», постоянно менять сложность в настройках или повышать уровень персонажа только при необходимости.

К счастью, сейчас этим заниматься не нужно, ведь всю работу за нас уже сделали фанаты и их модификации по ребалансу. Наиболее популярная из них — Oscuro’s Oblivion Overhaul, разработку которой в своё время перехватывали различные мододелы. Мир теперь не вращается вокруг игрока, а существует обособленно, что генерирует множество интересных ситуаций: теперь герой первого уровня сможет найти в форте ковен вампиров, разобравшись с которыми получит редкий и уникальный лут.

На дороге будет поджидать минотавр, победить которого помогут только бравые имперские патрули, а маленькие крысы начнут здраво оценивать свои силы и дважды подумают, прежде чем перейти дорогу человеку. Даэдра в Обливионе теперь представляют реальную угрозу, из-за чего каждый поход в гости к Мерунесу Дагону будет сложным, но стоящим приключением не на жизнь, а на смерть.

Плагин не только переделывает баланс, но и добавляет множество маленьких механик, фракций, оружия, предметов и существ: на сундуках теперь присутствуют ловушки, по миру разбросаны айлейдские монетки, а в случайной пещере можно найти воюющие племена гоблинов или амазонок. Наличие дополнительного контента — это одновременно и преимущество для тех, кто хотел разнообразия, и главный недостаток Oscuro’s Oblivion Overhaul для игроков, которые пытались изменить баланс не затрагивая лор и атмосферу оригинальной игры. Это привело к созданию схожей модификации «Другой Обливион», которая сосредоточена исключительно на ребалансе.

О дивный пустой мир

Ещё я стараюсь постоянно подбрасывать игроку вопросы. Зачем зомби ходит там? Почему он там оказался? И у вас получается эдакое чтение между строк. Ваше воображение дорисовывает картину, и ситуация обретает смысл.

Тодд Бродуотер (Todd Broadwater), дизайнер подземелий

Оказавшись в игре с открытым миром, мы ожидаем, что он будет кипеть жизнью. Всё-таки приятно представлять, что герой находится не в пустой коробке с кучей скриптов, а в наполненной событиями вселенной, где параллельно приключениям протагониста решаются судьбы сотен людей, а в каждой локации находится своя мини-история.

Амбициозный Radiant AI, которым хвасталась Bethesda, со своей задачей справляется — NPC динамически реагируют на события в игре и следуют своему расписанию, успешно симулируют жизнь и взаимодействуют с героем. К примеру, скрывающийся преступник действительно прячется, бедный каджит приходит в таверну поужинать, но, так как еду купить не на что, попросту сворует её, за что получит штраф и привлечёт внимание стражи. У всех персонажей также есть моральный компас — если добропорядочный гражданин заметит преступление, то обязательно уведомит о нём, а убийца из Тёмного Братства только посмеётся, когда на его глазах протагонист безжалостно убьёт невиновного.

Такая жизнь кипит только в пределах городов — остальная часть Сиродила неизменно пуста. Это уже не  Daggerfall с тысячами одинаковых деревень и пещер, но ещё не  Skyrim, где в каждой локации герой становится свидетелем чужой трагедии. В Oblivion такие истории можно пересчитать по пальцам.

Модификаций, наполняющих мини-историями каждую пещеру или форт, не существует, но выход есть: посещать разбросанные по миру подземелья только в том случае, если героя попросят смотаться в глушь по делу. Благо интересных квестов, которые берут начало в крупных городах, очень много. Но если вы хотите быстро разбогатеть, собирая по подземельям всякий хлам, то без терпения и хорошего воображения, которое поможет додумать происходящее в пещерах, не обойтись.

Если телепорты в крупные города открыты изначально, то до квестовых локаций посреди леса ещё нужно добраться. Разнообразить это приключение помогут моды, добавляющие новую флору и фауну, звуки, путников на дорогах, птиц и даже котиков. С последними следует быть осторожнее — хвостатые хоть и выглядят красиво, но следят за порядком ещё похлеще кур из Skyrim.

Раньше встреченный на дороге путешественник всегда оказывался бандитом, жаждущим заполучить кошелёк или жизнь, — теперь есть риск убить совершенно безобидного путника.
Раньше встреченный на дороге путешественник всегда оказывался бандитом, жаждущим заполучить кошелёк или жизнь, — теперь есть риск убить совершенно безобидного путника.

Заговорив о разнообразии природы, не могу не остановиться на ней подробнее. Сиродил поражал своей красотой в 2006-м, и всего несколько мелких модификаций хватит для того, чтобы вновь любоваться здешними пейзажами.

Наслаждаться обновлённым Сиродилом помогут улучшенные текстуры, природные эффекты, красивое свечение окон и ENB, с помощью которого можно добиться открыточной красоты. Ночи станут действительно тёмными — появится смысл в использовании факелов и заклинаний.

Остальные модификации стоит использовать по настроению: один сезонный мод укрывает страну снегом, другой погружает сердце Тамриэля в буйную весну или рыжую осень с красиво опадающими листьями. Автор одного из модов решил последовать лору из внутриигровой книги и перенести империю в субтропики.

Увлёкшись живописными видами, можно забыть посмотреть в зеркало и на лица тех, с кем придётся взаимодействовать большую часть игры. Квадратные босмеры, сплющенные альтмеры и опухшие норды стали притчей во языцех даже среди тех, кто знаком с Oblivion лишь опосредованно, поэтому модификации, улучшающие внешность персонажей, едва ли не самые необходимые.

М’Айк считает, что его люди красивы. Аргониане тоже красивы. Они выглядят лучше, чем когда-либо прежде.

Самая популярная — Oblivion Character Overhaul, сложная и очень спорная среди фанатов модификация, изменяющая меров под стандарты  Morrowind и полностью перерабатывающая лица аргониан и каджитов. Спорной она стала из-за идущих в комплекте бровей, причёсок и настроек возраста, где почему-то затесались усы, татуировки и макияж, но выбирать не приходится — на данный момент это едва ли не единственный достойный вариант, который хорошо сочетается со многими ENB и не портит оригинальную атмосферу. А если вместе с OCO в игру добавить рекомендуемые автором реплейсеры тел и убрать шейный шов, можно забыть о спасении империи и надолго засесть в фоторежиме.

Дорога приключений

Итак, Сиродил спасён, гильдии возглавлены, рулеты съедены — что дальше? Задавшись тем же вопросом, фанаты решили продлить своё путешествие и занялись созданием сюжетных модификаций, которые расширяют и дополняют лор: позволяют возродить пострадавший от войны Кватч, посетить другие провинции и поучаствовать в новых приключениях с полюбившимися героями.

Цепочка квестов Тёмного Братства не зря считается лучшей за всю историю «свитков». В ней есть и интересные заказы, и запоминающиеся персонажи, и драматические повороты сюжета. Расставаться с Братством по завершении заданий больно, но ещё больнее возвращаться в пустое убежище, которое стало для главного героя домом. Вторую жизнь Тёмному Братству даёт The Return Of The Dark Brotherhood — сюжетная модификация добавляет несколько новых квестов с отсылками к прошлым контрактам, изменяет убежище и позволяет нанять себе компаньона.

Тёплые воспоминания навевает плагин, за развитием которого я много лет наблюдала со стороны, — он вырос из идей текстовой ролевой игры по мотивам Oblivion, когда десятки увлечённых фанатов создавали новую историю, отыгрывали собственных персонажей, общались, придумывали квесты и методы их решения. События разворачиваются после победы над Дагоном и через четыре года после завершения сюжетной линии Тёмного Братства. Слышащий понимает, что визиты к статуе Матери Ночи не приносят результата, и решает отправиться в горы Джерол, где всё это время строился Город Ночи.

После многих лет гонений последователи Ситиса наконец смогли обрести дом — огромную сеть подземных сооружений, где есть магазины, таверны, жилые кварталы и даже сад. Объединившись с семьёй, герой противостоит Ордену Тайных, куда входят сильнейшие мира и который заинтересован в поиске Матери Ночи и истреблении Братства.

Согласно рассказам Очивы, убежища Братства находятся по всему Сиродилу, на деле же единственное расположено в Чейдинхоле. Плагин исправляет упущение и добавляет штаб-квартиры в другие города.
Согласно рассказам Очивы, убежища Братства находятся по всему Сиродилу, на деле же единственное расположено в Чейдинхоле. Плагин исправляет упущение и добавляет штаб-квартиры в другие города.

Тодд Говард (Todd Howard) с новыми «свитками» не торопится, поэтому фанаты снова сделали всё за него — ещё одна крупная модификация позволяет посетить большую провинцию по-соседству с Сиродилом — Эльсвейр. Это отличная возможность познакомиться с культурой каджитов с севера конфедерации, Анеквины: мод добавляет несколько регионов, городов и деревень, выдержанных в уникальном архитектурном стиле, животных, предметов быта и, конечно же, цепочку квестов.

Следующая модификация понравится игрокам, которые остались недовольны финальным презентом от Серого Лиса. Новоиспечённому главе Гильдии воров необходимо больше, чем сарай в бедняцком районе и волшебная шапка, — Thieves Guild HQ исправляет вселенскую несправедливость, добавляя в игру полноценную штаб-квартиру и, конечно же, несколько квестов, «заточенных» под скрытное проникновение и кражу безделушек.

Ещё одна жертва вселенской несправедливости — многострадальный Кватч, с нападения на который и начался Кризис Обливиона. Мало того что даэдра разрушили город до основания, так игроку ещё и не позволили привести его в порядок его с помощью пары увесистых мешочков с золотом. Теперь это можно сделать с модификацией «Восстановление Кватча».

После битвы за город капитан имперской стражи Савлиан Матиус предложит герою помочь с постройкой нового города. Скромные поручения по поиску каменщиков постепенно перерастают в исследование айлейдских руин под Кватчем, получение графского титула и сражение на восстановленной арене, которая украшала Кватч до вторжения Мерунеса.

Перечислять сюжетные модификации для Oblivion можно долго, ведь, несмотря на прошедшие годы, большую базу поклонников игра не растеряла, и вряд ли это изменится в будущем. На просторах Интернета можно найти как не особо «лорные» моды с анимешными девочками, так и глобальные и атмосферные аддоны с новыми провинциями, например с Хаммерфеллом или Валенвудом.

Вернувшись в обновлённую Oblivion, я с радостью провела там несколько долгих вечеров, заново пробежалась по местам былой славы и освежила в своей памяти одно из лучших приключений. Приятно было узнать, что ностальгию испытываю не только я: поклонники игры до сих пор занимаются поддержкой своей любимой части «свитков», снабжают её модификациями и продолжают навещать Сиродил даже спустя столько лет. А как в Oblivion играете вы?


Поддержи Стопгейм!

The Elder Scrolls IV: Oblivion

Платформы
PC | PS3 | X360 | XONE | XBOXSX | J2ME
Жанр
Дата выхода
20 марта 2006
3K
4.4
2 084 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Ситис требует, чтобы в секте «Обливиона» было ещё больше людей, поэтому могу помочь парочкой советов, если это вернет вас посмотреть квесты: з
1. Кражи работают из стелса, когда глаз прозрачный и героя никто не видит. Из карманов красть труднее, там есть шанс, прокнет или нет, с прокачанным навыком он больше
2. Рекомендую первым же делом присоединиться к братству воров, и за полцены снимать с себя штрафы, к тому же очень удобное место, не в центре города, где можно сделать это без внимания стражников
3. Очень часто, особенно если в момент совершения кражи никого из стражников рядом не было, штраф начисляется, но героя никто не будет преследовать, если штраф невысокий
4. Всегда можно заплатить штраф самим стражникам и забрать из сундука в комнате надсмотрщика свои вещи — всегда можно подкараулить момент, когда он долбится в глаза и залезть в сундук
5. На интерфейс есть моды! Об их удобстве судить не могу, так как привыкла к «ванильному».
6. С убеждением и взломом замков достаточно один раз разобраться, потратив пару минут, и никаких проблем не будет. Люди хвастаются, что ломают «очень сложные» замки одной отмычкой, я пока такого мастерства реакции не достигла, поэтому обычно использую больше)

Игра, с которой началось моё знакомство с TES. Обычно первая игра становится самой любимой в серии, но это не мой случай.

Интересно, удавалось ли кому-то из здешних обуздать обловский ванильный редактор и создать что-то удобоваримое. Мой самый нормальный результат после двух часов страданий. ⊙ ͜ʖ ͡⊙

И что в ней особенного? Таргет лок для консольщиков? По факту то же затыкивание, только с видом от третьего лица.

Пока Илья марафонит властелин колец, Джуби сделала своё ММодно со свитками и хорни про арганианскую деву.
Статья хорошая)

Я его ставила раньше, и хотела упомянуть в этот раз, решила установить и набрать скриншотов, а потом услышала, как персонажи считают всё в рублях) не спорю, мод хороший, хорошо озвучен и т.д., но не «лорный», а я всё же пыталась выдержать сюжетные модификации в едином, близком к «ванильному» стиле)

Это в тройке то неплохая боевая система?! Не смеши

Никогда не понимал в чём прикол натягивать 100500к текстуры на старенькую игру, при этом не трогать модели, анимации свет, звуки, эффекты. Смотришь такой на бочку, на которую натянуты супер-пупер чёткие текстуры, а она, блин, угловатая вся, и это так стрёмно и негармонично смотрится.
Или взять этот пнгшный дождь поверх картинки из представленного видео, ну фигня же.

Я прошлым летом замутил себе такую штуку, ролеплеевскую, так сказать. Я начал проходить игры серии от ESO до Скайрима одним персонажем, типо как его история от игры к игре. Таким образом прошел Морку (чего никогда не делал, просто не прикасался до этого), Облу, и в конце Скайрим. Потом мне захотелось поиграть в них подольше. Для Морровинда скачал неплохую сборку, посолил пачкой модов и спокойно играл. Решил сделать так же и с Облой, накатил некоторые моды, графен и лорные моды тоже. На Скайрим скачал Реквием и пару крутых модов. Вроде, всё прекрасно, но с Облой как-то не получается в неё долго играть. Если в Морку я иногда возвращаюсь, и в Скайрим тоже, то в Обливионе я начинаю играть и, спустя некоторое время, пропадает желание продолжать. Не знаю, просто не хочется и всё, то ли игра не нравится, то ли ещё что-то, просто никак руки до неё не доходят. Такая вот история, просто не получается в Облу долго играть :/.

В частности нравится более взрослый стиль. В классическом тес в конце большинства квестов ждёт хэппи-энд, тут же и смерти персонажей, и предательства

Оно просто более тёмное. Взрослое бы было, если бы там был акцент на ответственности и планировании. А когда персонажи идут на поводу эмоций, устраивая спонтанное кидалово, кладя на последствия, это, глядь, подростковое поведение. И/или съехавшая крыша.

Недавно тоже поставил Обливион, из модов только патчи и мод на кастомные значки на карте накатил.

И да, выйдя из тюрьмы, тоже пошёл в ближайшее подземелье, и тоже удивился, что там есть какие-то записки, история, продуманный дизайн. Помню же, что подземелья были кишками, а тут такое! Обрадовался, полез в остальные подземелья по пути в Кватч. Менее, чем на полпути, был уже весь забит хламом, и порядком устал от всех подземелий, так что проходил мимо. Выполнив пару сюжетных заданий, понял, что устал. Возможно, моды смогут вернуть туда опять :)

В этот раз попробовал хоть новые для себя штуки — играл за Вичхантера с луками и призывательствами. Так как драться приходится меньше, то хотя бы от боёвки так сильно не плюёшься.

Кстати, до взлома замков я как-то сам дошёл, ещё в детстве, и тоже легко их взламываю. Несколько раз поднимаешь личинку, чтобы понять, когда она будет медленно подниматься, а когда быстро. После того, как она быстро поднялась, следующий раз она будет подниматься уже медленно зачастую, тогда лучше и кликать, когда личинка в самом верху — так временное окно больше.

В общем, там действительно не настолько сложный взлом, просто нормального туториала нету.

Рекомендую кстати мод на карту. Сейчас не вспомню, как называется, но он легко ищется. Я себе помечаю, какие данжи уже прошёл, там можно значки видоизменять и пометки добавлять.

мультиплатформа убила в ней всё, что было в «Морровинде».

Люди игравшие в трёшку на Xbox смотрят на этот коммент с недоумением. Ну или смотрели бы знай они русский.

Я около года назад перепрошёл Обливион после весьма длинного перерыва. Естественно навернул модами на грани стабильности. Графоний, персонажи, немного лорной и около-лорной экипировки, пара пресетов персонажу, сюжеток несколько и вагон мелочей для подтягивания игры на более современный уровень детализации.

Это был такой тёплый и ламповый опыт, что я чуть не рыдая завершал последний работающий квест в игре. И пока я бегал по поручениям гильдий, я ловил себя на мысли, что в Обливионе квесты куда лучше и интереснее написаны. Намного логичнее становление протагониста архимагом, например.

Классная статья, прям погрела ностальгические жирки.

До Обливиона пока руки не доходят, сейчас решил наконец сыграть в enderal на базе Skyrim se, и эмоциям просто нет конца, нравится куда больше самого Скайрима, наиграл уже 71 час

Благодарю за ностальгию, аж до слёз. :') Я сейчас летсплею Морровинд и застрял в нём уже на 5 лет, но душу греют мысли об Обливионе в будущем… Буду ориентироваться на Вашу статью при подборе модов)

У Милязева хлеб отбирают!

Но статья интересная, спасибо.

Когда-то давным-давно сам начинал с Обливиона и помню как дико страдал в самом Обливионе на классе рыцаря, когда ты бьёшь врага, а получаешь урон сам — никаких аптечек не напасёшься.

Пришлось заново начинать, а там уже и в магию вкачался, и уже понимал, что как в игре работает. Да и в сам портал вошёл пораньше, из-за чего враги оказались вполне беззубые… Но сейчас, годы спустя, уже не тянет туда возвращаться — и так полно игр, которые вышли и не пройдены.

Забыли отечественный огромный и прекрасный мод Живые и Мёртвые, он же У семи дорог.

*ушёл качать*

А этот «взрослый стиль» и главное моё недовольство от Эндерала.
Слишком всё предсказуемо мрачно, начиная любой квест уже понимаешь, что в конце ничего хорошего ждать не приходится. И в 90% случаев это так и есть.

И насчёт финала

который сводит к нуля абсолютно все наши игровые решения. Все сдохли, финита ля комедия. Ожидайте пока ваши знания помогут при следующем цикле.
Читай также