20 января 2022 20.01.22 69 17K

Скриньте: каким окажется будущее Activision Blizzard

То, что Microsoft покупает Activision Blizzard, — одна из самых значимых новостей последних лет. Сумма сделки огромна — её оценивают в $68,7 миллиарда и вносят в топ самых крупных поглощений за всю историю индустрии развлечений. Но деньги деньгами, а слияние компаний сулит ещё и серьёзные перемены в игровой сфере.

Удивительных и неожиданных возможностей открывается просто масса. Воскрешение культовых франшиз прошлого? Катастрофически огромный удар по PlayStation? Больше игр от Blizzard? Расшатывание скреп Call of Duty? Воссоединение эпического дуэта в шутерах? Восстание No One Lives Forever из небытия? Давайте вместе присядем на аналитический диван и погадаем на кофейной гуще!

Совсем уж фантастики здесь не будет. Я верю, что подобрал вполне реалистичные варианты развития событий с убедительными предпосылками. И от этого предсказания становятся ещё увлекательнее! Как говорится, скриньте — вот что ждёт Activision Blizzard, по мнению Ванги со StopGame.ru.

Большая франшиза Activision Blizzard превратится в эксклюзив Xbox (но не Call of Duty)

Фил Спенсер (Phil Spencer) туманно намекнул, что игры Activision Blizzard продолжат выходить на PlayStation. Однако, как пишут СМИ, планы создания эксклюзивного контента для Xbox тоже имеются. Осталось только понять, что это за контент. Игры? Дополнения? Персонажи? Услуги по типу ускоренной прокачки?

Если игры, то что Microsoft рискнёт сделать эксклюзивом? Diablo IV и Overwatch 2? Но их уже обещали выпустить на консолях Sony. Call of Duty? Но у неё огромная покупательская база на PlayStation — действительно ли Microsoft готова отказываться от таких деньжищ? Кроме того, Sony заявила, что у Activision имеются контрактные обязательства — Microsoft не станет их нарушать, как не нарушила обязательства об эксклюзивности Deathloop и GhostWire: Tokyo, когда поглотила Bethesda.

Против эксклюзивности Call of Duty аналитики выдвигают ещё один аргумент: если бы Microsoft захотела сделать такую огромную франшизу эксклюзивом Xbox, от этого бы напряглись антимонопольные службы. Они бы посчитали такие финты нечестным подавлением конкуренции на рынке и запретили бы Microsoft поглощать Activision Blizzard.

Call of Duty перестанет выходить каждый год

Это случится не сразу: как минимум Call of Duty 2022-го точно выйдет по расписанию. Скорее всего, и Call of Duty 2023-го тоже появится в срок, так как она сейчас должна находиться в середине производственного цикла. А вот в долгосрочной перспективе серию могут ждать серьёзные перемены.

Если люди, вовлечённые в создание Call of Duty, чувствуют необходимость взять передышку, то слияние с Microsoft — идеальный повод. В конце концов, новые части серии выходят каждый год на протяжении 17 лет — я не верю, что у разработчиков (и даже каких-нибудь менеджеров) нет усталости, связанной с таким безумным темпом. Или интересных идей по эволюции бренда, для которых нужно увеличить производственный цикл.

Кроме того, если у Activision Blizzard на Call of Duty была завязана половина бизнеса (буквально — доход от серии составлял около половины от всех доходов компании), то Microsoft может позволить себе пожить без «колды». Не исключено, что изменятся девелоперские процессы: например, заведовать франшизой останутся только Infinity Ward и Treyarch, а Sledgehammer Games займётся чем-нибудь другим.

Одно известно точно: Call of Duty не исчезнет насовсем. Это один из самых успешных брендов в мире, который стабильно зарабатывает неприличные деньги. Microsoft, конечно, тоже неприлично богатая, однако ей всё-таки нужно отбивать баснословную сумму, вбуханную в Activision Blizzard. И Call of Duty наверняка окажется в списке ключевых источников восполнения расходов.

Blizzard начнёт чаще выпускать игры — более смелые, но не такие огромные

Одна из ключевых проблем Blizzard — ужасно раздутые циклы разработки. Принято считать, что это связано с перфекционизмом компании, который усугубляли требования Activision — она желала, чтобы каждая новая франшиза зарабатывала как минимум миллиард долларов. Давление огромное, простора для творчества мало.

Вместе с Microsoft давление снижается: вряд ли она станет требовать, чтобы новые игры Blizzard зарабатывали как можно больше. Xbox делает ставку на Game Pass, а в Game Pass продажи в привычном смысле значения не имеют. Кроме того, ответственность облегчает бескрайняя финансовая подушка Microsoft — если проект не станет гигантским коммерческим успехом, удар по состоянию компании окажется не таким серьёзным.

Соответственно, у Blizzard появляются условия для более смелых, но вместе с тем компактных игр. Мне кажется, сотрудники «Метелицы» хотят именно этого: они устали от того, что каждый новый проект обязан зарабатывать все деньги мира, хотят больше творческой свободы и не желают тратить на игру по 10 лет своей жизни. Сделка с Microsoft способна в этом помочь.

Игры Activision Blizzard появятся в Steam

Игр Blizzard не было в Steam вообще никогда, а Activision ушла оттуда где-то в 2018-м, начиная с Call of Duty: Black Ops 4. Исключение сделали разве что для Sekiro: Shadows Die Twice, но она и не является франшизой Activision в полной мере.

Однако Microsoft рассматривает Steam как одну из ключевых платформ, так что эта политика может перекинуться и на Activision Blizzard. Нюанс в том, что игры AB намертво привязаны к Battle.net, а игры с интеграцией Battle.net за пределами своей платформы пока не появлялись. Есть ли там вообще техническая возможность запускаться через другой магазин?

Видимо, есть, потому что игры Activision Blizzard собираются добавлять в Game Pass для PC — это уже подтверждено официально. А раз Battle.net всё-таки умеет работать в тандеме с другими площадками, то и кооперация со Steam теоретически возможна.

Впрочем, может произойти и ровно противоположная ситуация: некоторые аналитики считают, что благодаря поглощению Battle.net под крылом Microsoft накапливается критическая масса PC-геймеров — с ней можно отказаться от услуг сторонних площадок и начать более агрессивно заманивать пользователей в свои сети.

Battle.net продолжит существовать

По крайней мере, в ближайшие годы.

Просто так от сервиса не избавиться. Во-первых, в нём работают все игры Blizzard и все последние Call of Duty. Матчмейкинг, чаты, друзья, проверки покупок, микротранзакции, патчи — огромное количество систем завязано на функциях Battle.net. И если для пары-тройки актуальных игр ещё могли бы повозиться с переносом на другую программную платформу, то ради каких-нибудь StarCraft II, Heroes of the Storm и Black Ops 4 заморачиваться смысла мало — свой пик популярности они давно пережили. Однако и отказываться от них сложно: свою аудиторию старые игры всё равно собирают.

Во-вторых, у Battle.net очень большой охват пользователей: в 2021-м одни только игры Blizzard собирали в районе 26 миллионов геймеров каждый месяц. Если закрывать Battle.net совсем и заставлять любителей игр Blizzard переезжать в другой лончер, то увесистая часть публики просто потеряется где-то по пути. Лучше уж держать её при себе и, скажем, рекламировать в Battle.net новые игры от других коллективов Xbox Game Studios.

В общем, в обозримом будущем выгоднее оставить Battle.net как он есть.

Raven и id Software снова поработают вместе

В начале своей жизни Raven Software тесно сотрудничала с id Software: специально для RPG ShadowCaster от Raven Джон Кармак (John Carmack) доработал движок Wolfenstein 3D. Затем были Heretic и Hexen, где id снова предоставляла технологии и выступала издателем, а в нулевых Raven даже удостоилась чести продолжить культовые франшизы Quake и Wolfenstein.

В общем, Raven и id — знаковый дуэт в истории шутеров. Быть может, теперь, когда у них одна родительская компания, им удастся посотрудничать снова. Врать не стану: обоснований у этой фантазии мало, так как Raven сейчас занята управлением Call of Duty: Warzone — эта махина уже разогналась на полную катушку и вряд ли остановится в ближайшие пару лет.

Diablo IV и Overwatch 2 не выйдут быстрее

Даже со всеми деньгами и ресурсами Microsoft разработку Diablo IV и Overwatch 2 не получится сильно ускорить: обе игры уже запущены в производство, у команд составлены планы развития, распределены обязанности, заказаны услуги аутсорсеров и так далее. Как гласит присказка, девять женщин не рожают ребёнка за месяц.

Ещё один важный нюанс — слияние компаний должно завершиться в период с июля 2022-го по июнь 2023-го. До этого момента Activision Blizzard и Microsoft работают независимо. По идее, Overwatch 2 в первой половине 2022-го должна добраться до состояния внутренней «беты» и стать основой для нового сезона киберспортивной Overwatch League. То есть игра уже не то чтобы далека от запуска, и трудовые ресурсы Microsoft ей ни к чему (как минимум во время релиза).

Интереснее знать, что там с платформами! Обе игры официально заявлялись для PlayStation. Станет ли Microsoft нарушать публичные обещания и делать Diablo IV и Overwatch 2 эксклюзивом экосистемы Xbox? Насколько нам известно, контрактов с Sony у этих игр не было, поэтому Microsoft ничего не останавливает.

Activision Blizzard окажется частью метавселенной от Microsoft

Microsoft тоже пустилась в погоню за последней модой в IT-индустрии — метавселенными. Более того, глава корпорации Сатья Наделла (Satya Nadella) прямо заявил, что поглощение Activision Blizzard поможет заложить основу для укрепления позиций в этой сфере.

Как именно? Непонятно. Главная идея метавселенной — стереть границы между областями виртуальной жизни, сделав их ближе к реальности. Например, вы покупаете шмотку для своего аватара в одной игре и можете использовать её во всех остальных. Или собираетесь вместе с друзьями и отправляетесь на виртуальный концерт в VR.

Игры — это один из основных способов притащить пользователей в свою метавселенную, потому что как раз в играх очень многое работает на погружение, социализацию и стирание границ. Где в этой картине мира находится Activision Blizzard, неизвестно — в конце концов, у неё даже не было VR-игр, не считая крохотной Call of Duty: Infinite Warfare — Jackal Assault VR для PlayStation VR. А VR-игры находятся особенно близко к тому, как сейчас представляют метавселенные.

Пока что метавселенная Microsoft выглядит как место, где можно показывать друг другу презентации в PowerPoint. Захватывающе!

Крэш и Спайро станут чаще напоминать о себе

В июне 2021-го Фил Спенсер говорил, что в каталоге Xbox Game Studios не хватает семейных развлечений. В закромах Activision Blizzard есть две идеально подходящие франшизы — Crash Bandicoot и Spyro.

Не то чтобы Activision о них забыла: в 2020-м вышла Crash Bandicoot 4, а в 2018-м — ремейк Spyro Reignited Trilogy. Но, возможно, Microsoft будет использовать эти бренды активнее. Причём, наверное, необязательно в самостоятельных играх, но и как кроссоверы с другими вселенными.

Обстановка внутри Activision Blizzard придёт в чувство

За полгода, что тянутся скандалы с рабочей культурой, руководство Activision Blizzard как будто не смогло договориться со своими сотрудниками. Например, в Raven забастовки идут уже пятую рабочую неделю — руководители до сих пор не ответили на предложение о переговорах.

Microsoft прекрасно знает о проблемах внутри компании, а Фил Спенсер их осуждал. Теперь, когда проблемы Activision Blizzard становятся проблемами Microsoft, у корпорации не получится их игнорировать — в противном случае это приведёт к взрывной негативной реакции в общественности и среди подчинённых.

К счастью, надежда на хороший исход действительно есть. О трудовых условиях в студиях Microsoft Gaming отзываются очень положительно, а Microsoft в своём анонсе о поглощении подчёркивала, что придерживается идей инклюзивности, ценит здоровье каждой студии и оставляет творческую автономию.

Видимо, чтобы подчеркнуть мысль об инклюзивности, Microsoft опубликовала список лидеров подразделения Microsoft Gaming, где половина боссов — женщины.
Видимо, чтобы подчеркнуть мысль об инклюзивности, Microsoft опубликовала список лидеров подразделения Microsoft Gaming, где половина боссов — женщины.

StarCraft станет снова великой

Предпосылок две:

  • В 2020-м, когда объявляли о завершении активной поддержки StarCraft II, разработчики намекали, что у них есть планы дальнейшего развития вселенной.
  • StarCraft вынесли на главную иллюстрацию, связанную с приобретением Activision Blizzard. Обычно изображения для таких материалов подбирают особенно тщательно, ведь они доносят до масс крайне важное сообщение. В данном случае: «А знаете такие знаменитые игры, как Overwatch, Diablo, Call of Duty, World of Warcraft, Candy Crush и StarCraft? Теперь это часть Xbox!»

Вдруг планы на StarCraft настолько амбициозные, что ради них стоит ставить игру в один ряд с куда более актуальными Call of Duty и Diablo?

Возродится заброшенная культовая франшиза Activision Blizzard

Сейчас у Activision Blizzard мало по-настоящему активных брендов, однако в каталоге компании есть тьма франшиз из прошлого, включая Blur, Guitar Hero, Gun, Space Quest, Prototype, Skylanders, Singularity и прочие.

Наверное, вряд ли воскрешением старых игр займутся текущие студии Activision Blizzard — у них и так дел по горло. А вот другие участники семейства Xbox Game Studios, может быть, на что-нибудь глаз и положат. Space Quest от Double Fine? Blur от Playground Games? Singularity от MachineGames? Шансы невелики, но после объединения с Microsoft они всё-таки увеличиваются.

Может быть, из юридического ада даже выберется No One Lives Forever — считается, что часть прав на серию как раз принадлежит Activision. Впрочем, для такого фокуса потребуется критический успех: другими кусками тела NOLF владеют 20th Century Fox и Warner Bros. — компании уже много лет не могут определиться, кому какие права принадлежат (и даже пинки со стороны не помогают).

Все эти предсказания (даже самые правдоподобные) ещё могут потерпеть феерическое фиаско: сделка Microsoft и Activision Blizzard формально не завершена. Некоторые считают, что антимонопольные службы ей помешают, однако я в это не верю: обычно компании тщательно анализируют варианты развития событий и не делают публичных анонсов, если думают, что у сделки есть хоть сколько-нибудь серьёзные шансы сорваться.

Впрочем, что на самом деле таит будущее — пока не знают даже сами Microsoft и Activision Blizzard. А я лишь надеюсь, что мне не станет мучительно стыдно за эти предсказания через несколько лет!

Бонусный уровень

Новости, которые начали появляться уже после написания этого материала. Подтверждают или опровергают некоторые предсказания!


Поддержи Стопгейм!

Лучшие комментарии

Жаль только — жить в эту пору прекрасную

Уж не придется — ни мне, ни тебе.

Некрасов Н.А.

Жаль, что многие изменения в издательстве мы заметим только ближе к 2025 году (1.5 — 2 года до полноценного слияния с перестройкой корпоративной кухни) + 2-3 года на цикл разработки каких-либо минимальных проектов. 

Возможно, часть проектов, у которых срок разработки только начался и будет пилиться 4-5 лет, будет уже перекраиваться сейчас под планы MS (если MS договорится об этом с пока независимой Activision)

Народ уже рофлит, что Чиф будет новым персонажем в HOTS'е. Но кто знает, может случится, что это будет не рофл.

Ну хз, для меня, как для заядлого пекаря, покупка Сонями Капком не мечта, а скорее кошмар: с регионалками пока не борзеют, порты хорошие, игры интересные и разнообразные. Даже ту же Сегу не особо жалко — лично мне от них только Якудза нужна, а все номерные части уже на ПК, остаётся ждать спиноффы. Если Сони хотят себе Соника или обезьянок из Monkey Ball — пусть берут.

Вот если Скварей купят, то тогда уже ничего особо не поменяется — они и без этого ооочень любят в экзклюзивность плойке (и не только) отдаваться; причём так часто, что возникает ощущение, будто уже просто по инерции — даже без чемоданов.

Не то, чтобы хотелось, чтобы Сони вообще хоть кого-то чисто «в отместку» покупала, но это, опять же, во мне пекарь говорит. Да и монополизация корпорациями индустрии особой радости не доставляет — поделят 5 компаний весь рынок, и будет нам «честная конкуренция» по заветам Тима Суини.

Очень надеюсь на что-нибудь сингловое от Рейвенов (например, перезапуск Hexen или Heretic, главное чтобы не в духе Doom Eternal — после 2016 не зашёл), старьё Близзардов (Старик с Вариком) и Крэша 4 в Стиме, ну и на него же со Спайро в новых играх. Сомневаюсь, что одноразовые серии типа Blur или Singularity попытаются воскресить, но будем посмотреть.

Вообще как-то пугает монополизация рынка: Embracer, Tencent, теперь вот Майки такие куски себе отламывают. Лет через 10 останется только 5 мега-компаний (вангую, что Сони схавают Capcom, Square или Сегу в ответочку + Нинка сама по себе) и инди.

Я не рофлю, я надеюсь. А еще жду Думгая, раньше на русском форуме хотса даже фан-концепт делал на него.

С задержкой в 2-4 года — то ещё удовольствие. Тем более с такими ценами по сравнению с консольными версиями (даже без вычета скидки на скрине). Я лучше в условный Резик (добротный сингл на 8 часов) поиграю на релизе по фулпрайсу, чем в условный GoW через 4 года по цене в 2 раза больше консольной «с барского плеча». Да и ассортимент экзов Сони меня не привлекает (разве что Демоны и Бладборн, да и они потому что игры FromSoft, а не их запатентованные «опенворлд синематик экспириенс»). Прошёл на днях Хорайзон и Детройт — обплевался, особенно от Детройта.

А мне кажется наоборот — HotS как раз убился об требования «а давайте замутим киберспорт».

Господи, если воскрешат NOLF… сколько часов будет длиться стрим?

Ну во-первых, до сих пор живут Sony и Nintendo, что не дают называть текущие действия МС «монополизацией». 

Во-вторых, существуют такие гиганты, как Valve, EA и Tencent, которые ощутимо влияют на индустрию, но не являются платформодержателями.

В-третьих, есть остальные, менее крупные игроки на рынке — SEGA, Capcom, Konami, Bandai Namco, Koei Tecmo, Square Enix, Embracer Group, Take-Two, Ubisoft, Epic Games, WB Games — плеяда довольно обширная.

Ну и последнее — это тьма издательств поменьше и помельче, а также океан инди-сектора.

Я, кстати, думал об этом, пока материал писал, но пришёл к неутешительному выводу, что не починят :(

Либо Близзард чинит Рефорджд вот прямо сейчас и вот-вот выкатит большой апдейт, либо не чинит вообще и через ~год, когда завершится слияние с Майкрософт, будет уже совсем поздно брыкаться.

Надо подаждать годик как все утресется и кто чем начнет заниматься

Дайте свободу Хаймунам. Пусть продолжат Трансформеров

он скорее убился о требования зарабатывать все деньги мира и догнать и перегнать доту с лолом.

Я думаю кроссоверы только подогревают интерес к игре. А если учесть что порог вхождения у хотса один из самых низких среди всех моб, то скорее всего всё будет наоборот (надеюсь). 

Валве — сама независимость(пока Габен у руля).

То есть когда студию Toys for Bob, которая специализируется на мультяшных 3D платформерах отправляют помогать с Call of Duty: Warzone потому что Крэш 4 плохо продался — это компания нормально работает?  Или когда интересные идеи отметают потому что «они не подходят под масштабы прочих игр Blizzard», или то что жёстко обрубают финансирования студии из-за чего Blizzard прекратила поддержку некоторыхтсвоих игр, хотя есть большая фанбаза???

с точки зрения контента не поспоришь, с точки зрения поиграть, вроде все впорядке, поиск для квикосов 30-60 сек и подбирает не на пофиг, а старается собрать пачку с танками и саппортом. скажем так, для игры на которой поставили крест два года назат и последний год пытаются добить всеми силами, она бодречком.

Ну пока рано про монополизм говорить, тем более у сони на консольном рынке сейчас все очень хорошо. Эта сделка делает мс только третьим игроком по выручке и то это приблизительно. Я вот рад что они оставят код для всех платформ, мне эти игры в эксклюзивность вообще не по душе. Поэтому подход сони не нравится, когда они просто дают денег и лишают пользователей игр на год или даже на всегда, потому что они выбрали другую приставку. Конкуренция на таком уровне априори не может быть честной, будь за сони такие же огромные деньги, они поступали б точно так же. И если бы не Фил, то уже к концу прошлого поколения стали монополистами. Даже сейчас действуют так же, просто покупают студии которые с ними работали. Особенно обидно за такие игры как бладборн, когда можешь пройти все игры фромов, кроме парочки которые закрыты в одной системе и ради игры придется выкидывать 500 баксов на консоль, не справедливо. 

Читай также