27 апреля 2020 27.04.20 20 57K

Gears Tactics: Обзор

Играл на PC

Shadow Tactics: Blades of the Shogun, Into the Breach, Phantom Doctrine – тактические стратегии и RPG вот уже который год переживают настоящий ренессанс. Хотя отнюдь не этот жанр первым приходит в голову, когда речь заходит о видеоиграх, его популярность просто отказывается идти на спад – благодаря триумфу Enemy Unknown нынче и месяца не проходит без релиза очередной наследницы XCOM. Занятно, впрочем, другое: шедевр Firaxis вдохновил индустрию не только на малобюджетные самостоятельные подражания, но и на неочевидные эксперименты с весьма заметными IP. Впрочем, «неочевидные» – необязательно «плохие», и Gears Tactics хороший тому пример.

 

Новый облик короля

Едва ли Gears of War нуждается в длинном представлении. Некогда законодатель мод среди консольных шутеров, а сегодня целая вселенная со множеством комиксов, книг и Funko-приложением для смартфонов – творение Epic Games давно заслужило звание поистине народного бренда. В чём секрет успеха? В крутых героях и мрачном сеттинге, скажут одни. В передовой графике, заявят другие. И хоть оба варианта верны, всё даже проще: соль – в нестареющем геймплее и, что немаловажно, его грамотной подаче.

Эти игры – словно американские горки: сколько раз на них ни катайся, а всё равно дух захватывает на каждом спуске. Масштабные битвы с ордами монстров сменяются длительными побоищами против гигантских чудищ одно гротескнее другого. Напряжённые перестрелки внезапно перетекают в дуэли на подствольных бензопилах. И вишенка на торте – по-хорошему суматошный мультиплеер, в котором превращать в фарш дают не только ботов, но и собственных друзей. Лучшие части серии, даром что не блещут оригинальностью, отлично поставлены с точки зрения дизайна: во многом благодаря своей свирепости и динамике каждой сцены Gears до сих пор держится на плаву. Выкинь из цикла эти черты, и он мгновенно потеряет львиную долю своего очарования.

Именно поэтому анонс Gears Tactics во время E3 2018 казался странной авантюрой. С одной стороны, на бумаге идея спин-оффа а-ля XCOM смотрелась более-менее логично: в Gears of War герои большую часть времени проводят в укрытиях, а во главе угла всегда стоит работа в команде. Достаточно просто камеру перенести повыше, добавить курсор – и вуаля, стратегия готова! Однако как быть с неспешным геймплеем, нелепыми жанровыми условностями и затяжными, совсем не напряжёнными перестрелками, как в финале «Голого пистолета 2 1/2»? Можно ли в полной мере перенести брутальный и смачный экшен, которым славится исходная пенталогия, в медлительный формат?

Разработчик и тот не внушал доверия: команда Splash Damage большую часть своей карьеры занималась мультиплеерными боевиками (в последние годы ко всему прочему провальными), а тут внезапно ей поручили сварганить тактическую стратегию фактически с нуля.

Между молотом и наковальней

Неравенство, болезни, битвы за ресурсы – жизнь на планете Сера никогда не отличалась лёгкостью. Стоит завершиться одной кровавой бане, как ей на смену приходит другая. Едва расслабившись после окончания затяжных Маятниковых войн между Коалицией (COG) и Союзом Независимых Республик, человечество внезапно схлестнулось в битве с новым врагом – таинственной Ордой Саранчи. Безжалостные и хитрые чудища в едином порыве напали на все крупные города мира, оставив после себя лишь руины и горы трупов. Всего через шесть недель после долгожданного примирения народов род людской погряз в новом глобальном конфликте без надежды на спокойную жизнь.

События Gears Tactics начинаются спустя год после Дня Прорыва и примерно за 12 лет до завязки оригинальной Gears of War. Из-за ряда поражений и под угрозой погибели правительство Коалиции решается на отчаянный шаг – выжечь практически всю поверхность планеты с помощью орбитального лазера «Молот Зари». Однако прежде, чем запустить безумный план в действие, Председатель Прескотт отправляет Гейба Диаза, одного из лучших солдат COG, на секретную миссию – прикончить Укона, монстра, снабжающего армию противника новыми мутантами. Детали операции? Засекречены. Зацепки, где искать злодея? Отсутствуют. Подмога и оружие? Увы.

Приказы, впрочем, не обсуждаются, и вместе с немногословным Сидом Редбёрном, другим таким «добровольцем», Диаз устремляется в погоню за злым гением Саранчи. Гейб ещё не знает, что по ходу путешествия ему предстоит столкнуться лицом к лицу не только с Ордой, но и грязными секретами своего начальства. Чем закончится эта история и что за тёмные делишки скрывает Прескотт?

Вопросы, признаться, немного бессмысленные: ответы фанаты прекрасно знают и так, а новички сами быстро сообразят, что к чему. Интриги, конфликты между сослуживцами, пыльные скелеты в шкафах – с какой стороны ни смотри, оригинальностью история Tactics не блещет. Плохо? Напротив. Ругать сценаристов не тянет, так как вторичность авторы отлично компенсировали тональностью игры.

Хоть Gears of War никогда и не отличалась глубоким сюжетом, у серии было удивительное настроение. Это были мрачные солдатские баллады – брутальные, но депрессивные боевики, в которых пляски со смертью проходили на фоне разрушенных архитектурных шедевров, простые солдаты не были застрахованы от случайной гибели (или эмоциональных травм), а шутили ситуативно, просто чтобы разрядить обстановку, забыть на минутку про окруживший их кромешный ад.

 

Можно подумать, что это просто случайность, но нет: такова была исходная задумка Epic Games и конкретно Клиффа Блезински (Cliff Bleszinski), чьи размышления о неудавшемся браке и скорбь о давно почившем отце навеяли печальную атмосферу фантастического боевика. К сожалению, в поздних частях от The Coalition она принципиально иная: мясо осталось, жести по-прежнему через край, однако новые герои ведут себя как персонажи фильмов Marvel, которым, несмотря на молодой возраст, творящаяся вокруг мясорубка вокруг по большей части хоть бы хны.

И внезапно Splash Damage то ли случайно, то ли нарочно умудрилась вернуть цикл к корням, к историям простых вояк с передовой. Недавний трейлер к запуску, красующийся в начале материала, абсолютно не отражает сути: Gears Tactics – не удалой грайндхаус, каким его рисует издатель, а суровый военный триллер в традициях первой части. Подобно оригиналу, здесь персонажи простые, но колоритные и запоминающиеся. Как и раньше, их цель проста, зато путь к ней тернист. Даже постановка на удивление эффектная: пускай кат-сцены не покоряют операторской работой и режиссурой, сняты и сыграны они толково – в чём-то даже лучше невнятного балагана из Gears 5.

Кстати, в зависимости от выбора экипировки в кат-сценах на персонажах меняются броня и оружие.
Кстати, в зависимости от выбора экипировки в кат-сценах на персонажах меняются броня и оружие.

Уже одного этого хватило бы, чтобы похвалить студию. К счастью, команда не остановилась на полпути: с точки зрения геймплея новинка тоже способна приятно удивить.

Шаг за шагом спускаемся в ад

Суть Gears Tactics можно описать тремя словами: XCOM с Саранчой. В общих чертах всё похоже: игрок берёт под свой контроль отряд из нескольких пехотинцев (от 1 до 4), выбирает различные миссии и воюет с монстрами в формате пошаговой тактики с видом сверху. У каждого отдельно взятого солдата в зависимости от класса есть набор уникальных навыков, а количество действий за один ход у героя ограниченно. И разумеется, вероятность попадания во врага зависит от ряда факторов: укрытия, дальности и так далее.

У каждого вояки есть уникальное древо навыков, с помощью которого, скажем, из обычного пулемётчика можно сделать ходячую турель, а из Гейба – полевого медика.
У каждого вояки есть уникальное древо навыков, с помощью которого, скажем, из обычного пулемётчика можно сделать ходячую турель, а из Гейба – полевого медика.

Хотя в целом всё работает по знакомой уже много лет формуле, хватает в Tactics и уникальных находок. Во-первых, герои передвигаются по локациям абсолютно свободно, без привязки к какому-либо клетчатому полю. Во-вторых, у каждого персонажа как минимум три очка действия, а не два, как принято у Firaxis, – это ускоряет темп происходящего. И наконец, в-третьих, Splash Damage облагородила механику «Наблюдение» (Overwatch): командир не просто призывает бойцу подстерегать любой ход противника в поле зрения, но самостоятельно выбирает направление и место, которое караулит стрелок.

Это лишь малая часть подобных правок – и все они, как ни странно, в кассу. Если сравнивать с аналогами, Gears Tactics кажется заметно прямолинейнее и проще: например, авторы выкинули от греха подальше менеджмент базы и экономическую составляющую, вместо этого сделав акцент на экшене и кастомизации солдат. Нет тут даже намёка на стелс а-ля XCOM 2. Хотя в какой-то мере это минус (особой глубиной игра похвастать не в состоянии), здесь стоит учесть замысел команды – не просто сделать тактическую стратегию, но адаптировать Gears of War. Взять идеи кооперативного экшена от третьего лица и аккуратно перенести их в новый формат – задачка не для средних умов. И в этом плане дизайнеры прыгнули выше головы.

Как и в номерных выпусках, тероны и бумеры оставляют после себя уникальное оружие – грех не воспользоваться на пару залпов.
Как и в номерных выпусках, тероны и бумеры оставляют после себя уникальное оружие – грех не воспользоваться на пару залпов.

Уже с первой (фактически тренировочной) миссии в глаза бросается то, насколько дотошно дизайнеры воспроизвели облик классических частей сериала. Стрёкот «Лансера», разваливающийся на кровавые ошмётки противники, знакомая броня, отдельные звуковые эффекты – всё здесь, всё под капотом. Даже ощущения от стрельбы и те как встарь!

Но это лишь начало. Splash Damage перенесла в Tactics не только наружность, но и механики оригиналов, причём не только очевидные. Так, потерявшие всё здоровье бойцы не умирают сразу – первые пару раз они просто падают на колени, ожидая подмоги, как в кооперативном боевике. Более того, в таком плачевном состоянии у них всё равно есть 1 ОД, которое можно потратить, чтобы уползти от опасности. Отказ от искусственного разделения локации на поля здесь тоже, как выяснилось, не просто так. Подобно оригиналам, в которых солдаты умеют «скользить» к укрытиям издалека, подчинённые Диаза тоже могут «примагничиваться» к стенкам или другим укреплениям, получая лёгкое преимущество в бою. И таких тонкостей здесь предостаточно.

Казни и убийства штыками/бензопилами теперь приносят не только эстетическое удовольствие, но и тактическую пользу: после столь вдохновляющего акта агрессии союзники получают дополнительное очко действия.
Казни и убийства штыками/бензопилами теперь приносят не только эстетическое удовольствие, но и тактическую пользу: после столь вдохновляющего акта агрессии союзники получают дополнительное очко действия.

С особым тщанием обошлись и с бестиарием: типов Саранчи много, каждый со своими причудами и особенностями, и при этом все ведут себя как им положено по логике вселенной. Бумеры и тероны выбивают из укрытий, гренадёры расстреливают из дробовиков с близкой дистанции, снайперы держат жертву на мушке, вынуждая обдумывать каждое движение. Впрочем, фансервис фансервисом, а гвоздь программы тут ИИ. Противники в Gears Tactics на редкость смышлёные: грамотно окружают, умело караулят и прикрывают друг дружку, если превосходят героев числом; трусливо ретируются, если остаются одни. Играть с такими соперниками интересно – во всяком случае, первые 10–15 часов.

С боссами (да, тут есть боссы!) ситуация немного иная. Умом чудища Укона не блещут и целиком зависят от скриптов, зато они служат отличным испытанием навыков в финале каждого акта. Эти напряжённые, долгие битвы в лучших традициях Gears of War требуют от геймера не просто отсиживаться в стороне, но двигаться, адаптироваться, когда прибывают вражеские подкрепления, идти на отчаянные меры – словом, выживать. Сложность при этом выверена безупречно – так, чтобы пользователь чувствовал давление, но не раздражался.

Чем не скриншот из оригинальной трилогии?
Чем не скриншот из оригинальной трилогии?

Подавить огнём, кинуть гранату, воспользоваться новой прорехой в обороне, подбежать и запилить последнего противника – если расписывать происходящее в Gears Tactics подобным образом, действо мало чем отличается от геймплея пяти номерных частей. Разве что те решения, которые надо принимать за долю секунды в основных выпусках серии, здесь разрешают обдумывать гораздо дольше. Так что же, восхитительная адаптация? Вполне. Но, увы, далеко не идеальная игра в целом. Хотя она производит очень положительное впечатление, а за настолько умелый перенос механик впору медаль давать, избежать ошибок новичка Splash Damage всё же не удалось.

Мир воды

По мелочи придираться можно долго – к багам разной степени тяжести (в основном с аудио, но иногда ломаются и скрипты), к посредственной локализации и откровенно плохим русским шрифтам, к выносу Августа Коула в DLC. Но всё так, ерунда. Серьёзная проблема у свежей Gears одна – структура кампании, которая где-то на середине даёт сбой.

Как устроена Tactics: после обязательных тренировочных заданий, как принято, идут полноценные обязательные миссии. Спасти заложников, захватить контрольные точки, собрать ящики с припасами, просто прикончить всёх противников – типичное времяпровождение для военного приключения, которое призвано ознакомить с ключевыми механиками. Идём да…

Стоп. Для дальнейшего продвижения по сюжету необходимо выполнить побочные операции. В первом акте такие перерывы скоротечны и немногочисленны: единичная вылазка – и Диаз с командой снова преследуют Укона, занимаются важными делами. Во втором акте интерлюдий становится больше, и для возвращения в седло требуется завершить уже по два поручения. А в третьем – целых три.

Пройти все этапы кампании бессменной командой не выйдет: авторы то и дело принуждают к ротации персонала.
Пройти все этапы кампании бессменной командой не выйдет: авторы то и дело принуждают к ротации персонала.

Подобные антракты надоедливы сами по себе, а потом выясняется, что абсолютное большинство этих уровней на одно лицо. Спаси, убей, захвати. Захвати, убей, спаси. Убей, спаси, захвати. Меняются модификаторы (Саранча наносит на 200 % больше урона!) и побочные параметры, за которые вручают кейсы с наградами (завершить задание за 15 ходов), но суть и декорации – нет. Спасая в n-цатый раз дезертира или подбирая очередной эпический приклад от снайперской винтовки, сложно испытывать восторг от происходящего и чувствовать себя героем. Вместо этого начинаешь подозревать, что разработчики без зазрения совести тянут время.

Справедливости ради – это беда не только Gears Tactics, но и многих других игр в жанре: сложно выдумать 100 уникальных миссий, рано или поздно приходится обратиться к генератору случайных чисел. Просто обычно дизайнеры выдумывают способы или сделать «воду» ярче или наполнить её смыслом, пользой. В XCOM геймеру, например, дают на откуп целую базу, которую он волен обустраивать как заблагорассудится. Да, постоянные стычки с пришельцами рано или поздно набьют оскомину, зато каждая победа приносит различные ресурсы, которые сразу идут куда надо.

Ящики, ящики, ящики. Хорошо хоть, микротранзакций нет.
Ящики, ящики, ящики. Хорошо хоть, микротранзакций нет.

В Gears, к сожалению, с этим туго. Полноценной штаб-квартиры у Гейба Диаза нет (лишь казармы), а все награды сводятся к лутбоксам. Поначалу это опять же прекрасный стимул и карты исследовать, и бонусные испытания выполнять: видов брони много, каждый тип с уникальным обликом, так что при желании каждого бойца можно сделать не просто машиной смерти, но машиной смерти в красивой консервной банке! Однако со временем, когда лучшие солдаты уже обвешаны «легендарками», сбор кейсов теряет смысл. Казармы и так ломятся от всячины, все эти редкие прицелы и сапоги просто некуда девать.

И всё бы ничего, если бы весь этот филлер компенсировался потрясающими и уникальными обязательными миссиями. Но, к сожалению, чем дальше в лес, тем чаще в глаза бросается удушливое однообразие последней трети кампании. Задачи беспощадно повторяются – необязательную операцию от сюжетной отличаешь исключительно по уникальным диалогам сослуживцев. Положение мог бы исправить последний босс, но он под стать: не очень сложный, зато безумно затянутый. Совсем не чета противникам, с которыми главным героям приходилось воевать до этого.

Сильно ли это портит общее впечатление от игры? В целом нет – к тому моменту Tactics уже успевает поймать на крючок. Просто обидно, что у авторов так резко кончился запал. Возможно, команде хотелось припасти идеи для потенциального сиквела. Учитывая, что концовка оставляет простор для продолжения, а многие вопросы остались без ответа, хочется в это верить.

В целом Gears Tactics удалась. Несмотря на окружавший проект скепсис, Splash Damage и The Coalition умудрились выпустить не просто очередной ленивый клон XCOM: Enemy Unknown, а весьма добротный спин-офф легендарного сериала. Не особо глубокий, зато яркий, динамичный и жуть какой увлекательный. А что самое важное – игра способна понравиться не только прожжённым фанатам вселенной Gears, но и новичкам, которые слыхом не слыхивали о противостоянии Коалиции и Саранчи.

Да, без помарок не обошлось: в частности, из-за слабой последней трети хорошо заметно, что для авторов это всего лишь проба пера в незнакомом жанре. Но даже с учётом этого и промахов помельче разработчики добились самого главного: они показали, что из боевитой Gears of War можно сделать достойную пошаговую тактику. Что ж, скрестим пальцы в надежде на сиквел – с такой-то первой частью он обещает быть как минимум интересным.

Плюсы: добротный геймплей; простой, но в целом увлекательный сюжет; восхитительный перенос механик и духа классических Gears of War в рамки тактической стратегии; неплохая графика; хороший ИИ противников.

Минусы: ближе к финалу игра выдыхается и заметно упрощается; перебор с побочными миссиями и лутбоксами; как приквел проект оставляет желать лучшего; обилие мелких багов; посредственная локализация и убогие русские шрифты.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Gears Tactics

Платформы
PC | XONE | XBOXSX
Жанр
Дата выхода
28 апреля 2020
508
3.9
243 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Опа, опа. Я убегаю, пора знакомиться с серией, благодарю. Буду крутить, шестеренки войны.

Тактика достойная! Радует обилие способностей и широкая вариативность билдов. После xcom глаза разбежались. Не радует однообразие допмиссий и непонятная механика с вербовкой новых бойцов. Пример: у меня есть 5 бойцов, из них, например, 2 низкоуровневые, я хочу их подкачать, беру на операцию, в результате которой они хоть и подкачиваются но уровень не приобретают (прокачка уровней достаточно непредсказуема, не всегда в ходе миссии можно распределять количесто убийств для плановой прокачки бойцов), а после миссии мне становятся доступны бойцы такого же класса но уровнем-двумя выше. Возможность прокачать кого-то еще просрана. В итоге — есть смысл брать на операции максимально одних и тех же бойцов и минимально качать разные группы, потому что дадут новых бойцов выше уровнем.

Если вдумчиво распределять способности и стволы/броню (например тяжпех 3-4 уровня у меня на раз выносит громилу с бумшотом за 1 ход, у которого 2400 хп), то на сложном уровне играть не сложно, особо никого с концами не выносят, разок только было на 1 боссе — пришлось откатиться на сейв, ну пока что наиграно 22 часа а там посмотрим. 

Интересно. Никогда Гирзы не нравились, но в виде клона xcom можно попробовать. Может пропустил и в тексте ьыли ответы на вопросы — что со смертью персонажей? Как я понял есть гг и отряд. Отряд рандомы которых можно самому нанимать кастомизировать или заготовленные бойцы? Генератор карт или все вручную создано? Что с побочными миссиями? В плане их вот пара штук и все или можно в какой то момент решить, так, я по сюжету пока не пойду, буду 12 часов фармить побочки.
Вот так халява, знатный подгон. Но к сожалению Xbox для меня вещь, закрытая. Никогда не имел с ней отношения никакого. Жалко что на PS4 она не вышла, но для таких случаев есть PC и вроде в steam она вышла.
Сюжетные герои умиреть могут, но это Game Over, остальные (которые генерятся рандомно) могут умереть навсегда. Просто это оформлено в духе Gears of War, где после потери здоровья перс не умирает, а ждёт, пока его поднимет напарник. В таком состоянии его вполне может добить какой-то противник.
У противников, кстати, та же механика, они могут друг друга поднимать.
Главные герои уже заранее созданные, остальное рандомны. Рандомов можно кастомизировать, хоть женщинам бороды на лицо вешать. Можно винтовки перекрашивать, на броню узоры делать.
Карты — сложно сказать, я замечал идентичные друг другу филлерные миссии (вплоть до ящиков), в которых были разные погодные условия.
Побочные миссии из разряда «вот тебе 4 на выбор, сделай 3, чтобы пойти дальше по сюжету».
После концовки есть постгейм, где можно побочки фармить бесконечно.
Но вообще это не нужно, потому что игра щедро награждает экипировкой и бойцами и так.
На PC Game Pass тоже есть, если что, и там тоже игра будет, насколько я вижу на их сайте)

Чего обидно? Садись, да играй все уже давно пашет и на 7 тоже

Благодарю за инфу. На следующей распродаже возможно куплю=)

Они меняются время от времени — но там заранее объявляют, что вылетает, а что прилетает. Некоторые игры, вроде Gears 5, там вроде вечно лежат.
Обидно, что не выйдет поиграть. На ПК только для Windows 10, да ещё и с регистрацией у самих Microsoft
По мне, лучшая пошаговая тактическая стратегия со времен Incubation. time is runing, кстати нехило напоминает последнюю
Всегда хотел ознакомиться с данной серией, но как-то не находилось времени. Тут бац анонсировали тактику в данной серии и я обомлел, ждал ее с нетерпением. Прочитав обзор, точно уверен чем займусь на этой недели.
Спасибо за обзор! Интересно было почитать после видео
«Изюм»? Вот это поворот!
Обзор выше всяких похвал. Он первый на сайте или были другие до него? А то раньше тебя среди авторов не видел.
Сам же буду ждать версию для XONE (в коллекцию ко всем остальным частям серии). Кстати, нигде точную дату релиза не объявляли? А то, может, проглядел.
А в этом гейм пассе игры время от времени меняются или остаются на аккаунте? Спасибо за ответ)

Поиграл. Отвратительно, ужасно, скучно и нудно. Стратегической части тупо нет, а тактическая весьма слабая, весь контент появляется в первом часу игры(я не шучу, реально весь), повсюду однообразные миссии, которые проходятся вот так:

Есть гранаты:
1)Кидай
2)Браво, вы восхитительны!

Нет гранат:

1)Нажми овервотч
2)Браво, вы восхитительны!

Это даже не проходняк, это мусор. Но мусор красивый, не спорю, однако я играть пришёл, а не любоваться картинкой.

Спасибо!
Нет, не первый, просто я избегаю громких релизов.
Не, точную дату не объявляли, просто сказали, что «усё будет».
Читай также