Shadow Tactics: Blades of the Shogun, Into the Breach, Phantom Doctrine – тактические стратегии и RPG вот уже который год переживают настоящий ренессанс. Хотя отнюдь не этот жанр первым приходит в голову, когда речь заходит о видеоиграх, его популярность просто отказывается идти на спад – благодаря триумфу Enemy Unknown нынче и месяца не проходит без релиза очередной наследницы XCOM. Занятно, впрочем, другое: шедевр Firaxis вдохновил индустрию не только на малобюджетные самостоятельные подражания, но и на неочевидные эксперименты с весьма заметными IP. Впрочем, «неочевидные» – необязательно «плохие», и Gears Tactics хороший тому пример.
Новый облик короля
Едва ли Gears of War нуждается в длинном представлении. Некогда законодатель мод среди консольных шутеров, а сегодня целая вселенная со множеством комиксов, книг и Funko-приложением для смартфонов – творение Epic Games давно заслужило звание поистине народного бренда. В чём секрет успеха? В крутых героях и мрачном сеттинге, скажут одни. В передовой графике, заявят другие. И хоть оба варианта верны, всё даже проще: соль – в нестареющем геймплее и, что немаловажно, его грамотной подаче.
Эти игры – словно американские горки: сколько раз на них ни катайся, а всё равно дух захватывает на каждом спуске. Масштабные битвы с ордами монстров сменяются длительными побоищами против гигантских чудищ одно гротескнее другого. Напряжённые перестрелки внезапно перетекают в дуэли на подствольных бензопилах. И вишенка на торте – по-хорошему суматошный мультиплеер, в котором превращать в фарш дают не только ботов, но и собственных друзей. Лучшие части серии, даром что не блещут оригинальностью, отлично поставлены с точки зрения дизайна: во многом благодаря своей свирепости и динамике каждой сцены Gears до сих пор держится на плаву. Выкинь из цикла эти черты, и он мгновенно потеряет львиную долю своего очарования.
Именно поэтому анонс Gears Tactics во время E3 2018 казался странной авантюрой. С одной стороны, на бумаге идея спин-оффа а-ля XCOM смотрелась более-менее логично: в Gears of War герои большую часть времени проводят в укрытиях, а во главе угла всегда стоит работа в команде. Достаточно просто камеру перенести повыше, добавить курсор – и вуаля, стратегия готова! Однако как быть с неспешным геймплеем, нелепыми жанровыми условностями и затяжными, совсем не напряжёнными перестрелками, как в финале «Голого пистолета 2 1/2»? Можно ли в полной мере перенести брутальный и смачный экшен, которым славится исходная пенталогия, в медлительный формат?
Разработчик и тот не внушал доверия: команда Splash Damage большую часть своей карьеры занималась мультиплеерными боевиками (в последние годы ко всему прочему провальными), а тут внезапно ей поручили сварганить тактическую стратегию фактически с нуля.
Между молотом и наковальней
Неравенство, болезни, битвы за ресурсы – жизнь на планете Сера никогда не отличалась лёгкостью. Стоит завершиться одной кровавой бане, как ей на смену приходит другая. Едва расслабившись после окончания затяжных Маятниковых войн между Коалицией (COG) и Союзом Независимых Республик, человечество внезапно схлестнулось в битве с новым врагом – таинственной Ордой Саранчи. Безжалостные и хитрые чудища в едином порыве напали на все крупные города мира, оставив после себя лишь руины и горы трупов. Всего через шесть недель после долгожданного примирения народов род людской погряз в новом глобальном конфликте без надежды на спокойную жизнь.
События Gears Tactics начинаются спустя год после Дня Прорыва и примерно за 12 лет до завязки оригинальной Gears of War. Из-за ряда поражений и под угрозой погибели правительство Коалиции решается на отчаянный шаг – выжечь практически всю поверхность планеты с помощью орбитального лазера «Молот Зари». Однако прежде, чем запустить безумный план в действие, Председатель Прескотт отправляет Гейба Диаза, одного из лучших солдат COG, на секретную миссию – прикончить Укона, монстра, снабжающего армию противника новыми мутантами. Детали операции? Засекречены. Зацепки, где искать злодея? Отсутствуют. Подмога и оружие? Увы.
Приказы, впрочем, не обсуждаются, и вместе с немногословным Сидом Редбёрном, другим таким «добровольцем», Диаз устремляется в погоню за злым гением Саранчи. Гейб ещё не знает, что по ходу путешествия ему предстоит столкнуться лицом к лицу не только с Ордой, но и грязными секретами своего начальства. Чем закончится эта история и что за тёмные делишки скрывает Прескотт?
Вопросы, признаться, немного бессмысленные: ответы фанаты прекрасно знают и так, а новички сами быстро сообразят, что к чему. Интриги, конфликты между сослуживцами, пыльные скелеты в шкафах – с какой стороны ни смотри, оригинальностью история Tactics не блещет. Плохо? Напротив. Ругать сценаристов не тянет, так как вторичность авторы отлично компенсировали тональностью игры.
Хоть Gears of War никогда и не отличалась глубоким сюжетом, у серии было удивительное настроение. Это были мрачные солдатские баллады – брутальные, но депрессивные боевики, в которых пляски со смертью проходили на фоне разрушенных архитектурных шедевров, простые солдаты не были застрахованы от случайной гибели (или эмоциональных травм), а шутили ситуативно, просто чтобы разрядить обстановку, забыть на минутку про окруживший их кромешный ад.
Можно подумать, что это просто случайность, но нет: такова была исходная задумка Epic Games и конкретно Клиффа Блезински (Cliff Bleszinski), чьи размышления о неудавшемся браке и скорбь о давно почившем отце навеяли печальную атмосферу фантастического боевика. К сожалению, в поздних частях от The Coalition она принципиально иная: мясо осталось, жести по-прежнему через край, однако новые герои ведут себя как персонажи фильмов Marvel, которым, несмотря на молодой возраст, творящаяся вокруг мясорубка вокруг по большей части хоть бы хны.
И внезапно Splash Damage то ли случайно, то ли нарочно умудрилась вернуть цикл к корням, к историям простых вояк с передовой. Недавний трейлер к запуску, красующийся в начале материала, абсолютно не отражает сути: Gears Tactics – не удалой грайндхаус, каким его рисует издатель, а суровый военный триллер в традициях первой части. Подобно оригиналу, здесь персонажи простые, но колоритные и запоминающиеся. Как и раньше, их цель проста, зато путь к ней тернист. Даже постановка на удивление эффектная: пускай кат-сцены не покоряют операторской работой и режиссурой, сняты и сыграны они толково – в чём-то даже лучше невнятного балагана из Gears 5.
Уже одного этого хватило бы, чтобы похвалить студию. К счастью, команда не остановилась на полпути: с точки зрения геймплея новинка тоже способна приятно удивить.
Шаг за шагом спускаемся в ад
Суть Gears Tactics можно описать тремя словами: XCOM с Саранчой. В общих чертах всё похоже: игрок берёт под свой контроль отряд из нескольких пехотинцев (от 1 до 4), выбирает различные миссии и воюет с монстрами в формате пошаговой тактики с видом сверху. У каждого отдельно взятого солдата в зависимости от класса есть набор уникальных навыков, а количество действий за один ход у героя ограниченно. И разумеется, вероятность попадания во врага зависит от ряда факторов: укрытия, дальности и так далее.
Хотя в целом всё работает по знакомой уже много лет формуле, хватает в Tactics и уникальных находок. Во-первых, герои передвигаются по локациям абсолютно свободно, без привязки к какому-либо клетчатому полю. Во-вторых, у каждого персонажа как минимум три очка действия, а не два, как принято у Firaxis, – это ускоряет темп происходящего. И наконец, в-третьих, Splash Damage облагородила механику «Наблюдение» (Overwatch): командир не просто призывает бойцу подстерегать любой ход противника в поле зрения, но самостоятельно выбирает направление и место, которое караулит стрелок.
Это лишь малая часть подобных правок – и все они, как ни странно, в кассу. Если сравнивать с аналогами, Gears Tactics кажется заметно прямолинейнее и проще: например, авторы выкинули от греха подальше менеджмент базы и экономическую составляющую, вместо этого сделав акцент на экшене и кастомизации солдат. Нет тут даже намёка на стелс а-ля XCOM 2. Хотя в какой-то мере это минус (особой глубиной игра похвастать не в состоянии), здесь стоит учесть замысел команды – не просто сделать тактическую стратегию, но адаптировать Gears of War. Взять идеи кооперативного экшена от третьего лица и аккуратно перенести их в новый формат – задачка не для средних умов. И в этом плане дизайнеры прыгнули выше головы.
Уже с первой (фактически тренировочной) миссии в глаза бросается то, насколько дотошно дизайнеры воспроизвели облик классических частей сериала. Стрёкот «Лансера», разваливающийся на кровавые ошмётки противники, знакомая броня, отдельные звуковые эффекты – всё здесь, всё под капотом. Даже ощущения от стрельбы и те как встарь!
Но это лишь начало. Splash Damage перенесла в Tactics не только наружность, но и механики оригиналов, причём не только очевидные. Так, потерявшие всё здоровье бойцы не умирают сразу – первые пару раз они просто падают на колени, ожидая подмоги, как в кооперативном боевике. Более того, в таком плачевном состоянии у них всё равно есть 1 ОД, которое можно потратить, чтобы уползти от опасности. Отказ от искусственного разделения локации на поля здесь тоже, как выяснилось, не просто так. Подобно оригиналам, в которых солдаты умеют «скользить» к укрытиям издалека, подчинённые Диаза тоже могут «примагничиваться» к стенкам или другим укреплениям, получая лёгкое преимущество в бою. И таких тонкостей здесь предостаточно.
С особым тщанием обошлись и с бестиарием: типов Саранчи много, каждый со своими причудами и особенностями, и при этом все ведут себя как им положено по логике вселенной. Бумеры и тероны выбивают из укрытий, гренадёры расстреливают из дробовиков с близкой дистанции, снайперы держат жертву на мушке, вынуждая обдумывать каждое движение. Впрочем, фансервис фансервисом, а гвоздь программы тут ИИ. Противники в Gears Tactics на редкость смышлёные: грамотно окружают, умело караулят и прикрывают друг дружку, если превосходят героев числом; трусливо ретируются, если остаются одни. Играть с такими соперниками интересно – во всяком случае, первые 10–15 часов.
С боссами (да, тут есть боссы!) ситуация немного иная. Умом чудища Укона не блещут и целиком зависят от скриптов, зато они служат отличным испытанием навыков в финале каждого акта. Эти напряжённые, долгие битвы в лучших традициях Gears of War требуют от геймера не просто отсиживаться в стороне, но двигаться, адаптироваться, когда прибывают вражеские подкрепления, идти на отчаянные меры – словом, выживать. Сложность при этом выверена безупречно – так, чтобы пользователь чувствовал давление, но не раздражался.
Подавить огнём, кинуть гранату, воспользоваться новой прорехой в обороне, подбежать и запилить последнего противника – если расписывать происходящее в Gears Tactics подобным образом, действо мало чем отличается от геймплея пяти номерных частей. Разве что те решения, которые надо принимать за долю секунды в основных выпусках серии, здесь разрешают обдумывать гораздо дольше. Так что же, восхитительная адаптация? Вполне. Но, увы, далеко не идеальная игра в целом. Хотя она производит очень положительное впечатление, а за настолько умелый перенос механик впору медаль давать, избежать ошибок новичка Splash Damage всё же не удалось.
Мир воды
По мелочи придираться можно долго – к багам разной степени тяжести (в основном с аудио, но иногда ломаются и скрипты), к посредственной локализации и откровенно плохим русским шрифтам, к выносу Августа Коула в DLC. Но всё так, ерунда. Серьёзная проблема у свежей Gears одна – структура кампании, которая где-то на середине даёт сбой.
Как устроена Tactics: после обязательных тренировочных заданий, как принято, идут полноценные обязательные миссии. Спасти заложников, захватить контрольные точки, собрать ящики с припасами, просто прикончить всёх противников – типичное времяпровождение для военного приключения, которое призвано ознакомить с ключевыми механиками. Идём да…
Стоп. Для дальнейшего продвижения по сюжету необходимо выполнить побочные операции. В первом акте такие перерывы скоротечны и немногочисленны: единичная вылазка – и Диаз с командой снова преследуют Укона, занимаются важными делами. Во втором акте интерлюдий становится больше, и для возвращения в седло требуется завершить уже по два поручения. А в третьем – целых три.
Подобные антракты надоедливы сами по себе, а потом выясняется, что абсолютное большинство этих уровней на одно лицо. Спаси, убей, захвати. Захвати, убей, спаси. Убей, спаси, захвати. Меняются модификаторы (Саранча наносит на 200 % больше урона!) и побочные параметры, за которые вручают кейсы с наградами (завершить задание за 15 ходов), но суть и декорации – нет. Спасая в n-цатый раз дезертира или подбирая очередной эпический приклад от снайперской винтовки, сложно испытывать восторг от происходящего и чувствовать себя героем. Вместо этого начинаешь подозревать, что разработчики без зазрения совести тянут время.
Справедливости ради – это беда не только Gears Tactics, но и многих других игр в жанре: сложно выдумать 100 уникальных миссий, рано или поздно приходится обратиться к генератору случайных чисел. Просто обычно дизайнеры выдумывают способы или сделать «воду» ярче или наполнить её смыслом, пользой. В XCOM геймеру, например, дают на откуп целую базу, которую он волен обустраивать как заблагорассудится. Да, постоянные стычки с пришельцами рано или поздно набьют оскомину, зато каждая победа приносит различные ресурсы, которые сразу идут куда надо.
В Gears, к сожалению, с этим туго. Полноценной штаб-квартиры у Гейба Диаза нет (лишь казармы), а все награды сводятся к лутбоксам. Поначалу это опять же прекрасный стимул и карты исследовать, и бонусные испытания выполнять: видов брони много, каждый тип с уникальным обликом, так что при желании каждого бойца можно сделать не просто машиной смерти, но машиной смерти в красивой консервной банке! Однако со временем, когда лучшие солдаты уже обвешаны «легендарками», сбор кейсов теряет смысл. Казармы и так ломятся от всячины, все эти редкие прицелы и сапоги просто некуда девать.
И всё бы ничего, если бы весь этот филлер компенсировался потрясающими и уникальными обязательными миссиями. Но, к сожалению, чем дальше в лес, тем чаще в глаза бросается удушливое однообразие последней трети кампании. Задачи беспощадно повторяются – необязательную операцию от сюжетной отличаешь исключительно по уникальным диалогам сослуживцев. Положение мог бы исправить последний босс, но он под стать: не очень сложный, зато безумно затянутый. Совсем не чета противникам, с которыми главным героям приходилось воевать до этого.
Сильно ли это портит общее впечатление от игры? В целом нет – к тому моменту Tactics уже успевает поймать на крючок. Просто обидно, что у авторов так резко кончился запал. Возможно, команде хотелось припасти идеи для потенциального сиквела. Учитывая, что концовка оставляет простор для продолжения, а многие вопросы остались без ответа, хочется в это верить.
В целом Gears Tactics удалась. Несмотря на окружавший проект скепсис, Splash Damage и The Coalition умудрились выпустить не просто очередной ленивый клон XCOM: Enemy Unknown, а весьма добротный спин-офф легендарного сериала. Не особо глубокий, зато яркий, динамичный и жуть какой увлекательный. А что самое важное – игра способна понравиться не только прожжённым фанатам вселенной Gears, но и новичкам, которые слыхом не слыхивали о противостоянии Коалиции и Саранчи.
Да, без помарок не обошлось: в частности, из-за слабой последней трети хорошо заметно, что для авторов это всего лишь проба пера в незнакомом жанре. Но даже с учётом этого и промахов помельче разработчики добились самого главного: они показали, что из боевитой Gears of War можно сделать достойную пошаговую тактику. Что ж, скрестим пальцы в надежде на сиквел – с такой-то первой частью он обещает быть как минимум интересным.
Плюсы: добротный геймплей; простой, но в целом увлекательный сюжет; восхитительный перенос механик и духа классических Gears of War в рамки тактической стратегии; неплохая графика; хороший ИИ противников.
Минусы: ближе к финалу игра выдыхается и заметно упрощается; перебор с побочными миссиями и лутбоксами; как приквел проект оставляет желать лучшего; обилие мелких багов; посредственная локализация и убогие русские шрифты.
Лучшие комментарии
Тактика достойная! Радует обилие способностей и широкая вариативность билдов. После xcom глаза разбежались. Не радует однообразие допмиссий и непонятная механика с вербовкой новых бойцов. Пример: у меня есть 5 бойцов, из них, например, 2 низкоуровневые, я хочу их подкачать, беру на операцию, в результате которой они хоть и подкачиваются но уровень не приобретают (прокачка уровней достаточно непредсказуема, не всегда в ходе миссии можно распределять количесто убийств для плановой прокачки бойцов), а после миссии мне становятся доступны бойцы такого же класса но уровнем-двумя выше. Возможность прокачать кого-то еще просрана. В итоге — есть смысл брать на операции максимально одних и тех же бойцов и минимально качать разные группы, потому что дадут новых бойцов выше уровнем.
Если вдумчиво распределять способности и стволы/броню (например тяжпех 3-4 уровня у меня на раз выносит громилу с бумшотом за 1 ход, у которого 2400 хп), то на сложном уровне играть не сложно, особо никого с концами не выносят, разок только было на 1 боссе — пришлось откатиться на сейв, ну пока что наиграно 22 часа а там посмотрим.
У противников, кстати, та же механика, они могут друг друга поднимать.
Главные герои уже заранее созданные, остальное рандомны. Рандомов можно кастомизировать, хоть женщинам бороды на лицо вешать. Можно винтовки перекрашивать, на броню узоры делать.
Карты — сложно сказать, я замечал идентичные друг другу филлерные миссии (вплоть до ящиков), в которых были разные погодные условия.
Побочные миссии из разряда «вот тебе 4 на выбор, сделай 3, чтобы пойти дальше по сюжету».
После концовки есть постгейм, где можно побочки фармить бесконечно.
Но вообще это не нужно, потому что игра щедро награждает экипировкой и бойцами и так.
Чего обидно? Садись, да играй все уже давно пашет и на 7 тоже
Благодарю за инфу. На следующей распродаже возможно куплю=)
Обзор выше всяких похвал. Он первый на сайте или были другие до него? А то раньше тебя среди авторов не видел.
Сам же буду ждать версию для XONE (в коллекцию ко всем остальным частям серии). Кстати, нигде точную дату релиза не объявляли? А то, может, проглядел.
Поиграл. Отвратительно, ужасно, скучно и нудно. Стратегической части тупо нет, а тактическая весьма слабая, весь контент появляется в первом часу игры(я не шучу, реально весь), повсюду однообразные миссии, которые проходятся вот так:
Есть гранаты:
1)Кидай
2)Браво, вы восхитительны!
Нет гранат:
1)Нажми овервотч
2)Браво, вы восхитительны!
Это даже не проходняк, это мусор. Но мусор красивый, не спорю, однако я играть пришёл, а не любоваться картинкой.
Нет, не первый, просто я избегаю громких релизов.
Не, точную дату не объявляли, просто сказали, что «усё будет».