19 февраля 2020 19.02.20 15 16K

Onimusha: Warlords: Обзор

Играл на Sony PlayStation 4

Классика бессмертна, с завидной регулярностью утверждают ретрограды, когда речь заходит о литературе и кинематографе. Как ни странно, они правы — сколько бы ни выходило новых прекрасных книг, шедевры уровня «Графа Монте-Кристо» с нами навсегда. Они не исчезнут со страниц истории. Они не станут хуже. Тем печальнее, что с видеоиграми всё иначе: не ровен час обожаемый критиками хит, обладатель десятков премий и пафосных титулов в духе «„Гражданин Кейн“ всея индустрии», выйдет из моды — а потом и вовсе устареет так сильно, что мама не горюй. Проверку временем (и гейм-дизайном) выдерживают лишь лучшие из лучших, среди которых оказываются порой весьма неочевидные вещи. Например, Onimusha: Warlords, мистический слэшер, покоривший миллионы геймеров на заре эпохи PlayStation 2. Что такого особенного в приключениях отважного Саманоске Акети и как один из первых бестселлеров PS2 чувствует себя почти 20 лет спустя?

Летопись

Ace Attorney. Devil May Cry. Mega Man. Monster Hunter. Street Fighter — что ни говори, а у Capcom найдутся релизы на любой вкус и цвет. Но какими бы жанрами ни баловалась именитая корпорация, у абсолютного большинства сине-жёлтый логотип ассоциируется с сериалом Resident Evil.

Легендарный хоррор едва ли кто-то отважится назвать абсолютно инновационным: оригинальностью байки о таинственных особняках и обитающих в них монстрах не отличаются, да и с переносом знакомой темы в 3D японцы опоздали на пару-тройку лет. Зато детищу Синдзи Миками (Shinji Mikami) удалось сделать для индустрии больше, чем иным куда более оригинальным проектам: его невероятный успех вдохновил других творцов.

История Onimusha: Warlords началась в 1997-м, когда продюсеру Ёсики Окамото (Yoshiki Okamoto) пришла в голову идея так называемого Sengoku Biohazard — необычного спин-оффа, повествующего о схватке благородных ниндзя и жутких демонов в самый разгар периода Сэнгоку. Задумка попахивала бредом, однако в глазах её автора, заядлого поклонника лент Акиры Куросавы (Akira Kurosawa), Эпоха воюющих провинций с её сложными конфликтами и неоднозначными действующими лицами была идеальным фоном для кинематографичного приключения в багряных тонах. Лишь геймплей первоисточника слегка переработать, заменив огнестрельное оружие катанами с сюрикенами, и бестселлер готов! Долго убеждать руководство Capcom не пришлось.

Хотя предыдущий хоррор компании дебютировал на PlayStation, новый проект собирались делать эксклюзивно для N64 и её аксессуара 64DD. Увы, плохие продажи последнего поставили на планах жирный крест — так экшен сменил прописку с консоли Nintendo на первую PlayStation. Но на этом катавасия с платформами не кончилась: где-то на полпути программистов настолько впечатлили мощь и возможности маячившей на горизонте PS2, что они решили начать разработку с чистого листа. На память остались лишь ранние трейлеры — и надежда, что в старом офисе где-то в Осаке сохранился играбельный билд исходной версии самурайского хита.

 

Страшно представить, как подобная чехарда с платформами отразилась на бюджете, однако компания всё равно вливала деньги в тёмную лошадку. Так, по просьбе тогда ещё легендарного композитора Мамору Самураготи (Mamoru Samuragochi) она наняла целый оркестр для записи саундтрека — сравнительно редкое и отнюдь не дешёвое явление по тем временам. А если учесть, что авторы задумали целую трилогию и запустили производство сиквела ещё до релиза первой части, Capcom явно рассчитывала на успех.

Уверенность в успехе легко объяснить. Аж со времён разработки на PS1 у команды был туз в рукаве — Такеси Канесиро (Takeshi Kaneshiro), актёр, певец, а также геймер в завязке, любезно предоставивший внешность и голос главному герою мистического эпоса. Благодаря музыкальной карьере и фильмам Вонга Кар-Вая (Wong Kar-wai) у Канесиро к тому моменту уже сформировалась армия поклонников, поэтому его участие гарантировало хотя бы какой-то интерес общественности к новинке, если та внезапно не найдёт своего покупателя.

Вышедшая в январе 2001 года Onimusha: Warlords быстро пошла в народ. Несмотря на очевидные и не всегда лестные сравнения с Resident Evil (ругали главным образом «танковое» управление да камеру), критики высоко оценили исторический слэшер, а геймеры обеспечили ему почётное место в Книге рекордов Гиннесса. Удивительно? Отнюдь: что тогда, что сейчас игре есть чем зацепить.

Самурайская баллада

Япония, лето 1560-го. В битве при Окэхадзаме сходятся войска Имагавы Ёсимото и Оды Нобунаги — легендарного полководца и будущего политического лидера, который посвятит жизнь объединению Страны восходящего солнца. После неравной схватки и хитрого тактического манёвра армия клана Ода одерживает верх над превосходящими силами Ёсимото. Увы, триумф был недолог: в горло победителя вонзается стрела. Едва вкусив победу, безжалостный Нобунага захлёбывается в собственной крови.

События первой части Onimusha начинаются год спустя. Саманоске Акети получает письмо от принцессы Юки — вокруг бесследно пропадают люди, и бедняжка чувствует, что вот-вот попадёт в беду. Не зря. Прибыв на место, Саманоске и его боевая подруга Каэде обнаруживают, что опоздали: Юки уже схватили внезапно наводнившие окрестности монстры.

Бравый меченосец бросается на выручку и даже находит похищенную, однако ему, простому смертному, не под силу сразить сверхъестественных чудищ — после непродолжительной схватки те уносят девушку в замок Инабаяма, а «спасителя» оставляют умирать. В ситуацию вмешивается третья сторона — демоны расы Они, заклятые враги устроивших разруху порождений тьмы. Выбрав самурая в качестве своего воина, причудливые создания даруют ему магическую перчатку, способную по воле хозяина поглощать души противников. Теперь хоть король подземного царства, хоть возрождённый Ода Нобунага — никто и ничто не остановит Саманоске на пути к принцессе.

Как можно понять по краткому пересказу завязки, сюжет до смешного прост. Есть герои — смелые, неглупые, статные, за друзей и близких готовые неприступную гору покорить. Есть злодеи — коварные, изворотливые, ради хитрых планов готовые пожертвовать кем угодно, даже невинным ребёнком. Есть конфликт, который по сути недалеко ушёл от игр с NES или даже Atari 2600. Предсказуемо — а ругать не тянет. Сложно критиковать сценарий, в котором нет ничего лишнего.

Комичный английский дубляж только добавляет происходящему старомодного шарма.
Комичный английский дубляж только добавляет происходящему старомодного шарма.

Но это не единственная причина, по которой простую фабулу язык не поворачивается упрекать в излишней примитивности. Дело в том, что Onimusha, при всей её кажущейся банальности, — толково написанная интерактивная былина. Студия Flagship умело почерпнула вдохновение из литературных эпосов и тематических лент, после чего вплела в слэшер знакомые ещё со школы элементы — от расхожих архетипов до темы борьбы народного воина с иноземными захватчиками. Недаром Саманоске помогают японские духи, а противостоят технически подкованные демоны с именами из «Гамлета» — так Capcom изобразила противостояние Востока и Запада на необычный манер.

Контекст периода Сэнгоку тут тоже отнюдь не для красоты. Как подобает древним сказаниям, в Onimusha откровенный вымысел переплетается с фактами: реально существовавшие личности общаются с выдуманными персонажами, а задокументированные события вроде взлёта Нобунаги переписываются и обретают совершенно фантастические объяснения. Каким образом самый известный Ода из провинции Овари обрёл свою мощь? Продал душу демонам, разумеется, подобно Чингисхану за несколько столетий до него! Бред, но бред в меру изобретательный и яркий, а в приключенческом экшене это главное.

Историческая подоплёка благотворно влияет не только на восприятие сюжета — она украшает игру в целом, придаёт ей неповторимый экзотический окрас. Демоны в касах, бамбуковые сады, крепости с высоченными лестницами и узкими коридорами — декорации Японии XVI века превращают, казалось бы, заурядное приключение в неповторимое зрелище, эдакий парк аттракционов на тему Страны восходящего солнца. Так что, даже будь экшен скучным и кособоким, опасное путешествие по замку Инабаяма нашло бы, чем поразить неподготовленного зрителя. К счастью, геймплей Onimusha: Warlords таит в себе немало приятных сюрпризов.

Восточная сталь

Как отмечалось выше, Onimusha затевалась как ответвление Resident Evil — первая её версия даже разрабатывалась на движке того самого хоррора. Уже один этот факт создаёт слегка искажённое впечатление о самурайском боевике: воображение тут же начинает рисовать нудные загадки, беготню туда-сюда-обратно в поисках ключей, ограниченный инвентарь, «танковое» управление в худших его формах. Дела обстоят куда лучше: разработчики толково обновили знакомые с 1996 года механики, убрав почти все намёки на хоррор и акцентировав внимание на экшене.

Что, признаться, поначалу тоже звучит пугающе — достаточно вспомнить, насколько неудобно воевать с зомби и прочими монстрами в особняке Спенсера и на улицах Раккун-Сити. И это с подспорьем в виде огнестрела! Но бояться нечего: Саманоске Акети — опытный воин с рядом уникальных трюков.

Во-первых, герой всяко подвижнее любого спецназовца S.T.A.R.S. У него есть уникальная стойка, которая работает как наведение на цель (и при этом позволяет двигаться); его блок отражает атаки с любого направления; а ещё Саманоске умеет парировать выпады и наносить критический урон (это два отдельных навыка!). Даже без прелестей ремастера (о которых ниже) такой арсенал приёмов отлично компенсирует «танковое» управление и позволяет играючи управляться с демонами без насилия над пальцами. Да, боевая система проста, зато работает как часы.

В узких коридорах замка куда сподручнее размахивать мечом, чем долго целиться из ружья
В узких коридорах замка куда сподручнее размахивать мечом, чем долго целиться из ружья

Во-вторых, у самурая есть перчатка Они. Если в Resident Evil стычки с противниками призваны истощать запасы и чудищ желательно избегать, то в Onimusha всё наоборот: враги — это ресурсы! Убийство монстров приносит души, которые можно тратить на улучшение оружия, прокачку магии и усиление ключей для открытия сюжетных (и не очень) дверей. И пусть гадов очень много (и они то и дело возрождаются в некоторых зонах), авторы не перегибают палку со сложностью: пройти кампанию не составит труда даже с одной лишь катаной первого уровня. Главное — не лезть на рожон.

Слэшер в целом сделан по уму. Утомляющий бэктрекинг по пустым локациям в поисках ключей? Его свели к минимуму: возвращаться куда-то далеко приходится, как правило, ради побочных предметов. Ограниченный инвентарь? Забудьте — у самурая широкие штаны, подбирайте всё, что плохо лежит. Бестолковые головоломки? Их толком-то и нет — и абсолютное большинство совершенно опциональны.

Разве что обязательная задачка с водой может поставить в тупик. Главное — не растеряться.
Разве что обязательная задачка с водой может поставить в тупик. Главное — не растеряться.

От игрока даже не требуется применять аптечки, ведь из демонов то и дело вылетает целебная магия — это мотивирует биться до конца и избавляет от безвыходных ситуаций. Даже битвы с боссами, худшие в геймплейном отношении моменты многих боевиков с фиксированной камерой, и те вызывают азарт благодаря внятной боевой системе и толковой кинематографии. Если не считать битвы с Осриком: там виртуальный оператор выбрал отнюдь не лучшие ракурсы съёмки.

К сожалению, при всех её достоинствах, шедевром первую часть Onimusha не назвать. И проблема, как ни странно, не в управлении и не в камере. Подкашивает экшен количество контента: его до обидного мало, возможно из-за скачков с платформы на платформу в самый разгар разработки. Безусловно, сюжетная линия только выигрывает от подобной лаконичности, только после прохождения заняться особо нечем: бонусный режим Oni Souls с разбиванием горшков убог и до смешного краток, а дополнительных костюмов мало — как и поводов возвращаться в замок Инабаяма. Здесь бы пригодились переиздания в духе любопытного порта на Xbox с новыми механиками и локациями, но не судьба.

 

После премьеры Onimusha: Dawn of Dreams и её слабых финансовых показателей Capcom фактически бросила цикл на произвол судьбы. Многих удивило подобное отношение компании к некогда успешному сериалу: где релизы на новых платформах, авторы Street Fighter II и Resident Evil 4? Однако теперь всё позади: после 13 лет забвения Onimusha вернулась в магазины в 2019-м. И о «новинке» стоит сказать отдельно — уж больно любопытным вышло переиздание первой части.

Как вино

На первый взгляд оно не слишком впечатляет — просто ещё один ленивый ремастер от NeoBards Entertainment, создателей Devil May Cry HD Collection (второй версии, для PC, PlayStation 4 и Xbox One). Как положено, команда обновила интерфейс, почистила текстуры и фоны, а также добавила возможность пройти игру в широкоформатном разрешении путём обрезки кадра. Словом, ничего особенного, если не считать переработанного управления и уникального музыкального сопровождения.

Здраво рассудив, что движение при помощи крестовины уже давно не в моде, разработчики ввели поддержку левого аналогового стика — Саманоске способен двигаться в любую сторону как угодно, без необходимости разворачиваться, словно танк. Кроме того, теперь для смены оружия не требуется заходить в меню — достаточно нажать R2. Новшества заметно преображают динамику экшена, и смотрятся очень к месту: можно подумать, будто в Onimusha дела так обстояли изначально.

С музыкой немного сложнее. Как выяснилось в 2014-м, Мамору Самураготи был тем ещё аферистом — все шедевры «японского Бетховена» на самом деле писал другой человек, так что использовать их заново не комильфо. Проблема? Ещё какая, но у неё нашлось решение: во внезапном порыве щедрости Capcom заказала абсолютно новый саундтрек. Его сочинил композитор Okami и Fire Emblem: Three Houses Рей Кондо (Rei Kondoh). Стоит отдать должное маэстро: он и его ассистенты постарались на славу. Тем не менее превзойти исходные мелодии не удалось, и фанаты моментально почувствуют разницу в настроении отдельных сцен. Например, финальное противостояние прибавило в пафосности, однако утратило искру эпохи PS2. Зато для арены в Тёмном измерении подобрали достойное сопровождение.

Весьма толковый набор призов мотивирует близко ознакомиться с практически каждой механикой.
Весьма толковый набор призов мотивирует близко ознакомиться с практически каждой механикой.

К сожалению, на этом все новинки издания закончились — контент Genma-релиза для оригинальной Xbox умельцы из NeoBards оставили за кадром. Остаётся только гадать почему: неужели у Microsoft эксклюзивные права на новые доспехи и демона-куклу?

Есть ли смысл ознакомиться с незаслуженно забытым бестселлером сегодня? Ещё бы. Даже если история Японии не вызывает трепет, а «закосы» под Resident Evil кажутся порождением сатаны, Onimusha: Warlords вполне способна подарить приятные 4-5 часов вечером выходного дня. Как оказалось, Саманоске Акети ещё хоть куда — вот бы увидеть его в абсолютно новой игре!

Плюсы: увлекательная кампания; толковая боевая система с неочевидными нюансами; обилие инновационных по меркам 2001 года идей; незатасканный сеттинг; удобное управление (даже без учёта новшеств ремастера) и запоминающийся саундтрек.

Минусы: откровенный недостаток контента; временами неудачные ракурсы статичной камеры; неудобная и в целом бесполезная стрельба; простой сюжет способен огорчить своей прямолинейностью.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Onimusha: Warlords

Платформы
PC | PS2 | PS4 | XBOX | XONE | NSW
Жанр
Дата выхода
25 января 2001
138
4.0
64 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

«Мы зря пропустили...» — не самое удачное название для подобной старины/классики.
Речь скорее о том, что год назад вышло переиздание, зря не написали про него)
Дата выхода: 25 января 2001 г.

Уверены что пропустили? Стопгейм тогда едва родился =/

Ладно-ладно шучу, не знал что было переиздание на PS4.
Отличная статья, в которой всё понятно изложено, спасибо Игорю.

(В конце первого абзаца «Восточная сталь» глаз зацепился за маааленькую ошибочку: "… убрав почти всЁ намёки на хоррор...".)
Давайте «the lions song». Отличная история про людей искусства начала 20 века.
Справедливо. Как-то я не предал этому особого значения (ノ∀`*)
Помню, проходил на эмуле 2 Соньки её, действительно, хоть и интересная, но очень короткая и возвращаться не сильно тянет, в отличии от того же Резидента. А вот в третью, помню, залипал конкретно так. Вот бы и её ремастернули.
А я не пропускал. Давно, лет 10 назад прошёл на ПК. Была ещё Dawn Of Dreams, но это чуть ли не единственная игра, в которой жёсткие баги текстур на эмуле PCSX2:-(
А когда-то ещё в Steam можно было Demon Siege купить и ужаснуться кривизне официального порта (от создателей первого PC-издания Resident Evil 4!).
Жду когда capcom сделают полноценный реворк или продолжение, учитывая их нынешнюю политику. Я бы не отказался. Годный слешер был
Раз пошла такая пьянка, то там еще классического Aladdin выпустили на Switch. ;)
Так много переизданий и так мало времени, что тут сказать!
Надо будет приглядеть ее на сыч, выглядит похвально. Спасибо за наводку.
Читай также