14 января 2022 14.01.22 25 61K

Troubleshooter: Мы зря пропустили

XCOM по-корейски

Как известно, с недавних пор я люблю аниме. А пошаговые тактики люблю с очень давних пор. И как в такой ситуации можно было пропустить  Troubleshooter: Abandoned Children — этакую анимешную версию  XCOM? Что ж, время отдавать кармические долги.

 

Дети Икс

Будущее, киберпанк, война корпораций или сект, роботы на залитых неоном улицах, и посреди всего этого — симпатичные мальчики и девочки в ярких нарядах и с витиеватыми причёсками — для аниме такое сочетание в порядке вещей: вспомните хотя бы «Евангелион», «Призрак в доспехах» и «Ковбоя Бибопа». Вот и авторы Troubleshooter придумали свою вариацию на тему.

Сюжет, естественно, подаётся артами в комиксовом стиле.
Сюжет, естественно, подаётся артами в комиксовом стиле.

Действие игры происходит в государстве Вальгалла, которое было создано тремя сверхдержавами после очередной мировой войны как зона свободной торговли. Но также она стала зоной расцвета криминала, справиться с которым местным полицейским не под силу. Поэтому гражданским разрешили формировать собственные отряды самообороны. Таких «дружинников» тут и называют титульными «траблешутерами». Причём зачастую ими становятся совсем юные парни и девушки со сверхспособностями — эксперименты местных учёных с неизвестной ранее магической энергией и последовавшие за этим генетические изменения у жителей Вальгаллы сделали своё дело.

На улицах тут почти всегда неспокойно.
На улицах тут почти всегда неспокойно.

Нам рассказывают историю 20-летнего молодого человека Альбуса, который после долгих лет подготовки получил официальную лицензию на создание собственной Troubleshooter-компании. Поначалу ему приходится действовать в гордом одиночестве, но постепенно к нему начинают присоединяться другие мальчишки и девчонки, более или менее похожие на типичных героев аниме.

Все они — со своими причудами, забавные или, наоборот, подчёркнуто пафосные и загадочные. Есть, например, помешанный на еде и молниях подросток Сион, являющийся, по сути, чистокровным магом, или девочка Ирина, которая помешана на восточных единоборствах и супергероях — она считает, что рождена бороться с преступностью.

Впрочем, на еде тут многие помешаны.
Впрочем, на еде тут многие помешаны.

Полно и других по-своему ярких, со своими историями ребят, но авторы не спешат вливать их в коллектив, а идут окольным путём. Намекают на отношения между ними, на то, что у них есть интригующее прошлое, но нас в детали долгое время не посвящают. А вместо этого отводят Альбусу и Сиону (он первым присоединяется к новой компании траблшутеров) роль подростков, которые с восхищением и удивлением смотрят на крутых героев, иногда просят о помощи, а те, снизойдя до них, потом исчезают так же загадочно, как появились.

Кто они, что их связывает, — поначалу толком не понятно.
Кто они, что их связывает, — поначалу толком не понятно.

Нам показывают сценки с участием персонажей, иногда даже дают за них поиграть, когда, например, некий пафосный юноша помогает Альбусу и Сиону сдерживать атаки монстров или когда они вместе вынуждены отбиваться от бандитов. А потом наших героев оставляют в неведении, кто же это был.

Всё это, с одной стороны, интригует и держит в напряжении, а с другой — неимоверно растягивает сюжетную кампанию (да, тут есть ещё и общая история, связывающая в итоге всех персонажей), на которую уйдут многие десятки часов. Хотя если не стремиться непременно пройти всё и сразу, чувства усталости или перенасыщенности от происходящего не возникнет — герои яркие, ситуации интересные. Да и вообще поклонники 100-серийных анимешных саг привыкли к тому, что маленькие размеры здесь не в цене.

Периодически нам дают сделать локальный выбор в диалогах, но на сюжет это глобально не влияет.
Периодически нам дают сделать локальный выбор в диалогах, но на сюжет это глобально не влияет.

На районе

А что же в Troubleshooter: Abandoned Children с геймплеем? Он в общих чертах соответствует классической XCOM-схеме и разделён на условно-стратегическую часть и тактические пошаговые сражения. Почему стратегическую часть я назвал условной? Ну, потому, что собственно стратегии всё-таки мало. Да, есть база, которая находится в подвале одного из баров, но там мы в основном занимаемся менеджментом отряда и выбором миссий.

Здесь также можно встретить полезных товарищей.
Здесь также можно встретить полезных товарищей.

Самое стратегическое — это выбор на отдельном экране районов, которые компания Альбуса может взять под свою юрисдикцию и защиту от криминала, что приносит ей стабильную прибыль — всем членам команды надо регулярно платить жалованье. Чтобы заполучить новый район, нужно сначала выполнить достаточное количество миссий и поднять свою репутацию. Взамен мы получим не только регулярные отчисления, но и бонусы, влияющие и на тактику, и на стратегию. Плюс учитываются особенности местных жителей. Например, в одном районе они охотно берутся убирать и разгребать места сражений — это увеличивает шансы найти после боя что-то редкое и полезное. А в другом местные настолько бдительны, что мы будем эффективнее отслеживать врагов на мини-карте.

В каждом районе можно выполнить много побочных миссий по защите порядка.
В каждом районе можно выполнить много побочных миссий по защите порядка.

Также на базе торгуем, просматриваем ростер бойцов и выбираем отряд на миссию, экипируем его, идентифицируем неизвестные пока предметы (а они тут бывают обычные и более крутые, редкие). Ещё регулярно проверяем электронную почту — иногда получаем слова благодарности за прошлые успехи и даже онлайн-переводы. Есть отдельное меню для изучения бестиария — если исследовать его на 100 %, то получим награду. Кроме того, нужно регулярно кормить подопечных — это восстанавливает не только здоровье и выносливость, но и их мотивацию, которая влияет на прирост опыта. Если же мотивация упадёт до нуля, то персонаж не сможет участвовать в нескольких следующих миссиях.

Привычное меню для всех поклонников JRPG.
Привычное меню для всех поклонников JRPG.

Но самое главное, здесь мы можем просматривать набор перков и снабжать ими бойцов — для этого есть несколько веток умений. А перков тут порядка восьми сотен (!) — мы их вольны выбивать прямо в сражениях, получать в награду за выполнение квестов и даже крафтить на базе из других умений. Они на все случаи жизни — некоторые просто повышают различные характеристики, другие позволяют совершать дополнительные действия в бою, вроде бесплатной атаки по всем врагам, которые проходят мимо бойца в пределах его досягаемости, а третьи позволяют корректировать специализацию персонажа и его тактический стиль.

Разобраться в системе крафта и изучения перков без русского языка поначалу непросто, но в целом ничего особенно сложного.
Разобраться в системе крафта и изучения перков без русского языка поначалу непросто, но в целом ничего особенно сложного.

Да, все персонажи изначально приходят к нам или начинают игру имея заранее определённый класс. Альбус, например, мечник ветра, а Сион, как я сказал, маг молний. В наличии также лекари, снайперы, «танки» и так далее. Но, во-первых, у каждого класса есть подгруппы, различающиеся особыми умениями, а по мере прохождения можно «затачивать» бойцов — в том числе с помощью перков — на другие роли, чтобы сделать из каратистки мага огня. Кроме того, по достижении определённого уровня (естественно, все персонажи постепенно прокачиваются) разрешают выбрать новый престижный класс. Ну и вообще, в Troubleshooter масса вариантов повлиять на характеристики, тактику или стратегию — даже на старте дают выбрать один из нескольких перков для самой компании, один из которых позволяет получать больше наград за миссии, а другой увеличивает приток опыта.

Постоянные разговорчики в бою тут не возбраняются — это же аниме.
Постоянные разговорчики в бою тут не возбраняются — это же аниме.

Следи за ходом

Что же касается непосредственно тактических сражений, то, с одной стороны, в них если не всё, то многое отсылает к XCOM — те же два действия на ход, те же система укрытий, возможность уйти в оборону или включить режим «Наблюдение», тот же подсчёт вероятности попадания. Некоторые атаки так же показываются кинематографической камерой.

Хороший мальчик…

Но, с другой стороны, есть и свои особенности. Так, нужно постоянно следить за уровнем энергии (Vigor) — если он критически упадёт, то персонаж будет пропускать ходы, пока не восстановится. Кроме того, на врагов и на наших подопечных постоянно накладываются разные состояния, влияющие на их действия и характеристики. Так, в состоянии берсерка они могут атаковать своих союзников, а находясь в воде, получают больше урона от молний. К тому же всё это влияет на очерёдность ходов, которая по этой причине постоянно скачет, позволяя то получать право на бесплатное действие, то, наоборот, пропускать свою очередь. За такими нюансами нужно постоянно следить — это в целом хорошо, хотя и вносит определённый хаос в происходящее.

В сражениях учитываются куча факторов и показателей, которые удобно выводятся на экран.
В сражениях учитываются куча факторов и показателей, которые удобно выводятся на экран.

К очевидным минусам можно отнести отсутствие разрушаемости окружений. Зато сами миссии получились разнообразными: частенько приходится защищать, вызволять, выводить из окружения, спасать гражданских и в процессе принимать важные тактические решения — сколько людей и куда отправить, распределить ли их по разным точкам или сосредоточиться на защите одной и всё в таком духе. Во многих миссиях нам помогают полицейские или же, наоборот, мы их спасаем и прикрываем. При этом такими союзниками можно управлять напрямую (или же отдавать им общие приказы в духе «Исследовать карту», «Нападать/защищать»).

Иногда копы действуют самостоятельно.

Более того, в какой-то момент открывается возможность приручать животных и использовать в сражениях самолично изготовленных роботов. И всё равно чем дальше, тем сложнее побеждать — даже на нормальном уровне и со всеми этими копами, подручными животными и дронами. Динамично меняются состав врагов и декорации, при этом некоторые миссии могут длиться по два-три часа реального времени — и вот тут иногда начинаешь ворчать на не самую удобную систему автосохранений. Но всё равно играешь, играешь и играешь…

В сражениях такой выбор имеет значение.
В сражениях такой выбор имеет значение.

Автосейвы, растянутый на десятки часов сюжет, обилие гринда (а вы думали, его тут нет?) — всё это мелочи для ценителей китайских, японских и корейских игр (Troubleshooter сделали в Южной Корее), которые без этого и представить сложно. А вот плюсов у творения небольшой инди-студии Dandylion хватает. Главное, что эта многогранная игра (а в ней есть ещё и мультиплеер!) не на шутку увлекает, предлагает уникальную смесь из JRPG и  XCOM и радует массой возможностей как в тактике, так и в том, что касается прокачки и подбора оптимального билда персонажей и партии в целом. Притом что вышла она весной 2020-го, проект до сих пор развивается и обновляется — последний крупный апгрейд появился совсем недавно, в декабре. Так что если вы в своё время тоже пропустили  Troubleshooter: Abandoned Children, при этом любите аниме и пошаговую тактику, то, как говорится, спешите видеть.

Плюсы: интересный, эпичный сюжет; яркие персонажи; увлекательные и непростые тактические сражения; масса возможностей по прокачке персонажей и поиску оптимальной сборки для них и для всего отряда; симпатичная картинка; атмосферная музыка.

Минусы: нет разрушаемости окружения; кому-то сюжет может показаться затянутым; обилие гринда.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Troubleshooter

Платформа
PC
Жанр
Дата выхода
30 декабря 2017
57
4.1
18 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Причём зачастую ими становятся совсем юные парни и девушки

Естественно, это же Япония

Впрочем, на еде тут многие помешаны

Естественно, это же Япония

обилие гринда

Естественно, это же Япония

Troubleshooter сделали в Южной Корее

Коммент для тех кому важен факт наличия русского языка, он есть в самой игре (в Steam не указано) и он не совсем полный, но постоянно обновляется.

И я рад, что из-за одной гифки мне пришлось разделить комментарий на две части. 

Я бы по описанию я бы ни за что не заподозрил корейцев в разработчиках. Многое из этого и правда выглядит так, как будто игру сделали в Японии. По трейлеру это выглядит как пошаговая JRPG-боёвка, переведённая в «стратегический» формат. Даже явные элементы vn. Обманули в общем.

А еще Fire Emblem считается за смесь JRPG и XCOM?

Хочется добавить, что разработчики крайне хорошие ребята. Еще в период раннего доступа возникли проблемы с подключением к их серверу (тогда оно было обязательным) по причине одной конторы любителей однополых отношений, которым лишь бы все блокировать в интернете. Изначально не подумал использовать впн, написал на форумах стима. Так разработчик лично добавился в друзья, писал варианты решения проблемы, плюс они сами у себя проверяли возможные траблы с серверами. 

Спасибо за обзор: информативно, интересно, без лишних подробностей, но в самом начале глаз зацепился за один незначительный косяк, не относящийся к обзору:

симпатичные мальчики и девочки в ярких нарядах и с витиеватыми причёсками — для аниме такое сочетание в порядке вещей: вспомните хотя бы «Евангелион», «Призрак в доспехах» и «Ковбоя Бибопа»

В отличии от многих тайтлов, как раз в упомянутых-то «мальчиков и девочек с витиеватыми прическами» замечено не было)

Большое тебе спасибо. Теперь хоть купить можно спокойно

Двойной хвост, одноцветный. Ничего особенного.

Одна из моих любимых игр, которую я легко мог не заметить. 

Мне до сих пор даже обидно — я с удовольствием провел в игре 200 часов, и все что я дал разработчикам — это сколько? 300 рублей? 

Это вот тот случай, когда я вполне готов отдавать за игру бесконечное количество денег… Но они не просят. И постоянно пишут, что у них не хватает рабочих рук. 

Единственно, под конец игра становится дико перегруженной. Пока у тебя +- четыре персонажа, тебе интересно копаться в снаряжении и навыках каждого. Но сейчас у тебя 11 персонажей + два их них покемоноводы, и каждого покемона также настраиваешь отдельно. Когда в последний раз решил пересобрать билды с новыми материями — у меня это пять часов заняло.   

наверное страну могло выдать и то что здесь вроде как «обычные» подростки, а не какое-нибудь фэнтези или, прости господи, исекай.

Я, конечно, понимаю, что аниме очень уж зациклилось на некоторых жанрах. Но ОЯШ не просто так стало нарицательным, например. ;)

Приятно удивлен. Про игру слышал, но отталкивало… всё? Нет русского языка, не совсем понятно, что это такое. Обзор в купе с комментариями дали понять, что игру не то что можно, а даже нужно взять. Особенно, если любишь аниме и тактики. Вот уж действительно «зря пропустили». Спасибо за такое открытие.

Спасибо за рецензию. Я трейлер еще в стиме увидел и не смог досмотреть, максимально отталкивающий вышел. Надо будет дать шанс.

Я трейлер еще в стиме увидел и не смог досмотреть, максимально отталкивающий вышел.

Рекламщик у них особенный. Все положительные стороны игры в трейлере максимально не отражены. Как будто специально так и задумано.

Эх, ее бы ещё на другие платформы. 

Перечень плюсов заставил добавить ее в мой и без того огромный бэклог...

В XCOM анимации атак не такие анимешные.
И нет такого упора на романтические отношения. XD

Корейские корни выдает тот факт, что это… ММО. Это очень легко не заметить, ничего из механик ММО здесь не работает, кроме тех самых автосохранений, но это факт. Я подозреваю, что в Корее просто невозможно найти денег на игру, которая не будет ММО. 

Ну на самом деле, если так подумать, то наверное страну могло выдать и то что здесь вроде как «обычные» подростки, а не какое-нибудь фэнтези или, прости господи, исекай. Да и гринд опять же, как будто в последнее время в японских играх встречается реже (ну или мне просто везёт), но когда я читал это среди ночи почти всё, включая «Bon appetit!» (Itadakimasu!) вызывало ассоциации с Японией.

Читай также