22 апреля 2019 22.04.19 40 52K

Katana Zero: Обзор

Бывает так, что при взгляде на скриншоты и геймплейные отрывки хочется опробовать ту или иную игру, а в итоге она оказывается совершенно не тем, чего ты ожидал. Так произошло с Katana ZERO — вроде бы это стильный кровавый платформер, но на самом деле это куда более глубокое произведение. Красивая история, поднимающая неожиданные темы и сделанная настолько качественно и с такой любовью, что буквально в каждом пикселе видны огромные усилия и старания разработчиков.

 

Красота, да и только

Всё здесь так здорово прорисовано, прописано и собрано воедино, что на протяжении всех четырёх часов, которые предстоит потратить на прохождение, не хочется отвлекаться ни на минуту. Многие ругают «пиксельные» игры и их «ленивых разрабов», якобы не способных сотворить нечто красивое и играющих на ностальгии, но даже эти (странные) люди вряд ли решатся сказать что-то подобное о Katana ZERO. Анимация каждого персонажа, освещение, эффекты, детализация задников — всё выглядит роскошно. Не The Last Night, конечно, с её отражающимся в лужах светом фар, но всё же.

Настолько стильный и иногда даже вычурный дизайн фантастическим образом сочетается и с сюжетом, и с игровым процессом. Мы берём на себя роль наёмного убийцы, вооружённого катаной. На первых порах он приходит на приём к какому-то знакомому ему человеку, забирает папку с указанием цели и позволяет вколоть себе некое вещество — а затем покидает кабинет и отправляется на задание. То, что поначалу кажется обычной историей о наёмнике, очень быстро обрастает такими деталями и неожиданными поворотами, что сюжет становится чуть ли не увлекательнее геймплея. Тут вам и вопросы о жизни и смерти, и поиски истины, и безумные эксперименты.

Интересно сделаны диалоги, формат которых так непривычен, что его подобие хотелось бы чаще видеть в других видеоиграх, особенно в RPG. Общаясь с кем-то с глазу на глаз или по телефону, вы можете до завершения реплики собеседника перебить его или бросить трубку, сразу перейдя к делу или поставив его в неловкое положение. Конечно, сильно сюжет от этого не меняется, но иногда вы всё же будете замечать последствия своих действий — либо босс, запретивший вам общаться с целью, окажется недоволен работой, если вы решите потянуть время и выслушать беднягу, либо какой-то персонаж вспомнит о вашем прошлом разговоре.

Девочка с хвостиками оказалась одним из лучших персонажей.
Девочка с хвостиками оказалась одним из лучших персонажей.

Верная катана

Согласившись на задание, за выполнение которого босс погладит по головке и выдаст очередную дозу, игрок должен зачистить локацию от противников и добраться до главного негодяя. Путь поделён на несколько комнат — обычно всё начинается с небольших помещений, а ближе к концу главы вы можете попасть в трёхэтажный зал с кучей дверей и лестниц. Главное и единственное оружие в арсенале героя — катана, убивающая любого противника (кроме «боссов») с одного удара. Однако и сам персонаж не выдерживает много попаданий — хоть он и кажется всесильным и крутым, на деле он тоже склеивает ласты после первого ранения.

Упрощает задачу возможность замедлять время, которая поначалу не очень-то важна (я за первые два часа, кажется, ни разу ею не воспользовался), зато потом оказывается полезной. С помощью катаны можно отражать снаряды, что спасает на многих поздних уровнях, а без замедления вовремя отреагировать на выстрел из пистолета гораздо труднее. Благодаря таким умениям (и перекату, который тоже доступен в любой момент) все драки становятся куда зрелищнее: вы вышибаете дверь, размазав по стенке стоящего рядом с ней охранника, отбиваете катаной пулю, задеваете ею кого-то, кувыркаетесь, размахиваете оружием, заливаете кровью все стены и отправляетесь дальше.

Нельзя сказать, что Katana ZERO предлагает множество вариантов решения одной и той же проблемы, — как такового стелса здесь нет, скрытно убивать трудно (хотя глухие враги ничего не слышат, если двери закрыты, и это спасает), да и навыков у главного героя нет. Комнаты больше напоминают головоломки, в которых вы изучаете, какие противники где стоят, какие предметы лежат на полу (можно кидать одноразовые ножи и коктейли Молотова) и где можно спрятаться в случае опасности.

Неудачная попытка — придётся начинать заново.
Неудачная попытка — придётся начинать заново.

Кодекс самурая

Разные типы врагов делают процесс сложнее — к примеру, вооружённые пистолетом охранники могут погибнуть от отражённой пули, а вот людей с дробовиками так просто не убить, поскольку снарядов в вашу сторону летит несколько. Если у противника щит, его вообще невозможно ударить спереди — он вас оттолкнёт и сделает на пару секунд беззащитным. Приходится кувыркаться и кромсать его спину катаной, а это может привлечь внимание ещё нескольких людей. После смерти вы почти моментально переноситесь в начало комнаты и должны всё проделывать заново. В поздних главах умирать придётся часто, но лично я ждал такие непростые испытания, а не сокрушался из-за необходимости перепроходить одни и те же участки.

Удивительно, как разработчикам удалось выдержать такой ровный темп повествования, тесно связав друг с другом обычные геймплейные эпизоды, сюрпризы, оригинальную историю, диалоги с несколькими вариантами ответа и другие элементы. Нет ни одной лишней сцены, ни одного скучного или бессмысленного диалога. Даже сражения с «боссами», которые порой оказываются слабой составляющей подобных игр, получились занятными. Жаль, что их мало.

Это, в принципе, справедливо и для игры в целом. И дело не в том, что четырёх часов прохождения недостаточно, — этого вполне хватает. Однако было очень странным решением завершать историю на полуслове и писать «Продолжение следует». Помню, как в начале нулевых я видел ту же надпись в концовке шутера XIII, и спустя 15 с лишним лет так и не получил сиквела. Но здесь, судя по всему, ситуация не повторится — продолжение наверняка выпустят в качестве бесплатного обновления чуть позднее. Вероятно, дело в банальном отсутствии денег — проект находился в разработке более шести лет и часто переживал времена, когда у авторов не было никаких источников финансирования.

Нередко приходится импровизировать.

Главное, что в итоге мучения коллектива Askiisoft были не напрасны, а Devolver Digital не зря согласилась заниматься изданием игры. От Katana ZERO ждали крутого экшена, «Hotline Miami с видом сбоку», а получили шикарный триллер, ярко выделяющийся на фоне конкурентов. А какой тут саундтрек! Музыка не так сильно въедается в память, как треки в «Хотлайне», но настраивает на нужный лад и всегда соответствует происходящему на экране — от мелодичных партий на пианино в спокойных эпизодах до ритмичной электронной музыки во время выполнения заказов. В общем, пропускать игру строго не рекомендуется — такое появляется гораздо реже, чем хотелось бы.

Плюсы: отличная история, полная неожиданных поворотов и шикарных персонажей; чудесный визуальный стиль; простенькая, но зрелищная «боёвка» с замедлением времени и возможностью отражать снаряды катаной; ровный темп повествования и отсутствие скучных эпизодов; качественный саундтрек; прекрасный перевод на русский язык.

Минусы: экран со словами «Продолжение следует» в конце — не лучшее решение.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Katana Zero

Платформы
PC | Mac | XONE | XBOXSX | NSW
Жанр
Дата выхода
18 апреля 2019
1.2K
4.4
915 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Абсолютно внезапный для меня релиз, который только усилил впечатление от игры! Как и автор — рекомендую ВСЕМ!
То самое доставляющее RETRO, которое способно до глубины души зацепить целевую аудиторию. А как звучит...
>Прекрасный перевод на русский язык
Серьезно? Да от него бы Денис принглсом поперхнулся! Главного героя с какого-то хрена зовут «змей» а не «дракон» как в оригинале, маленькая пятилетняя девочка с какого-то хрена грозит главного героя «посадить на бутылку», а противников войны, которыми в оригинале были «cromag» что можно немного скрепя зубами перевести как «Кроманьонцы» у нас в переводе с какого-то хера решили называть «унтерменьши». НУ ВЫ ПОНЯЛИ, ПО НЕМЕЦКИ. И это я ещё не говорю про переиспользование мата у психолога который в оригинале пусть и злиться но мат использует в разы реже.
Это НЕ хороший перевод. Чтобы что-то считалось хорошим переводом, итоговый продукт должен быть черт возьми «переводом», а не отсебятиной во все поля.
избитый сюжет про волшебный наркотик

Почти все возможные сюжеты уже когда-либо были, поэтому главное не оригинальность, а подача. И не могу сказать, что она в игре хромает
и полон отсебятины

Отсебятина там разве что в плане ругательств, переводчик там действительно разошелся. Но это не точно.
> избитый сюжет про волшебный наркотик, дарующий супер силу и различные группировки, которые естественно хотят забрать его себе, перевод на русский
Эмм, сюжет как бы не про то. Это как описать «Тебя здесь никогда не было» как фильм про то как мужик спасает девочку от злых парней.
Когда я вижу, что «It was sick» перевели как «Меня чуть не стошнило», все становиться понятно.
С одной стороны я вижу в этой игре более удачную в рекламе «the red string club» — хороший сюжет, интересный геймплей (опять же — и то, и то — головоломка, пусть и по разному работающая), пиксельная графика. хорошая музыка и киберпанк в том или ином виде.
А с другой — я вижу игровую реализацию мульта «Ниндзя в деле». Стремительная рукопашка с использованием подручных средств, эксперименты разной степени бесчеловечности, кровища и очень сртёмная маленькая девочка с косичками (если в игровой версии она кого-нибудь из дробовика порешала — будет совсем круто). Ядрёная смесь. Готов пповерить, что это действительно круто.
Особенно мне понравилось то, что геймплейные особенности не просто существуют, а еще и объясняются сюжетом.
Мне понравилось, как они геймплейно это завязали. Каждое твоё прохождение – выстраивание цепочки действий в голове. Именно поэтому возникают надписи «Нет, так не пойдёт» или «Да, это получится».
Ещё больше понравилось, что боссы, накачанные тем же наркотиком, тоже типа «адаптируются» под игрока. В частности, босс-снайпер после n-ого раза просто доджил удар, который в предыдущие разы его достигал.
Что НЕ понравилось: часть локаций можно пройти только одним способом. Вариативности не так уж много. В том же Ronin было бОльшее разнообразие.
Сюжет, как я понял, не окончен. Прошёл два раза, по-разному отвечая на реплики, а финал такой же. Эх…
Уже опробовал первый час игры, это что то, одна из лучших инди за последние годы! ВСЕ БЫСТРО ИГРАТЬ!!! Это тупо мастплей:D
Советую попробовать «not a hero».
Я совсем поехал, или на втором скриншоте на вывеске здания написано «клуб кожевенного ремесла»?
советую ещё секретного босса пройти, очень того стоит

нужно максимально делать всё против желаний психолога

убить всех кого не нужно было убивать, делать всё максимально наперекосяк

в отеле вывезти из себя хостес(девушка на входе), убить всех в тюрьме

максимально долго говорить с электроником, сразу после этого в разговоре с психологом нужно будет отказаться от наркотика, хорошим знаком если в деле по след. цели(тюрьма) будет вместо описания просто одно слово много раз УБИТЬУБИТЬУБИТЬУБИТЬУБИТЬ

так же хорошим знаком если на уровне БУНКЕР 1 психолог разочаруется в том что персонажа всё ещё не убили

во всех остальных разговорах максимально ему дерзить/перебивать

и некоторые уровни типа отеля с девушкой нужно перепройти до самого конца

советую просто перебрать все сцены разговоров с психологом и понять где можно было сделать хуже чем есть/было

на кассете Bunker 2 где гг убивает психолога, если всё сделано правильно, психолог превратиться в секретного босса
Изумительно и Рефанд одновременно, стопгейм всесторонен
Хорошая игрушка, с быстрым и честным геймплеем. Меня прям зацепил сюжет, точнее фабула сюжета, что меня одновременно и расстраивает из-за незаконченности. Игру стоит купить и поиграть чай стоит она не дорого, правда и проходится часа за 4 максимум, и реплейабилити невысокая, хотя может я и не прав, и стоит в диалогах повыбирать что-то другое. И отдельно стоит вспомнить о весьма достойном саундтреке.
Ну русскоязычный человек везде может быть, а вот в то, чтобы продавец в китайском квартале дела вёл на русском, верится уже меньше.
Читай также