С декабря прошлого года в интернете не утихают споры вокруг планов компании Wizards of the Coast на изменение методов распространения материалов по настольной ролевой игре Dungeons & Dragons. Недавно фанатам удалось добиться официальных комментариев и разъяснений. Поэтому настало время рассказать, в чём была проблема и удалось ли фанатам развернуть курс большой корпорации.
Что вызвало тысячи гневных комментариев в сети под хэштегом #OpenDnD? Почему сотни авторов контента по D&D забили тревогу? Как это касается компьютерных игр, и что об этом думают в русскоговорящем НРИ-сообществе? Мы погрузились в вопрос и взяли комментарии у людей, отлично знакомых с Dungeons & Dragons.
Мы не будем разбирать чащу юридических формулировок и документов. Но для понимания ситуации всё-таки два понятия стоит ввести.
- System Reference Document (SRD) — перечень игровых механик и правил настольной ролевой игры. Такой есть у D&D, Pathfinder, Blades in the Dark и других систем. Компании публикуют их в открытом доступе, чтобы мастера и игроки на их основе создавали свои материалы, совместимые с игрой. Этот документ можно сравнить с исходным кодом компьютерной игры.
- Open Game License (OGL) — публичное соглашение или лицензия. Этот документ регламентирует то, как люди могут пользоваться материалами НРИ и её SRD. Что можно использовать в своём творчестве, а что нельзя. Можно ли продавать свое творчество, основанное на SRD и так далее.
С чего всё началось?
Сообщество очень пристально следит за новостями от Wizards of the Coast, ведь сейчас активно идут плейтесты следующей редакции правил под рабочим названием One D&D. И когда 21 декабря хозяева вселенной из WoTC анонсировали, что хотят изменить действующую OGL, в сообществе поднялась волна негодования, которая скоро превратилась в цунами.
Чем была хороша предыдущая версия OGL 1.0a? С точки зрения авторов дополнительного контента — всем. Она бессрочная. Даёт право авторам зарабатывать на результатах своего труда. Текст соглашения состоит из примерно 900 слов и почти не менялся с 2000 года, когда был опубликован. OGL 1.0a позволяла свободно использовать содержание перечня механик и правил SRD. Под ограничения попадали лишь торговые марки, принадлежащие WoTC, то есть имена сюжетных персонажей, некоторых монстров, заклинаний и так далее.
Хотите продавать книгу правил, где действие игры будет проходить в пустыне и все будут кататься на гигантских змеях? Пожалуйста. Только позаботьтесь, чтобы не было упоминаний иллитидов, бехолдеров и мага Эльминстера.
То есть, будь такая лицензия опубликована скажем Nintendo, люди по всему миру могли бы создавать свои платформеры про электриков, грузчиков или SMM-менеджеров, используя исходный код Mario. Энтузиасты даже имели бы право продавать эти игры. Главное, не использовать образ водопроводчика, его брата, принцессы и некоторых грибов.
Дракону нужно больше золота
Видимо, сложившееся положение вещей перестало устраивать боссов WoTC и материнской компании Hasbro. Появились сообщения о том, что бренд D&D приносит недостаточно денег. И озвученные в декабре планы по изменению OGL включали введение системы роялти.
Если авторы зарабатывают больше $50 тысяч в год, то они должны отчитываться перед WoTC. А если доход превышает $750 тысяч, то придется отдавать владельцам бренда D&D 25% или 20%, если средства были собраны через Kickstarter.
По оценкам самих же WoTC, они планировали уже в 2024 году получать выплаты от почти 20 компаний. Ведь до последнего времени очень много компаний по всему миру строили свой бизнес на бессрочности OGL. Paizo, Green Ronin и Kobold Press — одни из многих издательств, кто выпускает свои материалы благодаря OGL 1.0a.
Точнее выпускали. Потому что уже в январе в сеть утёк черновик OGL 1.1. И в документе, который насчитывает почти девять тысяч слов сказано, что OGL 1.0a больше не будет работать. Любой, кто хочет продолжать создавать свои материалы по SRD, обязан будет принять новую лицензию.
С моей точки зрения это очень сильный удар. Представьте что «Макдональдс» смог запатентовать идею бургера, а вы «Бургер Кинг». Вот тут примерно так же. Очень много издателей и авторов одиночек работают исключительно, или почти исключительно с OGL контентом. Например (по моим оценкам) почти 80% так называемых OSR игр так или иначе с ним связаны. Изначально слитые условия — что-то вроде рейдерского захвата рынка.
Кроме того, согласно черновику, WoTC оставляет за собой право прекратить действие лицензии для любого автора или компании, если создаваемый продукт покажется им расистским. Также указано, что автор отказывается от права подать в суд на компанию, в случае такого решения.
Уже этого стало достаточно, чтобы компания Paizo анонсировала создание собственной лицензии Open RPG Creative License (ORC). Которая будет подходить для игр с самыми различными правилами и позволит создавать контент без оглядки на WoTC и D&D. Идею уже поддержали более 1,5 тысяч авторов и издателей, но, пожалуй, перспективы этого пути заслуживают отдельного разговора.
Моё, твоё, наше
Потрясения, вызванные утечкой OGL 1.1 не исчерпываются денежным вопросом. Среди прочего, авторы документа заявляют, что могут игнорировать авторские права на любой контент, созданный по лицензии.
Вы владеете новым и оригинальным контентом, который вы создаёте. Вы соглашаетесь с тем, чтобы предоставить нам неэксклюзивную, бессрочную, неотзываемую, распространяемую на весь мир, сублицензируемую лицензию без отчислений, чтобы использовать этот контент в любых целях.
Например, вы придумали уникальную систему магии с манипуляцией временем и пространством. Написали десятки заклинаний для разных классов. Создали новые механики на основе правил D&D. В течение года тестировали систему, делились наработками с сообществом. Наконец, написали книгу на 200 страниц с финальным изложением системы, подробными примерами, советами и может даже кампанией, в ходе которой игроки смогут изучить новые заклинания. Дальше продаете книгу или рассылаете бэкерам, которые донатили вам во время создания. Через месяц выходит новое официальное платное дополнение для D&D. И там ваша система, но, может, чуть с другими названиями.
Кто-то может сказать, что это удача. Ведь если твои материалы были признаны официальным издательством, то это значит, что ты хорош. Скажем, моддер Halk Hogan публично не сетовал на то, что его наработки вошли в официальное переиздание The Witcher 3: Wild Hunt. Но авторы контента в сообществе НРИ вряд ли согласятся с этим мнением.
Настольная ролевая игра крайне сложная штука в плане авторства с точки зрения разных процессов согласно книге Creation of Narrative in Tabletop Roleplaying. Есть автор игры (правил и механик), автор приключения (текста кампании, сценария или модуля), авторы игрового сюжета (игровая группа), авторы дополнительных правил и контента к существующим правилам. Это всё разные уровни авторства, которые основываются друг на друге.
В сфере настольных ролевых игр очень часто происходит заимствование и развитие разных идей на бытовом уровне. Однако некоторые из них продаются в качестве дополнений третьими лицами. И так было относительно всегда для D&D. Строились целые компании вокруг настольной ролевой игры, которые преимущественно занимались дополнительным контентом. Будут ли рады теперь авторы этих игр оказаться бесплатно на страницах дополнений D&D книги? Сомнительно, как мне кажется.
Мы пришли договориться
Вышеперечисленные изменения, а также ограничения на использование контента в рамках виртуальных столов, просто взорвали сообщество. Блогеры, мастера, авторы и простые игроки всплескивали своё негодование в Сети. На ситуацию даже обратил внимание Райан Дэнси (Ryan Dancey), бывший вице-президент Wizard of the Coast и один из создателей OGL 1.0.
Моё публичное мнение таково: Hasbro не имеют возможности деавторизировать версию OGL. Если бы мы хотели сохранить эти возможности для Hasbro, то так бы и прописали в лицензии. Я отвечал уже много раз по электронной почте, в блогах и интервью, что эту лицензию нельзя отозвать.
Сообщество требовало официальных разъяснений от WoTC. Молчание представители компании нарушили только 13 января. В официальном блоге на портале D&D Beyond появилось сообщение проливающее свет на материалы, утекшие в сеть.
Сотрудники WoTC не стали опровергать информацию из OGL 1.1. В сообщении сказано, что авторы документа стремились защитить контент D&D от использования в блокчейн-играх и NFT сфере. Также команда WoTC откажется от идеи получения роялти и исключит из лицензии пункты, намекающие на использование интеллектуальной собственности авторов.
Никаких извинений. Согласно тексту сообщения, сотрудники WoTC изначально так и задумывали — сначала получить отзывы на версию 1.1 и лишь затем публиковать. Хотя в тексте слитого черновика говорится, что он вступает в силу уже 13 января 2023 года.
Вы услышите, как люди говорят, что они выиграли, а мы проиграли, потому что ваши голоса были услышаны, и это заставило нас изменить наши планы. Эти люди будут правы только наполовину. Они победили — и мы тоже.
Затем 19 января на связь вышел Кайл Бринк (Kyle Brink) исполнительный продюсер D&D. В блоге он выложил тестовую версию OGL 1.2. Также он объяснил, чем этот документ отличается от OGL 1.1.
- Больше нет никакой системы роялти.
- Не нужно писать отчёты или регистрироваться где-то.
- Лицензия распространяется только на материалы для НРИ и виртуальных столов.
- Новые правила не коснутся материалов, уже опубликованых по OGL 1.0a.
- WoTC не сможет получить авторские права на материалы или использовать их в своих целях.
Также в сообщении сказано, что основная игровая механика D&D будет распространяться по лицензии Creative Commons, которую курирует некоммерческая организация. Такой вариант должен устроить многих. Лицензия CC используется давно в разных сферах, например в музыке и позволяет использовать контент как угодно. Но это не отменяет того, что у WoTC останется собственный SRD. И если авторские материалы ссылаются на него, то они будут распространяться по OGL 1.2.
Однако никуда не исчезло намерение WoTC избавиться от OGL 1.0a, чтобы под этой лицензией больше не выходили материалы. По словам Бринка, это необходимо, чтобы не допустить создание оскорбительного контента. По той же причине в OGL 1.2 остался пункт, позволяющий отозвать лицензию у автора, если контент покажется кому-то в WoTC расистским.
В целом эти заявления помогли слегка успокоить сообщество. Хотя многие формулировки и пункты в OGL 1.2 вызывают вопросы. Например, как с контентом будут работать виртуальные столы Roll20, Foundry VTT и другие. Но компания готова обсуждать эти вопросы в рамках тестов и обратной связи. Бринк опубликовал текст новой лицензии и призвал всех желающих оставлять свои замечания в анкете.
И уже 27 января были подведены итоги опроса. WoTC получила более 15 тысяч обращений.
- 88% не хотят публиковать контент НРИ под OGL 1.2.
- 90% должны были бы изменить некоторые аспекты своего бизнеса, чтобы приспособиться к OGL 1.2.
- 89% недовольны деавторизацией OGL 1.0a.
- 86% недовольны проектом политики относительно виртуальных столов.
В этот же день Бринк опубликовал SRD, но под лицензией Creative Commons. Это означает, что теперь любой человек или организация могут свободно пользоваться и зарабатывать, используя полные правила D&D. И это право компания WoTC никогда не сможет оспорить или отозвать.
Кроме того, Бринк заявил, что OGL 1.0a не будет деавторизована. Те авторы, кто ссылался в своих материалах на эту лицензию, смогут продолжить это делать.
Живые результаты опроса очевидны. Вы хотите OGL 1.0a. Вы хотите бесповоротности. Вам нравится Creative Commons. Обратная связь настолько велика, и ее направление настолько ясно, что мы действуем прямо сейчас. Эта лицензия Creative Commons делает контент доступным для любого использования. Мы не контролируем эту лицензию и не можем изменить или отозвать ее. Это открыто и безотзывно в том смысле, что вам не нужно верить нам на слово. И его открытость означает, что нет необходимости в политике относительно виртуальных столов.
И это победа.
Победа большого сообщества, члены которого не стали молчать. Победа сотрудников WoTC, которые рискнули опубликовать первоначальные планы компании на OGL 1.1 под угрозой штрафов и увольнений. Фанатам удалось не только остановить губительные изменения, но и направить компанию в сторону более открытого контента. Буря стихла. WoTC принесли извинения за боль, что они причинили фанатам.
Круги на воде
Касается ли скандал вокруг OGL других медиа? Пострадают ли будущие видеоигры, фильмы и сериалы? Напрямую — нет. Не важно, какая из версий OGL будет действовать или, например, Creative Commons. Если компания хочет создать видеоигру, то она в любом случае будет заключать индивидуальное соглашение с WoTC. Ведь киностудии нужны именно товарные знаки, имена персонажей, названия мест и так далее. Действующие проекты работают по такому же принципу. Например, в Larian Studios уже заявили, что никакие изменения OGL не коснулись бы их игры Baldur’s Gate 3. Это справедливо и для других медиа.
Не стоит ждать и изменений на отчественной НРИ-сцене. В России почти нет издательств, выпускающих свои оригинальные материалы под OGL.
По OGL в русскоговорящем интернете почти никто не работает на написание материалов для D&D. Так что наши издатели и игроки, скорее, просто с интересом наблюдают за развитием событий, потому что всё равно решается судьба их любимых игровых продуктов.
Но процессы расслоения зарубежного НРИ сообщества и индустрии уже запущены. Компания Paizo не отменила своих намерений перейти на собственную лицензию. И сообщений о том, что количество их последователей сократилось — не было. Многие игроки также писали в Сети, что собираются бойкотировать D&D. К чему приведут эти движения — пока не ясно.
Однако скандал точно не пройдёт бесследно для репутации бренда D&D и компании WoTC. А ведь всего через полтора месяца премьера фильма «Подземелья и драконы: Честь среди воров», который фанаты уже призывали бойкотировать, и в разработке ещё сериал для Paramount+. Вряд ли массовый кинозритель откажется от просмотра из-за скандалов вокруг OGL. Но будущие партнёры WotC точно будут знать, на что способна компания.
Шумиха вокруг WoTC и OGL поставила перед многими любителями этого хобби вопрос: как сильно мы нуждаемся в D&D? На эту тему даже высказался Робин Валентайн (Robin Valentine), главный редактор издания PC Gamer. По его мнению, вся ситуация должна направить взгляды игроков в сторону других настольно-ролевых игр с не менее захватывающими мирами и механиками.
Мы находимся в переломном моменте для хобби. Мы живем в то время, когда культурное влияние D&D настолько велико, что у нас на подходе заслуживающая доверия экранизация с большим бюджетом, но будущее игры кажется более важным, чем когда-либо. Я не вижу смысла в объединении сообщества ради идеи сделать будущее таким же, как сейчас, или еще хуже. Мы можем попробовать что-то лучшее — что-то, что WoTC не может обхватить своими цепкими пальцами.
Лучшие комментарии
Автор Скавен.
Как человек, следивший за историей с почти самого начала, я доволен, что всё завершилось именно так. Однако никто не ослабляет бдительности, ибо не только сам факт первоначального продвижения OGL 1.1 уже показал, на что способны Визарды, но ещё и ничего не понятно относительно того, что будет WoTC делать с VTT, а слухи таковы, что Визарды хотят монополизировать этот рынок.
И на ORC будет интересно посмотреть.
P.S. Для интересующихся, почему Critical Role ничего на этот счёт не сказали — у CR есть контрактные отношения с Визардами, в которых есть определённые NDA (соглашения о неразглашении), не позволяющие им как-то выступать с критикой ситуации. Но тем не менее, у них в Твиттере есть заявление, что они всегда поддерживали и будут поддерживать третьих лиц — издателей контента, ибо считают, что они помогают популяризировать D&D.
Постараюсь провести аналогию. Она не отражает все аспекты проблемы. Но думаю будет наглядной.
Есть деревня. Барон Ричард пришëл, вырыл колодец и сказал. Вот вам колодец с водой. Вам вечно разрешаю пить из него бесплатно. Люди обрадовались и пили. Шло время. Деревня благодаря колодцу разрослась. Жители местные колодец расширили, акведуки построили, водопровод. И жили так 50 лет.
Приезжает внук барона Ричарда. И заявляет, что всë. Вода теперь платная. Потому что изначально колодец построил его дед. На обещание деда, он забивает. Он это делает, потому что понимает, что люди к акведукам и воде привыкли, уезжать не станут и будут платить.
По сути:
Проблема в том, что нынешнее руководство WoTC попыталось пойти против идеи основателей. Вы можете сказать «но ведь это их компания, имеют право». Но результат такого мышления мы уже увидели — скандал, потеря аудитории.
А почему это в разделе новостей? Можно было бы и на первую полосу.
Вот внезапно людей которых устраивала возможность публиковать свои работы по свободным материалам напрягла необходимость отчитываться о доходах в WoTC и отказ от прав на свою работу. В прошлый раз как WoTC так прокатили топовых контентмейкеров на свет появился Pathfinder.
В этот раз топовые контетмейкеры тоже сказали «нахрена мне такое счастье» и объявили что будут пилить свободную альтернативу 5е. WoTC вообще молодцы — создать себе конкурентов и обеспечить им рекламу одним движением это надо уметь.
Если кратко, то они захотели не только денег(замахнулись, например, даже на краудфандинг), но ещё и права на весь контент. И контроль за процессом создания.
Мало того что так никто делать не станет, так ещё и сами WoTC тут выглядят, как будто не видят будущего в своих продуктах и хотят просто напоследок собрать оставшиеся гроши и прикрыть лавочку.
Хм, я правильно понял, что план таков: сторонний контентмейкер выпускает нечто интересное, визарды находят там расизм и прикрывают лавочку и отменяют контентмейкера, а через месяц выпускают это же но с другими названиями и типа без расизма)
— Не прокатило, вычёркиваем.
Отчасти напоминает соглашение в WarCraft III: Reforged, где все пользовательские карты становились собственностью БлиззАрд.
Ну вообще их уже давно это не устраивало: четвертая редакция выходила не под OGL, SRD под пятую редакцию появилось неохотно и до сих пор не включает артефактора…
И как бы история не закончилась, ибо ведь ещё нифига не понятна ситуация с VTT… А учитывая, что Визарды так удачно себе купили D&D Beyond и уже заявили планы на создание своего VTT на его базе...
Ну… Поздравляю Визардов с тем, насколько талантливо они протеряли момент с Critical Role и предстоящим BG3...
Размытое — чтобы трактовать, в зависимости от ситуации.
Это не чужая земля. Это гораздо ближе к, автокаду, к примеру. Вот только если Автодек попытается заявить права на всё что создаётся с помощью их софта, то пересмотр законов об интеллектуальной собственности будет на следующий же день, что бы не допускать таких извращений.
А тут, пока, интересы крупного бизнеса не задеты, и пытаться отьесть кусок не своего пирога ещё можно.
Эх, близардам эту бы ситуацию да в лицо. Они примерно то же самое сделали со всеми модами в ск2 и несколько лет назад (относительно недавно, не больше 5) перенесли это соглашение для вк3.
И эта ситуация показательна: в ск2 делают гениальные модификации кампаний, есть несколько очень удачных концептов карт (переделанных практически полностью, даже если основа взята из кастомок вк3), есть 2-3 гениальных (для пользовательских уж точно) кампании, не являющиеся модификациями/экранизациями описанных во вселенной событий, и при этом общая библиотека карт по ощущениям в сотни раз меньше, чем в вк3, где можно найти сотни кампаний на любой вкус (и из них удачных наберётся явно больше десятка), а про отдельные пользовательские карты начинать говорить страшно (там одних жанров по пальцев обоих рук и ног не пересчитать). При этом в вк3 немало картоделов осталось на старой версии, чтобы это соглашение не принимать.
Очень радостно, что тут всё закончилось относительно благополучно. Спасибо за статью, хороший формат для такой большой истории, когда ты сам глубоко в неё не погружен.
Вот только это должно работать в обе стороны. Раз WoTC использует условную «Мою прекрасную историю» и другие кампании/миры/персонажей, созданные «контент-мейкерами» для завлечения новой аудитории (и поддержания интереса старой), то ей надо делиться и считаться с мнением этих контент-мейкеров. А OGL 1.1 как раз позволяет положить на них болт.
Тут есть подводные камни. Я фанат D&D, я покупаю все рулбуки и приключения. Но вот мне не нравится система ближнего боя в игре. Я создаю хоумрул на основе основных правил, оформляю в виде книжки на 40 страниц, пилю красивое оформление, 6-18 месяцев тестирую это всё с игроками, советуюсь с гейм-дизайнером D&D (Да, так можно делать) и когда всё отполировано, выкладываю это в магазине с ценой «заплати, сколько хочешь», чтобы в течении 2-3 лет после этого продажи окупили какую-нибудь из очередных книг по D&D.
А теперь я должен за несчастные 30$ ещё и подавать в WotC сведения о доходах, чтобы меня не засудили. Плюс весь мой контент может в любой момент появиться в основной книге без моего ведома, хотя для этого гейм-дизайнеру из абзаца выше достаточно было просто спросить разрешения.
Конечно, это контент, основанный на чужой интеллектуальной собственности. Но большинство контентмейкеров в D&D — это обычные игроки, которые допиливают под свои нужды. Мы не хотим сдавать бухгалтерскую отчётность, мы не хотим прямого влияния компании на наше творчество, мы не хотим получать чёрную метку за то, что наш контент не поддержал какой-нибудь ценности WotC.
И самое плохое тут то, что ретроспективно. Это не только запрет на будущее творчество, но и попытка забрать всё то, что мы уже сделали. Либо мы правим весь выпущенный ранее контент под социальные веяния WotC и передаём все права на него WotC, либо мы получаем чёрную метку и возможность встретиться в суде, либо распубликовываем всё, что делали долгие годы.
Самое забавное, что «халява» волновала комьюнити меньше всего. Больше то, что их могли просто использовать для получения этой самой халявы уже для компании.
Это очевидно отговорка и пытаться найти в ней реальную повестку — крайне глупо
Ещё у Старкрафта 2 такая строчка была.
Опечатка
Повторяю ещё раз. «Кирпичи» — то есть контент изначально были мои. Про землю «владелец» то бишь WoTC с самого начала сказал в OGL 1.0 — «стройте бесплатно у меня никаких вопросов не будет».
Вот поэтому все спокойно приносили «свои кирпичи» и «стороили». А тут владелец, раз, и говорит — «Всё, халява кончилась. Что вы у меня построили — теперь моё.»