Скриньте: каким окажется будущее Activision Blizzard
То, что Microsoft покупает Activision Blizzard, — одна из самых значимых новостей последних лет. Сумма сделки огромна — её оценивают в $68,7 миллиарда и вносят в топ самых крупных поглощений за всю историю индустрии развлечений. Но деньги деньгами, а слияние компаний сулит ещё и серьёзные перемены в игровой сфере.
Удивительных и неожиданных возможностей открывается просто масса. Воскрешение культовых франшиз прошлого? Катастрофически огромный удар по PlayStation? Больше игр от Blizzard? Расшатывание скреп Call of Duty? Воссоединение эпического дуэта в шутерах? Восстание No One Lives Forever из небытия? Давайте вместе присядем на аналитический диван и погадаем на кофейной гуще!
Совсем уж фантастики здесь не будет. Я верю, что подобрал вполне реалистичные варианты развития событий с убедительными предпосылками. И от этого предсказания становятся ещё увлекательнее! Как говорится, скриньте — вот что ждёт Activision Blizzard, по мнению Ванги со StopGame.ru.
Большая франшиза Activision Blizzard превратится в эксклюзив Xbox (но не Call of Duty)
Фил Спенсер (Phil Spencer) туманно намекнул, что игры Activision Blizzard продолжат выходить на PlayStation. Однако, как пишут СМИ, планы создания эксклюзивного контента для Xbox тоже имеются. Осталось только понять, что это за контент. Игры? Дополнения? Персонажи? Услуги по типу ускоренной прокачки?
Если игры, то что Microsoft рискнёт сделать эксклюзивом? Diablo IV и Overwatch 2? Но их уже обещали выпустить на консолях Sony. Call of Duty? Но у неё огромная покупательская база на PlayStation — действительно ли Microsoft готова отказываться от таких деньжищ? Кроме того, Sony заявила, что у Activision имеются контрактные обязательства — Microsoft не станет их нарушать, как не нарушила обязательства об эксклюзивности Deathloop и GhostWire: Tokyo, когда поглотила Bethesda.
Против эксклюзивности Call of Duty аналитики выдвигают ещё один аргумент: если бы Microsoft захотела сделать такую огромную франшизу эксклюзивом Xbox, от этого бы напряглись антимонопольные службы. Они бы посчитали такие финты нечестным подавлением конкуренции на рынке и запретили бы Microsoft поглощать Activision Blizzard.
Call of Duty перестанет выходить каждый год
Это случится не сразу: как минимум Call of Duty 2022-го точно выйдет по расписанию. Скорее всего, и Call of Duty 2023-го тоже появится в срок, так как она сейчас должна находиться в середине производственного цикла. А вот в долгосрочной перспективе серию могут ждать серьёзные перемены.
Если люди, вовлечённые в создание Call of Duty, чувствуют необходимость взять передышку, то слияние с Microsoft — идеальный повод. В конце концов, новые части серии выходят каждый год на протяжении 17 лет — я не верю, что у разработчиков (и даже каких-нибудь менеджеров) нет усталости, связанной с таким безумным темпом. Или интересных идей по эволюции бренда, для которых нужно увеличить производственный цикл.
Кроме того, если у Activision Blizzard на Call of Duty была завязана половина бизнеса (буквально — доход от серии составлял около половины от всех доходов компании), то Microsoft может позволить себе пожить без «колды». Не исключено, что изменятся девелоперские процессы: например, заведовать франшизой останутся только Infinity Ward и Treyarch, а Sledgehammer Games займётся чем-нибудь другим.
Одно известно точно: Call of Duty не исчезнет насовсем. Это один из самых успешных брендов в мире, который стабильно зарабатывает неприличные деньги. Microsoft, конечно, тоже неприлично богатая, однако ей всё-таки нужно отбивать баснословную сумму, вбуханную в Activision Blizzard. И Call of Duty наверняка окажется в списке ключевых источников восполнения расходов.
Blizzard начнёт чаще выпускать игры — более смелые, но не такие огромные
Одна из ключевых проблем Blizzard — ужасно раздутые циклы разработки. Принято считать, что это связано с перфекционизмом компании, который усугубляли требования Activision — она желала, чтобы каждая новая франшиза зарабатывала как минимум миллиард долларов. Давление огромное, простора для творчества мало.
Вместе с Microsoft давление снижается: вряд ли она станет требовать, чтобы новые игры Blizzard зарабатывали как можно больше. Xbox делает ставку на Game Pass, а в Game Pass продажи в привычном смысле значения не имеют. Кроме того, ответственность облегчает бескрайняя финансовая подушка Microsoft — если проект не станет гигантским коммерческим успехом, удар по состоянию компании окажется не таким серьёзным.
Соответственно, у Blizzard появляются условия для более смелых, но вместе с тем компактных игр. Мне кажется, сотрудники «Метелицы» хотят именно этого: они устали от того, что каждый новый проект обязан зарабатывать все деньги мира, хотят больше творческой свободы и не желают тратить на игру по 10 лет своей жизни. Сделка с Microsoft способна в этом помочь.
Игры Activision Blizzard появятся в Steam
Игр Blizzard не было в Steam вообще никогда, а Activision ушла оттуда где-то в 2018-м, начиная с Call of Duty: Black Ops 4. Исключение сделали разве что для Sekiro: Shadows Die Twice, но она и не является франшизой Activision в полной мере.
Однако Microsoft рассматривает Steam как одну из ключевых платформ, так что эта политика может перекинуться и на Activision Blizzard. Нюанс в том, что игры AB намертво привязаны к Battle.net, а игры с интеграцией Battle.net за пределами своей платформы пока не появлялись. Есть ли там вообще техническая возможность запускаться через другой магазин?
Видимо, есть, потому что игры Activision Blizzard собираются добавлять в Game Pass для PC — это уже подтверждено официально. А раз Battle.net всё-таки умеет работать в тандеме с другими площадками, то и кооперация со Steam теоретически возможна.
Впрочем, может произойти и ровно противоположная ситуация: некоторые аналитики считают, что благодаря поглощению Battle.net под крылом Microsoft накапливается критическая масса PC-геймеров — с ней можно отказаться от услуг сторонних площадок и начать более агрессивно заманивать пользователей в свои сети.
Battle.net продолжит существовать
По крайней мере, в ближайшие годы.
Просто так от сервиса не избавиться. Во-первых, в нём работают все игры Blizzard и все последние Call of Duty. Матчмейкинг, чаты, друзья, проверки покупок, микротранзакции, патчи — огромное количество систем завязано на функциях Battle.net. И если для пары-тройки актуальных игр ещё могли бы повозиться с переносом на другую программную платформу, то ради каких-нибудь StarCraft II, Heroes of the Storm и Black Ops 4 заморачиваться смысла мало — свой пик популярности они давно пережили. Однако и отказываться от них сложно: свою аудиторию старые игры всё равно собирают.
Во-вторых, у Battle.net очень большой охват пользователей: в 2021-м одни только игры Blizzard собирали в районе 26 миллионов геймеров каждый месяц. Если закрывать Battle.net совсем и заставлять любителей игр Blizzard переезжать в другой лончер, то увесистая часть публики просто потеряется где-то по пути. Лучше уж держать её при себе и, скажем, рекламировать в Battle.net новые игры от других коллективов Xbox Game Studios.
В общем, в обозримом будущем выгоднее оставить Battle.net как он есть.
Raven и id Software снова поработают вместе
В начале своей жизни Raven Software тесно сотрудничала с id Software: специально для RPG ShadowCaster от Raven Джон Кармак (John Carmack) доработал движок Wolfenstein 3D. Затем были Heretic и Hexen, где id снова предоставляла технологии и выступала издателем, а в нулевых Raven даже удостоилась чести продолжить культовые франшизы Quake и Wolfenstein.
В общем, Raven и id — знаковый дуэт в истории шутеров. Быть может, теперь, когда у них одна родительская компания, им удастся посотрудничать снова. Врать не стану: обоснований у этой фантазии мало, так как Raven сейчас занята управлением Call of Duty: Warzone — эта махина уже разогналась на полную катушку и вряд ли остановится в ближайшие пару лет.
Diablo IV и Overwatch 2 не выйдут быстрее
Даже со всеми деньгами и ресурсами Microsoft разработку Diablo IV и Overwatch 2 не получится сильно ускорить: обе игры уже запущены в производство, у команд составлены планы развития, распределены обязанности, заказаны услуги аутсорсеров и так далее. Как гласит присказка, девять женщин не рожают ребёнка за месяц.
Ещё один важный нюанс — слияние компаний должно завершиться в период с июля 2022-го по июнь 2023-го. До этого момента Activision Blizzard и Microsoft работают независимо. По идее, Overwatch 2 в первой половине 2022-го должна добраться до состояния внутренней «беты» и стать основой для нового сезона киберспортивной Overwatch League. То есть игра уже не то чтобы далека от запуска, и трудовые ресурсы Microsoft ей ни к чему (как минимум во время релиза).
Интереснее знать, что там с платформами! Обе игры официально заявлялись для PlayStation. Станет ли Microsoft нарушать публичные обещания и делать Diablo IV и Overwatch 2 эксклюзивом экосистемы Xbox? Насколько нам известно, контрактов с Sony у этих игр не было, поэтому Microsoft ничего не останавливает.
Activision Blizzard окажется частью метавселенной от Microsoft
Microsoft тоже пустилась в погоню за последней модой в IT-индустрии — метавселенными. Более того, глава корпорации Сатья Наделла (Satya Nadella) прямо заявил, что поглощение Activision Blizzard поможет заложить основу для укрепления позиций в этой сфере.
Как именно? Непонятно. Главная идея метавселенной — стереть границы между областями виртуальной жизни, сделав их ближе к реальности. Например, вы покупаете шмотку для своего аватара в одной игре и можете использовать её во всех остальных. Или собираетесь вместе с друзьями и отправляетесь на виртуальный концерт в VR.
Игры — это один из основных способов притащить пользователей в свою метавселенную, потому что как раз в играх очень многое работает на погружение, социализацию и стирание границ. Где в этой картине мира находится Activision Blizzard, неизвестно — в конце концов, у неё даже не было VR-игр, не считая крохотной Call of Duty: Infinite Warfare — Jackal Assault VR для PlayStation VR. А VR-игры находятся особенно близко к тому, как сейчас представляют метавселенные.
Пока что метавселенная Microsoft выглядит как место, где можно показывать друг другу презентации в PowerPoint. Захватывающе!
Крэш и Спайро станут чаще напоминать о себе
В июне 2021-го Фил Спенсер говорил, что в каталоге Xbox Game Studios не хватает семейных развлечений. В закромах Activision Blizzard есть две идеально подходящие франшизы — Crash Bandicoot и Spyro.
Не то чтобы Activision о них забыла: в 2020-м вышла Crash Bandicoot 4, а в 2018-м — ремейк Spyro Reignited Trilogy. Но, возможно, Microsoft будет использовать эти бренды активнее. Причём, наверное, необязательно в самостоятельных играх, но и как кроссоверы с другими вселенными.
Обстановка внутри Activision Blizzard придёт в чувство
За полгода, что тянутся скандалы с рабочей культурой, руководство Activision Blizzard как будто не смогло договориться со своими сотрудниками. Например, в Raven забастовки идут уже пятую рабочую неделю — руководители до сих пор не ответили на предложение о переговорах.
Microsoft прекрасно знает о проблемах внутри компании, а Фил Спенсер их осуждал. Теперь, когда проблемы Activision Blizzard становятся проблемами Microsoft, у корпорации не получится их игнорировать — в противном случае это приведёт к взрывной негативной реакции в общественности и среди подчинённых.
К счастью, надежда на хороший исход действительно есть. О трудовых условиях в студиях Microsoft Gaming отзываются очень положительно, а Microsoft в своём анонсе о поглощении подчёркивала, что придерживается идей инклюзивности, ценит здоровье каждой студии и оставляет творческую автономию.
StarCraft станет снова великой
Предпосылок две:
- В 2020-м, когда объявляли о завершении активной поддержки StarCraft II, разработчики намекали, что у них есть планы дальнейшего развития вселенной.
- StarCraft вынесли на главную иллюстрацию, связанную с приобретением Activision Blizzard. Обычно изображения для таких материалов подбирают особенно тщательно, ведь они доносят до масс крайне важное сообщение. В данном случае: «А знаете такие знаменитые игры, как Overwatch, Diablo, Call of Duty, World of Warcraft, Candy Crush и StarCraft? Теперь это часть Xbox!»
Вдруг планы на StarCraft настолько амбициозные, что ради них стоит ставить игру в один ряд с куда более актуальными Call of Duty и Diablo?
Возродится заброшенная культовая франшиза Activision Blizzard
Сейчас у Activision Blizzard мало по-настоящему активных брендов, однако в каталоге компании есть тьма франшиз из прошлого, включая Blur, Guitar Hero, Gun, Space Quest, Prototype, Skylanders, Singularity и прочие.
Наверное, вряд ли воскрешением старых игр займутся текущие студии Activision Blizzard — у них и так дел по горло. А вот другие участники семейства Xbox Game Studios, может быть, на что-нибудь глаз и положат. Space Quest от Double Fine? Blur от Playground Games? Singularity от MachineGames? Шансы невелики, но после объединения с Microsoft они всё-таки увеличиваются.
Может быть, из юридического ада даже выберется No One Lives Forever — считается, что часть прав на серию как раз принадлежит Activision. Впрочем, для такого фокуса потребуется критический успех: другими кусками тела NOLF владеют 20th Century Fox и Warner Bros. — компании уже много лет не могут определиться, кому какие права принадлежат (и даже пинки со стороны не помогают).
Все эти предсказания (даже самые правдоподобные) ещё могут потерпеть феерическое фиаско: сделка Microsoft и Activision Blizzard формально не завершена. Некоторые считают, что антимонопольные службы ей помешают, однако я в это не верю: обычно компании тщательно анализируют варианты развития событий и не делают публичных анонсов, если думают, что у сделки есть хоть сколько-нибудь серьёзные шансы сорваться.
Впрочем, что на самом деле таит будущее — пока не знают даже сами Microsoft и Activision Blizzard. А я лишь надеюсь, что мне не станет мучительно стыдно за эти предсказания через несколько лет!
Бонусный уровень
Новости, которые начали появляться уже после написания этого материала. Подтверждают или опровергают некоторые предсказания!
Жаль, что многие изменения в издательстве мы заметим только ближе к 2025 году (1.5 — 2 года до полноценного слияния с перестройкой корпоративной кухни) + 2-3 года на цикл разработки каких-либо минимальных проектов.
Возможно, часть проектов, у которых срок разработки только начался и будет пилиться 4-5 лет, будет уже перекраиваться сейчас под планы MS (если MS договорится об этом с пока независимой Activision)
Очень надеюсь на что-нибудь сингловое от Рейвенов (например, перезапуск Hexen или Heretic, главное чтобы не в духе Doom Eternal — после 2016 не зашёл), старьё Близзардов (Старик с Вариком) и Крэша 4 в Стиме, ну и на него же со Спайро в новых играх. Сомневаюсь, что одноразовые серии типа Blur или Singularity попытаются воскресить, но будем посмотреть.
Вообще как-то пугает монополизация рынка: Embracer, Tencent, теперь вот Майки такие куски себе отламывают. Лет через 10 останется только 5 мега-компаний (вангую, что Сони схавают Capcom, Square или Сегу в ответочку + Нинка сама по себе) и инди.
Интереснее знать, что там с платформами! Обе игры официально заявлялись для PlayStation. Станет ли Microsoft нарушать публичные обещания и делать Diablo IV и Overwatch 2 эксклюзивом экосистемы Xbox? Насколько нам известно, контрактов с Sony у этих игр не было, поэтому Microsoft ничего не останавливает.
противоречие.майки обещали, что старые обязательства они не будут нарушать, здесь же нет никаких обязательств
Отличный анализ, Геннадий! Даже и не знал про дуэт Raven и id.
По поводу эксклюзивности КолДы — похоже, что у Сони до сих пор действует соглашение на эксклюзивность ДЛС, что предполагает выход будущих КоД на ПС. Последние комментарии Сони это вроде подтверждают. Из остальных игр ещё Overwatch, думаю, выйдет на обеих платформах в силу ее киберспортивного фокуса. Диабло 4 — вот тут не уверен, если контракта подписанного нет, то Майки вполне могут и не выпустить, слишком уж громкий релиз, чтобы таким делиться.
По поводу вопросов регуляторов, то из того, что читал, все пишут, что в принципе, вопросов быть не должно. Логика следующая — эксклюзивность игр вряд ли будет преградой, если стриминг сервисам можно ограничивать свой контент, то и издателю игр можно. К тому же Майкрософт, настаивает на другой позиции — они регулярно заявляют и досказывают, что готовы продавать свои игры через Геймпасс на какой угодно платформе — Xbox, PC, на мобильники через облако пытаются занести — это Сони их не пускают в свою закрытую систему. С точки зрения регулятора — Майкрософт хочет выгоднее для пользователя реализовывать игры, а Сони этому не даёт случится. В целом, обстановка для сделки благоприятная, несмотря на призывы приручить тех гигантов. Мои и мысли и то, что прочитал в американских СМИ.Эмм, ничего не изменится? Зачем что-то менять, если Activision Blizzard и так выдаёт неплохой результат, по крайней мере до скандалов? В компании работает ограниченное количество людей и они заняты дополнениями к WoW, CoD, Diablo и прочими вещами, которые 100% приносят доход, и никто (и уж тем более Microsoft) не будет отвлекать курицу от её золотых яиц в угоду старым франшизам.
Я уверен, что знающие люди мне здесь подскажут.
Какие вообще независимые крупные игроки (разработчики и издатели) остались на рынке? Речь о тех, кто не находится за пазухой у Microsoft или Sony. А то в голову пока приходят только «Ubisoft» и «RockStar читай TakeTwo». Не бросайтесь сильно камнями, если я ошибаюсь и эти студии уже находятся в чьём-то кармане.
Я вот вообще не понял вангования про Battle.net. Этот сервис существует еще с 98 года по-моему, просто тогда это была возможность гонять в мультик Blizzard-овских игр и одноименное сообщество. Эт потом уже он стал магазином, прости-господи. Он может исчезнуть только вместе с самими играми и Blizzard-ом как таковым. И в Стиме играм Blizzard делать нечего. Колду пускай пихают куда угодно, а это остается на своих местах.
Пожалуйста, Майки, дайте Toys For Bob (Ремейки Crash и Spyro, Crash 4, игры по Madascar и Skylanders) делать НОВЫЙ BANJO-KAZOOIE! Это бедная студия, которая специализируется на увлекательных 3D платформерах (да, не таких идеальных как у Н, но всё же), которые не особо хорошо продали последнего Крэша из-за чего Бобби Котик послал их помогать с Варзоной — это жесть! А у майков есть в загашнике серия, которую хорошо бы освежить руками специалстов своего дела.