С тех пор как CD Projekt анонсировала новую версию клиента GOG, чего только о нём не говорят. Возможности собрать все игры со статистикой на одной виртуальной полке людям, очевидно, мало. Поэтому реальные планы разработчиков то и дело украшаются чьими-то фантазиями: дескать, GALAXY 2.0 подвинет с пьедестала Steam, вместит в себя все функции других онлайн-магазинов и вообще такую революцию устроит, что монополисты подавятся. Так вот, это ерунда и выдача желаемого за действительное. Объясняем на примере бета-версии программы почему.
Что такое GALAXY 2.0
Расписывать преимущества оригинального клиента незачем. Все и так знают, что первая (и пока единственная) «Галактика» — это не только красивое оформление коллекции, но ещё и свобода от DRM-защиты и неплохая подборка классики с рабочим кодом. Геймерам понравилась идеология CD Projekt, поэтому сервис компании оказался успешен. В 2016 году разработчики попытались сделать опыт пользователей ещё богаче и представили GOG Connect — с его помощью в GALAXY разрешили добавлять некоторые покупки из Steam. Эта возможность известна, но на всякий случай напомним:
«Коннект» требовал согласия издателей на отмену DRM в их играх, поэтому его охват оказался скромным, зато идея не пропала даром. С той лишь разницей, что теперь GALAXY 2.0 позволяет интегрировать не отдельные продукты, а всё содержимое библиотек Steam, Uplay, Epic Games Store, Origin и Xbox Live разом. С последней площадкой у CD Projekt даже есть официальный договор, а остальные добавлены в общий котёл энтузиастами. В придачу сервис научили подгружать «ачивки», снабдили рядом дизайнерских и социальных решений — для общения пользователей разных клиентов и отображения тех игр, которые проходят ваши друзья.
Вот как комментируют свои планы представители компании:
«Наша задача — объединить в GOG GALAXY 2.0 как можно больше игровых платформ, ПК и консольных. Сейчас мы ведём переговоры с большинством популярных платформ, которые хотим интегрировать. Тут ещё важно отметить, что помимо юридической стороны каждая интеграция — это сложная техническая задача, причём разная в зависимости от платформы. Поэтому мы дали комьюнити возможность самим создавать свои интеграции на основе открытого кода. Некоторые пользовательские интеграции (со Steam, PlayStation и др. платформами) уже доступны в клиенте на этапе закрытой беты».
Только имейте в виду, что речь о бета-версии. Некоторых функций в ней ещё нет, а существующие не всегда работают как надо. И авторы лончера прекрасно знают о самых актуальных его проблемах, уж поверьте. Однако тема статьи требует въедливости — лишь поняв, что такое вторая «Галактика» сейчас, мы увидим, чем она может стать в будущем, после своего релиза.
GALAXY 2.0 никому не бросает вызов
Сейчас модно быть Давидом, выходящим на бой против великана Голиафа. То и дело появляются «убийцы» именитых сервисов, гаджетов, технологий. Недавний пример из игровой индустрии — Epic Games Store, владельцы которого сделали ставку на временные эксклюзивы, от Metro: Exodus до портированных на PC консольных хитов студии Quantic Dream. Благодаря такой политике новичок быстро набрал обороты и действительно выбился в потенциальные соперники Steam. Для некоторых геймеров выход нового клиента GOG — событие того же рода. Но это ошибочное мнение.
Ведь GALAXY 2.0 никому не бросает вызов, а его разработчики не планируют вытеснять с рынка какие-либо платформы. Это подтвердили в переписке с нами сотрудники компании:
«Идея, лежащая в основе GOG GALAXY 2.0, напротив, про объединение. Мы хотим сделать жизнь современного игрока легче, дав ему возможность не перескакивать от одной платформы к другой, чтобы запускать игры, следить, во что играют друзья и т. д., а объединить все свои библиотеки и друзей с разных платформ в одну. Сегодня, когда все платформы гонятся за эксклюзивами, у игрока часто не остаётся выбора (к тому же если он — пользователь ПК и консоли одновременно) и он вынужден иметь сразу несколько установленных клиентов, между которыми разбросаны его игры и друзья. Поэтому мы в первую очередь думали о том, как решить проблему игроков, а не бросать кому-то вызов».
Если этого недостаточно, обратите внимание на то, как функционирует новая платформа. Для добавления коллекций со сторонних площадок она требует их логины и пароли. Вы не сможете ни установить, ни удалить игру, добавленную в GALAXY 2.0 из Steam или Uplay, без тех же «Стима» и «Юплея». Не говоря уже о покупке товаров. Хотя интеграция магазинов и заманчива, в GOG трезво оценивают шансы: «Это интересная идея: много пользователей, которые сейчас тестируют GOG GALAXY 2.0 на закрытой бете, просят добавить эту функцию. Можем только сказать, что на данный момент такая возможность не поддерживается в клиенте».
То есть о полноценном использовании функций других магазинов без запуска их программ нет и речи. Вдобавок GALAXY 2.0 пока лишена привычных мелочей — например, нет списка дополнительного контента: нельзя посмотреть, какие DLC к игре из Steam уже куплены, а какие ещё можно приобрести. DRM тоже просто так никуда не исчезнет. Товары в магазине GOG традиционно избавлены от программной защиты, но сторонние продукты попадают во вторую «Галактику» со всем, что к ним прикрутили изначально. Включая, разумеется, пресловутую Denuvo.
Иначе говоря, новый клиент — обёртка, под которой можно собрать разные игротеки. И для её использования всё-таки необходимы установленные и активные Steam, Epic Games Store, Origin и… чем вы ещё пользуетесь? Вот понятный пример: размещённый на StopGame.Ru видеообзор всё равно остаётся роликом с YouTube. Если файл удалят на хостинге — он станет недоступен и здесь.
У GALAXY 2.0 пока что хватает нерешённых проблем
Ещё бы их не было, на то она и бета. Создание базы данных из сотни тысяч игр для автоматического добавления жанров и постеров — прекрасная идея. Только она тоже нуждается в полировке. Так, PC-версию Killer is Dead новый клиент снабдил обложкой издания для PlayStation 3, хотя речь о Nightmare Edition. А в некоторых случаях продублировал один и тот же продукт — например, если вы купили Assassin’s Creed: Odyssey в Steam, то в GALAXY 2.0 с интегрированными Steam и Uplay появится пара иконок-близнецов.
Ещё одинаковые картинки могут висеть на разных версиях произведения — скажем, на Hellblade: Senua’s Sacrifice и её VR-издании. Причём в нынешнем клиенте такие вещи подписаны, а здесь приходится удерживать мышь, чтобы прочитать всплывающий комментарий. Либо переключаться с оформления «Сетка» на «Список», жертвуя эстетикой. Иногда в списке двоится из-за DLC — Kingdom Come: Deliverance и дополнение Treasures of the Past представлены разными пунктами. Но самое удивительное, что для своих же произведений сотрудники CD Projekt не нашли артов в хорошем разрешении. Это особенно заметно, если выкрутить размер обложек на максимум.
По умолчанию в наличии жанровые фильтры с возможностью добавления собственных тегов. Только не удивляйтесь, если поиск запишет в стратегии Metal Gear Solid V, L.A. Noire, «Ртутного человека» Ильи Мэддисона и RPG старой школы — вроде Divinity: Original Sin II и Torment: Tides of Numenera. Перед столь творческим подходом впору снять шляпу — безо всякой иронии. Нельзя же называть стратегией лишь то, на чём так и написано. Но насколько практично такое решение?
Короче, разработчикам ещё есть что улучшать. Но выполнить часть этих улучшений волен и сам пользователь. В отличие от других популярных платформ, GALAXY 2.0 имеет существенное преимущество — его можно настроить под себя.
GALAXY 2.0 уже сейчас удобно пользоваться
GOG всегда славился доверием к обычным геймерам — вот и сейчас предлагает не столько готовый сервис, сколько набор инструментов. Любые игры можно добавлять, убирать, оценивать по пятибалльной шкале и снабжать метками для сортировки — например, выбрать самые крутые, полный отстой или во что зарубиться летом. Представьте себе переезд в новую квартиру: сперва у вас нет ничего, кроме голых стен и коробок с пожитками. Но стоит чуть повозиться, расставить мебель, прибраться и украсить жильё, как оно становится уютным. То же самое происходит во время знакомства с GALAXY 2.0.
Бета-версия приложения даёт то, чего нет в магазинах, существующих долгие годы. Причём работают свежие функции вообще без нареканий — быстро и понятно. А если вам удобно пользоваться какой-нибудь штукой, вы, конечно, рассказываете о ней друзьям — как о незамеченной критиками игре, вдруг оказавшейся шедевром. Тут и пригодится социальная часть с объединением пользователей всех популярных платформ. Что самое интересное, при всех достоинствах, новинка не тянет одеяло на себя — поводов для конкуренции в этой области попросту нет.
Да, GALAXY 2.0 — это оболочка, а не полноценная замена того же Steam. Но оболочка удобная и, в чём несложно убедиться на практике, полезная. Давно пора упорядочить хаос, воцарившийся на геймерских компьютерах из-за разных магазинов и издателей. А что GOG предлагает не такое уж и глобальное решение проблемы, так лиха беда начало.
Лучшие комментарии
Классный хаб всей цифровой игротеки получается, да и вообще душой и сердцем за гог.
Сейчас если запустить через Galaxy игру со Стим, например, она автоматически откроет и залогинит стим. Но когда игру закрываешь, Стим продолжает работать, закрывать его приходится вручную. Это тупо)) Но к следующему обновлению как раз эта функция должна подоспеть, если я всё правильно понял.
Ещё не хватает возможности настроить какой-нить фон, как это можно делать на собственной gog-странице. Сейчас фон то рыжий то фиолетовый то коричневый, то синий. Зависит от того, какую игру открывал последней. Но красоту скорее всего подвезут ближе к релизу)
Это самая важная фича стима для меня… И как-то не уверен, что ее легко добавить в гог…
Поэтому когда добавится функция «выключать стим при выходе из игры» его можно будет вообще не замечать. Тихонько включился с игрой, тихонько выключился с игрой)
Я сейчас включение стима замечаю только когда он обновлятсья начинает, тогда да, тогда дольше. Но это просто я оттуда почти ничего не играю сейчас. Да и в любом случае обновляться он будет хоть так, хоть эдак, поэтому редких задержек не избежать)
А стим запускается полностью в фононов режиме, первое что от него видно — кнопка вниу справа про включение оверлея)
Да, это так, но нужно понимать, что пользователем магазина видеоигр может стать только человек имеющий при себе железяку ценной в 20-30 тысяч. Большая часть потребителей отсеивается именно на этом этапе и решить данную проблему могут только облачные сервисы, но это а) никак не относится к магазинам вроде steam и EGS и б) всё же относительно далёкое будущее.
А если говорить про подписки, то нужно понимать, что видеоигры и сериалы это разные медиа и проблемы с их распространением тоже разные. Рассмотрим сериалы и фильмы распространяемые в нетфликсе. Есть эксклюзивные продукты спонсированые нетфликс, которые полностью им принадлежат, и есть продукты сторонних студий, пик популярности которых давно прошёл(исключением являются сериалы и фильмы, которые являются эксклюзивом нетфлика за пределом страны-производителя.).
Если говорить про первые, то я не уверен, что хоть один из владельцев магазинов готов делать крупные проекты во множественном числе, распространяемые только по подписке. Это приведёт к расширению штата сотрудников той компании, которая решится на это, или множественным дорогостоящим контрактам с другими студиями. Подписка всё ещё является спорной авантюрой для игровой индустрии, и если окажется, что она является ошибкой, те кто решат ввести её понесут гигантские убытки. А что до вторых, то с их распространением проблем в теории быть не ложно, но они явно не будут тем, ради чего кто-то будет покупать подписку.
Всё ещё осложняется и тем, что гигантские компании вроде EA и Microsoft уже готовы к потенциальному подписочному будущему, и тому кто также решится на подписку придётся стать отстаивающим.
При первом запуске стим всегда обновы ищет или это я один такой?
Спасибо за обзор!